КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природно-климатические и геополитические факторы развития античного мира, его роль и место в мировой истории
ТЕМА 7. АНТИЧНЫЙ МИР Учебные вопросы: 1. Природно-климатические и геополитические факторы развития античного мира, его роль и место в мировой истории. 2. Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.) и гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) периоды – формирование основ цивилизации Древней Греции. 3. Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции. 4. Классический период в истории Древней Греции (V-IV вв. до н.э.). 5. Эллинизм – заключительный этап цивилизационного развития Древней Греции (323-146 гг. до н.э.). 6. Царский период в истории Древнего Рима (VIII-VI вв. до н.э.). 7. Республиканский период в истории Древнего Рима (VI-I вв. до н.э.). 8. Императорский период в истории Древнего Рима (I в. до н.э.-V в.). Центром античного мира стали Греция и Италия, но его влияние распространялось на обширные территории вокруг Средиземного моря. Античное общество в период его наивысшего расцвета охватывало пространства от Британских островов до Нильских порогов, включая пески Сахары, и от Испании до Месопотамии. Завоевания А.Македонского раздвинули границы античного мира вплоть до Индии и Средней Азии. На этих землях античное общество существовало вместе с очагами древнейших цивилизаций Востока и многочисленными варварскими народами, еще не вышедшими из первобытной стадии развития. От зарождения до гибели античного общества прошло более 15 веков – с XI в. до н.э. по V в. Греция занимала разное географическое положение: материковое (Ахейя), полуостровное (Пелопоннес) и островное (Эолия), что предопределило особую роль моря в жизни ее населения и причастность одновременно Западу и Востоку. Климат изменялся от умеренно-континентального на материке до субтропического на островах. Осадки приходились на осенне-зимний сезон с сентября по февраль, оказывавшийся поэтому единственно благоприятным для земледелия. Весенне-летний сезон, напротив, отличался крайней засушливостью, приводившей к пересыханию рек. Ландшафт Эллады (так называли свою страну сами греки) преимущественно горный, перемежающийся альпийскими лугами и долинами; это создавало благоприятные условия для пастушества, греки издавна разводили коз и овец. Но крайне ограничивало возможности земледелия, т.к. в Греции не хватало плодородной земли. Земледелие стало основной отраслью хозяйства только в некоторых областях страны. Оно не могло обеспечить растущее население хлебом. Более благоприятные условия были для садоводства, здесь возможно было культивирование виноградной лозы и оливы. В горах Элладынаходились рудники драгоценных, черных и цветных металлов, месторождения лучших и весьма разнообразных пород мрамора и другого строительного камня. Страна была богата золотом, серебром, медью, свинцом. В долинах встречались отложения высококачественных глин. Богатством для Греции было море, оно давало грекам рыбу ценных пород и другие морепродукты. Удобные бухты, многочисленные острова создавали условия для мореплавания и торговли. Став искусными мореплавателями, греки превратили свою страну в сильную морскую державу. Борьба за существование шла прежде всего за счет освоения новых территорий, их колонизации и торговли. Греческая цивилизация постоянно расширяла свои границы. С VIII по VI в. до н.э. Греция занимала юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Около 500 г. до н.э. начинается великая греческая колонизация. Она вызвала массовый отток населения. Колонизация открыла новые возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения и других ремесел, с ним связанных. В колониях быстро росли богатые города. Между ними и метрополией устанавливались прочные торговые связи. Из колоний поставлялось зерно, лес, металлы и продукты. Из Греции изделия ремесленников, вина, оливковое масло. Борьба с морской стихией, трудности освоения новых неведомых земель требовали смелых, инициативных, способных людей, знающих свое дело. Поэтому в жизни древнегреческого общества на первый план выходит культ личности и принцип соревновательности между людьми. Идеал совершенной личности, обладающей физической силой и благородством, отразился во многих мифах о героях, полубогах-полулюдях (мифы о Геракле, Прометее и др.). Т.о., географические условия оказали большое влияние на историческое развитие греческой цивилизации, на формирование ею представлений о раскрепощенной и свободной личности. В соответствии с этими представлениями сложился строй общественно-политических отношений – демократия, в наибольшей мере отвечавшая требованиям сообщества свободных людей. Этот строй возник в Афинах периода Перикла (V в. до н.э.). В греческих полисах, а затем в Риме был отработан сложный механизм функционирования демократического государственного строя, который в различных модификациях воспроизводится в обществах последующих эпох – от итальянских и ганзейских городов до современных демократических государств. Своеобразие политической и экономической жизни античной цивилизации состояло в формировании и господстве полисов – независимых самоуправляемых городов-государств со многими признаками общины. Полис – это особый, только в античности встречающийся, тип государства, возникший в рамках гражданской общины. Центром полиса был город, а за его стенами расстилались угодья, принадлежавшие гражданам, членам общины. Общинные традиции растворили внутри себя государственные структуры. Коллектив граждан управлял полисом, олицетворяя собой государство. Каждый гражданин – землевладелец, собственник и труженик, активно участвовал в управлении государством, все должности были выборные. Исчезли паразитирующие прослойки: бюрократия, жречество, знать. Другой феномен – особая, созданная только в рамках полиса, двуединая форма собственности. Каждый гражданин владел личным наделом и вместе с коллективом граждан – общественной землей и собственностью. Наличие двух источников собственности развивало индивидуальную предприимчивость и гарантировало достойный образ жизни. Государственная власть в полисе могла принимать разные формы: демократии, тирании, аристократии, олигархии и т.д. Но при любых формах строго соблюдались равноправие и свобода граждан полиса, которые считались свободными по природе, не допускавшими над собой какого-либо господства. Античная цивилизация возникла не на пустом месте. Она впитала в себя технические и экономические достижения народов Передней Азии, Ближнего Востока, Египта, которые имели прочные разносторонние торговые связи с племенами Южной Европы, а также и опыт раннеклассовых локальных цивилизаций. Сама античная цивилизация сумела выйти за узкие локальные рамки, создав мировые империи. Первое движение к ним выразилось в греческой колонизации (наиболее крупная – Великая греческая колонизация в VIII-VI вв. до н.э.), когда значительная часть жителей греческих государств-полисов основала колонии практически по всему побережью Средиземного, Черного и частично Азовского и Ионического морей. Это еще не была империя: каждая колония была независима от метрополии, хотя связана с ней тысячами духовных и экономических нитей, семейными узами граждан. Колонизация способствовала развитию мореплавания, потоку новых знаний, возникновению географии и мировой истории, выходу мышления за узкие рамки полисов. Экономические последствия колонизации состояли в освоении новых богатых природными ресурсами регионов, бурном развитии торговли, взаимном общении культур разных племен и народов. Обширная мировая империя была создана в результате походов Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.). Империя простиралась от Дуная до Инда, от Кавказа до Египта. Она была недолговечной, но способствовала распространению греческой культуры, науки, мифологии, политического и экономического строя на обширные территории. Локальная цивилизация приобрела черты мировой. Гораздо более прочным образованием стала Римская империя, которая в период наибольшего своего расцвета (начало II в. н.э.) охватывала почти всю Западную и Южную Европу, Переднюю Азию, Черноморское побережье, Северную Африку. Античная цивилизация внесла огромный вклад в развитие экономики. Впервые сложилось многоотраслевое хозяйство, в значительной мере ориентированное на рынок, сочетавшее мелкое производство независимых крестьян, ремесленников, полузависимых колонов, крупные латифундии и эргастерии, организованные как мануфактурные производства с разделением труда и насчитывавшие до 1000 работников. Эргастерии существовали в горном деле, в производстве мебели, керамических, текстильных и металлических изделий, оружия. Это были предвестники будущих ремесленных цехов и мануфактур. Не следует недооценивать и такое экономическое изобретение, как появление банков (в V в. до н.э. в Греции возникли храмовые и частные денежные банки, выдававшие ссуды под процент). Античная цивилизация создала уникального человека: землевладельца, носителя высшей законодательной власти, воина, защищавшего свои земли и законы. Античный гражданин гармонировал с окружающим его миром, что нашло выражение в уникальных памятниках культуры, научной мысли, политических институтах, на которые ориентируется современный человек.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |