Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) в истории Древней Греции




Это было время быстрого и интенсивного развития. Нравы дорийцев смягчились, они восприняли достижения крито-микенской цивилизации. Практически во всех областях жизни происходят глубокие изменения. Общество совершает переход от деревни к городу, от родовых и патриархальных отношений к отношениям классического рабства. Город-государство (полис) становится основной формой социально-политической организации общественной жизни. Начинается колонизация ближних и дальних территорий. Греция расширяется до внушительных размеров. Экономический прогресс способствует расширению рынка и торговли, складывается система денежного обращения. Начавшаяся чеканка монет ускоряет эти процессы.

Афинский полис – самый крупный в Греции – располагался на полуострове Аттика и занимал территорию около 2500 кв. км, где проживало 150 тыс. человек. Афины превратились в лидера греческого мира в экономике, политике и культуре. В этом полисе зародилась модель демократического устройства. На народном собрании выбирались высшие должностные лица – архонты, из них формировался и совет старейшин – ареопаг. Архонт Солон в 594 г. до н.э. провел реформы, заложил основы афинской демократии. Он освободил афинский народ от долгов и запретил для граждан долговое рабство. Изменил систему мер, весов и чеканки монеты, все это содействовало распространению афинской торговли. Упразднил большинство привилегий родовой аристократии. Разделил граждан на четыре разряда, в зависимости от имущественного ценза. Новые законы стимулировали ремесленно-торговую деятельность, что способствовало обогащению простого населения.

Высшим органом, избиравшим должностных лиц и издававшим законы, стало народное собрание – экклесия. Быть избранными на государственные посты могли либо представители первого и второго разрядов, служившие в коннице, либо тяжеловооруженные пехотинцы. Новый государственный орган – гелиэя (суд присяжных, куда избирались все граждане) контролировала должностных лиц и разбирала конфликты среди афинян.

Другим центром греческой цивилизации была Спарта (область Лакония), основанная завоевателями-дорийцами. Центр государства составили 5 объединившихся селений с общими святынями и органами управления. Необходимость сохранения господства 9 тыс. полноправных граждан над покоренным населением соседней области (около 150 тыс. человек) привела к возникновению того строя, благодаря которому государство сохранилось в анналах истории.

Законы, по которым жили спартанцы, установил в VIII в. до н.э. полулегендарный царь Ликург. В их основе лежал принцип сохранения «общины равных» доблестных воинов. Всеми делами в государстве ведала герусия – совет старейшин, избиравшихся по достижении ими 60 лет пожизненно. В герусию также входили два царя – от дорийского и ахейского родов для командования войском. Герусия определяла политику государства, выполняла судебные функции и готовила законы.

Окончательное решение по каждому вопросу выносило народное собрание – апелла. Последняя могла только принимать или отвергать предложенные герусией законы или должностных лиц. Степень одобрения выражалась силой крика.

Для контроля за соблюдением законов Ликурга была создана коллегия из 5 ежегодно переизбиравшихся эфоров. Они следили за поведением полноправных граждан, включая царя, а также осуществляли надзор за порабощенным населением Спарты.

Ликург, желая уничтожить самую большую опасность для государства – богатство и бедность, объявил государственной всю землю. Каждый из 9 тыс. спартанцев получил в пожизненное владение равный участок земли (около 15 га), который позволял существовать без излишеств, но и без нужды. Было запрещено хождение золотых и серебряных монет, оставлены только железные оболы, для которых в случае небольшой покупки требовалась телега. Благодаря этому запрету исчезла роскошь, а вслед за ней и многие преступления: воровство, взятки. Ликург учредил также совместные трапезы, во время которых спартанцы ели одинаковые кушанья, предписанные законом.

И в мирное и в военное время спартанцы жили единым военным лагерем, опасаясь восстания покоренного населения. С утра до вечера они совершенствовали боевое мастерство. По законам Ликурга, дети принадлежали не родителям, а государству. После рождения ребенка старейшины определяли его судьбу: в живых оставляли только здоровых детей. До семи лет мальчики жили в семье, а затем их воспитанием занималось государство. Мальчики изучали чтение, письмо, а также занимались хоровым пением, необходимым для строевых песен. Ежегодно юношей секли розгами перед алтарем Артемиды в присутствии старейшин и родителей. Кровавым испытанием для юных спартиатов были карательные операции против порабощенного населения. После этого юноши, достигшие 20 лет, становились воинами. Девушки воспитывались подобно юношам, Они должны были бегать, бороться, метать копье, заниматься гимнастикой.

Впечатляющие успехи были в духовной культуре. Исключительную роль сыграло создание в VIII в. до н.э. алфавитного письма на основе финикийской письменности. Это позволило создать эффективную систему образования, благодаря которой в античной Греции не было неграмотных. Алфавит стал фактором стремительного развития литературы и поэзии.

Формируются основные этические нормы и ценности античного общества, где утверждается чувство коллективизма, права и свободы личности. Особое место занимают патриотизм и гражданственность, а также образ идеального человека, в котором дух и тело находятся в гармонии. Воплощению данного идеала способствовали возникшие в 776 г. до н.э. Олимпийские игры. Они проводились каждые четыре года в городе Олимпии. Победивший на играх пользовался привилегиями (освобождение от налогов, пожизненная пенсия, постоянные места в театре и на праздниках).

Возникают философия и наука. Их родоначальником стал Фалес, у которого они еще не отделены строго друг от друга и находятся в рамках единой натурфилософии. Одним из основателей античной философии и науки является Пифагор, у которого наука, принимающая форму математики, представляет собой уже самостоятельное явление. В архитектуре складывается два стиля: дорический – суровый, несколько тяжеловесный, ему соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. И ионический – более пышный, колонна наряду с функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-волютами. Ведущим типом постройки выступает сакральный храм как обитель бога. Самым известным становится храм Аполлона в Дельфах. Утверждается синтез архитектуры и скульптуры – храмы снаружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов. Возникает монументальная скульптура – сначала деревянная, а затем каменная. Наибольшее распространение получают два типа: обнаженная мужская и задрапированная женская фигура. Расцвет переживает поэзия. Поэмы Гесиода «Теогония» (родословная богов) и «Каталог женщин» дополняли и завершали созданное Гомером. Античная мифология приобретала классический, совершенный вид.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.