Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихология нормы. Проб лема ивдиввдуальных различий 4 страница




Таким образом, существуют автономные парциаль­ные закономерности межполушарных отношений и их устойчивости, характеризующие работу разных ана­лизаторных систем, в различной степени присущие мужчинам и женщинам.

Распределение типов ПЛО (сочетаний трех ви­дов асимметрий), выделенных в соответствии с при-йятой классификацией, выявило специфику разных выборок испытуемых.

Среди студентов МГУ «чистые» правши (тип ППП) составили только 33% (мужчины) и 19% (жен-Шины). Большинство испытуемых были праворукими (варианты ППЛ, ПАП и др.): 43% мужчин и 47% жен-Шин, В то же время в данной выборке имелось относи­тельно большое число амбидекстров (16% мужчин и 26% женщин), а также леворуких и левшей (в сумме пЬ 8% и у мужчин, и у женщин).

Среди студентов Московской консерватории про-цбнт «чистых» правшей сокращается до 22% (мужчи­ны) и даже до 10% (женщины). Существенно меньше и праворуких испытуемых (по 31% среди испытуемых обоего пола). Однако число амбидекстров значительно больше, чем среди студентов МГУ, а именно: 26% мужчин и 46% женщин. Больше число леворуких и лев­шей: 21% мужчин и 13% женщин.

Среди представителей технических профессий и организаторов производства (главные инженеры, директора АЭС — мужчины) «чистых» правшей было приблизительно столько же, сколько и среди сту­дентов МГУ (31%), однако праворуких — существен­но больше (54%), а амбидекстров — в два раза меньше (9%), меньше было и леворуких испытуе­мых (6%).

Полученные результаты расходятся с литера­турными данными (А.Е.Двирский, 1976, С.Спрингер, Г.Дейч, 1983; Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина, 1994 и др.), согласно которым в различных выборках число леворуких и левшей (различия между ними не учиты­вались) не превышает 5%, Не выделяется большин­ством авторов и такая многочисленная группа, как амбидекстры. Как правило, такие испытуемые при­числялись либо к правшам, либо к левшам. Тем более не дифференцировались правши и праворукие — их объединяли в одну категорию.

Наши данные свидетельствуют о реальном су-шествовании всех пяти типов ПЛО и о значимом различии в их распределении в разных выборках. Увеличение числа амбидекстров, леворуких и лев­шей среди музыкантов (студентов консерватории) и его уменьшение среди работников технических специальностей по сравнению со студентами МГУ указывает на значение определенных типов межпо-лушарной организации мозга для той или иной про­фессиональной деятельности. Лица с признаками доминирования правого полушария или симметрич­ной организации мозга, по-видимому, в большей степени «пригодны» для «музыкальных» профессий, а лица с признаками доминирования левого полу­шария — для технических.

Связь типа межполушарной организации мозга с характером профессиональной деятельности обна­ружена также и при изучении студентов МГУ, за­нимающихся спортом. Установлена связь типа ПЛО с успешностью овладения определенными спортив­ными навыками и достижениями в определенных видах спортивной деятельности (спортивной гимна­стике, самбо и др.). Настоящее исследование, как уже говорилось выше, отражает лишь первый этап работы. Изучение распределения типов ПЛО среди представителей разных профессий необходимо продолжить, однако уже полученные результаты не могут рассматриваться как случайные. Музыкальные, технические, спортив­ные способности ~- как условие успешности в соот­ветствующей профессиональной деятельности — по-видимому, закономерно связаны с типом меж-полушарной организации мозга. Обнаружение этой связи через профессиональную деятельность указы­вает, в принципе, на правильный выбор основных критериев для классификации типов ПЛО, исполь­зованных в нашем исследовании.

Правильность выбранных основ для классифи­кации типов ПЛО подтвердилась в третьем разделе настоящего исследования, посвященном сопостав­лению типов ПЛО с особенностями протекания раз­личных психических процессов и состояний.

Главным итогом данного раздела является об­наружение закономерных связей (на достоверном уровне) типа ПЛО не с одним только психическим процессом или состоянием, а с целым комплексом психических функций и эмоционально-личностных качеств.

Была обнаружена связь типа ПЛО со следующи­ми психологическими явлениями:

—с динамическими (временными, регуляторными) характеристиками двигательных функций (руки, глаза);

—с динамическими показателями познавательных процессов (зрительного восприятия, серийной интеллектуальной деятельности — счетной и вербальной);

—с операциональными особенностями познавательных процессов, с успешностью выполнения вербальных и невербальных когнитивных операций;

—с когнитивным стилем: лолезависимостью— поленезависимостыо когнитивных операций;

—с эмоциональными процессами и состояниями, с особенностями функционирования положительной и отрицательной эмоциональных систем, с эмоциональной реактивностью — скоростью опознания положительных и отрицательных базальных эмоций, с преимущественным сдвигом эмоционального состояния (фона) к положительному или отрицательному полюсу (по объективным показателям);

—с эмоционально-личностными качествами, с самооценкой своего эмоционального состояния как положительного или отрицательного, с идентификацией своего эмоционального состояния с различными эмоциональными эталонами;

—с адаптационными возможностями организма, особенностями соотношения субъективных и объективных показателей здоровья, с характером жалоб и «внутренней картиной здоровья»;

—с особенностями вегетативной регуляции адаптационных процессов, с «физиологической ценой» физического и интеллектуального напряжения.

Таким образом, особенности межполушарной организации мозга, проявляющиеся в типах ПЛО, обнаруживают достоверную связь с широким спект­ром психических явлений: с познавательной, эмо­ционально-личностной, двигательной сферами, с динамическими и операциональными аспектами пси­хических процессов, их вегетативным обеспечением, с особенностями когнитивного стиля, самооценкой, общим эмоциональным статусом, адаптационными возможностями, «внутренней картиной здоровья».

Совершенно очевидно, что связанный с типом ПЛО «набор* психологических явлений можно про­должить. Очевидно также, что главное, что объеди­няет их в единый «психологический синдром», — это специфика межполушарной организации моз­га, специфика работы левого или правого полуша­рий, проявляющаяся в типе ПЛО.

Как известно, современные представления о роли левого и правого полушарий в реализации психических процессов, базирующиеся на клинических, физио­логических, анатомических и других данных, при­писывают каждому полушарию свою стратегию, свой способ переработки информации и регуляции пси­хических процессов (Э.Г.Симерницкая, 1985; И.К.Корса­кова, Л.И.Московичюте, 1985). Эти стратегии по­строены по дихотическиму принципу.

В современной литературе латеральные стратегии переработки информации описываются как вербаль-но-логическая — наглядно-образная; абстрактно-схематическая — конкретная, непосредственная; аналитическая — синтетическая, сукцессивная — си­мультанная; с участием сознания — протекающая на бессознательном уровне и др.

Латеральные стратегии регуляции психических процессов и состояний сводятся, прежде всего, к произвольному — непроизвольному, вербальному — образному способам их управления.

Стратегии первого ряда (в перечне) приписы­ваются левому полушарию, второго — правому (у правшей).

В современной литературе, посвященной пробле­ме межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, перечень этих стратегий еще не определен окончательно, идет постоянное накопле­ние знаний в этой области. Однако и того, что уже известно, достаточно, чтобы увидеть прямую связь между этими стратегиями и тем набором психоло­гических явлений, которые коррелируют с типом ПЛО, т.е. с типом межполушарной организации мозга. Все это позволяет сделать вывод о том, что типы ПЛО отражают фундаментальные особеннос­ти мозговой организации, связанные с работой мозга как парного органа.

При доминировании одного полушария в типе ПЛО в «психологическом синдроме» усиливаются одни стратегии и ослабляются другие, при доми­нировании другого — имеется обратное соотношение. При этом — в соответствии с современными пред­ставлениями — левое и правое полушария мозга функционируют всегда совместно, и поэтому мож­но говорить лишь об относительном преобладании того или иного «набора» стратегий.

Суммируя результаты различных разделов насто­ящей работы, можно составить обобщенные «пси­хологические портреты» испытуемых с различными типами ПЛО. Следует, однако, сказать, что пока можно дать относительно полные описания «психо­логических портретов» представителей двух крайних типов ПЛО: «чистых» правшей и леворуких и лев­шей (из-за небольшого числа «чистых» левшей их пришлось объединить с леворукими испытуемыми). Остальные группы испытуемых (различные вариан­ты праворуких и амбидекстров) дают менее одно­родные результаты, поэтому их «психологические портреты» пока еще лишены подробных очертаний. В целом, эти группы испытуемых «тяготеют» к двум крайним типам ПЛО, а именно: праворукие часто дают результаты, близкие к тем, которые получены у «чистых» правшей, а амбидекстры — относительно сходные с результатами леворуких и левшей Это дало основание в некоторых экспериментальных раз­делах работы объединять результаты праворуких и правшей, а результаты, полученные у амбидекст-ров, с результатами леворуких и левшей

Первый тип ПЛО (тип А) — ППП или «чистые» правши — по сравнению с другой крайней группой испытуемых (типы Г, Д) — ЛПП, ЛПА, ЛЛЛ и др или леворукие и левши — характеризуется более высокими динамическими (временными и регуля-торными) показателями психических процессов двигательных, когнитивных, эмоциональных Они более успешно выполняют пространственные опе­рации, как во внешнем, так и во внутреннем про­странстве, однако в вербальных заданиях некоторые варианты ППП демонстрируют невысокие резуль­таты Помехоустойчивость произвольной регуляции интеллектуальной деятельности у них ниже по срав­нению с леворукими и левшами (типы Г и Д) «Фи­зиологическая цена» интеллектуального напряжения у этих испытуемых выше, чем у лиц с признаками доминирования правого полушария

Эмоционально-личностная сфера у представи­телей типа ППП характеризуется определенным преобладанием функции положительной эмоцио­нальной системы над отрицательной, что прояв­ляется на всех уровнях эмоционально-личностной сферы на уровне эмоциональной реактивности (ско­рости опознания положительныхбазальных эмоции), в объективных показателях фонового эмоциональ­ного состояния и в субъективных оценках своего эмо-ционатьного статуса

Как уже говорилось выше, представители данно­го типа ПЛО чаще встречаются в выборках специа­листов технических профессии, а также среди лиц, занимающихся спортивной гимнастикой (особенно тех, кто достиг высоких результатов, — среди масте­ров и кандидатов в мастера спорта), для них харак­терны лучшие показатели таких физических качеств, как быстрота

Испытуемые, относящиеся к противоположным типам ПЛО (типы Г, Д — чеворукие и левши), характе­ризуются иным набором психологических показате­лей У них двигательные, когнитивные, эмоциональ­ные процессы протекают более замедленно и, главное, у них механизмы произвольного контроля психичес­ких процессов менее успешны Они хуже выполняют пространственные когнитивные операции, в вербаль­ных заданиях они также мало результативны У них более высокие показатели помехоустойчивости про­извольной регуляции интеллектуальной деятельности и более низкая «физиологическая цена» интел­лектуального напряжения по сравнению с лицами, имеющими левосторонний тип доминирования полу­шарии мозга («чистыми» правшами) Эмоционально-личностная сфера у этих испытуемых характеризуется различными признаками преобладания функции от­рицательной эмоциональной системы над положитель­ной более высокой реактивностью на отрицательные эмоциональные стимулы (более высокой скоростью опознания отрицательных базальных эмоции), объек­тивными признаками преобладания негативных эмо­циональных состоянии в фоне, склонностью к нега­тивным эмоциям при описании своего эмоционального статуса Эти испытуемые часто недостаточно адекват­но оценивают свое состояние здоровья Субъективная «внутренняя картина здоровья» у них нередко расхо­дится с объективными показателями (в виде переоцен­ки или недооценки) Как отмечалось выше, лица с признаками до­минирования правого полушария мозга чаще встре­чаются в выборках специалистов художественных профессии (музыкантов, певцов) У леворуких при сочетании с симметрией или правосторонней асим­метрией слухо-речевых и зрительных функции были лучшие показатели таких физических качеств, как сила и выносливость

Представители других типов ПЛО дали менее однозначные результаты

Группа праворуких испытуемых (тип Б) представ­лена восемью вариантами (ППА, ПАП, ПАА, ПАЛ, ПЛА, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ), среди которых правосто­ронняя мануальная асимметрия может сочетаться либо с двумя, либо с одной левосторонней сенсорной асим­метрией Варианты сочетания праворукости с одним левосторонним признаком (либо «певоухостью», либо «левоглазостью») достаточно часты среди праворуких Результаты таких праворуких приближаются к резуль­татам, полученным у «чистых» правшей Разница между указанными группами скорее количественная, чем качественная Так, при выполнении двигательных тес­тов в «оптимальном» и «максимально быстром» ре­жиме эффект ускорения двигательных реакции у этих испытуемых проявляется на обеих руках, как и у «чис­тых» правщеи, но если у последних он существенно выше на правой ведущей руке, то у праворуких эф­фект ускорения несколько меньше и его асимметрия выражена слабо При выполнении интеллектуальной деятельности (серийный счет) эффект ускорения у пра­воруких также меньше, чем у «чистых» правшей Ког­нитивные пространственные операции праворукие испытуемые выполняют несколько хуже чем «чистые» правши, но лучше, чем другие группы (типы В, Г, Д) В то же время вербальные когнитивные операции пра­ворукие испытуемые с симметрией в слухо-речевои системе (вариант ПАП) выполняют лучше испытуемых со всеми другими вариантами ПЛО «Физиологическая цена» интеллектуального напряжения у праворуких выше, чем у испытуемых с типами В, Г, Д Левосто­ронняя слухо-речевая или зрительная асимметрия яв­ляется благоприятным условием для оптимальной вегетативной регуляции деятельности сердечно-сосу­дистой системы У праворуких испытуемых с двумя левосторонними асимметриями в формуле ПЛО (и слу­хо-речевои, и зрительной) вегетативный индекс на­пряжения наименьший Иными словами, наличие (и число) левосторонних и симметричных признаков в формуле ПЛО связано с лучшей вегетативной регуля­цией адаптационных механизмов

Эмоционально-личностная сфера у праворуких испытуемых также имеет определенные отличия по сравнению с «чистыми» правшами

Можно думать, что по мере накопления левос­торонних асимметрии в ПЛО у праворуких испытуе­мых происходит смещение их «психочогичсского профиля» в сторону левшей и что это смешение но­сит градуальный характер Однако более подробны­ми сведениями об этом мы пока не располагаем Данный тип ПЛО характерен для студентов, зани мающихся теннисом, плаванием и студенток, спе­циализирующихся по художественной гимнастике

Испытуемые-амбидекстры (тип В) представле­ны девятью вариантами, «чистым» (ААА) и смешан­ными (АПП, АПА, ААП, АПЛ, АЛП, ААЛ, АЛА, АЛЛ), из которых более многочисленны — ААА, АПП, ААП, в сумме составляющие 9,3% от всей выборки мужчин В других выборках (среди женщин, музыкантов обоих полов) типичные варианты амбидекстрии и их доля среди прочих типов ПЛО

другие.

Группа амбидекстров по своим психологическим характеристикам приближается к группам левору-ких и левшей. «Психологический портрет» этой груп­пы пока также неполон. Совершенно очевидно, что эта группа неоднородна по своему «психологичес­кому статусу».

Динамические характеристики психических про­цессов у амбидекстров могут быть ниже, чем у всех других групп. Так, скорость опознания зрительных изоб­ражений у данных испытуемых ниже, чем у «чистых» правшей, праворуких и леворуких (особенно в случае сложных изображений). Динамические характеристи­ки простой двигательной реакции на зрительные стимулы были различны у амбидекстров с правосто­ронними, левосторонними сенсорными признаками и со смешанным профилем (по сенсорным асиммет­риям). В «оптимальном» режиме амбидекстры с лево­сторонними сенсорными признаками демонстрируют максимальную скорость двигательных ответов, но по показателю эффекта ускорения уступают представи­телям всех других типов ПЛО. В задании на ритмичес­кие саккадические движения глаз амбидекстры (наряду с леворукими) дали также наименьший (по сравне­нию с «чистыми» правшами и праворукими) эффект произвольного ускорения глазодвигательных реакций. Эффект ускорения выполнения интеллектуальных опе­раций у них почти такой же, как и у леворуких. У них относительно невысокая помехоустойчивость произ­вольной регуляции интеллектуальной деятельности, но ее показатели все же выше у лиц с двумя левосторон­ними сенсорными асимметриями в формуле ПЛО. Относительно высокие результаты обнаруживают лица с симметричным типом ПЛО и при выполнении вер­бальных заданий, опирающихся на слухо-речевую па­мять, при худшем выполнении пространственных тестов. Особенно плохо выполняются пространствен­ные операции женщинами-амбидекстрами со смешан­ными или левосторонними сенсорными признаками. Группа амбидекстров демонстрирует самую низкую скорость опознания базальной эмоции «радость», а также других эмоций («страх», «горе», «гнев») по сравнению с «чистыми» правшами, праворукими, ле­ворукими и левшами. У амбидекстров (наряду с лево­рукими и левшами) наблюдается большой разброс показателей самооценки своего текущего (и типично­го) эмоционального состояния- от максимально по­ложительной до максимально отрицательной, особенно это характерно для представителей художественных профессий. Среди амбидекстров много лиц с высокой (42%) и средней (46%) личностной тревожностью, а также со средней реактивной тревожностью (62%).

Как уже указывалось выше, амбидекстры состав­ляют значительную часть студентов Московской кон­серватории (26% мужчин и 46% женщин). Они же являются большинством среди студентов МГУ, за­нимающихся самбо.

Подводя итоги суммарному описанию психо­логических особенностей, свойственных разным типам ПЛО, следует отметить, что, несмотря на не­полноту сведений о всех пяти выделенных типах ПЛО (и особенно их вариантах), существует определен­ная тенденция к более интенсивному проявлению левополушарных функций у лиц с А- и Б-типами ПЛО («чистых» правшей и праворуких) и правопо-лушарных функций — у лиц с В, Г, Д-типами ПЛО (амбидекстров, леворуких и левшей).

Совершенно очевидно, что необходимо дальней­шее накопление сведений о целостных «психо­логических портретах» представителей различных типов и вариантов ПЛО.

В целом, результаты исследования показали, что тип ПЛО не является простой суммой составляющих его асимметрий, т.к. корреляция между типом ПЛО и психическими функциями не равна сумме корре­ляций отдельных составляющих его асимметрии. Тип ПЛО представляет собой определенную систему, которая может рассматриваться как некий интегра-тивный радикал, характеризующий межполушарную асимметрию и межполушарное взаимодействие в анализаторных системах. Именно поэтому — из-за его интегративности — с типом ПЛО коррелируют не отдельные психологические показатели, а целые их плеяды, относящиеся к различным сферам пси­хической деятельности. Подобными свойствами в нейропсихологии обладают нейропсихологические факторы, т.е. такие структурно-функциональные об­разования мозга, поражение которых приводит к появлению целостных нейропсихологических синд­ромов (закономерных сочетаний нарушений различ­ных психических функций и состояний). По своему характеру тип ПЛО относится к модально-специфи­ческим факторам (Е.Д.Хомская, 1987, 1991), посколь­ку он характеризует состояние анализаторных систем. Однако по сравнению с известными в нейропси­хологии модально-специфическими факторами, от­ражающими состояние преимущественно коркового уровня только левых или только правых анализатор­ных механизмов, тип ПЛО характеризует межполу-шарные соотношения трех основных анализаторных систем и поэтому может рассматриваться как осо­бый интегративный модально-специфический фак­тор, характеризующий в определенной мере работу мозга как парного органа.

В соответствии с представлениями, сложивши­мися в отечественной нейропсихологии, мозговые структуры, относящиеся к анализаторным системам, рассматриваются как «жесткие» звенья функциональ­ных систем, связанных с осуществлением высших психических функций. Эти звенья максимально ус­тойчивы при смене функционального режима работы мозга и, по-видимому, более жестко запрограмми­рованы генетически.

Таким образом, в целом можно считать доказанной принципиальную возможность нейропсихологического подхода к решению проблемы индивидуальных пси­хологических различий, В отличие от всех других под­ходов (морфологического, нейрофизиологического, собственно психологического), где то или иное осно­вание для их классификации позволяет подразделить на определенные категории лишь один какой-либо про­цесс или состояние — память, мышление, восприя­тие, эмоции и др. — или один аспект изучаемых психических явлений (например, полезависимость— поленезависимость, импульсивность — рациональность и т.п.), или даже личность в целом (экстраверты-интроверты и т.п.), нейропсихологический подход впервые показал возможность классифицировать ин­дивидуальные различия одновременно многих психи­ческих процессов и свойств, т е. выявлять определенный комплекс взаимосвязанных психологических призна­ков, определенный «психологический синдром», при­сущий представителю того или иного типа ПЛО. Подобный «синдромный» подход к психологии инди­видуальных различий исходит из нейропсихологичес-кой концепции о мозговой организации психических функций, о представительстве в мозге человека опре­деленных «плеяд» психологических признаков, которые связаны с работой определенных нейропсихологичес-ких факторов. Можно считать, что проведенное иссле­дование ответило, в целом, на основной вопрос о принципиальной возможности нейропсихологического «факторного» или «синдромного» анализа индиви­дуальных различий психики. Однако это — лишь начало пути. Нерешенными остались многие вопросы, отно­сящиеся к данной проблеме.

Важнейший из них — структура ПЛО и его свойства. Предложена новая классификация типов ПЛО, одна­ко совершенно очевидно, что необходимо ее дальней­шее уточнение.

Необходимо дальнейшее изучение смешанных типов ПЛО, дифференциация их вариантов, выяв­ление их значимости для тех или иных психических процессов, для чего необходимо дальнейшее накоп­ление фактов. Прежде всего необходимо более тща­тельное изучение группы амбидекстров и леворуких, которых оказалось в студенческих выборках суще­ственно больше, чем в популяции в целом (по лите­ратурным данным).

Особого внимания заслуживают «чистые» лев­ши В нашем исследовании, как и в других работах, это — самая малочисленная группа и поэтому наи­менее изученная. Однако и по отношению к ней так­же необходимо разработать шкалу оценки степени левшества, как это сделано для оценки степени прав-шества, с тем, чтобы можно было разделить левшей на «сильных» и «слабых». Кроме того, необходимо, по-видимому, различать истинное (семейное) лев-шество, приобретенное (вынужденное) и патоло­гическое левшество, связанное с пренатальной или родовой патологией. Необходимо осмыслить факт наличия большого числа левшей среди выдающихся людей и одновременно среди больных (например, шизофренией), а также среди лиц, страдающих дефектами умственного развития (Т.А.Доброхотова, Н Н Брагина, 1994; P.Bakan, 1990; S.Coren, 1992; «Left-handedness..», 1990).

Существует много нерешенных вопросов, свя­занных с половыми различиями типов ПЛО. По на­шим данным, результаты, полученные на мужской и женской выборках, во многом не совпадают. Не­обходимо дальнейшее изучение этих различий.

Весьма актуален также и вопрос о динамике признаков межполушарных асимметрий, степени их изменчивости—устойчивости, их изменений под влиянием тренировки, о влиянии на эти признаки текущего функционального состояния центральной нервной системы. Имеющиеся сведения пока не от­вечают на эти вопросы.

Очевидно, конечно, что все эти вопросы адре­суются не только к нейропсихологии индивидуальных различий, а к широкому кругу дисциплин, изучаю­щих проблему «Мозг и психика».

Другой перечень нерешенных вопросов связан с психическими функциями, которые следует со­поставлять с типами ПЛО. Как известно, Л.С.Вы­готский (1956, 1990) различал низшие и высшие психические функции, понимая под низшими — врожденные, генетически заданные особенности протекания психических процессов, а под высши­ми — приобретенные. Эта концепция в свое время была подвергнута жесткой критике. Основной аргу­мент противников Л.С.Выготского сводился к идее о том, что у человека все без исключения психические функции социально детерминированы, при­жизненны, Генетические предпосылки (задатки) признавались лишь по отношению к выдающимся способностям. Нелогичность подобной аргументации очевидна. Генетическая основа психических функ­ций, всех без исключения, а не только выдающих­ся, безусловно существует, что отнюдь не умаляет значимости социальных детерминаций психики чело­века, Трудности вычленения этих базальных, более тесно связанных с генетическими основами особен­ностей психических процессов, задерживает разви­тие этой области знания. В то же время клиническая нейропсихология постоянно сталкивается с данной проблемой, изучая факторы, их связь не с измен­чивой содержательной (знания, умения), а с более постоянной — операциональной стороной психичес­ких функций (способ приобретения знаний, решения задач и т.п.), и с динамическими аспектами психи­ческих функций. Именно из клинической нейропси­хологии можно почерпнуть сведения о базальных основах психических функций, которые имеют боль­шую связь с генетическими, а не с социальными механизмами.

Очевидно, что выбор психических функций (за­даний, тестов) для их сопоставления с типами ПЛО должен опираться на нейропсихологические сведения о связи нейропсихологических факторов с различными аспектами психической деятельности. Прежде всего это должны быть задания, адресующиеся к различным стратегиям переработки информации и регуляции пси­хических процессов, присущих левому и правому по­лушариям мозга. Дальнейший поиск адекватных психологических заданий, их проверка, апробация — важнейшая задача нейропсихологии индивидуальных различий.

Наконец, как для всякой научной дисциплины, для нейропсихологии индивидуальных различий весь­ма актуальны методические проблемы. В настоящем исследовании использовались, главным образом, тра­диционные, как качественные, так и количественные методы оценки межполушарных отношений и психи­ческих процессов. Компьютерные методы были «задей­ствованы» лишь в небольшой степени. Дальнейшая компьютеризация методов исследования — ближай­шая задача всей нейропсихологии и, в том числе, нейропсихологии индивидуальных различий. Форма­лизация уже известных методов и конструирование на основании нейропсихолотического опыта новых по­может быстрее продвинуться в решении различных задач, стоящих перед нейропсихологией индивидуаль­ных различий. Компьютерные методы ни в коей мере не могут заменить классические традиционные мето­ды нейропсихологического анализа. Они могут лишь дополнить их, при этом само использование компью­терных методов и интерпретация полученных резуль­татов возможны лишь на базе нейропсихологических знаний.

Перечень нерешенных вопросов нейропсихологии индивидуальных различий можно было бы продолжить, что естественно для начального этапа работы и под­тверждает продуктивность избранного пути

Самый главный вопрос, который, по нашему мне­нию, удалось решить, это — вопрос о возможности использования нейропсихологической методологии для изучения проблемы индивидуальных различий.

Предложенный путь нейропсихологического ис­следования индивидуальных различий психики здоро­вого человека — не единственный. В качестве основы для типологии нормы с позиций нейропсихологии могут быть выбраны и другие неиропсихологические факторы (модально-неспецифические, «ассоциатив­ные» и др) Однако в настоящее время наиболее перс­пективно, по-видимому, дальнейшее изучение связи индивидуальных психических различий с интегратив-ными модально-специфическими факторами (типами ПЛО), отражающими межполушарное взаимодействие в анализаторных системах

Нейропсихология индивидуальных различий как самостоятельное направление только формируется Апробируются новые методы исследования, собира­ется экспериментальный материал, отрабатывается понятийный аппарат И хотя в настоящее время сдела­ны лишь первые шаги, повторяемость и непротиворе­чивость получаемых материалов убеждают в большой перспективности неиропсихологического подхода к проблеме индивидуальных различии психики человека


В.А.МОСКВИН, Н.В.МОСКВИНА ВОПРОСЫ КОРРЕЛЯЦИЙ ЛАТЕРАЛЬНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ1

Ряд исследований, проведенных в последние деся­тилетия в России и за рубежом (В.Н.Клейн и др., 1986, В.А.Москвин, 1986, 1988, 1990; E.Harburg et at,, 1981; N.Sakano, 1982) свидетельствуют о возникновении и развитии нового направления, которое может быть оха­рактеризовано как нейропсихологический подход к проблеме индивидуальных различий (В.А.Москвин, 1988, 1990; В А.Москвин, Е.В.Логутова, 1996: КД.Хом-скаяидр., 1997). Разработка данного подхода сопряже­на с рядом теоретических и методических трудностей, характерных, впрочем, и для самой проблемы иссле­дования функциональных асимметрий мозга (ФАМ) человека в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.