Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История отечественной литературы 2 страница




6.1.2 Контрольные вопросы

1. Историко-литературная проблематика басенного наследия И.А. Крылова.

2. Конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» как отражение конфликта эпохи.

3. Основные особенности русского романтизма.

4. Идейно-художественное своеобразие литературного наследия декабристов.

5. Проблематика творчества В.А. Жуковского (ранний этап романтизма в элегиях и балладах).

6. Творчество К.Н. Батюшкова как историко-литературная проблема.

7. Значение «свободного романа» «Евгений Онегин» в творческой эволюции А.С. Пушкина.

8. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как социально-психологический роман.

9. Многозначность понятия «мертвые души» и его художественное воплощение в поэме Н.В. Гоголя.

10. Особенности раннего этапа развития русского критического реализма с 1825 по 1842 гг.

11. Историко-литературная проблематика басенного наследия И.А. Крылова.

12. Конфликт комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» как отражение конфликта эпохи.

13. Основные особенности русского романтизма.

14. Идейно-художественное своеобразие литературного наследия декабристов.

15. Проблематика творчества В.А. Жуковского (ранний этап романтизма в элегиях и балладах).

16. Творчество К.Н. Батюшкова как историко-литературная проблема.

17. Значение «свободного романа» «Евгений Онегин» в творческой эволюции А.С. Пушкина.

18. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как социально-психологический роман.

19. Многозначность понятия «мертвые души» и его художественное воплощение в поэме Н.В. Гоголя.

20. Особенности раннего этапа развития русского критического реализма с 1825 по 1842 гг.

21. Два подхода к пониманию проблематики «натуральной школы».

22. Диалогический конфликт в структуре романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

23. Проблема «лишнего человека» в прозе И.С. Тургенева 1840-х годов.

24. Мир наживы и чистогана в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся».

 

Задания для самостоятельной работы.

  1. Освоить филологический минимум текстов для чтения по определенному списку.
  2. Выучить наизусть тексты и фрагменты текстов по определенному списку.
  3. Подготовиться к контрольным работам, тестированию, коллоквиумам, семинарам, круглому столу, экзамену.

6.1.3 Рефераты.

1. Идейно-художественная проблематика сатир А.Д. Кантемира.

2. Творчество М.В. Ломоносова (общая характеристика).

3. Реформа русского стихосложения (В.К. Тредиаковский - М.В. Ломоносов)

4. Система жанров русского классицизма и ее особенности.

5. Творческий путь Г.Р. Державина (общая характеристика).

6. Творчество Д.И. Фонвизина (общая характеристика).

7. Идейно-художественная проблематика русского сентиментализма (общая характеристика).

8. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева как произведение революционного сентиментализма.

9. Романтизм в русской литературе 1-й половины XIX века. Его основные течения в творчестве А.С. Пушкина и К.Ф. Рылеева (1815-1825).

10. Основные мотивы поэзии декабристов.

11. И.А. Крылов – баснописец. Реализм и народность его басен. В.Г. Белинский о баснях Крылова.

12. «Горе от ума» А.С. Грибоедова: своеобразие конфликта, идейный смысл сюжета и названия. Герой и персонажи.

13. Основные мотивы и темы лирики А.С. Пушкина.

14. Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и ее место в цикле «Повести Белкина».

15. Проза А.С. Пушкина, ее тематика и идейно-художественная проблематика. Место романа «Капитанская дочка» в прозе Пушкина.

16. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова, ее тематика, проблематика и идейно-художественное своеобразие.

17. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Их социальная тематика, литературная проблематика.

18. Тема Отечественной войны 1812 года в русской литературе 1-й половины XIX века (произведения В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя).

19. «Натуральная школа» как историко-литературный факт (объединение писателей «гоголевского направления»; тематика и проблематика; жанровый состав; хронология «натуральной школы»).

20. Проблематика романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и проблема человека и действительности в литературе «натуральной школы» (эволюция героев, «диалогический» конфликт в структуре романа, функция эпилога).

21. Идейно-художественная проблематика романа А.И. Герцена «Кто виноват?» и принципы изображения человека в литературе «натуральной школы» (биографическое начало, «диалогический» конфликт и проблема «вины»).

22. Ранний этап драматургии А.Н. Островского и принципы «натуральной школы». Сатирический пафос комедии «Свои люди – сочтемся» и ее идейно-художественное своеобразие.

23. «Записки охотника» И.С. Тургенева – эпос народной жизни дореформенной России. Социальное и национальное в книге очерков.

24. Социальное и нравственно-философское содержание положительного героя в романах И.С. Тургенева «Рудин» и «Дворянское гнездо». Эпическое и трагическое в проблематике «лишнего человека».

25. Женские образы в русской литературе XVIII - первой половины XIX веков (сопоставительная характеристика по выбору).

 

6.1.4. Курсовые работы по дисциплине учебным планом не предусмотрены

 

6.1.5.Методические указания студентам, раскрывающие рекомендуемый режим и характер учебной работы:

1. При выполнении домашнего задания рекомендуется прежде всего изучить теоретический материал (научную литературу, лекцию) по соответствующей теме, а затем приступать к выполнению практической части.

2. При конспектировании, реферировании научной литературы рекомендуется учитывать абзацное членение научного текста, так как абзац является единицей выделения каждой важной мысли, и соответственно абзацные предложения в правильно построенном тексте сжато и связно передают его основное содержание.

3. При заучивании текстов или фрагментов текстов наизусть обязательно просматривать комментарии к произведениям.

 

Минимум критической литературы для конспектирования

  1. Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова.
  2. Батюшков К.Н. Речь о влиянии легкой поэзии на язык.
  3. Кюхельбекер В.К. О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие.
  4. Бестужев А.А. Взгляд на старую и новую словесность в России. Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 года.
  5. Грибоедов А.С. О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора».
  6. Пушкин А.С. О народности в литературе (ПСС, т.7). Письмо А.А. Бестужеву, янв.1825 г. (о «Горе от ума» - ПСС, т.10).Письмо К.Ф. Рылееву, 1825 г. (о цикле «Думы» - ПСС, т.10).Письмо Н.Н. Раевскому – сыну, 1825 г. (к пушкинской теории драмы – ПСС, т.7). Мои замечания об русском театре (ПСС, т.7). Наброски предисловия к «Борису Годунову» (ПСС, т.7).
  7. Белинский В.Г. Литературные мечтания. О русской повести и повестях Гоголя. «Горе от ума», комедия в 4-х действиях. «Герой нашего времени». Стихотворения М. Лермонтова. Разделение поэзии на роды и виды. Иван Андреевич Крылов. Сочинения Александра Пушкина (статьи 5,8,9-я). «Мертвые души». Письмо к Н.В. Гоголю от 18 июля 1847 г.

 

6.2. Оценочные средства

Текущий контроль:

- выполнение СРС, домашних заданий;

- ответы на практических занятиях;

- ответы на контрольные вопросы;

- сдача текстов;

- защита рефератов.

- рейтинг-контроль по трем точкам:

- коллоквиумы

 

Темы для коллоквиумов

  1. Жанровая система русского классицизма и ее особенности.
  2. Жанровая система русского сентиментализма и ее особенности.
  3. Русская «общественная» комедия (произведения Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В.Гоголя).
  4. «Русский бунт» в прозе А.С. Пушкина.
  5. Поиски живой души в поэме Н.В. Гоголя.
  6. Герои безгеройного времени в романах М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцена, И.С. Тургенева (основные характеристики «лишнего человека»).

 

- выполнение контрольных заданий

Контрольные задания

I вариант

а) Реформа русского стихосложения (В.К.Тредиаковский - М.В.Ломоносов).

б) Идейно-художественная проблематика комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

II вариант

а) Идейно-художественная проблематика од Г.Р.Державина

б) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева как произведение

революционного сентиментализма.

III вариант

а) Идейно-художественная проблематика од М.В.Ломоносова

б) Проблематика сатир Кантемира.

IV вариант

а) Основные аспекты идейно-художественной проблематики «натуральной школы».

б) Идейно-художественная проблематика лирического цикла А.С.Пушкина о поэте и

назначении поэзии.

V вариант

а) Идейно-художественная проблематика цикла «Записки охотника» И.С.Тургенева.

б) Конфликт комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» как отражение конфликта эпохи.

VI вариант.

а) Идейно-художественная проблематика русского «физиологического очерка».

б). Характеристика «онегинской» строфы и ее функций в «свободном романе»

А.С.Пушкина

VII вариант

а). Идейно-художественная проблематика цикла «Маленькие трагедии»

А.С.Пушкина.

б). Многообразие понятия «мертвые души» в поэме Н.В.Гоголя.

 

Контрольные вопросы.

А. Общее задание для всех вариантов.

Назвать авторов произведения в следующих номинациях:

- первая стихотворная сатира,

- первая ода

- первые произведения философской поэзии

- первая революционная книга

- «Москва, Отчизны край златой!»

- «Петра творенье»

- «Лишний человек»

- «Темное царство»

 

Б. Варианты заданий.

I вариант

1) Общее и особенное в «Оде на день восшествия... 1747 г.» М.В.Ломоносова, «Фелице» Г.Р. Державина и «Вольности» А.Н.Радищева.

2) Почему, как, кем и когда было преобразовано русское стихосложение.

II вариант

1) Общее и особенное в «Повести о российском матросе Василии Кариотском» и «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина.

2) Круг идей и поэтические образы философской поэзии Г.Р. Державина.

III вариант

  1. Общее и особенное в одах «Вольность» А.Н.Радищева и А.С.Пушкина.
  2. «Натуральная школа» - это… (хронология, состав участников, жанрово-тематический состав, характер деятельности, историко-литературное значение).

IV вариант

  1. Общее и особенное в циклах «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С.Пушкина и «Миргород» Н.В.Гоголя.
  2. Основные черты жанра «физиологического» очерка

V вариант

1. Общее и особенное в драматических произведениях «Димитрий Самозванец» А.П.Сумарокова и «Борис Годунов» А.С.Пушкина.

2. Проблема «лишнего человека» в произведениях русской литературы первой половины

 

В. Общее задание для всех вариантов.

Назвать авторов и произведения, в которых воплощены следующие основные проблемы русской литературы XVIII - первой половины XIX века:

- борьба с тиранией и деспотизмом,

- кодекс дворянской чести.

- осуждение злоупотреблений крепостничества.

- защита просвещения и науки.

- задача воспитания гражданина.

- свобода личности,

- гражданская и политическая свобода,

- власть денег и чинов,

- человек и природа,

- народ и власть,

- человек и действительность.

 

Контрольное тестирование по итогам курса.

Образцы тестов.

Вариант 1

В XVIII столетии русская литература проходит путь:

1) от романтизма к реализму;

2) от классицизма к романтизму;

3) от предклассицизма к предромантизму;

4) от предклассицизма к сентиментализму.

Вариант 2

Литература и культура петровской эпохи – время формирования новой русской культуры – приходится на период:

рубежа XVII – XVIII вв.;

середины XVIII в.;

рубежа XVIII – XIX вв.;

первой четверти XVIII в.

Вариант 3

Основными жанрами «натуральной школы» являются:

1) баллада; 2) очерк; 3) трагедия; 4) повесть.

Вариант 4.

Установите соответствие между автором и произведением:

  Рылеев Свои люди – сочтемся
  Жуковский Гражданское мужество
  Пушкин Эолова арфа
  Островский 19 октября 1825 года

 

Промежуточный контрольстудентов производится по окончании изучения дисциплины в форме экзамена

 

Вопросы к экзамену:

1. Реформа русского стихосложения (В.К. Тредиаковский – М.В. Ломоносов).

2. Взгляды М.В. Ломоносова на литературу, утверждение ее высокого
программного значения (оды, «Разговор с Анакреоном»).

3. Идейно-художественная проблематика «торжественных» од М.В. Ломоносова.

4. Система жанров русского классицизма и ее особенности.

  1. Сатирическая поэзия Д.И. Фонвизина.
  2. Конфликт и образы главных героев в комедии главных героев в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
  3. Идейно-художественная проблематика од цикла «Фелицы» Г.Р. Державина.
  4. Идейно-художественная проблематика философских од Г.Р. Державина.
  5. Идейно - художественная проблематика оды А.Н. Радищева «Вольность».
  6. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева как произведение революционного сентиментализма.
  7. Проблематика сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
  8. Романтизм в русской литературе первой половины XIX века. Его основные течения в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева (1815-1825).
  9. Основные мотивы поэзии декабристов.
  10. «Горе от ума» А.С. Грибоедова: новаторство драматурга в области сюжета и жанра.
  11. И.А. Крылов – баснописец. Проблематика басенного жанра. Реализм и народность басен. В.Г. Белинский о баснях Крылова.
  12. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина.
  13. Идейно-художественная проблематика повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и ее место в цикле «Повестей Белкина».
  14. Своеобразие конфликта и положительный идеал в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
  15. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя: социальная тематика, литературная проблематика.
  16. Многообразие понятия «мертвые души» в одноименной поэме Н.В. Гоголя.
  17. Сюжет и композиция «Героя нашего времени» как средства художественного воплощения социально-психологической проблематики романа.
  18. Тематика и проблематика розы А.С. Пушкина. Место романа «Капитанская дочка» в прозе Пушкина.
  19. «Евгений Онегин» - «свободный» роман А.С. Пушкина: жанровое, сюжетное, композиционное своеобразие; «онегинская» строфа. Значение образа автора и его лирических отступлений в сюжете и композиции романа «Евгений Онегин».
  20. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова, ее тематика, проблематика, идейно-художественное своеобразие.
  21. Чтение наизусть историко-литературных комментарий и стиховедческий анализ одного лирического произведения (по выбору).
  22. Историко-литературный комментарий и анализ одного драматического произведения (по выбору).
  23. Историко-литературный комментарий и анализ одного романа (по выбору).
  24. «Натуральная школа» как историко-литературный факт (объединение писателей «гоголевского направления»; тематика и проблематика; жанровый состав; хронология «натуральной школы»).
  25. «Натуральная школа» как историко-литературное понятие (два полюса физиологического очерка, принципы сюжетосложения, диалогический конфликт, проблема человека и действительности).
  26. Ранний этап драматургии А.Н. Островского и принципы «натуральной школы». Сатирический пафос комедии «Свои люди – сочтемся» и ее идейно-художественное своеобразие.
  27. Идейная проблематика и художественное своеобразие «москвитянинского» периода в творчестве А.Н. Островского. Народная комедия «Бедность – не порок».
  28. «Записки охотника» И.С. Тургенева – эпос народной жизни дореформенной России. Социальное и национальное в книге очерков.
  29. Драматургия И.С. Тургенева как творческий эксперимент писателя. Драма «Нахлебник» в свете проблематики «натуральной школы».
  30. Социальное и нравственно-философское содержание положительного героя в романах И.С. Тургенева «Рудин» и «Дворянское гнездо». Эпическое и трагическое в проблематике «лишнего человека».
  31. Социально-философская и нравственная проблематика повестей А.И. Герцена «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов».
  32. Идейно-художественная проблематика романа А.И. Герцена «Кто виноват?» и принципы изображения человека в литературе «натуральной школы» (биографическое начало, «диалогический» конфликт и проблема «вины»).
  33. Идейно-художественная проблематика книги очерков И.А. Гончарова «Фрегат Паллада».
  34. Проблематика романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» и проблема человека и действительности в литературе «натуральной школы» (эволюция героев, «диалогический конфликт» в структуре романа, функция эпилога).
  35. «Маленький человек» в русской литературе первой половины XIX века (произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского).
  36. Женские образы в русской литературе первой половины XIX века (сопоставительный анализ – по выбору).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.