Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналист: социальный и должностной статус 2 страница




Физические качества. Состояние здоровья — это не только част­ное дело корреспондента, но и вопрос его готовности полноцен­но функционировать, а значит -- критерий профессиональной пригодности. Конечно, среди крупных публицистов встречаются люди с ослабленным здоровьем, но они трудятся вопреки своим недугам, тратя на это дополнительные силы. Таким человеком была Мариэтта Шагинян, известнейшая в советские годы очеркистка и писательница. Работавшие с ней газетчики вспоминают, что уже в пожилом возрасте, в очках с толстыми стеклами и со слуховым аппаратом она по редакционному заданию неутомимо путешество­вала по стройкам в годы первых пятилеток, по эвакуированным заводам в период войны, по заграничным городам. Но подобные исключения лишь подтверждают, что физическая и психическая выносливость является нормативным требованием к профессиона­лам. Особенно тяжелые испытания достаются репортерам — тем корреспондентам, кто добывает оперативную событийную инфор­мацию. Вот неполный перечень «зачетов по выносливости», через которые за один день прошла журналистка информационной про­граммы регионального телевидения, чтобы подготовить свои сю­жеты: прыгала с парашютом, вместе с пожарными преодолевала на учениях препятствия, в группе спелеологов спускалась в пеще­ру, одетая в каску и гидрокостюм...

В связи с последним примером нельзя не коснуться болезнен­ной темы феминизации редакционных штатов. На заре журналис­тики она была почти исключительно мужским занятием. Историки

 

обнаружили, что среди 400 членов дореволюционного союза жур­налистов в России числилась всего одна представительница сла­бого пола. В XX в. ситуация постепенно, но неуклонно менялась. Женщины добились фактически равных с мужчинами прав на твор­ческое самовыражение и в отечественной, и в мировой прессе, заметно обогатив ее содержание, формы, стиль. Однако совре­менная ситуация складывается так, что начинает вызывать у спе­циалистов тревогу: все чаще встречаются «дамские» по составу редакции, особенно в местной печати. Тому есть много причин объективного и конъюнктурного характера. Нас в данном случае занимают не они, а то, что в силу особенностей роли женщин в семье и в обществе им труднее, чем мужчинам, даются психичес­кие и физические перегрузки. Не случайно, по статистике, моло­дые выпускницы университетов с энтузиазмом идут в редакции, но не многие из них остаются на рабочих местах после того, как начинают семейную жизнь.

Давно известно, что наибольшая нагрузка у журналистов ло­жится на зрение, опорно-двигательный аппарат, нервную систе­му и, конечно, сердечную мышцу. С учетом этих наблюдений вен­герские медики предложили ряд мер по укреплению здоровья жур­налистского корпуса:

* при приеме на работу обязательно проверять физическую пригодность;

* создавать условия для регулярных занятий спортом, популя­ризировать активные формы отдыха;

* запретить курение в редакциях, учитывая, что журналисты курят гораздо больше, чем население в целом;

* популяризировать рациональное питание и бороться с по­треблением алкоголя;

* организовывать постоянное врачебное дежурство для конт­роля за здоровьем журналистов, проводить их медицинские обсле­дования;

* осуществлять специальную программу для лечения гиперто­нической болезни и заболеваний опорно-двигательной системы.

Приведенные рекомендации адресованы работодателям. Одна­ко главную ответственность за дееспособность редакционных со­трудников несут, конечно же, они сами. Им в первую очередь над­лежит следить за удобством письменного стола и своей осанкой, соблюдением гигиены чтения и психологически здоровых отно­шений с товарищами и т.д.

Рассмотрение критериев профессионализма будет неполным, если не учитывать, что они не полностью совпадают в разных стра-

 

нах. Участившиеся контакты российских журналистов с зарубеж­ными коллегами ясно демонстрируют эти различия. Редакция «Из­вестий» организовала совместное издание «Мы/We» с американ­ской корпорацией Херста. Вот некоторые наблюдения известин­цев: «Слишком велика разница между тем, что считается эталоном в нашей журналистике, и тем, чему отдается предпочтение в аме­риканской. У нас ценится публицистичность, у них — факты... У нас принято считать, что наш читатель умный, информированный, сам обо всем догадается. У них все должно быть точно: кто сказал, что сказал, когда сказал и что из этого следует... Все точно, но, на наш вкус, несколько суховато».

Другой пример из того же ряда. На международном семинаре редакторов и издателей часть российских газетчиков одобрила тра­диционную для Америки практику разделения информации и мне­ний — обособление комментариев на специальных полосах. Дру­гие сочли этот опыт неприемлемым для отечественной прессы. Тогдашний главный редактор «Независимой газеты» В. Третьяков сказал, что в России есть газеты, которые, следуя западному сти­лю, публикуют без подписи редакционные статьи. «Я не читаю эти статьи, — добавил он. — Я хочу прочесть суждения журналистов, которых я уважаю... Мы еще не настолько стары, чтобы посвящать мнениям только одну страницу».

Впрочем, как в мире, так и внутри России нет универсальных требований ко всем журналистам. Каждая компания придержива­ется собственных представлений о желательной квалификации сотрудников и соответствующих стандартах профессионального поведения. Редакция молодежного журнала распространила объяв­ление: требуется репортер, знающий компьютер и английский язык, умеющий донести до аудитории информацию, а также лю­бящий танцевальную музыку, тусовки и вечеринки. Хвалить глав­ного редактора за такие предпочтения не приходится, но нельзя и запретить ему подбирать кадры по своему усмотрению.

По мере разделения прессы на качественную и популярную, а тем более при наличии бессчетных «промежуточных» вариантов унифицированный портрет профессионала все больше становится абстракцией. На практике такая диверсификация представлений оборачивается производственными и личными драмами. Журна­лист «старой» закалки рассказывал в профессиональной прессе, как его пригласили делать газету «для настоящих мужчин». По его концепции, следовало держаться раскованного, но пристойного стиля. Однако владельцы издания категорически потребовали, чтобы оно выходило в стилистике «желтой» прессы — с грубыми при­емами, с материалами о закулисной жизни казино и домов свида-

 

ний и т.п. Новые сотрудники напомнили автору этой истории фар­цовщиков времен его юности: они показались ему людьми настыр­ными, циничными, малограмотными. Он не смог ужиться в такой среде, хотя в материальном отношении предложение было при­влекательным.

С критериями оценки качества труда тесно связаны представ­ления о карьере в журналистике. В словарях карьера описывается как успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности. Естественно, что на такое разви­тие своей биографии рассчитывает каждый человек, вступающий на журналистское поприще. Однако что считать успешным про­движением? Восхождение по служебной лестнице — от хроникера до главного редактора? Или достижение известности и популяр­ности у широкой публики? Или рост зарплаты, гонораров и дру­гих доходов? Однозначный ответ дать невозможно. Журналистика одновременно является и творческой деятельностью, и областью массового общения, и отраслью производства, где действуют ад­министративно-служебные отношения, и сферой товарно-денеж­ного, экономического обмена. Соответственно она дает возмож­ность для реализации способностей различного рода, а значит, и карьера может развиваться в нескольких направлениях.

Вот только два примера. Один из них показывает, как журна­листика сопутствует и помогает успеху в общественной деятельно­сти, другой — как именно в публицистике реализуется творческий потенциал личности.

В предисловии издателя к автобиографии Уильяма Уайта гово­рится: «Несомненно, он был одним из самых известных и, веро­ятно, одним из самых любимых американцев своего времени. За полвека участия в общественной жизни Уайт стал влиятельной фигурой в республиканской партии... Он был уважаемым журна­листом и автором биографий, романов и рассказов... В 1912 г. он помог основать прогрессивную партию и на протяжении всей жизни оставался защитником социальных реформ и личных прав челове­ка... Но, может быть, наибольшую любовь к Уайту современникам внушало то обстоятельство, что он сделал все это, оставаясь изда­телем и редактором своей "Gazette" в родном городке Эмпория в штате Канзас»14.

А вот как оценивает коллега профессиональную биографию классика отечественной публицистики известинца Анатолия Аг­рановского, чей отец, кстати сказать, тоже работал в «Извести –

__________________________

14 The Autobiography of William Allen White. 2nd ed. Lawrence (USA), 1990. P. ix.

 

ях», а брат известен и как высокопрофессиональный газетчик, и как исследователь труда журналиста: «...Стал членом Союза писа­телей СССР, издал более двадцати книг, написал несколько по­вестей и киносценариев... Но, как и отец, до конца дней считал себя журналистом... Я порой поражался его привязанности к газете. Он мог бы совсем уйти в литературу. Но сделай он это, Аграновс­кий не был бы Аграновским».

Эти слова принадлежат перу Льва Толкунова, которому дове­лось поработать и фронтовым корреспондентом «Правды», и ре­дактором «Известий», и председателем правления АПН, и руко­водителем одной из палат Верховного Совета СССР — и потом вернуться на свой прежний пост редактора газеты. В более близкие нам годы Геннадий Селезнев, еще будучи студентом журфака Ле­нинградского университета, стал редактором областной молодеж­ной газеты «Смена», затем возглавлял «Комсомольскую правду», «Правду» — а после этого два срока подряд избирался председате­лем Государственной Думы.

Варианты построения карьеры, как видим, и в самом деле многообразны. Но во всех приведенных нами примерах ее фунда­ментом служат преданность и честное служение своей первой, журналистской профессии. Именно поэтому для подавляющего большинства сотрудников прессы более естествен изначально из­бранный путь корреспондента. Их карьера в меньшей степени свя­зана с административным ростом или достижениями в других сфе­рах деятельности -- главным образом она выражается в совер­шенствовании профессионального мастерства, открытии новых тем и новых граней своей личности, завоевании уважения аудитории и товарищей по цеху. Конечно, в редакционных кулуарах не явля­ются тайной и другие жизненные стратегии. Секреты восхождения к славе одного тележурналиста газеты описывали следующим об­разом: выгодно женился, причем не однажды, оброс связями, умеет держать удар, не краснеть, уверенно блефовать... Однако чтобы обучиться такому «искусству», не стоит поступать в классический университет.

Как и всякий результат напряженного труда, помноженного на природные способности, успех в журналистике заслуживает публичного оглашения и поощрения. Критериев оценки уровня спе­циалиста несколько, но в рыночной экономике главный среди них — заработная плата. В нашей стране исторически сложилось так, что рядовые журналисты никогда не относились к людям обес­печенным. «Условия труда были очень плохими, — так современ­ные исследователи оценивают обстановку в редакциях конца XIX в. — Исключение составляла элита, имевшая свободный ре-

 

жим работы и высокие гонорары»15. За репортерскую строчку пла­тили от копейки до десяти. Признанный король репортажа В. Гиля­ровский получал по 5 копеек за строку, писатель Н. Лесков — 15 ко­пеек, А. Чехов — 20 копеек. Средний газетчик мог за год заработать 120—150 рублей, тогда как для сравнительно обеспеченной жизни в Петербурге требовалось около 2000.

В современной России нет точной статистики о величине жур­налистских доходов, им можно давать лишь сравнительные оцен­ки. Известно, однако, что это по-прежнему далеко не самый при­быльный род занятий, особенно в условиях кризиса печати, хотя, например, отдельные телезвезды зарабатывают тысячи долларов в месяц. Существенно разнятся доходы исполнителей и менеджеров: в некоторых изданиях главный редактор получает в несколько раз больше, чем литературный сотрудник. В среднем выгоднее рабо­тать в ежедневной прессе и информагентстве, чем в журнале или газете с редкой периодичностью выхода, но особенно велики раз­личия между крупными и малыми изданиями. Заработки на теле-нидении в полтора раза ниже, чем в ежедневной прессе16. Во мно­гом сходные пропорции наблюдаются за рубежом. В США годовая зарплата опытного газетчика колеблется в интервале от 30 до 50 тыс. долл., что соответствует доходам среднего американского служа­щего. Доходы репортеров в малотиражной прессе чуть превышают 20 тыс., тогда как в изданиях с солидным тиражом достигают по­лутора сотен тысяч. Ставки в газете сравнимы с зарплатами в рекламном бизнесе, но меньше, чем в крупном журнале или служ­бах паблик рилейшнз. И конечно, «звезды» ведущих телекомпаний в год получают миллионы долларов.

Актами признания заслуг служат разнообразные премии и при-1ы, присуждаемые журналистам в конкурсном порядке. У нас вру­чение престижных премий общенационального Союза журналис­тов приурочено ко Дню российской прессы (13 января). Предста­вители телевидения получают награды на фестивале «ТЭФИ». Региональные союзы журналистов проводят собственные конкур­сы. Кроме того, существует множество конкурсов, которые прохо­дят под эгидой ведомств, творческих союзов, общественных орга­низаций, заинтересованных в освещении их деятельности в СМИ.

Развивая отечественные традиции, имеет смысл внимательно щучить опыт других стран, где используется рейтинговая система оценки журналистских достижений по довольно жестким пара-

_______________________________

15 Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета 1880-х годов: исторические особенности развития: Автореф. канд. дис. СПб., 2000. С. 16.

16 Свитич Л. Г., Ширяева А. А., Колесник С. Г. Указ. соч. С. 34.

 

метрам. Например, в Америке принято публиковать списки наибо­лее отличившихся за год журналистов. Их квалификация оценива­ется по шкале в виде «звездочек» — от '/2 * до ****. Для репортера критериями качества труда являются прежде всего беспристраст­ность, точность и взвешенность, а также глубина информирова­ния, литературное мастерство и последовательность. Для обозрева­теля — достоверность содержания, регулярная публикация материа­лов, вызывающих общественный интерес, плюс глубина выводов и информации, доказательность и последовательность. Уровни каче­ства оцениваются как «хорошо», «очень хорошо», «блестяще» и, наконец, «исключительно». В справочниках по массмедиа против фамилии журналиста, попавшего в список лучших профессиона­лов, указывается количество «звездочек», которых его удостоили эксперты. Такими сотрудниками редакции особенно дорожат, их труд оплачивается выше, чем работа менее именитых коллег.

К журналистскому сообществу применимо понятие «элита». Эта тема слабо разработана в литературе. Между тем очевидно, что, как и всякая корпорация, журналистский корпус делится на основную массу профессионалов и «верхушку» — признанных мэтров публи­цистики, главных редакторов и других менеджеров. Они постоянно общаются с ведущими представителями политики, бизнеса, искус­ства, армии и нередко фактически входят в их круг. Элита отличает­ся от рядовых коллег по уровню известности, режиму работы, дохо­дам, образу жизни. Характерно, например, что наряду с общими для всех журналистов объединениями, построенными на самых де­мократических началах, в столице и регионах образуются клубы глав­ных редакторов, для них даже создан специальный журнал с таким названием. Различия возникают объективно, но их опасно увели­чивать и подчеркивать. Журналистика зиждется на корпоративной солидарности, изоляция от товарищей может свести на нет успех, для достижения которого было потрачено немало сил.

Отдельную группу составляют владельцы СМИ. Среди них не­мало людей, которые никогда не были связаны с прессой профес­сионально и не стремятся к этому. Их надо относить к членам пред­принимательской, а не журналистской корпорации. В более слож­ном варианте собственник одновременно является и редактором, а то и автором своей программы или издания. Таков, например, Павел Гусев — главный редактор «Московского комсомольца» и фактический владелец мощной информационно-финансовой груп­пы, председатель правления Союза журналистов Москвы. Он гово­рит, что считает себя журналистом, поскольку несколько раз в год выступает в прессе. Однако главный свой талант Гусев видит в мас­терстве редактора. При этом по образу жизни он подобен другим

 

очень состоятельным бизнесменам, отнюдь не сотрудникам своих редакций: ездит в бронированном автомобиле, при двух охранни­ках, увлекается дорогостоящей охотой на африканских хищников и т.п. Так что если причислять его к элите, то все-таки к предпри­нимательской.

Организации журналистов. Консолидации работников СМИ, выражению и отстаиванию их интересов служат объединения, со-шаваемые на добровольной, профессионально-творческой основе.

Первые в отечественной истории шаги к организационному сплочению работников прессы делались еще в прошлом столетии. В 1905 г., на волне демократического подъема, стали создаваться всевозможные союзы журналистов, редакторов, издателей, и тог­да же прошел первый всероссийский съезд писателей и журнали­стов. В дальнейшем попытки объединиться в союзы неоднократно повторялись, особенно в годы революционных событий, но они не приносили прочных результатов. В послеоктябрьской стране Всероссийский съезд советских журналистов собрался в 1918 г. Как вспоминали современники, его идейно-политической платформой явилась опубликованная незадолго до того статья Ленина «О ха­рактере наших газет». Но деятельность возникшего тогда объедине­ния также вскоре прекратилась. На постоянной основе стал рабо­тать только Союз журналистов СССР, созданный в 1959 г. Он стро­ился, в соответствии с духом времени, как централизованная, монолитная организация.

Нынешний Союз журналистов России (СЖР) гораздо менее сплочен в организационном отношении. По типу он относится к общественным (негосударственным) организациям, конкретнее — к творческим союзам, наряду с теми, которые объединяют писа­телей, композиторов, театральных деятелей и т.п. Структурно он представляет собой конфедерацию более чем 80 региональных со­юзов журналистов, каждый из которых обладает широкой свобо­дой творческой, хозяйственной и иной активности. На этих нача­лах функционирует, например, Санкт-Петербургский союз жур­налистов. Он имеет свой устав, членство, правление, бюджет, собственность, структурно опирается на первичные организации, которые создаются в редакциях, информационных агентствах и т.п. Всего в СЖР состоит более 120 тыс. человек. Среди целей регио­нальных и общенационального союзов — защита законных прав их членов, а также прав граждан на свободное получение и распрос­транение информации, содействие развитию профессиональной журналистики и реализация ее этических принципов, развитие связей с коллегами в России и за рубежом, организация отдыха журналистов и др. Достижению программных целей служат хозяйст-

 

венные объекты, находящиеся в собственности союзов: базы от­дыха и дома журналистов, издательства, банки и др. СЖР создал Журналистский фонд, призванный в первую очередь оказывать социальную помощь нуждающимся коллегам.

В последнее время союзы журналистов, перенимая западный опыт, все больше внимания уделяют социальной защите своих членов и регулированию их отношений с работодателями и с вла­стью. Эти цели были провозглашены как первостепенные при со­здании «Медиасоюза» — новой всероссийской организации, кото­рая до некоторой степени представляет собой альтернативу СЖР, сосредоточенному больше на творческих вопросах. Подобные но­вации наблюдаются и в провинции. Так, на Алтае появился проф­союз работников СМИ, полиграфии и книгоиздания, намерен­ный проводить единую политику социальной защиты своих чле­нов, в том числе отстаивать их честь и достоинство.

Одновременно действуют и другие, специализированные объе­динения. К их числу относятся, например, ассоциации малой прес­сы, сотрудников пресс-служб, женской журналистики. Группа кор­респондентов, регулярно выезжающих в районы вооруженных кон­фликтов, создала ассоциацию «Горячая точка». Свою межрегио­нальную ассоциацию организовали преподаватели и исследователи журналистики. Перечень можно было бы продолжить. Интересно, например, что в Москве действует Ассоциация иностранных кор­респондентов в России, объединяющая полторы тысячи членов, представляющих почти 600 СМИ. У них есть общие интересы, они проводят собственные акции — в частности, ассоциация добивается снижения арендной платы за жилье для зарубежных прессменов и упрощения таможенного режима при ввозе оборудования для кор­пунктов, организует поездки по стране и творческие встречи и т.п.

Вместе с тем профессионалов, озабоченных идеями корпора­тивной солидарности, не может не тревожить судьба единого, «большого» Союза журналистов. Бывший собственный корреспон­дент «Известий» по Дальнему Востоку, а ныне депутат Госдумы Б. Резник следующим образом размышляет на эту тему:

«В принципе закон не возбраняет любому сообществу журнали­стов объединяться в какой-то свой союз. Я в 19 лет был принят в Союз журналистов СССР и начинал с работы в районках. Корочка союза в ту пору открывала многие двери: можно было пройти в любое министерство, задать какие-то вопросы. Я всю жизнь связан с этим союзом, являюсь дважды лауреатом премии Союза журна­листов СССР и России. Да, наверное, надо улучшать его работу, посмотреть, чтобы не очень увлекались коммерческой деятельнос­тью. Хотя, с другой стороны, союз вынужден сегодня зарабаты-

 

вать, чтобы помочь журналистам-пенсионерам, инвалидам, семь­ям, потерявшим кормильцев-журналистов.

Союз остро, задиристо защищает СМИ. Есть определенная це­ховая солидарность. Многим властям предержащим не нравится, что они выступают с заявлениями то по НТВ, то в ОРТ, в газетах, находящихся в конфликте с властями. В ответ у власти появилось желание создать карманный союзик. Но я уверен, что люди, кото­рые не являются новичками в журналистике, не уйдут из старого союза... Могу сказать по Дальнему Востоку. Были попытки создать в Хабаровске альтернативный союз. Ни один журналист не пошел туда».

Как и всякая точка зрения, этот взгляд на ситуацию субъекти-вен. Но, как и ко всякой другой позиции, к нему нельзя отнестись без внимания.

Работники российских СМИ поддерживают тесные связи с за­рубежными и международными журналистскими объединениями. Идеи равноправного и взаимовыгодного обмена информацией ак­тивно проводит в жизнь Международная организация журналис­тов (МОЖ), центр которой расположен в Праге. Существуя с 1946 г., МОЖ объединяет под знаменем демократии, мира и со­циального прогресса сотни тысяч профессионалов из более чем 100 стран. Она ведет многоплановую работу через международные институты и школы солидарности, клубы и секции, фотовыстав­ки, дома отдыха, собственное издательство. Долгие годы по идео­логическим причинам МОЖ не имела прямых контактов с другим глобальным союзом — Международной федерацией журналистов (МФЖ), куда входили главным образом представители западных стран. Но общее потепление политического климата на планете коснулось и отношений между этими организациями. Они догово­рились налаживать сотрудничество в духе Хельсинкского соглаше­ния. Это тем более важно, что защита чести и достоинства, прав и самой жизни журналистов — задача общечеловеческого значения. Как заявил один из руководителей МФЖ, необходим единый жур­налистский Интернационал. Союз журналистов России входит и в МОЖ, и в МФЖ. Дальнейшей консолидации работников СМИ в мировом масштабе активно помогает такой авторитетный парт­нер, как ЮНЕСКО — специализированная организация ООН по вопросам образования, культуры и коммуникаций.

Как и внутри России, международные связи журналистов не замыкаются в пределах этих крупнейших организаций. Существует еще более 50 неправительственных ассоциаций, фондов, федера­ций массово-информационного профиля. Так, укреплению общест-нсиного престижа эфирных СМИ способствует российско-амери-

 

канская Комиссия по политике в области телевидения, сопредседа­телями которой являются экс-президент США Дж. Картер и москов­ский журналист Э. Сагалаев. Много лет существует Международная ассоциация спортивной прессы. В США действует Всемирный коми­тет свободы печати, объединяющий десятки организаций с пяти континентов. Организационно оформлено взаимодействие универ­ситетов и школ журналистики — в виде ассоциаций, действующих в масштабе всего земного шара, Европейского континента, а также стран Восточной и Центральной Европы.

В корпоративных интересах важно, что не прерывается тради­ция общения через профессиональные журналы. К ним относятся, например, общенациональные издания «Журналист» и «Профес­сия — журналист», российско-европейский аналитический еже­месячник «Cpeda», региональные журналы и альманахи «Невский наблюдатель» и «Невский, 70» (С.-Петербург), «Акценты» (Воро­неж), журнал уральских журналистов «Факс» и др.

Должностной статус журналиста. Работа в СМИ относится к сфере интеллектуального, то есть умственного труда, и в этом качестве она отличается рядом особенностей. Дополним те характеристики, кото­рые упоминались в связи с профессионально-квалификационными требованиями, предъявляемыми к журналисту. В иерархическом спис­ке особенностей работы в СМИ на первых местах стоят оператив­ность и интенсивность умственной деятельности.

Для сравнения: вполне можно представить себе, например, литератора, у которого случились длительные творческие канику­лы, потому что «не пишется». Применительно к редакционному сотруднику такое допущение почти исключается. Наоборот, слу­жебные и личные обстоятельства подталкивают его к ежедневному напряженному труду, который тем не менее сохраняет свое твор­ческое содержание. Причина заключается главным образом в том, что редакционная работа носит общественно-производственный ха­рактер, а само производство имеет признаки непрерывного кон­вейера: оно настроено на регулярный выпуск продукции опреде­ленного ассортимента и качества. Образно содержание интеллек­туальной деятельности в СМИ выражается формулой «вдохновение по графику».

Рыночная экономика диктует дальнейшее повышение интен­сивности журналистского труда. В российских СМИ в течение по­следних лет наблюдается резкое сокращение редакционных шта­тов, взамен использования «человеческих» ресурсов внедряются электронные технологии и соответственно меняются критерии оценки квалификации сотрудников, возрастает нагрузка на каж­дого отдельного профессионала. Значительно ужесточилась конку-

 

ренция за место работы, образовался необычайно мобильный ры­нок труда. В частности, общей практикой для журналистов стало совмещение рабочих мест в нескольких, иногда разнородных ре­дакциях (так называемая вторичная занятость). Значит, в цене се­годня журналист-универсал, который как бы воплощает в себе богатое многообразие профессиональных функций.

С производственной точки зрения, журналистский труд и в са­мом деле многофункционален. Даже каждый из входящих в него видов деятельности «распадается» на несколько составляющих. Так, творческая работа включает в себя подготовку информационных, аналитических и художественно-публицистических произведений. Служебная практика представлена выполнением административ­ных, организационных и редакторских (обработка текстов других авторов) обязанностей. Газетчик в случае необходимости выступа­ет в роли литературного сотрудника, фотокорреспондента или специалиста по техническому оформлению издания.

Журналистский труд ориентирован на коллективный выпуск продукции. Даже индивидуально написанные произведения про­ходят через несколько рук, прежде чем увидят свет: их редактиру­ют, проверяют на точность данных, подвергают корректуре, офор­мляют на полосе и т.п. Тем более коллективным продуктом явля­ется целое издание или вещательная программа. Следовательно, первостепенную важность имеет рациональное разделение труда в редакции.

Штатный состав СМИ делится на две основные группы со­трудников: журналистов (то есть людей, непосредственно произ­водящих информационную продукцию) и обеспечивающий персо­нал (то есть работников, занятых техническими, финансовыми, организационными сторонами производства). В свою очередь, каж­дая из этих групп представлена двумя уровнями компетенции — управленческим и исполнительским.

Среди журналистов на управленческом уровне мы, как прави­ло, увидим заведующего отделом, редактора по отделу, замести­теля главного редактора, ответственного секретаря (организатора текущего производственного процесса, своего рода начальника штаба), которые занимаются кадровым менеджментом. К испол­нительскому уровню относятся должности корреспондента, стар­шего корреспондента, обозревателя, комментатора. Последние две должности предполагают главным образом углубленный аналити­ческий подход к освещаемым темам. Кроме функционального раз-к-ления внутри редакций обычно вводится тематическая специа-лизация сотрудников. В зависимости от задач и строения конкрет­ной редакции ее корреспонденты могут специализироваться на

 

освещении вопросов политики, экономики, быта, спортивной, театральной, школьной жизни, криминальной хроники и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.