Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистика как средство информации




ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЖУРНАЛИСТСКОЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ

 

 

Все содержание журналистики выражается и передается ауди­тории в виде информации. Ее несут в себе литературные тексты и репортерские фотографии, магнитофонные записи на радио и те­левизионное изображение, графическое оформление газетных по­лос и музыкальные позывные популярной радиопередачи. В извест­ном смысле вся журналистская деятельность является информаци­онным процессом. Как это следует понимать?

Понятие информации. В некоторых учебных пособиях, особенно изданных несколько десятилетий назад, встречаются утверждения о том, что понятие «информация», мол, говорит само за себя: информировать — значит сообщать. В действительности дело об­стоит совсем не так просто. Профессиональный журналистский термин «информация» не укладывается в понятийный аппарат целого ряда наук, каждая из которых имеет свой угол зрения на общий предмет изучения. Это относится, например, к математике и лингвистике, биологии и семиотике и т.д.

Познакомимся с общенаучной трактовкой информации. Перво­начально она охватывала только сведения, передаваемые людьми. С середины XX в. информация описывается как понятие, отража­ющее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и расти-

 

тельном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организ­ма к организму.

Человеку свойственно повышенное внимание к производству и переработке информации. В современном обществе разрабатыва­ются специальные научные дисциплины, занимающиеся различ­ными аспектами информационного процесса (теория информа­ции, кибернетика и др.), им посвящены изыскания крупных оте­чественных и зарубежных ученых. Все более широкую известность завоевывает новая «наука наук» — информациология. С точки зре­ния ее создателей, не столько бытие определяет сознание (один из фундаментальных философских постулатов), сколько сознание в форме информации определяет мир. Соответственно возникает за­дача создать единый информационно-мысленный язык, которому предстоит стать основным языком мирового сообщества. Кстати сказать, среди направлений развития информациологии называ­ются, помимо прочего, журналистика, радио, телевидение, изда­тельская деятельность1.

Существует несколько подходов к анализу информации, в част­ности статистический и смысловой. В первом случае главным объек­том внимания является не столько содержание фактов, сколько количество сигналов, знаков. В качестве иллюстрации заметим, что именно журналистика дает чрезвычайно удобный материал для математико-статистического изучения. Ее продукция закодирова­на в стандартных знаковых символах, профессиональные единицы объема публикаций имеют эквиваленты в измерительной системе информатики и кибернетики. Появление на газетной полосе одно­го печатного знака соответствует одному биту, секундное вещание в эфире — одному боду, половина машинописной страницы -одному К, четыре газетные полосы большого формата -- 114 К и т.д.2. При необходимости в подобных единицах можно выразить информационную насыщенность отдельного репортажа, годовой подшивки газеты или, скажем, вещания телекомпании в течение года. Для журналистики измерение объема сообщений и увеличе­ние емкости канала коммуникации имеют важное практическое значение. Так, использование новых носителей информации сулит прессе огромный выигрыш в оперативности. Оптическое волокно способно передавать в тысячу раз больше разговоров, чем медные

_____________________________

1 Юзвишин И. И. Информациология, или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. М., 1996.

2 Гуревич С. М. Основы научной организации журналистского труда. М., 1987. С. 275.

 

провода, а луч лазера несет в себе миллионы телефонных диалогов одновременно. Но статистический подход не может выступать в качестве единственного при оценке публикуемых произведений. Ведь он уравнивает газетный лист и память кассового аппарата, применяемого в торговле, подборку заметок и проблемную ста­тью, принципиальное и идейно беспомощное сочинения.

Человек оценивает прежде всего смысл происходящего в окру­жающей его действительности. Смысловая информация составляет основу общения между людьми: обмена идеями, опытом, эмоци­ями, продуктами интеллектуальной деятельности.

Социальная информация. Ни один человек не может приобрес­ти необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой не­посредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно попол­няемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, является социальной.

Поскольку на человеке всегда лежит отпечаток общественных условий жизни, то и социальная информация отражает отноше­ния и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы. Само слово «социальный» буквально означает «общест­венный». Лица, группы, классы занимают различное положение в материальном производстве и общественной структуре в целом. Отсюда существенные различия в отношении к информации, воз­никающие между представителями тех или иных социальных сло­ев и групп.

Итак, социальная информация производится в процессе челове­ческой деятельности, отражает факты с точки зрения их обществен­ной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.

В XX в. много говорится об информационном взрыве. К тому моменту, когда ребенок, родившийся в 1980-е годы, окончит ин­ститут, поток сообщений в окружающем его мире возрастет в четыре раза, через 50 лет — в 32 раза. Этот процесс естествен для развития цивилизации. Он, конечно, объясняется не тем, что ак­тивизировались силы природы, а тем, что усиливается познающая и преобразующая деятельность человека, совершенствуются сред­ства и способы передачи сообщений, а производство и распрост­ранение информации превратились в преуспевающую отрасль эко­номики. По данным ЮНЕСКО, спады, которые время от времени переживают традиционные секторы бизнеса, в передовых странах не затрагивают рынок коммуникаций: инвестиции в него год от года растут рекордными темпами.

 

Добавим, что эти тенденции складываются не случайно, а как закономерность, охватывающая жизнь всего человеческого рода. Мир вступил в стадию развития, которая называется информаци­онным обществом. У этого понятия нет общепризнанного опреде­ления. Однако по поводу главных его признаков взгляды ученых сходятся. Во-первых, информация превращается в главный и са­мый ценный ресурс социального прогресса, в то время как гос­подствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, техничес­кие, энергетические) теряют былое значение. Во-вторых, инфор­мационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, фактически все люди получают доступ к мировым ин­формационным ресурсам и активно используют их в своих интере­сах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов. Теперь уже не природные богат­ства или размеры страны составляют залог ее влияния в мире, а владение знаниями и средствами их приобретения. Соответствен­но мощь государств (в том числе в военной области) измеряется величиной и разнообразием их информационных «арсеналов». Од­ним из главных показателей мощи служит насыщенность страны новыми информационно-компьютерными технологиями. В миро­вой практике принято оценивать ее по числу компьютеров, мо­бильных и обычных телефонов, телевизоров и других подобных технических средств на 1000 жителей. По данным редакции фран­цузской газеты «Le Monde» («Монд»), в конце 1990-х годов сло­жилась динамичная картина лидерства стран (табл. 3).

Приведенные данные свидетельствуют о неравномерности рас­пределения информационных технологий. В целом первенство при­надлежит США, хотя по отдельным показателям (например, по количеству мобильных телефонов и подключений к Интернету) лидируют представители Скандинавии. Есть государства, которые почти по всем показателям занимают верхние строчки таблицы. Но есть и такие, где преимущественное развитие получил какой-либо один вид технологии, но сравнительно медленно внедряются другие. Так, Францию с известной долей условности можно на­звать «телевизионной» страной, а Исландию — «интернетской». Наконец, судя по этим рейтингам, насыщенность страны новей­шими средствами связи совсем не зеркально отражает действи­тельный уровень ее экономического потенциала, благосостояния граждан и роли в современном мире. Например, Германия, Япо­ния, Великобритания не входят по приведенным в таблице пока­зателям в числе лидеров, однако это, без сомнения, крупнейшие и чрезвычайно влиятельные державы. Перед нами, таким образом, еще один аргумент в пользу социально-философского тезиса о том,

Таблица 3

 
Лидерство стран в сфере информации3
(по числу информационных технических средств на 1000 жителей)
          Интернет
           
Ранг в мире Телефоны Мобильные Компьютеры Телевизоры (число
    телефоны     подключений)
1. США 1. Швеция — 683 1. Швеция — 265 1. США - 350 1. США -790 1. Финляндия —
2. Финляндия 2. Дания — 604 2. Финляндия - 2. Швейцария - 2. Канада — 650  
3. Норвегия 3. США - 602     3. Япония — 641 2. Исландия -
4. Дания 4. Швейцария - 3. Норвегия — 3. Австралия — 4. Франция -  
5. Швеция         3. США - 22
6. Канада 5. Канада — 575 4. Дания — 241 4. Канада — 250 5. Дания — 550 4. Норвегия -
13. Германия 10. Франция - 5. Австралия — 5. Норвегия — 6. Германия -  
14. Великобрита­ния 547 14. Великобрита- 218 8. США - 150 250 9. Великобрита- 550 16. Италия — 450 5. Швеция - 19 7. Канада — 17
16. Япония ния — 489 12. Канада- 114 ния — 200 16. Великобрита- 12. Великобрита-
20. Франция 15. Германия - 13. Великобрита- 13. Германия - ния — 450 ния — 8
23. Италия   ния — 106   20. Россия — 379 15. Германия — 6
35. Россия 16. Япония - 480 14. Япония — 101 15. Франция — 1 160   21. Франция — 2
  22. Италия — 429 16. Италия — 91     22. Япония — 2
  32. Россия — 162 20. Германия - 18. Япония — 140   25. Италия — 1
      19. Италия - 120   35. Россия — 0,1
    29. Франция — 34 35. Россия - 10    
    Россия — нет      
    данных      
3 См. подр.: Засурский Я. И. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период//Журналистика в
переходный период: проблемы и перспективы/Ред.-сост. М. В. Шкондин. М., 1998. С. 15.

 

 

что информационное общество — это «гораздо более широкое понятие, чем представляемое сегодня в западных, да и в россий­ских исследованиях как только технологический прорыв в глобаль­ных информационных сетях»4.

С этими комментариями надо воспринимать положение нашей страны в подобных рейтингах. Россия в 90-х годах на целые поряд­ки уступала ведущим информационным державам. Но в дальней­шем, благодаря высоким темпам модернизации систем связи, раз­рыв год от года стал заметно сокращаться. Поставщики электрони­ки рассматривают российские пространства как неисчерпаемый рынок продаж новейших средств коммуникации, который они осваивают самым энергичным образом. Однако у нас в стране про­цесс информатизации имеет специфику, которая не свойственна большинству территорий в Европе: преобладающая часть новей­шего компьютерного оборудования сосредоточена в столицах -в Москве и в меньшей степени в Петербурге, тогда как в отдален­ные провинции оно проникает несравненно медленнее. Устранить этот дисбаланс способна целенаправленная государственная ин­формационная политика, о необходимости которой настойчиво говорят специалисты.

Своеобразным эскизом такой целостной политической концеп­ции национального масштаба можно считать доктрину информа­ционной безопасности России, утвержденную президентом страны осенью 2000 г. В ней впервые зафиксированы основные нацио­нальные интересы в сфере информации. К ним относятся:

- соблюдение конституционных прав и свобод человека и граж­данина в области передачи, производства и распространения ин­формации, обеспечение духовного обновления России, сохране­ние и укрепление ее нравственных ценностей, традиций патрио­тизма и гуманизма, культурного и научного потенциала;

— информационное обеспечение государственной политики, доведение до российской и международной общественности дос­товерной информации о политике России, ее позиции по соци­ально значимым событиям, обеспечение доступа граждан к от­крытым государственным информационным ресурсам;

- развитие современных информационных технологий, отече­ственной индустрии информации, в том числе средств информа­тизации, коммуникации и связи;

— защита информационных ресурсов от несанкционированно­го доступа, обеспечение безопасности информационных и теле­коммуникационных систем на территории России.

_______________________________

4 Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000. С. 76.

Таким образом, сфера социальной информации предстает пе­ред современным человеком как целый мир явлений и отноше­ний, развивающийся по сложным нелинейным законам и изоби­лующий специфическими ценностями, противоречиями, загадка­ми. Коренной проблемой для потребителя информации является ее отбор. Отдельный человек, коллектив, учреждение способны воспринять и переработать лишь ничтожно малую долю того ги-faHTCKoro массива сведений, которые ежесекундно возникают во­круг них. Так, в среднем аудитория успевает познакомиться с чет­вертой частью газетного материала, с 5% телевизионного и 15% радийного вещания5. Необходимо вести речь о каком-то минимуме полезной информации, без которой потребитель не может сущест­вовать в этом мире.

Потребность в информации определяется социальной ролью человека, его обязанностями и образом жизни. На основе потреб­ности формируются информационные интересы -- стремление получить именно те сведения, которые нужны для выполнения социальных ролей и конкретных задач. Чаще всего потребитель осознает, в чем он нуждается для достижения той или иной цели, и свой поиск ведет с ориентацией на определенные результаты. Но интерес существует и в том случае, когда сам потребитель не мо­жет его точно выразить, — он проявляется объективно в поведе­нии людей.

Более всего конкретны и понятны самому человеку мотивы обращения к тому или иному каналу информации. Мотивы под­разделяются на истинные и ложные, первостепенные по значимо­сти и второстепенные и т.п. Среди них — авторитетность источни­ка сообщений, престижность обладания ими, привлекательность формы их подачи, их полезность и др.

Потребности, интересы и мотивы предопределяют ценность информации, которая лежит в основе выбора между отдельными сообщениями, каналами передачи новостей или даже авторами журналистских публикаций. Существует большая совокупность кри­териев оценки. Назовем некоторые из них.

Новизна: сообщение, уже известное потребителю, не заинте­ресует его повторно; вряд ли, например, одну и ту же хронику событий читатель станет изучать по разным газетам. Достоверность: она понимается как точность (степень приближенности к реально­му прототипу сообщения) и как полнота (раскрытие смысла и значения происходящего). Доступность: радиопередача на незна-

______________________________

5 Суханов А. П. Мир информации. М., 1986. С. 105.

 

комом языке столь же бесполезна, как балетный спектакль для незрячих или философская дискуссия в детском саду. Своевремен­ность: запоздалое штормовое предупреждение явно не имеет ценно­сти и не приносит помощи тонущему судну; с другой стороны, преж­девременная детализация плана работы на длительную перспективу мешает применять его в неожиданных ситуациях, которые непре­менно возникнут. Соответствие запросам потребителя: кроме того, что аудитория может не испытывать нужды в данной информации, она бывает и не настроена психологически на восприятие новых фактов — великие мыслители и художники, как бы обгонявшие свое время, часто не находили прижизненного признания.

Удовлетворяя перечисленным критериям, социальная инфор­мация одновременно подчиняется главному требованию: она эф­фективна тогда, когда отражает тенденции общественного про­гресса и способствует ему. В более узком, прагматическом измерении ценность сведений, которые необходимы конкретному потребите­лю, имеет денежное выражение. Согласно российскому законода­тельству, информационные ресурсы являются собственностью — государства, организаций, частных лиц и т.д., и, значит, собствен­ник может устанавливать плату за их использование. Это, кстати сказать, довольно обычная ситуация при сборе репортерских фак­тов. Так, немецкий еженедельник «Бунте», по сообщениям печа­ти, заплатил 250 тыс. марок за эксклюзивную съемку свадебных торжеств знаменитого автогонщика М. Шумахера.

Значение социальной информации обусловлено прежде всего потребностью общества в саморегулировании. Социальный мир представляет собой сложнейшую систему, внутри которой каж­дый элемент взаимодействует с множеством других элементов. Вза­имодействие предполагает налаженную связь, оперативное инфор­мирование о намерениях и действиях составляющих частей систе­мы. Как утверждал специалист по управлению большими системами Н. Винер, «сообщество простирается лишь до того предела, до ко­торого простирается действительная передача информации»6. Для понимания роли информации в социальном регулировании мож­но воспользоваться аналогией с железной дорогой. Даже непосвя­щенный наблюдатель осознает, что без четкой службы оповеще­ния возникнет хаос, который неизбежно приведет к полной оста­новке движения. Главной фигурой на дороге является диспетчер, который держит в руках всю текущую информацию. В научной ли­тературе такой диспетчер называется субъектом управления.

_________________________________

6 Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М., 1968. С. 230.

 

Субъекты управления находятся в постоянной связи с объек­тами, для чего создаются специальные службы, средства, каналы информации. Сообщения передаются не только сверху вниз. Не менее существенны встречные связи: от объекта к субъекту. Дея­тельность органов управления во многом определяется характерис­тиками объектов их влияния: их структурой, наличием препят­ствий для выполнения команд, готовностью функционировать в заданном режиме, ходом исполнения программы и т.д.

Эти общие положения должны уточняться с учетом конкрет­ных ситуаций и специфики участников взаимодействия. Информа­ционные службы резко отличаются друг от друга в зависимости от того, насколько активным бывает их участие в принятии реше­ний, оценке положения дел, контроле. Немалое значение имеет и специализация по видам передаваемой информации. Нельзя ста­вить в один ряд ведомственную статистику, каналы сообщения производственно-технологических данных и публицистику.

Журналистская информация. Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, поли­тическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и раз­вития общественного организма, и их не нужно сравнивать между собой по степени важности. Ведь экономика не может заместить духовное творчество, а торговля — науку.

Несомненно, что журналистская информация является соци­альной. Более того, она по своей значимости и распространеннос­ти, может быть, «самая социальная». Не случайно в США в 1990-е годы открылся музей новостей, который обошелся в несколько миллионов долларов. Но к какому тематическому виду ее отнести? В прессе публикуются и экономические, и научные, и спортив­ные, и прочие известия. Если ограничиться констатацией темати­ческой пестроты, то исчезнет критерий смысловой значимости материалов. Особенности прессовых сообщений надо искать в дру­гих измерениях.

Коренная особенность журналистской информации заклю­чается в том, что ее социальная, «человеческая» сущность пред­стает подчеркнуто ярко, выпукло, зачастую доводится до обо­стрения идейных и политических противоречий. Это относится ко всем тематическим направлениям публикаций. Уже много лет назад исследователям прессы было ясно, что «новость — чисто общественная категория. Сам по себе факт новостью не является... Как отец вне отношения к сыну есть просто человек, так и факт

 

вне отношения к читателю и к другому факту есть просто собы­тие»7.

На журналистику распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается и крите­риев полезности, и общественной значимости материалов. Но при этом в деятельности прессы нерасторжимо переплетаются идеоло­гическое и управленческое начала. В науке принято говорить о ду­ховно-практической природе журналистского творчества — имен­но так, одним сложным словом обозначается единство двух на­званных начал. Поэтому предлагаемое далее разделение черт, присущих журналистской информации, на две группы носит в значительной мере условный, систематизирующий характер.

В духовном отношении она характеризуется идейной насыщен­ностью. В прессе особенно важно бывает добиться, чтобы аудито­рия усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, полити­ческие или иные ценности. Этим пресса отличается от таких ин­ститутов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности. Впрочем, любое выступление от перво­го лица несет в себе явную или косвенную оценку. Вот тому при­мер. В романе Ф. Достоевского «Бесы» автор заявляет: «Как хрони­кер, я ограничиваюсь лишь тем, что представляю события в точ­ном виде... и не виноват, если они покажутся невероятными». Но всякий, кто читал роман, знает, что трудно выстроить более при­страстное, идейно насыщенное произведение, чем «Бесы». Про журналистику еще определеннее, чем про литературу, можно ска­зать, что она служит как бы увеличительным стеклом при выраже­нии социальных взглядов, эмоций и суждений, даже если оценоч-ность тщательно маскируется под объективность. Соответственно идеологизируются и отношения, которые складываются вокруг и по поводу СМИ.

Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующих разде­лах учебного пособия. Однако уже при изучении данной темы надо обратить внимание на то, что его нельзя понимать как простой и однозначный. С одной стороны, любое исходящее от человека сооб­щение о социальных явлениях принципиально не может существо­вать без какого-либо «следа» взаимоотношений между людьми. С дру­гой стороны, неизбежная окрашенность журналистских текстов со­всем не обязательно должна выражаться в грубой тенденциозности, подмене факта его субъективной трактовкой. Мастерство и чест­ность публициста как раз и проявляются, кроме прочего, в уме­нии соединить два этих начала.

_________________________

' Кузьмичев В. А.Печатная агитация и пропаганда. М.; Л., 1930. С. 18.

 

Материалы печати, телевидения и радио подчеркнуто акту­альны. Это качество иногда ошибочно смешивают с оперативнос­тью. Но актуальность выражается не просто в скорости передачи сообщений. Не обходить острых тем, не бояться затрагивать так называемые трудные вопросы, возникающие у населения, — вот ее суть. Далее, слово прессы обращено к массовой аудитории — и в этом его отличие, например, от устного общения, более ха­рактерного для межличностной коммуникации. Подсчитано, что автор публикации в общенациональной газете обращается к такой аудитории, с которой он смог бы пообщаться только за 250—300 лет устных выступлений. В данной связи возникают своеобразные тре­бования профессионально-творческого порядка. Хороший журна­лист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. Ведь среди его читателей и слушателей есть и профессор, и крестьянин, и домохозяйка, и государственный деятель.

В социально-управленческом отношении журналистскую инфор­мацию характеризует прежде всего документализм в отражении действительности. Имеется в виду и неизменная опора на факты, и точность в отображении явлений, тенденций общественного раз­вития — достоверность той панорамы современности, которую рисует пресса. С точки зрения методики труда данное качество имеет первостепенную важность. «Цитаты. Цифры. Факты и фактоиды... Журналист без фактов, как калека без костыля... Самому себе не верит без фактов и фактоидов» — такой автопортрет нарисовал ветеран газеты «Известия» Ст. Кондрашов.

В связи с тем что многих студентов привело в журналистику увлечение литературным творчеством, надо провести отчетливую границу между репортерским и художническим подходами к сбо­ру фактов. В рассказе о зарубежной командировке писатель Д. Гра­нин вспоминал, что вместе с ним путешествовала опытная журна­листка. Она постоянно вела записи в своем блокноте и впослед­ствии на их основе издала документальную книгу. Сам Гранин «начисто забыл многие важные сведения и факты»: его интересо­вало лишь то, что осталось в памяти, не воспоминания, а образ увиденного. Но если расчет на память сам по себе не является для корреспондента предосудительным поступком, то искажение дей­ствительности в угоду авторской фантазии идет вразрез с закона­ми и этикой журналистики. Из уст кинорежиссера С. Соловьева, снявшего фильм о Тургеневе, не странно слышать следующие при­знания: «Я был во французском имении Тургенева, и оно на меня не произвело ни малейшего впечатления. В Чехии мы нашли куда более убедительное для легенды место». Для корреспондента по-

 

добное сочинение «легенд» приравнивается к профессиональному греху.

Печать оперативна, что дает ей возможность познавать мир в процессе развития социальной практики, находиться в самой гуще событий. Репортеры нередко указывают дорогу и объекты внима­ния специалистам, ученым, художникам, способным более об­стоятельно разобраться в новых явлениях. Индикатором оператив­ности служит использование в текстах СМИ таких слов, как «вче­ра», «сегодня» и «завтра». Поэтому, в частности, многие деловые люди начинают рабочий день с того, что просматривают свежую прессу и знакомятся с выпусками новостей по радио или телеви­дению.

Журналистике присуща особая краткость материалов. Эконом­ное использование площади и времени вызвано и технологией производства информации, и дороговизной каждой строки или секунды вещания, и, что особенно важно учитывать, способом потребления журналистской продукции. «Это не роман — места мало, времени мало, читают на ходу» — так писатель В. Шукшин определял жанровое своеобразие рассказа. Но рядом с прессой даже литературный рассказ выглядит как «роман». Особенно жесткие ограничения существуют на радио, где долгий текст обречен на падение интереса и внимания публики. «В "Последних известиях" две минуты — это подвал в газете, четыре минуты — полоса», -образно говорил создатель радиопрограммы «Маяк» Ю. Летунов. Иначе невозможно добиться тематической универсальности каж­дого выпуска и отразить в нем весь мир.

Одновременно журналистика отличается аналитичностью под­хода к событиям. В усилении исследовательского начала заключен важный резерв повышения эффективности и влиятельности со­временной прессы. На журналисте лежит огромная ответственность за верное осмысление и точную систематизацию, трактовку лави­ны разнообразных фактов. К ней в полной мере относятся слова писателя Л. Леонова, который как-то заметил, что литераторам надо интересоваться наукой, учиться у нее точности мысли и язы­ка, ведь каждое произведение — это «операция на мозге». Проник­новению в глубину явлений способствует регулярность прессовой информации. Изо дня в день пополняя знания и представления аудитории по вопросам ее бытия, журналистика дает ей комплек­сное видение предметов общественного интереса, помогает ощу­щать свою причастность к огромному социальному миру. Не слу­чайно, например, один из видных современных политиков, Дж. Андреотти, в течение сорока лет вел персональную колонку в итальянской газете «Эуропео», несмотря на занятость государствен-

 

ными делами: регулярное обращение к читателям незаменимо по силе своего воздействия.

Многоплановые характеристики прессовой информации совме­щаются благодаря профессиональному мастерству работников ре­дакций. Нельзя понять специфику и социальную значимость жур­налистики, если не учитывать, что это творческий процесс, во многом близкий к труду литератора, кинематографиста, ученого, создающих каждый раз новое, неповторимое произведение. «Но­ваторы никогда не стареют. Стареют подражатели, эпигоны... -писал о ничем не заменимой ценности творчества художник и критик Ю. Анненков. — Если кто-нибудь начнет сегодня писать картины, как Леонардо да Винчи, он будет смешон, что, однако, ничуть не уменьшит свежести Леонардо». Профессионально вы­полненные публикации в прессе тоже несут на себе приметы лич­ности автора -- его интеллекта, одаренности, психического со­стояния, даже пола и возраста.

С другой стороны, значительная доля журналистской продук­ции производится в результате коллективных усилий, а то и мето­дом индустриальной обработки сведений. В редакциях многих стран, особенно на Американском континенте, выстраивается своего рода информационный конвейер. Корреспондент «Литературной газе­ты» И. Хуземи, попав на стажировку в Аргентину, с удивлением для себя наблюдала за распределением функций редакционных сотрудников: репортер только собирает факты и в устной форме доносит их до хроникера, тот пишет, не имея права высказывать личное мнение, редактору дозволена некоторая толика оценок, и только узкий круг ответственных редакторов пользуется привиле­гией выражать мнение газеты в редакционных статьях.

Российской прессе традиционно ближе иная форма отноше­ний журналиста с действительностью — здесь получила развитие авторская, комментирующая, публицистическая трактовка собы­тий. В своих истоках она близка к художественному творчеству, и по отношению к ней будут справедливы слова Л. Толстого: «Про­изведение искусства хорошо или плохо от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник... Из этих трех ос­новных условий... главное — последнее: без него, без любви к пред­мету, нет произведения искусства».

Итак, журналистская информация соединяет в себе докумен­тальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций со­циальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 823; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.