Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идейно-теоретические концепции журналистики




 

Бурное развитие газетно-журнального дела и его влияние на общественную жизнь с ранних пор вызывали дискуссии о духов­ных и нравственных основах журналистской деятельности, об от­ношениях прессы с политической властью, обществом, личнос­тью и т.п. Идейная борьба вокруг коренных проблем, наметившая­ся в XVIII — начале XIX в., сопровождает практику СМИ до сего дня. Причем в этих спорах принимают участие не только сами жур­налисты, но и выдающиеся философы, политические деятели,

_____________________________

7 Скуленко М. И. История политической пропаганды. Киев, 1990. С. 103-104.

 

ПРОПУЩЕНО С 39 по 57 СТР,!!!!!!!!!!!!!!!

(гл. «Идейно-теоретические концепции журналистики»)

 

тике. Она представляет собой разветвленную структуру, и студен­там полезно знать ее строение.

В целом научное знание о журналистике складывается из исто­рии, теории и критики, под которой понимается оперативная ис­следовательская реакция на явления профессиональной практики. Из этих трех компонентов наш учебный курс теснее всего сопри­касается с теорией. Она, в свою очередь, подразделяется на не­сколько специальных дисциплин. В рамках общей теории журнали­стики разрабатываются методологические основы деятельности СМИ и науки о прессе — в частности, вопросы о роли журналис­тики в духовно-культурном прогрессе, ее принципах, функциях, типологии, свободе печати т.п. Как нетрудно заметить, курс «Ос­новы журналистики» по предмету изучения относится именно к общей теории. В литературе сложился понятийно-терминологичес­кий аппарат методологического анализа прессы, хотя он, разуме­ется, непрерывно меняется, обогащается. В традициях отечествен­ной науки он был приближен к уровню классических гуманитар­ных дисциплин - - философии, теоретической социологии, истории, филологии и др.

Из более узких дисциплин к общей теории непосредственно при­мыкает социология журналистики. Их близость обусловлена тем, что существование и развитие прессы определяются прежде всего соци­альной средой, и она же служит главным объектом внимания самих СМИ. Социология журналистики занимается, коротко говоря, ана­лизом положения прессы в обществе, социальными последствиями ее функционирования и теми методами редакционного труда, кото­рые основаны на опыте эмпирических социальных исследований. В отечественной науке с давних пор уделяется повышенное внима­ние профессиональному мастерству и качеству творческой продук­ции. Эта необычайно широкая область исследования включает в себя несколько самостоятельных дисциплин, которые в комплексе дают представление о природе, структуре и проявлениях мастерства. К ним относятся методика журналистского труда (общедоступные, выве­ренные наукой и практикой средства деятельности) и поэтика жур­налистики (формы, язык текстовых произведений), изучение кото­рых связано с филологическими и искусствоведческими традиция­ми. В последние годы для анализа профессионализма все большее значение приобретает психология журналистики, в центре внимания которой находятся личность участника журналистского процесса, а также универсальные, прагматически ценные способы творческой деятельности и общения через средства информации.

Относительно новыми компонентами теории стали экономика и менеджмент СМИ, журналистское правоведение и этика. Они не

 

могли сформироваться как автономные ветви науки, пока в Рос­сии не было для этого объективных оснований. Лишь в 90-е годы пресса получила возможность вести самостоятельную хозяйствен­но-предпринимательскую деятельность и стало бурно развивать­ся, разрастаться количественно информационное законодательство, появились всевозможные профессионально-творческие объедине­ния, вырабатывающие собственные этические нормы и кодексы чести. Особый раздел теории составляет научное обоснование учеб­но-образовательного процесса — журналистская педагогика, о ко­торой шла речь выше.

С полным правом можно назвать также политологические, куль­турологические, эстетические и иные компоненты, отражающие широкий спектр гуманитарных наук, содержательные и методичес­кие элементы которых как бы адсорбируются теорией журналистики. Свое «эхо» получают в ней и дисциплины технические, обеспечива­ющие прогресс материальной базы коммуникаций. Важно, что все эти «пришельцы» устанавливают взаимопонимание и сотрудниче­ство между собой благодаря интегрирующему влиянию общей тео­рии журналистики. Именно она вырабатывает системообразующий фундамент — в виде концепций, принципов, понятий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 1431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.