Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Журналистское образование




 

Прежде чем приступить к изучению теоретических вопросов, сделаем краткий экскурс в историю журналистского образования. Это полезно во многих отношениях, в том числе для осознания творческого характера учебного процесса, для понимания своей причастности к непрерывному поиску такой модели образования, которая отвечала бы и потребностям общества, и высоким уни-нерситетским критериям, и личным интересам выпускников.

 

Надо ли готовить журналиста в университете, и нужна ли ему вообще специальная образовательная база? Вопросы не праздные, ибо журналистика относится к числу так называемых открытых профессий, для работы на этом поприще не требуется лицензии, диплома или других официальных сертификатов. В редакционных кабинетах дипломированные репортеры соседствуют с людьми, которые являются специалистами других отраслей знания, а в нынешней прессе без труда можно найти и такие издания, где нет ни одного работника с профильным образованием. Не случайно поставленные нами вопросы время от времени горячо обсуждают­ся и в редакциях, и в вузах, в частности среди студентов. Но ини­циаторы этих дискуссий не всегда ясно представляют себе, что «внедрение» журналистики в университет произошло не по чьему-либо произволу, а в результате довольно долгой эволюции системы подготовки кадров для печати. Через полемику, эксперименты, развитие методики преподавания общество пришло к существую­щей системе образования, которая, конечно, тоже не является застывшей. Американские историки печати пишут: «Связи между университетами и редакциями сильно окрепли во второй четверти двадцатого столетия. Знаменитая карикатура, изображающая ре­дактора отдела новостей, который спрашивает юное дарование: "А что это такое, позвольте узнать, — школа журналистики?" более не соответствует действительности. Вероятнее всего, редак­тор отдела новостей сам является выпускником школы журналис­тики...»2

Здесь уместно вспомнить, что в США первые попытки нала­дить подготовку газетчиков относятся к концу 1860-х годов про­шлого века, а первый системно организованный курс появился в университете Пенсильвании в 1893 г. Примерно этим же временем датируется начало журналистского образования в странах Европы.

Так пробивала себе дорогу тенденция к углублению подготов­ки кадров для печати. Вот характерный факт: в самом конце XIX в. в Лиссабоне проходил V Конгресс международной организации журналистов, и в центре его внимания оказался опыт обучения газетчиков во Франции, где система преподавания включала в себя, с одной стороны, прикладные умения (машинопись, телеграфное дело, написание и редактирование статей и т.п.), с другой сторо­ны — основы знаний по истории, политической экономии, обще­образовательным дисциплинам, языку.

_____________________________

2 Emery M., Emery E. The Press and America. 6th ed. Englewood Cliffs (USA), 1988. P. 581.

 

Внимание к образовательному уровню работников прессы уси­ливалось не случайно и диктовалось не только интересами самих редакций. Скорее надо говорить о том, что журналистика отклика­лась на коренные изменения социально-культурной среды, в ко­торой она действовала и развивалась. Весь XIX в., и особенно его вторая половина, отмечен ускоренной индустриализацией эконо­мики, а крупное промышленное производство все более нужда­лось в грамотных и хорошо обученных работниках. Образование, которое веками было привилегией избранных, становилось под­линно массовым, общедоступным. Характерно, что и в государ­ственной политике европейских стран народное просвещение вы­двигается на приоритетное место. Прессе нельзя было отставать от растущего культурного уровня основных слоев населения. Здесь уместно вспомнить, что и в России демократизация школы яви­лась важнейшим элементом серии либеральных реформ, предпри­нятых в царствование Александра II. В I860—1870-х годах она соче­талась с отменой крепостного права, реорганизацией судебной сис­темы, местного самоуправления, армии — и тогда же наметился резкий подъем газетно-журнального дела.

В России сеть учебных заведений для сотрудников редакций возникла несколько позже, чем в Европе. Начальные шаги и по­следующее развитие отечественной журналистской школы описа­ны в литературе3.

Считается, что первые курсы для журналистов открылись в Москве в 1904 г., однако просуществовали они недолго. Предпри­нимались и другие попытки, столь же мало успешные. В отсутствие школы некоторую нагрузку брали на себя профессиональные из­дания («Новости печати», «Журналист» и др.), помещавшие на своих страницах разборы газетной практики. По свидетельству ис­ториков, особая роль принадлежала журналу «Сотрудник печати», который в 1912 г. организовал заочные (по переписке) консульта­ции для начинающих авторов, включая своеобразные статьи-лек­ции и домашние задания. В большинстве случаев организаторы школ и курсов сводили свою задачу к преподаванию технических, ре­месленных навыков, а их способна была дать сама редакционная практика. Правда, за пределами России время от времени вопло­щались в жизнь и иные модели образования, тяготеющие к соче­танию теории и методических навыков. Так, в начале века в Пари-

_______________________________________

3 Бережной А. Ф. На пути к организации журналистского образования в Рос-сии//Факультет журналистики. Первые 50 лет/Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 1996; Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социолога. М, 1997; Таловое В. П. Журналистское образование в СССР. Л., 1990.

 

ПРОПУЩЕННО С 11 до 31 СТР!!!!!!!!!!!!!

 

мира и конкретной ситуации. Оно «нарастает само» только в том случае, когда для этого есть богатая культурная «почва».

Но у образования есть и еще одна цель, о которой фактически ничего не говорится в литературе, а именно — подготовка компе­тентного критика продуктов журналистской деятельности. Мы как бы переворачиваем учебную задачу, делая упор не на индивиду­ально неповторимом акте творения, а на его оценке по точно сфор­мулированным критериям. Достижение такой цели в учебной ли­тературе представляется вполне реальным делом.

Журналистская критика не получила заслуживаемого ею вни­мания ни в культурном обороте общества, ни в учебных аудитори­ях. Сама постановка вопроса о ней нередко вызывает удивление. Право на существование театральной, литературной, балетной критики (в последнее время — даже ресторанной) никто из спе­циалистов не ставит под сомнение. Между тем массово-информа­ционная продукция оказывает ничуть не меньшее влияние на ду­ховную жизнь населения, чем театр и кинематограф, и ее изготов­ление подчиняется отнюдь не менее строгим законам. Рассматривая проблему изнутри профессии, мы увидим, что сотрудник редак­ции выступает в качестве критика повседневно: когда берется за доделку своего репортажа, редактирует авторский текст или объяс­няется с внештатным сотрудником, пишет обзор печати, высту­пает на собрании своего творческого коллектива... Вот здесь ему и требуются набор критериев и способность выразить свою позицию в четких определениях.

Для подготовки автора текстов и их критика исключительную ценность имеет литература особого свойства — " задачники", сбор­ники упражнений на профессиональную экспертизу практических ситуаций (case studies). Некоторый опыт выпуска таких изданий уже накоплен в различных вузах. Он заслуживает распространения на все дисциплины. С помощью «задачников» отрабатываются ал­горитмы профессионального мышления и поведения, развивается внимание к деталям ситуаций, обостряется реакция на стандарт­ные положения в социальной и редакционной практике. Между прочим, отличным материалом для подготовки таких сборников упражнений служат учебные работы самих студентов.

Пусть не смущает учащихся критический анализ состояния журналистской педагогики. Они не ошиблись в своем выборе спе­циальности. Но приступать к профессиональной учебе надо с яс­ным пониманием среды, в которую ты погружаешься, и возмож­ностей, которые она предоставляет.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.