Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сирия, Финикия и Палестина




Поздний (Саисский) Египет

В конце Нового царства (т.е. в конце II тыс. до н.э.) под бременем военных расходов, в обстановке нашествий морских народов и натиска ливийцев, Египет снова фaктически распадается на номы. Власть фараонов становится условной, одновременно правят соперничающие династии. Самая мощная социальная группа этого времени – каста фиванских жрецов. Первосвященник Херихор, отстранив Рамзеса XII, стал основателем ХХI жреческой династии.

В начале I тыс. до н.э. первую роль начинают играть командиры ливийских наемников. В 950 г до н.э. ливиец Шешонк становится основателем XXII династии, XXIII и XXIV династии - тоже ливийские.

На юге усиливается эфиопское царство Куш (столица – Напата), усвоившее египетскую культуру. Эфиоп Пианхи захватывает Фивы и дает начало XXV эфиопской династии (с 715 г до н..э), которая сумела установить контроль почти над всем Египтом (кроме севера, Дельты). При эфиопской династии ассирийцы, опиравшиеся на мятежных северных ливийских правителей, захватывают Египет (Асархаддон, 671 г. до н.э.).

Ливийские князья оказались неверными союзниками ассирийцев. Чрез 15 лет, в 655 г., после двух антиассирийских восстаний, правитель северного города Саиса Псамметих I изгнал захватчиков. Он стал родоначальнком XXVI или Саисской династии (664 – 525 гг. до н.э.). Саисские фараоны – Псамметих I, Нехо, Псамметих II, Априй, Яхмос (греки звали его Амасис), Псамметих III (не надо всех запоминать).

Саисский период – последняя эпоха существования независимого Египетского царства. С VII в. до н.э. в стране начинается железный век (с большим запозданием из-за отсутствия железных руд в долине Нила). Египет втягивается в мировую торговлю, страну наводняют предприимчивые греки – купцы и солдаты наемники. В Дельте возникает греческий город – купеческая колония Навкратис. Греческие наемники – основная силовая опора саисских фараонов.

В 525 г. до н.э. персидский царь Камбиз завоевывает Египет. В IV в. до н.э. Александр Македонский, сокрушивший Персидскую державу, открывает период греко-македонского владычества в Египте. В конце I в. до н.э. после гибели последней греко-египетской царицы Клеопатры (30 г. до н.э.) Египет становится римской провинцией.

 

Эти области, расположенные на восточном побережье Средиземного моря, называют также Восточным Средиземноморьем.

Древнее название Палестины - Ханаан. В позднее время страна делилась на три основные области: Иудея (юг), Самария (центр), Галилея (север). С конца XIII в. до н. э. на побережьи Ханаана утвердились пришельцы – филистимляне, от которых и произошло название «Палестина». В I книге Царств филистимляне именуются также амореями, т.е. «людьми запада». Главные города филистимлян – Газа, Аскалон, Ашдод (Азот) у моря, Экрон, Геф – в глубине страны.

Севернее Галилеи начиналась Сирия, славившаяся Ливанскими горами, покрытыми драгоценным кедровым лесом. Древнейшее население Сирии – хананеи, с XI в. до н.э. Сирию и сев. Месопотамию заселили племена арамеев, нахлынувшие из глубин Аравийского п-ва. В Библии Сирия именуется страной Арам.

На сирийском берегу от города Арада до мыса горы Кармель располагались города финикийцев (хананеи по племени), самые знаменитые из них – Библ, Тир, Сидон.

Среди населения Восточного Средиземноморья с XIV-XIII вв. до н.э., после хеттских походов, осталась примесь хеттов (см. хетеянин Урия, муж Вирсавии, в Библии), особенно значительная в северной Сирии и северной Месопотамии. Вокруг города Каркемиша сложилось и просуществовало до VIII в. до н.э. объединение сиро-хеттских княжеств, считавшееся наследником погибшей Хеттской державы. Правитель города Каркемиша в нач. I тыс. до н.э. именовал себя «великим царем хеттов».

Городская культура возникла в Восточном Средиземноморье, по меньшей мере, в III тыс. до н.э. В это время уже существовал и сносился с Египтом финикийский Библ, а начало палестинского Иерихона археологи относят чуть ли не к VII тыс. до н.э.

В III - II тыс. до н.э. видную роль играли сирийские города Алалах, Эбла, Халпа (Алеппо), Кадеш, Угарит (разрушен народами моря в XII в. до н.э.) Последний торговал с островом Критом и Грецией и поддерживал тесные контакты с Вавилонией. На основе вавилонской письменности в Угарите было создано письмо из 29 знаков.

С X в. до н.э. среди сирийских городов виднейшее место занимал Дамаск, прославленный своими садами и ремеслами. Славились дамасская сталь и дамские белые шерстяные ткани. До VIII в. до н.э. ассирийцы упорно и напрасно пытались подчинить себе этот прекраснейший город Сирии.

На рубеже II-I тыс. до н.э. процветали финикийские города. По своему устройству они напоминали греческие города-республики, но в X-IX вв. до н.э. существовало единое Тиро-Сидонское царство. Его правитель Хирам упоминается в Библии. Финикийцы (римляне называли их впоследствии пуны) – искусные ремесленники и мореходы – в конце II тыс. до н.э. были хозяевами Средиземного моря. Их корабли, одновременно торговавшие и пиратствовавшие, доплывали до Италии, Испании (где было туземное царство Тартес или Таршиш, богатое серебром) и даже, в погоне за оловом, до Британских островов. В сер. XII в. до н.э. финикийцы основали на юге Испании колонию Гадес (современный Кадикс), а на северном берегу Африки – Утику. Их города появились также на островах Кипр и Сицилия. В 814 г. до н.э. выходцы из Тира основали в Африке знаменитейшую финикийскую колонию – Карфаген. Со временем этот город стал владыкой западного Средиземноморья, только римляне после трех войн сумели сокрушить его мощь. Товары финикийцев – ткань-багряница, стекло, ювелирные изделия – славились во всем мире. Царь Соломон для сооружения храма в Иерусалиме пригласил финикийских мастеров.

Главный подарок финикийцев человечеству – буквенный алфавит (из 22 букв), заимствованный впоследствии греками. Он стал родоначальников почти всех алфавитов мира.

Палестина – обетованная земля древних евреев. Исход из Египта, как говорилось выше, происходил, скорее всего, после царствования Рамзеса II. Как раз с конца XIII в. до н.э. в египетских источниках появляется наименование «Израиль».

На XII-XI вв. до н.э. приходится время отвоевания евреями Ханаана (Палестины) и расселения победителей на его территории по коленам. Это догосударственная эпоха еврейской истории, эпоха судей - т ак называлисьвременныеавторитетные вожди отдельных израильских колен или их объединений. «Израиль» (прозвище Иакова) - общее название всех 12 (точнее - 13) колен, происходивших от 12 сыновей Иакова.

В конце XI в. до н.э. после тяжелого поражения от филистимлян еврейский народ потребовал себе царя. Пророк Самуил, бывший в то время судьей Израиля, поставил на царство сначала Саула, а затем тайно помазал Давида. Саул вместе со всем домом своим погиб в битве с филистимлянами. История царств начинается фактически с воцарения Давида.

X в. до н.э. – правление Давида и его сына Соломона. В это время существует единое царство еврейского народа. Давид завоевал Иерусалим и перенес в город ковчег завета. При Соломоне сооружен Иерусалимский храм – единственное законное место отправления культа.

После смерти Соломона, при сыне его Ровоаме, государство евреев распалось на два царства – Израиль (северное) и Иудею (южное). В последнем проживало, в основном, колено Иуды.

Более развитое экономически Израильское царство страдало от последствий социального расслоения. Обличения богачей звучали в речах пророков. Объектом пророческой критики служили также уклонения Израильских царей на стезю язычества. Израиль был завоеван ассирийским царем Саргоном II в 722 г. до н.э. Основная масса его населения подверглась депортации и растворилась в глубинах Ассирийского царства среди других азиатских племен. На территории Израильского царства (область Самария) остатки еврейского населения и чужеземные переселенцы сплавились в народ самаритян.

Иудейское царство просуществовало до нач. VI в. до н.э. В 587 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор разрушил Иерусалим, уничтожив одновременно первый храм. Угнанные в плен иудеи провели «на реках вавилонских» около 50 лет. За это время они сменили свой язык на арамейский, но не утратили национальное самосознание, так как сохранили верность своей религии. В плену на основе Пятикнижия выработались стойкие нормы вероучения и вошли в обиход синагогальные собрания.

После падения Вавилона в 539 г. до н.э. персы разрешили евреям вернуться на родину. Процесс репатриации занял долгий срок. Сначала на пепелище вернулась лишь горстка энтузиастов. В 515 г. до н.э. был восстановлен и освящен Иерусалимский храм, началась эпоха второго храма (продлилась до разрушения его римлянами в 70 г. н.э.) Но только в сер. V в. до н.э. очередные переселенцы во главе с первосвященником Ездрой и вельможей Неемией коренным образом возродили отечество. Ездра читал народу публично Пятикнижие и растограл смешанные браки, добиваясь возрождения «крови и плоти» еврейского народа. Неемия восстановил стены Иерусалима. До времен Александра Македонского Иудея существовала как храмовая община, управляемая первосвященником и собранием старейшин («великая синагога» из 120 членов). После греко-македонского завоевания евреи подчинялись сначала Птолемеям – македонским царям Египта (320 – 203 гг. до н.э.), а затем Селевкидам – македонской династии, управлявшей Сирией и Вавилонией. Гонения Селевкидов на веру, осквернение Храма привели к народному восстанию (60-е гг. II в. до н.э.), вожди которого, братья из рода Хасмонеев по прозвищу Маккавеи, дали начало новому царству и новой династии. Династия Хасмонеев (или Асмонеев) правила Иудеей около ста лет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.