Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из легенд о шамане небожителей Юёлэн-Кунньаас




Кунньаас-шаман

Правление шаманов

 

У нас в Борогонцах, вокруг озера Табын-Ибэ похоронены кости девяти шаманов. В древности около этого района по-видимому, шаманов было очень много.

По преданиям, в те времена никто из людей не осмели­вался в чем-либо противоречить шаманам (Дословно: «не смотрел в упор им»), боясь, чтобы они не причинили вреда и смерти людям и скоту. (Дословно — «чтобы они не «пожрали»)... По рассказам, в древности, когда мы были якутами-саха, люди жили под началом и управлением шаманов. («Былыр саха сагана ойун басыылыктаан олороро юсю»). Покосы же вокруг озера Табын Эбэ находились в их ведении также, как если бы они были головами и князьями (староста наслега).

Унас, когда якуты хотят обратиться к шаманам в случае болезни, то иногда говорят — «сахатыйаары гынныбыт» - т.е. хотим объякутиться, поступить по якутской вере.

 

 

Данилов Петр Данилович 53 лет,

3-го Мальжегарского наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

Тиит Арыы.

30 января 1925 года.

Про древнего шамана Кунньаас говорят у нас так «Айыы Буодбут» (ставший божеством, духом-покровителем), что служит заменой его имени. Также именуют «Сур-Джагыл-Атыырдаах», («имеющий жеребца серой масти с крыланом» грамматический перевод. Житейский смысл этого имени, конечно, - «требующий жеребца»), или еще сокращеннее – «Джагыл-Атыырдаах» или просто — «Атыырдаах».

 

 

Ефремов Николай Григорьевич 55 лет,

2-го Мальжегарского наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

Джобулга.

17 января 1925 года

 

В глубокой древности жил князь по имени Чёмчёй; сына его звали Юёлэн-Кунньаас. Последний был шаман.

Однажды летом, во время праздника «ысыах», шаману

Юёлэн-Кунньаасу подали первую почетную чашу с кумысом (вслед за угощением богов и духов). В тот самый момент, когда он пил кумыс, злой дух дева Ырыа — Дуйаак (Певица-Дуйаак, живущая наверху, в багровых облаках, спустила аркан. (Рассказчик поясняет: «старинные люди в данном случае «арканом» называют дыхание злых духов». Ырыа-Дуйаак — одна из девяти небесных дев — шаманок, духи которых наводят на людей сумасшествие, требуя посвящения им конного скота разной масти).

Тотчас же шаман Юёлэн-Кунньаас вскочил на своего серого жеребца с крыланом и помчался. (Куда, об этом рассказчик не пояснил). Сняв со своего жеребца пестрый волосяной повод (свитый из белых и черных конских волос), он повесился на одной наклоненной березе. Люди, разыскав его труп, похоронили.

Ырыа-Дуйаак духа этого шамана вознесла наверх и сделала своим мужем. С тех пор дух этого шамана требует от людей по сей день посвящения ему серых жеребцов с крыланом на оплечьях. Если не находится жеребец с такими приметами, то можно посвятить ему и кобылицу такой же масти с крыланом и с особой отметиной на шерсти бедра («эмэгэттээх бууттаах». По-видимому, и жеребец должен иметь ту же отметину на бедре. Г. К.).

Из всех верхних духов, требующих посвящения конного скота, Юёлэн-Кунньаас считается самым старшим. (т.е. грозным и страшным). К нему обращаются в случаях болезни головы (мозга), иногда горла или спины (спинного мозга?)

 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

Мифы о рождении шаманов у якутов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.