КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сын бога Улуу-Тойона. (Великого повелителя)
Идея богоотцовства ЛЕГЕНДА О ВОСКРЕСШЕЙ ЖЕНЩИНЕ Ноев Лука 74 лет 1-го Мальжегарского наслега Зап.-Кангаласского улуса. Джобулга. Июль 1921 года. (Идея трехдневной смерти).
В старину в Качикатцах, как гласит о том предание, жил один богатый человек. У него неожиданно умерла жена. Он положил в ея гроб четыре безмена масла («безмен»-мера веса) и похоронил через день после смерти. В старину якуты имели обыкновение хоронить мертвеца через день после смерти. У богача был бедный сосед. Когда богач похоронил жену, бедняк стал ночью разрывать ея могилу, чтобы взять положенное туда масло. Вот, раскапывая, что было мочи, он добрался до гроба и лишь только протянул руку, чтобы взять масло, как покойница вдруг схватилась за полы его ровдужного пальто. Страшно испуганный бедняк пустился 6ежать. Оказывается, женщина, ожив в гробу, ела масло, положенное сбоку в ея изголовии. Женщина, поднявшись из гроба, пошла к воде, умылась, привела себя в порядок. Она боясь напугать мужа, не решилась идти к нему и стала поджидать случая встречи со своими детьми. Действительно, скоро показались ея дети. Она сказала им: «Идите к отцу и скажите, что наша мать воскресла, что ее, мол, вырыл один человек». Но муж был человек опрометчивый и скоропалительный: он вообразил, что это должно быть тот самый бес, который причинил (дословно – «пожрал») ей смерть, шляется, приняв ея образ. Схватив лук и колчан, он тотчас же пошел. Видит – пред ним его жена. Обрадовавшись, поцеловались. Муж спрашивает: «Кто это мог догадаться разрыть твою могилу? Не заметила ли ты на нем какую-либо особую примету»? Жена отвечает: «Он был в ровдужном пальто, я замасленными пальцами схватилась за его полы. Наверное, на полах пальто остались следы моих пальцев»! Услышав рассказ жены, муж пошел к соседу и спрашивает: «Не ты ли разрыл могилу моей жены»? Когда тот стал отпираться, он произвел обыск и разыскал его ровдужное пальто со следами замасленных пальцев. Поблагодарил его за то, что он воскресил умершую и тут же выдал ему половину своего богатства. Тогда лишь бедняк повинился и сказал: «Я решился на это потому, что мне было очень обидно: у меня, живого человека, нет ни крупинки масла, а у мертвой так много»! С той поры, говорят, якуты завели обычай – всякого мертвеца хоронить только через три дня после смерти (ибо до этого срока не исключена возможность воскресения).
Ильин Николай 73 лет, 2-го Одунинского наслега Зап.-Кангаласского улуса. Август 1921 года. Когда-то в глубокой древности в Атамайцах (Намский улус) жил человек громадного роста и неимоверный силач, по имени Лукапыар. Однажды он ехал верхом. Вдруг с запада поднялась темная туча и оттуда послышались слова песни. Судя по голосу пела женщина: «Иччилээх кыыннаах, Идэмэрдээх бысахтаах. Сыалаах эт сымысахтаах, Хааннаах эт бэлэнниктээх – Лукапыар обурту! Айбыт аганг, Улуутуйар Улуу Тойон, Аналлаах-минэллээх, Асылык онгостор быагын Аганг ыытта»!
Перевод: О, Лукапыар-великан! Ты – имеющий одухотворенные ножны И, всегда жадный до крови нож! Ты – держащий во рту кусок жирного мяса, С рукавами, всегда окровавленными! Создавший отец твой, Величайший и Грозный – Повелитель Шлет тебе эту веревку, Которая добудет пищу, Для тебя одного припасенную
Лукапыар поднял глаза наверх и видит: извиваясь в небесах, летит конский недоуздок с длинными поводом, свитые из волоса с ярко-красной дорожкой. Лукапыар, протянув руки, поймал это в свои ладони. Прикрепив полученный дар к торокам, поехал дальше. Была весенняя пора, снег уже таял и по ложбинкам речек струилась первая вода. Вот подъехал он к одной речке и видит: на том берегу пасется табун с жеребцом. Тотчас же соскочил он с лошади и помахал в воздухе тою веревкой, издавая призывные крики: «Хору, хору, хору»!... (Так призывают якуты конный скот). Услышав его крики, весь табун неожиданно встрепенулся и сгрудился в одно место, а затем бросился переплывать речку. Все подбежали к нему. Тотчас же набросил он на круп головной кобылицы полученный с неба повод с недоуздком. Та послушно дала вдеть на себя недоуздок; пристегнул ее к коню и повел. Весь табун последовал за ним. Рассказывают, Лукапыар с тех пор постоянно возил с собой этот заветный недоуздок и промышлял конокрадством. Никогда он не ведал, что такое неудача, не мог никто и поймать его. Но из потомков теперь никого не осталось.
Козлов Василий 34 лет, 1-го Мальжегарского наслега Зап.-Кангаласского улуса. Малтанцы. Июль 1921 года.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |