Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чудесная переправа шамана через реку




Исцеление бесноватых

Чудесное доставание пищи

Хождение по водам, как по суше

РАССКАЗЫ О ШАМАНСКИХ ЧУДЕСАХ.

Вознесение на небо

 

Когда шаман Кюстэх ставил небесным духам священный конный скот и камланием возносил их на небо («ытык дабатар»), то люди явно видели, как он возносился на небо.

 

 

Слепцов Кузьма 65 л.,

4-го Мальжегарского наслега,

Зап.-Кангаласского улуса.

Август 1922 г. Тиит Арыы.

 

 

 

 

Давно когда-то в Качикатском наслеге жил шаман, который известен под именем Качикаат-Ойуна. Про него ходят разные рассказы.

Однажды он пришел в Немгогинский наслег и попросил тамошнего шамана Солколоох быть его спутником. Последний согласился. И оба шамана пошли по разным местам.

Качикатскнй шаман, подвязав к ногам пестро изрезанный тальник, перешел через Лену шагом, точно по суше. А шаман Солколоох, стоя на одном берегу, с протиоположного берега, причмокнув, привел пустую лодку и переехал на ней через реку.

 

Оба шамана прибыли в Таттинцы. Там в одном месте происходила свадьба. Шаманы зашли в юрту одной бедной старушки. У последней нечем было угостить своих гостей. Качикатский шаман причмокнул и из запасов пирующих на свадьбе очутились перед ними на столе две бутылки водки и четыре ребра мяса... Причмокнул шаман Солколоох и (в изгороди бедной старушки) оказался один воз с сеном. Шаманы остались тут ночевать.

 

 

В это время пришли в юрту старухи два человека из свадьбы и рассказали, что из собравшихся там людей 25 человек лишились рассудка и поют, вселяя в себя злых духов («уйгуур мэнэрнк буоллулар»), что даже их всех пришлось связать. Старуха сообщила им про своих ночлежников – шаманов.

Вскорости пришли (из дома, где происходила свадьба) звать туда шаманов. Последние отказались и сказали:

«Мы прибудем завтра, если пришлёте к нам девять человек верхами на конях бело-молочной масти (воздавая этим особый почёт им)».

На следующий день приехали девять верховых на конях белой масти – звать шаманов. Поехали.

Качикатский шаман, попросив тепловатой воды, вобрал в рот и обрызгал всех больныз, одержимых духами. Те моментально выздоровели. Шаманов щедро одарили и проводили обратно.

 

 

Никитина Мария Семёновна, 61 года,

1-го Мальжегарского наслега,

Зап. Кангалусского улуса.

12 января 1925 г. Джобулга

 

 

Про древних шаманов существует такой рассказ. Они, если не имели лодки для переправы (через реку или протоку), то будто бы вызывали её с противоположного берега. Для этого брали тальник, снимали пестро кожуру (винтом – так, чтобы чёрные и белые полосы перемежались). Этим тальником трижды обводили вокруг себя, выкрикивали тоже три раза и махали им по воздуху. Когда этот прут простирали по направлению к той лодке, то он вытягивался и доходил до лодки. Таким образом, подтягивали её к себе. По преданиям, так делал известный Бёртюнский шаман Бётюрюю. Про старинных шаманов рассказывают еще следующее. Когда они, вознесши свящённый конный скот на небо, спускались обратно, то волоса на висках оказывались закуржавевшими (от страшяой стужи, которая царит на небе).

Теперешние шаманы вряд ли поднимаются на небо дальше трёх «орлов»?

 

 

Захаров Иуда Иннокентиев,

Быраканского наслега,

Верхне-Вилгайского улуса.

4 марта 1925 года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.