Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Испрошение детей шаманами




ВОСКРЕШЕНИЕ МЕРТВОГО

Борисов Михаил Иннокентьевич 66 л.

Кангаласского наслега,

Мархинского улуса.

5 марта 1925 года.

 

 

В старину у нас жил известный шаман, по имени Бэргэсэ-Ойун, а в Хочинском улусе одновременно с ним жил другой шаман Хамначчит-Ойун. У первого шамана в Якутском крае (Якутском уезде) был приятель, у которого единственный сын захворал чахоткой. Он отправил на Вилюй особого человека к Бэргэсэ шаману с просьбой прибыть и совершать камлание над его больным сыном. Бэргэсэ-шаман, получив приглашение, сказал посланному человеку:

«Я болен (ехать не могу), но вот в Хачинцах есть другой шаман, по имени, Хамначчит, который ни чуть не хуже меня, ты увези его»?

Посланный человек по этому совету обратился к Хамначчиту, который изъявил согласие на поездку. Поехали. В дороге во время одной ночевки шаман обратился к своему провожатому со словами:

«По-видимому, еду зря: с больным, надо полагать, уже стало плохо. Теперь там (у больного) собрались пять шаманов, а мы прибудем, когда больной уже будет мертв. Когда мне придется шаманить, ты положи в середине юрты потник из-под моего седла (рассказчик добавляет: «в старину, по преданиям, шаманы совершали камлание, сидя на потнике»), а затем дай напиться молока».

Наконец, доехали они до дому Ынахсыт (так звали отца больного); сын уже был мертв. Собралось уже много народа и среди них были пять шаманов. Многие плакали и горевали. По поводу приезда шамана выражали сожаление, что зря его привезли.

Но тем не менее Хамначчит-Шаман приступил к камланию. Предварительно он попросил сварить молоко. Во время камлания мёртвый ожил и, попросив молока, отведал. Затем он сказал:

«Не знаю и не могу понять – был ли я мертв или лежал в обмороке»?

Хамначчит сказал:

«Я ещё вчера дал знать о себе и удержал при нем жизнь… Нужно думать, что он лежал в обмороке»…

Затем, обращаясь к отцу больного, сказал:

«Твой сын умрет не раньше трех лет».

Шамана щедро одарили разным добром, навьючив на трех верховых коней, и проводили обратно.

 

-------------------

Алексеев Иван Алексеевич 42 лет,

Сюльского наслега,

Нюрбинского улуса.

13 марта 1925 года.

 

 

Сиэллээх-Ёсюргю состарился, жене его было уже 60 лет и она ни разу не рожала. Однажды приехали к ним из Якутского края два шамана, назвались Качикатцами. (Наслег с таким названием имееется в Восточно-Кангаласком улусе). Шаманы остались ночевать. Разговарились: хозяева, между прочим, говорят, что вот до старости лет не имеют детей. Легли спать. Утром один из шаманов говорит:

«Я видел сон, который предвещает вам рождение ребенка».

Узнав, что они – шаманы, хозяева попросили их совершить моление бога о даровании им ребенка. Те согласились, сказав предварительно:

«Да, раньше, бывало, мы испрашивали своим молением ребенка»!

Совершив моление, они спустились к Айыысыту (богиня родов), но получили отказ. Во время священнодействия главный шаман в своих песнях стал печаловаться и, между прочим, сказал:

«Имел я обыкновение совершать моление к духу, наводящему облака»!

Домохозяева снова попросили совершить моление к этому духу. Согласились и прокамлали целые сутки – ночь и день, совершив путешествие к Сююлэр-Былыт-Тёрдюгэр. («Сююлэ-Хаан» - бог грома и дождя, имеет много наименований. По-видимому, это – забытый образ древнего степного бога, разделившийся у якутов в Джылга-Хаан – бога рока и судьбы и в Уордаах-Джёсёгёйя, подателя и покровителя конного скота). Это божество вняло молениям шаманов и обещало даровать двух сыновей, первому из них просило дать имя «Чохух», а второму – дарованный от источника проливных дождей (облаков) Сююлэ-Багдарыын.

Этого, нашего младшего сына, пусть не задевают ни соломинкой и ни ветками тальника»!

Так сказало божество через уста шаманов. С этими словами, чтобы вселить душу дарованного ребенка, они причитали над головой старухи бррр… В этот момент старуха упала в обморок. Одаренные подарками шаманы уехали, обещая возвратиться к ним через три года. И, действительно, через три года снова приехали и застали у старика и старухи двух детей. Опять дали им подарки – разную пушнину, наполнив ими две переметные сумы.

 

-------------------

 

Козлов Василий 34 лет,

1-го Малтанского наслега,

Западно-Кангаласского улуса.

31 июля 1921 года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.