КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий
Речь и ее нарушение изучаются, как известно, Целым рядом дисциплин (общей, детской психологией, физиологией, акустикой, дефектологией и др.). В задачи нейропсихологии входит исследование форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях мозга. Советская нейропсихология рассматривает эти нарушения с общих теоретических позиций, разработанных А. Р. Лурия. Как известно, речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь — специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Согласно общим психологическим представлениям речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов В качестве двух основных самостоятельных видов современная психология выделяет экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением. Экспрессивная речь — или процесс высказывания с помощью языка — начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и, наконец, переходит в стадию Импрессивная речь — или процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного) — начинается с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), затем проходит стадию декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием). С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены а) фонемы (смысло-различительные звуки речи); б) лексемы (слова или фразеологические словосочетания, в) семантические единицы (обобщения в виде системы слов, обозначающие понятия); г) предложения (сочетания слов, обозначающие определенную мысль); д) высказывание (законченное сообщение). Лингвистический анализ речи может быть применим как к импрессивной, так и к экспрессивной внешней речи. Внутренняя В целом можно выделить четыре самостоятельных формы речевой деятельности, две из которых относятся к экспрессивной речи, а именно: устная и письменная речь, а две — к импрессивной — понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Каждая из перечисленных форм речевой деятельности включает несколько речевых функций. Так, устная речь может быть активной (монологическая или диалогическая речь) или повторной; называние (объектов, действий и т. п.) тоже можно выделить в самостоятельную речевую функцию. Письменная речь может быть Таким образом, речевая система — это целая совокупность Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую Как известно, основные закономерности понимания устной Как сложная функциональная система речь включает большое Большой класс речевых расстройств носит название «афазии». Зоны коры левого полушария (у правши), поражение которых В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации При выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы возникают следующие формы афазии. Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слов. Речевой слух является главным афферентным звеном речевой Речевой слух является всецело прижизненным образованием, Большинство крупнейших лингвистов считают, что в качестве Речевой слух — это фонематический слух, т. е. способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. Каждый язык имеет свою фонематическую систему. Таким образом, в каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие — как несущественные для данного языка.
Рис. 30, А, Б. Области коры левого полушария головного мозга, связанные с речевыми функциями. А — «речевая зона» коры левого полушария- а — зона Брока, 6 — зона Вернике, с — «центр» зрительных В русском языке фонемами являются, во-первых, все гласные и их ударность. Это означает, что смена гласной и смена ударности гласной означает смену смысла слова. Такие признаки, как длительность гласного звука, открытость или закрытость гласного звука, высота тона не важны для понимания русской речи (в отличие, например, от немецкого языка, где смыслоразличительным признаком является длительность гласных, или вьетнамского языка, где различительным признаком является высота гласного звука). В русском языке пять гласных звуков (а, у, и, э, о), каждому Во-вторых, фонемами являются согласные звуки русского языка, которые противопоставляются по таким признакам, как звонкость-глухость, твердость-мягкость (т. е. по месту и способу образования). Для русского языка слова «палка» и «балка», «пыл» и «пыль» имеют разный смысл, хотя они различаются только по одному фонематическому признаку (оппозиционные фонемы), а не по нескольким (дизъюнктные фонемы). Таким образом, смена гласных или их ударности и смена согласных по их звонкости (глухоте) и твердости (мягкости) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку). Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности — устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы (глухонемоте). Таков нормальный ход формирования родного языка. Овладение иностранным языком подчиняется иным законам. Однако и в этом случае слуховая афферентация является базальной для овладения разговорной речью. По мере овладения иностранным языком человек учится его слышать, так как у него формируется фонематический слух по отношению к данному языку. Речевой, или систематизированный слух — весьма сложное образование. Существуют два уровня восприятия звукового состава речи. Один из них характеризуется как уровень имитации звуков, не требующий их отнесения к определенным буквам, т. е. речевой квалификации этих звуков. При имитации звуков речи латентные периоды речевых ответов равны При нарушении фонематического слуха вследствие поражения 41-е первичное и 42-е и 22-е вторичные поля звукового анализатора по классификации А. Р. Лурия входят в зону Т — зону, при поражении которой возникает сенсорная афазия. Описание случаев огнестрельного поражения этой зоны составило содержание монографии А. Р. Лурия «Травматическая афазия». Основанием для выделения этой зоны послужил анализ 800 случаев травматической афазии (рис. 31, а). В классической неврологии эта область коры носит название Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорганизации всей речевой системы. При полном разрушении этой области коры у человека исчезает способность различать фонемы родного языка. Такие больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю или «зашумленную» речь (например, когда одновременно говорят двое людей), т. е. речь в усложненных условиях. Особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. В грубых случаях у таких больных отсутствует активная Рис. 31. Расположение очагов поражения левого полушария мозга при различных формах афазии: а — при сенсорной афазии, б — при акустико-мнестической афазии, в — при афферентной моторной афазии, г — при «семантической» афазии, д — при эфферентной моторной афазии, е — при динамической афазии (по А. Р. Лурия, 1947). У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, потому что для них не ясен тот образец, который подлежит написанию; В клинике локальных поражений головного мозга нередко Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно воспринимает звуки родного языка, понимает обращенную к нему устную речь. Однако он не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъявлении на слух 10-ти слов, не связанных между собой по смыслу, 6—7 слов (7 плюс- минус 2). Магическая цифра 7, как известно, обозначает объем нашей оперативной кратковременной памяти (в том числе и слухоречевой). У некоторых испытуемых объем кратковременной слухоречевой памяти достигает 10—12 слов, а иногда и больше. У больных с акустико-мнестической афазией объем слухоречевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет У таких больных имеются отчетливые трудности в активной У таких больных снижается скорость переработки словесной информации. Для правильного воспроизведения образца слова Феномен ретроактивного торможения проявляется в виде Феномен проактивного торможения заключается в невозможности больного повторить какие-либо элементы словесного последовательного материала кроме первых (одного-двух). (Так, при предъявлении той же серии слов больной повторяет только первое слово «дом».) Это — торможение, направленное в ряду речевых элементов (слов, слогов, букв) «вперед». Для больных с акустико-мнестической афазией характерны Все эти феномены отражают нарушения работы слухоречевой Нарушения нейродинамических процессов в слухоречевой системе четко проявляются во всех формах речевой деятельности — устной активной речи, повторении слов, письме под диктовку и др. Следует отметить, что больные и с сенсорной и с акустико- Итак, нарушение слухового звена речевой системы приводит Второе афферентное звено речевой системы — зрительное. Поражение этого звена приводит к другим речевым расстройствам. Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задне-нижних отделов височной области (у правшей). К ним относятся нижние отделы 21-го и 37-го полей на конвекситальной поверхности полушария и задне-нижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных Заслугой А. Р. Лурия и его сотрудников (Е. П. Кок, Л. С. Цветковой и др.) явилось выявление того, что в этих случаях распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом слов и их наименованием. В устной речи это проявляется в том, что больные не могут назвать предметы и пытаются дать им словесное описание («Ну, У больных с оптико-мнестической афазией нет каких бы то Нарушения называния объектов у больных с оптико-мнестической афазией является центральным симптомом. Другие речевые функции страдают при этом вторично. В целом в соответствии с классификацией А. Р. Лурия амнестическая афазия встречается в двух формах: акустико-мнестической и оптико-мнестической афазии. Более каудально расположенные очаги поражения в пределах Афферентно моторная афазия связана с выпадением (ослаблением кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, премыкающего к 22-му и 42-му полям или задней оперкулярной области коры (рис. 31, в). В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т. е. возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот Таким образом, на первых этапах формирования речи связь звукового и артикуляционного анализа слов прослеживается очень четко. На важную роль кинестетической речевой афферентации Важно отметить, что данная категория больных не только Кинестетическая моторная афазия впервые описана А. Р. Лурия как особая форма моторной афазии. Раньше предполагалось, У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен оральный (неречевой) праксис. У них затруднено произвольное Трудности артикулирования звуков речи у больных с афферентной моторной афазией проявляются в различных заданиях, Еще большие трудности возникают в случае повторения согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также При афферентной моторной афазии вследствие кинестетического дефекта вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных Семантическая афазия возникает при поражении зоны ТРО Некоторые авторы выделяют как самостоятельную форму «проводниковую афазию». Однако А. Р. Лурия рассматривал ее как вариант афферентной моторной афазии. Семантика в той или иной степени страдает при любой форме афазии обозначение ее как семантической неправильно и по существу тем не менее это название вошло в литературу. Долгое время нарушения, возникающие при этой афазии, описывали как интеллектуальный дефект. Так, К. Гольдштейн предполагал, что у данной категории больных имеется общее снижение интеллектуальных функций или общее снижение «абстрактной установки». Таким образом, предполагалось, что данное нарушение характеризует интеллектуальную сферу, а не речевую. Однако при специальном анализе этого дефекта А. Р. Лурия удалось выявить, что нарушения у этих больных отнюдь не распространяются на любые интеллектуальные функции, а касаются лишь понимания определенных грамматических конструкций. Оказалось, что в этих случаях страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают Определяя основной дефект, характерный для больных с семантической афазией, А. Р. Лурия писал, что у них страдает симультанный анализ и синтез или возможность оценки пространственных и «квазипроотранственных» отношений. Данный фактор также можно отнести к афферентным, но он, безусловно, имеет более сложную природу, чем все предыдущие, и связан с целым комплексом афферентаций, опосредующих у человека пространственные (гностические) и «квазипространственные» (интеллектуальные) функции. Больные с семантической афазией не понимают целый ряд а) Предлоги (над, под, сверху, снизу и др.). Такие больные б) Слова с суффиксами, например, такие, как «чернильница», «пепельница», где суффикс «ца» означает вместилище, т. е. выражает пространственные отношения. в) Сравнительные отношения. Больные не понимают предложений типа «Ручка длиннее карандаша», «Карандаш короче ручки» или «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них самый темный?» Понимание такого рода конструкций требует мысленного равнения двух или трех объектов, т. е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание. г) Конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата», «мамина дочка», «дочкина мама» и т. д. Для больных эти выражения непонятны. Им понятно, что такое мама и дочка д) Временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями. Например: «Перед завтраком я прочитал газету» или «Прежде чем поехать в город, он зашел к товарищу» и т. п. е) Пространственные конструкции типа «Солнце освещается землей» или «Земля освещается солнцем» — Что верно?» ж) Выражения, в которых имеются логические инверсии типа «Колю ударил Петя». Кто драчун? з) Выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг от друга, типа «В школу, где учится Ваня, пришел лектор, чтобы сделать доклад». В этой фразе выражение «где учится Ваня» — только определение школы. Такого рода конструкции со сложными определениями тоже непонятны больным. и) Предложения с «переходящими» глаголами типа «Вера одолжила деньги Маше», «Сережа одолжил деньги у Коли», кто кому должен? Понимание всех перечисленных выше речевых конструкций, Семантическая афазия обычно сочетается с нарушениями счетных операций (акалькулией), которые также непосредственно связаны с анализом пространственных отношений, выраженных в числе. В единый синдром вместе с семантической афазией входят и нарушения наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса. Изучение расстройств понимания различных грамматических Итак, все описанные выше формы афазий основаны на нарушениях разного типа афферентаций: слуховой, зрительной, кинестетической и той комплексной афферентаций, которая лежит в основе пространственного восприятия. Другую группу афазий составляют афазии, связанные с нарушением эфферентных звеньев речевой системы. Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторнои области (передней оперкулярной В этих случаях звуковой анализ слов и возможность артикулировать различные звуки речи сохранны, отсутствует и четко выращенная оральная апраксия. Однако страдает собственно двигательная (или кинетическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений. Этот тип нарушения речи А. Р. Лурия описывал как нарушение «кинетической мелодии» речевого акта. Данная форма афазии входит в синдром премоторных нарушений движений (кинетической апраксии), при которых центральным дефектом являются трудности переключения с одного движения на другое, трудности выполнения серийных двигательных актов. Существует большое сходство между нарушением речевой моторики и нарушением движений руки, которые возникают при поражении премоторнои области левого полушария мозга. В этих случаях нарушения При попытках произнести слово больные не могут переключиться от одного слога к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Это — генеральный симптом, характеризующий нарушение речевой системы при моторной эфферентной афазии. Характерно, что отдельные звуки больные артикулируют верно, Трудности в плавном протекании активной устной речи, в нарушении ее автоматизированности приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности — письма, чтения и даже Таким образом, эфферентная моторная афазия, как и другц0 Динамическая афазия связана с поражением областей, расположенных вблизи от зоны Брока. Это 9, 10, 46-е поля премоторной Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти Сначала было принято считать, что этот дефект — проявление общей адинамии, характеризующей всю психическую деятельность таких больных, в том числе и речевую сферу, и что он не является специальной формой афазии. А. Р. Лурия впервые доказал, что «дефект речевой инициативы» представляет собой системное речевое расстройство и должен рассматриваться как особая форма афазии. В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной Один из методов, выявляющий этот дефект,— это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5—7) Динамическая афазия, проявляющаяся в нарушениях высказывания, связана прежде всего с дефектами внутренней речи. Для нормальной внутренней речи, как известно, характерна предикативность. Согласно Л. С. Выготскому (1934) внутренняя речь состоит из «психологических сказуемых» (не обязательно глаголов). У больных с динамической формой афазии предикативность внутренней речи распадается, что проявляется в трудностях построения замысла высказывания. По данным Как показали Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина и Ж. М. Глозман Эти дефекты речевого высказывания, связанные с инактивностью и нарушением внутренней планирующей речи, с перешифровкой замысла в грамматические структуры языка, проявляются в различных формах экспрессивной речевой деятельности (устной и письменной), отражаясь также и на интеллектуальной сфере больных в виде обеднения и снижения уровня вербально-логических операций. В целом, согласно классификации А. Р. Лурия, существуют пять афферентных и две эфферентных формы афазий. Особое место в нейропсихологии занимает проблема псевдоафазий, которая возникла в связи с тем, что за последнее время началось весьма интенсивное исследование глубоких структур мозга. При этом было обнаружено, что многие из глубоких подкорковых структур имеют непосредственное отношение к речевым процессам. В частности, к числу этих структур относятся ряд ядер таламуса, при поражении которых (или при воздействии на них вблизи расположенного очага) возникает особая форма При воздействии на эти ядра таламуса левого полушария мозга Нарушения речи, встречающиеся при поражениях левого полушария мозга в детском возрасте (особенно у детей до 5—7 лет) Особое направление в современной афазиологии представляет нейролингвистический подход к изучению афазий. А. Р. Лурия, анализируя проблему афазий с нейролингвистических позиций, выделил две основных группы афазических расстройств. К первой относятся афазии, связанные преимущественно с распадом парадигматических основ речи, т. е. с распадом кодов языка (фонематических, артикуляционных, зрительных, пространственных). Это афазии, возникающие при поражении коры средне-задних отделов левого полушария. Ко второй группе относятся афазии, связанные преимущественно с нарушением синтагматической организации речи, т. е. с трудностями построения фразы, высказывания. Эти «передние» афазии, которые появляются при поражении коры передних отделов левого полушария (рис. 34, А, Б). Нейролингвистическое направление в изучении афазий открывает новые возможности для анализа как структурных особенностей языка, так и особенностей нарушений речи при локальных поражениях мозга.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |