Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Проблема афазий




Речь и ее нарушение изучаются, как известно, Целым рядом дисциплин (общей, детской психологией, физиологией, акустикой, дефектологией и др.).

В задачи нейропсихологии входит исследование форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях мозга. Советская нейропсихология рассматривает эти нарушения с общих теоретических позиций, разработанных А. Р. Лурия.

Как известно, речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь — специфически человеческая психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Согласно общим психологическим представлениям речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов

В качестве двух основных самостоятельных видов современная психология выделяет экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением. Экспрессивная речь — или процесс высказывания с помощью языка — начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи, обладающей свернутым характером, и, наконец, переходит в стадию
развернутого внешнего речевого высказывания (в виде устной
речи или письма).

Импрессивная речь — или процесс понимания речевого высказывания (устного или письменного) — начинается с восприятия речевого сообщения (через слух или зрение), затем проходит стадию декодирования сообщения (т. е. выделения информативных моментов) и, наконец, завершается формированием во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения, ее соотнесением со смысловыми семантическими структурами и включением в определенный смысловой контекст (собственно пониманием).

С точки зрения лингвистики в речи могут быть выделены
следующие единицы:

а) фонемы (смысло-различительные звуки речи);

б) лексемы (слова или фразеологические словосочетания,
обозначающие отдельные предметы или явления);

в) семантические единицы (обобщения в виде системы слов, обозначающие понятия);

г) предложения (сочетания слов, обозначающие определенную мысль);

д) высказывание (законченное сообщение).

Лингвистический анализ речи может быть применим как

к импрессивной, так и к экспрессивной внешней речи. Внутренняя
речь имеет иное психологическое строение, характеризуясь большей свернутостью, предикативностью и недоступностью для прямого наблюдения.

В целом можно выделить четыре самостоятельных формы речевой деятельности, две из которых относятся к экспрессивной речи, а именно: устная и письменная речь, а две — к импрессивной — понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение). Каждая из перечисленных форм речевой деятельности включает несколько речевых функций. Так, устная речь может быть активной (монологическая или диалогическая речь) или повторной; называние (объектов, действий и т. п.) тоже можно выделить в самостоятельную речевую функцию. Письменная речь может быть
самостоятельной или под диктовку — и тогда это различные речевые функции, имеющие различное психологическое строение.

Таким образом, речевая системаэто целая совокупность
речевых функций, объединенных в единое целое.

Все эти формы речи представляют собой сложную, но единую
функциональную систему, обладающую многими характеристиками отличающими ее от других функциональных систем. Сложность
этой системы связана прежде всего с тем, что каждая из четырех
вХодящих в нее подсистем имеет определенную автономность и
различные сроки формирования.

Как известно, основные закономерности понимания устной
речи и устного речевого высказывания формируются уже на самых
ранних этапах онтогенеза (до 2—3 лет), в то время как формирование других форм речевой деятельности — чтения и письма, связанных с овладением грамотой,— происходит существенно позже и строится по иным психологическим законам. Эти различия в генезе и психологической структуре разных форм речевой деятельности находят свое отражение и в их мозговой организации. Однако наличие общих закономерностей объединяет все четыре формы речевой деятельности в единую систему — об этом свидетельствуют как данные общей психологии речи, так и клинические
наблюдения, показывающие, что при локальных поражениях мозга
(преимущественно левого полушария у правши) нарушения распространяются на все формы речевой деятельности, т. е. возникает
системный дефект с преобладанием нарушения того или иного
аспекта речи (т. е. того или иного фактора, на котором основана
речевая система).

Как сложная функциональная система речь включает большое
число афферентных и эфферентных звеньев. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический, двигательный; каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. Поэтому мозговая организация речи очень сложна, а нарушения речи — многообразны и различны по характеру в зависимости от того, какое из звеньев речевой системы пострадало в результате мозгового поражения.

Большой класс речевых расстройств носит название «афазии».
Под афазиями в современной нейропсихологии понимают нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры (И «ближайшей подкорки») левого полушария (у правшей) И представляющие собой системное расстройство различных форм речевой Деятельности. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение, и элементарных форм слуха. Афазии следует отличать
от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях: дизартрии (нарушений произношения без расстройства
восприятия речи на слух, чтения и письма), аномии (трудностей
называния стимулов определенной модальности вследствие нарушения межполушарного взаимодействия), алалий (расстройств речи в детском возрасте в виде недоразвития всех форм речевой деятельности), моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов, и др.

Зоны коры левого полушария (у правши), поражение которых
приводит к той или иной форме афазии, носят название «речевые
зоны». К ним относятся средние отделы конвекситальной поверхности коры левого полушария мозга (рис. 30, А, Б).

В соответствии с классификацией, разработанной А. Р. Лурия и основанной на теории системной динамической локализации
высших психических функций, существует 7 форм афазий, каждая
из которых связана с нарушением одного из факторов, на котором
основана речевая система, и наблюдается при определенной локализации патологического процесса.

При выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы возникают следующие формы афазии.

Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т. е. способности различать звуковой состав слов.

Речевой слух является главным афферентным звеном речевой
системы. Как уже говорилось выше, человек помимо неречевого слуха обладает и специализированным речевым слухом. Речевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы.

Речевой слух является всецело прижизненным образованием,
он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой речевой среды. Высказанные некоторыми авторами гипотезы о существовании врожденных прототипов языка, которые после рождения развертываются под влиянием речевых воздействий, не получили экспериментального подтверждения.

Большинство крупнейших лингвистов считают, что в качестве
врожденных задатков речи можно рассматривать лишь некоторые
особенности работы слухового анализатора, например способность к большему или меньшему запечатлению слуховой информации,
к более или менее быстрому овладению речью как таковой, но отнюдь не какие-то врожденные безусловные речевые рефлексы, которые якобы потом только проявляются под воздействием речевых воздействий.

Речевой слух — это фонематический слух, т. е. способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка.

Каждый язык (русский, английский, немецкий и др.) характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков языка, совокупности определенных признаков звуков речи, которые позволяют различать слова данного языка, различительные единицы звукового строя языка. Каждый язык имеет свою фонематическую систему. Таким образом, в каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие — как несущественные для данного языка.

 

Рис. 30, А, Б. Области коры левого полушария головного мозга, связанные с речевыми функциями. А — «речевая зона» коры левого полушария- а — зона Брока, 6 — зона Вернике, с — «центр» зрительных
представлений слов (по Д. Дежерину, 1882), Б — области коры левого
полушария, электрическое раздражение которых вызывает различные
нарушения речи в виде остановки речи, заикания, повторения слов, различных моторных дефектов речи, а также неспособности назвать предмет
(по У. Пенфилду и Л. Гобертсу, 1959)

В русском языке фонемами являются, во-первых, все гласные и их ударность. Это означает, что смена гласной и смена ударности гласной означает смену смысла слова. Такие признаки, как длительность гласного звука, открытость или закрытость гласного звука, высота тона не важны для понимания русской речи (в отличие, например, от немецкого языка, где смыслоразличительным признаком является длительность гласных, или вьетнамского языка, где различительным признаком является высота гласного звука).

В русском языке пять гласных звуков (а, у, и, э, о), каждому
из них соответствуют определенные форманты, т. е. определенная основная частота («у» — 250, «о» — 500, «а» —- 1000, «э» — 2000 «и» —4000 Гц).

Во-вторых, фонемами являются согласные звуки русского языка, которые противопоставляются по таким признакам, как звонкость-глухость, твердость-мягкость (т. е. по месту и способу образования). Для русского языка слова «палка» и «балка», «пыл» и «пыль» имеют разный смысл, хотя они различаются только по одному фонематическому признаку (оппозиционные фонемы), а не по нескольким (дизъюнктные фонемы).

Таким образом, смена гласных или их ударности и смена согласных по их звонкости (глухоте) и твердости (мягкости) меняют смысл русского слова. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым или фонематическим слухом (по отношению к русскому языку).

Фонематический слух формируется у ребенка в процессе его обучения пониманию устной речи как первичная форма речевой деятельности. Овладение фонематическим строем языка предшествует другим формам речевой деятельности — устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы и потеря слуха ведет у детей к недоразвитию всей речевой системы (глухонемоте). Таков нормальный ход формирования родного языка. Овладение иностранным языком подчиняется иным законам. Однако и в этом случае слуховая афферентация является базальной для овладения разговорной речью. По мере овладения иностранным языком человек учится его слышать, так как у него формируется фонематический слух по отношению к данному языку.

Речевой, или систематизированный слух — весьма сложное образование. Существуют два уровня восприятия звукового состава речи. Один из них характеризуется как уровень имитации звуков, не требующий их отнесения к определенным буквам, т. е. речевой квалификации этих звуков. При имитации звуков речи латентные периоды речевых ответов равны
приблизительно 200 мс. Это очень быстрые ответы, если учесть,
что время простой двигательной реакции в условиях, когда нет
никакой проблемы выбора, тоже равно 150—180 мс. Когда же
стоит задача не просто воспроизводить звуки, а относить их к определенным звукам речи (буквам или категориям), то латентные периоды ответов резко возрастают. Испытуемому требуется 400 мс и больше, чтобы определить тот или иной звук речи. В этом случае восприятие звуков осуществляется на фонематическом уровне, на уровне квалификации звуков.

При нарушении фонематического слуха вследствие поражения
ядерной зоны звукового анализатора (41, 42 и 22-е поля) левого полушария возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи (т. е. понимать речь на слух), но и в нарушении всех других форм речевой деятельности.

41-е первичное и 42-е и 22-е вторичные поля звукового анализатора по классификации А. Р. Лурия входят в зону Т — зону, при поражении которой возникает сенсорная афазия. Описание случаев огнестрельного поражения этой зоны составило содержание монографии А. Р. Лурия «Травматическая афазия». Основанием для выделения этой зоны послужил анализ 800 случаев травматической афазии (рис. 31, а).

В классической неврологии эта область коры носит название
«зона Вернике» — немецкого невролога, впервые в 1874 г. описавшего больного с сенсорными нарушениями речи при поражении этой зоны, вследствие чего сенсорную афазию иногда обозначают как афазию Вернике.

Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорганизации всей речевой системы. При полном разрушении этой области коры у человека исчезает способность различать фонемы родного языка. Такие больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю или «зашумленную» речь (например, когда одновременно говорят двое людей), т. е. речь в усложненных условиях. Особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами.
Так, слово «голос» они слышат как «колос», «холост», «колоз» и т. п., так как звуки «г—к—х» и, «с—з» они не различают; слова «забор—собор—запор» звучат для них как одинаковые. Дефект понимания устной речи является центральным в этом заболевании. Однако, поскольку все формы речевой деятельности связаны между собой, нарушение одного звена влияет на всю речевую систему, вторично страдают и все другие формы речевой деятельности.

В грубых случаях у таких больных отсутствует активная
спонтанная устная речь. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные
по своему звуковому составу слова или набор звуков. Иногда больные правильно произносят только привычные слова. Как правило,
они заменяют одни звуки другими. Эти замены носят название
«литеральных парафазии» (замена одного звука или буквы другим). Реже встречаются «вербальные парафазии» (замена одного
слова другим). Для сенсорной афазии более характерны не вербальные, а литеральные парафазии, так как при этом распадается
первичный звуковой состав слова, т. е. восприятие тех элементов
(звуков), из которых складывается слово.

Рис. 31. Расположение очагов поражения левого полушария мозга при различных формах афазии: а — при сенсорной афазии, б — при акустико-мнестической афазии, в — при афферентной моторной афазии, г — при «семантической» афазии, д — при эфферентной моторной афазии, е — при динамической афазии (по А. Р. Лурия, 1947).

У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, потому что для них не ясен тот образец, который подлежит написанию;
у них резко затруднено повторение услышанных слов; нарушено
также и чтение, поскольку нет контроля за правильностью своей речи. Иными словами, вследствие нарушения фонематического слуха распадается вся речевая система. В то же время у больных сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция; им доступны любые оральные позы (по образцу).

В клинике локальных поражений головного мозга нередко
встречаются стертые формы сенсорной афазии, когда для выявления сенсорного дефекта требуются специальные усложненные (сенсибилизированные) пробы. К их числу относятся пробы
на категоризацию звуков, на отчуждение смысла слова, пробы
на подсказку слова, пробы на письмо под диктовку слов с оппозиционными фонемами и др.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов коры левой височной области, расположенных вне
ядерной зоны звукового анализатора (рис. 31, б). Это 21-е и
частично 37-е поля, которые А. Р. Лурия относит к зоне Т2- Акустико-мнестическая афазия как самостоятельная форма афазии
впервые описана А. Р. Лурия. Раньше она обозначалась как амнестическая афазии. Некоторые авторы придерживаются этого наименования и сейчас.

При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно воспринимает звуки родного языка, понимает обращенную к нему устную речь. Однако он не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти.

Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъявлении на слух 10-ти слов, не связанных между собой по смыслу, 6—7 слов (7 плюс- минус 2). Магическая цифра 7, как известно, обозначает объем нашей оперативной кратковременной памяти (в том числе и слухоречевой). У некоторых испытуемых объем кратковременной слухоречевой памяти достигает 10—12 слов, а иногда и больше.

У больных с акустико-мнестической афазией объем слухоречевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет
к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить
большую фразу, возникает вторичное — из-за слабости слухоречевых следов — непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависит и от запоминания речевого сообщения. Трудности понимания устной речи могут возникнуть у таких больных и в других усложненных условиях, связанных с объемом речевого сообщения.

У таких больных имеются отчетливые трудности в активной
Устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парафазии
и Др., т. е. амнестического типа нарушения речи. Эти больные
характеризуются «скудной» речью, частым пропуском слов (обычно существительных). Центральным симптомом для данной категории больных является снижение объема запоминания. Он проявляется в различных пробах. В опытах на повторение и coхранение серий слов у больных наряду со снижением объема воспроизведения, как правило, нарушается и порядок воспроизведения слов, поскольку сохранение последовательности слов также зависит от состояния мнестических процессов.

У таких больных снижается скорость переработки словесной информации. Для правильного воспроизведения образца слова
(слоги или буквы) им требуется предъявлять медленно, но и не
большими интервалами, так как в этих случаях может возникнуть
уже вторичное забывание материала. Все эти трудности запечатления и воспроизведения словесного материала отражают повышение ретроактивного и проактивного торможения следов.

Феномен ретроактивного торможения проявляется в виде
воспроизведения последнего слова ряда (или слов) и забывания
предшествующих слов (например, при предъявлении серии слов:
«дом, лес, стол, кот» больной может повторить только одно последнее «кот»). Это — торможение, направленное в ряду слов (или других речевых элементов) «назад».

Феномен проактивного торможения заключается в невозможности больного повторить какие-либо элементы словесного последовательного материала кроме первых (одного-двух). (Так, при предъявлении той же серии слов больной повторяет только первое слово «дом».) Это — торможение, направленное в ряду речевых элементов (слов, слогов, букв) «вперед».

Для больных с акустико-мнестической афазией характерны
явления словесной реминисценции — лучшего воспроизведения
словесного материала через несколько часов после его предъявления.

Все эти феномены отражают нарушения работы слухоречевой
системы на мнестическом уровне. Физиологические механизмы этих нарушений пока изучены недостаточно. Предполагается, что одним из них является механизм «уравнивания интенсивности следов», в связи с чем и новые и прежние («побочные») следы воспроизводятся с равной вероятностью.

Нарушения нейродинамических процессов в слухоречевой системе четко проявляются во всех формах речевой деятельности — устной активной речи, повторении слов, письме под диктовку и др.

Следует отметить, что больные и с сенсорной и с акустико-
мнестической афазией активно используют в своей речи интонации, пытаясь с их помощью передать содержание сообщения.
Часто слова сопровождаются жестикуляцией, которая также
в определенной степени компенсирует речевой дефект.

Итак, нарушение слухового звена речевой системы приводит
к развитию сенсорной или акустико-мнестической афазии. Эти
две формы афазии отражают разную степень патологии данного
звена.

Второе афферентное звено речевой системы — зрительное. Поражение этого звена приводит к другим речевым расстройствам.

Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задне-нижних отделов височной области (у правшей). К ним относятся нижние отделы 21-го и 37-го полей на конвекситальной поверхности полушария и задне-нижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных
представлений, зрительных образов слов. В классической неврологии эта форма афазии носит название номинативной амнестической афазии (или оптической амнезии). Это довольно хорошо описанная форма речевых расстройств, которая состоит в том, что больные не способны правильно называть предметы.

Заслугой А. Р. Лурия и его сотрудников (Е. П. Кок, Л. С. Цветковой и др.) явилось выявление того, что в этих случаях распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связи между зрительным образом слов и их наименованием.

В устной речи это проявляется в том, что больные не могут назвать предметы и пытаются дать им словесное описание («Ну,
это то, чем пишут», «Это такое, ну, чтобы запирать» и т. п.). В
описаниях нет четких зрительных образов, это обычно попытка
охарактеризовать функциональное назначение предмета.

У больных с оптико-мнестической афазией нет каких бы то
ни было явных зрительных гностических расстройств: они прекрасно ориентируются и в зрительном пространстве, и в зрительных
объектах. Однако у них нарушена способность изображать объекты. Специальное изучение их рисунков показало, что они не могут
изобразить даже элементарные объекты (типа стол, стул, дом
и т.д.), которые может изобразить любой здоровый человек,
не имеющий специальных художественных способностей и не обученный рисованию. Этот дефект рисования связан с нарушениями зрительных образов и входит в один комплекс симптомов вместе с расстройством называния предметов. Более грубо у этой категории больных страдает называние объектов при относительной легкости называния действий.

Нарушения называния объектов у больных с оптико-мнестической афазией является центральным симптомом. Другие речевые функции страдают при этом вторично.

В целом в соответствии с классификацией А. Р. Лурия амнестическая афазия встречается в двух формах: акустико-мнестической и оптико-мнестической афазии.

Более каудально расположенные очаги поражения в пределах
левого полушария (у правшей) приводят к более грубому нарушению зрительного звена речевой системы. При поражении коры
затылочных областей (или затылочно-теменных отделов) левого
полушария возникает первичная оптическая алексия (нарушение чтения), которая может проявляться либо в виде неузнавания отдельных букв (оптическая литеральная алексия), либо в виде неузнавания целых слов (оптическая вербальная алексия) (рис. 32). В основе этого расстройства лежит нарушение зрительного восприятия букв или слов. Таким образом, нарушение чтения в этом случае входит в синдром гностических расстройств. При поражении затылочно-теменных отделов правого полушария нередко возникает односторонняя оптическая алексия, когда боль
ной игнорирует левую сторону текста и не замечает своего дефекта
Реже встречается правосторонняя оптическая алексия.

Афферентно моторная афазия связана с выпадением (ослаблением кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, премыкающего к 22-му и 42-му полям или задней оперкулярной области коры (рис. 31, в). В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т. е. возможность появления четких ощущений, поступающих от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот
момент, когда он произносит то или другое слово, конечно, не осознаются. Однако кинестетическая речевая афферентация играет очень
важную роль как при формировании речи у ребенка, так и при нормальном осуществлении речевой деятельности (произношении слов). Существует четкая связь между артикуляцией и слуховым восприятием, что,
I! частности, было установлено при анализе письма детей под диктовку. Если у детей, которые только обучаются грамоте„ затруднить нормальную артикуляцию (например, попросить их открыть рот или зажать язык зубами), то оказывается, что у них резко возрастает количество ошибок, потому что
артикуляция необходима для анализа звукового состава слов.

Таким образом, на первых этапах формирования речи связь звукового и артикуляционного анализа слов прослеживается очень четко.

На важную роль кинестетической речевой афферентации
в нормальном функционировании всей речевой системы указывает
и патология. При выпадении артикуляционного звена речевой системы — кинестетической основы речи — нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков речи другими (по типу литеральных парафазии) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т. е. артикуляционных движений, необходимых для произнесения звука и слова в целом). Первичный дефект состоит в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке, например, ряд звуков образуется преимущественно при
участии передней части языка: («д», «л», «н»). Эти согласные называются переднеязычными. Другая группа звуков — задне-язычная — осуществляется при преимущественном участии задней части языка («г», «х», «к»). Каждая из этих групп звуков, различных по звуковым характеристикам, произносится с помощью близких артикулем. При снижении способности к дифференциации артикулем возникает феномен смешения этих звуков (внутри каждой группы). Больные с поражением нижних отделов теменной области коры левого полушария смешивают близкие артикуле и произносят, например, слово «халат», как «хадат», слово «слон», как «скол» или «слод» и т. п. Нарушение произношения слов является первичным симптомом, поэтому афазия, которая возникает
в этих случаях, называется моторной афазией. Афферентной же
она называется потому, что при этих поражениях, как уже говорилось выше, нарушается афферентное кинестетическое звено речевой моторики (рис. 33, А, Б).

Важно отметить, что данная категория больных не только
неправильно произносит близкие артикулемы, т. е. сходно артикулируемые слова, но и неправильно воспринимает их. Это объясняется тем, что артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. Поэтому нарушение в нижнетеменной коре ведет к вторичному нарушению функций слуховой системы.

Кинестетическая моторная афазия впервые описана А. Р. Лурия как особая форма моторной афазии. Раньше предполагалось,
Что существует лишь одна форма моторной афазии. Кстати,
Некоторые авторы и до сих пор придерживаются этой точки зрения.
Моторную афферентную афазию можно сопоставить с апраксическими мануальными расстройствами. Это своего рода апраксия, или апраксия речевого артикуляторного аппарата.

У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен оральный (неречевой) праксис. У них затруднено произвольное
по инструкции, а также по показу выполнение различных оральных движений. Например, больной не может надуть одну щеку
или обе щеки, высунуть язык, облизать губы и т. п. Эти оральные
движения не входят в состав речевого акта, они более просты
примитивны, тем не менее часто и эти движения распадаются
вследствие трудностей произвольного управления оральным аппаратом вообще. Однако нередко афферентная моторная апраксия
протекает на фоне полностью сохранного орального праксиса.
В этих случаях страдает управление лишь более сложными артикуляторными движениями.

Трудности артикулирования звуков речи у больных с афферентной моторной афазией проявляются в различных заданиях,
например, при задании повторить определенные звуки речи
(несколько гласных звуков). Быстрое повторение гласных звуков
выявляет обычно артикуляционные дефекты у больных даже
с тонкими симптомами моторной афферентной афазии.

Еще большие трудности возникают в случае повторения согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также
при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пропеллер», «пространство», «тротуар» и др.). Характерно, что такие больные обычно понимают,
что они произносят слова неверно, они «чувствуют» свою ошибку,
но их рот как бы не подчиняется их волевым усилиям.

При афферентной моторной афазии вследствие кинестетического дефекта вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных
больных нарушено письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции (с помощью инструкции
«открыть рот» или «зажать язык зубами») обычно ухудшает написание слов. Чтение вслух хорошо упроченных (привычных) слов более сохранно, но сложные слова так же, как и в активной устной речи произносятся неверно, с литеральными заменами.

Семантическая афазия возникает при поражении зоны ТРО
(темённо-париетально-окципитальной зоны коры) — области стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 39-го полей слева) (рис. 30, в]. Зона ТРО относится к третичным областям коры или к «заднему ассоциативному комплексу». Название «семантическая афазия» А. Р. Лурия считал неудачным, так как при этой афазии распадается не вся речевая семантика, а лишь строго определенные семантические категории, в связи с чем А. Р. Лурия нередко обозначал ее как «так называемая семантическая афазия».

Некоторые авторы выделяют как самостоятельную форму «проводниковую афазию». Однако А. Р. Лурия рассматривал ее как вариант афферентной моторной афазии.

Семантика в той или иной степени страдает при любой форме афазии обозначение ее как семантической неправильно и по существу тем не менее это название вошло в литературу. Долгое время нарушения, возникающие при этой афазии, описывали как интеллектуальный дефект. Так, К. Гольдштейн предполагал, что у данной категории больных имеется общее снижение интеллектуальных функций или общее снижение «абстрактной установки». Таким образом, предполагалось, что данное нарушение характеризует интеллектуальную сферу, а не речевую. Однако при специальном анализе этого дефекта А. Р. Лурия удалось выявить, что нарушения у этих больных отнюдь не распространяются на любые интеллектуальные функции, а касаются лишь понимания определенных грамматических конструкций.

Оказалось, что в этих случаях страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают
одновременный симультанный анализ и синтез явлений, т. е. когда
для понимания какого-либо выражения, слов требуется одновременное представление нескольких явлений.

Определяя основной дефект, характерный для больных с семантической афазией, А. Р. Лурия писал, что у них страдает симультанный анализ и синтез или возможность оценки пространственных и «квазипроотранственных» отношений. Данный фактор также можно отнести к афферентным, но он, безусловно, имеет более сложную природу, чем все предыдущие, и связан с целым комплексом афферентаций, опосредующих у человека пространственные (гностические) и «квазипространственные» (интеллектуальные) функции.

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд
грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные или «квазипространственные» отношения. К ним относятся следующие.

а) Предлоги (над, под, сверху, снизу и др.). Такие больные
не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под
крестом» или «крест под кругом». Иными словами, больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов.

б) Слова с суффиксами, например, такие, как «чернильница», «пепельница», где суффикс «ца» означает вместилище, т. е. выражает пространственные отношения.

в) Сравнительные отношения. Больные не понимают предложений типа «Ручка длиннее карандаша», «Карандаш короче ручки» или «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них самый темный?» Понимание такого рода конструкций требует мысленного равнения двух или трех объектов, т. е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание.

г) Конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата», «мамина дочка», «дочкина мама» и т. д. Для больных эти выражения непонятны. Им понятно, что такое мама и дочка
отдельно, но не «мамина дочка», выражающее отношение между ними.

д) Временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями. Например: «Перед завтраком я прочитал газету» или «Прежде чем поехать в город, он зашел к товарищу» и т. п.

е) Пространственные конструкции типа «Солнце освещается землей» или «Земля освещается солнцем» — Что верно?»

ж) Выражения, в которых имеются логические инверсии типа «Колю ударил Петя». Кто драчун?

з) Выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены друг от друга, типа «В школу, где учится Ваня, пришел лектор, чтобы сделать доклад». В этой фразе выражение «где учится Ваня» — только определение школы. Такого рода конструкции со сложными определениями тоже непонятны больным.

и) Предложения с «переходящими» глаголами типа «Вера одолжила деньги Маше», «Сережа одолжил деньги у Коли», кто кому должен?

Понимание всех перечисленных выше речевых конструкций,
которые в большинстве случаев отражают «коммуникацию отношений», а не «коммуникацию событий», основано на сохранном симультанном пространственном анализе и синтезе, на способности одновременно мысленно представить несколько событий и их отношение друг к другу.

Семантическая афазия обычно сочетается с нарушениями счетных операций (акалькулией), которые также непосредственно связаны с анализом пространственных отношений, выраженных в числе. В единый синдром вместе с семантической афазией входят и нарушения наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса.

Изучение расстройств понимания различных грамматических
конструкций при так называемой семантической афазии представляет собой большой интерес для современной лингвистики, так как оно помогает понять сущность тех вербально-логических операций, которые их объединяют, и тем самым вскрыть закономерности построения языка.

Итак, все описанные выше формы афазий основаны на нарушениях разного типа афферентаций: слуховой, зрительной, кинестетической и той комплексной афферентаций, которая лежит в основе пространственного восприятия.

Другую группу афазий составляют афазии, связанные с нарушением эфферентных звеньев речевой системы.

Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторнои области (передней оперкулярной
зоны) — полей 44 и частично 45-го (см. рис. 31, д). Это «зона Брока», ученого, впервые описавшего в 1861 г. моторное нарушение речи у больного с поражением данной области мозга. В литературе эта форма афазии нередко называется афазией Брока - при полном разрушении зоны Брока больные не могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь (и отдельные слова, целые фразы). Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Этот словесный стереотип («эмбол»)
«застревает» и становится заменой всех других слов. Больные
произносят его с разной интонацией и таким образом пытаются
выразить свою мысль. При менее грубых поражениях этой зоны
моторная эфферентная афазия протекает иначе.

В этих случаях звуковой анализ слов и возможность артикулировать различные звуки речи сохранны, отсутствует и четко выращенная оральная апраксия. Однако страдает собственно двигательная (или кинетическая) организация речевого акта, четкая временная последовательность речевых движений. Этот тип нарушения речи А. Р. Лурия описывал как нарушение «кинетической мелодии» речевого акта. Данная форма афазии входит в синдром премоторных нарушений движений (кинетической апраксии), при которых центральным дефектом являются трудности переключения с одного движения на другое, трудности выполнения серийных двигательных актов. Существует большое сходство между нарушением речевой моторики и нарушением движений руки, которые возникают при поражении премоторнои области левого полушария мозга. В этих случаях нарушения
и речевой и мануальной моторики характеризуются наличием двигательных персевераций, инертно повторяющихся движений.

При попытках произнести слово больные не могут переключиться от одного слога к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Это — генеральный симптом, характеризующий нарушение речевой системы при моторной эфферентной афазии.

Характерно, что отдельные звуки больные артикулируют верно,
могут произнести и отдельные слоги, но их слияние в слово (или в более легких случаях слияние нескольких слов в плавную речь) оказывается невозможным из-за инертности уже произнесенных
элементов речи. Даже при тонких стертых формах эфферентной афазии больные не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова и сочетания слов (типа скороговорок и т. п.).

Трудности в плавном протекании активной устной речи, в нарушении ее автоматизированности приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности — письма, чтения и даже
понимания речи (при определенных сенсибилизированных условиях). Как известно, зона Брока связана тесными двусторонними
связями с височными структурами мозга, и эти области работают
вместе как единая система. Поражение зоны Брока отражается на работе и височных структур левого полушария, что проявляется в некоторых трудностях восприятия устной речи.

Таким образом, эфферентная моторная афазия, как и другц0
формы афазии, представляет собой системное нарушение всех
видов и форм речевой деятельности при ведущей роли нарушения
одного (кинетического) аспекта речи.

Динамическая афазия связана с поражением областей, расположенных вблизи от зоны Брока. Это 9, 10, 46-е поля премоторной
области, непосредственно примыкающие к зоне Брока кпереди и сверху (см. рис. 31, е). Поражение этих средне - и заднелобных
(премоторных) отделов коры конвекситальной поверхности левого
полушария приводит к речевой адинамии. Впервые этот дефект речи был описан К. Кляйстом в 1934 г. под названием «дефекта речевой инициативы».

Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти
не высказываются. При ответе на вопросы отвечают односложно,
часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у этих больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также достаточно сохранно.

Сначала было принято считать, что этот дефект — проявление общей адинамии, характеризующей всю психическую деятельность таких больных, в том числе и речевую сферу, и что он не является специальной формой афазии. А. Р. Лурия впервые доказал, что «дефект речевой инициативы» представляет собой системное речевое расстройство и должен рассматриваться как особая форма афазии.

В основе этой формы афазии лежат нарушения сукцессивной
организации речевого высказывания,
У больных страдает способность дать развернутое речевое высказывание (устное или письменное). Это не просто затруднения в построении своей речи, а более глубокие нарушения, когда больные не могут составить даже элементарную фразу, не могут развернуто (в двух-трех фразах) ответить даже на простые вопросы (например, рассказать о своем здоровье). Как правило, они дают односложные ответы на
любые вопросы. И уже совсем недоступно для них написать сочинение на заданную тему (или рассказать его устно).

Один из методов, выявляющий этот дефект,— это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5—7)
однотипных предметов (например, красного цвета, кислых, острых
и т. п.) или перечислить животных, обитающих на севере, и т. п.
В этих случаях больные могут назвать 1—2 предмета и замолкают.
Подбадривание, подсказка им не помогают. Нередко при выполнении заданий типа «назовите 7 красных предметов» больные называют только те, которые находятся непосредственно перед ними («красная книга», «красная кофточка». Еще? — «Красная кофточка». Еще? — «Красная кофточка» и т.д.). Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предлагается вспомнить несколько существительных, а затем несколько глаголов (опыты Л. С. Цветковой), то оказывается, что они могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола (или 1—2). Эта диссоциация, характерная для больных с динамической афазией, противоположна той, которая наблюдается у больных с оптико-мнестической, «амнестической номинативной») афазией, когда труднее актуализировать существительные, а не глаголы.

Динамическая афазия, проявляющаяся в нарушениях высказывания, связана прежде всего с дефектами внутренней речи. Для нормальной внутренней речи, как известно, характерна предикативность. Согласно Л. С. Выготскому (1934) внутренняя речь состоит из «психологических сказуемых» (не обязательно глаголов). У больных с динамической формой афазии предикативность внутренней речи распадается, что проявляется в трудностях построения замысла высказывания. По данным
т. В. Ахутиной (1975) трудности речевого высказывания у таких больных связаны не только с нарушениями внутренней речи как внутренней программы высказывания, но и с нарушениями процесса реализации этой программы во внешней речи.

Как показали Л. С. Цветкова, Т. В. Ахутина и Ж. М. Глозман
больным с динамической афазией в ряде случаев свойственны нарушения грамматической и синтаксической организации речи. Аграмматизм у них проявляется в виде пропуска глаголов, опущения предлогов, местоимений, употребления шаблонных фраз, неразвернутых коротких и простых предложений, более частого употребления существительных в именительном
падеже и др.

Эти дефекты речевого высказывания, связанные с инактивностью и нарушением внутренней планирующей речи, с перешифровкой замысла в грамматические структуры языка, проявляются в различных формах экспрессивной речевой деятельности (устной и письменной), отражаясь также и на интеллектуальной сфере больных в виде обеднения и снижения уровня вербально-логических операций.

В целом, согласно классификации А. Р. Лурия, существуют пять афферентных и две эфферентных формы афазий.

Особое место в нейропсихологии занимает проблема псевдоафазий, которая возникла в связи с тем, что за последнее время началось весьма интенсивное исследование глубоких структур мозга. При этом было обнаружено, что многие из глубоких подкорковых структур имеют непосредственное отношение к речевым процессам. В частности, к числу этих структур относятся ряд ядер таламуса, при поражении которых (или при воздействии на них вблизи расположенного очага) возникает особая форма
речевых нарушений, не похожая ни на одну из форм афазии.
Как известно, вентролатеральные ядра таламуса являются
частой «мишенью» стереотаксических операций, которые производятся для лечения паркинсонизма.

При воздействии на эти ядра таламуса левого полушария мозга
одновременно с уменьшением моторных дефектов (гиперкинезов) возникают изменения и в речевой сфере. Сразу после операции у таких больных наблюдаются симптомы речевой адинамии в активной речи и в способности повторять слова, объем слухоречевой памяти, иногда возникают трудности в
мании речи, особенно при увеличении объема речевого материала. Эти симптомы неустойчивы, колеблются и подвергаются обратному развитию. Подобный набор симптомов не свойственен ни одной форме афазии, что и дало основание А. Р. Лурия отнести эти речевые нарушения к псевдоафазическим. Псевдоафазические дефекты речи могут возникнуть и при опухолях или сосудистых очагах, располагающихся в глубине левого полушария (средних его отделов) и не затрагивающих кору больших полушарий. В этих случаях возможны явления вторичной
дисфункции корковых структур мозга, входящих в «речевую зону»
Однако эти нарушения речи протекают атипично, часто — в смешанной форме. Особый тип речевых расстройств составляют явления аномии и дисграфии, которые возникают при пересечении мозолистого тела вследствие нарушения межполушарного взаимодействия. Эти дефекты также не входят в группу афазий. Они проявляются лишь в особых условиях (при назывании объектов которые ощупываются левой рукой или воспринимаются правым полушарием) и не распространяются на все виды речевой деятельности, как в случае афазических расстройств.

Нарушения речи, встречающиеся при поражениях левого полушария мозга в детском возрасте (особенно у детей до 5—7 лет)
также протекают по иным законам, чем афазия. Эти нарушения
более стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти,
а не других аспектов речи, что связано с иной мозговой организацией речевых процессов в детском возрасте.

Особое направление в современной афазиологии представляет нейролингвистический подход к изучению афазий.

А. Р. Лурия, анализируя проблему афазий с нейролингвистических позиций, выделил две основных группы афазических расстройств. К первой относятся афазии, связанные преимущественно с распадом парадигматических основ речи, т. е. с распадом кодов языка (фонематических, артикуляционных, зрительных, пространственных). Это афазии, возникающие при поражении коры средне-задних отделов левого полушария. Ко второй группе относятся афазии, связанные преимущественно с нарушением синтагматической организации речи, т. е. с трудностями построения фразы, высказывания. Эти «передние» афазии, которые появляются при поражении коры передних отделов левого полушария (рис. 34, А, Б). Нейролингвистическое направление в изучении афазий открывает новые возможности для анализа как структурных особенностей языка, так и особенностей нарушений речи при локальных поражениях мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.