Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Релаксация (снятие напряжения)




Эти и другие упражнения используются в работе по преодолению синкинезий

1. Отработка автономных и сочетанных движений на уровнях глаз и языка. Голова фиксирована. Выполняются глазодвигательные упражнения (по четырем основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе), в сочетании с фиксацией мышц языка и челюсти (они неподвижны):

1) а) сильно сжать челюсти; при необходимости можно попросить ребенка зажать зубами карандаш и т.п.;

2) б) максимально открыть рот, язык спрятать

3) в) максимально открыть рот, максимально высунуть язык.

2. Глаза фиксированы. Выполняются движения головой и языком (одно-направленные и разнонаправленные).

3. Голова фиксирована. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений глаз и языка. Иными словами, движения языка направлены в ту же или в противоположную от взора сторону.

4. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений головы и глаз.

5. Отработка однонаправленных и разнонаправленных движений языка (глаз) с руками и ногами.

Все перечисленные упражнения выполняются постепенно; по мере усвоения, должны внедряться в последующие занятия и выполняться в положении лежа, сидя, стоя.

Упражнения «Язык на слух»

Эти упражнения активизируют и развивают слуховое внимание и восприятие, способствуют формированию акустико-кинестетических связей.

Ребенок лежит на полу на спине. Инструкция: «Где услышал звук, туда направляешь высунутый язык».

Ø Психолог издает звуки колокольчиком (звучащая игрушка) в разных направлениях, ребенок должен языком локализовать звук в пространстве.

Ø Определить источник звука на фоне шума (шелестение целлофана, звучащая игрушка);

Ø Определить источник звука на фоне одновременного звучания двух близких акустически звуков (шелестение целлофана, шуршание листа бумаги)

Ø Если звук (крик птички) услышишь один раз – нужно показать направление; если 2 раза – то язык лежит неподвижно

Ø Предыдущие 2 задания предлагаются детям с импульсивностью, трудностями контроля.

Ø Показать языком направление невидимого источника звука и описать его, угадать предмет, издавший звук (для детей с трудностями номинативной функции).

Упражнения для релаксации проводятся как в начале занятия — с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения, самонаблюдению.

1. "Поза покоя". Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

v Все умеют танцевать,

v Прыгать, бегать, рисовать,

v Но пока не все умеют

v Расслабляться, отдыхать.

v Есть у нас игра такая -

v Очень легкая, простая,

v Замедляется движенье,

v Исчезает напряженье...

v И становится понятно -

v Расслабление приятно!

2. "Кулачки". Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

ИП - сидя на полу. Инструктор: "Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох - пауза! Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза

v Руки на коленях,

v Кулачки сжаты,

v Крепко, с напряжением

v Пальчики прижаты (сжать пальцы).

v Пальчики сильней сжимаем -

v Отпускаем, разжимаем. (Легко поднять и уронить расслабленную кисть.)

v Знайте, девочки и мальчики,

v Отдыхают наши пальчики".

3. "Загораем". Цель: расслабление мышц ног.

Инструктор: "Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на полу). Поднимите ноги, держите на весу. Ноги напряглись (можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы). Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - пауза, выдох - пауза.

v Мы прекрасно загораем!

v Выше ноги поднимаем!

v Держим... Держим... Напрягаем...

v Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

v Ноги не напряжены, расслаблены".

4. "Штанга". Цель: расслабление мышц рук, ног, корпуса.

ИП - стоя. Инструктор: "Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимите руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно опускаются вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох - пауза, выдох - пауза.

v Мы готовимся к рекорду,

v Будем заниматься спортом (наклониться вперед).

v Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, руки вверх).

v Крепко держим...

v И бросаем!

v Наши мышцы не устали

v И еще послушней стали.

Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья ребенка и проверить, как они напряглись.

v Нам становится понятно:

v Расслабление приятно.

5. Качание на физиологическом мяче

Ребенок ложится на физиологический (большой по размерам) мяч на живот, психолог, придерживая его руками, одновременно ими выполняет покачивающие ритмичные движения вниз, вперед, назад.

6. Расслабление

Ребенок лежит на полу на спине, психолог проводит поглаживание его частей тела по часовой стрелке: от запястья к локтю, от стоп к колену, от шеи к голове. Проводится под расслабляющую музыку.

7. Качалка

v Ребенок в положении сидя, ноги и руки сведены в кольцо. Начинает качаться вперед-назад 15 раз, не задевая головой пол. Назад- вдох, вперед –выдох.

v Ребенок в положении лежа на животе. Качается 10 раз.

Телесные упражнения (упражнения на движение тела)

При их выполнении телесных упражнений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации. Известно, что центром моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь, произвольность и контроль.

На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!

Известно, что дети, которые пропустили жизненно важную стадию развития - ползание, испытывают трудности в обучении. Дело в том, что во время ползания используются перекрестные движения рук, ног и глаз, активизирующие развитие мозолистого тела.

При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Серию последовательных движений необходимо проводить от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от коленей к пальцам ног.

Регуляция силы мышечного тонуса также может проходить в соответствии с законами развития движений: от мышц головы и шеи к мышцам туловища и далее к мышцам нижних конечностей; от мышц шеи и плеч к предплечьям, кистям, пальцам и соответственно от мышц бедер к пальцам ног. Чем больше задействованы мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга, базальным ганглием лимбической системы и мозжечком.

1. «Велосипед». Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного.

2. Подъем рук и ног на счет (развитие внутри и межполушарных взаимодействий). Ребенок лежит на полу на спине.

v Под счет до 10 ребенок должен синхронно поднимать левую руку и ногу, затем правые конечности

v Под счет до 10 ребенок должен синхронно поднимать левую руку и правую ногу и наоборот.

Не должно быть остановок и возвратных движений. Может быть смена счета, его темпа: быстро, медленно.

3. «Партизан на животе» В положении лежа на животе ползти по пластунски. Все части тела должны быть прижаты к полу, в том числе носки (ползти под уровнем - веревкой). Важна опора на ноги. Ползти, чередуя правую и левую ногу и руку. Ползти на время (мотивация – «добыть драгоценный камень»).

4. «Партизан на спине» В положении на спине, голова на весу, весь акцент на спину. Чередовать движения лево-право. Стараться ползти по прямой линии.

5. «Гусеница» (проработка стадии сидения)

v Гусеница большая. Ребенок из положения сидя, руки – сзади, опора на пол, ноги одновременно вытягиваются и складываются. Таким образом, ребенок продвигается вперед.

v Гусеница маленькая. Положение то же, но передвигаться с прямыми вытянутыми ногами

Усложнение задания – придумывать слова со звуком «с», слогом «кар»

6. «Паучок» ИП Ребенок становится на «четвереньки» и движется а) вперед- назад, б) боком;

- одноименными конечностями

- разноименными конечностями

- с переключением

Переключение с одного способа на другой происходит по сигналу. Нужно остановиться и перейти на другой способ (при нарушениях функции контроля)

Также для формирования произвольного контроля рекомендуется выполнение и переключение: под счет (на 4 перейти на другой способ выполнения) или для преодоления импульсивности 1 хлопок - смена способа, 2 хлопка – не надо (ловушка).

7. «Солдат» Шагать как солдат:

- с размахом одноименных конечностей;

- с размахом разноименных конечностей

- если услышишь 1 хлопок - с размахом одноименных конечностей, 2 хлопка - с размахом разноименных конечностей

- если услышишь звук З - с размахом одноименных конечностей, если звук С - с размахом разноименных конечностей

8. «Мельница» Предложите детям делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и правой ногой, затем правой рукой и левой ногой. Сначала вращение выполняется вперед, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное.

9. «Носочки-ладошки» (для развития межполушарного взаимодействия и избирательного, произвольного поведения). ИП Ребенок сидит на полу, опершись спиной о стену, руки согнуты в локтях.

v А) движения кистями рук и стопами выполняются одновременно: одна кисть вверх- мысок стопы - оттянут, другая вниз-мысок к себе, затем быстро меняются положения стоп и кистей.

v Б) правые и левые конечности выполняют разнонаправленные движения

v В) упражнение выполняется с подключением глаз и языка

10. Ритмы

Энергетические упражнения: подпрыгивания на мяче под музыку, попадая в ритм, под хлопки, счет; прыжки на колючем (тактильном) коврике.

11. «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6—8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.

12. «Скалолаз» (формирование функций планирования и контроля). ИП Ребенок стоит у стены, прижав к ней руки и ноги. Затем он должен перемещаться вдоль стены так, чтобы от стены отрывалась только одна конечность, остальные были прижаты. Перемещение происходит последовательно: сначала левая рука, потом левая нога, правая рука, правая нога. Упражнение выполняется под счет, на время. Предварительно строится программа движения. Используются страховки, если ребенок допускает ошибку. Если все страховки использовал – сорвался со скалы.

Программы движения:

· - одноименными конечностями

· - разноименными конечностями

· - руки скрестно, ноги ровно переставляются

· - ноги скрестно, руки ровно переставляются

· - поочередно, то руки, то ноги.

13. «Бревнышко» (для развития навыка ровного письма, чтения по строчке. ИП Ребенок лежа на спине, голова, руки, ноги лежат на полу. Фиксируется опорами (кегли) положение головы и ног. Начинает катиться как бревно по горизонтальной поверхности на расстояние 2 м, стараясь чтобы голова и ноги в итоге ровно подкатились к верхней и нижней опоре.

Если неправильно выполнил упражнение – возврат к исходной позиции и повторное выполнение упражнения.

· по горизонтальной прямой

· по диагонали

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.