КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы коррекционного обучения детей с нарушениями высших психических функций
Нейропсихологическое преодоление нарушений праксиса. Праксис – практич.(предметное) действие. Таких действий чел. осваивает множество: от простых (еда, одевание) до сложнейших,напр., профессионал.навыки. Учение о П. и его нарушениях(апраксии)было создано немец.неврологом К. Липманном. Праксис— адекватно координированное действие, сопровождающееся развернутым контролем. ВПФ —слож. псих. процессы, социальные по своему формированию, кот. опосредствованы и за счет этого произвольны. К ВПФ относят: восприятие, память, мышление, речь. Коррекц.обучение детей с нарушениями ВПФ возникло как особ.область педагогики и псих-и. Ее задачи определялись необходимостью найти методы помощи детям с отклонениями в психическом и психоречевом развитии. Работа была основана на идее компенсации. Основы работы: 1.При обучении детей основ.расчет делается на активизацию мыслит.процессов, а не на оживление навыка в памяти(его может не быть) 2.Важен принцип возрастного соответствия использ-ых методик 3.Выбор непострадавших модальностей для компенсации имеющихся дефектов. У взрослых больных нарушенная функция до заболевания уже была сформирована и ассоциативно связана с опред. модальностями. Эти связи привлек-ся и использ-ся в компенсаторных целях. У детей такие связи отсутствуют, их предстоит создать. Плюсы детского мозга представлены его пластичностью, состоящей в том, что многие участки не успели еще получить функциональной специализации, и, являясь функционально «свободными», с той или иной степенью легкости включаются в стимулируемую деятельность. 4.Пластичность рассчитана на применение прямых и обходных методов. Прям.мет. совпадают с теми, кот. строятся по канонам дидактики и использ-ся в общ.педагогике. Обход.методы состоят во временном исключении из алгоритма осуществления функции пострадавшего звена и привлечении тех звеньев (анализаторов и модальностей), которые в естественном развитии или не привлекаются, или являются дополнительными. Таким образом, при коррекционном обучении детей привлекаются: -ближайшие по функциональным ролям зоны мозга и, следовательно, ближайшие ассоциативные связи; -более отдаленные, но имеющие отношение к пострадавшей функции; -зоны мозга, обеспечивающие опережающее развитие. У детей состояние здоровья имеет непосред-ое отношение к психич. развитию,поэтому мед.вмешательство в преодоление нарушений психич.развития реб. чрезвычайно важно- мед.психологи, соц.работники. Очень важно, чтобы эти специалисты не только лечили и учили ребенка с аномалиями развития, но и определили, какой тип дет.учреждения ему необходим. 25. Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора Наиболее древняя из всех анализаторных систем. 26Виды общей чувствительности, их рецепторные аппараты, проводящие пути Различают общую и специальную Ч. Общую Ч. разделяют на экстероцептивную, проприоцептивную и интероцептивную. К экстероцептивной (поверхностной, кожной) относятся болевая, температурная (тепловая и холодовая) и тактильная Ч. (осязание) с их разновидностями (например, электрокожная — ощущения, вызываемые различными видами электрического тока; чувство влажности — гигрестезия, в ее основе лежит сочетание тактильного ощущения с температурным; чувство зуда — вариант тактильной Ч. и др.). К проприоцептивной (глубокой) Ч. — батиэстезии относится мышечно-суставная Ч. (чувство положения тела и его частей в пространстве), вибрационная (паллестезия), чувство давления (барестезия). К интероцептивной (вегетативно-висцеральной) относится Ч., связанная с рецепторным аппаратом во внутренних органах и сосудах. сложные виды чувствительности: двухмерно пространственное чувство, локализационную, дискриминационную Ч., стереогнозис и др. Общую чувствительность Гед (Н. Head) предложил разделять на протопатическую и эпикритическую. Протопатическая Ч. филогенетически более древняя, связана со зрительным бугром, служит для восприятия ноцицептивных раздражении, угрожающих организму разрушением тканей или даже гибелью (например, восприятие сильных болевых раздражении, резких температурных воздействий и т.п.). Эпикритическая Ч., филогенетически более молодая, не связана с восприятием повреждающих воздействий. Она дает возможность организму ориентироваться в окружающей среде, воспринимать слабые раздражения, на которые организм может отвечать реакцией выбора. К эпикритической Ч. относят тактильную, восприятие невысоких колебаний температур (от 27 до 35°), чувство локализации раздражении, их различие (дискриминацию) и мышечно-суставное чувство. Понижение или выпадение функции эпикритической Ч. приводит к растормаживанию функции системы протопатической Ч. и делает восприятие ноцицептивных раздражении необычно сильными. При этом болевые и температурные раздражения воспринимают как особенно неприятные.Дифференциация Ч. связана со структурно-физиологическими особенностями периферического чувствительного нейрона — его рецептором и дендритом. В норме на 1 см2 кожи в среднем имеется 100—200 болевых, 20—25 тактильных, 12—15 холодовых и 1—2 тепловых рецептора. Периферические чувствительные нервные волокна (дендриты клеток спинномозгового узла, тройничного узла, яремного узла и др.) проводят импульсы возбуждения с различной скоростью в зависимости от толщины их миелинового слоя. Волокна группы А, покрытые толстым слоем миелина, проводят афферентный импульс со скоростью 12—120 м/с; волокна группы В, имеющие тонкий миелиновый слой, приводят импульсы со скоростью 3—14 м/с; волокна группы С — безмиелиновые (имеют только один слой миелина) — со скоростью 1—2 м/с. Волокна группы А служат для проведения импульсов тактильной и глубокой Ч., однако могут проводить и болевые раздражения. Волокна группы В проводят болевые и тактильные раздражения. Волокна группы С явл. проводниками в болевых раздражений. Т.о., первый нейрон пути находится в спинальном ганглии, второй - в продолговатом мозге, а третий - в зоне таламуса. От вентральных ядер таламуса волокна идут в постцентральную область коры к 3-му первичному полю коры больших полушарий. 27.Сенсорные нарушения работы кожно-кинестетической системы. Проводниковый уровень: Сегментарный тип нарушения чувствительности - поражение заднего рога спинного мозга, передней спайки - выпадение болевой и температурной чувствительности в зоне соотв. дерматома, в виде куртки в случае поражения спайки Проводниковый - поражение проводящих путей - гипо- или анестезия ниже очага Полиневритический - гипестезия в виде перчаток и носков Типы нарушения чувствительности Количественные Качественные:- гиперпатия (единичные уколы не ощущает, а серию уколов ощущает как длительную тягосную боль или единичные уколы ощущает как множественные, место укола точно локализовать не может)- дизестезия (извращенное восприятие - напр. укол воспринимается как прикосновение горячего) 28,30 Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры.Виды тактильной агнозии. Вторичные гностические расстройства: 39-40 поля– нижняя теменная область Синдромы поражения теменной области: Симптомы: Дополнительные нарушения: Феномены: Более сложные гностические расстройства, характеризующиеся сложной нейропсихологической симптоматикой, связаны с поражением вторичных (1, 2, и частично 5, 7 (верхняя теменная область)) и третичных (39 и 40) полей теменной коры (нижняя теменная область).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |