Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоаналитическая философия зигмунда Фрейда




Самость», как архетипический аспект человеческого бытия, призван помочь человеку осуществлять и осуществить некое «собирание себя» из собственного присутствия в системе наших «теневых изнанок» и «социальных видимостей», для того, чтобы индивидуализироватьнашу бытийную уникальность, освободив ее от тех «наслоений», которые закрывают человеку доступ к его собственной сути.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ К.Г, ЮНГА

Ученик Фрейда Карл Густав Юнг, полагал, чтоФрейд слишком преувеличил с одной стороны роль эротических аспектов человеческого бытия, а с другой стороны преувеличил роль «индивидуального человеческого бессознательного».

Как считает сам Юнг нужно по-новому расставить мировоззренческие приоритеты. Необходимо, преодолевая двусмысленности фрейдовской философии делать акцент, во-первых, на символической природе человеческого присутствия в культуре, понимая, что, так называемая эротическая составляющая, есть всего лишь один из возможных способов смысловой артикуляции человеческого бытия.

Во-вторых, сместить философское внимание в сторону, так называемого «коллективного бессознательного», включающего в себя не столько «историю болезни» вожделеющего человеческого «ОНО», сколько совокупность тех внеисторических символических форм (или архетипов) коллективного человеческого бытия, благодаря которым, человеческое существо подключается к культурно-историческим традициям существования и разыгрывает для себя различные интеллектуальные сценарии понимания мира и себя в этом мире.

 

К числу основополагающих архетипов коллективного бессознательного, которые наиболее важны для понимания сущности человеческого «Я», Юнг предлагает отнести:

Архетип «Тени», представляющий собой ту культурно-историческую «форму» бытия человеческого «Я», которая включает и содержит в себе все те, неосознаваемые самим человеком «личины» его проявления в мире, которые угрожают его «публичной репутации», и которые, по этим причинам, человек бессознательно пытается либо загримировать, либо сокрыть в самом себе в качестве своей «тайны и изнанки».

 

Архетип «Персоны» (или «маски») характеризует то обстоятельство, что каждый человек, как социальное существо, вынужден в процессе своей жизнедеятельности исполнять огромное множество различных социальных ролей, каждая из которых, тем или иным образом, изымает человека из его личностной естественности и предписывает человеку искажающие его подлинную сущность, способы существования. В итоге же, человек, чаще всего оказывается тем, кто «подыгрывает» внешнему миру и «разыгрывает из себя самого» не себя самого (т.е. лицедействует и лицемерит).

 

Процедура индивидуации, в этой связи, фактически, является своеобразным вариантом и прообразом рефлексивного отслеживания человеком своих бытийных содержаний, в поисках тех из них, которые позволят нам обнаружить и обрести нашу подлинность.

На уровне бессознательного «Самость» существует и фиксируется человеком посредством мифов, сказок и сновидений, представая в символических образах Бога, Царя, Героя и т.п.

На уровне, преодолевающим бессознательность и завуалированность нашей «Самости», человеческое «Я» являет себя посредством различного рода религиозных сюжетов, произведений искусства и акцентированных нравственных переживаний вины и угрызений совести.В этом случае, человеческая Самость как бы появляется на поверхности нашего сознания и приглашает человека к диалогу с собой, не вуалируя сам этот диалог и тайную обращенность к «человеческому» в человеке.

Представляя собой сложное и неоднородное смысловое образование, человеческая «Самость» содержит в себе также две альтернативных друг другу ипостаси. Юнг называет их «мужской» и «женской» ипостасями Самости и именует терминами «Анимус» и «Анима», где Анимус характеризует собой все то, «по-мужски» властно-рассудочное и агрессивное в человеке, а Анима – все то, что является, «по-женски», сентиментально-милосердным и опекающе-заботливом в нас самих.

 

Таким образом, «Самость» существует через борьбу и столкновение Тени, Персоны, Анимы и Анимуса и стремится соподчинить их нашему «Я», побудив самого человека исполнить тот оптимальный для его сути «бытийный баланс», который бы позволял самому человеку, сохранять себя в качестве личностной целостности. Психоаналитическая философия и призвана, в конечном счете, способствовать достижению этой сверхзадачи.

 

Фрейд рассматривает человека, как «несчастное сознание», ибо человеческое «Я» все время испытывает на себе давление со стороны двух альтернативных друг другу, но одинаково репрессивных по отношению к человеку бытийных феноменов: «ОНО и СВЕРХ-Я».

ОНО» состоит из огромного множества различного рода аффектов и переживаний (желаний), которые пытаются прорваться в человеческое «Я» и оккупировать его квазиэротическим вожделением к обладанию чем-то Другим (человеком) в качестве объекта для «наслаждений» и получения удовольствия, ибо принципом существования самого «ОНО» выступает гедонистическая установка на наслаждение «любой ценой».

По мнению Фрейда, стремление к обладанию другим, свойственное бессознательному «ОНО», проявляет себя в двух противоположных направлениях:

1. Как стремление к Эросу (стремление к завоеванию наслаждения Другим)

2. Как стремление к Танатосу (или стремление к деструкции и разрушению того, наслаждением чего, вы обладали)

Эрос и Танатос являются бытийными векторами наших «очарований и разочарований» чем-либо.

 

«Я», в отличие от «ОНО», существует, руководствуясь так называемым «принципом реальности», согласно которому наше «Я» стремится допустить к исполнению лишь те из вожделений «ОНО», которые не разрушают и не ставят под социальную критику наш личностный имидж и наши личностные статусы.

Для нашего «Я» бессознательные сигналы «ОНО» существуют:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.