КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Действие закона в пространстве
Действие уголовного закона всегда ограничено определенной территорией. В связи с этим основным принципом действия уголовного закона в пространстве является территориальный принцип. Он выражен в ч. 1 ст. 11 УК РФ и сводится к тому, что лица, совершившие преступление на территории РФ, независимо от того, являются ли они российскими гражданами, иностранными гражданами или лицами без гражданства, несут уголовную ответственность по УК РФ. В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признаются лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу этого Закона, а также лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с этим Законом. Данный Закон регламентирует порядок приобретения гражданства, прием и восстановление в гражданстве, а также прекращение гражданства РФ. Иностранными гражданами являются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ. Лицом без гражданства является лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. К государственной территории РФ относятся: суша, воды, недра и воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ. В соответствии с Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР (границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат договорному закреплению). Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается: а) на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; б) на море – по внешнему пределу территориальных вод (территориального моря) РФ; в) на судоходных реках – по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по равностоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема; г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до се затопления; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде. К территориальным водам РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. В отдельных случаях иная ширина территориальных вод РФ может устанавливаться международными договорами РФ, а при отсутствии договоров – в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. К внутренним водам РФ относятся: а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ; б) воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидрографических и других сооружений портов; в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат РФ, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации, перечень которых объявляется Правительством РФ; д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории РФ. Действие УК РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ. В соответствии с Федеральным законом от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ. Данный Закон определяет и пространственные пределы внутренней и внешней границ континентального шельфа. Особый правовой режим континентального шельфа в первую очередь связан с необходимостью охраны его природных ресурсов, защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов. Исключительная экономическая зона РФ устанавливается в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ и прилегающих к ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов. Внешняя граница такой зоны находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды (территориальное море) РФ. Разграничение (делимитация) экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется с учетом законодательства РФ путем соглашения на основе международного права в целях достижения справедливого решения. Из формулировки ч. 2 ст. 11 УК РФ следует, что действие Кодекса распространяется на все преступления, совершенные на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ. Однако эта формулировка УК РФ противоречит международно-правовым нормам о правовой природе и правовом режиме как континентального шельфа, так и исключительной экономической зоны. Их правовой режим достаточно подробно регламентирован Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., в соответствии с которой права и юрисдикция прибрежных государств являются вовсе не беспредельными, а ограниченными целевыми назначениями использования указанных территорий. В соответствии с этим следует согласиться с мнением о том, что в действительности уголовно-правовая юрисдикция РФ распространяется не на все преступления, совершенные в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а лишь на некоторые. В отношении исключительной экономической зоны – эго те, которые связаны с нарушением следующих суверенных прав российского государства: • незаконным созданием в исключительной экономической зоне зон безопасности или нарушением правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского пароходства; • исследованием, разведкой, разработкой естественных богатств в исключительной экономической зоне, проводимыми без соответствующего разрешения. В отношении континентального шельфа – это преступления, связанные с разведкой и использованием ресурсов континентального шельфа, а также защитой окружающей среды и искусственных сооружений на континентальном шельфе. В соответствии с общепринятыми нормами и традициями международного права в ч. 3 ст. 11 УК РФ зафиксировано правило, согласно которому лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. По УК РФ несет также ответственность лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения. В соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства 1967 г. государства (а следовательно, и Российская Федерация) осуществляют свою юрисдикцию и над запущенными ими в космическое пространство объектами и их экипажами. Преступление считается совершенным на территории РФ как в том случае, когда преступные действия начаты и окончены на ее территории, включая и наступление предусмотренного уголовным законом преступного результата, так и в случае, когда преступное действие выполнено на территории РФ, а преступный результат наступил за ее пределами. В ч. 4 ст. 11 УК РФ делается исключение из общего принципа наказуемости всех лиц, совершивших преступления на территории РФ, по УК РФ. Такое исключение касается дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, и в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ вопрос разрешается на основе норм международного права. В данном случае имеется в виду иммунитет соответствующих лиц, т.е. их неподсудность по уголовным делам судам РФ. К дипломатическим представителям, обладающим правом дипломатической неприкосновенности, относятся: • главы дипломатических представительств в ранге послов, посланников или поверенных в делах и члены дипломатического персонала представительств; • советники, торговые представители и их заместители; • военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники; • первые, вторые и третьи секретари, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и дипломатического персонала представительств, если они проживают вместе с указанными лицами и не являются российскими гражданами. Правом дипломатической неприкосновенности пользуются также представители иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудники делегаций иностранных государств, которые приезжают в Россию для участия в международных переговорах или с другими официальными поручениями либо следуют в этих же целях транзитом через территорию РФ, а также члены семей указанных лиц, которые их сопровождают, если они не являются российскими гражданами. Право дипломатической неприкосновенности должностных лиц международных неправительственных организаций и представительств иностранных государств при этих организациях определяется соответствующими международными договорами, в которых участвует Российская Федерация. Консульские должностные лица пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции РФ в том, что касается их служебной деятельности. Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью при исполнении своих служебных обязанностей (они не могут быть подвергнуты аресту или задержанию). На основе специальных договоров с иностранным государством на консульских должностных лиц, а также на административно-технический персонал дипломатических представительств (за исключением граждан Российской Федерации) могут быть в полном объеме распространены принципы дипломатической неприкосновенности исходя из принципа взаимности в отношении соответствующего государства. Вместе с тем следует отметить, что иммунитет (дипломатический) соответствующих лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, от уголовной юрисдикции государства их пребывания не является абсолютным. Так, например, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. аккредитующее государство может и отказаться от указанного иммунитета в отношении конкретных лиц. При этом такой отказ должен быть определенно выраженным. Кроме того, иммунитет дипломатического представителя (и других лиц, пользующихся им) не освобождает указанных лиц от юрисдикции аккредитующего государства. Реализация без каких-либо исключений территориального принципа, сформулированного в ч. 1 ст. 11 УК РФ, невозможна не только в силу соответствующих норм о дипломатическом иммунитете. Необходимость решать как охранительную, так – в особенности – и предупредительно-воспитательную задачу уголовного закона вынуждает законодателя урегулировать вопрос об ответственности российских граждан, совершивших преступления за границей. Поэтому территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве дополняется принципом гражданства, выраженным в ч. 1 ст. 12 УК РФ и заключающимся в том, что как граждане РФ, так и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов Российской Федерации, подлежат ответственности по УК РФ. Каждое государство отличается своими специфическими особенностями в установлении и формулировании уголовно-правовых запретов. Статья 12 УК РФ имеет в виду те случаи, когда граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства совершили вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения иностранного государства. Последнее условие согласуется с положением, зафиксированным в ч. 2 ст. 6 УК РФ о том, что никто не должен нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление (как уже отмечалось, эта норма производна от ст. 50 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК РФ военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В ч. 3 ст. 12 УК РФ формулируются еще два (после территориального и принципа гражданства) принципа действия уголовного закона в пространстве – универсальный и реальный. Первый исходит из необходимости борьбы с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Участие Российской Федерации в международных конвенциях по борьбе с этими преступлениями (например, с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна, с преступлениями, связанными с изготовлением, сбытом или распространением наркотиков) требует законодательного урегулирования случаев, когда иностранные граждане и лица без гражданства, не проживавшие постоянно в Российской Федерации, совершают за границей указанные преступления (те, что запрещены как заключенным Российской Федерацией международным договором, так и российским уголовным законодательством). Реальный принцип подразумевает случаи, когда преступление совершено вне пределов Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства. Разумеется, в этих случаях ч. 3 ст. 12 УК РФ может быть применена лишь тогда, когда иностранные граждане или лица без гражданства не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ. Понятие международного договора (в терминологическим и смысловом значении) раскрывается в Федеральном законе от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". В соответствии со ст. 2 этого Закона " международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее – иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования". Таким образом, терминологически международный договор может именоваться и по-иному, например, международные договоры по борьбе с отдельными преступлениями обычно заключаются в форме конвенций (например, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.). Необходимо иметь в виду и существенное уточнение, сделанное в ст. 1 указанного Закона, о том, что он "распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства – продолжателя СССР". Это уточнение является действительно важным, так как большинство международных конвенций о борьбе с отдельными преступлениями были заключены еще Советским Союзом и Российская Федерация является субъектом таких договоров (конвенций) но нраву правопреемства. Следует обратить внимание и на то, что в ст. 2 рассматриваемого Закона указывается, что международный договор заключается не только с государством (государствами), но и с международной организацией, что имеет существенное значение для уяснения проблемы универсального действия уголовного закона в пространстве. Дело в том, что наблюдаемый во всем мире рост преступности, в том числе и международной, вызвал к жизни функционирование многочисленных международных организаций, призванных осуществлять деятельность, направленную на борьбу с преступностью и в особенности на ее предупреждение. Среди них – главные (Генеральная Ассамблея ООН, Международный Суд ООН и др.), вспомогательные органы (Комитет по предупреждению преступности Экономического и Социального Совета ООН, национальные исследовательские институты и центры ООН) и некоторые специализированные учреждения ООН (например, МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ); различные международные неправительственные учреждения и организации (Между народная ассоциация уголовного права, Международное общество социальной защиты, Международная социологическая ассоциация, Международная амнистия, Международная ассоциация юристов-демократов, Международная ассоциация судей по делам несовершеннолетних и др.). Однако соответствующие международные договоры (конвенции) Российской Федерацией заключаются в рамках только трех международных организаций, членом которых она является. Это – Организация Объединенных Наций (ООН), Совет Европы (СЕ) и Содружество Независимых Государств (СНГ). Значительную трудность в правоприменительном плане представляет то обстоятельство, что международные договоры (конвенции) о борьбе с отдельными преступлениями, к сожалению, не только не кодифицированы, но и вообще не систематизированы, хотя число таких конвенций (некоторые из них заключены еще в начале XX в.) достаточно велико. Кроме того, по тому или иному вопросу иногда действует несколько конвенций (межгосударственных, международных организаций), что делает необходимым определять иерархию таких конвенций. Следует иметь в виду и то, что привлечение соответствующих лиц к уголовной ответственности в соответствии с универсальным принципом происходит хотя и с учетом норм определенных международных конвенций, но все-таки путем применения норм УК РФ (квалификация преступления и назначение наказания), что делает необходимым всякий раз устанавливать соотношение тех и других. В этих случаях указанные нормы УК РФ носят бланкетный характер, и их содержание наполняется ("корректируется") нормами соответствующих конвенций (договоров). Это заключается в уточнении тех признаков состава соответствующего преступления, содержание которых устанавливается, в том числе и путем наполнения их признаками, зафиксированными в нормах международного права (международных договоров, конвенций).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |