Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межполушарная асимметрия и эмоции 2 страница




Осуществляя тот или иной род деятельности, человек меняет взаиморасположение частей тела, приобретает в порядке научения новые двигательные навыки, а значит, формирует новые трехмерные пространственные модели тела, т. е. динамический образ тела.

В отличие от статического он имеет значение лишь для данного конкретного момента времени, для определенной ситуации, при изменении которой он сменяется новым. Динамический образ базируется на показаниях с кожи, мышц, суставов и вестибулярного аппарата. Не исключено, что скорость и точность формирования динамического образа тела — фактор, определяющий способность человека быстро овладевать новыми двигательными навыками.

В мозгу происходит постоянное взаимодействие того и другого образов тела, осуществляется сличение динамического образа с его статическим аналогом. В результате этого формируется субъективное ощущение позы, отражающее не только положение тела в данный момент, но и возможные его изменения в непосредственном будущем.

Управление локомоцией. (перемещение тела из одного места пространства в другое) Самый распространенный пример локомоции - ходьба или бег. Описана нейронная цепь, находящаяся в спинной мозгу, которая называется спинальным генератором шагания. Она ответственна за чередование периодов возбуждения и торможения различных мотонейронов и может работать в автоматическом режиме. При формировании локомоторных движений эти генераторы разных движений тесно связаны и оказывают друг на друга возбуждающее влияние. Работа спинального генератора находится под контролем высших двигательных центров. По отношению к локомоции этот контроль преследует ряд целей: 1) быстро запускает локомоцию, поддерживает постоянную скорость или изменяет ее, если требуется, а также прекращает ее в нужный момент времени; 2) точно соразмеряет движение (и даже отдельный шаг) с условиями среды; 3) обеспечивает достаточно гибкую позу, чтобы соответствовать различным условиям передвижения, таким, например, как ползание, плавание, бег по снегу, перенос груза. Роль мозжечка. Мозжечок обеспечивает коррекцию и точность постановки конечностей на основе сравнения информации о работе спинального генератора и реальных параметров движений. Предполагается, что мозжечок программирует каждый следующий шаг на основе информации о предыдущем.

Большое значение на этих уровнях контроля локомоции имеет обратная связь, т.е. информация о результатах выполняемого движения. Она поступает от двигательных аппаратов к соответствующим мозговым центрам. Многие движения постоянно корректируются, благодаря показаниям соответствующих сенсорных датчиков, расположенных в скелетных мышцах и передающих информацию в разные отделы мозга вплоть до коры ( сенсорная коррекция ). При этом движения, базирующиеся на врожденных координациях, в меньшей степени требуют обратной связи от локомоторного аппарата, чем новые формы движения, которые целиком зависят от обратной связи.
Очень важно, что сенсорные коррекции способны изменить характер движения по ходу его осуществления. Без этого механизма человек не имел бы возможности овладевать новыми локомоторными актами. Фактически сенсорные коррекции служат для уточнения динамического образа тела, максимально приближая его к требованиям осуществления движения.
Другой важнейший уровень мозга, куда направляется информация о характере выполнения движения, это большие полушария с их таламическими ядрами, стриопаллидарной системой и соответствующими зонами коры головного мозга.

Манипуляторные движения. Это произвольные движения, которые обусловлены мотивацией. Они не только учитывают пространственные особенности, но и согласуются с логикой использования предмета. Зависят от центральной программы, поэтому ведущую роль в их осуществлении играют фронтальная кора, базальные ганглии и мозжечок. Эти движения локальны и решают следующие задачи: 1) выбор ведущего мышечного звена; 2) компенсация внешней нагрузки; 3) настройка позы; 4) соотнесение координат цели и положения собственного тела.

 

20. РОЛЬ БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ. СИГНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

БЕЗУСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Безусловный рефлекс - относительно постоянная, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма или отдельных его частей на непосредственные внутренние или внешние раздражители, осуществляемая при посредстве ЦНС.

Термин введен И. П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно возникающих при действии адекватных раздражителей на определенное рецептивное поле (например, отдергивание руки при уколе пальца). Безусловные рефлексы лежат в основе нервной деятельности, обеспечивающей приспособление организма к относительно постоянным и мало меняющимся факторам среды. Выполняются на основе стабильных связей нервной системы. Любой безусловный рефлекс осуществляется с участием многих отделов ЦНС, но в основном он связан с деятельностью низших ее этажей (спинной мозг, мозговой ствол и др.) Представляют собой продукт опыта предшествующих поколений данного вида, поэтому безусловный рефлекс - это видовой рефлекс.

Бывают простые и сложные. Сложные - это инстинкты или (по современной терминологии) комплексы фиксированных действий, видовые стереотипы поведения, реализующиеся по генетически заданной программе. Отличие от простых – цепной характер реакций, когда завершение одной реакции служит стимулом к началу следующей.

Безусловные рефлексы служат основой для выработки условных рефлексов.

В соответствии с характером действующего раздражителя и биологическим смыслом ответной реакции (по Павлову) различают пищевые, половые, оборонительные, ориентировочные и др. безусловные рефлексы.

П.В.Симонов разбил рефлексы на 3 класса в соответствии с потребностно-мотивационной сферой.

· Витальные, включают пищевой, питьевой, регуляцию сна, оборонительный, ориентировочный, рефлекс сохранения сил. Обеспечивают индивидуальное и видовое сохранение организма, для них характерны следующие признаки: 1) неудовлетворение соответствующей потребности ведет организм к гибели, 2) реализация потребности не требует участия другой особи того же вида.

· Ролевые (зоосоциальные), лежат в основе полового, родительского, территориального, иерархического поведения, а также сопереживания. Для них характерно обязательное взаимодействие с особями того же вида.

· Безусловные рефлексы саморазвития. Сюда относят рефлекс сопротивления (свободы), имитационный, игровой, исследовательское и поисковое поведение. Для этих рефлексов характерна самостоятельность, невыводимость из других потребностей.

 

В реализации безусловных рефлексов пусковую функцию выполняют внешние раздражители (сигналы).

 

21. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛОЖНЫХ БЕЗУСЛОВНЫ РЕФЛЕКСОВ (ИНСТИНКТОВ)

 

Инстинкт — это комплекс двигательных актов или последовательность действий, свойственных

организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного

(определяемого доминирующей потребностью) и сложившейся в данный момент ситуации.

Этологи обычно определяют инстинкт как жестко фиксированный комплекс действий организма,

характеризующийся неизменной и непроизвольной «центральной программой», реализация

которой определяется внешним экологически значимым стимулом.

Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности пусковую ситуацию, получили название «ключевые раздражители», или релизеры (разрешители). Каждый

ключевой стимул запускает соответствующий ему комплекс стереотипных действий. Ключевые

раздражители являются такими признаками внешней среды, на которые животные могут

реагировать независимо от индивидуального опыта врожденным поведенческим актом. Для

каждого ключевого стимула в центральной программе поведения существуют механизмы запуска

соответствующей поведенческой реакции, реализация которой не зависит от последствий для

организма. Таким образом, пусковые стимулы воздействуют на поведение

животных как бы принудительно, заставляя их выполнять определенные инстинктивные

комплексы действий, невзирая на воспринимаемую животным общую ситуацию. Инстинктивные

реакции наделяют животных набором адаптивных реакций, которые находятся в состоянии

«готовности» и возникают при первой же их необходимости. Богатый набор инстинктов создает

явные преимущества для ряда низших животных, но особенно для животных с коротким сроком

жизни (например, насекомые) или лишенных родительских забот.

Общая схема инстинктивного поведения включает следующие звенья: формирование потребности à поиск ключевых факторов внешней среды à подготовительное поведение à удовлетворение потребности.

Особенности формирования инстинктивного поведения:

· возникновение потребности сопровождается повышением чувствительности соответствующих сенсорных систем,

· ключевые раздражители запускают соответствующее поведение независимо от общей ситуации,

· подготовительная фаза поведения разнообразна, пластична, и включает как врожденные, так и приобретенные формы поведения,

· завершающая фаза, наоборот, жестко стереотипна, почти не зависит от индивидуального опыта.

 

 

22. ПОНЯТИЕ О ДРАЙВАХ И ДРАЙВ-РЕФЛЕКСАХ

 

В развитии теоретических основ организации поведения значительную роль сыграла концепция «драйва и драйв-рефлекса» польского физиолога и психолога Ю. Конорского [14]. По теории Ю.Конорского, деятельность мозга делится на исполнительную и подготовительную и все рефлекторные процессы входят в две категории: подготовительные (побуждающие, драйвовые, мотивационные) и исполнительные (консуматорные, завершающие, подкрепляющие).

Исполнительная деятельность связана с множеством специфических реакций на множество специфических раздражителей, поэтому эта деятельность обеспечивается познавательной или гностической системой, включающей в себя систему распознавания стимулов. Познавательная система действует через специфический отдел центральной нервной системы (специфические ядра таламуса и проекционные зоны неокортекса). Исполнительный вид деятельности, связанный с познавательной системой, проявляется в фазных (быстрых) реакциях в ответ на воздействие раздражителя.

Подготовительная деятельность связана с менее специфическими реакциями и в большей степени контролируется внутренними потребностями организма. Она анатомически и функционально отличается от системы, ответственной за восприятие и познавательную деятельность, обучение, и названа Ю. Конорским эмотивной, или мотивационной системой [14].

Э мотивная система действует через систему мозговых образований, включающую ретикулярную формацию, неспецифические ядра таламуса и лимбический комплекс. Подготовительная деятельность, продукт эмотивной системы, проявляется в тонических процессах, которые могут длиться и после прекращения воздействия раздражителя.

 

Между исполнительной и подготовительной деятельностью имеются врожденные связи. В частности, некоторые виды исполнительной деятельности избирательно активируют или подавляют некоторые драйвовые рефлексы (или мотивационные) и эмоциональные состояния организма. В то же время каждый драйв активирует определенные системы исполнительной деятельности.

 

КОРОТКО:

Нервные процессы, контролирующие подготовительную деятельность,

побуждающие и направляющие организм к осуществлению целостного поведенческого акта и

осуществляющие контроль готовности организма к его выполнению, — это «драйв», побуждение,

мотивация. В основе возникновения драйва лежит актуализированная потребность. Драйв — это голод, жажда, ярость, страх и т. д.

Связанные с этими процессами рефлексы — это драйв-рефлексы.

 

По терминологии Ю. Конорского, драйв имеет антипод — «антидрайв», т. е. такое состояние организма, которое наступает после удовлетворения определенной потребности, после выполнения драйв-рефлекса. Главной особенностью драйвов является общая мобилизация двигательной активности, а антидрайвов — моторная демобилизация организма и успокоение. Различные типы драйвов также находятся во взаимно тормозных отношениях, а именно: сильный драйв-рефлекс

(доминирующая мотивация) «угнетает» все остальные, но после выполнения

данного драйва начинает действовать антидрайв, при этом возможно облегчение активации и

проявление других драйвов (мотиваций).

 

24. ПАМЯТЬ КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ

Память - одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения. Обучение и память - это две стороны одного процесса. При изучении обучения прежде всего исследуется механизм приобретения знаний, при изучении памяти - механизм хранения и использования этих знаний.
Память человека и животных включает четыре характеристики - запоминание (усвоение) информации, ее сохранение, извлечение и воспроизведение. Запоминаются не только раздражители, исходящие из внешней или внутренней среды организма, но и вызванные ими ощущения и восприятия. Благодаря свойствам памяти, человек (и животные) организует во времени и пространстве функции, которые позволяют приобретать, сохранять и использовать индивидуальный опыт, причем предыдущий опыт всегда влияет на последующее восприятие и запоминание.
Пространственная и временная организация памяти связана со многими структурами мозга. Прежде всего - это височная доля, гиппокамп и миндалина, а также связанные с ними структуры, мозжечок и кора больших полушарий, специфические и неспецифические таламические ядра.

Память как основа обучения связана с такими изменениями в нервной системе, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функциональных изменений связан с процессом образования энграмм — т.е. следов памяти (термин, предложенный зоологом Дж. Янгом в 50-х гг.).
Память выступает также как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы "затоплено" бесконечным потоком поступающих извне раздражителей.

 

26. РОЛЬ ПРИОБРЕТЕННЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ВНД

 

Поведение – совокупность физиологических и психологических процессов, проявляющихся в деятельности, направленной на удовлетворение доминирующих потребностей организма.

Различают врожденные (генетически детерминированные) и приобретенные формы поведения.

Генетически детерминированные формы поведения – это безусловные рефлексы и инстинкты. Они отражают видовой опыт предшествующих поколений и обеспечивают адаптацию организма в относительно стабильных условиях существования. Но в реальности условия внешней среды постоянно изменяются и таких стереотипных видоспецифических форм поведения недостаточно. Поэтому у каждого организма в процессе индивидуального развития, на основе собственного опыта формируются приобретенные формы поведения – лабильные, обеспечивающие максимальную адаптацию.

В основе приобретенных форм поведения лежат условные рефлексы.

Формируется приобретенное поведение путем обучения. В процессе обучения организм усваивает, какие поведенческие реакции дают наилучшие результаты, и в соответствии с этим организует свое поведение.

Только здесь надо понимать, что врожденные и приобретенные реакции не существуют изолированно, ведь, например, условные рефлексы формируются на базе безусловных, поэтому они «переплетены» и в каждом поведенческом акте реализуются совместно.

 

27. СТИМУЛ-ЗАВИСИМОЕ И ЭФФЕКТ-ЗАВИСИМОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Различают несколько форм обучения:

· стимул-зависимое (неассоциативное)

· эффект-зависимое (ассоциативное)

· когнитивное.

Стимул-зависимое обучение. Это самый простой вид обучения. Обусловлен конкретными раздражителями (стимулами) внешней среды. НС запоминает стимул и как на него реагировать. Это обучение неассоциативное, т.е. не требует совпадения (ассоциации) стимула с той или иной целостной деятельностью. Носит обязательный (облигатный) характер. Существует несколько вариантов такого обучения.

· Суммационная реакция. В ее основе лежит сенсибилизация – повышение чувствительности нервной ткани к действию повторяющихся раздражителей. Например, у человека, сильно испуганного громким звуком, на некоторое время усиливается реакция и на тихие звуки. Сюда же относится научение различать съедобное и несъедобное, освоение определенного маршрута передвижения и т.п.

· Привыкание. Это устойчивое ослабление реакции на многократное действие раздражителя, который не имеет существенной биологической значимости. Привыкание – это не утомление (!), это научение не отвечать на раздражение. Самая распространенная форма привыкания – постепенное угасание ориентировочного рефлекса при повторении вызвавшего его раздражителя.

· Импринтинг (запечатление) – формирование реакции на действие ключевого стимула в критический период развития. Особенности: достаточно однократного воздействия стимула; происходит только в определенный, чувствительный (критический) для данного стимула период; необратим, т.е. возникнув один раз, он не уничтожается последующим жизненным опытом и сохраняется на всю жизнь. Биологический смысл заключается в образовании долговременной связи с родителями, особями своего вида, т.е. в идентификации своей видовой принадлежности.

· Подражание – обучение на основе наблюдения за действиями других особей. Свойственно молодым животным, которые осваивают таким образом поведенческий репертуар своего вида (в основном подражая родительскому поведению).

Таким образом, неассоциативное (облигатное) обучение обеспечивает жизнедеятельность особи в основном на первых этапах ее самостоятельного существования, а также закладывает основы видоспецифического характера поведения.

Эффект-зависимое (ассоциативное) обучение. Такое обучение, при котором закрепление навыков зависит от эффективности (результативности) взаимодействия организма со средой. Строится на основе формирования условных рефлексов.

· Классический условный рефлекс. Формируется, когда внешний нейтральный (индифферентный) раздражитель, ассоциируясь с целостной биологической реакцией (с деятельностью самого организма), приобретает сигнальный характер. Биологический смысл – именно сигнальность, т.е. ранее нейтральный раздражитель становится фактором, предупреждающим о наступлении биологически важного события, и организм подготавливается к взаимодействию с ним (событием) (т.н. опережающая адаптация). Опыты Павлова со слюноотделением: пища во рту (безусловный раздражитель) вызывает слюноотделение (безусловный рефлекс), если сочетать с этим какой-нибудь нейтральный (условный) раздражитель, например, звонок, то постепенно слюна станет выделяться на звонок, даже без пищевого подкрепления.

· Инструментальные условные рефлексы (оперантное поведение). Предполагает активное участие обучающегося: в ответ на условный сигнал обучающийся должен совершить какие-то действия, после которых только появится подкрепление. Например, в ответ на включение лампочки кошка должна нажать на педаль, чтобы получить корм. Т.е. здесь уже совсем другие взаимоотношения со средой, появляется возможность активных целенаправленных действий. Этот тип научения впервые в 1913 г. описал Торндайк (Thorndike); он объяснил свои результаты явлением, которое он назвал законом эффекта. Согласно этому закону, двигательная реакция усиливается положительным результатом (например, получением пищи), к которому приводит случайная активность животного.

· Аверсивное обучение. В принципе то же, что условный рефлекс, но подкрепление не положительное, а отрицательное (aversion - отвращение). Может применяться для устранения нежелательного поведения.

 

 

28. СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Когнитивное обучение – самая сложная и самая совершенная форма обучения. Фактически она заключается в том, что вместо того, чтобы совершать пробы и ошибки в реальной жизни, мы сначала проигрывает их на умственной модели действительности, а затем переносим результаты удачных проб на реальную действительность.

Высокоразвитый мозг обладает способностью извлекать из окружающей среды закономерности и связи между ее компонентами, и формировать функциональную структуру (целостный образ) окружающей среды. Такие умственные модели действительности называют когнитивными картами. Вообще-то в узком смысле под когнитивной картой понимают топографическую схему местности, а в широком смысле – любую модель действительности, над которой совершаются умственные действия.

У человека когнитивное обучение достигло высшего уровня развития, превратившись в обучение путем рассуждения, если животное оперирует моделью действительности, то человек - ее словесным описанием, т.е. моделью модели. При этом он оперирует абстрактными понятиями, отвлеченными от конкретных предметов и явлений.

Существует несколько видов когнитивного обучения.

· Психонервная (образная) деятельность. Формируется за счет воспроизведения образов предшествующего опыта, сформировавшихся в ЦНС. Жизненно важная обстановка или объект фиксируются в мозге в виде «нейронных образцов» даже при однократной реализации поведенческого акта. При воспроизведении обстановки или объекта (даже частичной) эти образы направляют поведение за счет образования временных связей между ними и двигательными отделами мозга. При неоднократных повторениях психонервная деятельность автоматизируется, и в дальнейшем протекает по типу условнорефлекторной.

· Элементарная рассудочная деятельность (т.н. экстраполяционные рефлексы). Это врожденная способность использовать ранее приобретенный опыт в новой, незнакомой обстановке. Здесь основное то, что индивид способен улавливать простейшие закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, запоминать их, а затем переносить (экстраполировать) на новую ситуацию. Одно из простейших проявлений элементарной рассудочной деятельности – способность экстраполировать направление движения (например, опыт: кормушка движется сначала в поле зрения животного, затем скрывается за преградой; животное способно предугадать, где кормушка появится снова).

Некоторые авторы (например, Крушинский) сюда же относят явления инсайта.

· Вероятностное прогнозирование. Свойственно высшим животным и человеку. Здесь также учитывается прошлый опыт и анализируется информация о текущей ситуации, отличие в том, что учитывается множество самых различных факторов, и на их основе создаются гипотезы о предстоящем будущем, причем каждой из них придается определенная вероятность. И уже в соответствии с ними индивид действует тем или иным образом.

Мы постоянно в своей деятельности опираемся на вероятностное прогнозирование. Когда переходим улицу, мы анализируем скорость движения машин, опираемся на знание о собственной скорости движения, и выстраиваем гипотезы о том, сколько времени нужно, чтобы безопасно пересечь дорогу. Мы прогнозируем не только результаты собственных активных действий, но и независимых от нас событий. Или, например, в общении с другими используем гипотезы о наиболее вероятных действиях своих партнеров.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.