Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психотерапевтическое и воспитательное применение схемы саногенеза




Здоровье — продукт собственного организма и личности.Оно «не вносится» в организм действиями законодателей, врачей или лекарств. От иждивенческого и потребительского отношения к медицине и фармации следует избавляться.

Деньги, достающиеся здравоохранению, нужно вклады­вать не только в койки, аппаратуру и лекарства, но и, прежде всего, в воспитание и образование людей. Если люди научатся жить, соблюдая главный принцип медицины — «не навреди», беречь и укреплять свое и чужое здоровье, развивать свои и чужие физические, социальные и духовные потребности, то это будет самым крупным, конструктивным и качественным вкладом в улучшение здоровья народа, в демографическую, экономическую, социальную и моральную ситуацию в стра­не. А если не научатся, то никакие программы и финансовые вложения не остановят нашу деградацию и вымирание.

Гормон

Звено цепи саногенеза — гормон — определяет место гор­мональной регуляции в саногенетических процессах. Кроме собственно гормонов эту функцию выполняют белки-посред­ники, метаболиты, ферменты и другие вещества. Функцио­нальное предназначение гормонов состоит в передаче инфор­мации генам и в активации генов. Без этих химических сигна­лов гены могут «промолчать» и не проявиться. Сами гормоны «не работают». Они проходят через клеточные мембраны в яд­ро клетки, отыскивают в молекуле ДНК свой ген и определен­ным образом способствуют снятию Копии с него в виде цепоч­ки нуклеотидов, которая называется информационной РНК (рибонуклеиновой кислотой). С этой копии гена синтезирует­ся новый структурный или ферментный белок. Каждой трой­ке нуклеотидов в ДНК соответствует определенная аминокис­лота в белке, который синтезируется с востребованного гена. Таким образом, гормональные эффекты выполняют клетки, рецепторы которых связались с гормонами. Поэтому в коли­чественном отношении гормонов нужно очень немного и су­ществуют они тоже недолго. Их продукция измеряется в мил­лиграммах. Гормонов известно более 100.

В контексте книги важно то, что они являются эндогенны­ми продуктами организма. Их строение и функция «закодированы» в геноме. Уровень их продукции и активности регулиру­ется по механизму обратной связи. Образование гормонов можно корригировать нагрузками, подбором продуктов и ле­карств. Для синтеза гормонов белкового (аминокислотного) строения, например гормонов гипофиза, инсулина, глюкагона и др., нужны соответствующие белки в пище. Гормоны стеро­идного строения — глюкокортикостероиды, андрогены, эстро­гены образуются из холестерина. Этот тетрациклический нена­сыщенный спирт из класса стероидов также поступает в орга­низм с пищей, главным образом с животными жирами. Гормо­ны щитовидной железы образуются из заменимой аминокис­лоты тирозина и йода, которые также поступают с пищей.

Существуют препараты — аналоги гормонов, которые ис­пользуются как средства заместительной терапии при дефи­ците эндогенных гормонов. При повышенном образовании гормонов применяются препараты-антагонисты или снижа­ющие их эндогенный синтез.

Нагрузка

Первым звеном в схеме саногенеза стоит слово «нагруз­ка». Это обобщенное обозначение функционирования орга­низма или органа — любой вид деятельности, а также бездея­тельность. Нагрузки могут быть самыми разными — двигатель­ными, мышечными, интеллектуальными, эмоциональными, тепловыми, Холодовыми, звуковыми, световыми, пищевыми, сексуальными, информационными, климатическими и т.д.

Наиболее демонстративен пример с физическими нагруз­ками. Если человек, не довольный своим здоровьем и фигу­рой, начнет заниматься физкультурой— бегать, работать на тренажерах, плавать и т.д., то в его организме появятся опре­деленные метаболические сдвиги — снизится уровень глюко­зы, кислорода, будут происходить потери воды и солей и дру­гих веществ, возрастет потребность в энергии, выносливости, физической силе. Механизмы саморегуляции активизируют­ся. Продукты обмена веществ станут сигналами для эндо­кринных клеток, которые повысят продукцию тех гормонов, которые понадобятся для решения возникших задач, в част­ности гормона роста, инсулина, глюкокортикостероидов и др. По вышеописанной схеме гормоны активируют «востребованные» гены. От этих генов начнется синтез «востребо­ванных» ферментов. Ферменты, в свою очередь, начнут син­тез «веществ», который проявится увеличением объема мышц, укреплением связок и костей, а также ростом вынос­ливости, работоспособности, скорости движений и т.д.

Полученный результат станет выполнять роль «нагрузки» для нового цикла по схеме саногенеза.

Совокупность нагрузок можно определить как образ жизни, в котором суммируются внутренние и внешние физические, психические, социальные и духовные нагрузки. Многие из них мы не осознаем. Например, нагрузки на слух, зрение, восприятие, эмоции, внимание, мышление, память, интел­лект, сознание, которые на нас обрушивают средства массо­вой информации и управленческая деятельность государства. Отсутствие осознания создает условия для разрушения здоро­вья каждого человека и всей нации. Этот пробел в знаниях и действиях необходимо устранить для успешного выполне­ния национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Демография».

Мы прошли последовательно по всем звеньям саногене­за. Этот универсальный алгоритм жизни убеждает нас в том, что мы обладаем огромным, бесценным даром — жизнью, информационным обеспечением процессов саморегуляции, восстановления и развития всех нужных нам качеств. Мы получили его бесплатно, поэтому даже не думаем о его стои­мости. Мы можем меняться — становиться сильнее и слабее, толще и тоньше, умнее и глупее и т.д. У нас есть реальный вы­бор, но все ресурсы для его реализации доступны и подвла­стны только нам, поэтому мы должны совершать собственные интеллектуальные и волевые усилия, трудиться для укрепле­ния своего здоровья. Все «участники и исполнители» сано­генеза — гормоны, гены, ферменты — в нашем организме, и доступ к ним имеем только мы. Наши собственные, бес­платные для нас ресурсы быть здоровыми гораздо больше и разнообразнее ресурсов здравоохранения. Врач не может за нас заниматься физкультурой или соблюдать диету так же, как свои руки перед едой мы моем сами, а санитарные врачи при всем желании не могут этого сделать за нас. Мы свобод­ны в выборе стратегии своей жизни, но и ответственность за него мы несем сами.

Аналогичным образом подбором нагрузок можно разви­вать мышление, память, волю и любую другую психическую функцию. Трудностей не надо бояться. Их нужно преодоле­вать. Возможности для их преодоления имеются у каждого в естественной организации его собственного организма. Че­ловек может меняться по собственному желанию, развить нужные ему качества, но путь к этому один — через собствен­ные целенаправленные, осознанные, волевые действия при их обеспечении «расходными» материалами — «строительны­ми материалами» и «энергоресурсами».

Механизм саногенеза работает постоянно. Если, достиг­нув цели, человек успокоится и прекратит нагрузки, то он вскоре утратит приобретенные качества. Последовательность будет та же. Отсутствие нагрузки по механизмам саморегуля­ции снизит образование гормонов до минимально достаточ­ного уровня. Число активных генов уменьшится. Соответ­ственно количество и активность ферментов тоже уменьшит­ся. Мышечная масса и сила снизятся. В организме ничего лишнего, невостребованного нет. «То, что не упражняетсяатрофируется». Эти знания также нужно использовать для мо­тивации самих себя, своих близких и своих пациентов к ак­тивному образу жизни, к реализации всех ресурсов тела, души и духа, к избавлению от иждивенчества и лени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.