КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смотрите, если хотите
Любимым занятием многих наших соотечественников является просмотр телепередач. Это влияет на здоровье, поэтому в рамках национального проекта «Здоровье» надо объяснить механизмы вреда и способы защиты от него. Методика биопсихосоциального анализа видеопродукции уже описана выше. Нужно сопоставлять конструктивные элементы. Если контуры разных модальностей не совмещаются или даже противопоставляются друг другу, то в нейро-психических процессах, идущих в мозгу телезрителя, также возникает несовпадение между функциями восприятия, внимания, мышления, памяти. Это технология «перетирания мозгов», которая используется как информационно-психологическое оружие. Подкрепить это суждение можно метафорой. Если матрешки теряют соразмерность и конгруэнтность, то они начинают разрушать друг друга, как нестыкующиеся шестеренки. В результате работы мотора с нестыкующимися шестеренками они перетираются в пыль и мотор разваливается. По такой технологии можно разрушить любую структуру. Рекламные воздействия наиболее деструктивны. Разработчики рекламы имеют цель за минимальное время оказать наиболее мощное воздействие на психику зрителя. Нужно нанести «сокрушительный удар» по психике, дать залп из всех возможных воздействий (звуковых, цветовых, световых, информационных, скоростных) на психику зрителя, «проломить» все его духовные и душевные «барьеры», попасть в самые чувствительные и незащищенные сферы личности, любой ценой навязать человеку побуждение отдать деньги за не нужный ему товар.
По конструктивным признакам рекламные ролики вполне можно сравнить с малыми эпилептическими припадками. Четыре основных признака этих припадков — внезапность, контрастность, стереотипность, кратковременность — в полной мере относятся к рекламным вставкам. И логической связи этих вставок с идущей передачей также нет никакой, как у припадка. Отметим, что в рекламных роликах медицинского содержания рекламируют не здоровое, красивое тело, а отдельные части — волосы, ресницы, губы, зубы, ноги, места для прокладок, иногда желудок и кишечник. Основная тенденция - разъединение целого на части и уменьшение соответствия между ними. В роликах, посвященных каким-то исполнителям, то же нагромождение звуковых, цветовых, световых, изобразительных и выразительных элементов, которые очень динамичны, рассогласованы, стереотипны, тенденциозны, вызывающи, часто агрессивны и так же создают образ хаоса, распада целого на части. Правозащитники не видят нарушения прав человека в рекламной агрессии. Это тоже характеризует их определенным образом. Давайте рассуждать вместе. Сравним прием пищи: материальной — за обеденным столом и духовной — перед экраном телевизора. Представьте себе, что вы потребляете материальную пищу, например пельмени. В этом участвуют ваши руки, глаза, зубы, язык, слюнные железы, желудок и другие органы системы пищеварения. В процессе еды задействованы все ваши психические функции — восприятие, внимание, эмоции, память, мышление, воля, сознание. Вы ощущаете запах и вкус, температуру и плотность пельменей, видите их форму и размеры, сравниваете с каким-то эталоном, вспоминаете, когда и где вы их покупали или делали сами, какие лучше, какие хуже. Вы переживаете определенные эмоции — удовольствие или досаду. Окружающая обстановка также имеет значение. Где вы кушаете — у себя дома, в кафе, в гостях, в поезде и т.д. Во время еды вы даете множество оценок — вкусу, качеству, цене, форме и др., делаете какие-то выводы и т.д., т.е. процесс еды сложный, четко структурированный и организованный на уровне тела, души и обстановки. И вдруг, неожиданно для вас и без вашего разрешения, вам в вашу тарелку с пельменями плеснут чашечку ароматного кофе «Гранд», стакан сока «Любимый», баллон пива «Клинское», фруктовый йогурт, «Растишку»... Какая реакция у вас возникнет? Что вы станете делать? Процесс принятия духовной пищи — политических новостей, телефильма, концерта, выступлений фигуристов и др.— также сложно структурирован и организован. В мозгу и психике телезрителя во время просмотра создаются определенные функциональные системы — с участием всех психических функций — восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоций, интеллекта и сознания. А когда телепередачу без нашего разрешения обрывают и в нашу психическую деятельность «вбрасывают» окрашенные волосы, тушь и щеточку для ресниц, колготки, пиво, моторное масло, лекарство от переедания и метеоризма или еще какое-то сообщение, совершенно не связанное с основной передачей, то и реакция на это непрошенное «духовное угощение» возникает такая же, как на вливание ароматного кофе в тарелку с пельменями. Единство восприятия, переработки и усвоения информации разрушается, т.е. разрушается единство между психическими функциями, между зрителем и руководством телеканала. Появляется агрессия на «рекламщиков» и «телевизионщиков», на рекламируемый товар, на рыночно-демократический строй, на государственную власть, не способную защитить граждан от грубых вмешательств в их душу, от воровства личного времени, и т.д. В теле- и радиопродукции все,меныие красоты, доброты, любви, гармонии, правды, отражения реальностей нашей жизни, патриотизма, но больше пошлости, агрессивности, чужеродности и деструктивности. СМИ присоединяются к населению «снизу», желают угодить людям с самыми низкими духовными и культурными запросами. А их гуманитарное предназначение — развивать, поднимать уровень культуры, патриотизма и нравственности. Перед названными деструктивными воздействиями на психику все равны. Принципиальная биопсихосоциальная организация человека и психических функций распространяется не только на простой народ, но и на его избранников — на депутатов и президентов, на банкиров и министров, их детей и внуков. Возникает вопрос к защитникам прав человека, потребителя, детей, здоровья, правопорядка и т.д.: почему от ударов «по черепу» законы и милиция защищают, а от ударов «под череп», непосредственно по психике — по восприятию, вниманию, мышлению, эмоциям, памяти — не защищает никто? Напомню, что психическое здоровье нужно охранять так же, как мы охраняем физическое здоровье. От ударов «по черепу» мы стремимся уклониться, отскочить, присесть и т.п. От информационных музыкальных, словесных, телевизионных ударов «под череп» тоже надо отбиваться и уклоняться. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» есть замечательный образ «народной дубины», которую поднимает народ и начинает гвоздить ею своих врагов, пока не разобьет и не вышвырнет со своей земли. Народ во всех войнах был главным героем. Сейчас надо помочь народу подняться, объединиться и сбросить с себя километровые толщи лжи и грязи, под которыми его хоронят десятки лет отечественные средства массовой информации. Танцуйте, если хотите Популярным занятием для людей молодого и среднего возраста являются танцы. Они оказывают влияние на здоровье. Обсуждая выполнение национального проекта «Здоровье» следует разъяснить вклад танцев в его реализацию. Известно, что между головным мозгом и мышцами существует прямая и обратная связь, реализующаяся по нервным путям. Мышцы являются исполнительными органами головного мозга. Все сознательные действия сначала планируются в головном мозгу. В этом участвуют воображение, мышление, память, интеллект, сознание. Мы ставим задачу в уме, составляем план «в голове», который выполняем с участием нервов, несущих сигналы к мышцам, и мышц, сокращающихся или расслабляющихся в соответствии с поставленной задачей. В структуру многих психических расстройств входят мышечные проявления — сжимание кулаков, челюстей, втягивание головы в плечи, напряженная мимика, заикание, резкое повышение мышечного тонуса при кататоническом ступоре, двигательные стереотипии, автоматизмы, тики и др. Все функции организма регулируются по принципу обратной связи, поэтому от мышц к мозгу также идут нервные импульсы, позволяющие контролировать точность выполнения двигательной задачи. Связь между головным мозгом и мышцами дает возможность влиять на него через мышцы. Это используется в психотерапевтических методиках, в частности, аутогенная тренировка и гипнотизация включают целенаправленное расслабление мышц, чтобы снизить поток импульсов, идущих от них к мозгу, обеспечить мозгу покой, отдых и готовность воспринимать внушения. Снижение тонуса мышц снижает тонус коры головного мозга, вызывает дремоту и способствует засыпанию. Повышение тонуса мышц, наоборот, повышает тонус коры головного мозга. Для этого по утрам делают физическую зарядку. Имеет значение не только тонус мышц, но и конструкция движений, ведь она создается «в голове». В бальных и народных танцах имеются идеи, образы, четкий рисунок кругов, спиралей, параллелей и т.д. Движения танцующих синхронные, рассчитанные по скорости, амплитуде, траектории. В народных и бальных танцах люди объединяются общей идеей, настроением, музыкой, костюмами. Это коллективное творчество, в процессе которого развиваются навыки тонко понимать друг друга и взаимодействовать. Такие танцы оказывают конструктивное и интегрирующее влияние на психические процессы, на координацию движений, на личностные характеристики, так как воспитывают коллективизм, ответственность за общий результат, который создают каждый танцор и весь ансамбль. В современных «дискотечных» танцах никаких конструкций нет. Танцующие разобщены на всех уровнях. Каждый сам выражает свою концепцию танца. Движения рассогласованные и бессмысленные, дезорганизованные, часто вычурные, нелепые, дурашливые и стереотипные у каждого танцора. Все двигаются в разные стороны. Отдельные моторные элементы не создают единых узоров. Нет единства в движениях, нет его в головах. Эмоции грубеют и тупеют, становятся примитивными. Мышление, интеллект вообще отключаются. Танцующие на дискотеках объединяются только в своем «безумии» и в ритме примитивных движений. На дискотеках молодые люди эмоционально перевозбуждаются, теряют контроль над своими чувствами и действиями. Именно на дискотеках чаще всего приобщаются к наркотикам, алкоголю, табаку, попадают в «веселые» компании. Трудитесь, даже если не хотите Если основным механизмом и результатом разрушения психического здоровья являются разобщение, дезинтеграция психических функций, то для восстановления здоровья нужна их интеграция. Лучшим способом для этого является труд. В труде участвуют, развиваются и взаимодействуют все уровни личности — биологический, социальный и духовный. В трудовом процессе задействованы все психические функции — восприятие, мышление, воля, эмоции, память, интеллект, сознание. Причем их активность равномерная и гармоничная за счет естественных механизмов саморегуляции и интеграции. Трудовая деятельность обеспечивается всеми системами организма — нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и др. Все органы — мозг, сердце, легкие, мышцы, связки, кости, кожа и др. — участвуют прямо или косвенно в трудовых операциях, получают нагрузки, тренируются, совершенствуют взаимодействие и регуляцию. Целенаправленным подбором видов труда можно развивать определенные психические функции, физическую силу, выносливость, развивать внимание, память, мышление, скорость, точность, координацию, т.е. совершенствовать тело и душу и проводить коррекцию при каких-то недостатках. Труд в наибольшей степени позволяет удовлетворять духовные потребности, познавать, творить, созидать, объединяться, прославлять свою Родину и т.д., обеспечивать условия для жизни — жилье, пищу, одежду, транспорт и др. Трудиться можно всегда и везде. Это занятие бесплатное, доступное, экономически, социально и духовно полезное. Читайте, если хотите Самым доступным и полезным видом труда является чтение. Напомним, что к числу трех основных жизненных потребностей человека относятся информация, энергия и пластические материалы. Они удовлетворяются из разных источников. Потребность в «энергоносителях» и «строительных материалах» реализуется через питание и «энергетический», белковый, жировой, углеводный и другие виды обмена веществ. Информационное обеспечение биологических процессов, происходящих в организме, заключено в геноме, в молекуле ДНК. Организм функционирует как саморегулирующаяся система, обладающая полным информационным и «материально-техническим» обеспечением механизмов саморегуляции. Человеку, как разумному, биопсихосоциальному существу, для приспособления к жизни в природе и обществе генетической информации недостаточно. Необходимы знания о явлениях и законах природы и общества. Информационное обеспечение обо всем, что происходит вне организма человека, за пределами саморегуляции, люди получают из книг. Книги являются функциональным аналогом ДНК, так как в них собрана вся информация о том, что возможно и невозможно в мире природы и людей. Знания, необходимые для решения актуальных социальных, производственных и всех прочих задач, человек получает из книг. При написании книг происходит превращение «субъективного сознания» в «объективную материю». Чувства и мысли автора трансформируются в графические изображения слов, в тексты, которые оформляются в книги. При чтении происходит обратный процесс — информация, содержащаяся в книгах в форме графических буквенных и словесных символов, переносится с бумаги в мозг — в память, превращается в субъективные переживания читателя, включается в его интеллектуальные, эмоциональные, волевые и другие психические функции. Эти сложнейшие процессы переходов и взаимодействий между идеальным и материальным, субъективным и объективным малоизвестны. В них содержатся огромные воспитательные, образовательные, оздоровительные и иные ресурсы, которые в настоящее время недостаточно используются в медицине и образовании, но хищнически эксплуатируются производителями рекламы с коммерческими целями. От содержания и усвоения прочитанного зависят «багаж» памяти, развитие мышления и речи, творческие способности, степень актуализации потребностей, выбор стратегий поведения и технологий для выполнения производственных задач отдельными людьми и их сообществами. А это, в свою очередь, определяет уровень развития науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, культуры; стабильности и порядка в семье, в коллективе, городе, стране, мире и т.д. Все богатства культуры и науки хранятся в книгах, и люди получают доступ к их использованию благодаря чтению. Книги способствуют превращению биологического организма в личность, обладающую социальными и духовными признаками, и определяют количественные и качественные характеристики ее развития. Процесс чтения является вариантом трудовой деятельности, имеет все ее признаки — целенаправленность, осмысленность, активность, произвольность, продуктивность, самоосознание, нравственную оценку содержания, социализацию, соотнесение полученной информации со своими социальными и биологическими потребностями, прогнозирование, творчество, предполагает получение полезного результата. Чтение — это занятие, имеющее очень сложную и тонкую структуру. Но это не осознается и кажется простым и естественным. В процессе чтения активизируются и развиваются как отдельные функции — внимание, воображение, память, мышление, эмоции, воля, так и взаимодействие между ними, т.е. чтение способствует интеграции психических функций. Это очень ценный результат, так как при многих психических заболеваниях нарушается интеграция психических функций — при алкоголизме, наркоманиях, при шизофрении и т.д. При специальном подборе книг можно выбрать такие тексты, которые будут оказывать нужное избирательное, корригирующее влияние на отдельные функции, например, развивать мышление, внимание, воображение, память, эмоции и т.д. Ресурс такого использования книг для психотерапевтических целей неисчерпаем. Библиотеки являются аналогами аптек, в которых книги-«препараты» хранятся и не портятся веками. В отличие от лекарств книги могут применяться многократно множеством людей без потери в качестве и количестве эффектов, причем бесплатно, повторно, длительно; без опасности отравлений и заражения гепатитом, вирусом ВИЧ, побочных действий; не требуют никаких инструментов и условий — стерильности, шприцев, капельниц, больничных коек, медперсонала и т.п. Лекарства действуют на элементарные биологические струк туры — рецепторы, клеточные мембраны, гены, ферменты и др. Их действие реализуется через ограниченные биологические ресурсы организма человека. Лечебное действие книг реализуется через богатейшие, безграничные ресурсы знаний, опыта, культуры, нравственности, накопленные человечеством, усвоенные человеком. Оздоровительный потенциал библиотерапии по ряду аспектов превосходит соответствующий потенциал фармакотерапии, но экономические затраты на чтение в сотни раз меньше. Актуальной проблемой современного общества является большое количество стрессов. В их профилактике и коррекции существенное значение могут иметь книги. Известно, что причиной возникновения стрессовых расстройств считается наличие опасности для человека при дефиците информации о том, как ее устранить. Стресс оказывает деструктивное влияние на психическое и психологическое состояние человека, вызывает дезорганизацию его поведения. В книгах человек может найти необходимую информацию, позволяющую понять ситуацию, разработать программу действий, преодолеть опасность, адаптироваться к трудностям жизни. Чтение правильно подобранных книг способствует обретению конструктивности в представлениях и последовательности в мыслях, целесообразности и успешности в действиях — становлению гармонии и упорядоченности в душе и поведении человека, в отношениях между людьми, человеком и природой, уменьшает хаос и десхруктивность. Знания являются средством профилактики ошибок в отношениях между людьми, в профессиональной деятельности, во взаимодействии с природой. Знания предоставляют возможности предупреждения техногенных катастроф и войн, заражения болезнями и преждевременного разрушения здоровья. Человек, который много читает, имеет большой кругозор, информирован о том, как поступать в трудных и опасных ситуациях, является более устойчивым к стрессам. У него ниже риск развития психосоматических заболеваний — гипертонической болезни, бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и др. Чем больше люди пользуются библиотеками, тем меньше они пользуются аптеками. В настоящее время эта закономер ность доказывается «от противного» — библиотек и читателей становится меньше, а аптек, ассортимент лекарств и число их потребителей — все больше. При этом продолжительность жизни людей сокращается, а число больных увеличивается. Рост распространенности алкоголизма, наркоманий, курения, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, стрессовых расстройств имеет связь с уменьшением нравственных и культурных запросов людей, сопряженных с чтением. В эпоху перехода к рынку и капитализму в обществе начала меняться роль книги, высокий моральный авторитет которой стал эксплуатироваться бизнесменами. Книги так же, как и радио, телевидение, эстрада, музыка и другие средства формирования общественного сознания, теперь «служат» господствующему классу. Воспитательные, информационные, эмоциональные, социальные и другие ресурсы влияния книги на людей используются для достижения противоположных целей — ликвидации «рабской» коммунистической идеологии, патриотизма, коллективизма, обогащения собственников, разрушения нравственного, психического и физического здоровья народа, национальных, нравственных устоев, культурных норм и традиций. Большинство наших соотечественников не готовы к такой смене роли книг. Их отношение к книге как к носителю нравственности, знаний и мудрости сохраняется. Они не имеют знаний и навыков для того, чтобы оценить все достоинства и пороки книги, сделать правильный выбор. Продолжая сравнение книг с лекарствами, скажем, что лекарства подбирают врачи, владеющие технологиями распознавания болезней и дифференцированного подбора способов их лечения. Для подбора книг с лечебной целью врачи не получают подготовки. Для профессионального использования библиотерапии нужны специалисты, которых еще предстоит готовить в педагогических, гуманитарных, медицинских и других вузах.
Глава 9
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |