КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Содержание Введение Глава 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ А.А.ГРАЧЕВ
Санкт-Петербург Издательство АНО «ИПП» Содержание
Актуальность проблемы психологического проектирования производственной организации как одного из базовых компонентов современного общества обусловлена несколькими тенденциями в развитии науки и практики (и не только психологической). Внешние по отношению к психологии детерминанты связаны с двумя факторами. Первый из них - социальный заказ, обусловленный а) возрастанием роли «человеческой составляющей» организаций и, соответственно, зависимостью эффективности организаций от этой «составляющей» и б) гуманизацией современного общества, которая предполагает проектирование этого общества не только по критериям выживаемости человека, но и по всему спектру его (человека) жизненных интересов. Второй фактор – общий для всей системы социальных наук – связан с развитием практических приложений социальных наук, особенно социологии (социальное управление, социология организаций), которые испытывают необходимость в психологически обоснованной модели человека, включенного в социальную организацию. Действительно, главной тенденцией в управлении современными производственными организациями, основной функцией которых является производство товаров или услуг, стало смещение акцента на человека. С одной стороны, в этом реализуется гуманистическая позиция, которая приобретает все большее влияние. С другой стороны, и эффективность современных организаций в значительной мере становится зависимой именно от человека – от того, насколько в социальной организации реализуются его жизненные интересы. В этой связи можно говорить о двунаправленности производственных организаций - собственно организационной, связанной с основным назначением данной организации, с ее социальной функцией (выпуск продукции, продажа товара, обучение и т.п.) и гуманистической, обеспечивающей удовлетворение жизненных интересов членов данной организации. Возрастание роли второй направленности организации побуждает говорить о целостной системе работы по удовлетворению интересов членов организации. Именно такая система управления, в основе которой лежат жизненные интересы членов организации, и понимается в данной работе как система социального управления, в отличие от управления организационного. Развитие систем социального управления в настоящее время сдерживается дефицитом операциональных моделей жизненных интересов человека, которые могли бы послужить психологической основой систем социального управления. (Известные модели потребностей в этой связи имеют ограниченное применение). Специфические для психологии детерминанты, определяющие актуальность психологического проектирования организаций, – это, прежде всего, экстенсивный рост психологического знания, когда преобладающая часть психологических исследований выполняется в традиционной «исследовательской» парадигме, которая направлена на описание объекта. Эта тенденция приводит к поискам а) языка перевода описательных знаний, полученных в рамках традиционного академического подхода на язык принятия решений – язык прикладной психологии, б) нового исследовательского языка, предполагающего изначальную установку на практическое использование данных. Наконец, еще одна детерминанта обусловлена оформлением организационной психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины, что предполагает наличие специфичных составляющих: а) модели организации, б) рабочей модели человека, включенного в нее, в) методов изучения человека, включенного в организацию, г) форм работы психолога в области организационной психологии, связанных не только (и не столько) с получением данных, но и с принятием решений на основе этих данных. Подход, обозначенный в данной работе, определился в процессе практической деятельности, связанной с организацией психологической службы промышленного предприятия. Эта деятельность побудила психологов, работающих в рамках этой службы в конце прошлого века, постоянно ставить и по мере возможностей решать проблему использования психологических знаний на практике - для организации системы социального управления промышленным предприятием. Уже в то время осознавалась недостаточность традиционного психологического знания, которое могло бы использоваться для этих целей. Более того, возникло сомнение по поводу прямого переноса методов традиционной описательной психологии в социальную практику. Конечно, существовало множество психологических исследований, содержащих практические рекомендации, которые, казалось, могли быть "встроены" в существующие системы управления. Но реальная практика в большинстве случае отторгала эти рекомендации, и психолог чувствовал себя либо несостоятельным, либо "непризнанным гением", до понимания которого "не доросли" руководители-практики. Скорее всего, такое положение дел обусловлено незавершенностью общей системы наук о человеке, в частности, психологической науки. Дело в том, что наши естественные науки имеют в качестве своего органичного завершения, связывающего их с реальностью, инженерию, которая трансформирует "академическое знание", переводя его на язык управления и реализуя его (конечно, не в прямом виде) в определенных конструкциях, технологиях и т.п. Социальные науки, в том числе и психология, пока не имеют такого развитого инженерного знания. Конечно, необходимость такого знания осознается, и в общем виде подход к разработке практической психологии уже обозначен, но о создании стройной системы практически ориентированной психологии, которая, скорее всего, будет иметь вид своеобразной социальной инженерии, говорить еще рано. Однако уже сейчас ясно, что основным объектом такой социальной инженерии будет человек, включенный в социальную организацию, или, если иметь в виду динамический аспект, человек в системе социального управления. Основу данной работы составляют две модели – а) модель жизненных ориентаций человека, которая дает возможность определить набор мотивационных характеристик работника и б) структурно-динамическая модель производственной организации, оптимальной по критериям жизненных интересов человека. Особую актуальность разработанная модель приобретает в приложении к промышленному предприятию, что демонстрируют эмпирические данные, которые обсуждаются в данной работе. В связи с этим данная работа отвечает на следующие вопросы: - что такое психологическое проектирование, и каким должен быть психологический проект производственной организации; - в чем заключаются основные жизненные интересы человека, включенного в организацию; - что представляет собой среда и основные ситуации жизнедеятельности человека в производственной организации; - каковы основные формы и методы оптимизации организационной среды и ситуаций жизнедеятельности по критериям жизненных интересов человека как члена организации; - что могут представлять собой психологические проекты производственной организации. В значительной степени в работе используется опыт производственного объединения «Курганприбор», социально-психологическая служба которого в 80-е годы прошлого века входила в число ведущих служб страны. В этой связи необходимо отметить чрезвычайно важную роль в организации системы социального управления этого объединения и, соответственно, работы службы двух руководителей – генерального директора объединения Е.В.Таранова и В.Н.Гюппенена, который в то время выполнял функции заместителя генерального директора по инновациям. А автор данной работы был начальником лаборатории, которая являлась ядром службы. Глава 1. Общие основания психологического проектирования организаций
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |