КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представление о сложной системе в прикладной психологии
Одним из условий развития прикладных областей психологии выступает реализация системного подхода, включающего в себя и синергетику, который выступает общей методологической основой для описания поведения сложных систем. А если учесть, что прикладная психология в своей основе использует язык управления, именно системный подход как методология управления системами (Гиг Дж., ван, 1981) более всего подходит для поиска методологических оснований психологического проектирования организации. Эти положения легли в основу приложений системного подхода в психологии, поскольку основные положения системного подхода позволяют определить некоторое мета-понятийное поле, описывающее регуляцию поведения сложных систем. Особую актуальность в области прикладной психологии эти положения имеют в отношении трех систем - человека, группы и организации. Другая совокупность системных понятий содержится в работах, исследующих формально-динамические характеристики поведения. Так, характерным примером системного подхода к регуляции поведения являются работы, выполненные в школе Б.Д.Теплова и В.Д.Небылицына, а также исследования Е.П.Ильина, который, обсуждая проблему оптимальных состояний, выделяет следующие признаки оптимального состояния системы, имеющие системный характер (Ильин Е.П., 1981). Приложения этих характеристик были частично описаны в наших предыдущих работах (Таранов Е.В., Грачев А.А., Гюппенен В.Н., 1981; Грачев А.А., 1985а; Грачев А.А., 1985б). Итак, основные положения, характеризующие три выделенные системы (человека, группу и организацию) выглядят следующим образом: 1. Система характеризуется структурой (определенным образом организованной совокупностью элементов и/или подсистем) и динамикой (определенным образом организованной активностью). Организация структуры и динамики системы взаимозависимы: структура может определяться динамикой (возникновение функциональных элементов и подсистем) и наоборот (структура определяет возможности и является источником некоторых детерминант динамики системы). 2. Существуют общие детерминанты, определяющие систему - системообразующие факторы. Структурные детерминанты определяют те особенности системы, которые позволяют отнести ее к определенному виду (человек, машина, промышленное предприятие и т.п.). Функциональные детерминанты определяют основной смысл функционирования системы (выжить, перевозить, кормить, служить и т.п.). Функционирование системы по отношению к системообразующим факторам можно назвать жизнедеятельностью системы. Структурные детерминанты характеризуются определенным потенциалом, который а) задает возможности системы и б) побуждает систему к своей реализации, выступая в этом отношении самостоятельной детерминантой. 3. Общие детерминанты, регулирующие жизнедеятельность системы, определяются стремлением системы к а) равновесию (возникновение неравновесного состояния ведет к стремлению его устранить) и б) устранению неисправности в самой системе. Неравновесное состояние системы возникает вследствие: а) дефицита системы; б) общего стремления к использованию своего потенциала; в) общего стремления к развитию. Стремление к устранению неисправности системы возникает вследствие сигнала о неисправности, полученного от некоторого источника, который может находиться как внутри системы, так и вне ее. 4. Система функционирует во внешней среде, также имеющей иерархическое строение. Это функционирование может быть рассмотрено в двух аспектах: А). Субъект-объектное функционирование, обеспечивающее а) поступление в систему из внешней среды материалов и энергии, которые система трансформирует в конечный продукт, б) поступление во внешнюю среду результатов жизнедеятельности системы. Б). Субъект-субъектное функционирование: а) функционирование по вертикали (которое, собственно, и определяет иерархичность среды) – взаимодействие системы с субъектами вышележащих и нижележащих уровней; б) функционирование по горизонтали – взаимодействие системы с субъектами одного с ней уровня. Система в определенной степени открыта по отношению к внешней среде. Эта открытость имеет два аспекта: реализация потенциала системы во внешней среде и трансформация системы вследствие принятия внешней среды (включение себя как элемента в ту или иную систему - начиная с нижних уровней иерархии среды, заканчивая самым высоким - по определению системы - уровнем). 5. В соответствии с системообразующими факторами система выделяет во внешней среде значимые для нее элементы и таким образом определяет в результате среду своей жизнедеятельности. Среда жизнедеятельности, рассмотренная с точки зрения количественных характеристик, представляет собой жизненное пространство системы, или сферу ее жизненных интересов. Минимальное жизненное пространство - границы самой системы; максимальное - космос. Система определенным образом а) организует границы и б) реагирует на вхождение других систем в свое жизненное пространство. 6. Значимый фрагмент функционирования системы, имеющий в представлении системы начало и конец, называется ситуацией жизнедеятельности. Эта ситуация определяется значимыми для системы детерминантами. Некоторые из ситуаций выступают для системы критическими - предполагающими качественное преобразование системы. 7. Система нуждается в информации, обеспечивающей ее жизнедеятельность. Основу этой информации составляет совокупность терминальных образов, порожденная системообразующими факторами. Построение терминальных образов определяется а) содержанием получаемой системой информации, имеющей для нее значимость, б) правилами построения терминального образа, определяемыми культурой данной системы. Образы, обеспечивающие верхний уровень регуляции жизнедеятельности, в своей совокупности составляют философию системы. Образ, обеспечивающий регуляцию поведения системы в ситуации жизнедеятельности, представляет собой концепцию данной ситуации. Образ, обеспечивающий регуляцию поведения системы в значимой с точки зрения общих детерминант среде (среде жизнедеятельности), представляет собой концепцию данной среды. Представления системы о себе составляют Я-концепцию системы. Представления системы о субъекте - партнере по взаимодействию - составляют концепцию Другого. 8. В некоторой совокупности ситуаций система проявляет целенаправленное поведение, которое регулируется представлением об отставленном во времени полезном результате (целью). Постановка цели переводит систему в неравновесное состояние. Регуляция целенаправленного поведения определяется а) ценностью (положительной и отрицательной) достижения цели, б) субъективной вероятностью ее достижения, в) затратами на достижение. Прямым результатом целенаправленного поведения может быть восполнение дефицита системы, создание условий для реализации потенциала системы, создание условий для трансформации системы. Побочным результатом целенаправленного поведения может быть реализация системой своего потенциала и трансформация системы. 9. Система оценивает эффективность своего функционирования. В качестве критериев эффективности используются: а) показатели степени реализации общих детерминант (уровень достижения основных системных целей, степень реализации потенциала системы, степень близости системы к некоторому определенным образом заданному эталону); б) формально-динамические показатели (лабильность - скорость вхождения системы в освоенный ранее режим функционирования в типовой ситуации; устойчивость - время поддержания оптимального режима функционирования в типовой ситуации; подвижность - скорость смены одного ранее освоенного режима функционирования на другой, также знакомый; динамичность - скорость освоения ранее не знакомого режима функционирования; резистентность - способность системы сохранять оптимальный режим функционирования в условиях помех). Оценка эффективности (промежуточная и конечная) определяет организацию жизнедеятельности системы. Совокупность критериев эффективности, рассмотренная в их регулятивном аспекте, определяет индивидуальные особенности системы. 10. В структуре сложноорганизованной системы выделяются управляющие подсистемы (элементы), обеспечивающие условия для реализации основных системных функций. Управляющая подсистема может регулировать поведение подсистем (элементов) системы следующим образом: · установление критериев эффективности функционирования; · определение эталонных состояний системы (целей - промежуточных и конечных); · оценка реального состояния системы, включая установление рассогласования между реальным и эталонным состоянием; · разработка программы устранения рассогласования или программы, построенной на основе критерия эффективности; · обеспечение разработанной программы ресурсами ее реализации (включая информационное обеспечение); · организация подсистем (элементов) на реализацию программы: стимулирование, ограничение степеней свободы, координация; · оперативный контроль за состоянием системы, использующий определенные средства для устранения отклонений. В использовании каждого из этих средств регуляции управляющая система может в разной степени регламентировать активность управляемой системы. Высокая степень регламентации задает управляемой системе жесткий алгоритм функционирования; низкая предполагает выраженную свободу управляемой системы в реализации каждой из форм регуляции поведения. Соответственно при низкой регламентации больше проявляются внутренние свойства системы, способность ее проявлять себя как целое. Здесь система компенсирует высокий уровень неопределенности ситуации своей внутренней активностью. 11. Одной из форм жизнедеятельности выступает взаимодействие системы с другой (другими) активной системой. Детерминанты этого взаимодействия (см. п.4) определяют тип взаимодействия. Одна из форм такого взаимодействия - симбиотическая система, основанная на взаимодействии самостоятельных подсистем, каждая из которых является условием функционирования другой. Система входит в симбиотическую только определенной частью и реализует в ней только определенную часть своих системных функций. Степень реализации системой своих основных функций в симбиотической системе определяет глубину включенности в эту систему. Использование этих системных положений можно продемонстрировать в сопоставлении предложенных характеристик для анализа двух систем – человека и организации, привлекая для этого сопоставления соответствующие исследования в области общей психологии, психологии личности, организационной психологии и теории организации (таблица 1). Таблица 1. Системные характеристики человека и организации, представленные в исследованиях
Эта таблица показывает значительное сходство системных характеристик человека и организации, что служит основанием для взаимообогащения концептуальной базы исследований человека и организации. Конкретизация системных положений будет производиться в последующих разделах данной работы.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |