КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преодоление картезианства в методологии и системно-причинный подход в работах Мамардашвили
Системно-причинный подход, предложенный М. К. Мамардашвили, опирался на аналитический метод и концепцию «превращенных форм» К. Маркса. («превращенная форма» - это те свойства и структуры сознания, которые не поддаются развертке на уровне актов рефлексии) Конструктивная роль сознания - идея многомерности и многоуровневости сознания, - проблема ограничения возможностей наблюдателя, неустранимость зазора между миром как таковым (без наблюдателя) и миром уже воспринятым (наблюдаемым), непрозрачность наблюдателя, влияние его на познаваемый мир - и вытекающая из этого неопределенность, как условие функционирования человека в мире - феномен «третьих вещей» как предметно-действующих механизмов сознания (проблема артефактов), порожденных восприятием и переработкой человеком окружающей реальности и влияющих на человека и его развитие - принцип системной причинности Идея Наблюдателя - сознание чел в центре новой картины мира Декарт: 1) основная задача теории познания, дуализм мышления и протяженности без объяснения их взаимодействия. 2) проблема временной дискретности бытия человека: «...то, что я есть сейчас, не вытекает из того, что я был несколько мгновений назад». Причину нельзя поставить во времени не только вперед, но и назад — перед совершающимся событием (бытия или мысли). Т.О., причинность должна быть выведена за рамки временной оси. 4) истиной следует считать то, что установилось и как состояние мира, и как мысль, фиксирующая это состояние в нашем мышлении. Бог воспроизводит и сохраняет. Введение временной оси в цепь причинных событий делает неразрешимой загадку бытия мира и свободы действия человека в нем. По М. ничто не предустановлено в виде закона, законы лишь потом устанавливаются. Само движение мира и человека — это путь создания нового, новообразований. (Далее еще будет про конструктивную роль сознания). 5) Материальные причины обусловлены физическим миром, духовные – духовным. Но если все эти причины действуют во времени и физические события детерминированы физическим и эта причинность имеет временной аспект встает вопрос свободе действия человека в мире. По М. сознание человека как Наблюдателя воздействует на наблюдаемый мир и изменяет его. И мир воздействует на наблюдателя, т. е. существует единый континуум бытие-сознание. Это уход от картезианского дуализма. Причинность, т. о., выносится за рамки временной оси, она существует в общем континууме бытие-сознание. Порядок не может быть понят в рамках идеи предустановленной гармонии. Но человек кроме естественного совершает и второе рождение — искусственное, культурное, он рождается как человек в мире «третьих вещей», или артефактов. Причинность, связываемая с неклассическим пониманием рациональности. Артефакты – продукт осознания человеком мира и действия в нем, в свою очередь воздействуют на человека, причем это воздействие может рефлексироваться, а может и быть неосознанным. Таким образом, ввёл понятие нового источника детерминации – «третьими вещами» (знаками), которые являются и не идеальными (рассудочными сущностями) и не физическими телами, а чем-то третьим, что не контролируется сознанием. Идея системной причинности - существующей вне связи с временным, т. е. физикалистским ее пониманием. Необходимо домыслить способы бытия человека в естественно-историческом пространстве законов физических и социальных. Классический принцип, от которого отталкивался М. К. Мамардашвили: рационально понимаемо то, что охвачено человеческим действием от начала до конца. Это принцип понимания вещей через понимание сделанного. Неклассический принцип, приходящий ему на смену: «понимание сделанным. О собое место в этой сфере «понимания сделанным» имеет знак. В отличие от Выготского, для Мамардашвили более важным является не принцип орудийного опосредствования, а представление артефактов как «органов» действия. Имея этот орган, человек не обязан знать его устройство. Человек продолжает мир, мир воздействует на человека, и под этим воздействием человек порождает «третьи вещи». То, что в познаваемом объекте недоступно когнитивным структурам, заполняется феноменально (не обязательно сознательно), привнесением тех или иных модусов или интерпретаций. Условиями понимания выступают при этом не только физические, а «предметно-вещественная работа нашей собственной деятельности» (т.е. те самые «третьи вещи. «Рядом преобразований или превращений они закодированы в индивидах так, что они, эти преобразования, превращения, опущены, и индивиды в своих действиях исходят из чего-то, как совершенно непосредственно данного, очевидного и достоверного». Это понимание без осознания, которое тоже детерминирует действия. Человек не полностью осознает систему (бытие, мир), в которой он проявляет активность, т. е. существует зона неопределенности, где не действует сознательная мысль, т. о. в континууме бытие-сознание существует неопределенность. Мысля абстракциями, люди реализуют действия или свойства целостной системы, в которую они включены. Переход к неклассической картине мира — это отказ от идеи вечных и неподвижных истин, положенных в основу понятия закона. Активность в картезианской схеме — это воспроизводство и сохранение. Активность в марксистской теории человека - это воспроизводство конструктивных новообразований - «третьих вещей». Простым примером здесь является использование колеса. Не законы физики определяют его использование человеком, а его конструктивное мышление, включенное в реальные бытийные связи. Активность в теориях деятельности, — это деятельное связующее звено, возвращающее человека в систему связей с миром, включающим, в том числе, и роль его сознания. У Мамардашвили путь возврата человека в мир бытия иной — это путь возврата в целостную систему, где действует принцип системного детерминизма. Т.е. действуют не только системно-причинные связи, но и неклассическое (расширенное) понимание рациональности. Многомерность сознания порождает в этой системе такие эффекты взаимодействия «многоразличных слоев», что они не могут быть положены в единую цепочку причинной связи в реальном времени и пространстве. Эти эффекты системности означают следующее: многоразличные слои срабатывают вместе и мгновенно и воздействуют на всю систему с ее иерархией слоев.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |