КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие кризиса в психологии в работах Выготского и современных трактовках
Культурно-историческая концепция как неклассическая психология. Классическая картина мира и современная постнеклассическая стадия раз науки Научное знание – это рациональное знание, отвечающее строгим требованиям логического (формального) описания самого знания, методов его получения, используемого инструментария, критериев для оценки истинности и включенное в контекст той или иной научной теории. Формы представления научного знания, эталоны научности, нормы и средства исследовательской деятельности исторически относительны и развиваются вместе с развитием культуры и общественного сознания в целом. Стадии развития науки: 1. замкнутая теоретическая наука - (учение Пифагора) научное знание выступает в форме особой новой реальности идеализированных сущностей, прежде всего чисел и идеализированных сущностей. Научное знание самоценно, и его задачи не связаны с запросами практики. 2. фактуально-описательная наука – (система научного знания Аристотеля) изучение реальных объектов в окружающем человека мире, их классификация и систематическое описание. Натуралистичность проявлялась в том, что изучаемый объект понимался как независящий от акта познания 5. наука Нового времени(17 в.) – элементы, факты науки не любые чувственно воспринимаемые события, а особые, истолкованные в контексте опред. теории. Теоретические конструкты и научные модели, в кот. отражены существенные стороны и связи реальных объектов; эти модели строятся на допущениях и идеализациях (прямолинейное движение, пустое пространство, абс. вакуум). Взаимодействие с реальным объектом опосредствовано идеальным объектом (теоретическим конструктом). В основе первой научной революции лежало соединение математ. методов с эмпирическими исследованиями, что привело к возникновению теоретической науки – классической. 6. Классическая наука (естествознание) - система знаний и способов его получения, построенная на абстракции познающего субъекта, вынесенного за пределы самого процесса познания и познаваемого объекта. Мир – как совокупность атомов, существующих в пустом пространстве рядоположенно с человеком. Факты и элементы реальности вещественны и субстанциональны, они отделены от субъекта и друг от друга. Вторая научная революция в 18 в. – 19 в. - дисциплинарная дифференциация идеалов и норм научного знания, научные знания стали превращаться в товар (рефлексия – как онтологизм). Третья научная революция конец 19 – нач 20 в. открытие электричества, полей, элементарных частиц и др. Изучение связи между объектами. 5. Неклассическая наука – система знаний и способов их получения, основанная на представлениях, что сам процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств (включая научные теории) познания. Вопрос «какова реальность сама по себе» лишен смысла. Любое свойство любого объекта не принадлежит ему, а всегда проявляется только во взаимодействии с др. объектом. Таким новым объектом явл. человек как субъект познавательной деятельности и его сознание.. Научная картина мира – совокупность всех свойств, обнаруживаемых миром в ходе познавательного взаимодействия. с субъектом познания (рефлексия – как «гносеологизм»). Предмет и метод не отделены друг от друга, предмет не сущ. пока не начинает изучаться. 6. Постнеклассическая стадия развития науки (формируется в 4 глобальной научной революции по В.С. Степину, началась в конце 20 в.) – современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассич. науки требования учета ценностно-целевых установок ученого и его личности в целом. Эти требования не только не противоречат идеалам объективности научного знания, но и являются его условием. Идея истинности познания уходит на задний план. Вместо отбрасывания неправильных теорий – поиск новых смысловых контекстов. Используются вненаучные средства (миф, религия, игра). На первый план выходят междисциплинарные исследования и все большую роль играют экономические и социально-политические факторы. Создаются новые методы предсказания – построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации, методы исторической реконструкции конкурируют с аксиоматико-дедуктивными. - теряется подразделение наук о природе и о духе. - междисциплинар исслед становятся ведущими - Гусельцева: принцип сетевой организации знаний, отмена иерархий - идея неопределенности - мир осознается как рукотворный, в способах его описания превалируют не кауз связи, а смысловые - для пси: признание многопредметности. Сосуществование множества теорий, любая психол школа может стать ведущей для опред задачи - есть 2 модели развития психол науки: пирамида и сеть. Пирамида: наличие ведущей методологии, сеть: есть методология, посредством которой представители разных направлений могут услышать др др.
Недостатки и ограничения классической психологии: - сциентизм как узко понятая научность - универсализм (поиск общих законов), - индивидуализм, - механистическое понимание каузальности - разделение внешнего-внутреннего и субъективного-объективного. А. Г. Асмолов отнес к неклассическим подходам и теориям в психологии: ü теорию установки Д. Н. Узнадзе, ü культурно-историческую концепцию Л. С. Выготского, ü деятельностный подход (теории А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна). Прорыв за границы "постулата непосредственности" и поиск "опосредствующего звена", которое, порождая психические явления, само бы к сфере психического не принадлежало. Гусельцева предпосылки, принципы неклассической, и постнеклассической картины мира. Например: уход от противопоставления естественно-научного и гуманитарного познания; революционная роль новой информационной культуры; движение навстречу идеям, отличающим познание мира и человека на Западе и Востоке. Д. Б. Эльконин первым в 1981 г. назвал теорию Выготского неклассической психологией сознания. Социальное не как воздействующий фактор или условие, а как источник развития личности. Другие авторы: Признак неклассичности - наличие взаимодействия между субъектом познающим и представляющим (поставляющим) некоторую психологическую реальность. Но это скрывает различия между теориями. Другое дело - поиск в рамках конкретной психологической концепции того аспекта, который свидетельствует о преодолении классических постулатов (изучение регулирующей функции). Возникновение так называемых неклассических ситуаций - более строгий и адекватный критерий. Для неклассической парадигмы важнейшим завоеванием стало признание учета субъективности наблюдателя и невозможности изучения свойств объекта вне взаимодействия свойств субъекта и объекта. Действительность порождается субъект-объектным взаимодействием. Ориентация на критерии открытости и сетевого принципа - принципы неклассической и постнеклассической парадигм.
По Степину, на постнеклассическом этапе развития науки теряется подразделение наук о природе и наук о духе, и разные типы рациональности делят между собой сферы влияния. Междисциплинарные исследования становятся ведущими. Знание рефлексируется всеми средствами ума. В работах М. С. Гусельцевой постпозитивистская картина мира и наука на стадии постмодернизма характеризуется: • многомерность мира и разных логик его исследования; • повышенная рефлексия и чувствительность к контекстам; • принцип сетевой организации знаний, отмена иерархий; • междисциплинарный дискурс; • принятие идеи неопределенности как связующей этапы развития любых систем; • недоконцептуализированность понятий, творчество в терминологии; • принцип «благоговения перед развитием». Начавшаяся в XX в. эпоха постмодернизма отличается особым мироощущением. Новейшая эпоха связана, таким образом, с духовными течениями века. Мир в эту эпоху начинает осознаваться как рукотворный; в способах его описания начинают превалировать не каузальные связи, а смысловые, энергетические, синхронные, структурные. Рациональность западной философии проявилась в классическом критерии рациональности применительно к научному познанию. Вместе с тем психологические знания древности и в восточных культурах используют другие описания. Возникает проблема «культурных органов», отсутствие которых мешает взаимопониманию и «диалогу опытов». Ряд категорий современной европейской психологии имеют в восточной психологии свои обратные аналоги. Например, категории деятельности можно противопоставить категорию «не-деяния» (китайское «у-вэй») как совсем иного понимания принципа активности. Это не бездействие или молчание, а предоставление всему совершаться согласно его природе. Анализ этих непривычных форм психологического знания - актуальное направление развития культурно-исторической психологии. Изучение ноосферогенеза в контексте развития духовности, выдвижение на первый план не субъекта или объекта познания, а взаимоотношения — другие аспекты утверждения постнеклассической парадигмы. Для психологии важнейшем последствием принятия постнеклассической картины мира - признание ее многопредметности, а значит, сосуществования множества теорий. Кроме того, обоснование постнеклассической парадигмы как общей ситуации в науке предполагает, что любая психология, любая психологическая школа может стать ведущей для определенной задачи и определенного исследовательского контекста. Это соответсвует развитию науки как паутины. Гусельцева приводит две модели развития психологической науки: - «пирамиду» и - «сеть», паутину Пирамида предполагает принцип монизма, а значит наличие вершины в качестве ведущей методологии. Собственно, Л. С. Выготский отстаивал такую точку зрения, рассматривая создание общей психологии как путь выхода из кризиса. Однако именно его концепция стала рассматриваться в качестве переходной ко второму типу организации психологического знания (сети, паутине). Преимущество культурно-исторической концепции стали видеть с точки зрения ее коммуникативной функции между разными способами организации пути (метода) психологического исследования. Речь идет не о коммуникациях разных методологий между собой, а о выделении из ряда психологических школ такой, посредством которой представители разных направлений могут услышать друг друга. Это говорит о том, что культурно-деятельностная психология имеет основания претендовать на статус постнеклассической. Открытым остается вопрос о том, в какой степени критерии постнеклассической рациональности касаются отдельных теорий или перестройки всей системы психологической науки и практики в целом.
1. Многие теории развивались, используя разную методологию исследования (разные методы получения эмпирических данных и формулируя разные типы гипотез, в свою очередь предполагавших разные пути их проверки). Выдвижение экспериментальной психологии в самостоятельную дисциплину был связан не с переосмыслением способов постановки и решения вопросов об организации теоретико-эмпирического исследования применительно к разным теориям. 2. Нет единства: в понимании предмета, способа получения эмпирических данных, способов
1976 г. – Поль Фресс: психология находится в состоянии кризиса. 1993 г., круглый стол журнала «Вопросы философии» - понятие кризиса в контексте противопоставления естественно-научного и гуманитарного мышления. Симптомы кризиса: 1. Различие двух основных методологических платформ в психологии, задающее дихотомии низших и высших психических явлений. 2. Различие методов — аналитического (научного, косвенного) и феноменологического (с принятием постулата непосредственности). 3. Несовпадение научного познания и непосредственного восприятия — другой аспект кризиса. (Идеалистическая психология пытается изучать сознание прямыми методами; Она субъективна. Рефлексология и бихевиоризм, изучавшие поведение без психики, хотя и следовали объективному методу, но допускали противоположную ошибку, теряя доступ к высшим формам психики). 4. Различие методов:
Обращение к культурно-историческому принципукак основанию построения общепсихологической теории.
Проблемы, связанные с пониманием причинности и кризиса в психологии: 1) «постулат непосредственности» 2) выделение специфики высших психических функций. 3) необходимость разработки косвенного метода изучения психики человека. Первыми признаками разграничения двух психологий, занимающихся высшими и низшими функциями, стали выделение Вундтом «психологии народов» и «психологии духа» Шпрангером. Это проявило основную проблему картезианской и локковской концепций сознания: невозможность включения исторического или генетического аспектов в научное познание. В работе Узнадзе постулат непосредственности рассмотрен как одна из догматических предпосылок традиционной психологии. 4) Проблема понимания нормы и патологии
Состояние кризиса в современной психологии: - отсутствие общепсихологической теории, - продолжающиеся попытки определения предмета психологии, - проблема адекватного метода исследования. - явлениях вторжения иррационализма в научное познание - переосмысление возможностей деятельностной парадигмы как преодолевающей непосредственныйпуть познания психического
Необходимость изменения естественно-научной психологии с поиском нового объективного метода изучения психики, предполагающей перестройку самой классической науки. На пути междисциплинарных исследований должна реализоваться методология, которая поможет переосмыслить принцип активности, связать воедино поиски теоретических и практических усилий психологов, а главное — признать равнозначность для фундаментальной науки областей, выделявшихся традиционно как непосредственные (низшие) и опосредствованные (высшие) психологические явления.
Стернберг и Григоренко констатировали кризис в современной психологии, выделив следующие его характеристики: ü сужение поля эмпирических исследований как следствие узости любого метода; ü изоляция подходов, использующих размытый язык, когда под одними и теми же терминами мыслят разные реалии; ü невозможность объединения разнородных психологических знаний в единую целостную систему. Междисциплинарные исследования разных специалистов, направленные на решение одной проблемы, — вот предлагаемый ими путь движения к единой психологии. Коул писал о двух парадигмах в психологии, которые он называет «путь науки» и «путь истории и культуры». Формирование третьего пути и на его основе единой психологии видится им в объединении двух мировоззрений в едином научном подходе.
Таким образом, возможность третьего пути продолжает обсуждаться в связи с проблемой преодоления кризиса как размежевания предметов двух психологии (натуральных и культурно обусловленных процессов), но не тех двух психологии, которые имел в виду Выготский (материалистической и идеалистической).
По Юревичу, легализация ориентировки на разные типы рациональности, связанные с разными метадигмами, — другое направление формирования единого пространства психологии. Это методологическое направление принципиально отличается от методологии, связанной с поиском единого методологического основания для единой общепсихологической теории. Метадигмы — когнитивные системы, или мировоззренческие картины мира, опирающиеся на разные типы построения знания (западная наука, восточная наука, парапсихология, религия). Кризис психологии — это не только кризис «традиционной естественно-научности», но также и кризис взаимоотношений психологии с обществом: наличие отдельных академической или практической психологий.
Популярной стала идея выделения единицдля общепсихологического анализа. Развитие идеи о соотношении внешней и внутренней структуры деятельности реализовывалось в поиске таких их индикаторов, для которых психологические механизмы регуляции могли бы рассматриваться как разноуровневые и модельное представление процессов. За рубежом спрос на единую общепсихологическую методологию все более связывался с культурно-историческим подходом теми психологами, кто искал основания перехода к изучению психических образований на высших уровнях психологической регуляции. Венгерские психологи Гараи и Кечке в 1996 г. указали в качестве одного из современных признаков кризиса – попытка отказаться от естественнонаучно ориентированной психологии в пользу герменевтически ориентированной. Ни позитивизм как основа естественно-научного подхода, ни герменевтика как основа исторического познания не могут служить методологией единой психологи — для этого нужна единая теоретическая база, которая имела бы схожие объяснительные возможности для разных областей психологии.
Исторически менялось то основное — кризисное, — что предполагалось преодолевать (вместе с преодолением самого кризиса). Но такие проблемы, как проблема единой теории, специфика предмета психологической науки, единиц анализа психики, метода, адекватного предмету изучения, продолжают обсуждаться. И это обсуждение становится связанным с осмыслением разных парадигм (а не только разных теорий) в современной психологии.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |