Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Тестирование в практике психологического консультирования




Лекция 22

Любая проблема психологического характера, возникающая у клиента и требующая проведения психологического консультирования, почти всегда в реальной жизни имеет определенные, сугубо индивидуальные проявления, причем даже тогда, когда ее психологическое содержание выражено примерно одинаково у разных людей. Например, весьма распространенной среди потенциальных клиентов является повышенная личностная тревожность, недостаточная уверенность в себе. Однако разные люди проявляют тревожность и чувствуют себя недостаточно уверенно в жизни по-разному.

Другой типичный пример: почти у всех людей есть определенные недостатки в развитии способностей и в чертах характера, но для каждого человека они опять же носят сугубо индивидуальный характер. Поэтому если, например, два разных клиента обратились в психологическую консультацию с жалобой на дефицит в развитии интеллектуальных способностей, то это вовсе не означает, что их проблемы идентичные и их нужно решать одинаковым способом.

Еще сложнее практически обстоит дело с недостатками в характере человека: они в большинстве случаев в связи с уникальным индивидуальным жизненным опытом каждого человека должны в психологической консультации решаться по-разному. Без проведения специальной психодиагностики личности клиента решить задачу успешности психологического консультирования в этом случае практически невозможно.

Однако и тогда, когда уже поставлен точный диагноз проблемы клиента, нужда в проведении психодиагностики полностью не отпадает. Консультант-психолог, как бы он тщательно ни изучал личность клиента при постановке диагноза его проблемы, все же наверняка не знает о нем и о сути проблемы всего. Кроме того, достаточно трудно бывает заранее точно определить, с какими реальными (а они порой бывают неожиданными) проблемами в жизни может столкнуться клиент, выполняя практические рекомендации психолога-консультанта. Поэтому часто требуется продолжать психодиагностическое изучение клиента как личности и его взаимоотношений с окружающими людьми в постконсультационный период, т.е. тогда, когда он уже практически приступил к выполнению рекомендаций, полученных в психологической консультации.

Клиент не профессиональный психолог, а поэтому далеко не всегда сам может оценить реально те позитивные изменения, которые на самом деле происходят в его психологии и поведении при выполнении советов психолога-консультанта. Да и сам консультант не всегда может судить о результатах безупречно и определенно. Это происходит, во-первых, потому, что по завершении консультации клиент практически мало общается с психологом-консультантом. Во-вторых, это случается по той причине, что происходящие изменения могут носить постепенный, незаметный или неосознаваемый характер.

В данном случае для того, чтобы точно определить, что на самом деле происходит с клиентом, его необходимо протестировать несколько раз, как минимум два раза: до получения рекомендаций и после того, как он их уже выполнил.

Иногда, когда процессы проведения консультирования и практической реализации полученных рекомендаций занимают достаточно много времени (год и больше), возникает необходимость в проведении промежуточных тестовых обследований клиента для того, чтобы проследить реальную динамику изменений его психологии и поведения.

Психологическое тестирование, которое организуется и проводится в условиях психологического консультирования, должно отвечать ряду специфических, характерных именно для консультирования, требований. Основные требования этого рода следующие.

1. В психологическом консультировании следует применять только самые простые из всех имеющихся психологических тестов, хорошо известные не только психологу-консультанту, но и достаточно понятные для клиента.

Использование сложных и не очень понятных тестов может вызвать неудовольствие со стороны клиента, его реакцию психологической защиты из-за естественной боязни показаться несостоятельным в глазах психолога-консультанта. Сложные тесты, кроме того, утомляют как психолога-консультанта, так и клиента. Наконец, известна закономерность, в соответствии с которой информативность и практическая полезность психологических тестов растут гораздо медленнее, иногда обратно пропорционально их сложности и трудоемкости.

2. Психологическое тестирование в консультировании должно выступать как его вполне естественная часть и служить исключительно целям диагностики, которая в свою очередь должна быть органически подчинена решению задачи выработки наиболее обоснованных и эффективных рекомендаций клиенту по решению его проблемы.

3. Тестирование в психологическом консультировании не должно занимать слишком много времени. На его проведение следует отводить не более четверти всего времени, предназначенного для проведения консультирования.

4. Тесты, которые применяются в психологическом консультировании, должны иметь сравнительно простую и оперативно выполняемую систему обработки получаемых результатов. Это необходимо для того, чтобы результаты тестирования можно было сразу использовать и тут же, вскоре после тестирования, делать из него необходимые выводы. Наилучшими в этом плане являются такие психологические тесты, результаты которых могут быть известны и практически использованы спустя 5–10 мин после окончания тестирования.

В том случае, если все же приходится применять тест, требующий более длительного времени на работу с ним, на обработку и интерпретацию получаемых результатов, желательно проводить тестирование отдельно от психологического консультирования, не тратя на него время, отводимое на консультацию.

5. По причинам, указанным выше, в психологическом консультировании, за исключением особых случаев, не рекомендуется пользоваться проективными тестами, так как большинство таких тестов имеет указанные выше недостатки: трудоемкость, непонятность для клиента и сложность. Лучше всего обращаться к вопросникам или опросным вариантам проективных тестов.

6. Если психологический тест представляет собой вопросник, то лучше, если имеющиеся в нем вопросы будут закрытыми, а не открытыми, т.е. если возможные ответы на них будут заранее определены и клиенту нужно будет только выбрать один из них. Вопросники, содержащие в себе открытые вопросы, требуют больше времени как для ответов на них, так и для обработки и интерпретации получаемых результатов.

7. Психологу-консультанту рекомендуется заранее продумывать и подбирать необходимый для консультирования минимум психологических тестов, которые могут понадобиться в разных случаях психологического консультирования. Все эти тесты вместе с необходимыми для тестирования материалами желательно заранее заготовить и иметь под рукой, чтобы к ним можно было обратиться в любой момент проведения психологического консультирования.

8. Лучше всего, если минимум необходимых и часто используемых в консультациях психологических тестов будет в программе компьютера, чтобы при необходимости можно было протестировать клиента и сразу же получить требуемые результаты (компьютерные программы должны включать в себя и автоматическую процедуру обработки результатов тестирования).

9. Если объем работы в консультации достаточно велик и если в ней параллельно работает несколько консультантов с несколькими клиентами, то рекомендуется освобождать консультантов от процедуры тестирования и поручать это отдельному специалисту-психологу, профессионально подготовленному в области тестирования.

10. Тестирование рекомендуется проводить в начале или в середине процесса консультирования с расчетом на то, чтобы клиент к окончанию консультации уже знал свои результаты, а также то, какие выводы психолог-консультант делает на основе проведенного тестирования. Не рекомендуется оставлять клиента в конце консультации в неведении о том, зачем проводилось его психологическое тестирование, каковы его результаты и какие выводы на их основе сделаны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.