КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Снятие психологического напряжения у клиента
Термин «исповедь» - понятие больше религиозное, чем психотерапевтическое, - впервые стало применяться психологами с начала XX в., когда в моду вошел психоанализ и психотерапия, имитирующие церковную исповедь. Рассказ клиента о себе, своих проблемах, трудностях, о своем эмоциональном состоянии можно сравнить с исповедью. Основная задача психолога состоит в том, чтобы пробудить клиента быть искренним. Для этого следует применять активное слушание. Для того чтобы данную инициативу создать, психологу-консультанту необходимо использовать различные приемы, поддерживающие искренность клиента. .Активное слушание - это искусство понимания. Активный слушатель, в нашем случае психолог, должен уверить клиента, что все произносимое будет верно понято им. Понимающий слушатель как бы сообщает говорящему: «Я забочусь о вас, я принимаю вас. Я хочу понять ваш опыт, ваши чувства и особенно ваши потребности». Такое послание, данное человеку в качестве базовой основы разговора, повлияет на его образ мыслей и чувства (по отношению к себе и другим). Основная цель активного слушания - поддержать или создать доверительную атмосферу в разговоре. Для этого психолог должен уважать говорящего, принимать его таким, какой он есть. [Обозов Н.Н., с.207] Выделяют некоторые условия, при которых применение активного слушания просто необходимо: - когда вам необходимо проверить, верно ли вы воспринимаете эмоциональное состояние клиента; - когда вы имеете дело с сильными эмоциями; - когда проблема клиента эмоциональна по своей сути; - когда клиент пытается вынудить вас принять то же решение, что и он/она сам/сама; - когда идет исследование и взаимодействие с «открытым концом». Все вышеперечисленное поможет вам: - прояснить для себя чувства другого человека; - структурировать сложные эмоциональные состояния; - определить проблему более точно; - позволить клиенту решить проблему или понять, в каком направлении ее нужно решать; - повысить самооценку клиента; - снизить защиту (если таковая имела место быть в начале вашего контакта); - снизить авторитарность; - повысить готовность услышать других; - развить у клиента чувствительность к другим. Требования успешного активного слушания: - искренний интерес к человеку и желание помочь; - большое внимание к малейшим проявлениям эмоционального состояния клиента; - временно отбросить любые мнения, суждения, чувства; - верить в способность человека самому принять решение и справиться со своей проблемой, давая ему время и создавая благоприятные условия. .Невербальные средства общения. Невербальное общение - это коммуникация между индивидами без использования слов, т.е. без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом общения становится тело человека, обладающее исключительно широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. В то же время, как сознание, так и бессознательные и подсознательные компоненты психики человека наделяют его способностями воспринимать и интерпретировать информацию, переданную в невербальной форме. Тот факт, что передача и прием невербальной информации могут осуществляться на бессознательном или подсознательном уровнях, вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и даже ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение», так как при языковом и речевом общении этот процесс, так или иначе, осознается обеими сторонами. Поэтому вполне допустимо, когда речь идет о невербальной коммуникации, использовать также понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет. Основными средствами, которыми обладает «язык тела», являются поза, движения (жесты), мимика, взгляд, «пространственное повеление», характеристики голоса. [Роджерс К. Р., с.147] В последние десятилетия интерес в мировой психологической науке к невербальным способам общения заметно повысился, поскольку стало ясно, что этот компонент социального поведения человека играет в жизни общества более важную роль, чем представлялось ранее. Визуальный контакт - это средство взаимной регуляции процесса беседы. Время, уделяемое визуальному контакту в общении, разнится от 28 до 70%. Недостаток визуального контакта может привести к тому, что клиент почувствует, что психологу-консультанту неинтересно, в то время как в результате переизбытка визуального контакта клиент может почувствовать себя некомфортно, испытать со стороны консультанта попытку доминирования, контроля, внедрения и даже поглощения. Использование мимических реакций позволяет увидеть эмоциональный отклик психолога на исповедь клиента. Кивки головой являются способами демонстрации клиенту, что вы его слушаете, это тоже элемент активного слушания. Кивки являются для собеседника непосредственным подтверждением того, что вы следуете за ним шаг за шагом и понимаете сказанное. Это простейшее умение выполняет функцию обратной связи. Однако стоит заметить, что кивки головой требуют меры, если их слишком много, они скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу. .Синхрония взаимодействия, т.е. согласованность движений людей в процессе взаимодействия. Синхрония проявляется как сходство движений, например, когда оба человека одновременно, как бы зеркально, меняют позу или когда люди говорят с одинаковой скоростью. Если вы интенсивно вовлечены в разговор, то вы внезапно можете заметить, что поза вашего собеседника является зеркальным отражением вашей собственной позы. Осознание данного феномена зеркальности может также произойти в том случае, если изменение позы одним из участников приводит к перемене позы собеседника, своего рода бессознательному следованию. Подобная «телесная настройка» - как правило, свидетельство плодотворного контакта между двумя людьми. .Повторение ключевой фразы клиента - «перифраза». Она необходима для уточнения и детализации смысла сказанного. Кроме того, она показывает, что психолог-консультант внимательно слушает клиента и понимает сказанное. Перифраза проявляется в виде уточняющих вопросов или утверждений: «Вы сказали, что...», «Правильно ли я вас понял...», «ваши слова о...», «Вы говорите о...» и т.д. Кроме перифразы, в ходе исповеди может использоваться обобщение сказанного клиентом, которое начинается обычно словами: «Правильно ли я вас понял...», «Если подвести итог, то...», «Говоря кратко... так ли это?» и т.д. .Использование в собственной речи психолога тех же особенностей языка, особенностей жестикуляции, что использует клиент. Это так называемая технология «отзеркаливания». Проявляется она в том, что психолог-консультант прислушивается к речевым оборотам клиента и сознательно впоследствии вставляет их в свою речь. Следует оговориться, что перенасыщение ими может привести к непониманию и недоумению клиента, а «слова-паразиты», которые используешь сам, острее воспринимаются в устах другого человека.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |