КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 20
Тема: Психоконсультирование Психологическое консультирование. Понятие психологической помощи; ее виды и формы. Этапы и процедуры психологического консультирования Психоконсультрование – это многофункциональный вид работы психолога, решающий следующие задачи: 1. комплексное изучение проблем ребенка и определение индивидуального образовательного маршрута, помощь ребенку в преодолении отклонений в развитии, общении, поведении; 2. представление родителям или лицам их заменяющим информации по существу проблем ребенка, рекомендаций и обучающих занятий, консультаций по воспитанию и обучению; 3. организация психолого-педагогической методической помощи и поддержки в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, для педагогов и специалистов детских учреждений. Цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром. Консультирование школьников может иметь различное содержание и касаться как проблем профессионального, личностного самоопределения ребенка, таки различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми. В рамках психоконсультирования школьников могут быть решены следующие задачи: - оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; - обучение ребенка навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; - оказание психологической помощи и поддержки детям, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания. Консультирование организуется в большинстве случаев по запросу самого ребенка, но иногда и по инициативе психолога или психотерапевта. В некоторых случаях для проведения психоконсультационной работы с детьми требуется психолого-педагогический консилиум. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих личности и здоровья ребенка, которой владеют педагоги, врачи, психолог. На основе целостного видения индивидуума, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития, появляется возможность разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Психолого-педагогический консилиум может проводиться в учебном заведении, в медицинском учреждении (поликлиника, диспансер, санаторий, реабилитационный центр), на базе психолого-медико-педагогической консультации. Основной целью психоконсультирования родителей является создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка, что необходимо для решения возникающих проблем. Таким образом создается ситуация сотрудничества и формируется установка ответственности родителей по отношению к психологическим проблемам обучения и развития ребенка. При этом со стороны психолога должен реализоваться принцип невмешательства в семейную ситуацию. В целом психоконсультирование родителей строится по двум направлениям: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей. Фактор риска — это такие условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т.е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. В зависимости от степени ее вероятности выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска. Контингент детей, подверженных действию того или иного Ф. р., называется группой риска по данному фактору. Как понятие «Ф. р.», так и понятие «группа риска» первоначально использовались в медицине. В конце 60-х годов XX в. они были перенесены в психологию, переосмыслены и постепенно распространены с анализа патологии на проблемы психического развития ребенка в рамках нормы, например, те или иные трудности в поведении, обучении и формировании личности. По В.Е. Логуновой, Ф. р. делятся на: (1) медико-биологические (нарушения здоровья, врожденные свойства, отклонения в психическом и физическом развитии и т. д.); (2) социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, воровство, драки, попытки суицида, употребление спиртных напитков, наркотиков и т. д.); (3) психологические (неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т. д.); (4) педагогические (несоответствие содержания программ и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, преобладание отрицательных оценок и т. д.) Выделяют следующие виды психологического консультирования:
Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями. К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода. Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами. Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др. Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров. Основные этапы психологического консультирования: · Подготовительный этап - на этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин. · Настроечный - на данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. Как правило это самое первая консультация, но иногда этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, или консультация разовая, может занимать от 5 до 7 мин. · Диагностический этап - на данном этапе психолог-консультант выслушивает "исповедь" клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч. · Рекомендательный - Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч. · Контройльный - Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурсных, и «слабых» аспектов личностного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования. Техника психологического консультирования - это специальные приемы, которые психолог-консультант, действуя в рамках тех или иных процедур консультирования, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования. Эта техника может быть универсальной, успешно применяемой на каждом этапе психологического консультирования, и специфической, наиболее подходящей для того или иного частного этапа психологического консультирования. Технику психологического консультирования будем рассматривать поэтапно в связи с различными процедурами консультирования, особо не выделяя приемы консультирования, которые носят универсальный характер.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |