Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Психогигиена. Психопрофилактика. Психогении. Ятрогении. Ятропатии




Лекция 28

ПСИХОГИГИЕНА — область знаний о мерах и средствах сохранения и укрепления психологического здоровья людей. По своим задачам близка к психопрофилактике. Основные направления: психогигиена труда в экстремальных условиях, психогигиена умственного труда, психогигиена половой жизни и семейных отношений, психогигиена детей и подростков, психогигиена людей пожилого возраста. Психогигиена изучает также взаимоотношения и психологическую среду (внешнюю и внутреннюю) в интересах их оптимизации.

Психопрофилактика это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Первичная профилактика психических заболеваний у детей возможна лишь в отношении сравнительно ограниченного их числа. К ним В. В. Ковалев (1995) относит неврозы, психогенные расстройства личности, нарушения поведения, а также психические расстройства в связи с травмами и инфекциями головного мозга и некоторые формы олигофрении. Первичная профилактика неврозов и психогенных расстройств личности в значительной степени зависит от адекватного воспитания ребенка в семье и образовательных учреждениях. Кроме того, она включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение возникновения у детей состояний напряжения и стресса.

Вторичная профилактика — предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний. Она включает в себя их раннее выявление путем психопрофилактических осмотров детского населения. Это предполагает наличие знаний о наиболее часто встречающихся проявлениях начального периода нервнопсихических заболеваний. К ним В. В. Ковалев относит астенические состояния, неврозы, различные отклонения характера, а также задержки психического развития. На этом этапе важными также являются всесторонний анализ причин школьной дезадаптации — нарушений приспособления ребенка к школьному обучению и проведение комплексных коррекционных мероприятий, групповой и семейной психотерапии.

Третичная профилактика психических расстройств — это предупреждение неблагоприятных социальных последствий уже возникших заболеваний.

Психогенные заболевания – это большая и клинически многообразная группа болезней, возникающих в результате воздействия острых или длительно действующих психических травм, проявляющихся не только психическими, но и сомато-неврологическими нарушениями и имеющие, как правило, обратимый характер.

Неблагоприятные психогенные воздействия на человека вызывают у него стресс, т.е. неспецифическую реакцию на физиологическом, психологическом и поведенческом уровне. Стресс может оказывать положительное, мобилизирующее влияние, но может и привести к дезорганизации деятельности организма. Стресс с отрицательным влиянием, вызывающий различные нарушения и даже заболевания, называется дисстресом.

Далеко не каждое неблагоприятное психологическое воздействие и не у каждого человека приводит к заболеванию, так как к. любая личность использует свойственные ей специфические приемы переработки переживаний, нейтрализующие их патогенное влияние, называемые психологической защитой. Есть личности хорошо психологически защищенные и плохо психологически защищенные, именно у последних чаще развиваются психогенные заболевания. Наиболее уязвимыми являются так называемые крайние типы высшей нервной деятельности, описанные Павловым. Это слабый, сильный безудержный, а также художественный и мыслительный типы. Кроме конституциональных (наследственных) причин психологической слабой защищенности, последняя может быть вызвана перенесенными заболеваниями, переутомлением и другими вредными воздействиями. В развитие психогений играет роль также сила и личностная значимость психической травмы, острота и длительность ее действия, особенности интеллекта, общее самочувствие.

Психическая травма - это определенные повреждения психики, вызванные кем-то или чем-то, в результате которых возникает нарушение нормального функционирования человеческой психики.

Понятие психической травмы включает в себя жизненное событие, которые затрагивает важные для жизнедеятельности индивидуума стороны его психики, что является причиной возникновения глубоких психологических переживаний, в результате чего могут возникнуть адаптационные нарушения человека и расстройства, которые связаны с возникшей стрессовой ситуацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.