КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие правила
Часть II. БЕРЕГА И РУСЛА Глава 4. Физическая подготовка, выживание и рукопашный бой в армиях и спецподразделениях развитых стран мира Начнем обзор физической подготовки в армиях мира с таблицы нормативов физической готовности для военнослужащих армии США. Таблица является своеобразным приложением к комплексу рукопашного боя, уже описанного мною в этой книге. Тесты для определения характеристик физического развития Медицинское обследование должно быть обязательной составной частью любой программы физической и боевой подготовки. Без использования детально разработанных и согласованных программ контроля невозможно выявить имеющиеся недостатки, трудности и слабые места. Тесты оказывают стимулирующее воздействие, давая человеку возможность сравнить свои абсолютные данные с контрольными цифрами других членов обследуемой группы. Проверочные тесты проводятся с целью получения результатов, необходимых для уточнения методик тренировочного процесса и разработки конкретных программ развития физических способностей человека. В соревнованиях должны определяться сила, ловкость, выносливость, координация, скорость и приспособляемость. Ни одну из существующих систем классификацию нельзя принять за абсолютную — вновь устанавливаемые рекорды постоянно вносят в них коррективы. Предлагаемые нормы не должны быть настолько завышены, чтобы казаться недосягаемыми, и в то же время не настолько занижены, чтобы отбивать интерес и желание к приложению усилий для их выполнения. Строгий контроль за проведением тестов очень много значит для точности определения конечных результатов. Тестирование должно проводиться через равные промежутки времени в течение всего тренировочного цикла для получения данных, необходимых для объективной оценки достигнутых результатов. Надейтесь на их улучшение, пробуждение интереса и уверенности в своих силах. Твердая уверенность в своих физических силах должна быть главной целью теста.
Подтягивание на перекладине. Подтянувшись, человек должен коснуться подбородком верха перекладины. Вернуться в исходное положение — локти прямые. Ловкость бега. Стартуете с низкой стойки. 10 ярдов бегом; 10 ярдов по-пластунски — 10 ярдов бегом; 10 ярдов ползком — 10 ярдов бегом; 10 ярдов по мосткам — 10 ярдов бегом. Всего 70 ярдов. Бег на 350 ярдов с гранатами. Дистанция 50 ярдов. На бегу через каждые 10 ярдов класть на землю гранату (можно использовать деревянный брусок). Всего 5 гранат. Возвращаясь, поднимать каждую гранату и класть обратно в сумку (корзину). Повторить 3 раза (туда — обратно). Последние 50 ярдов просто пробежать. Отжимание в упоре. Все тело удерживается на прямой линии. Грудь слегка касается земли. Подъемы в сид. Выполняются из положения лежа на спине, руки сцеплены за головой, лодыжки сведены. Поднимая туловище, сесть; каждый раз локтями касаться колен. На выполнение дается 3 минуты. Бег на 50 ярдов с ношей на спине. Разделитесь на пары — вес напарников должен быть примерно равным. Пронести партнера на закорках 50 ярдов. На обратном пути поменяйтесь местами. Время засчитывается несущему. Преодоление расстояния в 50 ярдов по-пластунски. Лечь на живот перед зоной длиной 50 ярдов, покрытой колючей проволокой на высоте 20 дюймов. Переползти ее, руководствуясь Боевым уставом 21–75. Время засчитывается после того, как тело скатится в окоп для укрытия[23], которым заканчивается зона. После того, как потерпела крах теория «войны машин», столь горячо любимая одно время в определенных кругах высшего военного руководства США, был взят курс на улучшение физической подготовки военнослужащих и особенно личного состава спецподразделений. Верность этого курса доказали войны во Вьетнаме и Корее, ошибки которых были учтены военными. Из руководств по физической подготовке был убран термин «физическая пригодность» и заменен на «физическая готовность», что в корне меняло саму психологическую установку. Общая военная готовность состоит из готовности технической, психической и физической. В последней особое внимание стали уделять трем основным составляющим: мышечная сила, мышечная и сердечно-дыхательная выносливость. В связи с модернизацией программ по «физготовке» был сделан акцент на увеличение военно-прикладных упражнений; использование методов подготовки в условиях риска; развитие выносливости (бег на 2,3,5 миль и марш на 25–50 миль с полной выкладкой); ежедневный бег на 2 мили до завтрака; быстрый бег с переменой направления и увертыванием; силовые курсы, в том числе с изометрией; штыковой бой, приемы нападения и защиты без оружия; восточные единоборства. Соответственно увеличилось и время, отводимое физическим упражнениям. Для рекрутов на занятия по физподготовке выделяется 4 часа в неделю в период основной боевой учебы и 3 часа в неделю во время индивидуальной подготовки повышенного типа. Во всех центрах учебы до завтрака бег на 2 мили (3218 м), а в морской пехоте — 3–4 мили (4827–6436 м). Навыки рукопашного и ближнего боя отрабатываются на штурмовой полосе более 400 м с 18 различными препятствиями. Преодолевая насыпи и рвы с колючей проволокой, огонь и воду, канатные дороги и щиты, личный состав попутно огнем и штыком поражает мишени и формирует в себе полезные качества (решительность, взаимовыручка и т. д.). (Литература: Сухоцкий В.И. Модернизация физподготовки армии США, ВДКИФК, 1981; Алексеев И.Н. Подготовка новобранцев в армии США. — Зарубежное военное обозрение. 1984, № 4, с.36). Готовят войска и к действиям в горах, джунглях, пустыне, Арктике. Так, например, в горах личный состав будет испытывать не только физические нагрузки и нервно-психическое напряжение, но и недостаток кислорода, воздействие холода и влаги и многое другое. Поэтому, кроме овладения навыками преодоления горных препятствий и развития общей, скоростной, силовой выносливости, силы, ловкости, быстроты, уделяют еще особое внимание выработке у личного состава индивидуальной переносимости факторов среды. Особое внимание уделяется в учебных программах ведению боевых действий в населенных пунктах. (Попович Ю.С. Взгляды командования армии США на ведение наступления в горах. ВДКИФК, 1983). После всего сказанного становится ясным, что войска готовятся к действиям в любых условиях независимо от времени, климата и окружающей обстановки. Тренировочный процесс основан на разумном применении общеизвестных принципов прогрессии (последовательное, разумное повышение нагрузок), перегрузки (регулярное ужесточение упражнения), сбалансированности (гармоничное сочетание видов двигательной деятельности), разнообразия, регулярности. Выделено и изучено несколько стадий по приведению личного состава в желаемое физическое состояние. Основные из них: стадия жесткости (мышечная болезненность), медленное улучшение (прогресс до 6—10-й недели), поддержания (за 20-дневный срок без упражнений теряется форма). Общими видами упражнений для всех родов войск являются: упражнения для осанки, общеразвивающие, курс препятствий, бег, акробатика, боевые упражнения (в том числе фехтование и рукопашный бой), «партизанские» упражнения (перенос партнеров различными способами, передвижение ползком, «гусиным» шагом и т. д.). Массовые игры, эстафеты, атлетические игры командного характера. Существуют и общепринятые формы занятий. Кроме утренних (бег и прочее), проводятся плановые занятия (круговой метод выполнения упражнений в составе подразделений). Индивидуальные занятия (для военнослужащих вне группы, во время дежурства, для «штабников» и т. д.). Физическая тренировка в ходе боевой учебы. На кораблях практикуется особая форма упражнений (не менее — 30 мин в день), не требующая много места, но на больших кораблях проводят и бег, и игры, и эстафеты. С ноября 1980 года в армии введен упрощенный тест определения степени физической готовности из трех упражнений: Отжимание в упоре лежа за 2 мин. Поднимания туловища лежа за 2 мин. Бег на 2 мили (3218 м). Оценка результатов проводится по 110-очковой таблице для различных возрастных групп. На шестой неделе обучения солдаты должны выполнять этот тест с оценкой не менее 50 очков за каждое упражнение и 160 очков за три. По мере увеличения срока службы требования возрастают. (Минимальным становится результат в 180–190.) Один раз в 3 месяца совершается 25-мильный марш-бросок, раз в месяц испытания по боевой опасности (стрельба из пулеметов поверх сетки над ползущими и т. д.), 5 миль A раз в неделю) преодолеваются за 50 минут, 25 миль — за 12 часов. На флоте США действует программа «Новый образ жизни». 1,5 часа в день под руководством инструкторов проводятся физические упражнения. Превышение нормативного веса тела более, чем на 22 процента ставит под вопрос продолжение службы. (Грошев Ю. Боевая подготовка в сухопутных войсках США. — Зарубежное военное обозрение, 1987, № 2; Манько Ю.В. Философско-социалистические проблемы физической культуры и спорта. ВДКИФК, 1985).
Гордость ВС США — морская пехота, оказалась не готова к войнам в Корее и Вьетнаме и в первую очередь из-за физподготовки. Военно-прикладные умения, осваиваемые теперь морской пехотой, — это бег на скорость и выносливость, прыжки в длину и в глубину, увертывание, лазание и передвижения, ползание, бросание, перепрыгивание, переноска людей и предметов, падение на землю, плавание в спецситуациях. В упражнения морских пехотинцев входят: ходьба, бег, акробатика, «партизанские», курс препятствий, курс уверенности, курс выносливости, силовой курс, изометрия, игры и эстафеты, плавание, атлетические и командные игры. Так, например, вольные упражнения, в том числе с винтовкой, проводятся в виде 15-минутных комплексов. Командное упражнение с бревном приучает слаженно действовать сразу 6–8 бойцов. Ходьба и бег делятся на быстрый шаг (120 в мин), беглый (180 в мин), скоростной марш на 4,5,9,12 и 16 миль; бег бросками на 30–40 ярдов (27–36 м) в составе отделения, бег на длинные дистанции (2,3,4,5 миль), смешанные передвижения. Курс выносливости, созданный в 1974 году в школе морской пехоты в Квантико, представляет собой тропу в 2 мили с 27 препятствиями. Силовой курс — это серия из 7 — 10 упражнений, выполняемых круговым методом. Изометрия — это кратковременные, в 6 — 10 с, сокращения мышечных групп. Умеющий плавать обучен и методам спасения на воде, и приемам оказания первой помощи, и прыжкам в одежде с оружием с борта корабля, и многому другому. Два раза в год сдается тест. Сержанты должны всегда сдавать на 1-й класс. Особое внимание уделяется в морской пехоте стрельбе и рукопашному бою. Начиная разговор о физической подготовке войск специального назначения, следует отметить, что они появились в 1952 году в составе партизанской пехотной группы войск ООН в Корее. В настоящее время они насчитывают только в США 32 тыс. человек (14,9 тыс. регулярные части и 17,1 тыс. резерв). Спецназ США подразделяется на группу специального назначения «зеленые береты», рейджеров — «черные береты», подводные боевые пловцы — «алые каски», отряды типа «Бельта» — формирования особого рода. С 1985 года создаются диверсионные горнострелковые части. Число «альпинистов» будет составлять 3,5 тыс. человек. По данным зарубежной печати, количество «зеленых беретов» в ВВС 5–6 тыс. человек, на флоте — 5 тыс. человек, в морской пехоте — 1 тыс. человек и в сухопутных войсках — 10 тыс. человек. Физподготовка в этих войсках проходит поэтапно. На первом этапе на фоне ежедневной общефизической подготовки проводятся марш-броски на 10 км с выкладкой 32 кг. Отмечается, что в первые 4 недели отсеивается до 60 процентов кандидатов. В конце первого этапа проводят контрольные марш-броски на 30 км. Личный состав, не выполнивший нормативы, отчисляется в другие части. Второй этап — это система мероприятий, направленных на выработку у личного состава способности к выживанию. Особое внимание уделяется обучению спецприемам рукопашного боя, восточным единоборствам, преодолению препятствий, а также на формирование психической готовности, сплоченности и боевой слаженности подразделений. Регулярно (1–2 раза в неделю) выполняются ночные марши на незнакомой местности. На третьем этапе проводится комплексная проверка физической подготовленности, в ходе которой на фоне определенной тактической обстановки совершаются многокилометровые переходы (до 180 км). В дальнейшем в подразделениях войск ежедневно проводится бег на 5–8 миль и периодически пешие марши по труднопроходимой местности на 25 — 100 миль (40 — 160 км). Требования настолько жесткие, что многие военнослужащие по нескольку лет не выезжают в отпуск, чтобы не потерять «форму» и не быть отчисленными из привилегированных подразделений. В армии Великобритании — снижение результатов по физподготовке немедленно отражается на денежном содержании, как и в армии США. Особой тяжестью отличается физподготовка в итальянской парашютной школе, где периодически в полной выкладке проводятся «марши-выживания» — 200 км за 5 дней. Нормативы бега на 1500 м — 6 мин 30 с, 5000 м — 24 мин. Горные стрелки осуществляют «подъемы-выживания» по отвесным ледяным скалам при морозе 25° в маскхалатах, с автоматами и боезапасом. Основные проверочные упражнения в английской армии — это кросс на 2 мили, без перерыва переход на бег на 1 милю с преодолением двух препятствий высотой 6 и 9 футов (1,8 и 2,7 м). Высокий уровень физической и психической готовности английских десантников отмечался при анализе результатов Фолклендской операции. Во Франции личный состав спецподразделений, помимо тестов, без перерыва должен выполнять следующую серию: 30 приседаний, 15 отжиманий, 40 подниманий туловища, 4 подтягивания, бег на 200 м с грузом 35 кг менее, чем за 24 с, лазание по 6-метровому канату 2 раза подряд, бег на 1500 м с грузом 10 кг менее, чем за 9 мин, бег на 8 км с тем же грузом менее, чем за 6 мин. Последнее время наметилась тенденция к увеличению числа боевых пловцов во многих странах. Так, например, к началу 90-х годов Пентагон намеревался увеличить их численность в 2–3 раза. Пловец считается боеготовым, если он может проплыть 10 км по поверхности в ластах с грузом 50 кг, до 1 км с аквалангом и до 0,5 км по компасу ночью или днем, а также преодолеть 40 км на подводных средствах движения и совершать марш-бросок на 28–30 км с грузом 24 кг. Ежеквартально он должен совершать парашютные прыжки. Кроме того, пловцы владеют всеми видами стрелкового оружия, умеют водить любую технику, имеют навыки рукопашного боя и альпинизма, подготовлены к длительному пребыванию без сна и пищи. Что касается приемов ближнего боя, то основными группами упражнений являются: наступательный и оборонительный бой без оружия, нападение и оборона с ножом, боевое использование пистолета, карабина, автомата, обезоруживание, удары палкой (дубинкой) и комплексные упражнения. Большое внимание при этом уделяется созданию специфических условий для тренировки в комплексном выполнении приемов рукопашного боя (ситуации, вызывающие скованность, страх, ослепление и т. д.). Кроме этого, изучаются способы скрытого приближения и бесшумного нападения, приемы связывания, конвоирования, обыска, допроса пленных. Бойцы «тайной армии» Пентагона обучены 124 различным приемам убийства «из-за угла», 32 способам убийства «голыми руками». В последнее время утвердилась и особая разновидность подготовки — «школа выживания». Солдат приучают действовать длительное время на значительном удалении от своей части, в условиях жестоких лишений, при постоянной физической и психической напряженности. Во Франции по программе «коммандо» проходят подготовку все офицеры. Летчики ФРГ в порядке программы выживания на море проходят курс на базе о. Сардиния. В Форт-Термен (зона Персидского канала) солдат бросают посреди джунглей, и они должны за три дня добраться до лагеря. Войска спецназа готовятся к выживанию и в арктических условиях, отрабатывается ориентирование на сильно пересеченной местности, ходьба на лыжах не менее 160 км. В военно-воздушных силах ФРГ обучение действию экипажей самолетов в тылу противника возлагается на нештатных инструкторов. Курс обучения равен 4 неделям. Занятия длятся по 12 часов. Отрабатываются длительные марши по бездорожью, форсирование водных преград вплавь (в том числе на подручных средствах), преодоление препятствий, приемы рукопашного боя, владение штатным оружием. Только половина обучаемых оканчивает курс. Как видно из вышесказанного, рукопашный бой — важная составляющая часть системы выживания. Еще в 1969 году командованием ВС США были приняты следующие решения: — войска необходимо обучать рукопашному бою; — повысить эффективность существующей системы обучения рукопашного боя, взяв за основу систему обучения в морской пехоте США; — использовать тренировку по рукопашному бою в целях формирования военно-прикладных навыков, физической закалки и морально-психологической подготовки личного состава. Ведущие зарубежные военспецы давно разглядели тенденцию к увеличению значимости рукопашного боя в будущих войнах (если таковые произойдут). Наиболее характерной формой боевых действий будут многочисленные локальные столкновения в виде диверсионно-разведывательных действий, как правило, переходящих в ближний бой. Джон Стайере — автор пособия по технике и тактике рукопашного боя для солдат и офицеров корпуса морской пехоты пишет: «Никакое развитие боевой техники не отменяет необходимости владения основными принципами рукопашного боя и уверенного их применения». Основным документом, регламентирующим вопросы обучения личного состава ВС США рукопашному бою, является введенное в 1971 году наставление по подготовке войск к рукопашному бою. В этом наставлении, в частности, отмечается, что до второй мировой войны подготовке «рукопашников» не уделялось в американской армии никакого внимания. Поэтому основы рукопашного боя заимствовали из СССР, Японии и других стран. Приоритет был отдан СССР. Следует отметить, что в этой системе имеются отголоски «интуитивного» обучения и применения приемов. Дело в том, что в условиях опасности сознание блокируется и действия человека определяются инстинктами самосохранения и агрессивности. Интересны и методы, использующие реальные условия боя. Например, фехтование в защитной одежде («стэк»). Большая нагрузка при этом приходится на эмоционально-волевую сферу. Программа включает: — приемы штыкового боя; — преодоление штурмовой полосы; — единоборства с палками в защитном снаряжении; — основной курс рукопашного боя; — специальные приемы и действия. Для обучения и тренировки отводится по 30 мин 3–4 раза в неделю. Штыковой бой, кроме классического фехтования на штыках (с которым мы еще познакомимся), включает удары прикладом, рубка штыком, другие приемы. Штурмовая 300-метровая полоса препятствий с 10 мишенями закрепляет навыки штыкового и рукопашного боя. В основной курс рукопашного боя входят: изготовка к бою; удары рукой и ногой, защита от них; освобождение от захватов; удушения и сваливания; защиты от уколов штыком и ударов ножом (Некоторые вопросы психологии и педагогики в системе идеологической обработки буржуазных армий. Учебное пособие. М., МВПКУ, 1976). Повышенный курс включает приемы самостраховки, броски, обезоруживание, удары ножом и защиты от них. К специальным приемам относятся различные способы захватов и освобождения от них, приемы нападения с использованием подручных средств, приемы связывания, конвоирования, обыска. Повышенный курс и спецприемы изучаются в разведывательно-диверсионных подразделениях. В 1974 году в США вышло пособие Джона Стайера. Оно состоит из пяти разделов: штыковой бой, бой на ножах, бой невооруженных, боевое применение дубинки, метание ножа. В бою на ножах, кроме колющих, используются рубящие и режущие удары, как и в штыковом бою. Применение дубинки как оружия вызвано тем, что морская пехота выполняет и военно-полицейские функции. Техника применения дубинки предусматривает два положения, условно называемые «короткий конец» и «длинный конец». При использовании «короткого» наносятся тычки, как правило, в лицо, горло, живот и промежность. Арсенал рекомендуемых приемов «длинного конца» включает тычки, рубящие удары, удушения и защиты от любого нападения. Бой на ножах приближается к классическому фехтованию. Практически исключены удары сверху, снизу, наотмашь — они нарушают систему защиты и атаки. В первую очередь пытаются поразить по касательной вооруженную руку, глаза, горло. Изучают и 3 способа метания ножа. Что касается английской подготовки «рукопашников», то одной из особенностей является то, что бой на штыках, лопатках и ножах считается разделом боевой подготовки, а приемы боя без оружия и с помощью подручных средств относятся к физической подготовке. Агрессивность и жестокость — черты, всячески культивируемые у курсантов. В наставлении британской армии дано описание 23 приемов: удары и защиты от них, освобождения от захватов, обезоруживание, броски, удушения и болевые. Кроме того, описаны способы конвоирования и обыска пленных. На рукопашный бой отводится 50 — 100 часов в год, включая и комплексные занятия. Важно отметить, что при обучении приемам дается общая схема техники с ее узловыми моментами, в рамках которой допускаются различные варианты, то есть опять же отголоски «интуитивного» изучения техники. Сказывается влияние боевых школ единоборств Востока. Следует отметить, что в армиях всех стран отсутствует стройная система обучения всему комплексу необходимых приемов и действий. В учебной литературе вопросы техники и тактики явно преобладают над методиками обучения. (С этой задачей превосходно справились создатели УБС. Скорее ввести ее в программы обучения рукопашному бою в нашей стране уже зависит не только от них.) Несколько слов о лыжной подготовке. С помощью снегоступов военнослужащие могут передвигаться по глубокому снегу почти как по твердому грунту. Нормативы: пешком 3 км/ч при глубине снежного покрова до 30 см. На снегоступах 4 км/ч, на лыжах 5,5 км/ч. Более 20 км в час на лыжах за тягачом. Изучается буксировка и преодоление препятствий, ходьба без палок и езда как на санях (в концах лыж есть отверстия для веревок), используются и всевозможные приспособления для различных целей. Так, например, для улучшения сцепления лыж со снегом при подъемах используются клойнберы (полоски шерстяной ткани). Программа лыжной подготовки включает следующие нормативы: марш 3 мили с полной выкладкой за 60 мин на снегоступах. 150-мильный (240 км) марш по пересеченной местности; 10 миль со стрельбой на двух рубежах по 20 выстрелов (зачет по 15 попаданиям в серии), 50-мильный (80 км) марш в составе боевого патруля, ориентирование по карте (при отклонении не более 40 м по азимуту на дистанции 61 км). Уделяется внимание сочетанию лыжной подготовки и выживания. Такова поурочная программа лыжной подготовки сухопутных войск США. Выживание — одна из основных проблем. На первом этапе предусмотрены следующие проверки: 15-км марш за 90 мин, 10-км бросок со стрельбой по мишеням (80 мин), полоса препятствий (5 минут), трасса «тарзана» (прохождение по системе веревочных мостов) за 5,5 мин; 50-км марш по пересеченной местности и зачет по плаванию. Во время «зимнего полевого выхода» новички 3 недели учатся выживанию и лыжной подготовке. Интересную информацию о состоянии физической подготовки в армиях мира можно почерпнуть из методического пособия В.Н.Утенко под названием «Физическая подготовка вооруженных сил НАТО» (Л., 1986). Мы приводим из нее некоторые наиболее интересные, на наш взгляд, данные. Разбив информацию по странам, автор книги облегчил работу аналитикам и просто любопытным читателям, которые, быть может, захотят сравнить уровень и методы физической подготовки в разных странах.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |