КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Проблема личности в психологии. Структура личности
Проблема личности является центральной в современной психологии и акмеологии. Личность – основная загадка человеческого мира, его тайна, с другой стороны – это понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий и в житейском плане. Поэтому необходимо рассмотреть категориальный ряд, в котором состоит понятие «личность»: «человек» – «индивид» – «субъект» – «индивидуальность». Как явление человек имеет два вектора развития, а как понятие – два плана интерпретации: природный и социальный. Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид – приматы; классификационная категоризация – Homo sapiens. Человек находится в единстве с природой и в то же время выступает лидером в этом взаимодействии. Не случайно в философии утверждается, что в человеке материя приходит к осознанию самой себя. В акмеологии разработан принцип цивилизованной природности человека, опирающийся на глубочайшую программную идею единства материи, развития и человека. С ним тесно связан принцип коэволюции – сопряженности закономерностей природы и закономерностей деятельности человека. Регуляторами жизнедеятельности человека выступают механизмы самоорганизации, самопознания, самосознания, саморазвития, самодвижения, саморегуляции и т.д. На пути к акме разворачиваются такие виды активности, как самополагание, самопотенцирование (самоопосредование), самоопределение, самоактуализация и самовопрошание, самооценка, самореализация (самоутверждение) и т.д. Это в совокупности уже является проявлением культуры, ценностно-смыслового кода поведения и деятельности. Природа человека противоречива, антиномична (заключает в себе противоположно направленные свойства и возможности). Человек потенциально заключает в себе логос (порядок, разумность) и хаос (вплоть до отчуждения от жизни); свет (добро, любовь) и тьму (зло); творчество, созидание и разрушение; величие и ничтожество. Человечность в нем есть высшая форма воплощенной культуры, результат восхождения человечества и каждого отдельного человека. Следует отметить еще один важный для акмеологии аспект: методологически значение понятия «человек» заключается в том, что человек как явление выступает исходным, родовым для понимания мира, в котором мы живем. Мир, в котором мы живем, является для нас, в конечном счете, человеческим миром, в основании этого мира заложена человекоразмерность. «Человек – человек» – самая трудная сфера отношений в жизни людей. В развитии обозначенного отношения существует целый ряд психологических барьеров: расовый – этнический – национальный – конфессиональный (религиозный) – социокультурный. Нравственная высота прохождения указанных психологических барьеров (разрешения стоящих за ними противоречий) – серьезная образовательная и воспитательная работа человечества, целевая задача каждого общества. Человек – это, с одной стороны, биологическое существо, высокоорганизованное животное (принадлежащее к классу млекопитающих), отличающееся прямохождением, и обладающее высокоразвитым мозгом. С другой стороны, человек – существо общественное, являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Исходя из этого, можно дать следующее определение человека. Человек – это разумное существо, обладающее речью, способностью к познанию и активному преобразованию мира в ходе общественно-исторической деятельности. Индивид (индивидуум) (лат. individuum – неделимое, особь) – по А.Н. Леонтьеву, об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя homo sapiens. В понятии выражаются, по крайней мере, два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных – индивидуальных свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек, как и всякий представитель животного мира, рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью. Есть и другие определения индивида. 1) Человек как единичное природное существо, представитель 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. О6a значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: 1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида; 2) устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая, однако, существование элементов пластичности, гибкости, вариативности; 3) активность, обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий. Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид – единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек). Индивидные свойства – субстрат конкретного человека. Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, субъекта. Индивидные характеристики чрезвычайно важны для акмеологии. В индивидных ресурсах «закодировано» физическое, а часто и психическое здоровье человека. Но индивид всегда еще и социальная единица социума, т.е. общественный индивид. В этом смысле каждый индивид социален – проходит социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком – общественный статус). Каждый индивид включен в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а, следовательно, в совокупность норм, требований, правил, обращенных к любому человеку, живущему в обществе. Каждый человек в определенной мере – общественный индивид, исполнитель общественных традиций, норм, законов. Фиксируя закономерный статус человека как общественного индивида, подразумевают его промежуточное положение. Главное в человеке – авторская, творческая личность. Для акмеологии важнейшей проблемой является творчество (социальное, духовное) или креативность. В основе креативности лежат уровень развития рационального интеллекта (IQ) и задатки, способности. Однако интеллект и задатки как природные свойства переходят в креативность лишь тогда, когда одухотворены направленностью и мотивацией достижения личности. Личность – социальное качество человека (индивида), индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности (индивидуальное как конкретное выражение социального). В человекознании личность традиционно рассматривается как устойчивая система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена социума – субъекта познания, общения и деятельности. В психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Возникает вопрос: что считать ядром личности, ее интегрирующим началом. По К.А. Абульхановой, личность – это устойчивый психический склад человека; по К.К. Платонову, личность – это человек как носитель сознания. В психологии существует множество определений личности. Необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность». «Личность в узком смысле слова – это духовный индивид, человек, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, достоинством, чувством долга и ответственности» (С.Д. Смирнов, 2001, С. 78). В.Н. Маркин определяет личность как способность индивида жить через свое «Я», т.е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Чем более развита личность, тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее ядро – «Я». В общем плане личностьвыступаеткак феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Высшие личностные особенности человека: сознание (социальное мышление); активность (практически действенное, функциональное качество личности); способность к жизненному выбору и ответственности за него (механизм «САМО» – «я сам»); чувство времени (восприятие и организация времени как «пространства и времени» своей жизни); стремление к смыслу (смыслу жизни); ценностно-нравственный поведенческий код (в итоге – склад) личности. Человек как личность – существо познающее, разумное (оценивающее и интерпретирующее), свободное и выбирающее. Личность всегда находится в экзистенциальной субъектной ситуации: существования и осуществления. Субъект – личность как деятель. В современной психологической науке существуют две точки зрения на содержание явления и понятия «субъект» («субъектность»). Первая точка зрения – сущностная: субъект – это форма социальной и жизненной зрелости личности (высшая форма ее развития). Человек рождается вне субъектности и становится субъектом. Главная форма развития личности – это способность быть субъектом. Деградируя, личность теряет свойство быть субъектом (К.А. Абульханова). Функциональная точка зрения на содержание субъектности: субъект – неотторжимая, атрибутивная характеристика человека. Человек сразу рождается субъектом, это врожденная форма его присутствия в мире – жизнеспособность и социоспособность. Человек рождается как субъект-агент. Роль направляющего начала играют взрослые люди, прежде всего, родители. По мере развития индивидв как личности («Я сам») происходит становление авторского субъекта, субъекта-деятеля. Личность развивается через свою активность-субъектность: способность к жизненному выбору, социальному действию, ответственности за него. Поле субъектности,если его скоррелировать с жизненным путем, – это в основе последовательная совокупность деятельностей личности. Статус субъекта у личности в этих деятельностях может быть далеко не однозначен. Наряду со статусом «авторского субъекта» существуют и другие статусы: «субъект-агент», «навязанная субъектность», «иллюзорная субъектность», «разрушающая субъектность». Человек может жить вообще «не своей» жизнью. Отсюда в управлении (в руководстве персоналом) проблема несовместимости личности с функцией – по сути бессубъектность. Актуальная управленческая задача – субъективация персонала. Следует подчеркнуть и то, что между личностью в качестве субъекта и ее субъектностью существуют достаточно сложные, порой противоречивые (диалектические) отношения. Базовые экзистенциальные виды субъектности (активности), выходящие из субъектного ядра социально и духовно зрелой личности – это формы не только ее существования, но и осуществления. Быть субъектом – значит быть инициатором собственной активности (А. В. Брушлинский). Личность выражает, проверяет, реализует себя через эту субъектность. Возникает интегрированный, когерентный деятель – авторский личность-субъект. Высший уровень экзистенции: личность рассматривает свои роли и характеристики как часть единого Я ипереживает качественную целостность своего существования. Но есть виды субъектности (период моратория у подростков и юношей, новые виды деятельности у взрослого человека и т. п.), в которых личность присутствует номинально, «опытно». Она еще не открыла саму себя в этих жизненных проявлениях, и ее идентичность (в рамках данной субъектности) носит «контурный», лишь предполагающий характер. Что-то из этого взаимодействия личности с миром может войти в «Я-опыт», в базовую идентичность. Но в целом это «промежуточное жизнедействие», одна из многочисленных попыток определить (выбрать) себя в мире. Именно этим идентичность в рамках субъектности отличается от базовой идентичности (самости) личности. В этом взаимодействии (общении с самой собой, своей жизнью) личность выступает как особый субъект по отношению к собственной субъектности (в ее отраженной форме). Психологическая «работа личности» включает в себя: • самоанализ, рефлексию, соотнесение смыслов, ценностей деятельностей (реальности, стоящей за ними) со смыслом и ценностями личностного «Я»; • психосинтез, «сшивание» (связывание) различных граней «Я-опыта» (активности личности) в единое полотно личной жизни (биографию, жизненный путь); • психологическую защиту личности от негативных, разрушительных содержаний, если они транслируются той или иной деятельностью (как правило, чужеродная, навязанная извне субъектность); • духовную работу: духовное самоопределение, выработку ценностно-смыслового кода, нравственного плана личных отношений к миру и людям, постижение своего «Я»каккосмопланетарного субъекта, расшифровку «Я-образов», выработку «Я-концепции» и т. д. В.Н. Маркин разделяет понятия личности как субъекта деятельности и понятие личности как высшего единства человека, его самоидентичности. Личностькак субъект деятельности устанавливает связи и отношения в мире, а личностькак «Я» (самоидентичность) связывает эти взаимодействия в личностную иерархию. Личность и имманентна деятельности, и трансцендентна ей. В то же время следует отметить, что работа с «Я-опытом» – это не сортировка, не классификация впечатлений и воспоминаний. Это процесс самоопределения личности, внутренняя работа по выбору самой себя. Результатом обозначенной работы личности выступает не простое увеличение знания о себе, а изменение, развитие, процесс новообразований личности. Работа личности – внутренняя духовная работа, в результате которой происходит подлинное акмеологическое ее становление. Своеобразная совокупность качеств телесной и психической организации конкретного человека отражается в понятии «индивидуальность». Личность и индивидуальность – это общие, но имеющие качественную определенность явления и понятия. Индивидуальность – это уровень развития и своеобразия личности – «качество качества». Личность есть вершинный уровень развития человека, индивидуальность – это его глубинное измерение. Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других, отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств. Иными словами, понятие «индивидуальность» отражает не только психологические особенности индивида, но и морфо-физиологические (рост, телосложение, черты лица и т.д.). Индивидуальность означает нечто большее, чем только положение индивида на шкале вариативности тех или иных признаков и их сочетаний. Индивидуальность выражает уникальность личности. С этой точки зрения правомерны утверждения А.А. Деркача, который подчеркивает, что понятие «тип» не может быть соотносимо с личностью как таковой. Личность не может быть типична. Типичным может быть лишь ее эмпирическое выражение (то или иное ее свойство, качество, состояние). Типичными могут быть субъектные проявления личности. Социальные типы – субъекты, которые сложились в конкретном обществе – показатель развития не только личностей, но и социума (условий активности). Неповторимость, единственность, незаменимость – характеристики личности. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. В качестве ведущего компонента выделяют направленность личности – сложное личностное образование, определяющее поведение личности, отношение к себе и окружающим (Рубинштейн, Ковалев, Платонов). Структура– совокупность устойчивых связей между элементами объекта, опирающаяся на понимание объекта как системы. А.Г. Асмолов выделяет 4 стратегии в понимании структуры личности. 1) конституционально-антропометрическая (Кречмер, Шелдон, XIX в.) – особенности личности связывали с конституцией, строением тела. 2) факторная (Г. Айзенк, Р. Кеттелл) структура личности представляет собой уникальное сочетание факторов или черт, уникальность – в степени их выраженности, сочетании. 3) блочная – по преимуществу характерна для отечественных психологов. C.Л. Рубинштейн: 1.индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер); 2. знания, умения, навыки (ЗУН); 3. направленность личности. К.К. Платонов: 1. биологическая подструктура (тип ВНД, темперамент, возрастные и половые свойства); 2. психологическая подструктура (сила психических процессов, память, эмоции, восприятие, мышление); 3. подструктура социального опыта (ЗУН) определяет уровень развития личности; 4. подструктура направленности (моральные качества, интересы, идеалы, мировоззрение). 4) мотивационно-динамическая стратегия – чем шире взаимосвязь человека с миром, тем развитее личность. (Истоки – психология З. Фрейда, теория потребностей А. Маслоу в рамках гуманистической психологии ). Особенность понимания личности А.Н. Леонтьевымкак психологического образования особого типа, порождаемого жизнью в обществе. Личностью может быть только достигший определенного возраста человек. В процессе жизнедеятельности человек вступает в общественные отношения с другими людьми, и эти отношения становятся личностно-образующими. Формирование и жизнь человека как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, а ее формирование происходит в онтогенезе. Леонтьев не относил к личности генотипически обусловленные особенности: физиологическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные ЗУН, в том числе профессиональные. Общий подход к пониманию личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое отражение в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского: личность есть системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. Личность как субъект общественных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство. 1. Интериндивидная репрезентация – «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер других личностей. 2. Интраиндивидная репрезентация – совокупность интраиндивидных качеств: психические свойства, мотивы, направленность личности, структура характера, темперамент, способности. 3. Межиндивидная репрезентация – включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью – полагать себя в сфере жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Теория отношений – одна из авторитетных в отечественной психологии, ее создатель – В.Н. Мясищев. Система отношений рассматривается как психологическое ядро личности, а личность есть субъект устойчивой системы отношений (к себе, к людям, к миру вообще). Общество должно заботиться о воспроизводстве своих членов, способных поддерживать его устойчивость и развитие. Каждый член общества выступает как самоактивный субъект, его деятельность определяется, прежде всего, собственными потребностями и мотивами. Поэтому главный путь действительного воспроизводства членов общества – воспитание мотивов. Человек становится личностью в той мере, в которой система его мотивов оказывается соответствующей требованиям общества. Личностно значимое может быть и общественно неприемлемым: так, преступление столь же личностный акт, как и подвиг. Критерии сформировавшейся (зрелой) личности таковы: 1) наличие в мотивах иерархии в одном определенном смысле – как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, т.е. способности к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, благодаря которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов и даже «стихийную нравственность» – субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно); 2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов – сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные подструктуры, каждая из которых – сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности человека: 1) система регуляции; 2) система стимуляции; 3) система стабилизации; 4) система индикации. В ходе общественного развития системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью – преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и т.п. Это происходит по мере того, как происшедшие события персонифицируются человеком, входят в его социальную память, в его идентичность. Итак, в отечественной психологии личность характеризуется: 1) активностью – стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за пределами требований ситуации и ролевых предписаний; 2) направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов: интересов, убеждений, идеалов, вкусов, в которых проявляют себя потребности человека; 3) глубинными смысловыми структурами (смысловыми динамическими системами, по Л.С.Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в совместной деятельности групп и коллективов (принцип деятельностного опосредования); 4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношениями, установками, диспозициями и др. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его «Я», как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, которая обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение, осуществлять самовоспитание. Апелляция к самооценке и самоуважению – важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личностный конструкт – категория мышления, посредством которой человек интерпретирует или истолковывает свой жизненный опыт. Для формирования конструкта необходимы, по крайней мере, три элемента – два из них должны восприниматься как сходные, а третий – быть отличным от двух сходных. Эпигенетическое развитие личности (по Э. Эриксону) – непрерывный процесс развития личности от младенчества до старости, (8 этапов), каждый из которых представляет особую альтернативную фазу решения возрастных и ситуативных задач развития. Можно, таким образом, сделать обобщающий вывод. Человек – родовое существо, представитель человечества, социоприродный феномен. С природной стороны, человек – ниша в развитии природы; с социальной стороны (со стороны сознания, мысли, чувств) – микрокосм, бесконечный по своему многообразию и равномощный макрокосму мира. Индивид – конкретный человек, биосоциальный феномен. С биологической стороны индивид – это организм, с социальной – единица социума, носитель общественных отношений – нормативной детерминации (необходимости). Личность – психосоциодуховный (смысловой) феномен. Не случайно в русской классической философии происхождение слова «личность» связывали с ликом, а не личиной, персоной, маской. Развитие личности фиксируется в зрелости «Я» («Я-концепции», «Я-конструктов»). Субъект – личность как деятель. Индивидуальность – биологическая, социальная и духовная (в итоге – интегральная) уникальность личности. Правомерно утверждение А.Г. Асмолова о том, что индивидом рождаются, личностью становятся; индивидуальность природную, индивидуальность социальную, индивидуальность духовную, индивидуальность интегральную отстаивают.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |