Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пятифакторный опросник личности




Методы измерения Большой пятерки

На основе Пятифакторной модели личности в 1992 году был разработан личностный опросник NEO PI (аббревиатура в названии расшифровывается как “нейротизм”, ”экстраверсия”, “открытость”), который является последней версией их более ранних тестов NEO Inventory (1978, 1983) и NEO Personality Inventory (1985, 1990).

Наиболее широкую известность и применимость при изучении Большой Пятерки получает вопросник NEO-PI-R (Costa& McCrae, 1992). Полная версия NEO-PI-R содержит 240 пунктов (5 факторов х 6 аспектов в факторе х 8 вопросов). Впоследствии в основном используют укороченный вариант тес-та, состоящий из 60 пунктов (5 факторов х 6 аспектов х 2 вопроса). NEO-PI-R хорошо коррелирует с замерами посредством других подходов, в частнос-ти, Q-сортировки. Тест можно использовать при оценках индивида сторон-ним наблюдателем (экспертом).

Одним из последних методов тестирования Большой пятерки является BFI (Big Five Inventory; John,Danahue, & Kentle, 1991; Benet-Martinez & John, 1998; John & Srivastava, 1999; Rammstedt & John, 2005, 2007). В отличие от прочих тестов Большой Пятерки, BFI использует в качестве стимульного мА-териала фрагменты предложений, что, по задумке, должно увели-чить надежность теста.

Еще одна пригодная шкала для измерения модели Личностный тест Хога-на (Hogan Personality Inventory; Hogan, 1986).

В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сени-ным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1999 г. к отечест-венным условиям социальной среды психологами Курганского государствен-ного университета (А. Б. Хромовым).

Японский исследователь личности Хийджиро Тсуйи, адаптируя амери-канскую пятифакторную личностную методику для японской популяции, предложил биполярность для каждого фактора: ЭКСТРАВЕРСИЯ –ИНТРО-ВЕРСИЯ, ПРИВЯЗАННОСТЬ - ОТДЕЛЕННОСТЬ, КОНТРОЛИРОВАНИЕ -

ЕСТЕСТВЕННОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

СДЕРЖАННОСТЬ, ИГРИВОСТЬ - ПРАКТИЧНОСТЬ, что позволяет, как он считает, полнее охарактеризовать личность, так как каждый полюс черты от-ражает её своеобразие.

Согласно своему подходу к пятифакторной структуре личности, Тсуйи следующим образом характеризует обобщенные черты-факторы и их первич-ные компоненты.

Первый фактор “ЭКСТРАВЕРСИЯ - ИНТРОВЕРСИЯ” рассматривает-ся Х. Тсуйи традиционно японский исследователь учитывает значения полю-сов этого фактора, первичными компонентами которого являются: актив-ность - пассивность, доминирование - подчиненность, общительность – замк-нутость, поиск новых впечатлений – избегание новых впечатлений.

Суть второго фактора - взаимодействие с людьми. Термин “ПРИВЯЗАННОСТЬ” для обозначения фактора подходит лучше, чем “кон-формность”, используемый в американском оригинале, и включает в себя такие личностные диспозиции, как дружеское расположение, доверчивость, сотрудничество, а также зависимость и принятие индивида группой. Противоположный полюс этого фактора “ОТДЕЛЕННОСТЬ” содержит в се-бе не только признаки дистанцирования и соперничества, но и независимос-ти. Компонентами второго фактора являются: теплота- равнодушие, сотруд-ничество - соперничество, доверчивость - подозрительность, понимание - непонимание, уважение других - самоуважение.

Третий фактор представлен как “КОНТРОЛИРОВАНИЕ – ЕСТЕСТ-ВЕННОСТЬ”. Тсуйи намеренно не использует термин “сознательность”, так как он имеет слишком тесную привязанность к этическим понятиям и слиш-ком узкое семантическое значение. Суть третьего фактора - волевая регуля-ция поведения. Контролирующий себя индивид, как правило, проявляет це-леустремленность, добросовестность, методичность и настойчивость. Естественный в своем поведении человек, напротив, стремится к гармонич-ным отношениям с природой, он как бы “плывет по течению жизни”. Японс-кий вариант пятифакторного личностного опросника содержит следующие первичные компоненты этого фактора: аккуратность - неаккуратность, нас-тойчивость - отсутствие настойчивости, ответственность - безответственность, самоконтроль - импульсивность, предусмотрительность – беспечность.

Четвертый фактор содержит в себе характеристики аффективной сферы личности. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ у человека проявляется в повышенной чувствительности к средовым воздействиям, особенно в стрессовых ситуаци-ях. Такая личность также предрасположена к тревоге и депрессии. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СДЕРЖАННОСТЬ, напротив, характеризует человека как склонного проявлять уживчивость, неторопливость и самодостаточность. Компонентами четвертого фактора являются: тревожность - беззаботность, напряженность - расслабленность, депрессивность - эмоциональная комфорт-ность, самокритичность - самодостаточность, эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность.

Пятый фактор представлен как “ИГРИВОСТЬ”. Суть его - игра, кото-рая даёт возможность личности плавно “переходить” из реального мира в не-реальный, воспринимать необычные образы, мысли, чувства, символику ис-кусства и свободно ими наслаждаться. С другой стороны, “ПРАКТИЧ-НОСТЬ” - черта, проявляющаяся у личности в тенденции соответствовать реальности, что в своих крайних проявлениях ведет к конформизму, жестокости и авторитаризму. Первичными компонентами этого фактора яв-ляются: любопытство - консерватизм, мечтательность - реалистичность, ар-тистичность - неартистичность, сензитивность - низкая чувствительность, пластичность - ригидность.

Согласие психологов, касающееся номинации наиболее важных черт личности и ограничение их количества пятью, достаточно знаменательно. “Большая Пятерка” адаптирована на многих языках, в том числе сейчас, её японская версия, на русском.

На кафедре общей и социальной психологии КГУ в 1996 - 99 годах бы-ла проведена адаптация пятифакторного опросника личности (5PFQ), разра-ботанного японским исследователем Х. Тсуйи. Стандартизация пятифактор-ного опросника на русском языке проведена на контингенте испытуемых обоего пола общей численностью более 1000 человек - студентов (N - 680) и учащихся старших классов школ города Кургана (N - 350).

Пятифакторный опросник личности представляет собой текстовый набор 75-и противоположных по значению стимульных высказываний, характеризую-щих поведение человека в типичных жизненных ситуациях, в которых наиболее ярко проявляются его личностные черты. Стимульный материал разделен пятиступенчатой оценочной шкалой Лайкерта, которая позволяет измерять степень выраженности каждого признака. Всего в опроснике 150 фраз, оценки которых группируются в 25 биполярных первичных фактора, состоящих из 6 утверждений каждый, сгруппированных, в свою очередь, в 5 обобщенных факторов.

Факторы получены следующим образом. Экспертами (студентами-пси-хологами) был составлен из словаря русского языка перечень свойств лич-ности, которые проявляются в типичных ситуациях. Выделенные личностные черты оценивались по пятибалльной шкале и подвергались статистическому анализу.

В процессе стандартизации опросника, в котором использовались раз-личные статистические методы, включающие корреляционный и факторный анализ, была подтверждена пятифакторная его структура. Вычисление коэф-фициентов альфа Кронбаха показало внутреннюю согласованность парамет-ров опросника. Полученные данные сравнивались с характеристиками теста Х. Тсуйи и другими стандартизированными личностными диагностическими методиками (тестами Кэттелла, Айзенка, MMPI). Определялась также досто-верность различий параметров (t-критерий Cтьюдента) между критериальными группами.

Проверка на надежность пятифакторного опросника осуществлялась методом повторного тестирования одних и тех же испытуемых (девушки 19 - 22 лет, N - 61). Интервал между тестированием составил четыре с половиной месяца. Ретестовая проверка показала, что большинство факторов имеют высокую надежность (уровень значимости - 1% и выше). Коэффициенты кор-реляции на 5% уровне значимости имеются только у следующих первичных факторов: ответственность - безответственность (r = 0.26); самоконтроль - импульсивность (r = 0.27); пластичность - ригидность (r = 0.26).

Критериальная валидность проверялась методом оценки статистичес-кой значимости различий средних значений выборки контрастных групп, ко-торые состояли из испытуемых - студентов женского (N-75) и мужского (N-89) пола. Анализ результатов показал достоверность различий показателей на уровне 5 %, и 1 % значимости.

Девушки показывают более высокие значения обобщенных факторов – Экстраверсии и Эмоциональности. Из всех десяти значимо различающихся факторов только значение по первичному компоненту самоконтроля выше у юношей.

В таблице 1 приводятся нормы оценок на стимулы пятифакторного оп-росника, полученные в ходе тестирования взрослых и подростков обоего по-ла, используя которые можно перевести тестовые значения факторов конк-ретного испытуемого в Т - шкалу. На основе переведенных в один масштаб значений вторичных и первичных факторов можно отобразить в графическом виде психологический профиль личности.

Т - балл вычисляется по следующей формуле:

10 (Х - М)

Т = 50 + ---------------,

S.D.

где Х - сырые очки конкретного испытуемого, М - нормативные данные, S.D. - стандартное отклонение.

Таблица 1.

 

(Продолжение таблицы №1)

 

 

 

(М - среднеарифметическое, S. D. - стандартное отклонение)

Опросник, состоит из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.

В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет “хороших” или “плохих” черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний.

Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание под номером 1 и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (2 и 1 без знака -). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 - сильно выражено, 1 - слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то пишите 0. Все оценки выставляйте в строчку, группируя их в пять столбиков.

Если используется бланк ответов, то оценки заносятся в левую ячейку бланка

ответов. После того, как все утверждения оценены их необходимо перевести в баллы. Для этого первичные сырые оценки -2-1 0 1 2 заменяются соответствующими баллами 5 4 3 2 1. Переводные баллы заносятся в правую ячейку бланка ответов, которые в дальнейшем суммируются по вертикали, и, таким образом, получаются тестовые параметры личности.

Каждый первичный компонент - фактор состоит из суммы трех балльных оценок. Например, фактор 1.1 активность - пассивность, это сумма баллов, полученная на стимулы 1, 6 и 11. Вторичный фактор - это сумма пяти первичных факторов. Для того, чтобы получить факторы необходимо суммировать по вертикали переведенные в баллы стимульные оценки. Полученные, таким образом, тридцать факторов (пять вторичных и двадцать пять первичных) в дальнейшем будут использоваться для интерпретации результатов тестирования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.