На основе уже анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях испытуемого. К примеру, высокие баллы (11-15) по первичному фактору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (-7) – о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность – подчиненность) был оценен высокими баллами (11-15). Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3-7 баллов), то для испытуемого скорее всего характерен признак подчиненности (конформности).
Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».
Сумма баллов первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любого основного фактора равно 15, максимальное количество – 75. Условно балльные оценки можно разделить на высокие (51-75 баллов), средние (41-50 баллов) и низкие (15-40 баллов).
Высокие значения - ЭКСТРАВЕРСИЯ
Низкие значения – ИНТРОВЕРСИЯ
Экстраверсия в английском языке
определяется как внешняя
направленность психики.
Типичные экстраверты отличаются
общительностью, любят развлечения и
коллективные мероприятия, имеют боль-
шой круг друзей и знакомых, ощущают
потребность общения с людьми, с
которыми можно поговорить и приятно
провести время, стремятся к праздности и
развлечениям, не любят себя утруждать
работой или учебой, тяготеют к острым,
возбуждающим впечатлениям, часто
рискуют, действуют импульсивно,
необдуманно, по первому побуждению.
Экстраверты беззаботны,
оптимистичны и любят перемены. У них
ослаблен контроль над чувствами и
поступками, поэтому они бывают
склонны к вспыльчивости и агрессивности. Экстраверты – люди смелые.В работе экстраверты, как правило, ориентированы на скорость выполнения
задания, от однообразной деятельности у
них быстрее развивается состояние монотонии. Экстраверты предпочитают
работать с людьми.
В деятельности экстраверты быстрее,
чем интроверты, извлекают информацию
из памяти, лучше выполняют трудные
задания в ситуации дефицита времени.
Они имеют также преимущество в
кратковременной памяти.
Экс Экстраверты чувствуют себя бодрее
вечером и лучше работают во второй половине дня. Такие люди чувствительны к поощрению.
Интроверсия - внутренняя
направленность психики.
Основными особенностями
интроверсии являются отсутствие
уверенности в отношении правильности
своего поведения и невнимание к
происходящим вокруг событиям;
большая опора на собственные силы и
желания, чем на взгляды других людей;
предпочтение абстрактных идей
конкретным явлениям действительности.
Интроверты обладают ровным,
несколько сниженным фоном
настроения. Они озабочены своими
личными проблемами и переживаниями.
Такие люди обычно сдержанны,
замкнуты, избегают рассказывать о себе,
не интересуются проблемами других
людей. Они предпочитают книги
общению с людьми.
Интроверты отдают предпочтение
теоретическим и научным видам
деятельности. В учебе они достигают
более заметных успехов, чем
экстраверты.
Интровертированные люди любят
планировать свое будущее, всегда
взвешивают свои поступки, не доверяют
первым побуждениям и увлечениям,
всегда строго контролируют свои
чувства, редко бывают несдержанными и
возбужденными.
Лица с такими психологическими
характеристиками лучше выполняют
задания на бдительность, легче переносят
однообразие в деятельности, лучше работают в спокойной обстановке и в первой половине дня. Они более чувствительны к наказанию, чем к поощрению.
Высокие значения - ПРИВЯЗАННОСТЬ
Низкие значения - ОТДЕЛЕННОСТЬ
Основное содержание этого фактора -
отношение к людям.
Лица, у которых проявляется
привязанность, испытывают потребность
быть рядом с другими людьми, кому -
либо помогать. Такие люди, как правило,
добрые, отзывчивые, они хорошо
понимают других людей, чувствуют
личную ответственность за их
благополучие, терпимо относятся к
недостаткам других людей. Они умеют
сопереживать и радоваться успехам
других людей.
Такие люди имеют социальную
направленность личности. Они всячески
поддерживают коллективные
мероприятия и чувствуют
ответственность за общее дело,
добросовестно и ответственно
выполняют взятые на себя поручения.
Взаимодействуя с другими, такие
люди стараются избегать разногласий, не
любят конкуренцию, предпочитают
сотрудничать с людьми, чем
соперничать.
В группе такие люди, как правило,
пользуются уважением.
Типичное проявление этой черты -
стремление быть независимым и
самостоятельным.
Такие люди предпочитают держать
дистанцию, иметь обособленную
позицию при взаимодействии с другими.
Они избегают общественных поручений,
небрежны в выполнении своих
обязанностей и обещаний.
Люди, имеющие низкие значения по
этому фактору, холодно относятся к
другим людям, часто не понимают тех, с
кем общаются. Их больше волнуют
собственные проблемы, чем проблемы
окружающих их людей.
Свои интересы они ставят выше
интересов других людей и всегда готовы
их отстаивать в конкурентной борьбе.
Такие люди обычно стремятся к
совершенству. Для достижения своих
целей они используют все доступные им
средства, не считаясь с интересами
других людей.
Люди с такими характеристиками
редко демократическим путем становятся
руководителями.
Высокие значения - КОНТРОЛИРОВАНИЕ
Низкие значения - ЕСТЕСТВЕННОСТЬ
Главным содержанием этого фактора
является волевая регуляция поведения.
На полюсе высоких значений
находятся такие черты личности, как
добросовестность, ответственность,
обязательность, точность и аккуратность
в делах.
Такие люди любят порядок и комфорт,
они настойчивы в деятельности и обычно
достигают в ней высоких результатов.
Они придерживаются моральных
принципов, не нарушают общепринятых
норм поведения в обществе и соблюдают
их даже тогда, когда нормы и правила
кажутся пустой формальностью.
Высокая добросовестность и
сознательность обычно сочетаются с
хорошим самоконтролем, со стремлением
к утверждению общечеловеческих
ценностей, иногда в ущерб личным.
Такие люди редко чувствуют себя
полностью раскованными настолько,
чтобы позволить себе дать волю
чувствам.
Человек, имеющий низкую оценку по
этому фактору, редко проявляет в своей
жизни волевые качества, он живет,
стараясь не усложнять свою жизнь. Ищет
“легкой жизни”.
Это такой тип личности, для которого
характерны естественность поведения,
беспечность, склонность к
необдуманным поступкам.
Такой человек может недобросовестно
относиться к работе, не проявляя
настойчивость в достижении цели. Он не
прилагает достаточных усилий для
выполнения принятых в обществе
требований и культурных норм
поведения, может презрительно
относиться к моральным ценностям.
Человек, имеющий такую черту склонен
совершать асоциальные поступки. Ради
собственной выгоды он способен на
нечестность и обман.
Такой человек, как правило, живет
одним днем, не заглядывая в своё
будущее.
Высокие значения - ПОВЫШЕННАЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
Низкие значения -
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СДЕРЖАННОСТЬ
Высокие значения по этому фактору
характеризуют лиц, неспособных
контролировать свои эмоции и
импульсивные влечения. В поведении это
проявляется как отсутствие чувства
ответственности, в уклонении от
реальности, в капризности.
Такие люди чувствуют себя
беспомощными, неспособными
справиться с жизненными трудностями.
Их поведение во многом обусловлено
ситуацией.
Они с тревогой ожидают
неприятностей, в случае неудачи легко
впадают в отчаяние и депрессию. Такие
люди хуже работают в стрессовых
ситуациях, в которых испытывают
психологическое напряжение. У них, как
правило, занижена самооценка, они
обидчивы и в неудачах, в первую
очередь, обвиняют себя.
Низкие значения по этому фактору
свойственны лицам самодостаточным,
уверенным в своих силах, эмоционально
зрелым, смело смотрящим в лицо фактам,
спокойным, постоянным в своих планах
и привязанностях, не поддающимся слу-
чайным колебаниям настроения.
На жизнь такие люди смотрят
серьезно и реалистично, хорошо
осознают требования действительности,
не скрывают от себя собственных
недостатков, не расстраиваются из-за
пустяков, чувствуют себя хорошо
приспособленными к жизни.
Эмоционально устойчивые люди
сохраняют хладнокровие и спокойствие
даже в самых неблагоприятных
ситуациях.
Они чаще пребывают в хорошем
расположении духа, чем в плохом.
Высокие значения - ИГРИВОСТЬ
Низкие значения - ПРАКТИЧНОСТЬ
Для человека с такой чертой
характерно легкое отношение к жизни.
Он производит впечатление беззаботного
и безответственного, которому сложно
понять тех, кто рассчитывает каждый
свой шаг, отдавая все свои силы
созданию материального благополучия.
К жизни такой человек относится как
к игре, совершая поступки, за которыми
окружающие видят проявление
легкомыслия.
Человек, имеющий высокие оценки по
этому фактору, удовлетворяет свое
любопытство, проявляя интерес к
различным сторонам жизни. Он легко
обучается, но не достаточно серьезно
относится к систематической
деятельности, поэтому редко достигает
больших успехов в науке.
Такой человек часто не отличает
вымысел от реальностей жизни. Он чаще
доверяет своим чувствам и интуиции, чем
здравому смыслу, мало обращает
внимание на текущие повседневные дела
и обязанности, избегает рутинную
работу.
Это эмоциональный, экспрессивный,
с хорошо развитым эстетическим и
художественным вкусом человек
Человек с выраженной чертой
практичности по своему складу реалист,
хорошо адаптирован в обыденной жизни.
Он трезво и реалистично смотрит на
жизнь, верит в материальные ценности
больше, чем в отвлеченные идеи.
Такой человек часто озабочен своими
материальными проблемами, упорно
работает и проявляет завидную настой-
чивость, воплощая в жизнь свои планы.
Негибкий и неартистичный, часто
простой и лишенный чувства юмора в
обычной жизни, он проявляет
постоянство своих привычек и интересов.
Такой человек не любит резких
перемен в своей жизни, он предпочитает
постоянство и надежность во всем, что
его окружает. Он несентиментальный,
поэтому его трудно вывести из
равновесия, повлиять на сделанный
выбор.
Ко всем жизненным событиям он
подходит с логической меркой, ищет
рациональных объяснений и
практической выгоды.
Такой человек скорее относится к
мыслительному типу, чем к
художественному.
Заключение
В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» приобрел большую популярность и практическое значение как за рубежом, так и в России.
Классический «брендовый» тест-опросник с богатой историей предназначен для экспресс-диагностики уровня выраженности пяти так называемых «больших» факторов темперамента и характера. Это название они получили в 60-80-е годы в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований, проведенных независимыми специалистами из разных стран. Одной из таких работ было опубликованное в 90-е годы исследование русскоязычной лексики личностных черт, проведенное А.Г.Шмелевым и В.И.Похилько. Исследования подтвердили, что пяти факторов достаточно для построения полноценного психологического портрета личности.
Пятифакторный личностный опросник Р. МакКрае и П. Коста предназначен для экспрессдиагностики уровня выраженности пяти так называемых
"больших" факторов темперамента и характера. Такое название они получили в 60-80 е гг. в ходе масштабных статистических и психолингвистических исследований, проведенных независимыми специалистами разных стран. Исследования подтвердили, что пяти факторов достаточно для построения
комплексного психологического портрета личности. Тест гораздо короче, чем большинство многофакторных опросников этого уровня, и получаемый с его помощью личностный профиль обладает высокой степенью обобщснности. Его удобно использовать в условиях дефицита времени. Выигрыш во времени достигается с сохранением общей приближенной точности теста.
Список использованной литературы:
1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. - М., Педагогика, 1982.
2. Айзенк Г. Ю. Структура личности.–СПб.: Ювента, 1999.–464 с.
3. Бурлачук Л. Ф., Морозов В. В. Словарь - справочник по психологической диагностике. - СПб.: Питер Пресс, 1999.
4. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
5. Мельников В. М., Ямпольский Л. П. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушателей ИПК. - М.: Просвещение, 1985.
6. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко.–Киев: Рута, 2001.–320 с.
7. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. - 23 с.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление