КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение психологической работы и основные этапы ее развития
Психологическая работа — это деятельность, проводимая в мирное и военное время командирами, офицерами органов воспитательных структур, психологами и специально создаваемыми структурами (подразделениями). Она направлена на изучение, формирование и развитие у военнослужащих психологических качеств, поддержание психических состояний, необходимых для успешного ведения боевых действий, выполнения служебных и учебно-боевых задач, а также на сохранение их психического здоровья. Научно-теоретической основой организации и проведения психологической работы в условиях ВС и других силовых ведомств является военная психология, обобщающая и конкретизирующая содержание других отраслей психологии применительно к условиям воинской деятельности. Психологическая работа является важнейшим элементом системы морально-психологического обеспечения различных аспектов жизнедеятельности военнослужащих и осуществляется на стратегическом, оперативном и тактическом организационных уровнях. Необходимость психологической работы возникает с формированием социального заказа на обоснованное, опирающееся на научные психологические знания, воздействие наличный состав, особенно в условиях боя. Организационное ее оформление происходило постепенно, с ориентацией на достигнутый уровень развития психологической науки и изменения в практике военного дела. Логика развития отечественной системы психологического обеспечения воинской деятельности отражает движение науки и практики от первых попыток (с конца XIX в.) исследовать боевую деятельность и определить психологические факторы ее эффективности, выявить и сформировать требования к боевым качествам воинов различных видов и родов войск, к организационному оформлению психологической службы, имеющей штатные подразделения и структуры. Выделяются следующие этапы развития психологической работы в российских Вооруженных силах. Первый этап (вторая половина Х1Хв. — 1917 г.) отражает процесс накопления фактического и исследовательского материала в интересах применения психологической науки в практике военного дела. В этот период предпринимаются попытки исследовать боевую деятельность и определить факторы (в том Гла ва 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах _____________ 1j> числе социальные и социально-психологические) ее эффективности, формируются требования к боевым качествам воинов различных родов войск (А. Агапе-ев, Н. А, Корф, А. П. Нечаев, Н. Н. Головин, Ф. Гершельман, П. И. Изместьев, М. И. Драгомиров, В. Н. Полянский, А. С. Зыков, А. С. Резанов и др.). На этом этапе создаются специальные психологические научно-исследовательские учреждения: экспериментальная лаборатория в Военно-медицинской академии, экспериментальная психологическая лаборатория на педагогических курсах Управления военно-учебных заведений, лаборатории в кадетских корпусах. Данные научных и экспериментальных исследований находят отражение в военных изданиях («Военно-медицинский журнал», «Военный сборник», газеты «Русский инвалид», «Разведчик», «Психиатрическая газета»), в содержании преподаваемой в академиях и училищах военной психологии. Получает развитие система оказания психиатрической помощи воинам, пострадавшим во время войны. С этой целью вводятся должности военных врачей-психиатров, организуются психиатрические отделения в военных госпиталях. Неоценимый вклад в теорию и практику оказания психологической помощи пострадавшим военнослужащим внесли известные российские психологи и врачи-психиатры: В. М. Бехтерев, М. И. Аства-цатуров, Г. Е. Шумков, С. Д. Владычко и др. Второй этап (20-30-е гг.) — этап организационного оформления психологической работы и психологического обеспечения учебно-боевой деятельности войск. В это время совершенствуется процесс психофизиологических исследований, делаются попытки обоснования и проведения профессионального отбора, ведется активная пропаганда психологических знаний. В 20-х гг. разворачивается система психологических лабораторий: они создаются во всех округах, на флоте, в ряде академий и училищ, в ВВС, ВМФ, в бронетанковых войсках (центральные), а также по некоторым профилям (специализированные). Их работа профилируется по линии ГлавПУРа, Управления военно-учебных заведений, управлений боевой подготовки видов Вооруженных сил и родов войск, Центрального военно-медицинского управления. Среди психологов и военных ученых, внесших значительный вклад в разработку проблем научной организации и проведения психологической работы в войсках того периода, выделяются П. И. Изместьев, А. Е. Снесарев, Г. Ф. Гире, С. Е. Минц, А. А. Таланкин, Г. Д. Ха-ханьян и др. Третий этап (1941 -1945 гг.) — этап практического применения достижений психологической науки в организации боевой деятельности советских войск. В организационном отношении психологическая работа не выделялась в самостоятельный вид деятельности, а проводилась в рамках партийно-политической работы. Особое развитие получили вопросы совершенствования психологических качеств, необходимых для достижения победы над врагом, подготовки психики военнослужащих к ведению боя. Характерной особенностью психологической работы, реализуемой в ходе боевой подготовки военнослужащих, была ее исключительно практическая направленность, учитывающая боевой опыт войск, а также опора и учет моральных качеств воинов, способствующих формированию высокой психологической устойчивости в бою. Военными и гражданскими психологами (Н. А. Коновалов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, М. П. Феофанов, Г. А. Фортунатов и др.) в этот период изучались: Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время • причины страха, паники, пути их преодоления и предупреждения; • условия ускоренного обучения военных специалистов — радистов, телеграфистов, летчиков, танкистов и т. д.; • разрабатывались пути повышения зрительной и слуховой чувствительности воинов, ускоренной адаптации глаза к темноте, улучшения ночного зрения; • решались задачи маскировки, восстановления функций речи и движений, утраченных после ранения. Четвертый (послевоенный) этап (1946-1992 гг.) — этап обобщения боевого опыта и дальнейшего развития системы психологического обеспечения учебно-боевой деятельности. В этот период в центре внимания находятся вопросы организации и проведения психологической работы, повышения качества подготовки военных специалистов с учетом коренных изменений в военно-техническом оснащении войск, изменения стратегии и тактики ведения боя. В системе психологического обеспечения Вооруженных сил страны происходят определенные изменения: • создаются центры научной разработки проблем, связанных с психологическим обеспечением учебно-боевой деятельности (Военно-политическая академия, Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС); • разворачиваются центральные исследовательские учреждения (лаборатории) в видах Вооруженных сил; • вводится психологический отбор в военных училищах; • в центральном аппарате, видах Вооруженных сил, округах и военкоматах функционируют должностные лица и лаборатории по военно-профессиональному отбору; • идет процесс становления и развития системы психологической подготовки военных специалистов, разрабатываются методические приемы психологических тренировок; • совершенствуется система психологического образования военных кадров. Во всех военных заведениях вводится учебная дисциплина «Военная психология и педагогика». Пятый этап (с 1992 г. по настоящее время) — этап формирования нормативно-правовой базы психологической работы, создания психологической службы и развития ее концепции. Психологическая служба — один из существенных компонентов системы морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск, представляющий собой сеть специализированных органов, подразделений и должностных лиц, объединенных в единую организационную структуру, содержание деятельности которых определяется понятием «психологическая работа». Выделение психологической работы в самостоятельный вид деятельности и ее организационное оформление в виде психологической службы тесно связаны с процессом реформирования воспитательных структур Вооруженных сил РФ, де- глава ]ш Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах идеологизацией теоретических основ воспитания и обучения военнослужащих, потребностью квалифицированного психологического воздействия на личный состав. Рис. 1.1. Соотношение психологического обеспечения и психологической помощи в рамках проводимой в Вооруженных силах психологической работы Современный этап становления психологической службы характеризуется введением штатных должностей психологов (в Вооруженных силах — от батальона и выше), а также открытие центров и пунктов психологической помощи и реабилитации (штатных и нештатных), подразделений профессионального психологического отбора, научно-исследовательских подразделений и центров, разрабатывающих проблемы наиболее эффективного применения потенциала психологии в условиях воинской деятельности. Сегодня понятия «психологическое обеспечение» и «психологическая работа» включены в нормативные документы. Вместе с тем, одновременное введение в оборот в начале 90-х гг. XX в. близких по содержанию терминов требует уточнения их соотношения между собой. Термин «психологическая работа», как более широкий, применяется к деятельности соответствующих специалистов, как в мирное, так и в военное время, фиксируя направленность на деятельность, задачу (психологическое обеспечение) и на. человека, его психическое здоровье (психологическая помощь). На рис. 1.1 представлено соотношение психологического обеспечения и психологической помощи по ряду параметров, характеризующих отдельные аспекты психологической работы. Данное разграничение имеет относительный характер, выражая, так сказать, идеологию указанных видов деятельности (психологическое обеспечение, психологическая помощь), акцентируя их функциональную специфику по наиболее значимым параметрам. Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время Значительный вклад в разработку теоретических основ проведения психологической работы в войсках на протяжении последних десятилетий внесли такие специалисты в области военной психологии, как А. Я. Анцупов, Б. Ц. Бадмаев, А. В. Барабанщиков, Д. В. Гандер, М. И. Дьяченко, О. И. Жданов, Л. Ф. Железняк, А. Г. Караяни, М. П. Коробейников, П. А. Корчемный, Г. Д. Луков, В. Ф. Перевалов, К. К. Платонов, В. Н. Селезнев, А. М. Столяренко, В. В: Сысоев, С. И. Съе-дин, Н. Ф. Феденко, В. Т. Юсов, Э. П. Утлик и многие др. С середины 90-х гг. XX в. проведен ряд военно-психологических исследований, непосредственно направленных на изучение профессиональной деятельности военных психологов по различным направлениям и обоснованию психологических условий повышения ее эффективности (В. С. Николин, И. В. Сыромятников, А. Ю. Федотов, А. Н. Харитонов и др.) 1.2. Структура психологической работы и основные принципы ее организации и проведения В структурном отношении психологическая работа как система объединяет в своем составе такие элементы, как цели и задачи, субъекты, объекты, методы и средства психологической работы. Общая направленность и задачи и психологической работы определяются необходимостью всестороннего обеспечения боевой готовности Вооруженных сил, а также характером конкретных проблем, оказывающих негативное психологическое влияние на боевые возможности личного состава, его психическое самочувствие и эффективность воинской деятельности. Укажем основные психологические проблемы, на разрешение которых направлена психологическая работа. 1. Личностные проблемы — это проблемы, ухудшающие личностное развитие военнослужащих, их нравственное и психическое здоровье, самочувствие и потенциальные боевые возможности. В структурно-психологическом плане данные проблемы можно разделить на следующие группы: • мотивационные проблемы — отсутствие соответствующих современным задачам силовых структур — побудителей к образцовому выполнению обязанностей по службе, стремлению к военно-профессиональному совершенствованию; • профессионально-квалификационные — непригодность либо неподготовленность определенной части военнослужащих к выполнению функциональных обязанностей; • функционально-психологические — негативные психофизиологические состояния военнослужащих, возникающие непосредственно в процессе деятельности. Проявление личностных проблем находит свое выражение в трудностях социально-психологической адаптации военнослужащего к условиям военной службы, в форме конфликтов с окружающими, различных формах отклоняющегося поведения, а в содержательном отношении все отрицательные моменты переживаются военнослужащими как чувство тревоги, растерянности, безысходности и т. п. Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах 2. Коллективно-групповые проблемы ~ проблемы, ухудшающие морально- 3. Деятельностные проблемы — проблемы, присущие служебной и учебно-бое Исходя из существования перечисленных проблем и необходимости их первоочередного решения, содержание психологической работы сводится к двум основным направлениям: 1) совершенствованию психологических условий, влияющих на психику военнослужащих; 2) формированию и развитию индивидуальных и групповых психических образований, являющихся важнейшим фактором повышения эффективности функционирования человека в различных видах воинской деятельности. Особенностью психологической работы в условиях военной системы является учет того факта, что функционирование человека в конечном итоге рассматривается как деятельность, направленная на выполнение боевой задачи- Интересы самого человека здесь зачастую не совпадают, а иногда и противоречат целям и характеру осуществляемой деятельности. Поэтому в отличие от условий работы гражданских психологов, где психика клиента рассматривается как самодостаточная в профессионально-этическом плане ценность, в условиях армии и флота психологическая работа должна быть ориентирована и на интересы деятельности, и на интересы человека [171]. В пределах выделенных направлений основными задачами психологической работы являются: • изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование их развития; • психологическая экспертиза профессиональной пригодности военнослужащих и поступающего пополнения в целях их рационального размещения по военным специальностям и должностям; • психологическое обеспечение требуемого уровня боевой и мобилизационной готовности, выполнения боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб; • психологический анализ процесса боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса, выработка предложений и осуществление мер по повышению их эффективности;
Раздел 1. Организация и ведение психологической работы в мирное время • психологическая профилактика девиантного поведения военнослужащих, В в воинских коллективах; • оказание психологической помощи военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу, повышение психологической компетентности военных руководителей и военнослужащих; • противодействие негативному информационно-психологическому воздействию на военнослужащих [148]. Решение данных задач предполагает тесное взаимодействие различных должностных лиц, реализующих в своей деятельности широкий арсенал методов и средств психологической работы на двух методических уровнях ее организации и проведения: 1) на уровне применения специализированных методов и процедур психологического изучения и воздействия, осуществляемых квалифицированными специалистами, имеющими соответствующее психологическое образование и опыт деятельности; 2) на уровне мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках традиционной организаторской деятельности, воспитательной работы и обучения личного состава и на основе учета информации, полученной от психолога. Кроме методических уровней, отражающих специфику применения тех или иных средств и приемов психологического изучения и воздействия на военнослужащих, выделяются также организационные уровни. Организационные уровни психологической работы (стратегический, оперативный, тактический) выделяются в зависимости от масштаба и специфики задач, решаемых при помощи данного вида деятельности. Рис. 1.2. Организационные уровни психологической работы в соотнесении с характером деятельности и ведущими объектами психологического изучения и воздействия Как видно из рис. 1.2, удельный вес исследовательско-аналитической и непосредственной практической работы с конкретными военнослужащими на каждом Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах_____ 21 из указанных организационных уровней значительно различается. Характеру деятельности, проводимой на стратегическом и оперативном уровнях, в большей степени присуща направленность на решение масштабных проблем в их аналити-ко-оценочном ключе, обработка значительных объемов психологической и социологической информации. Мероприятия, осуществляемые на этих уровнях, связаны с решением следующих вопросов: • планирование и координация проводимых научных исследований по актуальным проблемам психологии войны и боя, всестороннего морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск; • подготовка нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов психологической работы; • руководство подразделениями и должностными лицами психологической работы, координация, а также всестороннее (материально-техническое, научно-методическое, кадровое, финансовое) обеспечение их деятельности; • организация централизованной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации психологов; • ежегодный сбор и анализ информации о состоянии и проблемах психологической работы; • разработка предложений и рекомендаций военному руководству по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), обеспечению психологической устойчивости войск (сил), оптимизации психологических аспектов военно-профессиональной среды, совершенствованию практики обучения и воспитания личного состава; • обобщение и распространение положительного опыта (отечественного и зарубежного) в организации психологической работы; • разработка и адаптация специальных технологий, методик, аппаратуры, необходимых для решения задач психологической работы, обеспечения высокого качества ее проведения; • издание специальных журналов, бюллетеней, проведение всеармейских научных конференций по актуальным проблемам психологического обеспечения воинской деятельности; • изучение и анализ морально-психологической обстановки в районах дислокации войск, взаимодействие с целью проведения мероприятий по ее оптимизации с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; • защита войск от негативного информационно-психологического воздействия, планирование и проведение информационных операций и мероприятий информационного противоборства в мирное и военное время. Деятельность субъектов психологической работы на тактическом (низовом, или базовом) уровне носит, скорее, характер точечных действий. Базовый характер данного уровня проявляется в том, что именно здесь находят индивидуализированное выражение и решаются психологические проблемы конкретных военнослужащих. Здесь в большей степени востребованы практические навыки, умения, способности психологов к профессиональному взаимодействию с другими субъектами (прежде всего, в рамках консультативной и психокоррекционной работы). Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время К субъектам психологической работы, т. е. лицам, осуществляющим прямое или опосредованное психологическое воздействие на объект, а также его психологическое изучение, относятся: а) органы военного управления и должностные лица: командиры и начальники б) специализированные (штатные и нештатные) подразделения психологиче в) научные подразделения: научно-исследовательские институты, центры, от г) психологический актив, общественные организации в воинских частях; се Обязанности субъектов психологической работы (см. подробнее пункт 3.1) разрабатываются исходя из масштаба и специфики психологических проблем и обусловленных ими задач, требуемых для их решения сил и средств, содержательной специфики взаимодействия должностных лиц, участвующих в решении данных задач, их профессиональной компетенции и профессиональной квалификации. К числу объектов психологической работы принадлежат: • проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы; • проходящие военную службу по контракту и по призыву сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели, не имеющие офицерских званий; • суворовцы, нахимовцы, воспитанники воинских частей и военных оркестров; • гражданский персонал ВС РФ; • кандидаты на военную службу из числа граждан; • семьи и близкие родственники военнослужащих; • группы и воинские коллективы. Методы психологической работы (см. подробнее пункт 3.2) представляют собой совокупность процедур, приемов и способов выявления, описания, прогнозирования динамики психологических характеристик военнослужащих и видов воинской деятельности, а также психологически обоснованного воздействия на них с целью оптимизации исходного (выявленного) состояния. Они делятся на специализированные и общие. Средства психологической работы включают современные аппаратные средства, оборудование, диагностические и коррекционно-развивающие методики, соответствующий им стимульный материал и инструментарий, схемы и наглядные пособия, научную, учебную и учебно-методическую литературу, тренажеры, помещения, сооружения, учебное вооружение и технику, средства имитации внешних признаков боя: Глава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах • для измерения и оценки психологических характеристик военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ; • для формирования и развития у военнослужащих психологических качеств и состояний, определяющих их профессиональную эффективность; • для снятия психической напряженности, поддержания и восстановления психического здоровья; • для психологического просвещения; • для информационно-психологического противодействия. Основополагающим условием эффективности психологической работы являются исходные базовые установки — принципы, система которых включает довольно широкий набор требований к ее организации и проведению. Кратко остановимся на содержании основных принципов психологической работы. 1. Принцип профессиональной компетентности, правовой и этической правомочности ориентирует всех должностных лиц психологической работы на четкое представление и учет возможностей психологии как науки и формы практической деятельности, на постоянное повышение собственного уровня психолого-педагогической компетентности. Осуществление специальных мер психологического воздействия предполагает наличие у лиц, осуществляющих данное воздействие, специального психологического образования и опыта деятельности. 2. Принцип комплексного подхода и профессиональной кооперации предполагает необходимость координации усилий различных должностных лиц. Это обусловлено тем, что эффективное функционирование психики военнослужащих и воинских коллективов в значительной степени зависит от целого комплекса условий материально-технического, организационного, бытового, медицинского характера. Их реализация может быть обеспечена лишь совместными усилиями командиров и специалистов различных областей. Кроме этого, задачи, решаемые организацией и проведением психологической работы, должны обеспечиваться единством применения всех ее методов и форм. 3. Принцип деятельностного подхода ориентирует на учет роли воинской деятельности, в рамках которой возникают многие психологические явления, ею обусловленные. При этом следует учитывать, что воздействие факторов воинской деятельности на психику военнослужащих может быть как положительным, развивающим, так и негативным (последнее ведет к возникновению различного рода психологических затруднений и проблем). Задачи психологической работы определяются и решаются в контексте общих задач воинской деятельности и обусловлены в этой связи необходимостью формирования и развития психических качеств у субъектов данной деятельности, определяющих возможность ее эффективного выполнения. 4. Принцип субъектно-ориентированного взаимодействия учитывает наличие Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время 5. Принцип своевременности и постоянства означает, что психологическая работа должна проводиться на всех этапах социализации военнослужащего в условиях военной системы — от призыва либо поступления на военную службу до увольнения. С учетом конкретного этапа социализации, аспекта жизнедеятельности военнослужащего применяются соответствующие методы и формы психологической работы. Кадровые изменения и перемещения должностных лиц психологической работы должны сопровождаться преемственностью общей линии и возможностей по оказанию конкретной психологической помощи военнослужащим, являющимся объектом психологического сопровождения. 6. Принцип материально-технической обеспеченности психологической работы заключается в необходимости комплектования соответствующей аппаратурой, тренажерами, производственными площадями и материально-техническими средствами реализации процессов получения психологической информации, ее математико-статистической обработки психологической подготовки, организации индивидуальной и групповой психокоррекционной, развивающей и консультационной работы с военнослужащими. 1.3. Правовые и организационно-методические аспекты проведения психологической работы Целенаправленность и эффективность психологической работы во многом обусловлена централизованным и системным руководством данным видом деятельности. Система руководства психологической работой в ВС РФ предназначена для организации и всестороннего обеспечения деятельности должностных лиц, осуществляющих решение основных задач психологической работы. Руководство психологической работой предполагает: • разработку нормативно-правовой базы психологической работы; • определение структуры, штатной численности и обязанностей должностных лиц психологической работы; • уяснение и определение целей психологической работы, осуществление ее планирования; • постановку задач, организацию взаимодействия субъектов психологической работы, осуществление контроля и оценку их деятельности; • подбор, обучение, расстановку кадров; • всестороннее научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности субъектов и специализированных подразделений психологической работы. Общее организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных силах осуществляет Главное управление воспитательной работы (ГУВР). В его обязанности входят планирование, организация, обобщение опыта и результатов психологической работы в войсках, организация ее научно-методического обеспечения, участие в подготовке, переподготовке и расстановке кадров психологов. Этот орган осуществляет взаимодействие по вопросам психологической работы с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательски- Гл ава 1. Общая характеристика психологической работы в Вооруженных силах ______________ 25 ми учреждениями (центрами), вырабатывает предложения по развитию материально-технической базы психологической работы, готовит для органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управля-емого морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению воинской дисциплины. Нормативными документами, составляющими правовую основу психологической работы, являются: • законодательство Российской Федерации; • указы и распоряжения Президента РФ; • постановления и распоряжения Правительства РФ; • приказы и директивы министра обороны РФ (руководителей других силовых ведомств); • директивы Генерального штаба РФ; • директивы и организационно-методические указания Главного управления воспитательной работы МО РФ; • руководство по психологической работе в ВС РФ и другие нормативные документы. В них изложены общие требования к организации и проведению мероприятий психологической работы, определены обязанности и права ее субъектов, изложены основные задачи и содержание научно-методического, материально-технического, финансового обеспечения и подготовки кадров психологической работы. Перечень основных документов, регламентирующих деятельность должностных лиц психологической работы, представлен в табл. 1.1. Научно-методическое обеспечение психологической работы организуется и осуществляется в соответствии с приказами и директивами министра обороны (руководителя соответствующего силового ведомства), органами воспитательной работы. Задачами научно-методического обеспечения психологической работы являются: • разработка методологических и теоретических основ организации и прове их экспертная оценка; • проведение военно-психологических исследований по широкому кругу проб • подготовка учебных и методических пособий, информационно-справочных материалов по военной психологии; • обоснование перспектив развития психологической работы. Основным учреждением по разработке методологических, теоретических и методических проблем психологической работы в Вооруженных силах РФ является Военный университет МО РФ. Прикладные исследования проводятся военно-учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами и лаборатория- ми видов Вооруженных сил, родов войск и специальных войск ВС Российской Федерации. Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время Таблица 1.1 Перечень руководящих документов, определяющих организацию и ведение
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |