КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки овладения профессией психолога
2.1. Профессиональная субъектность как фактор саморазвития военного психолога На сегодняшний день одной из наиболее востребованных профессий является профессия психолога. В настоящее время более 150 вузов страны готовят соответствующих специалистов. Имеющийся опыт их подготовки в высшей школе убедительно доказывает, что образ будущей профессии выпускника должен быть таким же объектом формирования, как и профессиональные знания, умения, навыки и способы мышления. Целенаправленное формирование понимания будущими специалистами ценностных приоритетов профессиональной деятельности [во многом способствует достижению ими профессиональной самостоятельности, основанной на осмысленном и заинтересованном отношении к результатам своего труда. Это обусловлено, в частности, тем, что процесс вхождения психологов в новую должность, выполнения ими профессиональных обязанностей оказывается на деле достаточно сложным, а порой и малоэффективным. В данной связи показательным является период, совпадающий с началом самостоятельной деятельности после [окончания вуза, когда значительно изменяется тип и характер его взаимодействия с другими субъектами. Относительно структурированная (в плане целенаправленного и контролируемого характера освоения норм профессии) учебная среда вуза сменяется обстановкой, в которой резко возрастает количество актов самостоятельного функционального самоопределения психолога, связанных с проблемными ситуациями его деятельности. В условиях дефицита внешней пролонгированной профессиональной ориентации психолога в нормах профессии возрастают требования к его личностно-профессиональному потенциалу, способности на основе углубленного самопознания, соотнесения своих личностных качеств с требованиями обеспечить адекватный выбор способа и меры профессионального вмешательства в жизнь другого человека. Как показывают исследования профессионального становления психологов, эффективность данного процесса зависит от целого ряда условий и факторов, со-ставляющих социальную ситуацию профессионального развития. При этом, наряду с периодами относительно стабильного профессионального функционирования, существуют критические периоды, связанные с разрешением тех противоречий, 30 ______________ Раздел \. Организация и ведение психологической работы в мирное время которые обусловлены «движением» специалиста в социальной среде и особенностями условий профессиональной деятельности. К числу данных противоречий относятся: • противоречия между реальным уровнем профессиональной компетентности и нормативными требованиями профессии; • между самооценкой результатов собственной деятельности, ее целей и критериев эффективности и оценкой их со стороны должностных лиц; • между стремлением психолога к специализации в определенной области психологической науки и практики и необходимостью выполнять многофункциональные обязанности; • между стремлением офицера к профессионально-служебному росту в рамках избранной специальности и несовершенством организационно-штатной структуры, недостаточной эффективностью руководства процессом повышения профессиональной квалификации; • между высокой интенсивностью социальных контактов, необходимостью постоянного эмоционального «выкладывания» и ограниченной способностью психологов сохранять свой эмоционально-психологический потенциал; между ориентацией на интересы воинской деятельности и ориентацией на личность военнослужащего. По оценке самих психологов в числе факторов, затрудняющих процесс их становления, наибольшее негативное влияние оказывают: • отсутствие системы и необходимого минимума профессионального общения между психологами различных уровней; • неопределенность и формальность критериев оценки эффективности профессиональной деятельности психологов; • большой объем разноплановых функциональных обязанностей, загруженность поручениями и обязанностями, не связанными напрямую с задачами профессиональной деятельности; • недостаточная осведомленность командования о специфике деятельности психолога, субъективность в оценке его труда, некорректная постановка задач; • слабая методическая и материальная обеспеченность психологической работы в воинских частях. Отсутствие ясного представления о специфике профессиональной деятельности психолога у должностных лиц, недостаточное соответствие организационных структур потребностям их профессионального роста затрудняют выработку оптимальной модели функционирования психолога в системе профессионального взаимодействия с Другими субъектами психологической работы. Кроме того, размытость, а в ряде случаев отсутствие четких критериев оценки профессионализма психолога и предметного разграничения сферы его деятельности с деятельностью других специалистов затрудняют процессы его профессиональной идентификации и самоопределения, выступающие в качестве необходимой основы профессионального развития психолога. Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога ____ 31 Одним из важных целевых ориентиров, обусловливающим процесс профессиональной идентификации и самоопределения психолога, является модель, представляющая иерархию профессионально важных качеств данного специалиста. В психологии труда такая эмпирически обоснованная модель личности специалиста называется психограммой. Таблица 1.2 Ранжирование качеств, выделенных как наиболее значимые для своей профессии,
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |