Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки овладения профессией психолога




2.1. Профессиональная субъектность как фактор саморазвития военного психолога

На сегодняшний день одной из наиболее востребованных профессий является профессия психолога. В настоящее время более 150 вузов страны готовят соот­ветствующих специалистов. Имеющийся опыт их подготовки в высшей школе убедительно доказывает, что образ будущей профессии выпускника должен быть таким же объектом формирования, как и профессиональные знания, умения, на­выки и способы мышления. Целенаправленное формирование понимания буду­щими специалистами ценностных приоритетов профессиональной деятельности [во многом способствует достижению ими профессиональной самостоятельности, основанной на осмысленном и заинтересованном отношении к результатам свое­го труда.

Это обусловлено, в частности, тем, что процесс вхождения психологов в новую должность, выполнения ими профессиональных обязанностей оказывается на деле достаточно сложным, а порой и малоэффективным. В данной связи показательным является период, совпадающий с началом самостоятельной деятельности после [окончания вуза, когда значительно изменяется тип и характер его взаимодействия с другими субъектами. Относительно структурированная (в плане целенаправлен­ного и контролируемого характера освоения норм профессии) учебная среда вуза сменяется обстановкой, в которой резко возрастает количество актов самостоятель­ного функционального самоопределения психолога, связанных с проблемными ситуациями его деятельности. В условиях дефицита внешней пролонгированной профессиональной ориентации психолога в нормах профессии возрастают требо­вания к его личностно-профессиональному потенциалу, способности на основе уг­лубленного самопознания, соотнесения своих личностных качеств с требованиями обеспечить адекватный выбор способа и меры профессионального вмешательства в жизнь другого человека.

Как показывают исследования профессионального становления психологов, эффективность данного процесса зависит от целого ряда условий и факторов, со-ставляющих социальную ситуацию профессионального развития. При этом, наря­ду с периодами относительно стабильного профессионального функционирования, существуют критические периоды, связанные с разрешением тех противоречий,


30 ______________ Раздел \. Организация и ведение психологической работы в мирное время

которые обусловлены «движением» специалиста в социальной среде и особеннос­тями условий профессиональной деятельности. К числу данных противоречий относятся:

• противоречия между реальным уровнем профессиональной компетентнос­ти и нормативными требованиями профессии;

• между самооценкой результатов собственной деятельности, ее целей и кри­териев эффективности и оценкой их со стороны должностных лиц;

• между стремлением психолога к специализации в определенной области пси­хологической науки и практики и необходимостью выполнять многофункцио­нальные обязанности;

• между стремлением офицера к профессионально-служебному росту в рам­ках избранной специальности и несовершенством организационно-штатной структуры, недостаточной эффективностью руководства процессом повы­шения профессиональной квалификации;

• между высокой интенсивностью социальных контактов, необходимостью по­стоянного эмоционального «выкладывания» и ограниченной способностью психологов сохранять свой эмоционально-психологический потенциал; меж­ду ориентацией на интересы воинской деятельности и ориентацией на лич­ность военнослужащего.

По оценке самих психологов в числе факторов, затрудняющих процесс их ста­новления, наибольшее негативное влияние оказывают:

• отсутствие системы и необходимого минимума профессионального общения между психологами различных уровней;

• неопределенность и формальность критериев оценки эффективности про­фессиональной деятельности психологов;

• большой объем разноплановых функциональных обязанностей, загружен­ность поручениями и обязанностями, не связанными напрямую с задачами профессиональной деятельности;

• недостаточная осведомленность командования о специфике деятельности психолога, субъективность в оценке его труда, некорректная постановка задач;

• слабая методическая и материальная обеспеченность психологической ра­боты в воинских частях.

Отсутствие ясного представления о специфике профессиональной деятельно­сти психолога у должностных лиц, недостаточное соответствие организационных структур потребностям их профессионального роста затрудняют выработку оп­тимальной модели функционирования психолога в системе профессионального вза­имодействия с Другими субъектами психологической работы. Кроме того, размы­тость, а в ряде случаев отсутствие четких критериев оценки профессионализма психолога и предметного разграничения сферы его деятельности с деятельнос­тью других специалистов затрудняют процессы его профессиональной идентифи­кации и самоопределения, выступающие в качестве необходимой основы профес­сионального развития психолога.


Глава 2. Теоретико-методические предпосылки овладения профессией психолога ____ 31

Одним из важных целевых ориентиров, обусловливающим процесс професси­ональной идентификации и самоопределения психолога, является модель, пред­ставляющая иерархию профессионально важных качеств данного специалиста. В психологии труда такая эмпирически обоснованная модель личности специа­листа называется психограммой.

Таблица 1.2 Ранжирование качеств, выделенных как наиболее значимые для своей профессии,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.