КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерные нормы продолжительности различных видов профессиональной 3 страница
• при организации боевой учебы добиваться от подчиненных должностных лиц использования разработанных форм и методов психологической подготовки; • заботиться о сплочении воинских коллективов, совершенствовать культуру межнационального общения военнослужащих; • проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать во взаимоотношениях бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства; • в работе с кадрами опираться на результаты профессионального психологического отбора военнослужащих, учитывать психолого-педагогические знания, профессиональные навыки и умения, способности и опыт подчиненных должностных лиц при кадровых перемещениях; • сохранять конфиденциальность полученной психологической информации; • принимать меры по сохранению и укреплению психического и физического здоровья военнослужащих, направлять военнослужащих с отклонениями в психическом развитии на психиатрическое освидетельствование, а при необходимости, по заключению врача-психиатра, и на лечение; • руководить деятельностью психолога (специализированных психологических подразделений), систематически заслушивать его о состоянии психологической работы, проблемах в проведении ее мероприятий, и принимать меры к их своевременному решению; I Г - осуществлять контроль действенности мероприятий психологической работы; - принимать своевременные меры для всестороннего обеспечения психологической работы (кадрового, научно-методического, материально-технического, финансового). 2. Штабы, совместно с органами воспитательной работы, обеспечивают единство планирования, согласованность проведения мероприятий психологической работы и взаимодействие ответственных исполнителей. На основе анализа морально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации. 3. Органы воспитательной работы несут ответственность за планирование, методическое обеспечение, организацию, непосредственное проведение и действенность мероприятий психологической работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом. 4. Медицинская служба во взаимодействии с психологами, командирами и должностными лицами воспитательной работы осуществляет мероприятия по психоги- гиене и психопрофилактике в целях создания оптимальных условий для сохранения психического и физического здоровья военнослужащих, предупреждения психических расстройств и раннего выявления военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и психическими заболеваниями. В то же время существует специальный институт должностных лиц и органов психологической работы. На уровне воинской части им является психолог. Обладая необходимым уровнем профессиональной квалификации, он несет персональную ответственность за содержание и научное обеспечение мероприятий психологической работы, а также за обоснованность и качество применения методов и процедур психологического изучения и управления, достоверность психологических заключений и рекомендаций. В его обязанности входит осуществление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и методов, а также оказание методической помощи психологам батальонов и другим должностным лицам (см. приложение 3). Кроме этого в воинской части на нештатной основе функционирует центр (пункт) психологической помощи и реабилитации, который подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе. Он объединяет в своем составе психолога части и психологов батальонов, офицеров, имеющих высокий уровень психолого-педагогической компетентности, а также психологический актив из числа сержантов и рядового состава (желательно с психологическим, медицинским или педагогическим образованием). 3.2. Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части Под профессиональной деятельностью психолога понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей военнослужащих и гражданского персонала, воинских коллективов, психологических факторов военно-профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья военнослужащих и членов их семей [170]. 58__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время Анализ и учет нормативных документов, войсковой практики организации и проведения психологической работы позволяют выделить ряд особенностей профессиональной деятельности психолога воинской части, предопределяющих ее специфику [170]. 1. Опора на положения современной психологической науки и практики, представляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический материал для решения практических проблем. 2. Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ориентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого человека. 3. Достаточно жесткая регламентация деятельности различными нормативными актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы военнослужащего, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психического здоровья, так и на необходимость качественного решения служебных и боевых задач, обеспечения эффективного функционирования психики военнослужащих в процессе их выполнения. В то же время сам характер воинской деятельности во многом является источником психологических затруднений военнослужащих, а также ограничений (вследствие регламентированности воинского уклада, субординации действий военнослужащих и т. п.) в возможностях и свободе действий психолога по созданию необходимых условий для личностного роста военнослужащих и решения ими психологических проблем. 4. Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования, обусловленная значительной удаленностью, обособленностью мест расположения воинских частей. 5. Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной профессиональной деятельности) и других служебных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (дежурство по воинской части, контроль выполнения распорядка дня, участие в проведении служебных расследований и т. д.). 6. Чрезвычайное функциональное разнообразие и сложность задач, решаемых военным психологом части. Это требует от него широкого научного кругозора, ориентации во многих отраслях психологии, применения методов и средств как исследовательско-диагностического, так и управляющего характера. 7. Коллективный характер организации и проведения психологической работы, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с военнослужащими, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальности такой информации. 8. Зависимость окончательного результата от согласованности совместных действий психолога и других субъектов психологической работы — командиров, штабов, офицеров воспитательных структур. 9. Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности пси Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части по отношению к определенным категориям военнослужащих, отсутствие профес-сиограмм многих воинских специальностей. Психологический анализ деятельности психолога предполагает раскрытие ее предметного содержания, способов и средств осуществления деятельности систему профессиональных задач, условий, в которых эта деятельность протекает и которые влияют на ее эффективность, системы критериев, позволяющих судить о профессиональной компетентности и эффективности деятельности психолога. Основные цели профессиональной деятельности психолога воинской части — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление объектом. Предметом изучения и управления при этом (т. е. предметом профессиональной деятельности психолога) является психическая реальность военнослужащих. Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога — уровень понимания явления и уровень управления им, — определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельности. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В большинстве случаев задачей психолога является не только различение психологического явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает сочетание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур. При этом эффективность исследовательско-диагностической деятельности обусловлена способностью психолога самостоятельно осуществлять задачу поиска проблемы и построения ориентиров своей деятельности. Владея определенной технологией, ориентируясь на норму, он одновременно обязан видеть и уникальность каждого отдельного случая. В процессе психологического управления объектом психолог должен учитывать системность психологических явлений и процессов, имеющих место в воинской части. Работая с отдельным военнослужащим, необходимо ориентироваться как на его индивидуально-психологические особенности, так и на те условия микросоциальной среды, в которых осуществляется жизнедеятельность военнослужащего. На каждом из выделенных уровней (понимания и управления объектом) выделяются задачи, отличающиеся особенным предметным содержанием и требующие специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности и культуры [19,171]. I. Уровень понимания. На этом уровне решаются следующие задачи теоретико-исследовательского содержания. 1. Фиксация существования социально-психологического явления. Содержание деятельности психолога: увидеть явление, заметить его, различить в психологически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержанием деятельности психолога-практика становится принятие данной проблемы в качестве задачи его психологической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и этическими, последствиями. 2. Описание явления. Содержание - дать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью кате- 60_______________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время горий психологического языка, выделяющего тонкие детали, особенности и уже известные закономерности. 3. Исследование — т. е. целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экспертиза, обобщение полученной достоверной социально-психологической информации. 4. Объяснение — интерпретация исследовательских данных, построение концептуальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления: его структуру, факторы возникновения и динамики, зависимости между различными параметрами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативного состояния социально-психологических характеристик. Объяснение фактически представляет собой обоснованное описание. 5. Прогнозирование — это построение психологом динамических моделей перспективного состояния воинского коллектива или военнослужащего, его деятельности и взаимоотношений при тех или иных условиях управления. 6. Практико-методические рекомендации, т. е. система обоснованных предложений организационно-управленческого характера для специалистов-профессионалов, имеющих отношение к военно-организационной системе в связи с решаемой проблемой, для командиров, специалистов воспитательных органов, медиков и др. П. Уровень управления. Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры воинского коллектива и характеристики (свойства, состояния) отдельного военнослужащего. Реализуются следующие задачи. 1. Учет результатов понимания в управляющем воздействии — в процессе общения с руководителями и членами воинских коллективов, в построении коррек-ционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирования. 2. Коррекция развития, т. е. система компетентных профессиональных действий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотерапевтического плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими военнослужащими по его рекомендациям в отношении к отклонениям в поведении отдельных военнослужащих и воинского коллектива в целом. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы. Этот момент работы предполагает оказание психологической помощи военнослужащим со стороны только психологов-профессионалов. 3. Направленное формирование. Содержание данного аспекта деятельности — устранение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходимых для успешного выполнения военно-профессиональных задач. Формами работы могут быть, например, организация мероприятий психологической подготовки к боевой деятельности, социально-психологический тренинг общения и пр. 4. Содействие саморазвитию. Жизнь воинского коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психолога состоит, прежде всего, в квалифицированном психологическом консультировании руководителя и отдельных военнослужащих в случаях их обращения за советом, помощью, а также в текущем психологическом просвещении и образовании членов воинского коллектива. Глава 3. Организация и содержание психо логической работы в воинской части части Щ 61 Реализация исследовательско-диагностических и управляющих процедур, тех ник и технологий направлена на решение тех задач, которые, собственно, и состав ляют содержание профессиональной деятельности психолога. В процессе выпол нения данных задач по отношению к объекту деятельности военный психолог реализует определенные функции. В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, од нородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивыми способами и средствами использования психологического знания для достижения определенной цели. Анализ психологической литературы, а также реальной деятельности психологов позволяет выделить следующие функции войскового психолога как субъекта психологической работы: • диагностическая — психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельности, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влияющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей; • исследовательская — изучение новейших достижений в области психологической науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регулярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показателей применительно к конкретной выборке и т. д.; • прогностическая — прогноз тенденций развития и перспективного состояния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных вариантах управления им; • информационная — сообщение клиентам и военным руководителям системы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологической компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития; • конструктивно-проектировочная — отбор и структурирование материала, участие в комплектовании воинских коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий воинской деятельности, средств и режимов труда и т. п.; • учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психологии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов; • экспертная — оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) вариантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологических параметрах состояния объекта оценивания; • консультативная - оказание помощи военнослужащим, членам их семей и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций; • коррекционно-развивающая - оказание помощи в изменении и/или реконструкции психологических образований, компенсация дефектов образова- I ния и воспитания, изменение режимов и условий воинской деятельности 62__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному решению профессиональных задач; • коммуникативная — установление контакта с партнером, прием и передача Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональна по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединенные по их характеру в отдельные виды деятельности. К числу основных видов и методов деятельности военного психолога относятся следующие. 1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида деятельности решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, донесения и т. п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психологической работы (командиры, актив) практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы. 2. Совершенствование профессиональной компетентности. Данный вид деятельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений. 3. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности военнослужащего, социально-психологических характеристик деятельности воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служеб-но-боевой деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:
• прогноза дальнейшего развития объекта обследования; • поиска наиболее эффективных способов работы с ним; • разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для должностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств боевой и психологической подготовки, режима жизнедеятельности военнослужащих. В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и групповую психодиагностику, которые могут рассматриваться и как относительно самостоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности пси- Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части ______________ 63 холога в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психодиагностических ситуаций, как правило, выступают ситуации, связанные с: 1) мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой военнослужащих по воинским специальностям, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу; 2) добровольным обращением военнослужащего (членов семей, служащих) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (затруднений) человека и определить пути их преодоления; 3) аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцениваются их психологические качества на предмет соответствия определенной должности или возможности обучения в военном вузе; 4) принудительным обследованием (например, обследование поступающего молодого пополнения либо выявление психологических факторов и причин, способствующих совершению проступков, происшествий, аварий и т. п.), проводимым по решению командования для получения необходимой информации; 5) необходимостью изучения существующих форм, средств и методов боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих в целях их оптимизации в интересах повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья личного состава. Полученные данные могут использоваться следующими лицами: а) психологом воинской части для осуществления дальнейшей коррекционной работы; б) другими специалистами, например медиками, социальными работниками, в) должностными лицами для формирования управленческого решения, учета г) другими людьми (родственниками, представителями воинского коллекти д) самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения. В рамках перечисленных ситуаций используются различные организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной информации. 4. Психологическая помощь. Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом воинской части средствами практической психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у военнослужащих и членов их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая. Основными видами и методами психологической помощи являются психопрофилактика и психогигиена, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация. Кратко охарактеризуем их. 64__________________ Раздел I. Организация и веде ние пс ихологической работы в мирное время Психопрофилактика и психогигиена — это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообразных психологических проблем и направленных на сохранение психического здоровья военнослужащих, на создание нормальных условий для их жизнедеятельности. Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами. В рамках данного вида деятельности осуществляются: • выявление и постановка на учет военнослужащих, склонных к отклоняющемуся (девиантному) поведению, а также лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости; • организация работы комнаты психологической разгрузки, в которой проводятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению нервно-психического здоровья; • обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, специализированным формам мобилизации на действия в экстремальных ситуациях или процедурам восстановления психофизиологических ресурсов; • определение психогигиенического минимума для военнослужащих в различных условиях служебно-боевой деятельности; • психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режима труда и отдыха; • прием психологом военнослужащих во время медицинской диспансеризации, а также другие мероприятия. Психологическое консультирование — это вид психологической помощи, заключающейся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его социально-психологической компетентности и оказании содействия в решении сложных личностных проблем, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения. Консультирование осуществляется, как правило, в форме специально организованной беседы психолога с клиентом. Оно может проводиться также путем организации почты или телефонов доверия в рамках воинской части. Консультирование может быть индивидуальным или групповым. Психологическое обучение и просвещение — это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формированию и совершенствованию навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. Основными задачами психологического просвещения являются: • ознакомление военнослужащих с основными закономерностями и условия-ми благоприятного психического развития человека; • популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований; ("пава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части ______ 65 • формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с людьми или в интересах развития собственной личности; • достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога, специфики его деятельности, возможностей и ограничений в его работе и др. От консультирования просвещение отличается, прежде всего, наличием более широкого контекста и предметной области излагаемых психологических сведений, не соотносимым напрямую с актуальными психологическими проблемами конкретных военнослужащих. Психологическое просвещение и обучение реализуются в системе общественно-государственной, командирской и боевой подготовки, а также в процессе повседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстрационных психологических практикумов, тренингов, группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем. Формами психологического просвещения могут быть также выставки, подборка литературы, показ учебных и художественных кино- и видеофильмов, оформление сменных тематических стендов по актуальным проблемам социальной, возрастной и педагогической психологии. Эффективной формой психологического обучения являются различного рода тренинги (психофизические, социально-психологические). Психотерапия и психокоррекция —деятельность, направленная на ослабление действия психотравмирующих факторов, воссоздание гармоничных отношений человека с окружающей средой, его личностный рост, формирование у него качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также на оптимизацию социально-психологического климата в коллективе. В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицинское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии. При этом психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психологом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционировании психики конкретного человека. Психореабилитация, используя в основном методы и процедуры психотерапии, характеризуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие действия психотравмирующих факторов. Психореабилитационные мероприятия проводятся, как правило, в системе комплексной реадаптационной программы, предполагающей не только специализированную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необходимых социальных условий (табл. 1.3). Перечисленные виды деятельности военного психолога образуют целостную систему, обеспечивающую вследствие комплексного применения процедур исследовательского и управляющего характера решение задач оптимизации условии жизнедеятельности военнослужащих в интересах эффективного выполнения ими социальных функций, военно-профессиональных обязанностей и сохране-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |