Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерные нормы продолжительности различных видов профессиональной 3 страница




• при организации боевой учебы добиваться от подчиненных должностных лиц использования разработанных форм и методов психологической подго­товки;

• заботиться о сплочении воинских коллективов, совершенствовать культуру межнационального общения военнослужащих;

• проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать во взаи­моотношениях бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;

• в работе с кадрами опираться на результаты профессионального психологи­ческого отбора военнослужащих, учитывать психолого-педагогические зна­ния, профессиональные навыки и умения, способности и опыт подчиненных должностных лиц при кадровых перемещениях;

• сохранять конфиденциальность полученной психологической информации;

• принимать меры по сохранению и укреплению психического и физического здоровья военнослужащих, направлять военнослужащих с отклонениями в психическом развитии на психиатрическое освидетельствование, а при не­обходимости, по заключению врача-психиатра, и на лечение;

• руководить деятельностью психолога (специализированных психологиче­ских подразделений), систематически заслушивать его о состоянии психо­логической работы, проблемах в проведении ее мероприятий, и принимать меры к их своевременному решению;


I Глава 3. Организация и содержаниеп^ ^работы в воинской части ___________ 57

- осуществлять контроль действенности мероприятий психологической работы;

- принимать своевременные меры для всестороннего обеспечения психологи­ческой работы (кадрового, научно-методического, материально-техническо­го, финансового).

2. Штабы, совместно с органами воспитательной работы, обеспечивают един­ство планирования, согласованность проведения мероприятий психологической работы и взаимодействие ответственных исполнителей. На основе анализа мо­рально-психологического состояния личного состава вносят предложения по его укреплению и участвуют в их реализации.

3. Органы воспитательной работы несут ответственность за планирование, ме­тодическое обеспечение, организацию, непосредственное проведение и действен­ность мероприятий психологической работы с военнослужащими, членами их се­мей и гражданским персоналом.

4. Медицинская служба во взаимодействии с психологами, командирами и долж­ностными лицами воспитательной работы осуществляет мероприятия по психоги-

гиене и психопрофилактике в целях создания оптимальных условий для сохра­нения психического и физического здоровья военнослужащих, предупреждения психических расстройств и раннего выявления военнослужащих с нервно-психи­ческой неустойчивостью и психическими заболеваниями.

В то же время существует специальный институт должностных лиц и органов психологической работы. На уровне воинской части им является психолог. Об­ладая необходимым уровнем профессиональной квалификации, он несет персо­нальную ответственность за содержание и научное обеспечение мероприятий психологической работы, а также за обоснованность и качество применения ме­тодов и процедур психологического изучения и управления, достоверность пси­хологических заключений и рекомендаций. В его обязанности входит осуществ­ление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и методов, а также оказание методической помощи психологам баталь­онов и другим должностным лицам (см. приложение 3).

Кроме этого в воинской части на нештатной основе функционирует центр (пункт) психологической помощи и реабилитации, который подчиняется замести­телю командира полка по воспитательной работе. Он объединяет в своем составе психолога части и психологов батальонов, офицеров, имеющих высокий уровень психолого-педагогической компетентности, а также психологический актив из числа сержантов и рядового состава (желательно с психологическим, медицин­ским или педагогическим образованием).

3.2. Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога воинской части

Под профессиональной деятельностью психолога понимается система взаимосвязанных методов, способов и средств, применяемых им для изучения психологических особенностей военнослужащих и гражданского персонала, воинских коллективов, психологических факто­ров военно-профессиональной среды и их совершенствования в целях повышения эффек­тивности воинской деятельности и сохранения психического здоровья военнослужащих и членов их семей [170].


58__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Анализ и учет нормативных документов, войсковой практики организации и про­ведения психологической работы позволяют выделить ряд особенностей профес­сиональной деятельности психолога воинской части, предопределяющих ее спе­цифику [170].

1. Опора на положения современной психологической науки и практики, пред­ставляющие теоретическую основу, а также необходимый эмпирический матери­ал для решения практических проблем.

2. Неукоснительное следование психолога этическим нормам, выраженная ори­ентация на ценность другого человека, предполагающая адекватное восприятие и оценку психологом своих возможностей как меры воздействия на другого чело­века.

3. Достаточно жесткая регламентация деятельности различными нормативны­ми актами. Это подразумевает ориентацию психолога как на интересы военно­служащего, учет его личностных ценностей, интересов и сохранение психическо­го здоровья, так и на необходимость качественного решения служебных и боевых задач, обеспечения эффективного функционирования психики военнослужащих в процессе их выполнения. В то же время сам характер воинской деятельности во многом является источником психологических затруднений военнослужащих, а также ограничений (вследствие регламентированности воинского уклада, субор­динации действий военнослужащих и т. п.) в возможностях и свободе действий психолога по созданию необходимых условий для личностного роста военнослу­жащих и решения ими психологических проблем.

4. Ограниченность возможностей психолога для профессионального общения и самосовершенствования, обусловленная значительной удаленностью, обособ­ленностью мест расположения воинских частей.

5. Необходимость выполнения (помимо осуществления непосредственной про­фессиональной деятельности) и других служебных обязанностей, во многом противоречащих стилю и духу профессионального взаимодействия психолога с клиентом (дежурство по воинской части, контроль выполнения распорядка дня, участие в проведении служебных расследований и т. д.).

6. Чрезвычайное функциональное разнообразие и сложность задач, решаемых военным психологом части. Это требует от него широкого научного кругозора, ориентации во многих отраслях психологии, применения методов и средств как исследовательско-диагностического, так и управляющего характера.

7. Коллективный характер организации и проведения психологической рабо­ты, необходимость тесного взаимодействия ее субъектов, предполагающие обмен между ними психологической информацией, полученной в ходе работы с воен­нослужащими, и использование этой информации в практической деятельности, что предопределяет особенность ориентации на требование конфиденциальнос­ти такой информации.

8. Зависимость окончательного результата от согласованности совместных дей­ствий психолога и других субъектов психологической работы — командиров, шта­бов, офицеров воспитательных структур.

9. Отсутствие достаточно четких критериев эффективности деятельности пси­
холога, а в ряде случаев — надежных и апробированных методик, позволяющих
эффективно осуществлять профессиональные задачи, корректно применять их


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части



по отношению к определенным категориям военнослужащих, отсутствие профес-сиограмм многих воинских специальностей.

Психологический анализ деятельности психолога предполагает раскрытие ее предметного содержания, способов и средств осуществления деятельности сис­тему профессиональных задач, условий, в которых эта деятельность протекает и которые влияют на ее эффективность, системы критериев, позволяющих судить о профессиональной компетентности и эффективности деятельности психолога.

Основные цели профессиональной деятельности психолога воинской части — психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологи­ческое управление объектом.

Предметом изучения и управления при этом (т. е. предметом профессиональ­ной деятельности психолога) является психическая реальность военнослужащих.

Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога — уровень понимания явления и уровень управления им, — определяется, прежде всего, особым характером предметной сферы его практической деятельно­сти. Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В боль­шинстве случаев задачей психолога является не только различение психологиче­ского явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных спо­собов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает соче­тание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.

При этом эффективность исследовательско-диагностической деятельности обусловлена способностью психолога самостоятельно осуществлять задачу по­иска проблемы и построения ориентиров своей деятельности. Владея определен­ной технологией, ориентируясь на норму, он одновременно обязан видеть и уни­кальность каждого отдельного случая. В процессе психологического управления объектом психолог должен учитывать системность психологических явлений и процессов, имеющих место в воинской части. Работая с отдельным военнослужа­щим, необходимо ориентироваться как на его индивидуально-психологические особенности, так и на те условия микросоциальной среды, в которых осуществля­ется жизнедеятельность военнослужащего.

На каждом из выделенных уровней (понимания и управления объектом) выде­ляются задачи, отличающиеся особенным предметным содержанием и требу­ющие специфических методологических и практико-методических средств, про­фессиональной компетентности и культуры [19,171].

I. Уровень понимания. На этом уровне решаются следующие задачи теорети­ко-исследовательского содержания.

1. Фиксация существования социально-психологического явления. Содержа­ние деятельности психолога: увидеть явление, заметить его, различить в психоло­гически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержанием деятельности психолога-практика становится принятие данной проблемы в качестве задачи его психоло­гической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и эти­ческими, последствиями.

2. Описание явления. Содержание - дать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью кате-


60_______________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

горий психологического языка, выделяющего тонкие детали, особенности и уже известные закономерности.

3. Исследование — т. е. целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экс­пертиза, обобщение полученной достоверной социально-психологической инфор­мации.

4. Объяснение — интерпретация исследовательских данных, построение концеп­туальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления: его структуру, факторы возникновения и динамики, зависимости между различными парамет­рами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативно­го состояния социально-психологических характеристик. Объяснение фактиче­ски представляет собой обоснованное описание.

5. Прогнозирование — это построение психологом динамических моделей перс­пективного состояния воинского коллектива или военнослужащего, его деятель­ности и взаимоотношений при тех или иных условиях управления.

6. Практико-методические рекомендации, т. е. система обоснованных предло­жений организационно-управленческого характера для специалистов-профессио­налов, имеющих отношение к военно-организационной системе в связи с решаемой проблемой, для командиров, специалистов воспитательных органов, медиков и др.

П. Уровень управления. Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры воинского коллектива и характеристики (свойства, состояния) отдельного военнослужащего. Реализуются следующие за­дачи.

1. Учет результатов понимания в управляющем воздействии — в процессе об­щения с руководителями и членами воинских коллективов, в построении коррек-ционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирова­ния.

2. Коррекция развития, т. е. система компетентных профессиональных дей­ствий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотера­певтического плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими воен­нослужащими по его рекомендациям в отношении к отклонениям в поведении отдельных военнослужащих и воинского коллектива в целом. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы. Этот момент работы предполагает оказание психологической помощи военнослужа­щим со стороны только психологов-профессионалов.

3. Направленное формирование. Содержание данного аспекта деятельности — ус­транение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходи­мых для успешного выполнения военно-профессиональных задач. Формами рабо­ты могут быть, например, организация мероприятий психологической подготовки к боевой деятельности, социально-психологический тренинг общения и пр.

4. Содействие саморазвитию. Жизнь воинского коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психо­лога состоит, прежде всего, в квалифицированном психологическом консульти­ровании руководителя и отдельных военнослужащих в случаях их обращения за советом, помощью, а также в текущем психологическом просвещении и образова­нии членов воинского коллектива.


Глава 3. Организация и содержание психо логической работы в воинской части


части Щ 61


Реализация исследовательско-диагностических и управляющих процедур, тех ник и технологий направлена на решение тех задач, которые, собственно, и состав ляют содержание профессиональной деятельности психолога. В процессе выпол нения данных задач по отношению к объекту деятельности военный психолог реализует определенные функции. В данном случае функции понимаются как объективные, наиболее характерные совокупности профессиональных задач, од нородные по содержанию, осуществление которых характеризуется устойчивы­ми способами и средствами использования психологического знания для дости­жения определенной цели.

Анализ психологической литературы, а также реальной деятельности психоло­гов позволяет выделить следующие функции войскового психолога как субъекта психологической работы:

диагностическая — психологическое изучение и регистрация по наиболее существенным параметрам особенностей личности, коллектива, деятельно­сти, диагностика отклонений от нормы, выявление и оценка факторов, влия­ющих на успешность деятельности и психологическое состояние людей;

исследовательская — изучение новейших достижений в области психологи­ческой науки и практики, пополнение научно-методических знаний, регу­лярный анализ процессов и состояния собственной работы, опыта коллег, участие в НИР, адаптация новых методик, уточнение критериев, показате­лей применительно к конкретной выборке и т. д.;

прогностическая — прогноз тенденций развития и перспективного состоя­ния психологических характеристик объекта изучения при тех или иных ва­риантах управления им;

информационная — сообщение клиентам и военным руководителям систе­мы психологических знаний, повышение уровня их социально-психологи­ческой компетентности, сообщение сведений о психологическом состоянии объекта и тенденциях его развития;

конструктивно-проектировочная — отбор и структурирование материала, участие в комплектовании воинских коллективов, групп, проектирование оптимального состояния объекта, содержания и условий воинской деятель­ности, средств и режимов труда и т. п.;

учебно-методическая — обучение использованию в практике знаний психо­логии, умений и навыков психической саморегуляции и психологического воздействия, разработка методических документов;

экспертная — оценка возможных или альтернативных вариантов решения психологических и иных (с использованием возможностей психологии) ва­риантов решения проблем, квалифицированное заключение о психологиче­ских параметрах состояния объекта оценивания;

консультативная - оказание помощи военнослужащим, членам их семей и дача им рекомендаций по нахождению наиболее оптимального варианта действий в разрешении сложных психологических ситуаций;

коррекционно-развивающая - оказание помощи в изменении и/или рекон­струкции психологических образований, компенсация дефектов образова-

I ния и воспитания, изменение режимов и условий воинской деятельности


62__________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

в связи с определенным состоянием людей, формирование качеств, способ­ствующих личностному самовыражению и развитию, а также успешному ре­шению профессиональных задач;

коммуникативная — установление контакта с партнером, прием и передача
сообщения, эмоциональных состояний, понимание внутреннего мира и невер­
бальных реакций собеседника, взаимовлияние на поведение и мысли парт­
нера по общению.

Профессиональная деятельность психолога разнопланова и полифункциональ­на по своему характеру и содержанию. Выполняя функциональные обязанности, психолог использует разнообразные методы, техники и технологии, объединен­ные по их характеру в отдельные виды деятельности.

К числу основных видов и методов деятельности военного психолога относят­ся следующие.

1. Организационно-методическая работа. В рамках данного вида деятельнос­ти решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формали­зованных документов (справки, обзоры, донесения и т. п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психоло­гической работы (командиры, актив) практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий пси­хологической работы.

2. Совершенствование профессиональной компетентности. Данный вид дея­тельности предполагает как самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологи­ческой науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста зна­ний, навыков и умений.

3. Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологиче­ских особенностей личности военнослужащего, социально-психологических ха­рактеристик деятельности воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служеб-но-боевой деятельности. Все мероприятия осуществляются в целях:

 

• прогноза дальнейшего развития объекта обследования;

• поиска наиболее эффективных способов работы с ним;

• разработки конкретных рекомендаций для обследуемого, а также для долж­ностных лиц по дальнейшей оптимизации существующих форм, методов и средств боевой и психологической подготовки, режима жизнедеятельности военнослужащих.

В зависимости от объекта обследования различают индивидуальную и группо­вую психодиагностику, которые могут рассматриваться и как относительно само­стоятельный вид деятельности психолога, и как один из этапов деятельности пси-


Глава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части ______________ 63

холога в решении определенной задачи. В этой связи основными типами психоди­агностических ситуаций, как правило, выступают ситуации, связанные с:

1) мероприятиями профессионально-психологического отбора и расстановкой военнослужащих по воинским специальностям, когда необходимо оценить степень профессиональной пригодности человека, поступающего на военную службу;

2) добровольным обращением военнослужащего (членов семей, служащих) к психологу, когда необходимо выявить причины психологических проблем (зат­руднений) человека и определить пути их преодоления;

3) аттестацией должностных лиц и специалистов, когда выявляются и оцени­ваются их психологические качества на предмет соответствия определенной долж­ности или возможности обучения в военном вузе;

4) принудительным обследованием (например, обследование поступающего молодого пополнения либо выявление психологических факторов и причин, спо­собствующих совершению проступков, происшествий, аварий и т. п.), проводи­мым по решению командования для получения необходимой информации;

5) необходимостью изучения существующих форм, средств и методов боевой и морально-психологической подготовки военнослужащих в целях их оптимизации в интересах повышения эффективности воинской деятельности и сохранения психического здоровья личного состава.

Полученные данные могут использоваться следующими лицами: а) психологом воинской части для осуществления дальнейшей коррекционной работы;

б) другими специалистами, например медиками, социальными работниками,
психологами;

в) должностными лицами для формирования управленческого решения, учета
информации в воспитательной работе, при обучении военнослужащих;

г) другими людьми (родственниками, представителями воинского коллекти­
ва) для воздействия на жизнь обследуемого;

д) самим обследуемым в целях саморазвития, коррекции поведения.

В рамках перечисленных ситуаций используются различные организационные подходы и эмпирические методы, обеспечивающие получение достоверной ин­формации.

4. Психологическая помощь. Под психологической помощью понимается сис­тема мероприятий, проводимых психологом воинской части средствами практи­ческой психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодо­ление различного рода психологических затруднений у военнослужащих и членов их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного че­ловека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздей­ствия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: инди­видуальная, семейная и групповая.

Основными видами и методами психологической помощи являются психопро­филактика и психогигиена, психологическое консультирование, психологическое обу­чение и просвещение, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация. Кратко охарактеризуем их.


64__________________ Раздел I. Организация и веде ние пс ихологической работы в мирное время

Психопрофилактика и психогигиена — это система психолого-педагогических и организационных мероприятий, способствующих предупреждению разнообраз­ных психологических проблем и направленных на сохранение психического здо­ровья военнослужащих, на создание нормальных условий для их жизнедеятель­ности.

Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаи­мосвязи с другими должностными лицами. В рамках данного вида деятельности осуществляются:

выявление и постановка на учет военнослужащих, склонных к отклоняюще­муся (девиантному) поведению, а также лиц с низким уровнем нервно-пси­хической устойчивости;

организация работы комнаты психологической разгрузки, в которой прово­дятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению нервно-пси­хического здоровья;

обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, специа­лизированным формам мобилизации на действия в экстремальных ситуаци­ях или процедурам восстановления психофизиологических ресурсов;

определение психогигиенического минимума для военнослужащих в различ­ных условиях служебно-боевой деятельности;

психогигиеническая оценка комфортности среды, анализ режима труда и от­дыха;

прием психологом военнослужащих во время медицинской диспансеризации, а также другие мероприятия.

Психологическое консультирование — это вид психологической помощи, зак­лючающейся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его социально-психологической ком­петентности и оказании содействия в решении сложных личностных проблем, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадап­тивных способов поведения.

Консультирование осуществляется, как правило, в форме специально орга­низованной беседы психолога с клиентом. Оно может проводиться также путем организации почты или телефонов доверия в рамках воинской части. Консульти­рование может быть индивидуальным или групповым.

Психологическое обучение и просвещение — это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человече­ской психологии, механизмах возникновения негативных психических состояний, формированию и совершенствованию навыков психолого-педагогической и управ­ленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построе­ния оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.

Основными задачами психологического просвещения являются:

• ознакомление военнослужащих с основными закономерностями и условия-ми благоприятного психического развития человека;

• популяризация и разъяснение результатов новейших психологических ис­следований;


("пава 3. Организация и содержание психологической работы в воинской части ______ 65

• формирование потребности в психологических знаниях, желания использо­вать их в работе с людьми или в интересах развития собственной личности;

• достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога, специфики его деятельности, возможностей и ограничений в его работе и др.

От консультирования просвещение отличается, прежде всего, наличием более широкого контекста и предметной области излагаемых психологических сведе­ний, не соотносимым напрямую с актуальными психологическими проблемами конкретных военнослужащих.

Психологическое просвещение и обучение реализуются в системе обществен­но-государственной, командирской и боевой подготовки, а также в процессе по­вседневной жизнедеятельности: в ходе бесед, лекций, проведения демонстраци­онных психологических практикумов, тренингов, группового психологического консультирования лиц, обратившихся по поводу тех или иных проблем.

Формами психологического просвещения могут быть также выставки, подбор­ка литературы, показ учебных и художественных кино- и видеофильмов, оформ­ление сменных тематических стендов по актуальным проблемам социальной, воз­растной и педагогической психологии. Эффективной формой психологического обучения являются различного рода тренинги (психофизические, социально-пси­хологические).

Психотерапия и психокоррекция —деятельность, направленная на ослабление действия психотравмирующих факторов, воссоздание гармоничных отношений человека с окружа­ющей средой, его личностный рост, формирование у него качеств, необходимых для про­фессиональной деятельности, а также на оптимизацию социально-психологического кли­мата в коллективе.

В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицин­ское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицин­ское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии.

При этом психокоррекционные мероприятия проводятся тогда, когда психо­логом выявлены негативные отклонения от нормы в развитии и функционирова­нии психики конкретного человека.

Психореабилитация, используя в основном методы и процедуры психотерапии, характери­зуется как деятельность, направленная на восстановление психических функций и личност­ного статуса человека, нарушенных вследствие действия психотравмирующих факторов.

Психореабилитационные мероприятия проводятся, как правило, в системе ком­плексной реадаптационной программы, предполагающей не только специализиро­ванную медицинскую и психологическую помощь, но и создание необходимых со­циальных условий (табл. 1.3).

Перечисленные виды деятельности военного психолога образуют целостную систему, обеспечивающую вследствие комплексного применения процедур ис­следовательского и управляющего характера решение задач оптимизации усло­вии жизнедеятельности военнослужащих в интересах эффективного выполнения ими социальных функций, военно-профессиональных обязанностей и сохране-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.