Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неустойчивости




 

 

 

 

 

Основные Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
сферы прояв-  
ления НПН  
  Плохая координация движений
Психомоторика Повышенный тремор, тик
  Неловкость, угловатость движений
  Напряженность, вычурность движений и поз
  Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый
Познавательно- словарный запас, примитивность суждений)
мыслительная Низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ста-
деятельность вить жизненные цели, вязкость, поверхностность мышления)
Эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоре­чиям
  Повышенная эмоциональность (сензитивность)
  Высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость
  Импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость)
Темперамент Низкая или чрезмерная активность (суетливость, несобранность, вялость, апатичность, замкнутость)
  Ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность)
  Резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекае-
  мость)
  Внушаемость, склонность к подражательству
  Эгоистическая направленность интересов, иждивенчество
  Низкий самоконтроль
Мотивация Импульсивность влечений
  Чрезмерное стремление к доминированию
  Агрессивность
  Неустойчивость интересов, привязанностей
  Низкая эффективность деятельности
Нарушения Аварийность, травматизм по вине военнослужащего
в процессе Быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность
деятельности Заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность
  действий
  Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений
  Нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов
Нарушения и поручений
дисциплинар- Сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи
ных и социаль- Случаи суицидальных действий
ных норм Склонность к нечестности, воровству
  Уклонения от воинской службы
  Неряшливость
  Агрессивное поведение по отношению к сослуживцам
  Конфликтность, озлобленность, грубость
  Изолированность в группе
Нарушения межличностных отношений Пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям
Подозрительность, мнительность, недоверчивость
Неспособность противостоять влиянию окружающих
Излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность
  Обидчивость
  Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, вос-
  хищении

Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений _________ 99

 

Основные Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
сферы прояв-  
ления НПН  
  Общая вялость
  Повышенная утомляемость
  Нарушения сна, снохождение
  Частые головные боли, головокружения, обмороки, потеря сознания
  Судорожные припадки
  Энурез
Пред патологи- Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца
ческие и пато- Чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи
логические Фиксированность на состоянии здоровья
нарушения Резкое побледнение или покраснение кожных покровов
  Нарушения ритма дыхания при волнении
  Склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию
  Замедленный темп действий
  Демонстративные суицидальные попытки, членовредительство
  Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогич-
  ность, вязкость мышления

С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-ме­тодическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления НПН в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что надо обратить внима­ние при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим по­полнением.

В результате изучения документов могут быть получены косвенные призна­ки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников; перенесенные травмы и инфекционные заболевания го­ловного мозга; наблюдение в психоневрологическом диспансере; ночное недер­жание мочи; воспитание в неблагополучной семье; отсутствие одного из родите­лей; наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья; приводы в милицию; трудности в обучении и освоении профессии; вовлечение в антисоциальные груп­пы; сложные отношения с товарищами; низкая общественная активность; узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений; вспыльчивость; раздражи­тельность; неустойчивость настроения; обидчивость; замкнутость; безынициа­тивность; излишняя принципиальность; слабоволие; раннее пристрастие к алко­голю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 признаков военнослужащий заслуживает более пристально­го внимания и наблюдения, а при наличии 3-5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.

Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования так­же дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего:

• развязное поведение;

• легкую раздражительность;

• вспыльчивость;

• нетерпеливость и суетливость;


100 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

• театральность;

• демонстративность;

• стеснительность;

• замкнутость;

• плаксивость;

• неловкость;

• угловатость и резкость движений;

• скованность позы;

• неудобную посадку;

• немотивированные движения руками и ногами;

• частое моргание, подергивание век и щек;

• закусывание губ;

• покраснение кожных покровов лица и шеи;

• повышенную потливость;

• недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопро­сы не по существу);

• выражение растерянности и испуга;

• частое обращение к товарищам за разъяснениями;

• опоздания;

• задержку с началом работы или ее прекращение при тестировании;

• примитивность высказываний.

Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке должно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стесни­тельных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступа­ющих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распоря­док, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, военнослужа­щий заносится в список для углубленного изучения психологом части.

К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях пове­дения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ним соответствующий инструктаж.

Военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости (НПН), а также отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности по всем классам воинских специальностей направляются на дополнительное осви­детельствование к психиатру (психоневрологу) и с учетом его рекомендаций под­лежат динамическому наблюдению у врача и психолога воинской части.

При этом военнослужащие с резко выраженными признаками НПН нуждаются в медицинском освидетельствовании на предмет годности к военной службе.

В отношении военнослужащих с умеренно выраженными признаками НПН принимается решение об ограниченном использовании их по отдельным специ­альностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы тре­буют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитатель-


Глава 4, Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 101^

ных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальнос­тям).

Лица, в отношении которых по результатам ППО вынесено заключение: «Не рекомендуется к основным воинским должностям», распределяются в подразде­ления обслуживания.

Заполненные карты ППО хранятся в штабе (строевом отделении) вместе с учетно-послужными карточками, расставленными в алфавитном порядке и по подразделениям в течение установленных сроков военной службы по призыву. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты пересылаются вместе с другими документами к новому месту службы.

Итоги изучения пополнения отражаются психологом в специальном докумен­те, направляемом командиру полка и начальнику вышестоящего органа воспита­тельной работы — донесении о результатах социально-психологического изучения пополнения.

В содержании донесения отражаются следующие вопросы:

• на чем сосредоточивались основные усилия психологической работы в пе­риод приема и распределения пополнения;

• выводы из итогов работы по изучению пополнения (подтверждаются циф­ровыми показателями);

• социально-психологическая характеристика пополнения (анализ основных социально-демографических и психологических данных, основные выводы, тенденции улучшения (ухудшения) качественного состава пополнения);

• количество военнослужащих, отправленных на медицинское обследование и в дальнейшем уволенных с военной службы (причины);

• общие выводы и прогноз процесса адаптации пополнения к условиям воен­ной службы;

• предложения по совершенствованию работы по социально-психологическо­му изучению пополнения.

По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир полка (бригады) подводит итоги его изучения и издает приказы:

1)о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразде­лениям;

2) о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной службе.

1. Углубленное изучение проводится с учетом данных, полученных на предыду­щем этапе изучения. Особое внимание уделяется работе с лицами, у которых обна­ружены признаки нервно-психической неустойчивости и затрудненной адаптации к военной службе, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким уровнем НПУ психолог заносит в «Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости» и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаи­модействуя с врачом части и офицерами подразделений.

2. Последующее изучение личного состава осуществляется офицерами подраз­делений, психологом в процессе повседневной жизнедеятельности и направлено


102 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

на изучение отдельных качеств личности военнослужащего в интересах решения стоящих задач. Психолог части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреп­лению организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.

Материалы углубленного и последующего изучения (в папках на каждого воен­нослужащего) хранятся в рабочем кабинете психолога полка. Срок хранения — не менее 2 лет. При перемещении военнослужащего, проходящего военную служ­бу по призыву, карты ППО пересылаются вместе с другими документами к ново­му месту службы.

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских коллекти­вах организуется и проводится психологом воинской части совместно с офицера­ми подразделений.

При этом решаются следующие задачи:

• изучение, анализ и прогнозирование социально-психологических процессов и явлений и выработка предложений по управлению ими;

• выработка предложений по формированию и поддержанию здорового мо­рально-психологического климата в воинских коллективах;

• оценка эффективности управленческой деятельности органов военного уп­равления (командиров) и выработка рекомендаций по ее совершенствова­нию.

• оценка уровня психологической готовности подразделений к выполнению учебно-боевых и служебных задач.

Социально-психологическое изучение военнослужащих и воинских коллекти­вов включает в себя оценку:

• уровня развития воинского коллектива;

• психологической совместимости и сплоченности военнослужащих;

• морально-психологического климата (межличностных отношений, группо­вого мнения и настроения, удовлетворенности военнослужащих от пребы­вания в данном коллективе);

• стиля управленческой деятельности командиров и должностных лиц.

Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских кол­лективах проводится в плановом порядке, а также по указанию командира части, его заместителя по воспитательной работе, а также, по мере необходимости, по запросам командиров подразделений, где имеют место внутригругшовая напря­женность, частые межличностные конфликты и т. п.

Оно включает представленные на схеме первичное и последующее изучения (рис. 1.14). Один раз в период обучения психолог воинской части проводит инструк­тивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изуче­ния социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.

Изучение социально-психологических процессов во вновь сформированных подразделениях проводится не ранее чем через 4-6 недель после их комплектова­ния. Динамика социально-психологических процессов оценивается по результа-


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 103

там двух-, трехкратного обследования в период обучения психологом, а также на основе постоянного изучения, осуществляемого офицерами подразделений.

Полученные данные представляются командиру воинской части и его замести­телю по воспитательной работе в виде справки-доклада, где указываются: наиме­нование подразделения, основные вопросы изучения, описание выявленных про­блем, выводы и предложения. Командирам подразделений, в которых проводилось социально-психологическое обследование, результаты доводятся в устной форме.

 

  ГРУГ ПОВАЯ ПСИХОДИА ностйка йШ;;:>  
      Место Периодичность и время
1. Первичное Оценка психологиче­ской совместимости и удовлетворенности военнослужащих Психолог Подразделение Через 4-6 недель после комплектования
2. Последу- Оценка психологиче- Психолог совме- Подразделение 2-3 раза в период обу-
ющее ской совместимости стно с команди-   чения, а также по ука-
  и сплоченности воен- рами и их замести-   занию командира воин-
  нослужащих, характера телями по воспи-   ской части и запросам
  межличностных отно­шений. Оценка уровня психологической готов­ности подразделения к выполнению учебно-боевых и служебных задач. Прогнозирова­ние социально-психо­логических процессов и выработка предло­жений по управлению тательной работе   командиров подраз­делений и их замести­телей
  ими      

Рис. 1.14. Этапы социально-психологического изучения воинских коллективов

и их содержание

Комплексное психологическое изучение воинского коллектива (кроме выде­ленных выше основных вопросов) в процессе повседневной деятельности наряду с общим параметрическим описанием подразделения (функциональное предназ­начение, композиция, социально-демографические характеристики личного сос­тава, уровень профессиональной подготовленности и опыт боевой деятельности) включает:

• оценку групповых социально-психологических процессов деятельности (про­цессы группового целеполагания, совместные действия, срабатывание, ру­ководство деятельностью), общения (межличностное восприятие, информи­рование и взаимодействие, группообразование, ролевая дифференциация, сплочение, конфликты, реализация групповых санкций) и виутриколлектив-ного поведения отдельных членов коллектива (конформность, лидерство, от­клоняющееся поведение, социально-психологическая адаптация, групповое самоопределение и самоутверждение);

• оценку динамической структуры коллектива (структура коммуникаций, функ­ционально-ролевых взаимосвязей, эмоциональных межличностных пред­почтений);



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


• оценку групповых социально-психологических образований (групповые потреб­
ности, интересы, цели, нормы и ценности, внутригрупповые роли и ролевые
ожидания, микрогруппы, традиции, групповые санкции, морально-психоло­
гический климат коллектива, включающий межличностные отношения, груп­
повое мнение и настроение) [16].

Конкретное соотношение названных компонентов зависит от решаемых задач, условий деятельности, а наиболее общим, комплексным показателем выступает морально-психологическое состояние личного состава подразделения, определя­емое его психологической готовностью и военно-профессиональной подготовлен­ностью (способностью) решать задачи учебно-боевой и служебной деятельности, а также объективными результатами выполнения воинской деятельности. Оно выступает показателем степени усвоения и принятия военнослужащими военно-профессиональных, политических и нравственных ценностей общества и госу­дарства, ценностей и норм конкретного воинского коллектива.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.