Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о психическом здоровье и его критерии 3 страница




Какими бы плодотворными ни были усилия консультанта в выяснении истин­ного смысла проблемы клиента на диагностической стадии, они сами по себе не способны изменить позицию клиента, стимулировать его на возможность и необ­ходимость конструктивных перемен в себе и своем окружении. Поэтому решение собственно терапевтической задачи возможно только при условии реализации приемов и способов коррекционного воздействия на клиента. В этой связи выде­ление психологических механизмов таких воздействий предполагает ответ на вопрос: «За счет чего происходят позитивные изменения?», а выделение приемов коррекционного воздействия — ответ на вопрос: «Каким образом реализовать эти изменения посредством тех или иных действий консультанта?».

Известны основные механизмы коррекционного воздействия, краткое описа­ние которых приведено ниже [44, 79, 87, 109].

1. Облегчение гнета психологических проблем. Данный механизм предполагает снятие хронического напряжения и беспокойства клиента после свободного изло­жения им сокровенной информации психологу. Передавая свои тревоги и сомне­ния люди верят, что они теперь не одиноки перед лицом своих проблем, а слова психолога обязательно сбудутся. Свободное проявление эмоций лежит в основе эффекта эмоционального отреагирования. Эмоциональное отреагирование — это завершение эмоциональных переживаний, вызванных вытесненными из созна­ния психотравмирующими факторами, конфликтами и другими причинами, свя­занными с психологическими проблемами человека. Такое отреагирование дает эмоциональную разрядку. Освобождаясь от пресса эмоций, собеседник готов бо­лее взвешенно и последовательно рассказывать и понимать то, что ему говорит психолог.

2. Поиск нового ракурса видения проблемы. Оценивая проблему и свои возмож­ности ее решения, человек редко самостоятельно может подняться над ситуаци­ей, с которой (по его мнению) связаны и под углом зрения которой мыслятся все его неудачи. Для этого необходима смена «позиции наблюдения», смена, может быть, жизненной философии, т. е. определенного стиля отношения к жизненным событиям. Данный механизм может быть реализован, например, посредством:

 

перехода в новую плоскость фокусирования информации. Смысл данного ме­ханизма — в переводе эмоционально сфокусированных до этого жизненных впечатлений клиента в новую плоскость — плоскость проблемной сфокуси­рованности. Это достигается через уточнение психологом деталей сообщае­мой информации, смещением точек напряжения, перестановкой акцентов в ходе интерпретации слов клиента и т. п.;

реконструкции утраченного смысла. Чем бы ни были вызваны фрустрации и отчаяние человека — смертью близких, неизлечимой болезнью, физиче­ским изъяном или увечьем, неразделенной любовью, бойкотом окружа­ющих, внутренним конфликтом, — во всех случаях необходимо отыскать смысл в чем-либо: в прошедшем, настоящем, будущем;

расширения горизонтов видения мира и переоценки ценностей. Речь идет об освоении человеком новых духовных горизонтов, изменении «масштаба» видения себя и окружающего мира, корректировке «мерки», с которой чело­век подходит к оценке своих несчастий. При этом психологический смысл


152 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

любой жизненной проблемы будет меняться в зависимости от системы от­счета, в которой она рассматривается;

переоценки ценностей, которая полезна тем, кто «зациклился» на собствен­ных негативных переживаниях и эмоциях, кому не столько события жизни, сколько собственные страдания по этому поводу «застилают свет». С ними стоит вести разговор о том, что всякий опыт, даже болезненный, тоже имеет ценность. Что, только преодолевая трудности, человек развивается и по-на­стоящему начинает понимать себя и других.

3. Побуждение к противоположным действиям. Нередко в жизни возникают такие ситуации, когда бороться «в лоб» с каким-либо явлением бесперспективно, а то и вредно. В этом случае известная поговорка: «запретный плод — сладок» может подсказать более тонкий вариант психологического воздействия. Речь идет о побуждении клиента не совершать какие-то действия, на выполнение которых (зная обыденную психологию большинства людей нарушать или не соблюдать запреты) как раз и рассчитан позитивный психотерапевтический эффект.

4. Освобождение от психологических условностей и,ограничений. Реализация дан­ного механизма предполагает устранение искусственных ограничений к достиже­нию гармоничности и уравновешенности человека, ощущению им внутренней сво­боды. К данным ограничениям и обстоятельствам, не позволяющим человеку по своему усмотрению распорядиться собственной жизнью, могут относиться: законы социальной жизни, принципы и нормы морали, ложные стереотипы и установки. Важнейшим терапевтическим фактором здесь может и должно стать ощущение внутренней свободы человека, предполагающее способность к выдвижению и ре­ализации большого количества альтернатив.

5. Организация ситуаций высокого эмоционального накала. Коррекционный эф­фект такой ситуации, когда психолог провоцирует сильные эмоциональные пере­живания клиента, направлен на превентивное «обнажение» им своих чувств, что позволяет выявить скрытый внутриличиостный конфликт, не дожидаясь стихий­ного и неконтролируемого его разрешения.

6. Организация эффекта отсроченного последействия. Смысл данного эффекта состоит в информировании (предостережении) человека о тех или иных послед­ствиях неконструктивного (или напротив конструктивного) поведения, предостав­ляемого в виде психологической информации-обобщения такого рода случаев. Это взвешенное, причинно-логическое обоснование будущих изменений в жизни кли­ента. Следует различать конструктивные и неконструктивные предостережения, имеющие целью манипулирование сознанием человека. Среди конструктивных выделяются: а) позитивно-содержательные, открывающие эмоционально-при­влекательные перспективы; б) негативно-содержательные, несущие негативно окрашенные картины будущего; в) нейтральные, констатирующие что-либо без определенных эмоциональных оттенков.

7. Поддержка положительной «Я-концепции». Терапевтический эффект данно­го механизма основан на формировании положительных установок клиента на будущее собственное поведение через положительное оценивание его как лично­сти, его реальных действий сейчас. Авансирование доверием является мощным стимулом к самоизменению. Экспериментально установлено, что положительное


Глава 6, Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 153

поведение формируется преимущественно положительными ожиданиями и под­креплениями со стороны значимых других людей [109, 135].

В заключение остановимся на некоторых правилах, касающихся поведения кон­сультанта во время беседы, а также на его типичных ошибках и мерах по их про­филактике.

Правила-обобщения, высказываемые в ряде работ по психологическому кон­сультированию различными авторами, касаются следующих аспектов поведения консультанта [1, 87]:

а) речь: должна быть ограничена по времени; не должна восприниматься как
нечто чуждое и непонятное; топ высказываний психолога должен быть доб­
рожелательным; выдерживать паузу после каждого высказывания клиента;

б) невербальный контакт: в процессе беседы следует смотреть не в сторону, а
на собеседника; психолог не должен выдавать своей растерянности; неволь­
ная гримаса раздражения может свести на нет все предыдущие усилия кон­
сультанта;

в) быть самим собой: стремление казаться непогрешимым и всезнающим ин­
женером человеческих душ снижает шансы на истинное понимание проблем
клиента, а самого клиента провоцирует на замкнутость;

г) признание ограниченности своих возможностей: недопустимо обманывать
клиента, «кормить» его нереальными обещаниями; стремление увидеть лю­
бой ценой положительные результаты может приводить к ложным профес­
сиональным выводам и шагам в профессиональном взаимодействии;

д) не надеяться на быстрые результаты: надо уметь ждать, пока клиент созреет
для тех или иных действий психолога, пока им будут осознаны и переосмыс­
лены привычные способы самозащиты, понята своя роль в происхождении и
решении проблемы;

е) не растворяться в проблемах клиентов: увязание в проблеме клиента, учас­
тие в его жизненных обстоятельствах, попытки помочь вне ситуации кон­
сультирования снимают ответственность с самого клиента, превращая пси­
холога в опекуна.

Возможные ошибки консультанта, допускаемые в ситуации консультирования, представлены на схеме (табл. 1.9), показывающей также и пути их профилактики [1].

Знание данных ошибок поможет начинающим специалистам обратить внима­ние на индивидуальные особенности своей практической работы с клиентами и более целенаправленно работать по профилактике данных недостатков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.