Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о психическом здоровье и его критерии 1 страница




ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Исследование индивидуальных и групповых психологических особенностей во­еннослужащих — важный, но в определенном смысле предварительный этап в деятельности психолога, позволяющий получить объективную информацию для последующего ее учета при принятии управленческого решения. Изучение инди­видуальных психологических особенностей военнослужащих позволяет выявить лиц с теми или иными психологическими трудностями, следовательно, нужда­ющихся в оказании психологической помощи.

Психологическая помощь оказывается в целях сохранения и восстановления нарушенного функционального состояния психики военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, сохранения их психического здоровья, активи­зации психических ресурсов и развития способностей личности (группы) к раз­решению сложных личностных и профессиональных проблем.

В ходе оказания психологической помощи решаются следующие задачи:

1) разрешение кризисных психологических состояний военнослужащих, чле­нов их семей и гражданского персонала Вооруженных сил, профилактика конфликтных ситуаций в воинских и трудовых коллективах;

2) поддержание и восстановление у военнослужащих необходимого уровня психологической готовности к выполнению задач в любых условиях обста­новки;

3) психологическая поддержка военнослужащих в период их адаптации к ус­ловиям военной службы;

4) психологическая реабилитация военнослужащих, перенесших психические травмы в процессе служебной и боевой деятельности;

5) повышение психологической компетентности военных руководителей и во­еннослужащих;

6) создание психологических условий в воинской части, исключающих необо­снованные чрезмерные психологические и физические нагрузки на личный состав, способствующие благоприятному психологическому самочувствию военнослужащих.

Необходимость психологической помощи и сохранения психического здоро­вья военнослужащих обусловлена тем, что в условиях военно-профессиональной


132 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

деятельности человек неминуемо сталкивается с многочисленными проблемны­ми ситуациями, требующими наличия определенного уровня психического ре­сурса человека для их успешного преодоления.

Учитывая чрезвычайное многообразие взаимосвязей конкретного человека с окружающей средой (социальной, физической), в соответствии с существующими в психологии подходами (Б. С. Братусь, Л. Н. Собчик, Б. Я. Шведин, А. Ю. Фе­дотов и др.) правомерным представляется выделить следующие группы субъек­тивной сложности ситуаций и уровни психического здоровья людей.

1. Класс ситуаций на духовный и жизненный смысл деятельности, чему соот­ветствует личностно-смысловой уровень психического здоровья.

2. Класс ситуаций на опредмечивание и реализацию отношений, осуществле­ние конкретной деятельности, чему соответствует индивидуально-исполни­тельный уровень психического здоровья.

3. Класс ситуаций на качество психофизического взаимодействия с окружаю­щим, чему соответствует психофизический уровень психического здоровья, определяемый особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической личности.

Чем больше энергетических усилий требует ситуация определенного класса, тем больше вероятность снижения психического ресурса соответствующего уров­ня и разбалансированности психического здоровья человека. Таким образом, объектом психологической помощи являются военнослужащие, испытывающие проблемы и трудности личностного роста, преодоления трудных ситуаций и рас­стройства психического здоровья.

Множество проблем, с которыми встречаются военнослужащие в своей жизни и деятельности, можно разделить на две категории: психологические и предмет­ные, или непсихологические.

Психологическая проблема — это совокупность психологических трудностей человека, дисгармоничное состояние, вызванное определенными противоречия­ми в развитии или негативными изменениями (событиями) в личной и профес­сиональной жизни.

Психологическая проблема отличается от неисихологической тем, что ее ре­шение предполагает изменение личности (группы), в то время как непсихологи­ческая проблема решается путем перемен в предметной среде человека. Так или иначе, изменение предметных параметров должно быть сопряжено со знанием психологической стороны проблемы, т. е. с характером отражения, восприятия различных ее аспектов человеком, знанием его психологических возможностей и особенностей и пр.

Под психическим здоровьем понимается комплексное многоуровневое качество жизне­деятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим усилиям и затра­там организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека [134].

Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важ­ны как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим военно­служащим, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, по­зволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от


Глава 6, Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 133

нее у конкретного человека. Проблема нормы в психологии одна из самых слож­ных. Сложность данного феномена подчеркивается многообразием подходов к ее пониманию представителями различных наук. Укажем лишь на некоторые аспек­ты в понимании нормы:

а) норма как оптимальное состояние объекта. С этой точки зрения норма пред­
ставляет наиболее устойчивое адаптивное состояние объекта, более всего со­
ответствующее определенным условиям и задачам его функционирования;

б) норма как исходное начало для сравнения и оценки. В данном случае формаль­
ный критерий, по которому происходит сравнение людей по определенным
аспектам, выводится на основе статистической обработки результатов и
анализа их распределения, полученных у большого количества людей. Од­
нако чрезвычайно трудно охарактеризовать положение человека относи­
тельно нормы, если взять за основание для сравнения не один, а систему по­
казателей. Получится, что «нормальных» людей будет меньшинство;

в) норма как отсутствие отклонений, состояние, противоположное болезни,
отсутствие физических дефектов, заболеваний и расстройств. В соответ­
ствии с этим подходом нормальным будет признан тот человек, у которого в
результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относи­
мых к различного рода психическим отклонениям;

г) норма как описательная характеристика необходимых положительных ка­
честв личности
(положительный логический критерий);

д) норма как состояние полного физического, духовного и социального благополу­
чия человека,
ощущение возможности реализации своего личностного потен­
циала.

Выделяют три уровня анализа этой категории:

1) иейропсихологический — делается вывод о мозговой организации исследуе­мого явления (здесь необходимы знания о функциональной организации мозга, об основных принципах локализации психических функций и локаль­ных поражений мозга);

2) общепсихологический анализ содержания нормы психического развития пред­полагает использование данных об основных закономерностях и механиз­мах функционирования психики;

3) возрастно-психологический уровень анализа позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности [135].

Следует отметить, что в понимание психического здоровья включены не толь­ко медицинские, психологические критерии, но и общественные, групповые цен­ности и нормы, которые регламентируют духовную жизнь и поведение человека в социуме. При этом ориентация па норму психической деятельности обусловлена тем, что предполагаемый ею оптимальный уровень психического самочувствия и функционирования индивида в обществе возможен в первую очередь при отсут­ствии патологических отклонений в функционировании центральной нервной системы. В этом плане все многообразие переходных состояний человека нахо­дится между двумя полюсами: «норма* и «патология». В этой связи укажем наи­более обш;ие критерии, характеризукщие норму психического здоровья:



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


а) соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительнос­
ти, а также соразмерность и соответствие характера реакций внешним раз­
дражителям, значению жизненных событий;

б) адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познаватель­
ной сфер личности;

в) способность к адаптации в микросоциальных отношениях;

г) способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению в
зависимости от смены ситуаций, разумному планированию жизненных це­
лей и поддержанию активности в их достижении;

д) критический подход к обстоятельствам жизни, чувство ответственности за
потомство и близких членов семьи.

В то же время, человек, физически и психически находящийся в пределах ука­занных норм, может субъективно ощущать собственное неблагополучие, вызван­ное, например, нереализованностыо своих жизненных планов, неудовлетворен­ной потребностью, недостатком внимания со стороны близких людей и т. п. В этой связи значимым является то, что здесь на первый план при определении уровня психического здоровья выходят потребностные критерии, связанные с мировоз­зрением человека, его «Я-концепцией», уровнем притязаний и т. д. Таким обра­зом, при всей кажущейся схожести феномены «психическая норма» и «психиче­ское здоровье» не совпадают. Для подчеркивания данного различия в последнее время в психологии наряду с термином «психическое» стал употребляться и тер­мин «психологическое здоровье», в какой-то степени соразмерный по содержа­нию с понятиями личностного благополучия и личностной зрелости [23].

Другими словами, «нормальный человек» — это человек, соответствующий в главных своих психических проявлениях основным критериям половозрастного развития и социальным нормам конкретного общества, обеспечивающий адекват­ную окружающей действительности регуляцию поведения, а «психически здоро­вый» — испытывающий при этом и чувство душевного благополучия, ответствен­но выступающий субъектом своей жизнедеятельности.

Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности — от более «заостренных» отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических со­стояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкрет­ного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. В сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение характеризуется как девиантное (отклоня­ющееся). Именно эти военнослужащие являются объектом наиболее пристально­го внимания должностных лиц, и в первую очередь психолога воинской части.

Однако круг лиц, нуждающихся в оказании им психологической помощи, не ограничивается субъектами отклоняющегося поведения. Очень часто человек, попадая в непривычные для него условия, ситуации жизнедеятельности, не мо­жет самостоятельно найти выход из сложившейся обстановки, правильно опре­делить для себя наилучшую линию поведения или, проще говоря, не обладает необходимыми навыками принятия решений, взаимодействия с другими людьми и т. п.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 135

Целесообразно выделить четыре группы ситуаций жизнедеятельности по уров­ню их субъективной сложности для человека:

1. Комфортные, требующие от человека минимальных энергетических затрат. Объективно необходимы на ранних половозрастных этапах развития для набора психического ресурса для взрослой жизни или его восстановления при усталости, истощении.

2. Проблемные, повседневно-жизненные. Их разрешение требует избиратель­ной активности человека. При благоприятном разрешении такие ситуации сопровождаются интеллектуальным и личностным ростом. В противном случае происходят снижение, истощение психического ресурса определен­ного уровня, нарастание усталости, разочарований, повышение проблемнос-ти самой ситуации для человека.

3. Трудные ситуации, связанные с большими энергетическими нагрузками на фоне проявления различных факторов трудности: риска, опасности, внезап­ности события, высокой интеллектуальной и психофизической сложности выполняемой деятельности, решаемой задачи; негативного группового воз­действия; неблагоприятных природно-климатических воздействий; смыс­ловой противоречивости или девальвации ценностей, лежащих в основе прежних смыслов, и т. д.

4. Экстремальные, связанные с запредельными смысловыми, характерологиче­скими, психофизическими нагрузками, то есть превышающими адаптивно-компенсаторные возможности человека, и сопровождающиеся нарушением психического здоровья, истощением резервов и возможными патологиче­скими нарушениями психики и организма.

Таким образом, в зависимости от уровня сложности требований, предъявляе­мых к психическому ресурсу человека в той или иной ситуации, факторами на­рушения психического здоровья могут являться:

а) несоразмерность нагрузки и внешних воздействий на человека его психофи­
зиологическим и личностным возможностям;

б) соматические заболевания и дефекты физического развития;

в) неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам
ситуаций;

г) деформация системы межличностных отношений в ближайшем социальном
окружении;

д) наличие амбивалентных, противоречивых отношений, мотивов и потребно­
стей, порождающих острый внутренний конфликт и переживания человека
из-за невозможности самостоятельно найти продуктивный выход из сло­
жившейся ситуации, и др.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, уставный порядок дня, регла­ментированный режим поведения, невозможность уединиться, повышенная ответ­ственность, непривычные природно-географические условия — все это предъявля­ет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья военнослужащих. Еще более мощные предпосылки для формирования психиче-


136 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

ской патологии у военнослужащих возникают в условиях ведения боевых дей­ствий. Необходимость выжить в обстановке смертей и разрушений, отрицательные впечатления, морально-психологическая неподготовленность, боязнь не справить­ся с обязанностями, чувство вины перед погибшими, нарушение режима сна и отдыха и многое другое являются основными факторами негативного воздей­ствия на психику военнослужащих.

Наиболее типична по уровню субъективной трудности для большинства военно­служащих ситуация адаптации к условиям воинской службы. Под термином «адап­тация» понимается, с одной стороны, устойчивость личности к условиям среды, а с другой — процесс приспособления биосистемы человека к меняющейся обста­новке. Процесс адаптации воина к условиям службы требует огромного нервного труда, связанного с отказом от большинства привычек и склонностей, выработан­ных в течение многих лет, подчинения своего поведения новым требованиям.

Процесс адаптации протекает сложнее и чаще сопровождается различными нервно-психическими расстройствами у лиц, перенесших поражения централь­ной нервной системы, имеющих отклонения в домашнем воспитании, а также сла­бый адаптационный потенциал. Затрудненная адаптация может наблюдаться и у лиц, имеющих какие-либо дефекты строения тела или внешнего вида (избыточ­ная полнота или чрезмерная худоба, большие нос, уши, кривые ноги, небольшой половой член и т. п.). Чаще всего именно эти люди становятся объектом насме­шек и издевательств со стороны других, а названные недостатки — предметом соб­ственных тягостных переживаний этих воинов.

Усугублять негативные психологические проявления могут не только индиви­дуальные особенности конкретного военнослужащего, но и те условия макро- и микросоциальной среды, в которых осуществляется его жизнедеятельность (от­ношения в воинском коллективе, разрыв привычных связей, неблагоприятные вести из дома, отсутствие внимания и дефицит уважительного отношения со сто­роны командиров и т. п.).

Выявлено, что психические ресурсы в ситуациях, связанных с профессио­нальной деятельностью, истощаются пропорционально нарастанию усталости, психической травмированности и обратно пропорционально профессиональной подготовленности и готовности к выполнению задач за счет сформированное™ необходимых психофизических качеств, умения произвольно входить в опти­мальное психологическое состояние и быстро и полно восстанавливаться [134].

)

6.2. Профилактика психического здоровья военнослужащих в условиях воинской части

Работа по сохранению психического здоровья военнослужащих имеет комплекс­ный характер и реализуется по двум основным направлениям.

1. Осуществление систематической и согласованной работы психолога и дру­гих должностных лиц профилактического плана по своевременному выявлению воинов, нуждающихся в оказании психологической помощи и постоянном пси­хологическом сопровождении, созданию благоприятных условий для жизнедея­тельности военнослужащих, предупреждающих их психологическую и физиче-


Глава 6, Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 137

скую перегрузки, негативные проявления НПН и последствия кризисных состо­яний (неспециализированная психологическая помощь).

2. Непосредственное применение психологом специальных процедур по оказа­нию психологической помощи конкретным военнослужащим (коллективам) мето­дами психологического консультирования, психокоррекции, психореабилитации, психологического обучения и просвещения (специализированная психологиче­ская помощь).

Психопрофилактические мероприятия по сохранению психического здоровья военнослужащих проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими долж­ностными лицами воинской части и специалистами (медицинскими, социальны­ми работниками, юристом и др.). Психологическая профилактика и психогигие­на предполагают:

а) своевременное выявление таких индивидуальных особенностей военнослу­
жащего, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его
психическом развитии, в его поведении, отношениях, деятельности;

б) предупреждение возможных осложнений и психических расстройств в свя­
зи с возрастными, социализационными кризисами (психическое расстройство
общий термин, указывающий на то, что психическое состояние человека дает ос­
нование для психиатрического или психотерапевтического вмешательства);

в) оценка и контроль соблюдения условий жизнедеятельности, необходимых
для нормального психического развития людей (психогигиеническая оценка ком­
фортности среды, анализ режимов деятельности и отдыха, выявление ситуаций
и условий воинской деятельности, вызывающих чрезмерное психофизиологи­
ческое напряжение, психологические перегрузки и негативные переживания)
и т. д.

Согласно классификации ВОЗ, выделяют следующие разновидности профи­лактики:

1)первичная (включает мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств);

2)вторичная (содержит мероприятия, препятствующие неблагоприятной динамике уже возникших заболеваний);

3) третичная (способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания и его рецидивов)..

К основным мерам по профилактике психических срывов и заболеваний у воен­нослужащих относят:

• внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение их чувств, мыс­лей, суждений, предложений и т. д., недопущение в их адрес резких, оскор­бительных высказываний, несправедливости и т. п.;

• изучение и знание реальной обстановки в семьях военнослужащих, прохо­дящих службу по контракту, оказание им всесторонней помощи в разреше­нии бытовых, финансовых, психологических и других проблем, а также се­мейных конфликтов;

• рациональное распределение военнослужащих по подразделениям и специ­альностям с учетом их подготовки и индивидуальных особенностей;



Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время


анализ и оптимизация эргономических условий деятельности военнослужа­щих, исключение необоснованных физических и морально-психологиче­ских перегрузок военнослужащих;

• равномерное распределение нарядов на службу и работу, учет при назначе­нии нарядов физического состояния и психологического самочувствия вои­нов;

• постоянное изучение социально-психологических процессов в подразделе­ниях, запросов, настроений военнослужащих; создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах — атмосферы уважитель­ности, доброжелательности и взаимопомощи;

• создание условий для проявления творческих способностей военнослужа­щих, предоставление возможности отдыха по собственному плану;

• обмен письмами с родителями военнослужащих, установка в воинской час­ти междугородного телефона, по которому военнослужащие в трудную для них минуту могли бы связаться с родными и близкими, прием военнослужа­щих по личным вопросам;

• разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возмож­ных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование реко­мендаций для самоконтроля и коррекции {проводит лично психолог);

• выявление наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости чаще всего оказывается не­адекватным;

• изучение ситуаций военно-профессиональной деятельности, ведущих к по­вышенным негативным переживаниям и состояниям военнослужащих, спо­собствующих ошибкам, авариям, несчастным случаям, конфликтам между военнослужащими и т. д:

В руководящих документах по организации психологической работы в ВС РФ установлена персональная ответственность должностных лиц, наряду с коман­дирами (начальниками) всех степеней, за следующее (Приказ МО РФ № 440 от 25.09.1998 г.):

а) за выявление суицидальных намерений, организацию и осуществление мероп­
риятий по недопущению самоубийств
(ответственны органы воспитательной
работы, медицинской службы, органов службы войск и безопасности воен­
ной службы);

б) за противодействие распространению алкоголя и наркотиков (органы служ­
бы войск и безопасности военной службы, органы воспитательной работы,
медицинской службы);

в) за выявление лиц, предрасположенных к расстройствам личности, алкоголиз­
му, наркомании
(органы воспитательной работы, медицинской службы);

г) за выявление лиц с психическими заболеваниями (органы медицинской службы).
Особое внимание обращается на выполнение командирами и начальниками

рекомендаций психологов и врачей в отношении военнослужащих с низким уров­нем психического здоровья, на организацию каждодневной профилактической работы с ними. Основаниями для госпитализации в психиатрический стационар


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 139

являются наличие у военнослужащего психического расстройства и заключение врача-психиатра о необходимости обследования или лечения в стационарных ус­ловиях либо постановление прокурора или определение суда. Недопустимо угро­жать военнослужащим отправкой в психиатрический стационар за какой-либо дисциплинарный проступок.

В случае отсутствия у военнослужащего психического заболевания, но при предрасположенности к личностным расстройствам дальнейшую работу с ним осуществляет психолог или психоневролог совместно с врачом воинской части.

Пристального внимания психолога и других должностных лиц требуют воен­нослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости (НПН). Нервно-психическая неустойчивость не равнозначна психическому заболеванию, явля­ется временным, обратимым явлением. Ее можно сравнить с гранью, за которой начинается болезнь.

Наиболее важными факторами, способствующими развитию НПН, являются:

• слабая подготовка к военной службе и негативное отношение к ней;

• психотравмирующие конфликты между молодыми воинами и старослужа­щими;

• грубость и педагогические ошибки командиров;

• особенности черт характера самого военнослужащего (чрезмерная обидчи­вость, вспыльчивость, мнительность, неуверенность, упрямство и др.), в том числе и физиологические особенности организма, предопределяющие нена­дежность адаптационных и компенсаторных механизмов;

• психологический климат до призыва (в семье, в кругу ровесников) и в воин­ском подразделении;

• факт разлуки с семьей, близкими людьми, неблагоприятные известия из дома и др.

Важное место в комплексном решении проблемы сохранения психического здоровья военнослужащих занимает деятельность психолога и других должност­ных лиц по проектированию и оптимизации профессиональной среды. Решение данной задачи связано с созданием в воинской части таких условий, которые бы обеспечивали эффективную и безаварийную работу военнослужащих и рабочего персонала — служащих, гражданских лиц, а также предупреждение различного рода профессионально-психологических расстройств и деформаций личности работающих специалистов.

П

од профессиональной средой понимается совокупность предметных условий труда (структура организации, предмет, средства, орудия труда, эргономические, технологиче­ские, информационные и другие особенности выполнения профессиональных задач) и со­циальных условий (межличностные отношения, климат в коллективе, удовлетворенность работой и т. п.).

Профессиональная среда по характеру воздействующих на человека факторов может быть относительно комфортной и стрессогенной (или экстремальной). Данные факторы, различаясь по интенсивности и продолжительности своего воз­действия, могут быть объединены в несколько групп:

физические (громкость, запах, температура, объем помещения, освещенность
и т. п.);


140 _________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время

технические (надежность и эргономическое соответствие оборудования, тех­ники, рабочего места);

социально -ролевые (нормативные ограничения, возможность проявления инициативы, ролевые позиции и ожидания, совместимость членов воинско­го коллектива и др.);

особенности задачи (степень сложности, новизны, монотонность работы, на­личие необходимой информации, высокий темп действий, дефицит времени и т. д.);

структурные (групповая или индивидуальная изоляция, автономность, функ­циональный, матричный или линейный тип построения организации, коли­чество иерархических уровней управления и т. п.);

личностные (профессиональная подготовленность и опыт работы, свойства нервной системы, особенности темперамента и характера человека, функци­ональное состояние).

Взаимодействие внешних и внутренних факторов может вызывать самые раз­личные неблагоприятные последствия как для самого человека, так и для окру­жающих его людей. Различаясь но степени потенциального ущерба для человека и организации в целом (воинской части), данные факторы делятся на опасные, воздействие которых приводит к травмам, гибели человека, нарушениям в его психике, авариям, и вредные, воздействие которых ведет к негативным психиче­ским состояниям и профессиональным заболеваниям.

Неблагоприятное сочетание факторов профессиональной среды приводит к значительному возрастанию психологической нагрузки на человека, вызывая со­стояние психической напряженности.

 

Напряженность — это состояние психической активности, неадаптивности человека, выз­ванное воздействием экстремальных для него факторов и предвосхищением связанных с ними последствий. Такое состояние возникает тогда, когда военнослужащему необходимы дополнительные психологические возможности для преодоления появляющихся трудно­стей и перестройки психики при переходе ее к новому уровню функционирования.

Напряженность, сохраняющаяся у человека в течение длительного времени, может, в свою очередь, вызывать различные негативные состояния. Вероятность негативной динамики психических состояний возрастает тогда, когда у человека не сформированы навыки адекватной оценки критических ситуаций, а в личном опыте отсутствуют варианты их преодоления. Кроме этого, более подвержены таким состояниям люди с повышенным уровнем тревожности, невротичности, ригидности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.