Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства психологического изучения военнослужащих и воинского коллектива




Для выполнения задачи психологического изучения личного состава психолог должен владеть разнообразными методами психодиагностики, разумное сочета­ние и применение которых обеспечивает получение объективной информации о военнослужащих. Основными методами, используемыми психологом, являются:

• анализ документов (биографический метод);

• опрос (беседа, анкетирование);

• наблюдение и тестирование.

Работа с документами — это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности психолога, в процессе которой вырабатывается предваритель­ное представление о военнослужащем. К документам относятся автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора и учетно-послужные карточки, различные справки, отзывы о военнослу­жащих, дневники, письма, фотографии. Их изучение и анализ позволяют:

1) выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологи­ческих качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;

2) выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления, свидетельствующие о степени зрелости, ак­тивности различных психических процессов, об устойчивости определен­ных интересов, ценностных ориентации, черт характера.

Предметом изучения являются:

а) социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории;


Глава 4, Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 105

б) особенности непосредственного социального окружения — в семье, школе,
производственном коллективе, среди сверстников и друзей;

в) содержание наиболее предпочитаемой, интересующей военнослужащего и
доступной ему информации;

г) основные события его биографии.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных професси­онально важных качествах военнослужащего можно получить из карты професси­онального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологиче­ского обследования в период приписки и призыва.

Опрос — метод сбора первичной информации посредством обращения с воп­росами к опрашиваемым (респондентам). Источником информации в опросе яв­ляются письменные или устные суждения-ответы респондента. С помощью оп­роса можно получить информацию о фактах и событиях, сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опрашиваемых, их потребностях, интересах, ценност­ных ориентациях, жизненных планах и т. д. Причем эту информацию можно по­лучить довольно быстро и от большого количества людей.

Различают несколько вариантов опроса: устные и письменные опросы, свобод­ные и стандартизированные, экспертные, выборочные и сплошные и т. д. Одной из наиболее распространенных форм опроса является анкетирование. Анкета — это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Известно несколько типов анкет:

1) анкеты, основанные на самооценке тех, кого опрашивают;

2) анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих дей­ствий в конкретных жизненных ситуациях;

3) анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-либо событиям.

Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обрабо­таны.

Индивидуальная беседа — метод получения информации об индивидуально-психологических качествах военнослужащего на основе прямого словесного контак­та с ним. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т. д.

Основными диагностическими блоками необходимой информации о военно­служащем могут и должны быть следующие сведения:

1) биографические данные;

2) состав, условия жизни членов семьи;

3) ориентированность в событиях, происходящих в стране и за рубежом;

4) время, место и характер учебы или работы по специальностям, родственным конкретной воинской должности, навыки организаторской работы;

5) увлечения в настоящем и прошлом, особые привычки, отношения со сверст­никами;


106 _________ i _______ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

6) нарушения поведения в прошлом (прогулы, мелкое хулиганство, выпивки, побеги из дома, приводы в милицию и т. п.);

7) перенесенные заболевания и травмы, наличие жалоб на состояние здоровья, нарушение сна, аппетита и т. п.;

8) наиболее неприятные события в прошлой жизни и реакция на них (мысли о самоубийстве), преобладающие настроения в связи с отрывом от семьи, от­ношение к трудностям армейской жизни;

9) отношение к военной службе, обоснованность желания овладеть конкрет­ной воинской специальностью;

 

10) успешность освоения программы общевойсковой подготовки;

11) участие в общественной жизни подразделения;

12) взаимоотношения с сослуживцами, отношение к коллективу и др.

Дополнительными по отношению к содержательным компонентам и очень важ­ными признаками, характеризующими личность военнослужащего, являются:

• поза;

• внешний вид во время беседы;

• речь;

• оценка себя;

• настроение;

• воспитанность;

• такт;

• откровенность;

• сообразительность;

• уверенность;

• взволнованность;

• агрессивность;

• чувствительность и пр.

Результаты беседы помогут составить психологический портрет, на основе ко­торого строится индивидуальная работа с военнослужащим и вырабатываются рекомендации командирам и начальникам. Обобщение содержания индивидуаль­ных бесед, проведенных по единому замыслу, позволяет получить пофамильные списки состава микрогрупп, информацию об их лидерах, данные об их направ­ленности, влиятельности, взаимосвязях.

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разго­вору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и тре­бует соблюдения определенных условий проведения. Ими являются:

• четкое определение основной цели, последовательности вопросов;

• непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность воп­росов;

• исключение каких-либо записей во время беседы;

• позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.


Глава 4, Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 107

Для выявления картины группирования военнослужащих подразделения на основе землячества, национальности или по какому-либо другому признаку ак­тивно используется метод групповой беседы. В ходе разговора офицер, проводя­щий беседу, стремится расположить к себе подчиненных, создать доверительную обстановку. В начале беседы сообщается, что ее целью является поиск путей соз­дания нормальной морально-психологической атмосферы в коллективе. Непри­нужденность поведения офицера, четкость его позиции, озабоченность нуждами личного состава способствуют установлению взаимопонимания. Офицер терпе­ливо и внимательно выслушивает мнения солдат и сержантов, не навязывая им своих суждений. В ходе беседы нежелательно делать какие-либо записи. Фикси­руются не только содержательные аспекты высказываний, но и их обращенность к членам коллектива, эмоциональный тон, частота высказываний. После собесе­дования офицер осмысливает его результаты, обобщает их для себя письменно, фиксируя структуру взаимных зависимостей воинов, существующие в коллекти­ве микрогруипы и их характеристики.

В повседневной деятельности не всегда есть возможность для тщательного со­поставления данных, полученных в ходе проведения многочисленных отдельных бесед. Поэтому психологами для получения интересующей информации о взаи­моотношениях в коллективе довольно часто применяется социометрия.

Социометрическая методика. Как способ психологического изучения соци­ометрия представляет собой совокупность методических приемов для количе­ственной оценки и графического представления межличностных отношений типа «симпатии—антипатии» в группах и коллективах. Достоинством этого метода яв­ляется возможность за относительно короткое время охватить изучением всех членов группы и получить объемную и разностороннюю информацию.

Метод социометрии позволяет:

• выявить структуру межличностных отношений путем определения взаимных чувств, симпатий, неприязни, безразличия среди военнослужащих — членов данной группы;

• определить уровень авторитетности лидера, а также место (статус) каждого члена группы в структуре межличностных отношений;

• определить наличие и состав микрогрупи, взаимоотношения между ними;

• дать оценку групповой сплоченности.

Суть метода социометрии состоит в выборе каждым членом группы из ее со­става партнера для совместных действий и общения в различных предполагае­мых ситуациях. С этой целью с помощью социометрической карточки, в которой по алфавиту перечислены все члены группы, проводится опрос военнослужащих. Для оценки предлагается конкретная ситуация, позволяющая выявить индиви­дуальное отношение военнослужащего к другим членам коллектива по опреде­ленному критерию (деловому, нравственному, коммуникативному, эмоциональ­ному, ролевому).

Вопросы позитивной и негативной направленности могут звучать примерно

так:

— С кем из членов группы вы хотели бы выполнять ответственные боевые за-


108 _________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время

дачи? Кто бы мог возглавить группу для выполнения ответственной задачи, поставленной командиром (деловой критерий)?

—С кем бы вы хотели вместе отдыхать (пойти в увольнение, на вечеринку и т. п.) (эмоциональный критерий)?

—У кого попросили бы совет? С поведением и взглядами каких военнослужа­щих вы бы не согласились (нравственный критерий)?

—С кем бы вам хотелось поговорить, пообщаться в свободное от службы время (коммуникативный критерий)?

Основным условием эффективности применения социометрического теста выс­тупает наличие достаточного опыта взаимного общения между членами изучаемой группы, что позволяет зафиксировать установку члена группы на взаимодействие с другими в той ситуации, в которую его ставит исследователь. Эта установка фик­сируется в виде положительного или отрицательного выбора на специальном блан­ке (рис. 1.15). Ход выполнения задания следующий. Испытуемый регистрирует на листе выборы, руководствуясь следующей инструкцией: «Подумайте, кого бы Вы из своего коллектива выбрали для совместного проведения досуга. Кого бы не выб­рали ни при каких обстоятельствах? Выбор тех лиц, которые Вам симпатичны, обо­значайте знаком (+), а отношение к лицам, к которым Вы испытываете антипатию, регистрируйте знаком (-)».

 

Фамилии всех членов группы Знак выбора (+), (-)
1....  
2....  
   
со  

Рис. 1.15. Бланк для индивидуального выбора

Все результаты индивидуальных выборов заносятся в социоматрицу — обобща­ющую сводную таблицу, в которой напротив фамилии каждого военнослужащего проставляется положительный и негативный выбор других членов коллектива (рис. 1.16). Социоматрица напоминает турнирные таблицы спортивных соревно­ваний. По вертикали под соответствующими номерами записываются фамилии всех членов изучаемой группы (по алфавиту), по горизонтали — только их номе­ра. На соответствующих пересечениях знаками «+» или «-» обозначают выборы каждого испытуемого в отношении членов группы. Взаимные выборы (совпада­ющие по знаку) обводятся кружком или выделяются шрифтом.

На основе анализа односторонних и взаимных выборов определяются главные социометрические показатели: социометрический статус, взаимные предпочтения, микрогруппы и их состав, эмоциональная экспансивность, коэффициент сплочен­ности коллектива, степень совместимости членов коллектива, уровень конфликт­ности, в т. ч. лица, находящиеся в психологически напряженном (конфликтном) состоянии.


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 109

 

 

^v. КОГО ВЫ- ^\бирают Кто \У выбирает ^~\ Номер выбираемого по списку   Итого зыборов
                  симпатий (+) антипатий (-)
  Афанасьев       -       -    
  Богданов +     +     -      
  Воронков         +   +      
  Гордин           + .- +    
  Дежнев     +       +      
  Егоров       +       +    
  Сидоров   -   - +          
  Юдин -     +   +        
  Итого: симпатий антипатий 1 1 0 1   3 2     2 2 2 1    

Рис. 1.16. Вариант социоматрицы

Социометрический статус военнослужащего характеризуется суммой выбо­ров, полученных данным членом группы от других военнослужащих. С учетом положительных и отрицательных выборов и их общей суммы различаются соот­ветственно положительный, отрицательный и общий (популярность) социомет­рический статус военнослужащего.

Количество симпатий + Количество антипатий

S (Общий социометрический статус) =-------------------------------------------------------------------

Численность группы -1

Индекс сплоченности коллектива определяется по специальной формуле с учетом суммы взаимных положительных выборов в группе. Аналогично, с уче­том суммы отрицательных выборов определяется индекс конфликтности груп­пы. Наглядное представление данной информации отображается с помощью со-циограммы (рис. 1.17).

Представленный вариант социограммы отражает взаимные выборы военно­служащих отделения. Как видно из рисунка, наибольший социометрический ста­тус имеет военнослужащий 4 (общая сумма выборов его другими военнослужа­щими равняется 5, из них 3 — положительные выборы, 2 — отрицательные). Кроме того, в подразделении просматриваются устойчивые микрогруппы, харак­теризуемые положительными взаимными выборами (первая группа: военнослу­жащие 4, 6,8; вторая группа: военнослужащие 3, 5,7). Взаимные антипатии испы­тывают по отношению друг к другу военнослужащие 2 и 7, 1 и 8, 4 и 7. Причем, можно увидеть, что военнослужащие 4 и 7, проявляющие негативный выбор по отношению друг к другу, являются лидерами двух микрогрупп и обладают самым высоким статусом в коллективе. В этой связи следует ожидать известную напря-


110 _________________ Раздел 1. Организация и ведение психологической работы в мирное время

женность между этими двумя микрогруппами. В то же время, «соединяющим зве­ном» в этой диспозиции межличностных отношений может являться военнослу­жащий 3, который пользуется уважением лидера (военнослужащий 4).

Располагая достоверной картиной неофициальной структуры воинского кол­лектива, офицер получает возможность рассмотреть действительные причины каждого отдельного случая нарушения воинской дисциплины, увидеть истоки его зарождения в тех или иных взаимоотношениях воинов в коллективе, принять меры в целях ликвидации его негативных последствий, возможности повторения или усугубления.

В настоящее время разработан ряд модификаций «классической» социометри­ческой процедуры. Приведем примеры некоторых из них.

1. Модульный социотест Анцупова (МСА)1.

Данный социотест имеет модульную структуру, включающую базовые и не­сколько дополнительных измерительных шкал (модулей). Базовые модули поз­воляют оценивать отношение к сослуживцам каждого из членов коллектива. Ос­новные достоинства данной методики связаны с рядом его особенностей. С его помощью:

• учитываются все взаимоотношения в группе, что повышает объективность оценки;

• достаточно «тонкая» 10-балльная шкала повышает точность оценок;

• определение степени анонимности ответов осуществляется самим опраши­ваемым, что повышает их достоверность;

• все взаимоотношения оцениваются количественно, что позволяет стандар­тизовать получаемые данные.

В первом модуле «Мое отношение» (МО) опрашиваемым предлагается оце­нить их собственное отношение к каждому члену своего коллектива. Иначе, им предлагается воссоздать образ конкретного человека (его характер, особенности поведения и пр.). ситуации взаимодействия с ним и на этой основе дать оценку по

1 Анцупов А. Я., Ковалев В. В. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллекти­вов: Учебно-методическое пособие. — М., 2001.


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 111

шкале от +5 до -5 своего субъективного отношения к данному человеку. Данный подход позволяет зафиксировать в числовых показателях мнения, отражающие чувства респондента, которые тот испытывает к своему сослуживцу. При ответе на второй модуль «Отношение ко мне» (ОМ) актуализируются социально-пер­цептивные способности данного члена коллектива, его способность не только вос­принимать различные оттенки отношения другого человека, но и определять их совокупное значение по предлагаемой шкале.

Данная социометрическая методика позволяет выявить такие показатели, как: общий уровень взаимоотношений в группе; уровень и адекватность субъективно­го восприятия испытуемыми отношения к ним со стороны сослуживцев и группы в целом; наличие микрогрупп; индивидуальный статус в группе и др.

2. Аутосоциометрическая методика. Методика, являющаяся одной из моди­фикаций «классического» социометрического теста, разработана Я. Л. Коломин-ским, К. Е. Данилиным. Она предназначена для диагностики рефлексивных структур и взаимоотношений членов группы, позволяет определить различные параметры межличностных отношений и межличностного восприятия (точность, адекватность и др.), рефлексивные показатели восприятия индивидом собствен­ного положения, статуса в группе. Процедура исследования заключается в том, что, кроме содержащихся в социометрической инструкции пунктов, каждому ис­пытуемому предлагается определить, кто был указан в ответах остальных членов группы. На основе полученных выборов строится ряд индивидуальных и группо­вых аутосоциоматриц, вычисляется ряд количественных показателей [162].

3. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методика основана на использовании 8-цветового теста Люшера и варианта социометрической методики. ЦТО базирует­ся на предположении о том, что существенные характеристики отношений и по­рожденных ими состояний коррелируют с цветовой гаммой, а цветоассоциации позволяют выявить скрытые линии взаимоотношений коллектива, минуя иска­жающие, защитные механизмы сознания [200].

В ЦТО использован набор цветовых стимулов из 8-цветового теста М. Люшера. Этот набор отличается компактностью, простотой и удобством применения. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цве­та спектра. Применяются цветовые карточки размером 3x3 см, предъявляемые при естественном освещении на белом фоне. ЦТО не может дать объективный ре­зультат при выраженных нарушениях цветового восприятия (дальтонизм и т. п.).

Экспериментальная процедура заключается в том, что все члены обследуемой группы оценивают с помощью теста Люшера себя, остальных членов группы, а также свое представление об «идеальном сослуживце» и т. д. Анализ матрицы раскладок и сопоставление различных ее параметров позволяет произвести коли­чественную оценку межличностных отношений, содержательная интерпретация отдельных раскладок — качественную оценку. Методика позволяет получить раз­ностороннюю информацию, характеризующую межличностные отношения в группе.

Работа с ЦТО строится следующим образом. Проводящий исследование раскла­дывает перед испытуемым в случайном порядке цветовые стимулы. Затем дается инструкция: «Просим вас подобрать к каждому члену коллектива подходящие цве­та, т. е. кого бы вы каким цветом обозначили?» При возникновении вопросов сле­дует разъяснить, что цвета должны подбираться в соответствии с ассоциативны-



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


ми представлениями о личностных и профессиональных качествах сослуживцев, а не ориентации на цвет глаз или волос. После завершения этой процедуры испы­туемому предлагается произвести ранжирование цветовых карточек по мере лич­ного предпочтения каждого цвета («Вам какой цвет нравится в первую очередь, во вторую очередь...» и т. д. в порядке предпочтения). Полученный результат за­носится в таблицу изучения взаимоотношений.

Аналогичным образом проводится опрос всего коллектива и на основе полу­ченных данных составляется сводная таблица. Анализ результатов следует про­водить следующим образом. Лица, обозначенные цветами, занимающими первые два места в личном выборе предпочитаемых цветов, относятся преимущественно к сослуживцам, которых испытуемый воспринимает положительно и удовлетво­рен их отношением к нему. Таким лицам в социометрическом выборе присваива­ется положительный выбор (+).

Лица, обозначенные цветами, занимающими последние два места в ранжиро­вании цветных карточек, относятся в основном к сослуживцам, которых испы­туемый воспринимает негативно, эмоционально их отвергает. Таким лицам в социометрическом выборе присваивается отрицательный выбор (-). Все осталь­ные лица, обозначенные цветами, занимающими 3, 4, 5 и 6 место, относятся к сослуживцам, которых испытуемый воспринимает в основном нейтральным об­разом (0).

При интерпретации полученных результатов следует учитывать заложенное в тесте соотношение цвета со следующими личностными характеристиками:

• синий (№ 1) — честный, справедливый, невозмутимый, добросовестный, спо­койный;

• зеленый (№ 2) — черствый, самостоятельный;

• красный (№ 3) — отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, су­етливый, уверенный, сильный, деятельный;

• желтый (№ 4) — разговорчивый, безответственный, открытый, энергичный;

• фиолетовый (№ 5) — несправедливый, неискренний, эгоистичный;

• коричневый (№ 6) — уступчивый, зависимый, спокойный, добросовестный, расслабленный;

• черный (№ 7) — непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, враждебный, нелюдимый;

• серый (№ 0) — нерешительный, вялый, несамостоятельный, пассивный.

Итоговая таблица позволяет анализировать внутригрупповые отношения. Оп­ределение статуса и места членов коллектива во взаимоотношениях производится простым сложением по горизонтали положительных и отрицательных выборов цветовых стимулов в отношении него с последующим сравнением результатов с аналогичными данными других членов группы.

Метод наблюдения — один из наиболее объективных и надежных методов психологии. Он представляет собой целенаправленное и систематическое изучение действий, поступков, поведения в целом, отношения к службе и различным явлениям окружающей действитель­ности в целях обнаружения, регистрации и анализа тех фактов, которые могут характеризо­вать направленность, характер, способности и другие личностные качества военнослужа­щих, социально-психологические особенности воинского коллектива.


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 113

Нередко для повышения эффективности наблюдения создаются ситуации, в которых военнослужащий мог бы в максимальной степени и в короткий срок про­явить те качества, которые необходимо у него оценить.

При индивидуальном наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. По их характеру судят об отношении человека к военной службе, о сформированности у него моральных, индивиду­ально-психологических и других качеств, имеющих важное значение для успеш­ного прохождения военной службы.

Предметом группового наблюдения могут выступать межличностные контакты членов воинского коллектива, подразделения, боевого расчета: их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирова­ние и другие показатели внутригруппового взаимодействия. Кроме этого наблю­дение помогает решить и ряд вопросов изучения индивидуальных особенностей военнослужащих: направленности личности, организаторских, педагогических, коммуникативных, эмоциональных, волевых и других качеств.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведе­ния лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою пси­хологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

Таблица 1.6 Систематизация данных наблюдения

 

Ситуации наблюдения Выявляемые признаки
1. Учебные занятия Уровень общей подготовки, знаний, умений, навыков, степень старания и усердия воинов, сплоченность коллектива, его направленность на овладение воин­ским мастерством
2. Перерывы между занятиями, часы отдыха Тематика разговоров, лидеры и их мнения, их влия­ние на окружающих, точки зрения военнослужащих
3. Выполнение хозяйственных работ Отношение к труду, фактические лидеры, взаимоот­ношения между военнослужащими в процессе дея­тельности, дисциплинированность, товарищеская взаимовыручка, сплоченность коллектива
4. Развод и смена караула, несение службы во внутреннем наряде Степень подготовленности воинов, уровень их знаний, умений, настрой на выполнение служебных обязанностей
5. Вечерняя поверка Дисциплина строя, реакция военнослужащих на слу­жебные нагрузки и их распределение с последующей проверкой их справедливости
6. Конфликтные ситуации Зачинщики и причины конфликта, его динамика и развязка, роли и манера поведения его участников
7. Помывка в бане, медицинское обследование Особенности строения тела, внешнего вида, наличие ушибов, ссадин, следов от инъекций, татуировок

Для регистрации единиц наблюдения используются соответствующие методи­ческие документы: карточки, протоколы, дневники наблюдения. Все данные на­блюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом информации, полученной с помощью других методов (табл. 1.6).



Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время


К изучению военнослужащего методом наблюдения привлекаются самые раз­личные категории лиц, имеющих с ним прямой контакт.

Так, в ходе медицинского осмотра, при помывке в бане необходимо обращать внимание на признаки, указывающие на вероятность девиантного поведения военнослужащего.

К примеру, татуировки на теле могут отражать символику приобщения к кри­минальной среде, к «свободной жизни», примитивное стремление к самоутверж­дению, к неподчинению или же инфантильную влюбленность. Следы порезов (чаще на левом предплечье) могут быть следами суицидальных попыток, следами «разрядок» внутреннего напряжения («чтобы успокоиться, увидев собственную кровь») или следами «обряда братания» в полукримииаль-ной подростковой среде.

Следы инъекций на предплечьях, между пальцами, в подмышечных впадинах, на бедрах, особенно по ходу вен, часто указывают на использование внутри­венных вливаний наркотических веществ.

Признаком злоупотребления наркотиками могут быть также бледность или желтушность кожных покровов, покраснение лица, характерные алые губы на бледном лице («маска клоуна»), широкие или узкие зрачки, дрожание кистей, потливость, слюнотечение, коричневый налет на языке, шаткость походки. Следы повреждений (кровоподтеки, ссадины) должны привлечь внимание к фактам нарушения правил уставных взаимоотношений между военнослужа­щими в подразделении.

При выявлении в подразделении военнослужащих с подозрением на употреб­ление алкоголя или наркотиков такие лица направляются установленным поряд­ком в медицинский пункт части для подтверждения факта наличия алкоголя и наркотических веществ в биологических жидкостях военнослужащего.

Тест (от англ. test — задача, проба) — это метод исследования личности, пост­роенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы, с заранее определенной надежностью и валидностыо. Результат выполне­ния теста оценивается в количественных показателях. Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: социальные, возрастные и т. п. Индивидуальный показатель теста соотносится с его нормой. Тесты классифицируются по несколь­ким основаниям, среди которых наиболее значимыми являются: форма, содержа­ние и цель психологического тестирования.

По содержанию тесты могут быть выделены в несколько групп:

1) тесты интеллекта — предназначены для выявления и характеристики ин­теллекта человека (мышление, память, внимание);

2) тесты достижений — используются для оценки того, в какой степени испы­туемый военнослужащий владеет конкретными знаниями, навыками ум­ственных действий и умениями, необходимыми для решения разнообразных задач воинской деятельности;

3) тесты способностей — направлены на выявление качеств, которые как про­фессионально важные определяют успешность овладения конкретным видом деятельности. В этой связи различают тесты способностей по видам психи-


Глава 4. Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений 115

ческих функций (сенсорные, моторные) и по видам деятельности (техниче­ские и профессионализированные — математические, художественные и дру­гие способности);

4) групповые тесты — применяются для диагностики групповых психических процессов — уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей груп­пового психологического климата, межличностных взаимоотношений, силы «давления» группы на ее членов и др.;

5) личностные тесты — предназначены для изучения различных аспектов лич­ности: мотивации, интересов, ценностных ориентации, характера, эмоцио­нального склада и др.;

6) проективные техники — служат для исследования тех глубинных индиви­дуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосред­ственному наблюдению или опросу. Проекция основана на том, что вос­приятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов в определенной степени зависят от потребностей, мотивов, установок, психи­ческого состояния личности. Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурирован­ного, неопределенного, незавершенного стимула. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характерис­тики личности военнослужащего. Применение проективных методик (на­пример, тест свободной словесной ассоциации, методика незаконченных предложений, тест Розенцвейга, тематический апперцептивный тест, мето­дика Роршаха и др.) требует высокой профессиональной подготовки и раз­витой интуиции психолога, проводящего обследование.

Тестирование получило достаточно широкое применение в практике работы войскового психолога. Выбор конкретной методики зависит от цели, объекта и условий исследования, профессиональной подготовленности психолога, матери­ально-технического оснащения. Кроме перечисленных методов изучения воен­нослужащих, психологом воинской части могут применяться также и другие ме­тоды.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль психолога и психологических средств в изучении командиром своих подчиненных?

2. Из каких этапов складывается работа по психологическому изучению воен­нослужащих?

3. Каким образом организуется профессиональный психологический отбор в интересах воинской службы?

4. Какие методы исследования могут быть использованы психологом части для изучения индивидуальных особенностей военнослужащих?

5. Каким образом может быть решена задача по выявлению истинного харак­тера взаимоотношений военнослужащих в подразделении?

6. Какие признаки свидетельствуют о нарастании психологической напряжен­ности в подразделении?


116 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

7. Какие методы наиболее целесообразно использовать для изучения положе­ния дел в подразделении?

8. Что дает использование социометрии для выявления психологии воинского коллектива?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Анцупов А. Я., Ковалев В. В. Экспресс-оценка военнослужащих и воинских коллективов: Учебно-методическое пособие. — М., 2001.

2. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. П. А. Корчемного. — М., 1998.

3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.

4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Готовность к деятельности. — Минск, 1979.

5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000.

6. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.,1996.

7. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2000.

8. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооружен­ных силах РФ. - М., 2000.

9. Руководство по психологической работе в ВС РФ. — М., 1996.

 

10. Социально-психологический климат коллектива: Спецпрактикум по соци­альной психологии / Под ред. Ю. М. Жукова. — М., 1981.

11. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.

12. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской час­ти в мирное время. — М., 2000.

13. Фролов Ю. Изучение человека-бойца. — М., 1926.

14. Шуркян С. М. Методика диагностики производственного конфликта // Со­циальные резервы повышения качества эффективности труда: Материалы семинара. — М., 1986.

15. Энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультиро­вание, профессиональный отбор, профессиональная ориентация, тесты для безработных. — М., 1997.


Глава 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА (БОЕВОЙ СЛУЖБЫ), КАРАУЛЬНОЙ И ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.