КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о психическом здоровье и его критерии 2 страница
Вызываемые вследствие психической напряженности негативные состояния являются, с одной стороны, «древней» реакцией человека на ситуации угрозы его биологическому и социальному существованию (тревога, испуг и т. п.), а с другой стороны, психофизиологическим ответом организма на завышенные требования среды к расходованию его энергетических ресурсов. Функционально данные состояния предполагают комплекс ответных реакций защитного характера. Действие на человека различных негативных факторов профессиональной среды зачастую вызывает состояние стресса. Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 141 Под стрессом понимается неспецифический паттерн реакций организма на нагрузку. Реакции, имеющие целью повышение сопротивляемости организма, называются общим адаптационным синдромом, характеризующимся следующими особенностями. Во-первых, это относительная независимость реакции от характера вызвавшего ее стимула (т. е. причиной стресса могут быть самые разные события и обстоятельства, например постоянный шум в помещении, негативные жизненные события, чрезмерные физические нагрузки и т. п.). Во-вторых, все стрессоры вызывают неспецифическую физиологическую реакцию, когда вследствие активизации гормональных систем в кровь поступают адреналин, норадреналин, в результате чего значительно возрастает частота сердечных сокращений и дыхания, поднимается кровяное давление, возрастает интенсивность циркуляции крови в скелетных мышцах, уменьшается энергетический запас в печени. В-третьих, длительные нагрузки ведут к стойкой адаптации организма к изменившимся условиям, в то же время чрезмерные по силе и длительности нагрузки (перегрузки) ведут к срыву работы адаптационной системы и появлению в организме под действием избытка гормонов различных нарушений и заболеваний (сердечная недостаточность, гастрит, головные боли, спазм сосудов, диабет и др.). В преодолении стресса большое значение имеют оценка события самим человеком и наличие у него адекватных путей и способов преодоления создавшейся ситуации. Таким образом, каждое затруднение, с которым сталкивается военнослужащий, является стрессовым в том случае, если оно оценивается негативно или если нет адекватной стратегии его преодоления, т. е. требования ситуации превышают возможности человека. Негативные последствия могут возникнуть и тогда, когда такая ситуация становится хронической. Для преодоления стресса важно знать, где заключается источник хронического дисбаланса — во внешних требованиях, которые слишком высоки, или в возможностях человека, которые слишком ограничены. В связи с этим работа по преодолению стрессовых состояний должна вестись по двум направлениям: по пути изменения ситуации (через уменьшение числа стрессоров и их интенсивности) и изменения человека — изменение когнитивных оценок ситуации или личностных стратегий поведения. Негативным явлением в профессиональной жизни военнослужащего могут быть профессиональные кризисы. 1 Кризис — это состояние длительного личностного дисбаланса, которое является резуль-1 татом сильного по степени воздействия или неожиданного события. Длительные и интенсивные эмоциональные реакции приводят к тому, что человек не способен справиться с ситуацией. У него наблюдаются неуверенность в себе, притупленность чувств, потеря стабильности в эмоциональных реакциях и т. п. Профессиональные кризисы могут происходить на фоне возрастных кризисов, имеющих объективный характер, и социализациоиных кризисов, связанных с переходом человека из одной социальной среды в другую и освоением новых социальных ролей. Взаимообусловленность этих кризисов и их проявлений создает 142 ________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время достаточно сложную для человека проблему, когда для поиска ее решения зачастую не хватает собственных сил и опыта. Поэтому в целях восстановления нарушенного баланса требуется профессиональное вмешательство психолога. При неблагоприятном развитии событий профессиональные кризисы могут приводить к различного рода профессиональным заболеваниям. Имеющие острую или хроническую форму профессиональные болезни вызывают временную или полную утрату трудоспособности человека. На вероятность их возникновения и характер влияют не только особенности личности военнослужащего, но и особенности его военно-профессиональной деятельности. Например, у людей, занятых в социальной сфере (а к ним относятся практически все командные и воспитательные должности), предполагающей высокую интенсивность общения с окружающими, высокую эмоциональную выкладываемость, зачастую развивается так называемый «синдром сгорания», выражающийся в стремлении ограничить круг и число контактов, притупленности чувств, повышенной конфликтности и т. п. Вследствие «вживания» в образ других людей, преимущественного восприятия их с профессиональных позиций может развиваться односторонняя социальная перцепция. Системный и комплексный подход в организации психологического обеспечения безопасности труда и планировании оптимальной профессиональной среды выражается в сосредоточении работы войскового психолога и должностных лиц воинской части на решении определенных задач. 1. Осуществление специальных мероприятий, проводимых психологом по формированию и развитию у военнослужащих психологических качеств, необходимых для продуктивного труда и способствующих преодолению трудных ситуаций, предупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. Здесь решаются задачи, связанные с совершенствованием самого человека: повышение эмоциональной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения, тренировка психофизиологических функций и т. п. 2. Проведение профилактических мероприятий по целенаправленному изучению и оптимизации внешних факторов профессиональной среды, направленных на предупреждение психологической и физической перегрузок военнослужащих, профилактику профессиональных деформаций личности и различного рода заболеваний (рис. 1.20). Для решения данной задачи осуществляются следующие мероприятия: 1) эргономическая оптимизация рабочего места, техники, информационной нагрузки с учетом психологических возможностей военнослужащего по ее принятию и обработке. В этом плане учитываются как объем информационных потоков, их интенсивность, так и эргономические параметры технических средств: органов и пультов управления, средств отображения информации и т. п. Такие мероприятия способствуют предупреждению сенсорно-перцептивной напряженности; 2) в целях профилактики зрительных и психоэмоциональных перенапряжений большое внимание уделяется освещенности и цветовому оформлению служебных помещений. Исследования показывают, что тон окраски поверхностей, находящихся большую часть служебного времени в поле зрения челове- Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 143 ка, влияет не только на его самочувствие, но и на производительность труда. Поэтому оптимальным является использование цветов средневолнового участка спектра; 3) серьезное внимание должно быть уделено профилактике монотонии как следствию однообразной регулярной повторяемости одних и тех же действий, а также недостаточности раздражителей (депривационная монотония). Эта задача особенно актуальна для специалистов, чья деятельность носит операторский характер. Мероприятиями по устранению монотонии являются, например, прослушивание (где это допускается) музыки во время работы, установление оптимального уровня (частоты, интенсивности) коммуникативного взаимодействия между военнослужащими. Кроме того, предупреждению монотонии способствуют изменения в ритме труда на протяжении рабочего дня, возможность человека индивидуально устанавливать оптимальный для него темп выполнения профессиональных действий и операций, принудительное нарушение регулярности однотипных движений и т. п. Компенсация двигательной недостаточности может быть преодолена изменением технологии выполнения служебных обязанностей, предполагающей переход военнослужащего от одного места к другому. Большое значение для психоэмоционального переключения имеет наличие «зоны отдыха», по своему интерьеру и цветооформлению отличающейся от «рабочей зоны». Отдельного внимания и усилий всех субъектов психологической работы заслуживает проблема предупреждения травматизма. В понимании основных при- ittjit тпотптиоио г-\тТРГ"ГПРТ-Г1-ГТ,Т ТЯ1СИР ПОППЖРТШЯ 144 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время 1. Травматизм является следствием определенного поведения и индивидуальных особенностей людей. Такими причинами могут быть как негативные функциональные и психические состояния, увеличивающие степень риска, так и общая профессиональная неготовность человека к определенному виду деятельности (незнание источников опасности, своих действий в опасной ситуации, несоответствие психофизиологических качеств характеру выполняемого труда и условиям задачи, отсутствие интереса к процессу труда, привычность к определенным условиям деятельности, пропуск «неважных» с точки зрения работающего операций и т. д.). 2. Вероятность травматизма и аварий связана с существованием на территории воинской части зон повышенной опасности вследствие использования «опасных» оборудования, техники и технологий. Исходя из этого деятельность психолога направляется на выявление и оценку факторов опасности, а также на формирование безопасного поведения военнослужащих и военных руководителей. Безопасное поведение во многом является антиципирующим поведением, так как знание источников опасности позволяет в большинстве случаев предпринять необходимые компенсирующие действия. Источники опасности могут быть как непосредственно восприняты и различимы при помощи органов чувств человека, так и замечены только при помощи специальных вспомогательных средств. К основным источникам опасности относятся, например, химическая опасность, радиация, электроопасность, падающие объекты, опасность сдавливания, падения с высоты, движущиеся части и механизмы, движущийся на человека объект и др. Важно обучить личный состав наряду со знанием потенциальных источников опасности различать и признаки, свидетельствующие об их наступлении, выработать наиболее эффективные и устойчивые навыки действий в опасной ситуации, оценивать потенциальную опасность своих неправильных (рискованных) действий. 6.3. Специализированные методы психологической помощи военнослужащим В работе по сохранению психического здоровья специалистами используются разнообразные приемы и процедуры, объединенные в пределах таких методов помощи, как психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются индивидуальная, семейная и групповая формы оказания психологической помощи. Любая из форм деятельности психолога (индивидуальная или групповая) состоят из трех блоков-этапов: диагностического (выявление объективного состояния клиента, группы), психологического воздействия и последующего психологического сопровождения (выполнение рекомендаций психолога самим клиентом, другими людьми и должностными лицами). 6.3.1. Психологическое консультирование Психологическое консультирование является одним из ведущих и «энергозатратных» с точки зрения прилагаемых со стороны психолога усилий видов его дея- Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 145 тельности. Изучение войскового опыта показывает, что удельный вес консультирования в общем бюджете затрачиваемого служебного времени составляет у различных психологов (по стажу деятельности и уровню квалификации) от 10 до 25% и более. Наиболее типичными темами взаимодействия, с которыми к психологу обращаются различные категории военнослужащих и членов их семей, являются проблемы семейных взаимоотношений, взаимоотношений между различными должностными лицами, потребность в оказании помощи в адаптации к условиям воинской службы. В структурно-психологическом плане основными состояниями, обусловливающими в качестве мотивов обращение к психологу, являются испытываемые людьми тревога, уныние, потрясение, сомнение, неуверенность, поиск участия и т. п. Характер консультирования в условиях воинской части отличается от осуществляемого психологами-консультантами в специализированных психологических консультациях: здесь субъектом обращения может быть не только отдельный человек (военнослужащий), но и группа военнослужащих. Круг охватываемых проблем значительно шире, наряду с сугубо личностными проблемами осуществляется консультирование (в т. ч. командиров) и по вопросам, связанным с процессами, происходящими в воинских коллективах, которые оказывают влияние на самочувствие каждого его члена. Деятельность военного психолога отличается и самим характером возникновения заказа на его профессиональные действия, а также особенностью использования информации, полученной в ходе консультирования. Как показывают результаты исследований, примерно около трети случаев, связанных с оказанием психологической помощи, инициированы не самими нуждающимися в этой помощи, а другими лицами (в основном командованием части, подразделений и самим психологом). Это обусловлено особым характером воинского труда и условий службы, повышенной ответственностью командиров за жизнь и безопасность военнослужащих. Зачастую военные психологи назначаются как бы ответственными за конкретного военнослужащего, что в значительной мере вынуждает их смещать акцент в их действиях с сугубо психологической профессиональной составляющей (подразумевающей активность и ответственность человека за собственные изменения) на действия воспитательного характера. В то же время, зачастую рекомендации психолога должностным лицам относительно конкретных неотложных мер, связанных с организацией условий, необходимых для успешного решения острых психологических проблем военнослужащего, не учитываются должным образом либо не могут быть оперативно реализоваппы в силу ряда объективных обстоятельств. Оценивая ситуации консультирования, имеющиеся в собственном опыте, большинство психологов склонны рассматривать их как очень сложные, требующие обращения к более опытным коллегам (около 70% из опрошенных психологов). Результаты самооценок психологов в этом плане дополняются и данными экспертного оценивания их профессиональных действий в ситуации консультирования [170]. Наиболее типичные ошибки в действиях психологов заключались в недостаточной способности к выработке необходимых вариантов решения проблемы, инертности в поиске и подборе нужных слов, директивности в форму- Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время лировании выводов и рекомендаций, шаблонности и однотипности откликов и реакций. В значительном числе случаев психолог начинал непосредственную работу с первоначальной «гипотезой» самого клиента, строя на этой основе дальнейший диалог по выработке конкретных способов решения проблемы. В процессе взаимодействия с клиентом наблюдалось отсутствие четкой структуры и четких целей интервью, что вполне объяснимо отсутствием способности (особенно у начинающих психологов) оперативной актуализации ранее усвоенных теоретических конструктов, позволяющих соотносить эмпирические признаки поведенческих паттернов и эмоциональных откликов клиента между собой и адекватно их интерпретировать в рамках определенной психологической теории, в построении модели психологической ситуации и проблемы в целом. Данный факт подтверждается и тем, что лишь 23% психологов соотнесли свои профессиональные действия в ситуации консультирования с каким-либо теоретическим направлением. В значительной мере причиной затруднений является также и незначительный профессиональный опыт психологов. Таким образом, выраженная ориентация, нацеленность психолога на оказание помощи конкретному человеку не находит подкрепления в «технологических» действиях, позволяющих реализовать ее достаточно квалифицированно. Учитывая одновременно сложность и всестороннюю востребованность данного метода психологической помощи (со стороны потенциальных клиентов-военнослужащих, командования частей и подразделений), в данном параграфе обратимся к некоторым теоретико-методическим аспектам самого психологического консультирования, что позволит уяснить его некоторые принципиальные моменты. Теоретической основой психологического консультирования служит консультативная психология — отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии. Под термином «клиент» понимается нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. Классификация видов и форм консультирования может быть различной. По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического консультирования. В зависимости от основного фокуса анализа выделяют консультирование: 1) проблемно-ориентированное (направлено на анализ внешних причин и поиск путей разрешения проблемы с участием окружения клиента); 2)личностно-ориентированное (центрировано на анализе личностных детерминант проблемы); 3) решение-ориентированное (центрировано на выявлении ресурсов решения проблемы) [134,135]. В зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог, различают следующие методические подходы к психологическому консультированию: гуманистический, когнитивный, поведенческий, психоаналитический. Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 147 Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Консультации могут быть однократные и многократные, по личному обращению и в результате вызова, без дополнительного тестирования и с ним, без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов. Оно может быть очным и дистантным (например, «телефон доверия»). Модели консультирования могут также различаться в зависимости от позиций, занимаемых в процессе консультирования клиентом (например, позиции-ориентации клиента — деловая, рентная, игровая) или самим психологом (советчик, помощник, эксперт). Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции: взаимодействие на равных; взаимодействие с позиции «сверху»; взаимодействие с позиции «снизу». Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сводятся к следующему: • субъектами обращения к психологу-консультанту являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований; • основная цель консультирования — не преодоление психотравмирущих факторов, а их предупреждение; • главная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому клиенту, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении обратившегося за помощью, мобилизации посредством специальных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивацион-ный настрой, усилий клиента на осуществление в дальнейшем определенной линии поведения, выработанной совместно с психологом; • консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими людьми, разрешения межличностных конфликтов, проблемы личностного, профессионального роста, воспитания и обучения и т. п. [1, 87,109]. Соотношение процесса консультирования с другими видами помощи человеку можно отобразить в виде таблицы, в которой степень отклонений от психической нормы условно может быть соотнесена с тем или иным видом помощи (рис. 1.21).
Рис. 1.21. Соотношение различных видов психологической помощи с состояниями психики человека В ходе консультирования решаются следующие основные задачи: • оценка уровня психического здоровья военнослужащего и определение показаний к другим видам психологической помощи; 1_48_________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время в оказание эмоциональной поддержки клиенту и оказание профессиональной помощи в решении заявленной им проблемы; • информирование военнослужащего о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам самораскрытия и самоанализа, наиболее полного использования своих психологических особенностей и возможностей; • изменение отношения к проблеме, мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы; • повышение общей психологической грамотности военнослужащих и должностных лиц; • коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний; • выявление основных направлений дальнейшего развития личности; • развитие реалистичности и плюралистичное™ мировоззрения; • повышение стрессовой и кризисной толерантности; • повышение ответственности и выработка у клиента готовности к творческому освоению мира. Индивидуальное психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с военнослужащим, обратившимся за помощью. Консультативная беседа — это основная форма психологического консультирования; процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении. Результаты консультативной работы психолог отражает в журнале, который содержит также и сведения, касающиеся динамики состояния клиента за определенный период. В ходе консультирования решаются и задачи психологического просвещения, например разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и даются рекомендации для самоконтроля и коррекции. Групповое консультирование проводится в целях снижения в воинских коллективах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отношений, оптимизации моралыю-пеихологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмоциональных состояний или их последствий, повышения эффективности выполнения профессиональных задач. Важная задача для психолога — найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для этого психолог должен располагать предварительными данными о воинском коллективе — о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, авторитетности лидеров и руководителей коллектива и т. п. Общая модель структуры консультативного процесса включает связанные между собой стадии, описание количества и содержания которых отличаются у разных авторов. В качестве примера приведем одну из них (см. приложение 16). 1. Установление контакта с клиентом, достижение обоюдного доверия. 2. Уяснение проблемы клиента, предоставление возможности ему выговориться, понять свою роль в возникновении проблемы. Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 149 3. Осознание желаемого состояния, нахождение позитивных аспектов в проблемной ситуации, выдвижение консультативной гипотезы. 4. Выдвижение и совместное обсуждение возможных альтернатив решения проблемы, составление плана ее реалистичного решения и закрепление у клиента соответствующей мотивации. 5. Обобщение результатов взаимодействия: усиление позитивного настроя клиента на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, при необходимости — определение домашнего задания, назначение новых встреч, обсуждение вопроса о необходимости обращения и к другим специалистам. Следует отметить, что термин «решить психологическую проблему» для психолога и клиента имеют различное содержание. В этом смысле для клиента разрешить психологическую проблему значит — избавиться от гнета имеющихся трудностей, приобрести душевное равновесие, а для консультанта — найти пути и способы оказания психологической помощи клиенту. Причем под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т. е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой человек не только преодолевает текущие трудности, но и обогащает свой опыт, гармонизирует собственную жизнь. Консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический. Для решения первой {диагностической) задачи психологу-консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие человека обратиться за помощью. Вторая {терапевтическая) задача — это собственно процесс реализации психологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов клиента. Психологическое консультирование основано на следующих принципах: • равноправное взаимодействие психолога и клиента, неманипулятивный иод-ход; • безоценочное отношение к клиенту и уважение его как личности, ориентация на его нормы и ценности; • формирование у клиентов установки на самостоятельное решение возникших проблем; • принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения; • разграничение личных и профессиональных отношений; • воздержание психолога от прямых и конкретных советов [ 1, 44, 87, 109]. Эффективности консультирования также будут способствовать: разговор психолога «на языке» клиента (начиная с употребления тех слов, которые встречаются в его высказываниях и кончая использованием его смысловых семантических единиц), доверительные отношения и искренний интерес психолога к высказываниям клиента. 150 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время Методы воздействия, применяемые психологами в процессе консультирования, достаточно разнообразны. Приведем некоторые из них, используя для этого схему (табл. 1.8), предложенную Г. С. Абрамовой [1, с. 157-158]. Таблица 1.8 Методы воздействия консультанта и их функции во время консультации
Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 151
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |