Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о психическом здоровье и его критерии 2 страница




Вызываемые вследствие психической напряженности негативные состояния являются, с одной стороны, «древней» реакцией человека на ситуации угрозы его биологическому и социальному существованию (тревога, испуг и т. п.), а с другой стороны, психофизиологическим ответом организма на завышенные тре­бования среды к расходованию его энергетических ресурсов. Функционально данные состояния предполагают комплекс ответных реакций защитного харак­тера.

Действие на человека различных негативных факторов профессиональной сре­ды зачастую вызывает состояние стресса.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 141

Под стрессом понимается неспецифический паттерн реакций организма на нагрузку.

Реакции, имеющие целью повышение сопротивляемости организма, называ­ются общим адаптационным синдромом, характеризующимся следующими осо­бенностями.

Во-первых, это относительная независимость реакции от характера вызвав­шего ее стимула (т. е. причиной стресса могут быть самые разные события и об­стоятельства, например постоянный шум в помещении, негативные жизненные события, чрезмерные физические нагрузки и т. п.).

Во-вторых, все стрессоры вызывают неспецифическую физиологическую реакцию, когда вследствие активизации гормональных систем в кровь поступают адреналин, норадреналин, в результате чего значительно возрастает частота сер­дечных сокращений и дыхания, поднимается кровяное давление, возрастает ин­тенсивность циркуляции крови в скелетных мышцах, уменьшается энергетиче­ский запас в печени.

В-третьих, длительные нагрузки ведут к стойкой адаптации организма к из­менившимся условиям, в то же время чрезмерные по силе и длительности нагруз­ки (перегрузки) ведут к срыву работы адаптационной системы и появлению в организме под действием избытка гормонов различных нарушений и заболеваний (сердечная недостаточность, гастрит, головные боли, спазм сосудов, диабет и др.).

В преодолении стресса большое значение имеют оценка события самим чело­веком и наличие у него адекватных путей и способов преодоления создавшейся ситуации. Таким образом, каждое затруднение, с которым сталкивается военно­служащий, является стрессовым в том случае, если оно оценивается негативно или если нет адекватной стратегии его преодоления, т. е. требования ситуации превышают возможности человека. Негативные последствия могут возникнуть и тогда, когда такая ситуация становится хронической.

Для преодоления стресса важно знать, где заключается источник хронического дисбаланса — во внешних требованиях, которые слишком высоки, или в возмож­ностях человека, которые слишком ограничены. В связи с этим работа по преодо­лению стрессовых состояний должна вестись по двум направлениям: по пути из­менения ситуации (через уменьшение числа стрессоров и их интенсивности) и изменения человека — изменение когнитивных оценок ситуации или личностных стратегий поведения.

Негативным явлением в профессиональной жизни военнослужащего могут быть профессиональные кризисы.

1 Кризис — это состояние длительного личностного дисбаланса, которое является резуль-1 татом сильного по степени воздействия или неожиданного события.

Длительные и интенсивные эмоциональные реакции приводят к тому, что че­ловек не способен справиться с ситуацией. У него наблюдаются неуверенность в себе, притупленность чувств, потеря стабильности в эмоциональных реакциях и т. п.

Профессиональные кризисы могут происходить на фоне возрастных кризисов, имеющих объективный характер, и социализациоиных кризисов, связанных с пе­реходом человека из одной социальной среды в другую и освоением новых соци­альных ролей. Взаимообусловленность этих кризисов и их проявлений создает


142 ________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

достаточно сложную для человека проблему, когда для поиска ее решения зачас­тую не хватает собственных сил и опыта. Поэтому в целях восстановления нару­шенного баланса требуется профессиональное вмешательство психолога.

При неблагоприятном развитии событий профессиональные кризисы могут приводить к различного рода профессиональным заболеваниям. Имеющие ост­рую или хроническую форму профессиональные болезни вызывают временную или полную утрату трудоспособности человека. На вероятность их возникнове­ния и характер влияют не только особенности личности военнослужащего, но и особенности его военно-профессиональной деятельности. Например, у людей, занятых в социальной сфере (а к ним относятся практически все командные и воспитательные должности), предполагающей высокую интенсивность общения с окружающими, высокую эмоциональную выкладываемость, зачастую развива­ется так называемый «синдром сгорания», выражающийся в стремлении ограничить круг и число контактов, притупленности чувств, повышенной конфликтности и т. п. Вследствие «вживания» в образ других людей, преимущественного восприя­тия их с профессиональных позиций может развиваться односторонняя соци­альная перцепция.

Системный и комплексный подход в организации психологического обеспече­ния безопасности труда и планировании оптимальной профессиональной среды выражается в сосредоточении работы войскового психолога и должностных лиц воинской части на решении определенных задач.

1. Осуществление специальных мероприятий, проводимых психологом по фор­мированию и развитию у военнослужащих психологических качеств, необходимых для продуктивного труда и способствующих преодолению трудных ситуаций, пре­дупреждению негативных состояний и срывов в деятельности. Здесь решаются задачи, связанные с совершенствованием самого человека: повышение эмоцио­нальной устойчивости и способности к самоуправлению, саморегуляции своего эмоционального состояния и поведения, тренировка психофизиологических функ­ций и т. п.

2. Проведение профилактических мероприятий по целенаправленному изуче­нию и оптимизации внешних факторов профессиональной среды, направленных на предупреждение психологической и физической перегрузок военнослужащих, профилактику профессиональных деформаций личности и различного рода за­болеваний (рис. 1.20).

Для решения данной задачи осуществляются следующие мероприятия:

1) эргономическая оптимизация рабочего места, техники, информационной на­грузки с учетом психологических возможностей военнослужащего по ее при­нятию и обработке. В этом плане учитываются как объем информационных потоков, их интенсивность, так и эргономические параметры технических средств: органов и пультов управления, средств отображения информации и т. п. Такие мероприятия способствуют предупреждению сенсорно-перцеп­тивной напряженности;

2) в целях профилактики зрительных и психоэмоциональных перенапряжений большое внимание уделяется освещенности и цветовому оформлению слу­жебных помещений. Исследования показывают, что тон окраски поверхнос­тей, находящихся большую часть служебного времени в поле зрения челове-


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 143

ка, влияет не только на его самочувствие, но и на производительность труда. Поэтому оптимальным является использование цветов средневолнового участка спектра;

3) серьезное внимание должно быть уделено профилактике монотонии как след­ствию однообразной регулярной повторяемости одних и тех же действий, а также недостаточности раздражителей (депривационная монотония). Эта задача особенно актуальна для специалистов, чья деятельность носит опера­торский характер. Мероприятиями по устранению монотонии являются, на­пример, прослушивание (где это допускается) музыки во время работы, уста­новление оптимального уровня (частоты, интенсивности) коммуникативного взаимодействия между военнослужащими. Кроме того, предупреждению мо­нотонии способствуют изменения в ритме труда на протяжении рабочего дня, возможность человека индивидуально устанавливать оптимальный для него темп выполнения профессиональных действий и операций, принудительное нарушение регулярности однотипных движений и т. п.

Компенсация двигательной недостаточности может быть преодолена изменени­ем технологии выполнения служебных обязанностей, предполагающей переход военнослужащего от одного места к другому. Большое значение для психоэмоцио­нального переключения имеет наличие «зоны отдыха», по своему интерьеру и цветооформлению отличающейся от «рабочей зоны».

Отдельного внимания и усилий всех субъектов психологической работы зас­луживает проблема предупреждения травматизма. В понимании основных при-

ittjit тпотптиоио г-\тТРГ"ГПРТ-Г1-ГТ,Т ТЯ1СИР ПОППЖРТШЯ


144 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

1. Травматизм является следствием определенного поведения и индивиду­альных особенностей людей. Такими причинами могут быть как негативные функциональные и психические состояния, увеличивающие степень риска, так и общая профессиональная неготовность человека к определенному виду дея­тельности (незнание источников опасности, своих действий в опасной ситуации, несоответствие психофизиологических качеств характеру выполняемого труда и условиям задачи, отсутствие интереса к процессу труда, привычность к определен­ным условиям деятельности, пропуск «неважных» с точки зрения работающего операций и т. д.).

2. Вероятность травматизма и аварий связана с существованием на территории воинской части зон повышенной опасности вследствие использования «опасных» оборудования, техники и технологий.

Исходя из этого деятельность психолога направляется на выявление и оценку факторов опасности, а также на формирование безопасного поведения военно­служащих и военных руководителей. Безопасное поведение во многом является антиципирующим поведением, так как знание источников опасности позволяет в большинстве случаев предпринять необходимые компенсирующие действия.

Источники опасности могут быть как непосредственно восприняты и разли­чимы при помощи органов чувств человека, так и замечены только при помощи специальных вспомогательных средств. К основным источникам опасности отно­сятся, например, химическая опасность, радиация, электроопасность, падающие объекты, опасность сдавливания, падения с высоты, движущиеся части и меха­низмы, движущийся на человека объект и др. Важно обучить личный состав на­ряду со знанием потенциальных источников опасности различать и признаки, свидетельствующие об их наступлении, выработать наиболее эффективные и ус­тойчивые навыки действий в опасной ситуации, оценивать потенциальную опас­ность своих неправильных (рискованных) действий.

6.3. Специализированные методы психологической помощи военнослужащим

В работе по сохранению психического здоровья специалистами используются разнообразные приемы и процедуры, объединенные в пределах таких методов помощи, как психологическое консультирование, психотерапия, психокоррекция и психореабилитация. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются индивидуальная, семейная и групповая формы оказания психологи­ческой помощи.

Любая из форм деятельности психолога (индивидуальная или групповая) со­стоят из трех блоков-этапов: диагностического (выявление объективного состоя­ния клиента, группы), психологического воздействия и последующего психологи­ческого сопровождения (выполнение рекомендаций психолога самим клиентом, другими людьми и должностными лицами).

6.3.1. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование является одним из ведущих и «энергозатрат­ных» с точки зрения прилагаемых со стороны психолога усилий видов его дея-


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 145

тельности. Изучение войскового опыта показывает, что удельный вес консульти­рования в общем бюджете затрачиваемого служебного времени составляет у раз­личных психологов (по стажу деятельности и уровню квалификации) от 10 до 25% и более. Наиболее типичными темами взаимодействия, с которыми к психологу обращаются различные категории военнослужащих и членов их семей, являются проблемы семейных взаимоотношений, взаимоотношений между различными должностными лицами, потребность в оказании помощи в адаптации к услови­ям воинской службы. В структурно-психологическом плане основными состоя­ниями, обусловливающими в качестве мотивов обращение к психологу, являют­ся испытываемые людьми тревога, уныние, потрясение, сомнение, неуверенность, поиск участия и т. п.

Характер консультирования в условиях воинской части отличается от осуще­ствляемого психологами-консультантами в специализированных психологиче­ских консультациях: здесь субъектом обращения может быть не только отдельный человек (военнослужащий), но и группа военнослужащих. Круг охватываемых проблем значительно шире, наряду с сугубо личностными проблемами осуществ­ляется консультирование (в т. ч. командиров) и по вопросам, связанным с про­цессами, происходящими в воинских коллективах, которые оказывают влияние на самочувствие каждого его члена.

Деятельность военного психолога отличается и самим характером возникно­вения заказа на его профессиональные действия, а также особенностью исполь­зования информации, полученной в ходе консультирования. Как показывают результаты исследований, примерно около трети случаев, связанных с оказанием психологической помощи, инициированы не самими нуждающимися в этой по­мощи, а другими лицами (в основном командованием части, подразделений и са­мим психологом). Это обусловлено особым характером воинского труда и усло­вий службы, повышенной ответственностью командиров за жизнь и безопасность военнослужащих. Зачастую военные психологи назначаются как бы ответствен­ными за конкретного военнослужащего, что в значительной мере вынуждает их смещать акцент в их действиях с сугубо психологической профессиональной со­ставляющей (подразумевающей активность и ответственность человека за соб­ственные изменения) на действия воспитательного характера. В то же время, за­частую рекомендации психолога должностным лицам относительно конкретных неотложных мер, связанных с организацией условий, необходимых для успешно­го решения острых психологических проблем военнослужащего, не учитываются должным образом либо не могут быть оперативно реализоваппы в силу ряда объек­тивных обстоятельств.

Оценивая ситуации консультирования, имеющиеся в собственном опыте, боль­шинство психологов склонны рассматривать их как очень сложные, требующие обращения к более опытным коллегам (около 70% из опрошенных психологов). Результаты самооценок психологов в этом плане дополняются и данными экс­пертного оценивания их профессиональных действий в ситуации консультиро­вания [170]. Наиболее типичные ошибки в действиях психологов заключались в недостаточной способности к выработке необходимых вариантов решения про­блемы, инертности в поиске и подборе нужных слов, директивности в форму-



Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время


лировании выводов и рекомендаций, шаблонности и однотипности откликов и реакций. В значительном числе случаев психолог начинал непосредственную работу с первоначальной «гипотезой» самого клиента, строя на этой основе дальнейший диалог по выработке конкретных способов решения проблемы.

В процессе взаимодействия с клиентом наблюдалось отсутствие четкой струк­туры и четких целей интервью, что вполне объяснимо отсутствием способнос­ти (особенно у начинающих психологов) оперативной актуализации ранее ус­военных теоретических конструктов, позволяющих соотносить эмпирические признаки поведенческих паттернов и эмоциональных откликов клиента меж­ду собой и адекватно их интерпретировать в рамках определенной психологи­ческой теории, в построении модели психологической ситуации и проблемы в целом. Данный факт подтверждается и тем, что лишь 23% психологов соотнес­ли свои профессиональные действия в ситуации консультирования с каким-либо теоретическим направлением. В значительной мере причиной затрудне­ний является также и незначительный профессиональный опыт психологов. Таким образом, выраженная ориентация, нацеленность психолога на оказание помощи конкретному человеку не находит подкрепления в «технологических» действиях, позволяющих реализовать ее достаточно квалифицированно.

Учитывая одновременно сложность и всестороннюю востребованность данного метода психологической помощи (со стороны потенциальных клиентов-военно­служащих, командования частей и подразделений), в данном параграфе обратимся к некоторым теоретико-методическим аспектам самого психологического консуль­тирования, что позволит уяснить его некоторые принципиальные моменты.

Теоретической основой психологического консультирования служит консуль­тативная психология — отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии. Под термином «клиент» понимается нормальный, физически и психически здо­ровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэто­му нуждается в посторонней помощи.

Классификация видов и форм консультирования может быть различной. По ха­рактеру решаемых задач различают возрастно-психологическое, профессиональ­ное, психолого-педагогическое, кризисное и другие виды психологического кон­сультирования.

В зависимости от основного фокуса анализа выделяют консультирование:

1) проблемно-ориентированное (направлено на анализ внешних причин и по­иск путей разрешения проблемы с участием окружения клиента);

2)личностно-ориентированное (центрировано на анализе личностных детер­минант проблемы);

3) решение-ориентированное (центрировано на выявлении ресурсов решения проблемы) [134,135].

В зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог, различают следующие методические подходы к психологическому консультирова­нию: гуманистический, когнитивный, поведенческий, психоаналитический.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 147

Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Консультации могут быть однократные и многократные, по личному обращению и в результате вызова, без дополнительного тестирования и с ним, без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов. Оно может быть очным и дистантным (например, «телефон доверия»).

Модели консультирования могут также различаться в зависимости от пози­ций, занимаемых в процессе консультирования клиентом (например, позиции-ориентации клиента — деловая, рентная, игровая) или самим психологом (совет­чик, помощник, эксперт). Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, необходимо выделить следующие позиции: взаимодействие на рав­ных; взаимодействие с позиции «сверху»; взаимодействие с позиции «снизу».

Основные отличия консультирования от психотерапии и психокоррекции сво­дятся к следующему:

• субъектами обращения к психологу-консультанту являются здоровые люди, не имеющие признаков отклонений от социальной или психической нормы и неблагоприятных психологических образований;

• основная цель консультирования — не преодоление психотравмирущих фак­торов, а их предупреждение;

• главная роль в преодолении сложной ситуации принадлежит самому клиен­ту, его внутренним резервам, а задача психолога состоит в психологическом просвещении обратившегося за помощью, мобилизации посредством специ­альных приемов, создающих необходимый эмоциональный и мотивацион-ный настрой, усилий клиента на осуществление в дальнейшем определен­ной линии поведения, выработанной совместно с психологом;

• консультирование охватывает более широкий круг проблем: это и проблемы адаптации, построения наиболее оптимальной системы взаимоотношений с другими людьми, разрешения межличностных конфликтов, проблемы лично­стного, профессионального роста, воспитания и обучения и т. п. [1, 87,109].

Соотношение процесса консультирования с другими видами помощи человеку можно отобразить в виде таблицы, в которой степень отклонений от психической нормы условно может быть соотнесена с тем или иным видом помощи (рис. 1.21).

 

Состояние психики Вид помощи
Болезнь Психиатрия, медицинская психотерапия
Начальные отклонения в психике от нормы Немедицинская психотерапия и психокоррекция
Психическая норма Консультирование, активное социально-психологическое обучение

Рис. 1.21. Соотношение различных видов психологической помощи с состояниями

психики человека

В ходе консультирования решаются следующие основные задачи: • оценка уровня психического здоровья военнослужащего и определение по­казаний к другим видам психологической помощи;


1_48_________________ Раздел I, Организация и ведение психологической работы в мирное время

в оказание эмоциональной поддержки клиенту и оказание профессиональной помощи в решении заявленной им проблемы;

• информирование военнослужащего о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам саморас­крытия и самоанализа, наиболее полного использования своих психологи­ческих особенностей и возможностей;

• изменение отношения к проблеме, мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

• повышение общей психологической грамотности военнослужащих и долж­ностных лиц;

• коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

• выявление основных направлений дальнейшего развития личности;

• развитие реалистичности и плюралистичное™ мировоззрения;

• повышение стрессовой и кризисной толерантности;

• повышение ответственности и выработка у клиента готовности к творческо­му освоению мира.

Индивидуальное психологическое консультирование проводится психологом, как правило, в форме специальной беседы с военнослужащим, обратившимся за помощью.

Консультативная беседа — это основная форма психологического консульти­рования; процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (кон­сультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении. Результаты консультатив­ной работы психолог отражает в журнале, который содержит также и сведения, касающиеся динамики состояния клиента за определенный период. В ходе кон­сультирования решаются и задачи психологического просвещения, например разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и даются рекомендации для самокон­троля и коррекции.

Групповое консультирование проводится в целях снижения в воинских коллек­тивах общей психологической напряженности, улучшения межличностных отно­шений, оптимизации моралыю-пеихологического климата, повышения групповой сплоченности, улучшения стиля руководства, устранения нежелательных эмо­циональных состояний или их последствий, повышения эффективности выпол­нения профессиональных задач. Важная задача для психолога — найти предмет взаимодействия членов группы с учетом интересов каждого из них. Для этого психолог должен располагать предварительными данными о воинском коллекти­ве — о типе отношений между членами группы, существовании микрогрупп, ав­торитетности лидеров и руководителей коллектива и т. п.

Общая модель структуры консультативного процесса включает связанные между собой стадии, описание количества и содержания которых отличаются у разных авторов. В качестве примера приведем одну из них (см. приложение 16).

1. Установление контакта с клиентом, достижение обоюдного доверия.

2. Уяснение проблемы клиента, предоставление возможности ему выговорить­ся, понять свою роль в возникновении проблемы.


Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 149

3. Осознание желаемого состояния, нахождение позитивных аспектов в про­блемной ситуации, выдвижение консультативной гипотезы.

4. Выдвижение и совместное обсуждение возможных альтернатив решения проблемы, составление плана ее реалистичного решения и закрепление у клиента соответствующей мотивации.

5. Обобщение результатов взаимодействия: усиление позитивного настроя клиента на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, при необходимости — опре­деление домашнего задания, назначение новых встреч, обсуждение вопроса о не­обходимости обращения и к другим специалистам.

Следует отметить, что термин «решить психологическую проблему» для пси­холога и клиента имеют различное содержание. В этом смысле для клиента разре­шить психологическую проблему значит — избавиться от гнета имеющихся труд­ностей, приобрести душевное равновесие, а для консультанта — найти пути и способы оказания психологической помощи клиенту. Причем под разрешением проблемы со стороны клиента понимается не устранение проблемы по принципу вытеснения, т. е. мнимой ее ликвидации, а такая работа, в результате которой че­ловек не только преодолевает текущие трудности, но и обогащает свой опыт, гар­монизирует собственную жизнь.

Консультативная беседа как основной метод консультирования всегда имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический.

Для решения первой {диагностической) задачи психологу-консультанту нуж­но осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие человека об­ратиться за помощью.

Вторая {терапевтическая) задача — это собственно процесс реализации пси­хологической помощи с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных психологических ресурсов клиента.

Психологическое консультирование основано на следующих принципах:

• равноправное взаимодействие психолога и клиента, неманипулятивный иод-ход;

• безоценочное отношение к клиенту и уважение его как личности, ориента­ция на его нормы и ценности;

• формирование у клиентов установки на самостоятельное решение возник­ших проблем;

• принятие участниками консультирования ответственности за совместные ре­шения;

• разграничение личных и профессиональных отношений;

• воздержание психолога от прямых и конкретных советов [ 1, 44, 87, 109].

Эффективности консультирования также будут способствовать: разговор пси­холога «на языке» клиента (начиная с употребления тех слов, которые встречаются в его высказываниях и кончая использованием его смысловых семантических еди­ниц), доверительные отношения и искренний интерес психолога к высказываниям клиента.


150 _________________ Раздел I. Организация и ведение психологической работы в мирное время

Методы воздействия, применяемые психологами в процессе консультирова­ния, достаточно разнообразны. Приведем некоторые из них, используя для этого схему (табл. 1.8), предложенную Г. С. Абрамовой [1, с. 157-158].

Таблица 1.8 Методы воздействия консультанта и их функции во время консультации

 

Метод Описание Функции во время интервью
Интерпретация Новое видение ситуации Альтернативное видение реально­сти, изменение настроения клиента
Директива Пожелание или предписание клиенту совершить какое-либо действие Показывает желаемое для психоло­га действие
Информация Домашнее задание, пожелание о возможном действии Новые сведения
Самораскрытие Психолог делится личным опы­том или разделяет нынешние чувства клиента Установление раппорта, я-предложения психолога
Обратная связь Как клиента воспринимает пси­холог и окружающие Конкретные данные для само­восприятия
Логическая последо­вательность Психолог устанавливает после­довательность мышления и поведения клиента Дает клиенту возможность предви­деть результаты его действий
Резюме Суммирует суждения психолога Проясняет, чего добились психолог и клиент в ходе беседы
Открытые вопросы Кто? Как? Почему? Выяснение основных фактов и событий жизни клиента
Закрытые вопросы Содержат частицу «ли», предполагают краткие ответы Сокращают длинный монолог
Поощрение Повторение ключевых фраз клиента Проработка специфических слов и их смысла для клиента
Пересказ Повторение сущности слов кли­ента и его мыслей с использо­ванием ключевых слов Активизирует обсуждение, показы­вает уровень понимания
Отражение чувств Выделение эмоциональной стороны интервью Открывает чувства
Обобщающее резюме Повторение основных фактов ичувств клиента в ходе интервью Проясняет направление беседы
Парадоксальные вопросы «А почему бы не...?» «Вы на самом деле так думае­те?» и т. п. Переводят разговор в новую плос­кость, позволяют пошатнуть «абсо­лютные истины» клиента
Паузы молчания Организованная психологом фиксированная по времени ти­шина, применяемая в специаль­ных моментах беседы Предоставление возможности кли­енту «погрузиться» в себя, изучить свои мысли и чувства, понять свою ответственность за беседу
Конфронтация Реакция психолога на психоло­гическую защиту клиента, например: «Да (я согласен, это так)..., но (однако, вместе с тем)...» Обращение внимания клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем, противоречи­вость поведения или мыслей

Глава 6. Психологическая работа по сохранению психического здоровья военнослужащих 151




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.