КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы решения психологических проблем ветеранов 3 страница
• снижение индивидуального и группового напряжения; • подготовка к переживанию тех симптомов и реакций, которые могут возникнуть в последующем, и др. Дебрифинг проводится с группами до 15 военнослужащих, совместно переживших психотравмирующее событие, в ближайшие 48 часов после его окончания. Выделяются от пяти до семи фаз, через которые проходит группа в процессе своей работы [176, 190]. В частности, это может выглядеть следующим образом. 1. Вводная фаза— знакомство с группой, разъяснение целей, задач и правил проведения группового обсуждения, создание обстановки психологической безопасности и комфорта. 2. Фаза «Факты» — участники группы рассказывают о том, что они наблюдали, что делали в бою, и на основе этого составляется более или менее целостная картина происшедшего. На этой фазе выражение собственных эмоций, высказывание оценочных суждений нецелесообразно. Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях 3. Фаза «Мысли, эмоции, чувства» — осуществляется переход от описания фактов к рассказу о внутренних психологических реакциях военнослужащих на них. Впечатления, эмоциональные реакции, импульсивные поступки каждого участника экстремального события делаются достоянием всей группы. Ведущим принимаются меры для включения всех военнослужащих в групповую работу, недопущения «узурпации» права на высказывание одним и превращения в безмолвных слушателей других. Он обращает внимание на то, что, высказываясь о пережитом, военнослужащие переживают сильный стресс, и хотя это происходит в обстановке отсутствия реальной опасности, они нуждаются в понимании и поддержке сослуживцев. 4. Фаза «Симптомы» — на данном этапе предметом группового обсуждения становятся эмоциональные, физиологические и поведенческие реакции и симптомы посттравматического стресса, изменения в самосознании и самооценке военнослужащих. Знакомясь с перечнем симптомов, характерных для психологических последствий конкретных психотравмирующих событий, каждый участник понимает, что его переживания не уникальны. Отражаясь в других людях через обратную связь, замечая в высказываниях других людей то, о чем сам сказать не смел, каждый участник лучше познает себя, свои чувства, переживания. 5. Фаза «Информирование» — заключается в разъяснении военнослужащим психологической сущности постстрессовых расстройств как «нормальных реакций на ненормальные условия боевой обстановки», способов преодоления отрицательных психологических последствий боевого стресса. Здесь может быть зачитан общий список реакций участников на стресс-факторы боевой обстановки. 6. Фаза «Закрытие прошлого» — подведение своеобразного итога под тем, что было пережито. В терминах будущего определяются стратегии преодоления отрицательных последствий боевого стресса, случаи, в которых участник должен искать дополнительную психологическую помощь. Такими случаями являются: наличие постстрессовых симптомов спустя 6 месяцев после дебрифинга; эскалация названных симптомов; наличие затруднений в выполнении простейшей работы или резкое снижение работоспособности. При проведении дебрифинга следует строго придерживаться правил групповой работы: • добровольность; • конфиденциальность; • исключение взаимных оценок, критики, недоброжелательности; • работа без перерывов с правом выхода участников при необходимости; • свобода в постановке любых вопросов, связанных с пережитыми событиями и собственными состояниями; • предупреждение участников о возможности повторного переживания во время работы негативных эмоций и чувств и необходимости таких переживаний в интересах поисков путей их преодоления; • ведение разговора лишь о своих переживаниях, а не о реакциях других людей. Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий Дебрифинг помогает лучше понять природу травматического стресса, его симптомы, овладеть способами эффективного их преодоления, предупредить возможность возникновения отсроченных отрицательных последствий. Заканчивая рассмотрение выделенного в этом разделе вопроса, обратим внимание на особенности психологической помощи раненым и инвалидам. Специалисты, фиксируя, что у раненых наблюдаются симптомы ПТСР в виде навязчивых воспоминаний, сниженного тонуса настроения, непреодолимой бессонницы, необъяснимой тревоги, повышенной раздражительности, нервозности, депрессии, сверхбдительности, расстройств памяти и т. д., предлагают следующую программу их реабилитации. 1. Клиническая беседа — для диагностик психического состояния, сбора психологического анамнеза. 2. Дебрифинг — для минимизации психологических последствий, предупреждения синдромообразования ПТСР. 3. Краткосрочные психокоррекциопные методы — для психологического купирования боли и снятия стресса, горя. 4. Ресоциализация — создание благоприятной социальной среды на службе и в семье. Таким образом, для реального достижения «ценностного» отношения общества к участникам и инвалидам боевых действий необходимо создание адекватной системы их психологической реабилитации, осуществление комплексной психологической помощи, в тесном сопряжении с медицинской, профессиональной и социальной реабилитацией. Вопросы для самоконтроля 1. Что принято называть боевым стрессом? 2. Что такое боевая психическая травма? 3. По каким основаниям классифицируют психические травмы? 4. Что такое посттравматическое стрессовое расстройство? Каковы его проявления? 5. Каковы цели и методы диагностики последствий участия в боевых действиях? 6. В чем специфика групповой психореабилитации участников боевых действий? Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1991. 2. Габриэль Р. Героев больше нет. - Нью-Йорк, 1987. 3. Дыскин А. А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. — М., 1996. 4. Дюбуа П. О психотерапии. — СПб., 1911; 5. Калмыкова Е. С, Мисъко Е. А., Тарабрина Н. В. Особенности психотерапии посттравматического стресса// Психологический журнал. 2001. № 4. С. 72. Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях _________________ 331 6. Караяни А. Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий // Психологическая реабилитация участников боевых действий / Под ред. А. Г. Караяни, М. С. Полянского. - М, 2003. 7. Корчемный П. Из боя так просто не выйдешь // Независимое военное обозрение. 1997. № 6. 8. Кучер А., Крохмалев А., Мисюра В., Соловьев И. Солдат вернулся с войны // Ориентир. 1996. № 12. С. 17-24. 9. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (учебно-методические материалы и рекомендации) / Под ред. В. В. Ковуна — М., 1995.
10. Нечипоренко В. В., Литвинцев С. В., Снедков Е. В., Маликов Ю. К., Салама-тов В. Е. Психолого-психиатрические аспекты реабилитации участников войны // Медицинская реабилитация раненых и больных. — СПб., 1997. 11. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел / Под ред. М. И. Марьина. — М., 2002. 12. Петер С. Л. Психологическая помощь лицам, перенесшим психотравмирую-щий стресс. — М., 2001. 13. Пушкарев А. Л., Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. — М., 2000. 14. Снедков Е. В. Боевая психическая травма: Автореф. дис... д-ра мед. наук. — СПб., 1997. С. 28-30. 15. Соловьев И. О. Посттравматический стрессовый синдром: причины, условия, последствия, оказание психологической помощи и психореабилитация. — М., 2000. 16. Съедин С. И., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия воздействия боевой обстановки. — М., 1992. 17. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. — М.,2001. 18. Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. — М., 1995. 19. Эмоциональный стресс. — М., 1974. 20. Якушин Н. В. Психологическая помощь воинам-афганцам в реабилитационном центре Республики Беларусь // Психологический журнал. 1996. № 5. Глава 10. УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ВОЕННОЙ ХИТРОСТИ, МАСКИРОВКИ И ВНЕЗАПНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ Военная хитрость, внезапность и маскировка — важнейшие составляющие военно-психологического искусства достижения победы над противником. Они «позволяют застигнуть противника врасплох, вынудить его неподготовленным вступить в бой (сражение, войну), т. е. парализовать его волю и лишить возможности оказывать организованное сопротивление.... Всякий шаблон или старая схема, всякая оперативная "сухость" и отсутствие творческой изобретательности выхолащивают военное искусство. Военная хитрость — антипод шаблонов, схем и штампов» [8, с. 30]. По своей сущности военная хитрость, маскировка, внезапность — это сугубо психологические феномены, достигаемые с помощью тактических и технических средств. Они входят в систему мероприятий, обозначаемых как «рефлексивное управление противником». Управлять противником рефлексивно — значит активно влиять на процессы восприятия им боевой обстановки, дезориентировать относительно ее пространственно-временных и событийных элементов, придавать нужную направленность его мышлению с целью принятия априори проигрышных решений. Грань между понятиями «военная хитрость», «маскировка», «внезапность» весьма условна и проводится, прежде всего, в исследовательских целях. На самом деле военная хитрость — это скорее способ ведения боевых действий, маскировка — одно из главных ее средств, а внезапность — достигаемый результат. Однако с психологической точки зрения эти явления весьма специфичны. Китайские психологи высказали эвристическую мысль о том, что введение противника в заблуждение есть процесс и результат создания у него различных иллюзий. Используя эту идею, можно разделить рассматриваемые феномены следующим образом: • маскировка — процесс и результат создания у противника иллюзий восприятия; • военная хитрость (введение противника в заблуждение) — процесс и результат создания у него мыслительных иллюзий; Глава 10. Учет психологических факторов военной хитрости, маскировки,., __________ 333 • внезапность — результат создания у противника иллюзий антиципации (предвидения, предвосхищения). В. Н. Лобов дает иную классификацию рассматриваемых феноменов. Интегрирующим, основным понятием он выбирает «военную хитрость», в которую диалектически входят сокрытие (маскировка) и введение в заблуждение. Внезапность же — цель военной хитрости [8, с. 31-32]. Знание командирами, работниками штабов всех уровней, военными психологами психологических механизмов обозначенных явлений и закономерностей их проявления в вооруженном противоборстве позволяет целенаправленно вести подчиненных к боевым успехам.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |