Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы решения психологических проблем ветеранов 2 страница




• демонстрация примеров волевого поведения сослуживцев в аналогичной си­туации;

• подкрепление продуктивных мыслей и высказываний военнослужащего;

• разъяснение пагубности безвольного поведения, самоподчинения недугу;

• доведение своего отношения к военнослужащему как к человеку, временно утратившему боеспособность и который обязательно будет возвращен в строй и пр.

Средствами психологического воздействия здесь выступают: убеждение, пере­убеждение, разъяснение, отвлечение, ободрение, авторитет, престиж и знания лица, осуществляющего психологическую помощь. Существенной характеристикой дан­ного вида психотерапии является его директивность, а, следовательно, небольшая продолжительность сеансов. В условиях боевой обстановки эта особенность при­обретает важное значение.

Изменение неправильных представлений больного достигается определенны­ми методическими приемами (объяснение, разъяснение, убеждение, переориен­тация и др.), которые построены на логической аргументации, что является суще­ственным качеством рациональной терапии.

Успех рациональной психотерапии зависит от учета индивидуальных установок больного и его возможностей, последовательной систематической работы с ним.

При развитии депрессии как реакции на психотравмирующий стресс наибо­лее эффективны методы, разработанные в рамках когнитивной психотерапии. Основная идея, заложенная в этих методах, заключается в предположении, что нормальные реакции опосредуются когнитивными процессами, которые дают возможность людям точно воспринимать окружающую действительность. Соответ­ственно при дестабилизации психического состояния эта способность нарушается, что, в свою очередь, приводит к когнитивным ошибкам. В реальном поведении это проявляется в так называемом «тоннельном видении», приводя к негативной оценке пострадавшим себя, своего окружения и своего будущего. Человек начи­нает руководствоваться в своем поведении жестко детерминированными ирра­циональными установками. Например: «меня никогда не поймет человек, не пе­реживший этого» или «после того, что я пережил, я никогда не смогу выполнять прежнюю работу» и т. п.

Исходя из этого основная психокоррекционная стратегия направляется на по­мощь человеку в поиске и идентификации дезадаптивных утверждений с после­дующим переосмыслением и заменой этих утверждений на более адаптивные. Наиболее эффективным приемом является выделение скрытого смысла дезада-паптивного утверждения с целью показать человеку всю алогичность и иррацио­нальность негативной установки мышления.

Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса (РЭТ), как один из мето­дов когнитивной психотерапии, основывается на положении о том, что непос­редственное основополагающее влияние на эмоциональные последствия (С)



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


оказывают не активизирующие события нашей жизни (А), а система убеждений и представлений (В). Задача РЭТ состоит в том, чтобы помочь человеку обрес­ти способность оспорить (D) свои иррациональные представления (iBs) и изме­нить их, а также обрести новую жизненную философию (Е), освободившись от идеи самообвинения. Рациональные представления — мысли, помогающие пере­живать уместные чувства и вести себя адекватно. Они бывают двух видов:

1) констатирующие размышления о том, что происходит в жизни человека. На­пример: «Человек, с которым я общаюсь, хмурится. Он может решить, что я плохой собеседник». В предложении говорится о том, что делает человек, а не о том, какую оценку ему дают;

2) выражающие желания и предпочтения человека. Например: «Я хочу общать­ся с этим человеком, и потому мне не нравится его хмурый взгляд. Я хочу, чтобы он перестал хмуриться и взглянул на меня с улыбкой».

Иррациональные представления — мысли, которые способствуют формирова­нию неадекватных (неуместных) чувств и несоответствующего поведения. Они бывают трех видов:

а) категоричное заключение («Похоже, этот человек меня явно не возлюбил!»);

б) категоричное оценочное утверждение («Я хочу, чтобы он относился ко мне
хорошо»);

в) категорическое требование («должномания»), например: «Любым путем я
должен произвести хорошее впечатление на этого человека, я просто обязан
это сделать».

Люди, перенесшие психотравмирующий стресс, могут жестко и неуклонно при­держиваться своих иррациональных представлений, считая, что у них все должно получаться хорошо, как раньше, что их должны жалеть окружающие и справед­ливо относиться к ним. Встречая несоответствие между своими представления­ми и реальностью, психотравмированный человек чувствует себя тревожно, по­давленно, он озлоблен, жалеет или ненавидит себя.

Задача психолога — помочь человеку осознать свои иррациональные представ­ления и изменить их.

РЭТ исходит из положения, что, находясь в состоянии паники или депрессии, люди путем изменения своего взгляда на вещи способны преодолеть разруши­тельные чувства и начать жить более счастливо и спокойно.

РЭТ представляет собой метод психотерапии, основанный на рациональном логическом убеждении клиента в возможности изменить свое отношение к «без­выходной» ситуации путем перевода его в проблемной ситуации с иррациональ­ных установок на рациональные.

Методы поведенческой психотерапии нацеливаются на формирование у по­страдавших адаптивных навыков и привычек поведения в психотравмирующих ситуациях. Наиболее приемлемыми из них для купирования симптомов стресса являются:

• метод систематической десенсибилизации (Joseph Wolpe);

• метод иммерсии, метод парадоксальной интенции;

• метод десенситизации движениями глаз (ДДГ);

• шестишаговый рефрейминг.


Глава 9, Психологические последствия участия в боевых действиях



Рассмотрим последовательно наиболее доступные для освоения из числа пред­ставленных методов.

Метод систематической десенсибилизации основывается на поведенческом принципе противообусловливания, утверждающего, что субъект может преодолеть дезадаптивное поведение, вызванное ситуацией или предметом, путем постепен­ного приближения к вызывающим страх ситуациям, нивелируя возникающую при этом тревогу состоянием релаксации. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистич­ные страху. Таким стимулом является релаксация. Сущность методики заключа­ется в том, что у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызы­ваются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем путем углубления релаксации он снимает возникшую тревогу. В воображении представляются различные ситуации, от самых легких, к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул пере­стает вызывать у человека страх. Выделяется три этапа процедуры:

1) овладение методикой мышечной релаксации (по Джекобсону);

2) составление иерархии ситуаций, вызывающих страх (человеком, перенес­шим стресс, составляется список ситуаций, от самых легких до более тяжелых);

3) собственно десенсибилизация (соединение представлений о психотравми-рующей ситуации с релаксацией). На данном этапе обсуждается методика обрат­ной связи — информирование человеком психолога о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги сообщается поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее — подня­тием пальца левой руки. Человек воображает ситуацию 5-7 секунд, затем устра­няет возникшую тревогу путем усиления релаксации. Период длится до 20 се­кунд. В течение одного занятия отрабатывается 3-4 ситуации из списка.

В целях коррекции страхов, наряду с методикой систематической десенсиби­лизации, применяется метод «иммерсии» (затухания, угасания, погружения). Метод «иммерсии» — метод поведенческой психотерапии, основанный на демон­страции пациенту объектов, вызывающих страх, без расслабления, но в присут­ствии психотерапевта. Главной техникой является систематическая экспозиция (демонстрация, предъявление) объекта страха. К иммерсивным методикам отно­сится также метод «парадоксальной интенции» — метод В. Франкла, основанный на осуществлении пациентом того, чего он боится, с чувством юмора. Метод при­меняется при фобии — страхе ожидания повторения симптома. Например, человек, попавший в аварию, боится снова сесть за руль. В данной ситуации юмор дает возможность занять дистанцию по отношению к самому себе, своему страху и тем самым обрести над собой полный контроль. Парадоксальное предложение формулируется в юмористической форме. При работе данным методом важно, чтобы человек сам захотел осуществить то, чего он боится сделать.

В отличие от метода систематической десенсибилизации, в методах «иммер­сии» и «парадоксальной интенции» не используется состояние релаксации, поэто­му, они могут быть применены для работы с психическими травмами малой ин­тенсивности и невротическими страхами.

Метод «Рефрейминг» [117] нацеливается на изменение отношения человека к ситуации.


322 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Предположение о психотерапевтическом эффекте рефрейминга строится на ги­потезе субъективности отношения человека к событиям окружающего мира, симп­томатике, поведению людей. Всякое происходящее событие многоаспектно и пред­полагает множественность описания с разных точек зрения; разница в отношении к событию может быть обусловлена видением его с точки зрения пациента, его парт­нера по конфликту, сторонних наблюдателей происходящего и др. Многоаспект-ность действительности предполагает рассмотрение любого факта под таким уг­лом зрения, что ранее неблагоприятное воздействие приобретает благоприятное значение, становится ресурсным для личности. Страх, например, как симптом яв­ляется неблагоприятным проявлением, но его положительное влияние заключает­ся в том, что он препятствует нежелательному поведению и тем самым способству­ет физической или социальной безопасности. В определенной мере рефрейминг обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий и согласуется с кон­цепцией позитивной психотерапии по Н. Пезешкиану и X. Пезешкиану.

Выделяется несколько вариантов рефрейминга. Большинство видов рефрей­минга предполагают два основных способа поведения. При первом из них, про­цедурном, психотерапевтические занятия проводятся как процедура с четкой поэтапной (пошаговой) структурой и фиксацией каждого шага. Второй вариант предполагает маскировку техники под обычную психотерапевтическую беседу, которая для пациента выглядит как последовательная постановка вопросов пси­хотерапевтом.

Показателем эффективности рефрейминга содержания является фрейм-реакция, описываемая как резкое изменение эмоционального состояния в сторону улучше­ния или ухудшения настроения.

Рефрейминг переформирования поведения (шестишаговый рефрейминг) яв­ляется основной моделью решения невротических проблем. Процедура перефор­мирования строится на гипотезе возможного разведения в сознании пациента негативного и позитивного смысла невротического поведения. После осознания позитивного смысла невротического симптома «части личности», ответственной за позитивное поведение, предлагается другой способ действий из числа новых вариантов поведения, «более эффективных», чем симптом, и не имеющих непри­ятного эмоционального компонента. Условием эффективного проведения проце­дуры шестишагового рефрейминга является создание специфического контекста терапевтической беседы.

На этапе формирования контекста пациенту, по существу, навязывается точка зрения о позитивном значении всех функций организма.

В некоторых случаях этот этап психотерапии занимает в несколько раз больше времени, чем сама пошаговая техника. Речь идет об искреннем признании па­циентом того факта, что невротический симптом может иметь определенное позитивное значение и является основой терапевтического эффекта этого ва­рианта рефрейминга.

С целью облегчения осознания и преодоления эффекта психологической защи­ты вводится допущение, что позитивное намерение невротического поведения формируется не самим пациентом, а «частью его личности», ответственной за какую-либо функцию в организме. Такое понимание причин невротического


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



поведения позволяет получить два дополнительных терапевтических эффекта. С одной стороны, происходит дистанцирование от выгоды невротического пове­дения, так или иначе частично осознаваемое пациентом, а с другой — снижается интенсивность мотивационной конфронтации с симптоматикой, что предпола­гает вариант преодоления локального невротического конфликта. Пресубпози-ция начинается с поиска позитивного намерения различных функций организ­ма, в некоторых случаях делается упор на выявление позитивного намерения социально отвергаемого поведения. Фокусом выявления этого намерения мо­жет быть боль в различных ситуациях, страх и пр.

На следующем этапе, после создания необходимого интенсивного контекста психотерапевтической встречи, проводится процедура рефрейминга.

К числу терапевтических эффектов при использовании этой методики отно­сятся активизация личности самого пациента для поиска альтернатив невроти­ческому поведению, создание их когнитивных моделей, актуализация творчес­кой составляющей личности но преодолению болезненных проявлений, переход от безуспешной борьбы с симптоматикой к осознанному построению индивиду­ального плана преодоления симптомов. По сути дела, в приведенной модели задей-ствуются все основные стороны личности: когнитивная — понимание вторичной выгоды симптоматики; эмоциональная — снижение эмоционального напряжения и формирование уверенности в выздоровлении за счет ощущения управляемости своим состоянием; поведенческая — формирование модели будущего альтерна­тивного поведения. При этом методика является достаточно компактной и, как правило, проводится в одну сессию.

К недостаткам рефрейминга можно отнести схематичность и сложность испол­нения.

Аверсивная терапия [117]. Аверсивные методики (от лат. aversio — отвращение) лежали в основе практического применения экспериментальных теорий науче­ния. В настоящее время их можно разделить на методики, основанные на модели И. П. Павлова (классическое обусловливание) и на модели Скиннера (Skinner B. F.) (оиерантное обусловливание).

В методиках, основанных на классическом обусловливании, сочетаются при­влекательные стимулы (например, алкоголь или обильная еда) с болезненным, неприятным, вызывающим отвращение стимулом (инъекцией апоморфина, при­водящей к рвоте, электрическим разрядом, вызывающим сильную боль и др.). Методика подвергается критике исходя из этических соображений. Однако боль­шинством авторов признается возможность и необходимость применения ее по жизненным показаниям, например в тяжелых случаях навязчивого самоповреж­дения, надавливания на глаза и т. д.

Условия успешного применения такие же, как и в методике наказания. Авер-сивный стимул должен применяться сразу же вслед за реакцией, подлежащей угашению. На первом этапе необходимо применять постоянную схему угаше-ния, постепенно переходя на нерегулярное использование аверсивного стиму­ла. Лечение должно продолжаться и некоторое время спустя после исчезнове­ния симптома. Адекватным показателем для прекращения лечения является возникновение адаптивного поведения. Использование этой методики предпо-


324 ______________________ Раздел 11. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

лагает наличие четких по внешним проявлениям и ограниченных во времени симптомов.

Методики, в которых используется оперантная модель, основаны на принципе успешного решения задачи, избавляющего пациента от неприятных стимулов, например электрического разряда. Так, при лечении треморной формы писчего спазма пациент осваивает задачу попадания металлической палочкой в ряд от­верстий все уменьшающегося диаметра. Наличие тремора ведет к попаданию в края отверстий и к замыканию электрической цепи; пациент при этом получает удар электрического тока. Точное попадание в эти отверстия избавляет его от электрического разряда. При спастической форме писчего спазма пациент пользу­ется специальной авторучкой, излишнее давление на которую приводит также к замыканию электрической цепи и, следовательно, к наказанию. В процессе тре­нировок пациент обучается расслаблять нужные группы мышц.

При соответствующей технической изобретательности практически для каж­дого симптома можно создать методику, основанную на принципе решения зада­чи, т. е. предупреждения воздействия аверсивного стимула.

Аверсивная психотерапия используется при лечении алкоголизма, хрониче­ского никотинизма и других заболеваний.

Жетонная система (от англ. — token economy) [117]. Данная методика направле­на на создание условного подкрепления, необходимого для упрочения психотера­певтически желательного поведения пациента. Ее теоретической основой является модель операитного обусловливания Скиннера. Пациент, ведущий себя требуе­мым образом, получает специальные жетоны, которые может далее обменивать на определенные льготы.

Методика наиболее эффективна при лечении пациентов с хроническими нару­шениями психики, содействует успеху реабилитации пациентов.

Личностно-ориентированная психотерапия К. Роджерса. Вегетативные наруше­ния и симптомы вторжения в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связан­ных с содержанием психотравмирующей ситуации, часто сопровождаются силь­ным дистрессом. Для него характерны нарушения психологической адаптации, снижение успешности профессиональной деятельности, общее снижение соци­альной успешности. Все это может приводить к значительным нарушениям меж­личностного взаимодействия, способствуя снижению самооценки и самоприятия пострадавшего. Наиболее эффективным методом в этом случае является личнос­тно-ориентированная психотерапия. Психологическая помощь в данном случае основывается на принципе, что только сам человек является, в конечном счете, ответственным за все эмоции и ощущения, которые он испытывает. Человек от­ветственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несча­стным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность. Основной целью данного вида психотерапии является изменение отношения пострадавшего к фак­ту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации.

Типичными стратегиями психотерапевтической помощи будут следующие взаимосвязанные друг с другом положения.

Человек обращается за помощью, приняв самостоятельное решение. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы клиент осознал независимость свое-


Глава 9, Психологические последствия участия в боевых действиях _____________________ 325

го решения и взял на себя ответственность за работу над своими проблемами. Он дает понять, что клиент должен сам создать условия, в которых могут быть решены его проблемы.

Психотерапевт стимулирует свободное проявление чувств, связанное с пробле­мой. Это достигается дружеским, располагающим и заинтересованным отноше­нием. Пример: «Человек, перенесший психотравмирующии стресс, связанный с потерей, выражает недовольство по поводу невнимательности родственников к его проблеме». Психотерапевт ни в коем случае не препятствует такому потоку враждебности и критических замечаний.

Психотерапевт распознает, принимает и проясняет эти негативные чувства. Реагирует не на то, что говорит клиент, а на те чувства, что скрываются за этим. Задача состоит в том, чтобы своими словами или действиями создать атмосфе­ру, в которой человек мог бы осознать свои негативные чувства и принять их как часть самого себя, вместо того, чтобы проецировать их на других или скры­вать их с помощью защитных механизмов. Здесь уместны такие фразы, как «Вам горько говорить об этом», «То, о чем вы говорите, звучит так, как будто вы чувствуете себя виноватым».

После выражения негативных чувств клиентом, следует нерешительное прояв­ление позитивных импульсов, которые способствуют росту его самосознания. Чем сильнее и глубже выражение отрицательных чувств (при условии, что они осознаются и принимаются), тем больше вероятность последующего проявле­ния положительных чувств — любви, самоуважения, стремления к зрелости.

Психотерапевт признает и принимает выражаемые клиентом положительные чувства, но в восприятии нет ни одобрения, пи похвалы. Они рассматриваются и как часть личности, и как отрицательные проявления. В такой ситуации вза­имодействия спонтанно наступает просветление, инсайт, неожиданное пони­мание самого себя. Клиент искренне высказывается, например: «Теперь я знаю, почему испытываю такие чувства по отношению к родственникам, я всегда об­ращался к ним за помощью, не надеясь на самого себя».

После прояснения проблем клиентом, психотерапевт помогает ему прояснить возможность выбора, постараться сделать осознанным чувство страха и недо­статок мужества двигаться дальше, которые в данный момент испытывает че­ловек.

Таким образом, данная форма психологической помощи представляет собой упорядоченный и согласованный процесс, в котором психотерапевт создает рав­ноправные помогающие отношения при взаимодействии с клиентом.

9.7. Групповая психотерапия в психологической реабилитации военнослужащих

Групповая психотерапия рассматривается как один из основных методов оказа­ния психологической помощи лицам, перенесшим психотравмирующии стресс. Она может охватывать большое количество людей и постепенно активизировать здоровые защитные механизмы. Групповая психотерапия помогает облегчать


326 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

симптоматику, позволяет менять позицию отдельных членов группы и усиливать у них чувство принадлежности к группе с помощью внутригрупповых взаимо­действий и эмоциональных реакций. Принадлежность к категории людей, кото­рые пережили сходные психотравмы, поддерживает индивида. Группа побуждает индивида к проявлению эмоций и подавляемых чувств так, чтобы он мог сосредо­точиться на действительности и осуществлении своих наиболее неотложных по­требностей.

Еще в 1944 г., подчеркивая роль группового подхода в повышении эффектив­ности реабилитации ветеранов, Г. Роум выделил факторы, способствующие эф­фективности его использования:

• подобие психологических проблем у членов группы;

• снижение внутренней психической напряженности;

• преодоление чувства неполноценности;

• доверительные отношения между психотерапевтом и пациентом;

• контролируемое эмоциональное раскрепощение;

• контролируемый глубинный анализ проблем;

• дополнение групповой работы (при необходимости) индивидуальной [176].

Р. Гринкер и Д. Шпигель отмечали, что эффективность групповой психотера­пии с ветеранами обеспечивается тремя факторами:

1) развитием положительных отношений между психотерапевтом и пациен­тами;

2) свободным выражением чувств;

3) возможностью более детального анализа психологических проблем.

Основная цель групповой психотерапии — помощь вербализовать свои чув­ства, учить людей понимать свои эмоции и легче с ними справляться.

Эффективность групповой психотерапии обеспечивается тремя факторами: раз­витием положительных отношений между психологом и клиентами, свободным выражением чувств, возможностью более детального анализа психологических проблем.

В 1970 г. группой американских психотерапевтов (R. Lifton, С. Shatan, F. Pincus и др.) были организованы так называемые «гар»-группы ветеранов из организа­ции «Вьетнамские ветераны против войны» для оказания помощи в преодолении психологических последствий войны и осмыслении своего военного опыта. До­верительная атмосфера, взаимная эмоциональная поддержка, неформальный ха­рактер групп способствовали эффективности психологической помощи [176].

«Rap»-группы продолжали традиции групп с ограниченной ролью ведущего (центрированные на клиенте группы «горячего» стула, свободно «плавающие» группы, группы в стиле «Ялома» и т. д.) или вообще не имевших ведущего (груп­пы дважды рожденных, организованные в Сан-Франциско).

«Rap»-группы, как правило, объединяют людей, переживших психотравмиру-ющие события с целью оказания им психотерапевтической помощи.

По мнению Д. Смита, «rap»-группы являются средством для описания, изучения, трансформации и структурирования неупорядоченного травматического опыта.

К. Скерфилд считает, что «гар»-группы позволяют:


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



• преодолеть чувство изолированности через ощущение общности с другими ветеранами, эмоциональный «комфорт» и поддержку;

• преодолеть чувство неполноценности и восстановить чувство собственного достоинства;

• «переработать» травматический опыт среди людей, способных его понять;

• эмоционально раскрепоститься.

«Rap»-группа по Д. Смиту — группа, позволяющая ее участникам описать, изу­чить, трансформировать и структурировать неупорядоченный психотравмиру-ющий опыт.

Выделяется три уровня развития группы:

1) информационные (вводные) группы. Их целью является постепенное подведе­ние людей к дискуссии об их психологических проблемах, информирование о воз­можных психологических последствиях психотравмирующей ситуации. В группах данного уровня могут решаться задачи по оказанию помощи в преодолении на­вязчивых воспоминаний, состояния горя и депрессии, страхов, социальной от­чужденности, и наоборот, повышении самоконтроля и активности в общении;

2) побуждающие (работающие) группы. Цель — создание условий для анализа прошлого психотравмирующего опыта и соотнесение его с актуальной жизнедея­тельностью. В эту группу могут включаться лица с различным травматическим опытом для расширения диапазона обсуждаемых психологических проблем, уг­лубления доверия к другим людям и открытости во взаимоотношениях, помощи в осознании своего негативного Я-образа, углубления процесса самопознания, расширения компетентности в общении;

3) группы, рассчитанные на длительный период. Основная цель — взаимопомощь. Обсуждаются актуальные психологические проблемы и допускается участие лиц, не имевших психотравмирующего опыта. Такое постепенное расширение круга участников позволяет приближать условия группы к реальному окружению пси-хотравмированной личности. Ставится задача на достижение более глубоких лич­ностных изменений.

Э. Парсон разработана модель многократной «rap-группы, которая подразуме­вает группы, рассчитанные на три фазы психотерапевтического процесса [176].

В группу первой фазы включаются только ветераны, участвовавшие в бое­вых действиях. Задачами первой фазы являются:

• помощь в преодолении навязчивых воспоминаний о войне, чувства вины, ощущения на себе «печати смерти», состояния горя и депрессии;

• помощь в преодолении фобических реакций, состояния эмоционального оце­пенения, социальной отчужденности, в повышении самоконтроля и открыто­сти в общении;

• помощь в осмыслении травматического опыта, восстановлении самотожде­ственности, чувства принадлежности к миру людей, пробуждения желания восстановить прерванные отношения с другими людьми и к проявлению ак­тивности во всех сферах жизнедеятельности.

Вторая фаза групповой психотерапии подразумевает включение в «гар»-груп-пы ветеранов данной войны, не принимавших участия в боевых действия. Вклю-



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


чение дополнительных членов позволяет расширить диапазон обсуждаемых пси­хологических проблем. Задачами данной фазы является углубление у ветеранов доверия к другим людям открытости во взаимоотношениях, помощь в осознании своего «фальшивого Я» и его проявления в общении, стимулирование перехода от «зеркально-рефлекторных» форм общения к его более зрелым формам.

После решения задач первых двух фаз считается возможной организация пси­хоаналитически ориентированной (третьей) фазы, во время которой в группу включаются лица, не являющиеся ветеранами, в том числе женщины. Такое по­степенное расширение круга участников группового процесса позволяет прибли­жать условия группы к реальному окружению ветерана в жизни и имеет больший психотерапевтический эффект. В процессе третьей фазы ставится задача дости­жения более глубоких личностных изменений через осмысление подсознатель­ных явлений психической жизни, а также дальнейшая «проработка» личностных проблем, обусловленных участием в боевых действиях.

Наиболее распространенной и широко применяемой формой групповой ра­циональной терапии является психологический дебрифинг стресса критических инцидентов (психологический дебрифинг), т. е. организованное обсуждение стрес­са, совместно пережитого военнослужащими при решении задач боевой деятель­ности.

Целью дебрифинга ставится минимизация и купирование психических стра­даний военнослужащих.

Задачами группового обсуждения стресса являются:

• проработка впечатлений, реакций и чувств;

• формирование у участников групповой работы понимания сущности проис­шедших событий и психотравматического опыта;

• уменьшение ощущения уникальности и патологичности собственных реак­ций путем обсуждения чувств и обмена переживаниями;

• мобилизация внутренних ресурсов, групповой поддержки, солидарности и понимания;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.