Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика боевого стресса и боевой психической травмы 3 страница




 

    Коррекционно-
Симптомы Диагноз профилактические мероприятия
Импульсивность, возбудимость, взрывча- ПХР истероидно-  
тость, конфликтность, гиперреактивность го типа (истеро-  
при конфликтах (крики, рыдания, позерст- идный, лабиль-  
во), слабый эмоциональный контроль, но-истероидный,  
поиск одобрения (ложь, небылицы), гипер- гипертимно-исте-  
забота о статусе, эгоцентризм, стремле- роиный, истеро-  
ние участвовать в боевых действиях, идно-неустойчи-  
суицидальный шантаж, демонстративные вый тип)  
СОЧ, имитация психопатологических сим-    
птомов    
Встречаются крайне редко. Длятся Острые, кратко- Не учитываются, эвакуации
от нескольких минут до нескольких часов временные реак­тивные психозы не подлежат
1. Аффективное сужение сознания, двига- Гиперкинетиче- В острых периодах — физиче-
тельное возбуждение, поведение утрачи- ские ское ограничение, нейролепти-
вает целенаправленность, кричат, мечут-   ки, транквилизаторы, в после-
ся, нередко бегут в сторону опасности, на   дующем — витамино- и психо-
лицах — маска ужаса, резкий упадок сил,   терапия
глубокий сон. При пробуждении — амне­зия    
2. Внезапная обездвиженность, помраче- Гипокинетиче-  
ние сознания, утрата речи, безучастность, ские  
устремленный в пространство взгляд, ■    
редкое мигание. До нескольких суток. По-    
следующая амнезия    
Употребление алкоголя и ПАВ без форми- Аддиктивное Разъяснение, требования, огра-
рования физической зависимости поведение ничение доступа,контроль, сня­тие психоэмоционального на­пряжения
Стойкие, структурированные психические   На госпитальном этапе
расстройства:   за пределами ТВД
а) с сохранением ориентировки:    
1) формирование физической зависи- Алкоголизм,  
мости от алкоголя и ПАВ; наркомания  
2) устойчивые депрессивные, астениче- Неврозы  
ские, истерические, фобические пат-    
терны;    
3) интрузия, избегание,гиперактивность ПТСР  
б) с нарушением ориентировки Психозы  

Начальным моментом оказания психологической помощи ветеранам войны является диагностика вида и уровня психологических последствий его участия в войне. На сегодняшний день разработано большое число диагностических мето­дик, с помощью которых можно выявлять и оценивать ПТСР.

Среди них наиболее известными являются:

• структурированное клиническое диагностическое интервью (СКИД);

• шкала для клинической диагностики ПТСР;


298 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

• шкала оценки влияния травматического события (ШОВТС);

• миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций (военный ва­риант);

• миннесотский многофакторный личностный опросник;

• опросник травматического стресса И. О. Котенева;

• шкала оценки интенсивности боевого опыта;

• краткая шкала тревоги, депрессии и ПТСР (Б. Харт).

Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Развернутое клиническое интервью. Одно из самых подробных развернутых клинических интервью разработали Р. Скерфилд и А. Бланк. Оно включает следующие разделы.

1. Обстоятельства жизни до армии!

2. Обстоятельства призыва в армию.

3. Военная подготовка до службы в зоне боевых действий (ЗБД).

4. Служба в зоне боевых действий:

а) получение известия о направлении в ЗБД;

б) убытие из страны;

в) прибытие в ЗБД;

г) военная специальность и служебно-боевые задачи, выполнившиеся в ЗБД;

д) основные места службы в ЗБД и хронология;

е) изменения в звании и должности;

ж) отношение с начальниками;

з) боевые действия;

и)особенности службы тех, кто не участвовал в боевых действиях;

к) участие в главных операциях;

л) служба вне боевых действий;

м)отношение с местным населением;

н) изменения в отношении к службе и поведении в армии;

о) отношение к имеющим место уникальным особенностям войны;

п) стрессы и конфликты на национальной почве;

р) специфические психотравмирующие события;

с) положительные переживания, связанные со службой в ЗБД;

т) употребление алкоголя и наркотиков;

у) возможность отдыха и восстановления сил;

ф) имевшие место случаи командировок домой;

х) моральные ценности и ценности войны;

ц) особенности службы в период, близкий к возвращению на родину;

ч) подготовка к возвращению;

ш)возвращение на родину.

5. Обстоятельства увольнения в запас, награды, льготы, знаки отличия и т. д.

6. Особенности послевоенной адаптации.


Глава 9, Психологические последствия участия в боевых действиях _________________ 299

Миссисипская шкала оценки посттравматических реакций (Mississippi Scale fjr Combat-Related PTSD). Данная шкала используется для оценки у ветеранов сте­пени выраженности ПТС реакций, объединенных в б групп (навязчивые воспо­минания и депрессия, трудности общения, аффективная лабильность, проблемы памяти, нарушение сна и различные личностные проблемы), а также степени воз­действия боевого стресса).

Шкала оценки влияния травматического события (Impakt of Event Scale). Этот диагностический инструмент используется для оценки двух видов реакций вете­рана на травматический стресс (периодические повторные переживания того, что произошло, или избегание, уход от воспоминаний как о самом психотравмиру-ющем событии, так и обо всем, что может о нем напомнить). Результаты, полу­ченные с помощью шкалы, позволяют также судить о фазе развития посттравма­тического процесса согласно концепции М. Горовца.

Опросник травматического стресса И. О. Котенева (ОТС). Опросник пред­назначен для оценки выраженности симптомов постстрессовых нарушений на основе критериев, содержащихся в DSM-4. При составлении текста опросника были использованы отдельные пункты методик СМИЛ (ММР1 в адаптации Л. Н. Собчик), ШРЛТ (шкала тревожности Ч. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ха-нина) и шкалы диссоциации DIS-Q (J. Vanderlinden, 1993). Большинство же пун­ктов опросника имеет оригинальную авторскую формулировку и основывается на результатах многолетних исследований последствий психической травмати-зации у сотрудников ОВД.

Опросник состоит из инструкции, 110 пунктов-утверждений и бланка для отве­тов. Применяется 5-балльная шкала Лайкерта, позволяющая испытуемому ранжи­ровать каждое из утверждений (от «абсолютно верно» до «абсолютно неверно») в зависимости от его соответствия собственному состоянию. 56 пунктов являются «ключевыми» для оценки выраженности симптомов постстрессовых нарушений, 9 пунктов составляют 3 оценочных шкалы — «лжи», «аггравации» и «диссимуля-ции», позволяющие контролировать степень искренности испытуемого, его склон­ность подчеркивать тяжесть своего состояния или отрицать наличие психологи­ческих проблем. Кроме того, в опросник включены резервные и так называемые «маскирующие» утверждения, препятствующие непроизвольному пониманию ис­пытуемым основной направленности теста. Помимо «прямых» утверждений, со­гласие с которыми испытуемого расценивается как наличие у него того или иного искомого признака (симптома), чтобы сбалансировать «тенденцию согласия», в оп­роснике имеются «обратные» пункты, отрицательные ответы на которые являются значимыми.

В настоящее время разработан автоматизированный вариант ОТС. В программе реализован удобный интерфейс как для испытуемого, так и для специалиста-пользо­вателя, предусмотрена табличная (в «сырых» и Т-баллах) и графическая форма вы­вода результатов в виде «Профиля посттравматической стрессовой реакции».

Кроме перечисленных выше опросников, для изучения ПТС применяются ме­тодики, разработанные в интересах диагностики отдельных психических фено­менов, составляющих общую картину синдрома:

* тест психиатрической оценки Эндикотта и Шпицера;

• опросник Гилера;



Раздел И. Психологическая работа входе ведения боевых действий


• шкала SSS;

• опросник Вильсона и Крауса;

• опросник личностной и ситуационной тревожности Спилбергера—Ханина;

• опросник депрессивное™ Бека;

• опросник выраженности психопатологической симптоматики (шкала Деро-гатиса);

• методика структурированного опроса участников психотравмирующих со­бытий (С. В. Долгонолова);

• опросник жизненных событий (Н. Г. Хохловой);

• методика оценки уровня психологического дистресса в экстремальных ус­ловиях служебной деятельности (И. О. Котенева).

Перечисленные и другие методики диагностик ПТСР сегодня обширно представ­лены в литературе, поэтому нет необходимости давать здесь их полное описание.

9.4. Принципы, задачи и этапы психологической реабилитации военнослужащих

9.4.1. Задачи и принципы психологической реабилитации

Перед обществом, встречающим своих солдат с войны, остро встают очень важ­ные и неотложные вопросы.

Во-первых, каким образом вернуть обществу полноценных в психологиче­ском и нравственном отношении граждан, защитить общество от разгула агрес­сии и неконтролируемой спонтанной воинственности.

Во-вторых, как уберечь ветеранов войны, по существу, людей с «обнажен­ной», незащищенной психикой, от травмирующего воздействия жестокой мир­ной жизни.

В-третьих, как поддержать веру потенциальных защитников Родины в ее способность заботиться о своих лучших сыновьях.

Ответы на эти вопросы напрямую связаны с проблемой психологической реа­билитации участников боевых действий.

Анализ литературных источников и документов показывает, что сегодня име­ют место несколько позиций, по-разному трактующих сущность, объектную об­ласть, содержание, этапы психологической реабилитации, а также соотнесенность этого понятия с другими базовыми категориями психологического вспомоще­ствования «человеку-воюющему».

Важным методологическим моментом является установление видо-родовых отношений понятия «психологическая реабилитация» с другими родственными категориями, и прежде всего с такими, как «психологическая помощь» и «соци­ально-психологическая реадаптация».

По нашему мнению, под психологической помощью следует понимать любую целенаправленную активность человека, направленную на расширение психоло­гических возможностей другого человека в его личностном и социальном функ­ционировании. Диапазон форм психологической помощи предельно широк и включает: простое соприсутствие, порождающее эффект фасилитации; сообщение


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



полезной информации; психическое заражение; демонстрацию эффективных мо­делей поведения; обучение; стимуляцию; консультирование; психотерапию и др.

Помощь может оказываться до начала, во время выполнения боевой деятель­ности и после нее. Таким образом, «психологическая помощь» — это наиболее широкое из сравниваемых понятий.

Психологическая реабилитация, безусловно, разновидность психологической помощи в той части, в которой она нацеливается на восстановление утраченных (нарушенных) психических возможностей и здоровья.

Под социально-психологической реадаптацией понимается процесс организо­ванного, постепенного психологического возвращения участников боевых дей­ствий с войны и бесконфликтного, нетравмирующего «встраивания» их в систе­му социальных связей и отношений мирного времени.

Социально-психологическая реадаптация осуществляется со всеми участни­ками боевых действий в целях профилактики развития у них посттравматиче­ских стрессовых расстройств, дезадаптации, конфликтов с окружающими.

В процесс социально-психологической реадаптации психологическая реаби­литация входит как составляющая часть, касающаяся помощи лицам с симптома­ми психических дисгармоний.

Однако психологическая реабилитация может выступать и как самостоятельная деятельность, направленная на восстановление психических функций, боевых воз­можностей и личностных качеств участников боевых действий, получивших бое­вую психологическую травму, в интересах быстрого возвращения их в боевой строй.

Психологическая реабилитация — это деятельность, осуществляемая субъектами пси­хологической работы, направленная на восстановление психических функций, личностных свойств и системы отношений личности военнослужащего, позволяющих ему успешно ре-

шать боевые задачи и функционировать в мирном социуме. То есть ее объектом являются лица, получившие боевую психическую травму, которая проявляется остро или отсрочена

во времени.

Важным моментом понимания сущности психологической реабилитации явля­ется выявление ее соотношения с родственными видами деятельности. Представ­ляется эвристичной позиция, при которой она рассматривается как составной элемент целостного реабилитационного комплекса, включающего реабилитацию медицинскую, профессиональную, социальную и психологическую.

При этом на границе взаимодействия с этими видами реабилитации возникают области их переплетения, взаимного проникновения, дающие возможность гово­рить о «медико-психологической», «профессионально-психологической», «соци­ально-психологической реабилитации».

1. Медико-психологическаяреабилитация предполагает мобилизацию психоло­гических возможностей военнослужащих в преодолении последствий ранений, травм, инвалидизации, купирование болевых ощущений, психологическую под­готовку пострадавших к операциям и в послеоперационный период.

2. Профессионально-психологическая реабилитация направляется на быстрое восстановление профессионально-важных качеств раненых, психотравмирован-ных военнослужащих и инвалидов военных действий; их профессиональную пе­реориентацию и переподготовку, трудоустройство и профессиональную адапта­цию; снятие усталости и восстановление физической работоспособности.


302 ______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

3. Социально-психологическая реабилитация ориентируется на создание вок­
руг ветеранов боевых действий реабилитирующей социальной среды. Наряду с
реализацией принципа безбарьерной архитектуры в градостроительстве и транс­
порте (бордюры, аппарели, лифты и др.) должен быть реализован принцип «без­
барьерных» отношений для инвалидов в обществе.

В общественном сознании необходимо формировать образ инвалида с реаль­ными перспективами в карьере, в динамике социального статуса.

4. Собственно психологическая реабилитация решает широкий круг задач пси­
хологической помощи участникам боевых действий. И прежде всего таких, как:

• нормализация психического состояния;

• восстановление нарушенных (утраченных) психических функций;

• гармонизация «Я-образа» ветеранов войны со сложившейся социально-лич­ностной ситуацией (ранение, инвалидизация и др.);

• оказание помощи в установлении конструктивных отношений с референт­ными личностями и группами и др.

Таким образом, по существу целью психологической реабилитации ставится восстановление психического здоровья и эффективного социального поведения.

Однако следует помнить, что психореабилитационные мероприятия начинают осуществляться уже в ходе боевых действий (с военнослужащими, поступающи­ми в медицинские пункты и пункты (центры) психологической помощи и реаби­литации) и продолжаются в течение продолжительного времени в процессе мир­ной жизни (с лицами, страдающими ПТСР).

Специфическими задачами психологической реабилитации, проводящейся в зоне боевых действий, являются:

диагностика наличия, вида и уровня психического расстройства;

эвакуация военнослужащих, которым требуется госпитализация для восста­новления психического здоровья;

восстановление нарушенных (утраченных) психических функций до уров­ня, позволяющего выполнять боевые задачи;

коррекция самосознания, самооценки, самочувствия и боевой мотивации воен­нослужащих, получивших психические расстройства, физические увечья;

оказание помощи военнослужащим в их подготовке к хирургическим опера­циям, в купировании болевых ощущений у раненых, быстрое возвращение пси-хотравмированных военнослужащих в боевой строй подразделений и другие

Важное положение, определяющее действенность психологической реабили­тации, связано с констатацией основных принципов ее осуществления. Исследо­ватели выделяют ряд таких принципов. В целом, соглашаясь с их перечнем, мы хотели бы особое внимание обратить на принцип превентивности. Его реализа­ция предполагает априорное «закладывание», «встраивание» в систему жизнеде­ятельности войск таких элементов, которые бы в случае необходимости автома­тически срабатывали бы, предупреждая развитие БПТ.

Пытаясь реализовать этот принцип, руководство армии США в 80-е гг. ввело в армейских подразделениях систему так называемой «товарищеской взаимопо­мощи». Суть ее состоит в том, что все военнослужащие от рядового до генерала обучаются методам экстренной визуальной диагностики чрезмерных эмоцио­нальных переживаний и оказания им психологической поддержки.


Глава 9. Психологические последствия участия в боевых действиях



Как известно, сегодня существует несколько самостоятельных моделей боевой психотравматизации: информационная, когнитивная, психофизиологическая, биохимическая, поведенческая. В последнее время все большей популярностью пользуется социально-психологическая модель, в соответствии с которой предпо­лагается, что по существу любой боевой стресс-фактор может быть успешно пре­одолен человеком, если он получает действенную социальную поддержку. Дру­гими словами, самым эффективным антитравматическим средством и лучшим психотерапевтом является сослуживец и воинский коллектив. Опыт Советской Армии, в которой в годы ВОВ доминировали отношения дружбы и войскового товарищества, убедительно подтверждает верность этого положения

Другими общеизвестными принципами психологической реабилитации участ­ников боевых действий являются:

• принцип неотложности («минуты года берегут»);

• принцип приближения реабилитационных учреждений к линии фронта (для лиц, возвращаемых в боевой строй);

• принцип простоты мероприятий (доступность для самих военнослужащих, командиров, офицеров органов ВР);

• принцип преемственности и индивидуализации мероприятий* и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.