КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На этапе подготовки к боевым действиям
Сущность и классификация психогенных потерь Что же такое психологические потери? Какой круг феноменов включает в себя это явление? Каковы глубина и степень влияния психологических потерь на боеспо- Глава 7 Характеристика основных подходов к расчету санитарных... собность частей и подразделений? Прежде, чем перейти к анализу сущности и градации психогенных потерь, следует рассмотреть более широкую реальность — человеческие потери на войне вообще и определить место психогенных потерь в их структуре. В соответствии с этиогенетической классификацией общих потерь на войне, все потери в личном составе, понесенные войсками во время войны, принято называть общими потерями. Общие потери подразделяются на безвозвратные и санитарные. Безвозвратные потери — это потери убитыми, попавшими в плен, пропавшими без вести и, по нашему мнению, сюда следует включить дезертиров, предателей и суициден-то£. К санитарным потерям относят лиц, утративших боеспособность (трудоспособность) не менее чем на сутки и поступивших на медицинские пункты или в лечебные учреждения. В зависимости от причин, приведших к утрате боеспособности, санитарные потери условно подразделяют на боевые и небоевые. 1. Боевые санитарные потери — это потери, возникшие в результате воздей По этиопатогенетическому признаку боевые санитарные потери делятся на 6 классов: 1) механические повреждения; 2) термические поражения; 3) радиационные поражения; 4) поражения ОВ; 5) поражения БО; 6) реактивные состояния (кратковременные и затяжные) от применения ОМ П. 2. К небоевым санитарным потерям относят военнослужащих, заболевших от Кроме рассмотренной классификации санитарных потерь, существует так называемая оперативная классификация, которая используется в практической деятельности медицинской службы. В официальных документах боевые потери обычно обозначают термином «раненые», а небоевые — термином «больные». В период Великой Отечественной войны пехотный полк пашей армии за день боевых действий терял ранеными от 2-3% до 20-25% личного состава, а иногда значительно больше. Санитарные потери были неравномерными также и в течение дня. Потери больными изменялись в сравнительно небольших пределах и составляли в среднем 0,08-0,1 от числа личного состава в сутки. Соотношение различных категорий санитарных потерь складывалось следующим образом: раненые составляли 95-97%, контуженные — 2-4%, обмороженные 0,5-1%. Эта структура была более или менее постоянной, удельный вес отдельных категорий санитарных потерь изменялся незначительно. 258 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий Где же место в данной схеме для психогенных потерь?1 Сегодня сложилось несколько подходов к пониманию их сущности. В соответствии спервым подходом психогенные потери — это личный состав, оставшийся в строю, но потерявший боеспособность в результате воздействия сильных психотравмирующих факторов. В соответствии со в т о р ы м п о д х о д о м психогенные потери составляют люди, утратившие на определенное время целесообразную активность в силу нарушения регулирующей, управляющей функции психики, возникшую в результате воздействия стресс-факторов боевой обстановки. Они включают два компонента: а) санитарные психогенные потери; б) собственно психогенные потери. От первого подхода эта позиция отличается признанием санитарных психогенных потерь, предполагающих временный или окончательный выход военнослужащих из боевого строя [80]. В разряд психогенных потерь попадают и те военнослужащие, которые нормально ведут себя в обычной ситуации, но теряют контроль над собой в бою, ведут себя неадекватно требованиям боевой обстановки. По данным иностранных специалистов, таких военнослужащих около 75%. Сюда относятся все те, кто не может целесообразно регулировать свое поведение, осмысленно, эффективно выполнять свои обязанности. То есть в рассматриваемую категорию попадают самые разные случаи потери боеспособности, боевой активности и эффективности. Испуг, страх, неуверенность, потеря способности адекватно оценивать обстановку, фрустрация и т. д. — эти и другие психические состояния составляют так называемые «кратковременные психологические потери». В рамках третьего подхода под психогенными потерями понимаются военнослужащие, существенно снизившие, утратившие или прекратившие боевую активность вследствие действия неблагоприятных психогенных факторов. То есть они являются составными элементами как безвозвратных, санитарных (боевых и небоевых) потерь, так и имеют собственное содержание. Последний подход представляется нам наиболее полным. Он близок к подходу специалистов Военно-медицинской академии, разрабатывающих данную проблематику. Психогенные потери — это люди, утратившие на короткое или длительное время боеспособность вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов. Психологические потери имели место всегда, не являясь чем-то новым и необычным. Систематически они стали изучаться в ходе Первой и особенно Второй мировых войн, в первую очередь — в армиях тех стран, в которых были в той или иной форме созданы психологические службы (США, Англия, Франция, Германия, СССР). Термин «психологические потери» появился в зарубежной военной печати в Первую мировую войну. Тогда у военнослужащих в большом объеме наблюда- «Психогенные потери», «Психологические потери», «Потери психиатрического профиля» — термины, определяющие одно и то же явление с разных позиций. Мы их рассмотрим как синонимы. Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных.., ________________ 259 лись полуобморочные состояния, мнимый паралич, нервная дрожь, слепота, глухота. В разгар войны специалисты были вынуждены признать, что эти явления носят психологический характер. Данный, весьма широкий спектр расстройств стали называть «военным неврозом», а затем просто «психоневрозом». Зигмунд Фрейд считал, что немецкая армия в Первую мировую войну потерпела поражение из-за распространения психоневрозов, вызванных в т. ч. и формой общения, стилем руководства военнослужащими со стороны офицеров. Сегодня во всех развитых армиях мира уделяется большое внимание вопросам предупреждения, прогнозирования, оценки, преодоления последствий психологических потерь. Понятие «психологические потери» (ППт) — собирательное. Оно включает результат разнообразных типов психических реакций, уровней потрясений, различных отрицательных последствий, вызванных боевыми раздражителями. Предлагаем следующую классификацию психогенных потерь (рис. 2.4). Безвозвратные психогенные потери составляют лица, сознательно принявшие решение прекратить участие в боевых действиях и покинувшие боевой строй (дезертиры, сдавшиеся в плен, покончившие жизнь самоубийством). Какие-либо устойчивые тенденции и закономерности в проявлении данного вида потерь здесь не проявляются, поэтому прогнозированию и расчетам такие потери не подвергаются. Однако известно, что отсутствие системы психологической помощи в боевой обстановке сопровождается ростом количества дезертиров и убийств командиров. Это отчетливо проявилось в ходе войны во Вьетнаме, где игнорирование вопросов прогнозирования и профилактик психогенных потерь привело к росту числа американцев, дезертировавших с поля боя, и командиров подразделений, убитых своими подчиненными.
К санитарным психогенным потерям относятся военнослужащие, вышедшие из строя по причине получения.боевой психической травмы (БПТ) или нервно-психического заболевания на срок более одних суток и попавшие в медицинские подразделения или пункты психологической помощи и реабилитации. Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий мнению, к БПТ необходимо относить и манифестирующие в боевой обстановке эндогенные психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз) [112]. Число заболевших нервно-психическими заболеваниями также невозможно предсказать. Следовательно, оно также не поддается расчетам, а лишь учету. В локальных военных конфликтах истекших лет значительно увеличилось число пострадавших с психогенными расстройствами субклинического уровня. В эту категорию включаются нарушения, обозначаемые как психические стрессовые реакции (ПСР) (акцентуированные психологические реакции, «боевое утомление», «боевое истощение» и др.) Они характеризуются быстротечностью (до 1 суток) и сопровождаются выраженным снижением бое- и работоспособности (вплоть до отказа от деятельности) военнослужащих. Их относят к лицам «кратковременно вышедшим из строя». Собственно назвать это «потерями» весьма сложно, т. к. зафиксировать их большую часть просто не удается. Опыт двух мировых войн и многих локальных военных конфликтов показывает, что в организации психологической работы по прогнозированию, оценке и купированию ППт более безопасным является недооценка, чем переоценка. Неоправданное расширение показаний для включения в разряд ППт и эвакуации пострадавших за пределы района боевых действий способствует снижению боеспособности войск, зачастую приводит к устойчивой фиксации дистрессовои симптоматики, препятствующей выздоровлению (так называемый «синдром эвакуации»). В ходе Второй мировой войны американские психологи сделали однозначный вывод о том, что не только нет никакой необходимости, но и вредно раздувать категорию психологических потерь, госпитализировать значительное число людей и содержать их в столь благоприятных условиях, которые лишат человека желания быть солдатом. Это сопровождается тем, что оставшиеся в строю воины, видя госпитализированных по причине психических расстройств симулянтов и узнав о начале госпитализации подобных пораженных, станут (как это было в Первую и Вторую мировые войны) умышленно демонстрировать причудливые психологические реакции: состояние ужаса, дрожь, оцепенение, апатию, паралич и др. При этом тип реакций будет зависеть от того, при каком поведении военнослужащих госпитализируют в данной части. То есть наряду с явными психологическими потерями будут и явные симулянты, грань между которыми крайне трудно обнаружить. Таким образом, прогнозу и расчету подлежат две составляющих структуру ППт: 1) лица, получившие боевую психическую травму; 2) «кратковременно вышедшие из строя», т. е. лица, подвергнувшиеся боевому дистрессу. Среди многообразия феноменологических проявлений психопатологии БПТ можно выделить два основных кластера признаков: а) бегство от реальности (невротические, соматоформные, диссоциативные б) агрессивность. Глава 7, Характеристика основных подходов к расчету санитарных,.. Возникающие расстройства выполняют в определенном смысле адаптивную функцию ухода пострадавших из стрессовой ситуации, временного освобождения от эмоционально болезненных переживаний или отреагирования на внешнее окружение. Перечисленные механизмы психологической защиты могут быть как осознанными, так и неосознаваемыми. Кроме того, при наличии специфической энодогенной предрасположенности БПТ может спровоцировать запуск механизмов психопатологического синдромообразования, защищающего мозг от дальнейшего поступления негативной информации, при этом искаженный процесс адаптации реализуется в конкретной нозологической форме. Расстройства, относящие к первому кластеру, с наибольшей частотой проявляются в первые месяцы пребывания в боевой обстановке. Частота агрессивных форм проявления, напротив, нарастает по мере пребывания в этих условиях (7-8 месяцев). Объемы психологических потерь зависят от факторов, определяющих риск психотравмирования личного состава. Так, израильтяне исследовали зависимость развития боевых психических травм (санитарных психологических потерь) от индивидуальных характеристик военнослужащих. Израильскими психологами установлено, что лица, перенесшие ранее БПТ, более уязвимы с точки зрения их психологической устойчивости, надежности в будущем. У таких лиц как бы накапливаются в психике негативные изменения, которые блокируются в бессознательном, эмоциональной памяти, активизируясь в стрессовой ситуации. Сильную склонность к психологическим потерям имеют и лица без боевого опыта, без опыта адаптации к гиперстрессорам боя. Наибольшую эмоционально-волевую устойчивость показывают опытные воины, не перенесшие БПТ [158, с. 15-16]. Израильские специалисты исследовали также зависимость БПТ от степени интенсивности боя. Полученные данные говорят о том, что число лиц, относимых к разряду психологических потерь, растет по мере роста интенсивности боевых условий. Здесь проявляется так называемый в психологии эффект кумулятивных причин, когда предыдущее психологическое напряжение постепенно как бы скапливается в индивиде и в какой-то момент приводит к перенапряжению. Но тот, кто с самого начала имел высокую сопротивляемость организма к гиперстрессовым воздействиям, оставался более стойким к ним и в дальнейшем. В бою с низкой интенсивностью наиболее устойчивыми в психическом отношении оставались ветераны, наименее устойчивыми те, кто ранее перенес БПТ. А те, кто участвовал в войне впервые, показал промежуточные результаты. В боях с высокой интенсивностью резко возрастает процент лиц, относящихся к разряду психологических потерь как среди новобранцев, так и среди лиц, показавших ранее невысокую психологическую устойчивость к факторам боя. Известна связь между ростом ППт и продолжительностью пребывания на фронте. По данным исследований, количество психических больных (санитарные психологические потери) в годы Первой мировой войны в германской армии увеличивалось по мере продолжительности ведения боевых действий и в связи с тем, 262 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий что росло число поражений, неудач на фронтах. Так, в августе 1914 г. в германской армии на 360 раненых приходился только 1 человек с психическим расстройством, а уже в ноябре — 1 на 30 раненых, в декабре 1 на 20, в 1915-16 гг. — 1 на 10, а в 1916-1917 гг. 1 на 9 раненых. Аналогичная тенденция была характерна и для английской армии. В ней в 1914 году 1 психотравмированный приходился на 30 раненных, в 1915 — 1 на 11 раненных. Исключительно высокий процент психологических потерь, особенно кратковременных, наблюдался во Второй мировой войне в авиации. По данным английских военных психологов, 80% всех офицеров и солдат, уволенных из летных частей, было отчислено по болезни, возникшей в результате страха, перенесенного в боевых условиях. В целом с 1939 по 1945 гг. из английской авиации ежегодно демо-билизовывалось по причине неустойчивости к страху около 3 тыс. человек [112, с. 61]. Таким образом, психогенные потери — это люди, утратившие на короткое или длительное время боеспособность вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов. В состав психогенных потерь входят лица, получившие боевую психическую травму и кратковременно вышедшие из строя вследствие боевого стресса. 7.2. Методы расчета психогенных потерь полка Непосредственной диагностикой психологических потерь будут заниматься психологи, медицинский персонал подразделений. Командный состав частей и соединений будет иметь дело с обобщенными данными о психологических потерях. Эти данные нужны как для принятия обоснованного решения о путях и способах продолжения боевых действий, так и о мерах по борьбе с последствиями боевого стресса у лиц, отнесенных к разряду психологических потерь. Прогноз и расчет психологических потерь необходимы потому, что они будут оказывать существенное влияние на ход и исход боевых действий, на принятие тех или иных управленческих решений. Вместе с тем они возможны потому, что: 1) опыт прошлых войн позволяет выявить те или иные статистические тенденции, относительно устойчивую динамику потерь во времени; 2) все расчеты в военном деле носят относительный характер, однако они активно используются при планировании боевых операций; 3)за имеющимися методиками стоят не просто теоретические рассуждения, а изучение результатов применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки, поведения людей в условиях стихийных бедствий, катастроф, аварий, в т. ч. на Чернобыльской АЭС; экспериментальные психологические и психофизиологические исследования в экстремальных условиях, различных гиперстрессоров, теоретические расчеты и опыт применения ОМП в период его испытания. Расчеты психогенных потерь носят ориентировочный, вероятностный характер. Главными, определяющими показателями психогенных потерь являются их величина и структура. Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных... Под величиной понимают размеры потерь в абсолютных цифрах (в количестве людей). Структура психогенных потерь — это процентное отношение различных их видов к общему числу психогенных потерь. Ниже приведены данные для расчета ППт в условиях обычной войны. Расчеты С. В. Чермянина показывают, что те или иные проявления психической дезадаптации в виде острых психологических стрессовых реакций выявятся уже в течение первых суток боя не менее чем у 5-7% военнослужащих, причем у 80% из них они будут скоротечными (минуты—десятки минут) и редуцироваться при изменениях боевой обстановки. В ППП и Р, а тем более, на этапы медицинской реабилитации эти лица, как правило, не попадают. У 20% пострадавших (контингент пораженных с БПТ) длительность расстройств превысит 1-2 часа, и они могут поступать в отдельную медицинскую роту (омедр) бригады, МПП или ОМЕБ, в ППП и Р полка. Из них 65% как кратковременно вышедшие из строя (КВС) в течение суток вернутся в часть. Критерием возвращения в строй считается не полное отсутствие у них патопсихологической симптоматики, а способность к выполнению своих обязанностей. 7-10% останутся в омедр (МПП, ППП и Р), 25-28% будут направлены на следующий этап медицинской эвакуации. Последние две категории пострадавших составят санитарные психологические потери. Всего в общей структуре санитарных потерь психологические санитарные потери могут равняться 10-14%, или 0,3-0,5% от численности личного состава, принимающего активное участие в боевых действиях. При невозможности медицинской сортировки с участием специалистов, не менее 50% лиц с ПСР будут эвакуированы на следующий этап медицинской эвакуации, что может привести у них к фиксации болезненной симптоматики и ухудшению прогноза возвращения в строй. В связи со сказанным удельный вес санитарных психологических потерь в общей структуре СП может возрасти до 24% и достичь 1% от личного состава войск, принимающих участие в боевых действиях [113]. Собственно перечисленная выше тенденция уже сама по себе может использоваться в качестве методик расчета психогенных потерь на день боя. Однако для удобства пользования мы предлагаем оформить ее в более технологичном виде — в виде методики «Линейка» (рис. 2.5). Методика предполагает выполнение четырех процедур: 1) определение интенсивности боевых действий; 2) определение количества личного состава, принимающего непосредственное участие в боевых действиях; 3) вычисление психогенных потерь и их классификация; 4) определение объемов необходимой психологической помощи. Рассмотрим содержание этих процедур. 1. Чтобы развести уровни психотравматизации в боевых действиях различной интенсивности, мы чисто формально предложили считать общий уровень всех 264 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий расстройств для боевых действий низкой интенсивности (бой в обычных условиях с применением обычных средств военного противоборства) — 5%; для боевых действий средней интенсивности (бой с применением обычных средств, но ведущийся в условиях окружения, отрыва от главных сил, на сложной местности, с формированием водной преграды, ночью) — 6%; для боевых действий высокой интенсивности (бой с применением авиации, крылатых ракет, крупнокалиберной артиллерии, высокоточного оружия, дистанционного минирования) — 7%. 2. Психотравматизации будут подвергаться преимущественно те военнослужащие, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях. В боевых действиях высокой и средней интенсивности в число непосредственных участников включаются все (100%) военнослужащие части, подразделения. В боевых действиях низкой интенсивности — военнослужащие мотострелковых, танковых, артиллерийских, минометных, противотанковых, разведывательных подразделений. 3. Расчет потерь производится по вышеописанной схеме. Это удобно делать с рисунком «Линейки». Приведем пример: мотострелковый полк ведет боевые действия низкой интенсивности. Рассчитайте возможные объемы психогенных потерь за день боя. Решение. По «Линейке» определяем, что для боя средней интенсивности психогенные потери могут составить порядка 5% от числа непосредственных участников. Подсчитываем количество личного состава в боевых подразделениях. Примерно скажем, что это число равно 1000 человек. Тогда 5% от этого числа составит 50 военнослужащих. То есть у 50 военнослужащих, участвующих в бою, могут наблюдаться психические расстройства различной тяжести. У 80% из них (40 человек) они будут скоротечны и могут остаться незамеченными для командиров, психологов и медицинских работников. У 20% (10 человек) психические расстройства продлятся более 1-2 часов. Эти военнослужащие могут попасть в МПП или ППП и Р полка. 65% из них (6-7 человек) пробудут здесь менее суток, и после психологического вспомоществования отправятся в свои подразделения. Оставшиеся на срок более суток психотрав-мированные военнослужащие (3-4 человека) составят санитарные психогенные потери. 1-2 из них получат психологическую помощь здесь же, а 2-3 — будут направлены в медсанбат или ЦПП и Р дивизии. 4. Определение объемов необходимой психологической помощи вытекает из Глубина психических изменений у военнослужащих будет находиться (при условии, что они физически не пострадали) в прямом соотношении с наблюдаемыми признаками негативных психологических изменений. Психогенные потери будут иметь место преимущественно в зонах психологического поражения. Зона психологического поражения — площадь между двумя радиусами от эпицентра | ядерного взрыва: внутренним и внешним, в которой наблюдаются его последствия.
Внутренний радиус (P1) — радиус окружности, на границе которой вероятность комбинированных поражений средней тяжести от ядерного взрыва составляет не менее 60%. Подразделения, попавшие в эту зону, уже не смогут выполнять поставленные боевые задачи, и расчет психогенных потерь не имеет здесь смысла. Оставшихся в живых целесообразно использовать для оказания помощи физически пострадавшим. Внешний радиус (Р2) расположен за пределами визуального контакта личного состава с последствиями ядерного взрыва. При мощности ядерного взрыва более 50 КТ наблюдаемый фронт разрушений столь велик, что у военнослужащих может создаваться иллюзия всеобщего разрушения. При мощности более 100 КТ для определения Р2 необходимо радиусы зон поражения увеличивать на 1/3. В зоне психологического поражения психогенные потери будут носить ярко выраженный характер и развиваться в соответствии со специфической динамикой. Их определение можно осуществлять с помощью двух методик. 1. Методика № 1 — «Статика». Сразу после ядерного взрыва в зоне психологического поражения 15-20% личного состава сможет выполнять боевую задачу, 15-20% надолго утратят способность к деятельности, 60-70% частично сохранят боеспособность, большая часть из них попадет в число психогенных потерь. 2. Методика № 2 — «Динамика». В первые 10 минут после ЯВ психическая устойчивость сохранится у 15-20% военнослужащих. Через 30-60 минут этот процент может подняться до 75-80%, а затем начнет падать на протяжении не 266______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий менее 2 часов до 20-30%. Через несколько дней до 10% военнослужащих, попавших в зону психологических потерь, еще не придет в себя. Динамика изменения психологических потерь во времени совпадает с динамикой адаптации человека к стрессору. После воздействия мощного стрессора этап дезорганизации, испуга, длится 1-10 минут, чаще — 3-6 минут, этап гипермобилизации организма длится чаще до 1 часа. А вот, что касается последующего спада психической активности человека — этапа истощения психических и физиологических резервов организма — то его оценка весьма приблизительна, как и подвижна дееспособность людей на этом этапе в различных условиях. Бесспорно одно, что боеспособность личного состава сразу после гипермобилизации падает не менее чем на 2 часа, а нередко и до момента полного отдыха со сном. На этом этапе средствами психологического воздействия можно активно влиять на людей, временно повышая боеспособность. По-видимому, для ликвидации последствий применения ЯО и организации отдыха личного состава потребуется около суток, весьма важно при этом обеспечить полноценный сон. Для этого потребуется вывод войск во второй эшелон или тыл. Минимальный же срок, после которого следует рассчитывать на повышение морально-психологического состояния войск, по-видимому, будет не менее 20 часов. Третий и четвертый этапы адаптации к сильному стрессору наиболее труден для точной количественной оценки динамики морально-психологического состояния войск, т. к. здесь могут резко активизироваться те или иные факторы объективного и субъективного порядка, в том числе убеждения людей; их психическая активность. Следует иметь в виду, что этап психологического и физиологического истощения может быть и будет различным в зависимости от степени предварительной усталости войск.
С учетом вышесказанного, график изменения морально-психологического состояния личного состава после ядерного взрыва или другого гиперстрессора, будет выглядеть следующим образом (рис. 2.6) Глава 7, Характеристика основных подходов к расчету санитарных,,. ________________ 267 Таким образом, психологические потери — реальный факт войны и мощный фактор, влияющий на боеспособность личного состава. Они представляют собой разные по происхождению, по уровню патологичности, динамике проявления, по наступающим последствиям психические расстройства, заболевания и трансформации, обусловливающие дезорганизацию боевой активности воинов. Умение грамотно прогнозировать и оценивать ППт позволяет своевременно и обоснованно принимать боевые решения, осуществлять мероприятия по психологической помощи и восстановлению боеспособности личного состава. Существующие методики расчета ППт позволяют с определенной степенью вероятности прогнозировать общие объемы и динамику снижения боевых возможностей частей и соединений в боевой обстановке. Вопросы для самоконтроля 1. Какова классификация общих потерь военнослужащих? 2. Что такое боевые санитарные потери? 3. На какие классы делятся боевые санитарные потери по этиопатогенетиче-скому признаку? 4. Что включают в себя психогенные потери? 5. Охарактеризуйте методы расчета психогенных потерь. Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий. В кн.: Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. — М., 1994. 2. Конюхов Н. И., Федеико Н. Ф. Психологические потери и их профилактика. — М., 1990. 3. Нечипоренко В. В., Литвиицев С. В., Снедков Е. В. Современный взгляд на проблему боевой психической травмы // Военно-медицинский журнал. 1997. № 4. С. 22-26. 4. Новиков В. С, Боченков А. А., Черемяпин С. В. Психофизиологическое обоснование проблемы коррекции и реабилитации участвовавших в боевых действиях военнослужащих // Военно-медицинский журнал. 1997. № 3. С. 53-56. 5. Снедков Е. В. Боевая психическая травма: Автореф. дис... д-ра мед. наук. — СПб., 1997. 6. Феденко Н. Ф., Железняк Л. Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях. — М. 1986. Глава 8. РОЛЬ И МЕСТО ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА НА ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ, ВЕДЕНИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ 8.1. Функции, обязанности и порядок работы психолога полка на различных этапах боевых действий Роль и место психолога в боевой обстановке определяется выполняемыми им функциями, системой взаимодействия с должностными лицами, этапами и последовательностью реализации своих обязанностей. Система работы психолога строится на основе четкого осознания им того, что комплекс мероприятий психологического обеспечения боевых действий полка не сводится к решению эпизодически возникающих задач, а есть постоянная, многоплановая и жестко связанная внутренней логикой деятельность, последовательная как во времени, так и по объему тех аспектов боевой жизнедеятельности войск, которые составляют сам предмет этой деятельности. В процесс психологического обеспечения боевых действий войск в военном конфликте вовлекается широкий круг субъектов (командиры, штабы, органы военного управления, медицинские работники, военные ученые, сами военнослужащие и др.). Однако при его осуществлении в звеньях воинской части и соединения важнейшая роль принадлежит практическому психологу. В рамках его должностных обязанностей соединяются элементы теоретической, прикладной и практической работы, реализующиеся в исследовательской, нормотворческой, консультативной и коррекционной функциях. 1. Исследовательская функция проявляется в постоянном прогнозировании, изучении и оценке психологических условий предстоящей и осуществляемой личным составом боевой деятельности, построении ее психологической модели (т. е. описании деятельности в психологических терминах). Эта модель должна включать описание того, какие побудители могут определять боевую активность воинов, какие из их психологических качеств, умений и навыков и как повлияют на успех выполнения боевой задачи, каким образом на боевой деятельности личного состава скажутся конкретные боевые, социально-психологические, психологические, психоэргономические обстоятельства боевой деятельности. 2. Нормативная функция состоит в выработке ориентировочной нормы состояния целевого психологического ресурса, обеспечивающей активные и самоотверженные действия военнослужащих. Другими словами, именно психолог дол- Глава 8. Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения... __________ 269 жен просчитать то, какие мотивы и установки должны быть задействованы, какой психологический настрой создан, что должны знать и уметь воины, как они должны взаимодействовать в системе межличностных и боевых отношений, как поддержать боевую активность в ходе боя, чтобы успешно выполнить боевую задачу. 3. Диагностическая функция состоит в изучении и оценке текущего состояния психологических возможностей воинов по отношению к норме, определяющей успешные боевые действия. 4. Консультативная функция нацеливается на расширение психологических возможностей воинов и командиров в выполнении ими своих функциональных обязанностей за счет обогащения их представлений о психологических аспектах боевых действий и психологических механизмах поведения людей в жизнеопас-ных обстоятельствах, разъяснения нормы состояния ЦПР, способов его поддержания в заданных пределах. Командиры воинских подразделений и частей консультируются о том, как управлять психологическими возможностями и активностью подчиненных, а личный состав — о способах психологической поддержки сослуживцев и приемах психической саморегуляции, немедикаментозного обезболивания, сохранения психического здоровья и активности в плену и др. 5. Коррекционно-развивающая функция заключается в осуществлении практических мер по формированию и поддержанию ЦПР воинов в пределах нормы, восстановлению его утраченных или нарушенных элементов. Формами реализации этой функции являются: психологическое обеспечение боевой подготовки, участие в психологической подготовке, психологическое просвещение, психогигиена и психопрофилактика, психологическая поддержка, психологическая реабилитация и др. 6. Управленческая функция возникла в связи с введением в ВС РФ должностей психологов батальонов (дивизионов). Она заключается в том, что психолог полка участвует в подборе, расстановке, обучении психологов батальонов, в постановке им задач, оказании им практической помощи в организации и осуществлении психологических мероприятий, в контроле над эффективностью работы низовых психологов и оценке их деятельности. Важно отметить, что полковой психолог не является прямым начальником батальонных психологов, поэтому его управление носит во многом рекомендательный, методический характер. Аналогично он реализует управленческую функции по отношению к должностным лицам пункта психологической помощи и реабилитации. 7. Функция взаимодействия состоит в осуществлении тесного и продуктивного взаимодействия со всеми должностными лицами, от которых в той или иной мере зависит эффективность психологической работы в боевой обстановке. Функции реализуются в обязанностях психолога. По сложившейся практике психолог отвечает: • за организацию и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности; • участвует в работе по профессиональному психологическому отбору личного состава, расстановке его по отделениям, расчетам и экипажам; 270 ___________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий • обучает офицерский состав методам обеспечения устойчивости навыков военнослужащих в овладении оружием, боевой техникой, привычкам боевого поведения; • проводит работу по вооружению военнослужащих методами преодоления чрезмерной психической напряженности, страха, волевой самомобилизации, оказания экстренной психологической помощи сослуживцам; • участвует в формировании и развитии у военнослужащих боевых установок и настроя на активные действия; • прогнозирует возможные психогенные потери личного состава на различных этапах боя, изменения в морально-психологическом состоянии подразделений; • принимает участие в восстановлении психической устойчивости и боеспособности военнослужащих, подвергшихся панике, оказании помощи военнослужащим с психическими травмами; • участвует в мероприятиях по противодействию психологическим операциям противника; • вырабатывает предложения командиру по повышению психической устойчивости военнослужащих; • участвует в развитии материально-технической базы психологической работы т. д. Анализ перечисленных функций позволяет сформулировать основные задачи психолога на различных этапах боевых действий. 1. Осуществлять прогнозирование и анализ психологических условий предстоящих боевых действий, выявлять их требования к психологическим возможностям военнослужащих и воинских коллективов. С этой целью: • изучать психологические особенности личного состава войск противника, выявлять его сильные и слабые стороны, вероятные схемы поведения в различных боевых ситуациях, наиболее уязвимые звенья групповой и общественной психологии, возможные ухищрения, средства и способы психологического воздействия на наши.войска; • исследовать общественное мнение и настроения населения региона боевых действий, прогнозировать его отношение к противоборствующим сторонам, степень и глубину возможного воздействия на личный состав группировки наших войск; • анализировать психологические аспекты тактики действий противоборствующих сторон и возможное влияние тактических решений на психическое состояние и поведение воинов; • оценивать реальные характеристики и потенциально возможные изменения природно-географических, погодно-климатических, технико-технологических, гигиенических, экологических, тактических и иных обстоятельств боевой деятельности с точки зрения их влияния на психику и поведение личного состава противоборствующих сторон; Глава 8, Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения,,, __________ 27_1 • осуществлять экспертизу психологической готовности военнослужащих к боевым действиям в конкретных боевых, социальных, эргономических условиях военного конфликта, степень их возможной подверженности негативному информационно-психологическому воздействию со стороны противоборствующих сил. 2. Участвовать в расстановке военнослужащих для решения конкретных боевых задач в соответствии с их психологическими возможностями, межличностной совместимостью, боевым опытом, динамическими показателями переживаний страха, ценностными ориентациями. 3. Осуществлять массовое психологическое просвещение и консультирование военнослужащих в целях разъяснения им симптомов боевого стресса и психической травмы, психологического эффекта применения противником нетрадиционной тактики и оружия. 4. Обучать военнослужащих приемам психической саморегуляции и оказания экстренной психологической поддержки сослуживцам. 5. Консультировать командиров подразделений и частей о методах эффективного воздействия на подчиненных в боевой обстановке, оказывать им практическую помощь в сплочении воинских подразделений, выявлении негативных социально-психологических явлений в коллективах, в психологическом обеспечении боевой подготовки подразделений. 6. Участвовать в психологической подготовке личного состава к боевым действиям, определяя ее цели, психологические качества и состояния воинов, которые необходимо сформировать, наиболее эффективные средства и способы решения этой задачи.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |