Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На этапе подготовки к боевым действиям




Сущность и классификация психогенных потерь

Что же такое психологические потери? Какой круг феноменов включает в себя это явление? Каковы глубина и степень влияния психологических потерь на боеспо-


Глава 7 Характеристика основных подходов к расчету санитарных...



собность частей и подразделений? Прежде, чем перейти к анализу сущности и гра­дации психогенных потерь, следует рассмотреть более широкую реальность — че­ловеческие потери на войне вообще и определить место психогенных потерь в их структуре.

В соответствии с этиогенетической классификацией общих потерь на войне, все потери в личном составе, понесенные войсками во время войны, принято на­зывать общими потерями.

Общие потери подразделяются на безвозвратные и санитарные. Безвозврат­ные потери — это потери убитыми, попавшими в плен, пропавшими без вести и, по нашему мнению, сюда следует включить дезертиров, предателей и суициден-то£.

К санитарным потерям относят лиц, утративших боеспособность (трудоспособ­ность) не менее чем на сутки и поступивших на медицинские пункты или в лечеб­ные учреждения.

В зависимости от причин, приведших к утрате боеспособности, санитарные потери условно подразделяют на боевые и небоевые.

1. Боевые санитарные потери — это потери, возникшие в результате воздей­
ствия боевых средств противника или непосредственно связанные с выполнени­
ем боевой задачи. К боевым санитарным потерям также относят военнослужа­
щих, получивших в период боевых действий обморожения.

По этиопатогенетическому признаку боевые санитарные потери делятся на 6 классов:

1) механические повреждения;

2) термические поражения;

3) радиационные поражения;

4) поражения ОВ;

5) поражения БО;

6) реактивные состояния (кратковременные и затяжные) от применения ОМ П.

2. К небоевым санитарным потерям относят военнослужащих, заболевших от
причин, не связанных с применением противником боевых средств, а также полу­
чивших небоевую травму. Эта группа включает 22 класса, учитывающих этиоло­
гию или системный характер заболеваний.

Кроме рассмотренной классификации санитарных потерь, существует так назы­ваемая оперативная классификация, которая используется в практической деятель­ности медицинской службы. В официальных документах боевые потери обычно обозначают термином «раненые», а небоевые — термином «больные».

В период Великой Отечественной войны пехотный полк пашей армии за день боевых действий терял ранеными от 2-3% до 20-25% личного состава, а иногда значительно больше. Санитарные потери были неравномерными также и в течение дня. Потери больными изменялись в сравнительно небольших пределах и состав­ляли в среднем 0,08-0,1 от числа личного состава в сутки. Соотношение различных категорий санитарных потерь складывалось следующим образом: раненые состав­ляли 95-97%, контуженные — 2-4%, обмороженные 0,5-1%. Эта структура была более или менее постоянной, удельный вес отдельных категорий санитарных по­терь изменялся незначительно.


258 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

Где же место в данной схеме для психогенных потерь?1

Сегодня сложилось несколько подходов к пониманию их сущности.

В соответствии спервым подходом психогенные потери — это личный состав, оставшийся в строю, но потерявший боеспособность в результате воздей­ствия сильных психотравмирующих факторов.

В соответствии со в т о р ы м п о д х о д о м психогенные потери составляют лю­ди, утратившие на определенное время целесообразную активность в силу наруше­ния регулирующей, управляющей функции психики, возникшую в результате воз­действия стресс-факторов боевой обстановки. Они включают два компонента:

а) санитарные психогенные потери;

б) собственно психогенные потери.

От первого подхода эта позиция отличается признанием санитарных психо­генных потерь, предполагающих временный или окончательный выход военнос­лужащих из боевого строя [80].

В разряд психогенных потерь попадают и те военнослужащие, которые нор­мально ведут себя в обычной ситуации, но теряют контроль над собой в бою, ве­дут себя неадекватно требованиям боевой обстановки.

По данным иностранных специалистов, таких военнослужащих около 75%. Сюда относятся все те, кто не может целесообразно регулировать свое поведение, ос­мысленно, эффективно выполнять свои обязанности. То есть в рассматриваемую категорию попадают самые разные случаи потери боеспособности, боевой актив­ности и эффективности. Испуг, страх, неуверенность, потеря способности адек­ватно оценивать обстановку, фрустрация и т. д. — эти и другие психические состо­яния составляют так называемые «кратковременные психологические потери».

В рамках третьего подхода под психогенными потерями понимаются военнослужащие, существенно снизившие, утратившие или прекратившие боевую активность вследствие действия неблагоприятных психогенных факторов. То есть они являются составными элементами как безвозвратных, санитарных (боевых и небоевых) потерь, так и имеют собственное содержание. Последний подход пред­ставляется нам наиболее полным. Он близок к подходу специалистов Военно-ме­дицинской академии, разрабатывающих данную проблематику.

Психогенные потери — это люди, утратившие на короткое или длительное время боеспо­собность вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов.

Психологические потери имели место всегда, не являясь чем-то новым и нео­бычным. Систематически они стали изучаться в ходе Первой и особенно Второй мировых войн, в первую очередь — в армиях тех стран, в которых были в той или иной форме созданы психологические службы (США, Англия, Франция, Герма­ния, СССР).

Термин «психологические потери» появился в зарубежной военной печати в Первую мировую войну. Тогда у военнослужащих в большом объеме наблюда-

«Психогенные потери», «Психологические потери», «Потери психиатрического про­филя» — термины, определяющие одно и то же явление с разных позиций. Мы их рас­смотрим как синонимы.


Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных.., ________________ 259

лись полуобморочные состояния, мнимый паралич, нервная дрожь, слепота, глу­хота. В разгар войны специалисты были вынуждены признать, что эти явления носят психологический характер. Данный, весьма широкий спектр расстройств стали называть «военным неврозом», а затем просто «психоневрозом».

Зигмунд Фрейд считал, что немецкая армия в Первую мировую войну потерпе­ла поражение из-за распространения психоневрозов, вызванных в т. ч. и формой общения, стилем руководства военнослужащими со стороны офицеров. Сегодня во всех развитых армиях мира уделяется большое внимание вопросам предупреждения, прогнозирования, оценки, преодоления последствий психо­логических потерь.

Понятие «психологические потери» (ППт) — собирательное. Оно включает ре­зультат разнообразных типов психических реакций, уровней потрясений, различ­ных отрицательных последствий, вызванных боевыми раздражителями. Предла­гаем следующую классификацию психогенных потерь (рис. 2.4).

Безвозвратные психогенные потери составляют лица, сознательно принявшие решение прекратить участие в боевых действиях и покинувшие боевой строй (де­зертиры, сдавшиеся в плен, покончившие жизнь самоубийством). Какие-либо ус­тойчивые тенденции и закономерности в проявлении данного вида потерь здесь не проявляются, поэтому прогнозированию и расчетам такие потери не подверга­ются. Однако известно, что отсутствие системы психологической помощи в бое­вой обстановке сопровождается ростом количества дезертиров и убийств коман­диров. Это отчетливо проявилось в ходе войны во Вьетнаме, где игнорирование вопросов прогнозирования и профилактик психогенных потерь привело к росту числа американцев, дезертировавших с поля боя, и командиров подразделений, убитых своими подчиненными.


По данным Нечипоренко В. В., Литвинцева С. В., Снедкова Е. В., в современ­ных вооруженных конфликтах санитарные психогенные потери составляют 1-3%, в ВОВ составляли 10-12% от общего объема психогенных потерь. По их

К санитарным психогенным потерям относятся военнослужащие, вышедшие из строя по причине получения.боевой психической травмы (БПТ) или нервно-психического заболевания на срок более одних суток и попавшие в медицинские подразделения или пункты психологической помощи и реабилитации.



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


мнению, к БПТ необходимо относить и манифестирующие в боевой обстанов­ке эндогенные психозы (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз) [112].

Число заболевших нервно-психическими заболеваниями также невозможно предсказать. Следовательно, оно также не поддается расчетам, а лишь учету.

В локальных военных конфликтах истекших лет значительно увеличилось чис­ло пострадавших с психогенными расстройствами субклинического уровня. В эту категорию включаются нарушения, обозначаемые как психические стрессовые ре­акции (ПСР) (акцентуированные психологические реакции, «боевое утомление», «боевое истощение» и др.) Они характеризуются быстротечностью (до 1 суток) и сопровождаются выраженным снижением бое- и работоспособности (вплоть до отказа от деятельности) военнослужащих. Их относят к лицам «кратковременно вышедшим из строя». Собственно назвать это «потерями» весьма сложно, т. к. за­фиксировать их большую часть просто не удается.

Опыт двух мировых войн и многих локальных военных конфликтов показывает, что в организации психологической работы по прогнозированию, оценке и купиро­ванию ППт более безопасным является недооценка, чем переоценка. Неоправдан­ное расширение показаний для включения в разряд ППт и эвакуации пострадав­ших за пределы района боевых действий способствует снижению боеспособности войск, зачастую приводит к устойчивой фиксации дистрессовои симптоматики, препятствующей выздоровлению (так называемый «синдром эвакуации»).

В ходе Второй мировой войны американские психологи сделали однозначный вывод о том, что не только нет никакой необходимости, но и вредно раздувать категорию психологических потерь, госпитализировать значительное число людей и содержать их в столь благоприятных условиях, которые лишат чело­века желания быть солдатом. Это сопровождается тем, что оставшиеся в строю воины, видя госпитализированных по причине психических расстройств си­мулянтов и узнав о начале госпитализации подобных пораженных, станут (как это было в Первую и Вторую мировые войны) умышленно демонстрировать причудливые психологические реакции: состояние ужаса, дрожь, оцепенение, апатию, паралич и др. При этом тип реакций будет зависеть от того, при каком поведении военнослужащих госпитализируют в данной части. То есть наряду с явными психологическими потерями будут и явные симулянты, грань между которыми крайне трудно обнаружить.

Таким образом, прогнозу и расчету подлежат две составляющих структуру ППт:

1) лица, получившие боевую психическую травму;

2) «кратковременно вышедшие из строя», т. е. лица, подвергнувшиеся боевому дистрессу.

Среди многообразия феноменологических проявлений психопатологии БПТ можно выделить два основных кластера признаков:

а) бегство от реальности (невротические, соматоформные, диссоциативные
расстройства, аддиктивное, суицидальное, уклоняющееся поведение (дезер­
тирство, членовредительство);

б) агрессивность.


Глава 7, Характеристика основных подходов к расчету санитарных,..



Возникающие расстройства выполняют в определенном смысле адаптивную функцию ухода пострадавших из стрессовой ситуации, временного освобожде­ния от эмоционально болезненных переживаний или отреагирования на внешнее окружение. Перечисленные механизмы психологической защиты могут быть как осознанными, так и неосознаваемыми. Кроме того, при наличии специфической энодогенной предрасположенности БПТ может спровоцировать запуск механиз­мов психопатологического синдромообразования, защищающего мозг от даль­нейшего поступления негативной информации, при этом искаженный процесс адаптации реализуется в конкретной нозологической форме.

Расстройства, относящие к первому кластеру, с наибольшей частотой проявля­ются в первые месяцы пребывания в боевой обстановке. Частота агрессивных форм проявления, напротив, нарастает по мере пребывания в этих условиях (7-8 месяцев).

Объемы психологических потерь зависят от факторов, определяющих риск пси­хотравмирования личного состава. Так, израильтяне исследовали зависимость раз­вития боевых психических травм (санитарных психологических потерь) от инди­видуальных характеристик военнослужащих.

Израильскими психологами установлено, что лица, перенесшие ранее БПТ, бо­лее уязвимы с точки зрения их психологической устойчивости, надежности в будущем. У таких лиц как бы накапливаются в психике негативные изменения, которые блокируются в бессознательном, эмоциональной памяти, активизиру­ясь в стрессовой ситуации. Сильную склонность к психологическим потерям имеют и лица без боевого опыта, без опыта адаптации к гиперстрессорам боя.

Наибольшую эмоционально-волевую устойчивость показывают опытные вои­ны, не перенесшие БПТ [158, с. 15-16].

Израильские специалисты исследовали также зависимость БПТ от степени интенсивности боя.

Полученные данные говорят о том, что число лиц, относимых к разряду психо­логических потерь, растет по мере роста интенсивности боевых условий. Здесь проявляется так называемый в психологии эффект кумулятивных причин, ког­да предыдущее психологическое напряжение постепенно как бы скапливается в индивиде и в какой-то момент приводит к перенапряжению. Но тот, кто с самого начала имел высокую сопротивляемость организма к гиперстрессовым воздействиям, оставался более стойким к ним и в дальнейшем. В бою с низкой интенсивностью наиболее устойчивыми в психическом отношении оставались ветераны, наименее устойчивыми те, кто ранее перенес БПТ. А те, кто участво­вал в войне впервые, показал промежуточные результаты.

В боях с высокой интенсивностью резко возрастает процент лиц, относящихся к разряду психологических потерь как среди новобранцев, так и среди лиц, по­казавших ранее невысокую психологическую устойчивость к факторам боя. Известна связь между ростом ППт и продолжительностью пребывания на фрон­те. По данным исследований, количество психических больных (санитарные пси­хологические потери) в годы Первой мировой войны в германской армии увели­чивалось по мере продолжительности ведения боевых действий и в связи с тем,


262 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

что росло число поражений, неудач на фронтах. Так, в августе 1914 г. в герман­ской армии на 360 раненых приходился только 1 человек с психическим рас­стройством, а уже в ноябре — 1 на 30 раненых, в декабре 1 на 20, в 1915-16 гг. — 1 на 10, а в 1916-1917 гг. 1 на 9 раненых.

Аналогичная тенденция была характерна и для английской армии. В ней в 1914 году 1 психотравмированный приходился на 30 раненных, в 1915 — 1 на 11 ра­ненных.

Исключительно высокий процент психологических потерь, особенно кратковре­менных, наблюдался во Второй мировой войне в авиации. По данным английских военных психологов, 80% всех офицеров и солдат, уволенных из летных частей, было отчислено по болезни, возникшей в результате страха, перенесенного в бо­евых условиях. В целом с 1939 по 1945 гг. из английской авиации ежегодно демо-билизовывалось по причине неустойчивости к страху около 3 тыс. человек [112, с. 61].

Таким образом, психогенные потери — это люди, утратившие на короткое или дли­тельное время боеспособность вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов. В состав психогенных потерь входят лица, получившие боевую психи­ческую травму и кратковременно вышедшие из строя вследствие боевого стресса.

7.2. Методы расчета психогенных потерь полка

Непосредственной диагностикой психологических потерь будут заниматься пси­хологи, медицинский персонал подразделений. Командный состав частей и со­единений будет иметь дело с обобщенными данными о психологических потерях. Эти данные нужны как для принятия обоснованного решения о путях и способах продолжения боевых действий, так и о мерах по борьбе с последствиями боевого стресса у лиц, отнесенных к разряду психологических потерь.

Прогноз и расчет психологических потерь необходимы потому, что они будут оказывать существенное влияние на ход и исход боевых действий, на принятие тех или иных управленческих решений.

Вместе с тем они возможны потому, что:

1) опыт прошлых войн позволяет выявить те или иные статистические тенден­ции, относительно устойчивую динамику потерь во времени;

2) все расчеты в военном деле носят относительный характер, однако они ак­тивно используются при планировании боевых операций;

3)за имеющимися методиками стоят не просто теоретические рассуждения, а изучение результатов применения ядерного оружия в Хиросиме и Нагасаки, поведения людей в условиях стихийных бедствий, катастроф, аварий, в т. ч. на Чернобыльской АЭС; экспериментальные психологические и психофизиоло­гические исследования в экстремальных условиях, различных гиперстрессоров, теоретические расчеты и опыт применения ОМП в период его испытания.

Расчеты психогенных потерь носят ориентировочный, вероятностный характер. Главными, определяющими показателями психогенных потерь являются их величина и структура.


Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных...



Под величиной понимают размеры потерь в абсолютных цифрах (в количестве людей).

Структура психогенных потерь — это процентное отношение различных их ви­дов к общему числу психогенных потерь.

Ниже приведены данные для расчета ППт в условиях обычной войны.

Расчеты С. В. Чермянина показывают, что те или иные проявления психической дезадаптации в виде острых психологических стрессовых реакций выявятся уже в течение первых суток боя не менее чем у 5-7% военнослужащих, причем у 80% из них они будут скоротечными (минуты—десятки минут) и редуцироваться при изменениях боевой обстановки. В ППП и Р, а тем более, на этапы меди­цинской реабилитации эти лица, как правило, не попадают.

У 20% пострадавших (контингент пораженных с БПТ) длительность расстройств превысит 1-2 часа, и они могут поступать в отдельную медицинскую роту (омедр) бригады, МПП или ОМЕБ, в ППП и Р полка. Из них 65% как кратков­ременно вышедшие из строя (КВС) в течение суток вернутся в часть. Критерием возвращения в строй считается не полное отсутствие у них патопсихологиче­ской симптоматики, а способность к выполнению своих обязанностей.

7-10% останутся в омедр (МПП, ППП и Р), 25-28% будут направлены на сле­дующий этап медицинской эвакуации. Последние две категории пострадавших составят санитарные психологические потери.

Всего в общей структуре санитарных потерь психологические санитарные по­тери могут равняться 10-14%, или 0,3-0,5% от численности личного состава, принимающего активное участие в боевых действиях.

При невозможности медицинской сортировки с участием специалистов, не ме­нее 50% лиц с ПСР будут эвакуированы на следующий этап медицинской эва­куации, что может привести у них к фиксации болезненной симптоматики и ухудшению прогноза возвращения в строй. В связи со сказанным удельный вес санитарных психологических потерь в общей структуре СП может возрасти до 24% и достичь 1% от личного состава войск, принимающих участие в боевых действиях [113].

Собственно перечисленная выше тенденция уже сама по себе может использо­ваться в качестве методик расчета психогенных потерь на день боя. Однако для удобства пользования мы предлагаем оформить ее в более технологичном виде — в виде методики «Линейка» (рис. 2.5).

Методика предполагает выполнение четырех процедур:

1) определение интенсивности боевых действий;

2) определение количества личного состава, принимающего непосредственное участие в боевых действиях;

3) вычисление психогенных потерь и их классификация;

4) определение объемов необходимой психологической помощи.

Рассмотрим содержание этих процедур.

1. Чтобы развести уровни психотравматизации в боевых действиях различной интенсивности, мы чисто формально предложили считать общий уровень всех


264 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

расстройств для боевых действий низкой интенсивности (бой в обычных услови­ях с применением обычных средств военного противоборства) — 5%; для боевых действий средней интенсивности (бой с применением обычных средств, но веду­щийся в условиях окружения, отрыва от главных сил, на сложной местности, с формированием водной преграды, ночью) — 6%; для боевых действий высокой интенсивности (бой с применением авиации, крылатых ракет, крупнокалиберной артиллерии, высокоточного оружия, дистанционного минирования) — 7%.

2. Психотравматизации будут подвергаться преимущественно те военнослужа­щие, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях. В бое­вых действиях высокой и средней интенсивности в число непосредственных уча­стников включаются все (100%) военнослужащие части, подразделения. В боевых действиях низкой интенсивности — военнослужащие мотострелковых, танковых, артиллерийских, минометных, противотанковых, разведывательных подразделе­ний.

3. Расчет потерь производится по вышеописанной схеме. Это удобно делать с рисунком «Линейки». Приведем пример: мотострелковый полк ведет боевые дей­ствия низкой интенсивности. Рассчитайте возможные объемы психогенных по­терь за день боя.

Решение. По «Линейке» определяем, что для боя средней интенсивности пси­хогенные потери могут составить порядка 5% от числа непосредственных уча­стников. Подсчитываем количество личного состава в боевых подразделени­ях. Примерно скажем, что это число равно 1000 человек. Тогда 5% от этого числа составит 50 военнослужащих. То есть у 50 военнослужащих, участву­ющих в бою, могут наблюдаться психические расстройства различной тяжести. У 80% из них (40 человек) они будут скоротечны и могут остаться незамечен­ными для командиров, психологов и медицинских работников. У 20% (10 че­ловек) психические расстройства продлятся более 1-2 часов. Эти военнослу­жащие могут попасть в МПП или ППП и Р полка. 65% из них (6-7 человек) пробудут здесь менее суток, и после психологического вспомоществования отправятся в свои подразделения. Оставшиеся на срок более суток психотрав-мированные военнослужащие (3-4 человека) составят санитарные психогенные потери. 1-2 из них получат психологическую помощь здесь же, а 2-3 — будут направлены в медсанбат или ЦПП и Р дивизии.

4. Определение объемов необходимой психологической помощи вытекает из
предшествующих процедур. МПП и ППП и Р необходимо быть готовыми в тече­
ние суток осуществить диагностику и сортировку порядка 50 человек с психичес­
кими расстройствами. Для оказания психологической помощи следует подгото­
вить до 10 мест в МПП и ППП и Р полка.

Глубина психических изменений у военнослужащих будет находиться (при ус­ловии, что они физически не пострадали) в прямом соотношении с наблюдаемы­ми признаками негативных психологических изменений.

Психогенные потери будут иметь место преимущественно в зонах психологи­ческого поражения.

Зона психологического поражения — площадь между двумя радиусами от эпицентра | ядерного взрыва: внутренним и внешним, в которой наблюдаются его последствия.



Глава 7. Характеристика основных подходов к расчету санитарных.,. ____________________ 265

Внутренний радиус (P1) — радиус окружности, на границе которой вероятность комбинированных поражений средней тяжести от ядерного взрыва составляет не менее 60%. Подразделения, попавшие в эту зону, уже не смогут выполнять по­ставленные боевые задачи, и расчет психогенных потерь не имеет здесь смысла. Оставшихся в живых целесообразно использовать для оказания помощи физи­чески пострадавшим.

Внешний радиус2) расположен за пределами визуального контакта личного состава с последствиями ядерного взрыва.

При мощности ядерного взрыва более 50 КТ наблюдаемый фронт разрушений столь велик, что у военнослужащих может создаваться иллюзия всеобщего раз­рушения. При мощности более 100 КТ для определения Р2 необходимо радиусы зон поражения увеличивать на 1/3.

В зоне психологического поражения психогенные потери будут носить ярко выраженный характер и развиваться в соответствии со специфической динами­кой. Их определение можно осуществлять с помощью двух методик.

1. Методика № 1«Статика». Сразу после ядерного взрыва в зоне психоло­гического поражения 15-20% личного состава сможет выполнять боевую задачу, 15-20% надолго утратят способность к деятельности, 60-70% частично сохранят боеспособность, большая часть из них попадет в число психогенных потерь.

2. Методика № 2«Динамика». В первые 10 минут после ЯВ психическая устойчивость сохранится у 15-20% военнослужащих. Через 30-60 минут этот процент может подняться до 75-80%, а затем начнет падать на протяжении не


266______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

менее 2 часов до 20-30%. Через несколько дней до 10% военнослужащих, попав­ших в зону психологических потерь, еще не придет в себя.

Динамика изменения психологических потерь во времени совпадает с динами­кой адаптации человека к стрессору. После воздействия мощного стрессора этап дезорганизации, испуга, длится 1-10 минут, чаще — 3-6 минут, этап гипермоби­лизации организма длится чаще до 1 часа. А вот, что касается последующего спа­да психической активности человека — этапа истощения психических и физио­логических резервов организма — то его оценка весьма приблизительна, как и подвижна дееспособность людей на этом этапе в различных условиях. Бесспорно одно, что боеспособность личного состава сразу после гипермобилизации падает не менее чем на 2 часа, а нередко и до момента полного отдыха со сном. На этом этапе средствами психологического воздействия можно активно влиять на лю­дей, временно повышая боеспособность.

По-видимому, для ликвидации последствий применения ЯО и организации от­дыха личного состава потребуется около суток, весьма важно при этом обеспечить полноценный сон. Для этого потребуется вывод войск во второй эшелон или тыл.

Минимальный же срок, после которого следует рассчитывать на повышение мо­рально-психологического состояния войск, по-видимому, будет не менее 20 часов.

Третий и четвертый этапы адаптации к сильному стрессору наиболее труден для точной количественной оценки динамики морально-психологического состо­яния войск, т. к. здесь могут резко активизироваться те или иные факторы объек­тивного и субъективного порядка, в том числе убеждения людей; их психическая активность. Следует иметь в виду, что этап психологического и физиологическо­го истощения может быть и будет различным в зависимости от степени предвари­тельной усталости войск.


Существуют и другие методики расчета психогенных потерь в условиях при­менения ОМП [65, 80].

С учетом вышесказанного, график изменения морально-психологического со­стояния личного состава после ядерного взрыва или другого гиперстрессора, бу­дет выглядеть следующим образом (рис. 2.6)


Глава 7, Характеристика основных подходов к расчету санитарных,,. ________________ 267

Таким образом, психологические потери — реальный факт войны и мощный фактор, влияющий на боеспособность личного состава. Они представляют собой разные по происхождению, по уровню патологичности, динамике проявления, по наступающим последствиям психические расстройства, заболевания и трансфор­мации, обусловливающие дезорганизацию боевой активности воинов.

Умение грамотно прогнозировать и оценивать ППт позволяет своевременно и обоснованно принимать боевые решения, осуществлять мероприятия по психо­логической помощи и восстановлению боеспособности личного состава. Суще­ствующие методики расчета ППт позволяют с определенной степенью вероятно­сти прогнозировать общие объемы и динамику снижения боевых возможностей частей и соединений в боевой обстановке.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова классификация общих потерь военнослужащих?

2. Что такое боевые санитарные потери?

3. На какие классы делятся боевые санитарные потери по этиопатогенетиче-скому признаку?

4. Что включают в себя психогенные потери?

5. Охарактеризуйте методы расчета психогенных потерь.

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий. В кн.: Содер­жание и организация морально-психологического обеспечения боевых дей­ствий. — М., 1994.

2. Конюхов Н. И., Федеико Н. Ф. Психологические потери и их профилактика. — М., 1990.

3. Нечипоренко В. В., Литвиицев С. В., Снедков Е. В. Современный взгляд на проб­лему боевой психической травмы // Военно-медицинский журнал. 1997. № 4. С. 22-26.

4. Новиков В. С, Боченков А. А., Черемяпин С. В. Психофизиологическое обосно­вание проблемы коррекции и реабилитации участвовавших в боевых действи­ях военнослужащих // Военно-медицинский журнал. 1997. № 3. С. 53-56.

5. Снедков Е. В. Боевая психическая травма: Автореф. дис... д-ра мед. наук. — СПб., 1997.

6. Феденко Н. Ф., Железняк Л. Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях. — М. 1986.


Глава 8. РОЛЬ И МЕСТО ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА НА ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ, ВЕДЕНИЯ И ЗАВЕРШЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

8.1. Функции, обязанности и порядок работы психолога полка на различных этапах боевых действий

Роль и место психолога в боевой обстановке определяется выполняемыми им функциями, системой взаимодействия с должностными лицами, этапами и пос­ледовательностью реализации своих обязанностей.

Система работы психолога строится на основе четкого осознания им того, что комплекс мероприятий психологического обеспечения боевых действий полка не сводится к решению эпизодически возникающих задач, а есть постоянная, много­плановая и жестко связанная внутренней логикой деятельность, последовательная как во времени, так и по объему тех аспектов боевой жизнедеятельности войск, которые составляют сам предмет этой деятельности.

В процесс психологического обеспечения боевых действий войск в военном конфликте вовлекается широкий круг субъектов (командиры, штабы, органы воен­ного управления, медицинские работники, военные ученые, сами военнослужащие и др.). Однако при его осуществлении в звеньях воинской части и соединения важ­нейшая роль принадлежит практическому психологу. В рамках его должностных обязанностей соединяются элементы теоретической, прикладной и практической работы, реализующиеся в исследовательской, нормотворческой, консультативной и коррекционной функциях.

1. Исследовательская функция проявляется в постоянном прогнозировании, изучении и оценке психологических условий предстоящей и осуществляемой лич­ным составом боевой деятельности, построении ее психологической модели (т. е. описании деятельности в психологических терминах). Эта модель должна вклю­чать описание того, какие побудители могут определять боевую активность вои­нов, какие из их психологических качеств, умений и навыков и как повлияют на успех выполнения боевой задачи, каким образом на боевой деятельности личного состава скажутся конкретные боевые, социально-психологические, психологиче­ские, психоэргономические обстоятельства боевой деятельности.

2. Нормативная функция состоит в выработке ориентировочной нормы состо­яния целевого психологического ресурса, обеспечивающей активные и самоот­верженные действия военнослужащих. Другими словами, именно психолог дол-


Глава 8. Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения... __________ 269

жен просчитать то, какие мотивы и установки должны быть задействованы, ка­кой психологический настрой создан, что должны знать и уметь воины, как они должны взаимодействовать в системе межличностных и боевых отношений, как поддержать боевую активность в ходе боя, чтобы успешно выполнить боевую за­дачу.

3. Диагностическая функция состоит в изучении и оценке текущего состояния психологических возможностей воинов по отношению к норме, определяющей успешные боевые действия.

4. Консультативная функция нацеливается на расширение психологических возможностей воинов и командиров в выполнении ими своих функциональных обязанностей за счет обогащения их представлений о психологических аспектах боевых действий и психологических механизмах поведения людей в жизнеопас-ных обстоятельствах, разъяснения нормы состояния ЦПР, способов его поддер­жания в заданных пределах.

Командиры воинских подразделений и частей консультируются о том, как уп­равлять психологическими возможностями и активностью подчиненных, а лич­ный состав — о способах психологической поддержки сослуживцев и приемах психической саморегуляции, немедикаментозного обезболивания, сохранения психического здоровья и активности в плену и др.

5. Коррекционно-развивающая функция заключается в осуществлении прак­тических мер по формированию и поддержанию ЦПР воинов в пределах нормы, восстановлению его утраченных или нарушенных элементов. Формами реализа­ции этой функции являются: психологическое обеспечение боевой подготовки, участие в психологической подготовке, психологическое просвещение, психоги­гиена и психопрофилактика, психологическая поддержка, психологическая реа­билитация и др.

6. Управленческая функция возникла в связи с введением в ВС РФ должнос­тей психологов батальонов (дивизионов). Она заключается в том, что психолог полка участвует в подборе, расстановке, обучении психологов батальонов, в по­становке им задач, оказании им практической помощи в организации и осуществ­лении психологических мероприятий, в контроле над эффективностью работы низовых психологов и оценке их деятельности. Важно отметить, что полковой психолог не является прямым начальником батальонных психологов, поэтому его управление носит во многом рекомендательный, методический характер. Анало­гично он реализует управленческую функции по отношению к должностным ли­цам пункта психологической помощи и реабилитации.

7. Функция взаимодействия состоит в осуществлении тесного и продуктивно­го взаимодействия со всеми должностными лицами, от которых в той или иной мере зависит эффективность психологической работы в боевой обстановке.

Функции реализуются в обязанностях психолога. По сложившейся практике психолог отвечает:

• за организацию и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности;

• участвует в работе по профессиональному психологическому отбору лично­го состава, расстановке его по отделениям, расчетам и экипажам;


270 ___________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий

• обучает офицерский состав методам обеспечения устойчивости навыков во­еннослужащих в овладении оружием, боевой техникой, привычкам боевого поведения;

• проводит работу по вооружению военнослужащих методами преодоления чрезмерной психической напряженности, страха, волевой самомобилизации, оказания экстренной психологической помощи сослуживцам;

• участвует в формировании и развитии у военнослужащих боевых установок и настроя на активные действия;

• прогнозирует возможные психогенные потери личного состава на различ­ных этапах боя, изменения в морально-психологическом состоянии подраз­делений;

• принимает участие в восстановлении психической устойчивости и боеспо­собности военнослужащих, подвергшихся панике, оказании помощи воен­нослужащим с психическими травмами;

• участвует в мероприятиях по противодействию психологическим операци­ям противника;

• вырабатывает предложения командиру по повышению психической устой­чивости военнослужащих;

• участвует в развитии материально-технической базы психологической ра­боты т. д.

Анализ перечисленных функций позволяет сформулировать основные задачи психолога на различных этапах боевых действий.

1. Осуществлять прогнозирование и анализ психологических условий предсто­ящих боевых действий, выявлять их требования к психологическим возможнос­тям военнослужащих и воинских коллективов. С этой целью:

• изучать психологические особенности личного состава войск противника, выявлять его сильные и слабые стороны, вероятные схемы поведения в раз­личных боевых ситуациях, наиболее уязвимые звенья групповой и обще­ственной психологии, возможные ухищрения, средства и способы психоло­гического воздействия на наши.войска;

• исследовать общественное мнение и настроения населения региона боевых действий, прогнозировать его отношение к противоборствующим сторонам, степень и глубину возможного воздействия на личный состав группировки наших войск;

• анализировать психологические аспекты тактики действий противоборству­ющих сторон и возможное влияние тактических решений на психическое состояние и поведение воинов;

• оценивать реальные характеристики и потенциально возможные изменения природно-географических, погодно-климатических, технико-технологиче­ских, гигиенических, экологических, тактических и иных обстоятельств бое­вой деятельности с точки зрения их влияния на психику и поведение лично­го состава противоборствующих сторон;


Глава 8, Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения,,, __________ 27_1

• осуществлять экспертизу психологической готовности военнослужащих к боевым действиям в конкретных боевых, социальных, эргономических ус­ловиях военного конфликта, степень их возможной подверженности нега­тивному информационно-психологическому воздействию со стороны про­тивоборствующих сил.

2. Участвовать в расстановке военнослужащих для решения конкретных бое­вых задач в соответствии с их психологическими возможностями, межличност­ной совместимостью, боевым опытом, динамическими показателями пережива­ний страха, ценностными ориентациями.

3. Осуществлять массовое психологическое просвещение и консультирование военнослужащих в целях разъяснения им симптомов боевого стресса и психиче­ской травмы, психологического эффекта применения противником нетрадици­онной тактики и оружия.

4. Обучать военнослужащих приемам психической саморегуляции и оказания экстренной психологической поддержки сослуживцам.

5. Консультировать командиров подразделений и частей о методах эффектив­ного воздействия на подчиненных в боевой обстановке, оказывать им практиче­скую помощь в сплочении воинских подразделений, выявлении негативных соци­ально-психологических явлений в коллективах, в психологическом обеспечении боевой подготовки подразделений.

6. Участвовать в психологической подготовке личного состава к боевым дей­ствиям, определяя ее цели, психологические качества и состояния воинов, кото­рые необходимо сформировать, наиболее эффективные средства и способы реше­ния этой задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.