КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапов динамики боя полка 2 страница
Психологическое сопровождение предполагает также всемерное укрепление психологического единства военнослужащих, выполняющих задачи воинской деятельности со своим народом. Оно преследует цель поддерживать жизненный тонус воинов, их душевный комфорт на уровне повседневных армейских будней, чтобы они не чувствовали себя изолированными, забытыми. Важнейшим элементом психологического сопровождения боевых действий войск является психологическая помощь (самопомощь), представляющая собой комплекс психологических, организационных, медицинских мероприятий, направленных на обеспечение успешного преодоления военнослужащими психотравмирующих обстоятельств боевой обстановки, сохранение их психического здоровья и боеспособности. Психологическая помощь включает два компонента, различающихся субъектами, объектами и содержанием проводимых мероприятий: а) психологическую поддержку; б) психологическую реабилитацию. Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий 1. Психологическая поддержка направляется на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя. Она в профилактическом плане (в целях предупреждения развития отрицательных психологических явлений) оказывается всем военнослужащим, а в качестве средства психологической коррекции применяется по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психогенных реакций. Опыт работы с военнослужащими, подвергшимися боевому стрессу, накопленный в нашей армии и армиях других государств, позволяет выделить основные способы и средства психологической поддержки: • коммуникативные; • организационные; • медикаментозные; • аутогенные (по мотивам: Захарик С. В., 1989). К коммуникативным способам относятся: вербальные — доведение до военнослужащих мобилизующей информации; убеждение по типу: «Мы справлялись и не с такими задачами, справимся и с этой»; внушение по типу: «Ты справишься с этим!»; подкрепление по типу: «Молодец!», «Орел!», «Герой!»; психологическое заражение настроением по типу: «Мужики мы или нет?»; шутки, приказы, угрозы и др.; визуальные — контакт глазами, одобряющая пантомимика и др.; тактильные — прикосновения, пожатие руки, похлопывание по плечу, «встряхивание» и др.; эмоциональные — нахождение рядом с подчиненным в трудную минуту, сопереживание, дружеская улыбка и др.; деятельностные — личный пример активных и решительных действий, поддержка действиями и огнем, угощение сигаретой, водой и др. Организационные способы: вывод военнослужащего в безопасное место; ликвидация или блокирование источников травматизации; предупреждение контактов военнослужащих с лицами, подвергшимися деморализации; твердое управление действиями подчиненных; постановка четких задач на продолжение боевых действий по типу: «Рядовой Петров! Противник справа, за горящим автобусом. Уничтожить!» или «Петров! Посмотри на Сидорова. Он делает правильно. Делай как Сидоров!»; организация целесообразного чередования напряженной деятельности, отдыха, сна, своевременного приема пищи и т. п. Фармакологические способы состоят в усилении и коррекции психологического ресурса участника боевых событий за счет применения лекарственных препаратов, витаминов, лечебных трав и иных препаратов, имеющих психотропный эффект. Опыт боевых событий в Афганистане, Чечне, Вьетнаме, в зоне Персидского залива и в других регионах мира показывает, что фармакологические средства могут быть использованы в следующих целях: • повышения активности действий личного состава в условиях опасности и хронического утомления (препараты группы психостимуляторов); • снятия чрезмерной психической напряженности (релаксаторы); • ускорения процесса адаптации военнослужащих к экстремальным условиям жизнедеятельности, повышения показателей работоспособности отдельных психических функций и др. Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _______________ 237 Проверенным средством регуляции психической деятельности в обстановке действия психотравмирующих факторов являюся поливитамины «Аснитин», «Аэровит», «Гексавит», «Декамивит», «Ревит», «Рибовит», а также психотропные травы: валериана, пустырник, синюха голубая, пион уклоняющийся, мелисса, душица обыкновенная, хмель обыкновенный, вахта трехлистная, фиалка трехцветная, полынь обыкновенная, мята перечная. Аутогенные способы психологической поддержки (самопомощь) на сегодняшний день являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным средством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и мобилизующее дыхание; расслабление мышц по контрасту; элементарные формулы самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционпые комплексы (аутогенная тренировка; самогипноз; медитация; нервно-мышечная релаксация и др.). 2. Психологическая реабилитация представляет собой комплекс психофизиологических, психотерапевтических, организационных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных (утраченных) психических функций и коррекцию социального статуса военнослужащих, получивших боевую психическую травму. Психологическая реабилитация проводится в тесном единстве с медицинской, профессиональной, социальной реабилитацией и нацеливается на восстановление психического здоровья военнослужащих. В зависимости от глубины психических расстройств военнослужащих, она может осуществляться как непосредственно в боевой обстановке, так и в стационарных медицинских учреждениях страны. Основными задачами психологической реабилитации являются: • выявление и диагностика психических расстройств у военнослужащих; • эвакуация военнослужащих, подвергшихся психотравматизации, с поля боя; • восстановление нарушенных (утраченных) психических функций; • коррекция самосознания, самооценки и самочувствия военнослужащих, получивших психические расстройства, физические увечья; • оказание помощи военнослужащим в подготовке к хирургическим операциям, в купировании болевых ощущений у раненых; • формирование у лиц, подвергшихся боевому стрессу, эффективных моделей поведения в различных ситуациях, навыков саморегуляции психических состояний и др. Опыт организации психологической реабилитации в армиях России, США, Великобритании, Франции, Израиля позволяет сформулировать основные принципы этой работы. Важнейшими из них являются принципы: неотложности; приближения места реабилитации к линии фронта; системности, координации усилий командиров, органов воспитательной работы, военных медиков в интересах реабилитации; дифференцированности и этапности в оказании психологической помощи, эшелонирования рубежей психологической реабилитации и др. Наиболее широкое применение в практике психологической реабилитации военнослужащих нашей и многих зарубежных армий находят следующие способы: Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий 1) физиологические (глубокий сон, отдых, качественная пища, обильное питье, душ, полевая баня); 2) аутогенные (выполнение приемов психической саморегуляции, аутотренинг, медитация и др.); 3) медикаментозные (седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы, актопротекторы, психостимуляторы, фитотерапия, витаминотерапия и др.); 4) организационные (установление четкого режима работы и отдыха, вовлечение военнослужащих в активную боевую учебу, несение службы, сохранение военной формы одежды); 5) психотерапевтические (индивидуальная и групповая рациональная психотерапия, музыко-, библио-, имаго-, арт-, натуротерапия). Таким образом, психологическое сопровождение боевых действий войск представляет собой процесс непрерывного мониторинга (отслеживания, выявления, анализа и оценки) психологических условий выполнения боевых задач, осуществления психологической поддержки военнослужащих и проведения психологической реабилитации с лицами, подвергшимися травмирующему воздействию психогенных факторов боя. 5.3. Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий Участие людей в деятельности, протекающей в опасных, экстремальных условиях, способно в значительной мере изменять их внутреннюю картину мира, жизненные смыслы, трансформировать ранее сложившуюся систему ценностей, актуализировать комплекс специфических потребностей. Остро проявляются потребности быть выслушанным, понятым, оцененным, психологически защищенным и др. Психика участников боевых событий как бы обнажается, становится особенно чувствительной к фальши, лжи, несправедливости, легко ранимой. Если перечисленные тенденции и особенности психической жизни ветеранов войны не будут учтены в работе с ними, то это чревато возникновением сложных психологических и социальных последствий. Вместе с отчаянием, фрустрацией, апатией у военнослужащих могут развиваться личностные трансформации, складываться искаженная, патологическая картина мира, формироваться агрессивное, конфликтное поведение. Непосредственное и неподготовленное столкновение людей, обладающих «военизированной» психикой, с реалиями мирной жизни может нанести им глубокую психическую травму. Вот почему требуется некоторая коррекция ценностно-мо-тивационной структуры личности, психических состояний военнослужащих, участвовавших в экстремальной деятельности. Отдельные из них оказываются неспособными самостоятельно вернуться в ритм и атмосферу мирной жизни и нуждаются в профессиональной психологической помощи. Социально-психологическая реадаптация (переприспособление) предполагает органи- зованное психологическое «возвращение» военнослужащих в обычные условия жизнедея- тельности после выполнения специальных, сложных задач воинской деятельности, сопро- вождающейся травматизацией их психики. Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению.,. _______________ 239 Целью такой деятельности командиров, штабов, органов воспитательной работы является достижение плавного, бескризисного, нетравмирующего «вращива-ния» участников экстремальной деятельности в систему повседневных связей и отношений, восстановление и укрепление их личностного и социального статуса. Социально-психологическая реадаптация включает решение двух основных задач: а) реконструкцию ценностно-ориентационной системы самих участников бое б) создание вокруг них реадаптирующей социальной среды. Первая задачав основном решается в процессе специально организованного и пролонгированного во времени периода между окончанием участия военнослужащих в боевых действиях и вступлением в полнокровную мирную жизнь, называемого периодом «психологического карантина», или «психологической дезинфекции». Целью деятельности командиров, заместителей по воспитательной работе, военных психологов и медиков на этом этапе является удовлетворение основных стремлений военнослужащих в понимании, признании, престиже, снятие психической напряженности и психологическая подготовка к мирным условиям жизнедеятельности. Практика показывает, что наиболее целесообразными мероприятиями данного периода являются: тщательный разбор боевых действий военнослужащих, преимущественная положительная оценка вклада каждого из них в решение боевых задач подразделения, части; встречи военнослужащих с политиками, представителями трудовых коллективов, родственниками военнослужащих, деятелями искусства и культуры, утверждающими уверенность воинов в высокой социальной значимости сделанного ими; жесткая селекция поступающих периодических изданий, радио- и телепередач, прибывающих эмиссаров от различных политических партий и движений; парциальный, постепенный пропуск к военнослужащим информации, отрицательно оценивающей те или иные стороны боевых событий; вовлечение военнослужащих в динамичную, не скучную и не сложную деятельность, недопущение безделья и праздности; специальная психологическая подготовка к встрече с людьми с «мирной» психологией; выявление военнослужащих, получивших боевые психические травмы, и оказание им психологической помощи. Вторая задача — создание реадаптирующей социальной среды, предполагает следующее: независимо от того, вернулся ли солдат домой победителем или побежденным, его должны достойно встретить страна, сослуживцы, члены семьи, знакомые. Желательно, чтобы встречающие хорошо понимали специфические проявления психики и поведения ветеранов, были обучены элементарным приемам оказания психологической поддержки. Однако ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы участники событий воспринимались как «ненормальные», «психи», «травматики». Отношение к ним командиров, сослуживцев, членов семей должно всемерно способствовать разрядке накопившихся психических напряжений, предупреждению дополнительной психотравматизации. Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий но подготовленными к долготерпению, к настойчивому восстановлению контактов военнослужащего с его прежними друзьями, вовлечению его в активную жизнь воинской части, гарнизона, в культурно-досуговые мероприятия. Морально-психологическое состояние вернувшихся из районов боевых действий необходимо постоянно отслеживать и своевременно корректировать. Таким образом, социально-психологическая реадаптация представляет собой процесс восстановления у участников боевых действий психологического ресурса, необходимого для полноценной жизни и активного социального функционирования в условиях мирной жизни. Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что психологическая работа в боевой обстановке предполагает построение всей системы подготовки и боевого применения частей и подразделений с учетом закономерностей проявления психики военнослужащих и психологии воинских коллективов в экстремальных условиях боя. Она есть единый процесс непрерывного изучения, прогнозирования, анализа, оценки и оптимизации психологических обстоятельств решения боевых задач. Вопросы для самоконтроля 1. Назовите основные этапы психологического обеспечения боя. 2. Что такое психологическая подготовка боевых действий? 3. Какие существуют виды психологической подготовки военнослужащих? 4. Какие виды факторов боевой обстановки учитываются в процессе психологической подготовки? 5. В чем сущность психологического сопровождения боевых действий войск? 6. Что представляет собой психологическая реабилитация военнослужащих? 7. В чем суть социально-психологической реадаптации участников боевых действий? Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Калинчук Л. В., Караяни А. Г., Логинов И. П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. — М., 1997. 2. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998. 3. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности. В кн.: Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. В 2-х кн. - М, 1998. 4. Попов В. Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинакане, межнационального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дисс... канд. психол. наук. — М., 1992. 5. Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск. - М. 1972. 6. Шумков Г. Е. Психика бойцов во время сражений. — СПб., 1905. Вып. 1 7. Шумков Г. Е. Чувство тревоги как доминирующая иллюзия в период ожидания боя // Военный сборник. 1913. № 11. Глава 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПРОТИВНИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ Современные концепции военного искусства указывают на тот факт, что войны ведутся политическими, экономическими, дипломатическими, военными и информационно-психологическими средствами. При этом роль последних на протяжении столетий неуклонно возрастает. Это обусловлено тем, что войны по своему содержанию становятся явлениями все более психологическими. Во многом психологическими являются цели войны. Основными объектами поражения становятся моральный дух армии, реальное морально-психологическое состояние частей и подразделений, отдельных военнослужащих. Среди средств воздействия на противника все большее значение приобретают психологические средства. Все это указывает на то, что противоборство в информационно-психологической сфере становится действительно значимым явлений в современных войнах. От того, насколько квалифицированной и целенаправленной будет деятельность командиров, штабов, психологов по защите войск от информационно-психологического воздействия, в значительной мере будет зависеть ход и исход боевых действий. 6.1. Психологические операции противника: сущность, содержание, силы и средства История развития теории и практики информационно-психологического воздействия на противника, осуществляемого в целях его запугивания, введения в заблуждение, порождения паники, недоверия к своему руководству, неверия в собственные силы, отчаяния и т. п., насчитывает тысячелетия. В древние времена для этого использовались: устрашающая боевая раскраска воинов, свирепые боевые кличи, специальные шумовые (удары копьями или мечами о щиты и др.) и визуальные (использование огненных валов и др.) эффекты, слухи, распространяемые лазутчиками, листовки и т. п. Первоначально своеобразное искусство управления психическими состояниями, мыслями и поступками людей совершенствовалось и хранилось как тайное оружие жрецами, шаманами, военачальниками. Затем оно постепенно «врастало» в военное искусство наиболее талантливых полководцев. Имена Кира, Ксеркса, Чингисхана, Святослава, Наполеона, А. В. Суворова и др. во многом потому и вписаны в историю, что они на практике владели способами понижения психических сил неприятеля и укрепления морального духа своих войск. 242 ______ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий На рубеже XIX — XX вв. практика информационно-психологического воздействия на противника приобретает новое качество. Если прежде оно было секретным оружием, тайным искусством войны, то теперь, впервые, подверглось научному анализу, обобщению, норматизации. Создаются специальные органы психологических операций (в США — комитет общественной информации, в Великобритании — служба пропаганды среди войск и населения противника, в Германии — специальный отдел Генерального штаба, во Франции — служба пропаганды и т. п.), осуществляются первые изыскания в этой области, разрабатываются средства влияния на сознание, волю, настроение и поведение людей. Опыт деятельности органов психологических операций, приобретенный в годы Первой мировой войны, обобщен в таких работах, как «Техника пропаганды в мировой войне» (США), «Тайны дома Крю» (Великобритания), «Feldherpsychologs» (Германия) [180]. В 1920 г. появляется термин «психологическая война», который быстро распространяется в США и Великобритании. В годы Второй мировой войны теория и практика подрывных действий приобретают широкий размах, проявляются во всех сферах политики, экономики, в военном деле. Десятки тысяч людей в воюющих странах были задействованы в системе психологического воздействия на противника. С этой же целью использовались сотни самолетов, артиллерийских батарей, автомобилей. О действительном размахе этой работы свидетельствуют такие данные: только для производства печатной продукции, предназначенной для распространения среди войск фашистской Германии и ее сателлитов, были задействованы 80% полиграфических мощностей Великобритании. Это позволило органам психологической войны этой страны и США подготовить для солдат противника около 14 млрд листовок. В настоящее время весь комплекс мероприятий, направленных на достижение военно-политических целей информационно-психологическими средствами, обозначается в странах НАТО термином «психологические операции» (ПсО). Несмотря на разнообразие организационных форм и специфику национальных традиций в осуществлении ПсО в разных странах, здесь имеется немало общего. Своеобразный «тон» в определении общих ориентации, масштабов, интенсивности, форм и методов осуществления информационных и психологических акций в рамках ПсО задают США. Американская система, во-первых, впитывает в себя все, что наработано в этой области в других странах, и, во-вторых, сама выступает для них неким «эталоном» в организации ПсО. Поэтому целесообразно именно ее рассмотреть здесь более подробно. Деятельность должностных лиц, организующих и осуществляющих ПсО, в армии США определяется положениями Полевого устава «Психологические операции», который регулярно содержательно обновляется. В нем записано, что психологические операции — это проводимая в мирное или военное время плановая пропагандистская и психологическая деятельность, рассчитанная на иностранные враждебные, дружественные или нейтральные аудитории с тем, чтобы влиять на их отношение и поведение в благоприятном направлении для достижения как политических, так и военных национальных целей США. Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им _ 243 Используя критерии масштабности целей, продолжительности информационно-психологического воздействия, размаха обеспечиваемых военных событий, выделяют три уровня ПсО: стратегический, оперативный и тактический. ПсО всех уровней, при их одновременном осуществлении, составляют единый, целостный комплекс взаимосвязанных мероприятий, из которого сложно вычленить тот или иной уровень. Задачами тактических ПсО, как записано в Уставе, являются: 1) создание обстановки неуверенности и беспокойства, снижение морально-боевого духа и боевой эффективности личного состава противника, убеждение военнослужащих противника сдаваться в плен; повышение эффективности применения тяжелой артиллерии и массированного огня; 2) оказание содействия войскам в захвате в кратчайшие сроки населенных пунктов противника путем предъявления ультиматумов и передачи призывов к капитуляции; 3) оказание содействия проведению стратегических ПсО путем своевременного доклада подробной информации об имеющихся уязвимых местах противника; доклад информации и рекомендаций лицам и группам, действующим в зоне боевых действий противника; 4) создание доброжелательного отношения к руководству и личному составу своих войск и войск стран-союзниц со стороны местного населения; оказание помощи в контроле за враждебно настроенным и дружеским населением в зоне боевых действий; 5) обеспечение поддержки населением мероприятий по достижению кратковременных и долгосрочных целей; 6) борьба с пропагандой противника и сохранение инициативы в проведении ПсО; 7) оказание содействия войскам в обороне тыловых районов; 8) поддержка мероприятий по введению противника в заблуждение и по маскировке войск на тактическом уровне. Выполнение этих задач возложено на специальные части и подразделения ПсО (группа, батальон, рота), находящиеся в непосредственном подчинении командования специальных операций сухопутных войск США (Форт-Брэгг), которое, в свою очередь, входит в состав объединенного командования специальных операций ВС США. Основной потенциал ПсО сосредоточен в сухопутных войсках. Его ядро составляет 4-я группа ПсО, состоящая из 4 батальонов ПсО (1, 6, 8 и 9-й) и батальона подготовки и выпуска пропагандистских материалов. Батальоны ПсО ориентированы на определенные регионы мира (1-й — на зону Атлантического океана, Центральную и Южную Америку, 6-й — на Европу и Африку, 8-й — на Тихоокеанский регион). Одновременно в организованном резерве находятся еще 3 штаба групп ПсО (2-й, 5-й, 7-й), 9 батальонов, 22 отдельные роты ПсО и около 40 батальонов по работе с гражданским населением. Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий В военное время в сухопутных войсках действуют группы ПсО общей и непосредственной поддержки. Группы общей поддержки состоят из батальона общей поддержки, батальона по работе с военнопленными, батальона консолидирующей пропаганды. Батальон общей поддержки осуществляет ПсО стратегического уровня на ТВД. Он состоит из подразделений: разведки; разработки информационно-психологических материалов; тяжелой, средней и легкой типографии; радиостанций; звуко-вещательных станций. Возможности батальона позволяют издавать до 28 млн листовок в сутки, вести радиовещание на СВ и КВ-диапазонах в радиусе до 150 км. Батальон консолидирующей пропаганды — включает радио- и телевизионную редакции, подразделения эксплуатации местных стационарных радиостанций, телестанций, типографий, кинотеатров. Группа непосредственной поддержки предназначена для обеспечения тактических и оперативных задач, решаемых войсками. В распоряжении органов ПсО находятся разнообразные средства информационно-психологического воздействия, позволяющие целенаправленно влиять на общественное мнение, сознание, подсознание, поступки и действия людей, на их психические состояния и чувства. К числу основных средств ПсО можно отнести следующие. 1. Печатные средства — листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные Американцы считают листовки одним из наиболее действенных средств пропаганды. О значении, которое придают листовкам специалисты ПсО, говорят следующие факты: во Вьетнаме для распространения листовок привлекалось по 10 самолетов в 4 тактических зонах. Нередко для этих целей использовались даже самолеты В-52 и С-141. Во время военных событий в зоне Персидского залива (1991 г.) на иракские войска и население региона американцами было сброшено более 30 млн листовок. Десятки тысяч листовок было сброшено на иракские войска в войне 2003 г. Листовки издаются разных форматов и на различном материале. Для их распространения используются артиллерия (105-155 мм снаряды, 81 мм мины, агитационный реактивный снаряд); авиация (вразброс через двери и люки самолетов и вертолетов; свертки или коробки с вытяжными тросами; специальные пластмассовые бомбы М129 Е 1; беспилотная управляемая ракета, доставляющая на цель до 500 кг груза; самораскрывающиеся авиационные пакеты (до 5000 листовок), авиаконтейнеры (до 50 кг листовок); воздушные баллоны ДЖ-100 (вмещающие 1300 листовок и доставляющие их на расстояние до 2400 км); воздушные шары (высота полета — до 24 км, дальность полета до 9600 км, полезная нагрузка — до 200 кг, сброс груза на высоте — 9600 м); плавающие водонепроницаемые контейнеры из дерева, бамбука, пластика, стекла, целлофана для применения на океанах, морях, озерах, реках, каналах; агенты, диверсионные группы и др. Листовки могут также оставляться отступающими войсками на местности. 2. Важными средствами ПсО являются радио и телевидение. Сюда относятся Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им _________ 245 и телецентры, как штатные, так и захваченные у противника, с соответствующими программами вещания. Роль этого средства ПсО особенно возрастает в регионах, насыщенных радио- и телеприемниками, а также при вещании на малограмотное население. Так, например, при проведении ПсО по подготовке вторжения на Гаити (1994 г.) эти средства информационно-психологического воздействия явились основными. Тогда в течение короткого времени в Вашингтон с военной базы Форт-Брэгг была переброшена команда военно-информационной поддержки, укомплектования специалистами 4-й группы ПсО и гражданскими специалистами по креольскому языку. Через 5 часов после прибытия эта группа, во взаимодействии с находящимся в изгнании президентом Гаити Ж. Б. Аристидом, начала подготовку радиопрограмм и листовок. Для организации вещания были созданы «Радио и телевидение "Демократия"» и «Радио "Средние волны 940"», которые начали работать по 10 часов в сутки за 2 месяца до начала военной операции. Экс-президент Аристид ежедневно обращался к народу. Для расширения возможностей психологического влияния среди населения Гаити было распространено около 10 000 транзисторных приемников с фиксированной частотой, настроенной на радиопередатчик ПсО. В ходе операции «Щит пустыни» и «Буря в пустыне» (1990-1991 гг.) на личный состав иракской армии только в прифронтовой зоне круглосуточно вели передачи 6 широковещательных станций. В целях увеличения потенциальной аудитории среди военнослужащих и населения региона с помощью кочевников и авиации было распространено около 150 000 малогабаритных радиоприемников с фиксированной частотой. Одновременно с радио и телевидением в интересах ПсО применяются средства РЭБ, подавляющие системы радио и телевидения противника. К примеру, государственная радиостанция Ирака «Голос Багдада» по существу была парализована в течение всей кампании многонациональных сил против этой страны. В последних боевых событиях органами ПсО широко используются средства вхождения в боевые радиосети противника с целью сбора информации, передачи дезинформации, распространения панических слухов и настроений. Так, например, специалисты подрывных акций Чечни иногда оперировали в своей пропаганде фамилиями наших военнослужащих, подробностями из жизни воинских частей и подразделений, а порой дезинформировали руководителей российских войск именно благодаря эффективному применению средств радиоперехвата, радиопередачи и РЭБ.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |