КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапов динамики боя полка 3 страница
3. Кино-, видеофильмы, видеоклипы, аудиокассеты и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воздействие. Например, в ходе военных событий в Ираке (2003 г.) среди населения этой страны и других государств активно распространялись видеокассеты с материалами, изображающими С. Хуссейна тираном иракского народа и раскольником, разрушающим единство арабского мира. В то же время они содержали сюжеты, свидетельствующие о могуществе и справедливости США. Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действш 4. Одним из самых эффективных средств информационно-психологической О масштабах использования средств звуковещания свидетельствует такой факт: В распоряжении оперативного формирования ПсО, обеспечивающего поддержку сил вторжения на Гаити, находилось 23 мобильные звуковещательные станции. Непосредственно перед началом вторжения на остров американских войск, с помощью ЗС, установленных на вертолетах, население Гаити было проинформировано о договоренности с Хунтой по вопросу мирной передачи власти. Одновременно в местах скопления населения работали ЗС на автомобилях и переносные (переброшенные на вертолетах). Всего за время осуществления ПсО проведено 760 выездов автомобильные ЗС и 67 вылетов вертолетов, оснащенных ЗС. Об эффективности этого средства подрывного воздействия можно судить по следующему факту. Военный гарнизон одного из иракских островов, насчитывающий около 2000 иракских военнослужащих в войне, 2001 г. сдался без боя после обработки его американцами с помощью вертолетных ЗС. 5. Эффективными средствами информационно-психологического воздействия В 1945 г. над Германией были сброшены карманные зажигалки с инструкциями о поджоге. Здесь учитывалась своеобразная «страсть» немцев к зажигалкам и предполагалось, что они обязательно возьмут их в личное пользование. А сам факт наличия у человека вещи с вражеской инструкцией создает некий психологический эффект «приобщения» к делу противника. Во время войны в Корее распространялись взрывающиеся карандаши и ручки, во Вьетнаме — одночастотные транзисторные радиоприемники, на Гаити — бейсболки, майки, футбольные мячи, в регионе Персидского залива — майки, аудиокассеты и т. п. 6. Сравнительно новым средством психологического воздействия, которое мо Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им _ 247 Первая попытка проекции изображения на облака была предпринята еще в 1915 г. Тогда на одном из участков российско-германского фронта перед наступлением наших войск с помощью прожекторов на облака проецировался образ Богоматери. Очевидцы этих событий рассказывали о сильном мобилизующем эффекте этой акции. Другой случай подобного рода отмечен в 1993 г. в Сомали. Средства массовой информации сообщили, что 1 февраля группа морских пехотинцев США, действовавших вблизи г. Могадишо, заметила в облаках пыли и песка изображение лица Иисуса Христа размером примерно 150 х 150 м. Описывая свое психическое состояние, пехотинцы говорили, что они плакали и в молитве опустились на колени. Неожиданное созерцание человеком в небе образов святых или чудовищ (драконов, ящеров, мутантов и др.) может оказать сильное психологическое воздействие на людей, причем как мобилизующего, так и деморализующего характера. Современный уровень развития аудиотехники позволяет предположить возможность использования в рамках ПсО синтезаторов голоса, звуков, шумов. Например, военнослужащие могут услышать голос известного политического деятеля своей страны, призывающего прекратить боевые действия, сложить оружие или повернуть его против собственных командиров. Причем современные компьютерные устройства способны моделировать человеческий голос, отражая даже едва уловимые его особенности. 7. В ходе осуществления ПсО часто используется такое эффективное средство подрыва морального духа противника, как «вспомогательная деятельность». Сюда относят: демонстрацию силы; повышение степени готовности войск; переброску войск в «кризисные регионы»; программы гражданских действий; инициацию гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в «стане» противника; программы в области образования, сельского хозяйства, медицины; некоторые способы боевых действий. Ярким примером вспомогательных действий может служить предпринятый США в 1942 г. налет на Токио авиационного корпуса под командованием генерала Дулиттла. Какого-либо военного значения он не имел, но его психологический эффект был весьма существенным. Японцы впервые задумались о своей уязвимости. Миф об их тотальном превосходстве и непобедимости был подорван. Современное состояние научных изысканий позволяет уже сегодня или, по крайней мере, в ближайшем будущем использовать и другие средства для целенаправленного воздействия на сознание, подсознание, эмоции, поведение людей. В зарубежной и отечественной прессе неоднократно указывалось на факты разработки в ряде стран технологий психотронного оружия, оружия нелетального действия, психотропных средств. Сам термин «психологические операции» указывает на то, что для достижения целей подрывной деятельности широко привлекаются выводы психологической науки и что она направляется, в первую очередь, на изменение психологических состояний противника. Обосновывая роль психологии в организации и ведении психологической войны, известный американский специалист П. Лайнбарджер подчеркивает следующее. 248 ______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий Во-первых, психолог может сказать, каким образом страсти можно превратить в негодование, личную находчивость — в массовую трусость, трения — в недоверие, предрассудки — в ярость [11, с. 96]. Во-вторых, установив, как настроен противник, и факторы, определяющие его моральное состояние, психолог может предвидеть поведение войск противника в той или иной обстановке. В-третьих, психолог может дать необходимые рекомендации оперативным работникам, ведущим психологическую войну, о соблюдении чувства меры, о психологически целесообразном структурировании и оформлении информации. В-четвертых, психолог может порекомендовать средства и методы пропаганды: радио, листовки, громкоговорящие установки, а также распространение слухов, обратную засылку пленных и т. д. Он может выработать план наилучшего использования всех имеющихся средств психологического воздействия по месту, времени, соотнесенности с военными, экономическими и политическими событиями. Таким образом, психология в рамках ПсО: указывает на те особенности человеческой и групповой психики, которые целесоббразно подвергнуть воздействию; разрабатывает эффективные методы оценки психологического состояния противника; дает рекомендации специалистам, ведущим психологическую войну, по планированию операций; вырабатывает критерии и методы оценки результативности психологического воздействия на людей. Создавая научный фундамент ПсО, военные психологи западных стран опираются на достижения различных психологических школ. При этом за основу принимаются следующие положения: • о решающей роли бессознательного в детерминации человеческого поведения, о роли механизмов психологической защиты и способах их преодоления (психоанализ); • о рефлекторном закреплении («якорении», «зомбировании») определенным образом соотносящихся восприятий, переживаний, действий; о внушающей силе структуры, эмоционального тона, пространственно-временных характеристик информации (бихевиоризм, нейролингвистическое программирование); • о роли «ментальных схем» в восприятии человеком окружающего мира, происходящих событий и информации (когнитивная психология); • о структуре и динамике потребностей человека (гуманистическая психология) и др. Психология помогает организаторам ПсО выявлять наиболее слабые звенья в морально-психологическом состоянии противника и научно обоснованно строить тактику психологического давления на него. Она рекомендует широко использовать в этих целях национальные, социальные, религиозные противоречия, трудности, с которыми сталкиваются войска противника (голод, холод, плохое материально-техническое обеспечение и др.); распространять слухи и дезинформацию о значительном превосходстве своих войск, больших потерях противника, различие интересов и целей разных категорий военнослужащих; активно работать с военнопленными и др. Выводы психологии активно используются для при- Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им _ 249 дания распространяемой информации свойства легкой и быстрой усваиваемости, "просачиваемости" в бессознательное человека. Это достигается путем эксплуа-тации закономерностей человеческого восприятия, так называемых «эффектов». Среди них хорошо изученными на сегодняшний день являются: эффект первич-ности, эффект авторитета, эффект «голос пророка»; эффект повторения; эффект возложения ответственности [67;70; 90] и др. Таким образом, объективным явлением современных войн выступает стремле-ние противоборствующих сторон подорвать моральный дух и боевые возможнос-ти войск противника. В этих целях создаются соответствующие силы и средства, обосновываются принципы их практического применения. ПсО, при их умелом планировании и осуществлении, являются эффективным средством достижения военных целей невоенными средствами. i.2. Пути и способы защиты войск от психологических операций ротивника Отечественный и зарубежный опыт показывает, что защита войск от ПсО про-тивника должна представлять собой систему мероприятий, направленных на прогнозирование, профилактику, оценку, срыв информационно-психологического воздействия на личный состав подразделений и частей и ликвидацию его нега-тивных последствий. Прогнозирование ПсО противника предполагает решение ряда задач. На первом этапе такой работы прежде всего необходимо выявить силы. ПсО, находящиеся в распоряжении противника, которые могут быть привлечены для осуществления информационно-психологических акций. При этом следует сходить из нормативных положений Полевого устава армии США FM 33-1, оп-ределяющего, что для непосредственной поддержки боевых действий АК выде-1ется батальон, дивизии — рота ПсО. Вторым этапом прогнозирования является превентивная оценка возможностей органов ПсО. В основу такой оценки должны быть также положены устав-ные нормативы. Например, известно, что в роте ПсО кроме редакционного взвода, осуществляющего на тактическом уровне разработку информационных материа-лов, имеются типографический взвод и взвод ЗС. Такая структура позволяет роте ежесуточно производить около 500 тыс. листовок и вести одновременную работу i ЗС. Это даст основания предположить, что в тактической зоне все важные уча-ки местности (населенные пункты, пути выдвижения, районы обороны наших войск) могут быть залистованы, и большая часть личного состава, находящегося обороне, подвергнется обработке с помощью звуковещательных станций. Третьим этапом прогнозирования ПсО является определение возможных каналов информационно-психологического воздействия наличный состав наших частей и подразделений. При этом следует учитывать, что войска, находящиеся в пунктах постоянной дислокации, в исходных районах и в обороне, могут быть под-вергнуты воздействию всех известных средств ПсО. Наступающие части и под-разделения, видимо, в большей степени испытают радиовоздействие посредством вхождения противника в сети боевого управления наших войск, встретятся с листовками, оставляемыми противником на покидаемых позициях, видео- и Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий аудиоэффектами в атмосфере, подвергнутся воздействию оружия несмертельного действия (в частности, психотропного). В ходе совершения марша наиболее эффективными каналами подрывного воздействия противника могут стать: его вхождение в радиосети наших войск в целях их дезинформации, дезориентации, распространения панических слухов; залистование районов привалов, мест нахождения комендантских служб, населенных пунктов, районов сосредоточения; создание видеоэффектов в атмосфере. Четвертый этап прогнозирования предполагает определение возможных объектов ПсО противника. Как показывает практика, специалисты подрывных акций подходят дифференцированно к аудиториям, на которые осуществляется их влияние. Так, при проведении ПсО в Гаити (1994 г.) среди населения страны было выделено 20 объектов, воздействие на которые строилось в соответствии с их социальной, социально-психологической и психологической спецификой. Опыт свидетельствует о том, что в войсках, как правило, выделяются следующие самостоятельные объекты: солдаты и сержанты; военнослужащие-женщины; офицеры; генералы; этнические, политические и конфессиональные группы; военнослужащие из пополнения и те, кто длительное время участвует в боевых событиях; лица, работающие на средствах связи и информации и др. Пятый этап прогнозирования состоит в предвосхищении основной тематики и символики ПсО противника. В основе такого прогноза должно лежать глубокое знание реального положения дел в своих частях и подразделениях, текущего уровня морально-психологического состояния личного состава. Вместе с тем, можно заранее предположить, что специалисты ПсО не упустят возможности идеологически и психологически обыграть такие события и факты, как: поражения и большие потери наших войск; недостатки в их материально-техническом обеспечении; наличие в частях неопытных командиров; неблагоприятные события и процессы в стране; принудительное вовлечение в боевые действия политических диссидентов, этнических меньшинств; низкий уровень подготовки войск; просчеты в информировании личного состава; факты дезертирства, предательства; национальные и иные противоречия и др. Профилактика ПсО предполагает осуществление ряда мероприятий по снижению восприимчивости и подверженности военнослужащих информационно-психологическому воздействию противника. Главным здесь является глубокое разъяснение военнослужащим истинных целей, способов, возможных последствий подрывных акций противника и психологических механизмов деформации личности военнослужащего под воздействием враждебной пропаганды. Вековая народная мудрость сформулировала две закономерности восприятия человеком окружающего мира, гласящих: «Чего не знаю — того боюсь» и «Предупрежден — защищен». Практика показывает, что если в экстремальной обстановке внезапно наступает событие, по отношению к которому у человека нет опыта реагирования, его поведение становится непредсказуемым. О том, с какими ухищрениями специалистов ПсО могут столкнуться наши военнослужащие во время войны, может свидетельствовать листовка, психологическое воздействие которой исследовалось на одном из учений армии США. В пей утверждалось: «Это не листовка, призывающая вас к сдаче в плен. Вас не Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им _ 251 просят сдаваться — вы сами будете вынуждены в течение часа прибежать к американцам за помощью. Этот простой кусочек бумаги радиоактивен. Пока вы читаете эти строки, через ваши пальцы пройдет достаточное количество рентгеновских лучей, чтобы создать в теле смертоносную дозу радиации. Листовка специально обработана для того, чтобы умертвить вас в течение нескольких часов, если вы не перейдете к нам и не обратитесь к нам за помощью. Мы гарантируем вам спасение». Ясно, что влияние этой информации на психологически неподготовленного военнослужащего может быть шокирующим. Знание же о самой возможности подобной провокации существенно снизит психологический эффект ее воздействия. Чем больше будет знать воин о возможных методах и средствах информационно-психологического воздействия противника (в том числе о системах оружия несмертельного действия, генераторах лазерных проекций и др.), тем менее восприимчивым к ним окажется в бою. Военнослужащие должны быть обязательно предупреждены о принципах подрывной пропаганды противника. Опыт показывает, что противник будет стремиться первым сообщать обо всех событиях, чтобы достичь психологического эффекта «первичности», т. е. более прочного закрепления первой информации о происшедшем. В традициях специалистов ПсО в информационном воздействии на противника перемешивать правдивую информацию с дезинформацией, повышать авторитет своих акций за счет оперирования знакомыми военнослужащим фамилиями, названиями городов, улиц, датами, фактами, путем привлечения мнений известных лиц (политиков, спортсменов, деятелей искусства и культуры и др.). «Испытанным» приемом ПсО является приписывание ответственности за общие неудачи, просчеты, неурядицы конкретным людям (командирам, органам, государственным деятелям и др.) в целях их дискредитации. Важнейшим профилактическим мероприятием считается перекрытие возможных каналов информационно-психологического воздействия на личный состав частей и подразделений. Нет сомнений в том, что в боевой обстановке в личном распоряжении военнослужащих не могут находиться многочастотные радио- и телеприемники, аудиомагнитофоны, индивидуальные средства связи и информации. Подобные устройства должны выявляться и изыматься. Вместе с тем, как показывает практика, в боевых условиях в подразделениях целесообразно иметь несколько малогабаритных приемников в прочном корпусе, настроенных на радиопередатчик группировки своих войск. Не менее важным является и глубокое разъяснение военнослужащим их личной ответственности за хранение и распространение печатных и иных материалов (вещей, предметов обихода и др.), содержащих дезинформацию, инструкции к совершению действий во вред своим войскам, за несанкционированные и неконтролируемые контакты с гражданским населением и др. Опыт боевых действий свидетельствует о том, что необходимо тщательно подходить к подбору лиц для работы на средствах связи и управления. Среди них не должно быть людей психически неуравновешенных, невыдержанных, с демонстративной акцентуацией характера, трусливых. Их повседневная деятельность должна быть взята под строгий контроль командиров, заместителей по воспита- 252 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий тельной работе, непосредственных начальников. Эти люди должны хорошо представлять, что окружающие могут интерпретировать те или иные их реакции, настроения, высказывания как прямое следствие обладания соответствующей информацией. Во время боевых действий на руку противнику могут неосознанно играть некоторые средства массовой информации своей страны. Поэтому командирам, их заместителям по воспитательной работе, психологам необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по общению с представителями СМИ (порядок предоставления им информации; организация контактов с военнослужащими; распространение среди военнослужащих печатных изданий и др.). Срыв ПсО предполагает быстрое выявление средств информационно-психологического воздействия противника, их немедленное подавление и уничтожение. Понимая высокую эффективность «психологического оружия», командиры должны придавать объектам ПсО приоритетное значение при планировании огневого поражения противника, разведывательно-диверсионных действий, мероприятий РЭБ и др. Реализуемые подрывные акции подлежат немедленному и квалифицированному анализу, выявлению их целей, возможной динамики, степени действенности. Ни одна из них не должна оставаться без соответствующего контрпропагандистского ответа. При этом командирам, офицерам воспитательных структур необходимо помнить о том, что сейчас уже недостаточно назвать врага «зверем», «негодяем», «бандитом», «лжецом» и т. п. Сегодня требуется более обоснованное подтверждение подобных заявлений. Это особенно важно при участии войск в локальных военных конфликтах и миротворческих акциях, когда им приходится иметь дело с противником — «хамелеоном» (днем — это миролюбивый крестьянин, а ночью жестокий враг). Опыт организации противодействия информационно-подрывным действиям противника в годы Великой Отечественной войны, во время боевых действий в Афганистане и Чечне показывает, что в частях целесообразно иметь специальные подразделения для оперативного сбора и уничтожения листовок, плакатов и других, содержащих враждебную информацию, материалов. Не менее важным является решительное пресечение командирами любых проявлений слухов, распространения панических настроений, провокационных действий. Части и подразделения, подвергшиеся деморализации, должны надежно изолироваться от войск до момента полного восстановления в них организации, дисциплины и порядка. Для оказания психологической помощи военнослужащим, подвергшимся пси-хотравматизации, необходимо активно использовать пункты психологической помощи и реабилитации. Ликвидация последствий ПсО противника предполагает: анализ и оценку ее результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информационно-психологической защиты войск; проведение психореабилитационных мероприятий с пострадавшими воинами; восстановление организованности и боеспособности дезорганизованных воинских подразделений и частей; применение соответствующих санкций к виновникам, паникерам, предателям, дезерти- Глава 6. Психологические операции противника и организация противодействия им _ 253 рам, определение мер по оптимизации всей системы противодействия ПсО противника и др. Противодействие и защита войск от ПсО является важной составной частью морально-психологического обеспечения их боевых действий. Оно осуществляется командирами, штабами, заместителями командиров по воспитательной работе, военными психологами на протяжении всего периода приведения частей и соединений в боевую готовность, в ходе их подготовки и ведения боевых действий. Эффективность информационно-психологического противодействия выше тогда, когда оно планируется и осуществляется с учетом особенностей ПсО противника, реального морально-психологического состояния войск и складывающейся обстановки; ведется непрерывно и комплексно; учитывает психологические закономерности восприятия человеком информации и др. Таким образом, ПсО рассматривается в качестве неизбежного явления современной войны, важного и эффективного средства достижения тактических, оперативных и стратегических целей. По своей эффективности они сопоставимы с оружием массового поражения. Защита войск от ПсО противника является важнейшей задачей морально-психологического обеспечения боевых действий войск, прямой обязанностью командиров, штабов, органов воспитательной работы всех уровней. Она предполагает прогнозирование, профилактику, срыв и ликвидацию последствий информационно-психологического воздействия противника на личный состав частей и подразделений. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое психологические операции? 2. Какие уровни проведения психологических операций выделяют в военной психологии? 3. При помощи каких средств осуществляются психологические операции? 4. Какие психологические эффекты учитываются при планировании воздействия на личный состав противника? 5. Назовите основные пути и способы защиты войск от психологических операций противника. Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2001. 2. Варин В. И. Опыт организации и проведения советской пропаганды среди немецко-фашистских войск в завершающей кампании третьего периода Великой Отечественной войны (январь-май 1945 г.): Дисс... канд. ист. наук. — М., 1962. 3. Винокуров И., Гуртовой Г. Психотронная война: от мифов к реалиям. — М., 1993. 4. Выборнов С. Несмертельное оружие // Зарубежное военнное обозрение. 1993. №4. С. 10-14. 5. Геродот. История. В кн.: Историки античности. В 2-х т. Т. 1. — М., 1989. 6. Данилов Н. От чего плакал спецназ // Ориентир. 1996. № 12. С. 46. Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий 7. Караяни А. Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. — М., 1997. 8. Караяни А. Г. Психологические операции в современной войне: сущность, содержание, пути противодействия. — Самара, 1997. 9. Караяни А. Г., РазмазнинА. П., Целиковский В. А. Информационно-психологическое противоборство: сущность, содержание, методы. — М., 2000.
10. Крысъко В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). — Минск, 1999. 11. Лайнбарджер П. Психологическая война. — М., 1958. С. 26. 12.0 современных исследованиях в области «несмертельного оружия» // Иностранная печать об экономическом, научно-техническом и военном потенциале государств-участников СНГ и технических средствах его выявления. — М., 1996. №5. С. 25. 13. Плотников И. Д. Психологические операции: цели, задачи, содержание (По опыту локальных войн и конфликтов) // Военная мысль. 1994. № 4. 14. Полевой устав армии США FM 33-1 «Психологические операции». — М., 1988. 15. Политическая работа среди войск и населения противника в годы Великой Отечественной войны. — М., 1971. 16. Феденко Н. Ф. Буржуазная военная психология на службе психологической войны империализма. — М., 1981. Глава 7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К РАСЧЕТУ САНИТАРНЫХ И ВРЕМЕННЫХ ПСИХОГЕННЫХ ПОТЕРЬ СРЕДИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОЛКА Опыт боевых событий, происшедших после Второй мировой войны, свидетельствует о том, что повышение боевой мощи средств уничтожения людей, совершенствование методов психологической борьбы неизменно ведут к росту психологических расстройств военнослужащих, оказывающих заметное отрицательное влияние на их боеспособность, ход и исход сражений. По американским оценкам, психологические потери в современных войнах могут составлять: в условиях применения ядерного оружия — 25-33%, а без применения О МП — 20% от физических потерь [65]. Изучение показывает, что соотношение психогенных и физических потерь в войсках XX века постоянно «пульсировало», обнаруживая общую тенденцию к росту. На рис. 2.3 можно наблюдать динамику такого соотношения в армиях разных стран в военных событиях прошедшего столетия. 256 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий Не учитывать реальность психогенных потерь сегодня уже не просто ошибочно, но и в какой-то мере преступно. Тем более, что психологические потери порой способны оказать более сильное психологическое влияние на ход боевых действий, чем потери физические. На это обстоятельств почти два столетия назад указывал Г. Е. Шумков: «Поражение психики бойца является для горячей боевой работы более ощутимой потерей, нежели одиночная смерть бойца, не считая того, что нарушение психики немногих участников боя может расстроить и понизить психику многих других их сотоварищей, вызывая панику» [196, с. 116]. Однако, как показывает участие в учениях, некоторые наши командиры, штабы, заместители командиров по воспитательной работе, военные психологи не умеют, а зачастую и не хотят учитывать фактор психологических потерь в бою. Они способны на картах «разгромить» столько частей противника, сколько предлагает руководитель учения, не осознавая того, что в результате понесенных физических и психогенных потерь воевать им просто некем. Современная война не просто предъявляет суровые требования к физическим и духовным силам людей, но и является процессом перманентной психотравматиза-ции военнослужащих. В ней выигрывает та из противоборствующих сторон, которая не только лучше подготовит личный состав в боевом и психологическом плане, но и правильно рассчитает динамические изменения духовных сил, определит потребные силы и средства для быстрого восстановления утраченных психологических возможностей, восполнит нанесенный противником психологический ущерб. Не случайно, важнейшей задачей психологического обеспечения боевых действий войск является задача прогнозирования и оценки психогенных потерь. Вовремя и правильно проведенный расчет масштабов и степени утраты боеспособности военнослужащих вследствие воздействия отрицательных психогенных факторов позволяет следующее. 1. Своевременно принять боевые решения на компенсацию тактическими действиями психогенно утраченной или сниженной боеспособности. 2. Спрогнозировать объемы и виды необходимой психологической помощи военнослужащим. 3. Организовать эффективную систему восстановления боеспособности личного состава, получившего боевую психическую травму, быстрого возвращения его в строй. 4. Высвободить этапы медицинской эвакуации от лиц с не психотическими психическими расстройствам, во многом предупредить дальнейшее развитие психических расстройств и их «хронизации». 4. В этой связи знание сущности, видов и характеристик психологических потерь является важнейшим требованием к квалификации военного психолога.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |