КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
После завершения боевых действий
В ходе боевых действий 7. Осуществлять непрерывный прогноз, анализ и оценку морально-психологического состояния военнослужащих своих войск и войск противника, контроль за состоянием утомления и качеством сна и принимать меры по их оптимизации. 8. Организовывать и осуществлять психологическую поддержку военнослужащим в адаптации к боевой обстановке, в преодолении дезадаптационных симптомов, а также в целях профилактики и преодоления девиаций. 9. Вырабатывать предложения заместителю командира полка по воспитательной работе по поддержанию у личного состава высокого морально-психологического состояния и осуществлению информационно-психологического воздействия на противника. 10. Практически осуществлять психологическую реабилитацию воинов, под 11. Осуществлять мероприятия первичной социально-психологической реадаптации военнослужащих, завершающих участие в боевых действиях. 12. На основе анализа результатов боевых действий вырабатывать предложения по оптимизации системы психологической работы в части. 272 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий Ясно, что перечисленные задачи сформулированы довольно в общем виде и в каждом конкретном случае (определенные условия ведения боевых действий, видо-родовая принадлежность воинской части и т. д.) они должны быть обязательно конкретизированы. Ясно, что психологи в мотострелковых и зенитно-ра-кетных частях будут решать разные задачи. Реализация перечисленных обязанностей осуществляется в тесном взаимодействии с должностными лицами полка. Общая схема такого взаимодействия дана в табл. 2.6. Таблица 2.6 Система взаимодействия психолога с должностными лицами полка
Реализация функций, обязанностей и взаимодействие психолога с должностными лицами осуществляются в последовательности, установленной боевыми уставами и документами мирного времени, на этапах подготовки, ведения боевых действий и после их завершения. Известно, что с получением боевой задачи заместитель командира полка по воспитательной работе уясняет боевую задачу, распоряжение но морально-психологическому обеспечению боя, указания командира; производит расчет времени на организацию и проведение морально-психологического обеспечения; ориентирует подчиненных о предстоящих действиях, ставит им задачи. С этого момента психолог активно включается в работу по организации психологической работы в части по следующей «траектории»: 1) осуществляет психологическую оценку своих войск, войск противника, социально-психологических и психоэргономических условий выполнения боевой задачи. При этом активно взаимодействует с указанными выше должностными лицами; 2) на основе выводов из психологической оценки обстановки вырабатывает предложения по психологическому обеспечению выполнения боевой задачи; 3) после утверждения предложений заместителем командира полка по воспитательной работе, психолог приступает к планированию психологического обеспечения боя. Он разрабатывает раздел «Психологическая работа» в полковой план морально-психологического обеспечения боя (наступления, оборонительного боя и т. д.); 4) после завершения планирования психологической работы, психолог, по указанию командира полка, участвует в его реализации. При этом он может действовать по одной из устоявшихся на сегодняшний день схем, определяющих его место в бою. Схема «Аналитик» предполагает, что психолог находится на командном пункте полка, постоянно отслеживает психологическую обстановку в ходе боя, оперативно вырабатывает предложения по психологическому воздействия на действия своих войск и войск противника. Схема «Организатор» заключается в том, что психолог направляется в подразделения, действующие на направлении главного удара, и непосредственно Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий организует работу должностных лиц, участвующих в психологическом обеспечении боя. Впоследствии он действует по схеме «Аналитик» при командире данного подразделения, одновременно выполняя функции представителя руководства полка. Схема «Исполнитель» состоит в том, что психолог непосредственно выполняет какую-либо из наиболее важных задач психологической работы. Например, с началом боевых действий он может находиться в пункте психологической помощи и реабилитации и участвовать в скорейшем возвращении в боевой строй пси-хотравмированных военнослужащих. Схема «Универсал» предполагает, что на различных этапах боя психолог выступает в различных ипостасях («Аналитик», «Организатор», «Исполнитель»). Во любом случае место психолога полка в бою и схема его деятельности определяется конкретными условиями боевой обстановки. 8.2. Документация, ведущаяся психологом полка в боевой обстановке Документы — важное средство организации, упорядочения работы, оценки ее состояния, правовой, этической и функциональной обоснованности действий, контроля, отчетности. Перечень документов в боевой обстановке для психолога точно не определен. С учетом требований ряда руководящих документов обозначим круг наиболее важных из них. 1. Предложения по психологическому обеспечению боя полка. На наш взгляд, здесь могут быть следующие пункты: а) выводы из психологической оценки обстановки: ...таким образом, исходя из психологической оценки обстановки следует ожидать, что противник...; возможно использование таких приемов введения в заблуждение, как...; наиболее сильное сопротивление окажут подразделения...; в ходе боевых действий психологические возможности противника будут...;...морально-психологическое состояние наших войск характеризуется...; в ходе боевых действий оно... наиболее высоким МПС обладают...;... социальные условия могут оказать на выполнение боевой задачи...влияние;... эргономические условия обусловят... б) предложения по организации боя: • направление главного удара (в зависимости от психологического состояния частей противника, психологической оценки местности и др.); • время удара по противнику, способ воздействия (сокрушительный удар, изнурение и т. д.), средства воздействия (боевые, психологические и т. д.) (исходя из оценки режимов жизнедеятельности войск противника, их этнических, религиозных особенностей, состояния обученности и др.); • построение боевого порядка, привлечение воинских подразделений для выполнения главной задачи (исходя из морально-психологического состояния подразделений полка); Глава 8, Роль и место военного психолога на этапах подготовки, ведения... ________________ 275 • мероприятия по дезориентации и дезорганизации противника (от состояния в) предложение по организации психологической работы в полку: • когда, какие мероприятия, с кем, кому провести; • расстановка сил и средств психологической работы и порядок их перемещения в ходе боя (места, маршруты); • порядок управления силами и средствами психологической работы (рубежи, связь, сигналы и т. д.); • свое местонахождение на различных этапах боя и др. 2. Раздел «Психологическая работа» в плане морально-психологического обес • прогнозирование, изучение и оценка психологических условий боевых действий наличного и необходимого ЦПР; • психологическое консультирование офицеров: • психологическое обеспечение боевой подготовки; • психологическую подготовку личного состава, целесообразную расстановку, сплочение воинских подразделений; • психологическую помощь военнослужащим; • психологическое воздействие на противника и население района боевых действий; • организацию работы ППП и Р. 3. Донесение о психологическом обеспечении боевых действий, где оцени Кроме этих документов могут вестись документы, которые входят в число обязательных в мирное время: • план работы пункта психологической помощи и реабилитации; • журнал учета лиц, обратившихся за психологической помощью; • журнал динамического наблюдения; • материалы психодиагностических исследований; • донесение о результатах социально-психологического изучения и психологического обследования боевого пополнения; • аналитические и справочно-информационные материалы, материалы проведения инструктивно-методических и практических занятий с различными категориями военнослужащих по различным проблемам. Документация по психологической работе ведется и хранится в соответствии с требованиями, изложенными в Руководстве по психологической службе Воору- 276 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий женных сил Российской Федерации. Ответственность за соблюдение требований к ведению документов по психологической работе несет психолог полка (бригады). Таким образом, психолог выполняет важнейшую роль в организации и осуществлении психологического обеспечения боевых действий полка, которая объективируется в виде реализуемых им психологических функций. Место психолога полка в бою определяется конкретными условиями боевой обстановки и может реализовываться в схемах аналитической деятельности, организации и непосредственного осуществления психологической работы. Одним из средств организации и направления работы военного психолога в боевой обстановке являются разрабатываемые им документы по психологическому обеспечению боевых действий полка. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные функции психолога в боевой обстановке? 2. Раскройте задачи, которые решает психолог в боевой обстановке. 3. Что должен делать психолог на этапе подготовки к боевым действиям? 4. Какие задачи решает психолог в ходе боевых действий? 5. Какая документация ведется психологом в боевой обстановке? Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Караяни А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. — М., 1998. 2. Корчемный П. А. Психологическое обеспечение боевой деятельности. В кн.: Военная психология: методология, теория, практика / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного: В 2-х кн. Кн. 1. - М., 1998. 3. Сыромятников И. В. Организация психологической работы в воинской части в мирное время. — М., 2000. Глава 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УЧАСТИЯ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |