КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапов динамики боя полка 1 страница
Бой — это организованная вооруженная борьба подразделений, частей и соединений воюющих сторон в целях достижения победы над противником. В вооруженном столкновении каждая из сторон преследует крайне решительные цели — физически уничтожить неприятеля или сломить его волю к сопротивлению. Для достижения этих целей используются самые современные боевая техника, оружие, боеприпасы, средства управления и связи, наиболее эффективные способы боевого применения войск. Однако военная наука, реальная история войн и военного искусства учат: какие системы оружия и техника не использовались бы в современном бою, решающая роль в достижении победы над противником принадлежит человеку. Все остальное призвано лишь расширить и увеличить естественные человеческие возможности, характеристики его органов и систем. Сегодня уже предельно ясно, что бой — это не только согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневры, но, прежде всего, это — ожесточенное противоборство целеустремленных, мыслящих, чувствующих, побуждаемых личными убеждениями, обладающих навыками и умениями, волей и надеждами людей. И от того, у какой из сторон духовные силы и возможности окажутся лучше сформированными, мобилизованными, сохраненными и адекватными потребностям современного боя, в определяющей степени будет зависеть ее победа или поражение. Все это делает актуальной и практически значимой деятельность командиров, штабов, органов воспитательной работы, психологов и других должностных лиц по психологическому обеспечению боевых действий, направленную на всестороннюю психологическую подготовку военнослужащих к активным и самоотверженным боевым действиям, психологическую помощь им в преодолении боевых стресс-факторов и последствий их воздействия. Для технологизации процесса реализации задач психологического обеспечения их целесообразно объединить в три группы или три технологических этапа, соответствующих этапам боевой деятельности (подготовка к боевым действиям, ведение боя, окончание боевых действий): 1) психологическая подготовка; 2) психологическое сопровождение боевых действий войск; 3) социально-психологическая реадаптация участников боевых событий. : Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению,,. Это даст возможность понимать психологическую работу в боевой обстановке в виде сквозного психологического обеспечения боевых динамичных действий военнослужащих, осуществляемого в целях создания, сохранения и коррекции их психологического ресурса, необходимого для успешного решения боевых задач, физического выживания и сохранения психического здоровья в боевых условиях. 5.1. Психологическая подготовка боевых действий и формирование волевых качеств у военнослужащих1 В соответствии с системным пониманием объекта психологического обеспечения («военнослужащей в деятельности в конкретной среде»), по нашему мнению, необходимо говорить не о психологической подготовке военнослужащих, а о психологической подготовке боевых действий. Психологическая подготовка боевых действий представляет систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их психологическую готовность к активным и эффективным действиям на поле боя и устойчивость к воздействию современных средств борьбы, а также психологических условий, обеспечивающих безусловное выполнение конкретных боевых задач. Еще Г. Е. Шумков говорил о том, что «Помимо необходимости технической подготовки, считаю также необходимой подготовку психологическую». Воины должны до войны глубоко осознать, что современные войны выигрываются не лихими, самоуверенными наскоками, а настойчивым измором врага», «...нередко подвергаясь крайнему истощению, неудачам и даже поражениям, захлебываясь порой в крови»; «...для того, чтобы победить в <...> кровавой битве, одного "желания", "пыла", дозы самоуверенности, "желания быть героем" и даже "умереть" в настоящее время мало. Прдобной "психологической подготовки" недостаточно, чтобы воображение, нервы и сердце бойцов оказались в состоянии выдержать внушительные впечатления жестокой обстановки современного боя» [192, с. 76]. «...предварительное ознакомление воинов с реальными явлениями в бою — в смысле боевой деятельности и в смысле психических переживаний — есть предварительное накопление боевого опыта, а следовательно и рациональная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха» [197, с. 100]. Он также подчеркивал, что подготовить бойца к войне — не значит научить только искусно убивать противника, но, главным образом, научить владеть собой в боевой обстановке. Эти взгляды составляют методологическую базу психологической подготовки. Сущность психологической подготовки проявляется в заблаговременном создании у отдельных военнослужащих и воинских подразделений такого психологического ресурса, который позволил бы им действовать в бою как в знакомой, привычной среде, быстро идентифицировать происходящие на поле боя события, выявлять угрожающие тенденции, своевременно и адекватно реагировать на них, Подраздел написан совместно с А. В. Белоусовым. 228 ______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий сохранять необходимый уровень боеспособности и активности в обстановке действия психотравмирующих факторов. Психологическая подготовка осуществляется на этапе организации готовности военнослужащих, воинских частей и'соединеиий к боевым действиям. Принято подразделять психологическую подготовку на общую, специальную и целевую. Основаниями для выделения этих видов психологической подготовки являются ее целевые установки и степень охвата ею личного состава. 1. Общая психологическая подготовка к современной войне достигается путем формирования у военнослужащих патриотизма, негативных установок по отношению к противнику, уверенности в своих силах и победе над врагом, боевой активности, готовности к самопожертвованию, т. е. определенной мотивации, целеустремленности, направленности, а также интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других качеств, необходимых для эффективного решения задач воинской деятельности. Она также предполагает формирование в обществе общественного мнения, продуцирующего широкие социальные мотивы участия в боевых действиях, а также подавление пропагандистских акций противника и его агентов влияния. Общая психологическая подготовка нацеливается на выработку у военнослужащих боеустойчивой психики, прежде всего таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость, выдержка. Военнослужащие обучаются приемам экстренной эмоционально-волевой мобилизации, снятию отрицательных психических состояний, методам немедикаментозного обезболивания, оказания себе и сослуживцам первой психологической помощи, способам выживания в экстремальных условиях (например, в плену), умению вводить в заблуждение и устрашать противника и т. д. Важной ее задачей является сплочение, слаживание, повышение социально-психологической совместимости и устойчивости воинских подразделений, превращение их в фактор дополнительной мотивации индивидуальной деятельности и предупреждения психотравматизации военнослужащих. Практика показывает, что в переходном периоде от мира к войне эффективными методами формирования соответствующих военному времени мировосприятия и самосознания являются: разъяснение военнослужащим военной опасности, причин ее возникновения и источников (виновников); создание образа врага в виде сильного, хитрого, коварного, неумолимого, жестокого, крайне опасного противника; разъяснение возможных последствий развязывания противником военной агрессии, необходимости мобилизации всех имеющихся усилий для отпора врагу, повышения бдительности и личной ответственности за быстрое и качественное овладение боевой специальностью; апелляция к историческому опыту, героическому прошлому страны и ее Вооруженных сил; доведение до личного состава законов военного времени, правил ведения войны, обращения с военнопленными, ранеными и гражданским населением; воспитание у воинов уверенности в достижении победы над врагом и др. Важное значение имеет адаптация военнослужащих к системе связей и отношений военного времени, к необходимости неуклонно выполнять требования дисциплины, беспрекословного подчинения командирам и начальникам. Каждый Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _______________ 229 прибывший в часть офицер, прапорщик, сержант и солдат должен с первых дней понять, что дисциплина и субординация составляют фундамент управления войсками, является важным элементом соотношения сил сторон. Одной из центральных задач психологической подготовки войск к боевым действиям является задание ритмов и интенсивности функционирования их психической деятельности, характерных для боевой обстановки. Поэтому весь уклад жизни, распорядок дня, уровень напряженности учебно-боевой деятельности в период доукомплектования и боевого сглаживания подразделений и частей должны столь лее полно задействовать психику военнослужащих как и боевые условия. Целесообразно с первых дней службы приучать личный состав следующему: • к походно-полевому быту, как молено более полному самообслуживанию (начиная от самостоятельного устройства жилья, приготовления пищи и кончая отдельными занятиями по выживанию); • к напряженному, «рваному» режиму жизнедеятельности (подъем по тревоге, чередование активных фаз деятельности в разные периоды суток, сокращение времени на сон и отдых, создание дополнительных сложностей и препятствий и др.); • к присутствию постоянной опасности (имитация действий разведывательно-диверсионных групп противника, распространение слухов об успешных диверсиях противника в тылу наших войск, демонстрация роковых последствий безалаберности отдельных военнослужащих и подразделений и т. п.). Органы чувств человека, весь его организм и психика должны в максимальной степени привыкнуть к звукам, картинам, запахам, вкусовым и тактильным ощущениям боевой обстановки, научиться мгновенно и целесообразно реагировать на те или иные ее изменения. Полезным в этом отношении может быть проведение занятий с имитацией действий подразделений потенциального противника, его авиационных и огневых кадетов, зараженных участков местности и др. Учебное иоле, па котором осуществляется боевая и психологическая подготовка войск, по внешнего виду, запахам, шумовому фону должно быть более зловещим, чем поле боя. В ходе занятий необходимо создавать ситуации, которые во время войны вызывают растерянность, панику, психические срывы (нарушение связи, создание обстановки неизвестности, предельные темпы и нагрузки деятельности). Каждый военнослужащий, готовящийся к бою, должен хорошо представлять то, с какими необычными явлениями в собственных ощущениях и чувствах, в реакциях и поведении сослуживцев он может встретиться в боевой обстановке, уметь быстро нейтрализовать отрицательные психические состояния, осуществлять экстренную эмоционалыю-волевую самомобилизацию, оказывать элементарную психологическую помощь товарищам. Именно знание о различных видах опасности, характерных для современного боя, о закономерностях реагирования человека на них, привычность визуальных, аудиальных, кинестетических стимулов боевой обстановки, способность управлять стрессами и энергетикой организма и составляют то качество, которое называется психологической устойчивостью. А в совокупности с соответствующим эмоционально-волевым настроем, боевыми установками, уверенностью в собственных силах, развитой системой профессионально значимых качеств, умением эффек- 230 ______________________ Раздел 11. Психологическая работа входе ведения боевых действий тивно взаимодействовать с сослуживцами в бою оно образует психологическую готовность военнослужащего к бою. Психологическая готовность указывает на то, что военнослужащий принял роль активного вооруженного защитника своей страны и адаптировался (приспособился) к реальным условиям ее реализации. 2. Специальная психологическая подготовка осуществляется в целях достиже В различных обстоятельствах боевой обстановки роль тех или иных специальностей будет разной. В одном случае успех боя будут определять снайпера (бой в городе, в горах), гранатометчики (бой в населенном пункте, в укрепрайонах, против танковых подразделений противника), в другом — саперы (при действиях на заминированной местности), в третьем — специалисты химической службы и т. д. Но всегда высока роль разведчиков, операторов-наводчиков, противотанкис-тов, операторов ПВО и др. Анализ деятельности специалистов позволяет выявить те параметры психологических процессов, состояний и свойств, при которых их деятельность наиболее эффективна. В ходе занятий по боевой подготовке, а также специальных психологических тренингов, психотехнических игр и упражнений, психогимнастики и др. достигается целенаправленное, акцентированное развитие соответствующих качеств военнослужащих. Например, у разведчиков развиваются точность восприятия элементов обстановки, способность ориентироваться в пространстве и времени в сложных условиях, глазомер, устойчивость и распределяемость внимания, память, наблюдательность, сообразительность и др. Конечно, войсковой разведчик высокого класса должен метко стрелять, владеть приемами рукопашного боя, быть хорошо физически подготовленным и т. п. Однако все перечисленные качества лишь обеспечивают, обслуживают его способность выявлять объекты противника, запоминать факты, анализировать события, т. е. глаза, уши, нос и др. Технологии развития этих качеств должны разрабатываться и апробироваться в мирных условиях, подробно описываться, насыщаться методическим сопровождением и применяться в период отмобилизования и приведения частей в боевую готовность, реализовываться в процессе подготовки к выполнению конкретных боевых задач. У военнослужащих развиваются такие важные качества, как профессиональное восприятие, профессиональное внимание, профессиональная память, профессиональное мышление и другие, а также способность противостоять характерным для конкретной деятельности стрессорам. 3. Целевая психологическая подготовка направлена на формирование у воен Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению.,. _______________ 23^ Иногда, используя основание времени, также выделяют предварительную и непосредственную психологическую подготовку. Соотношение перечисленных видов психологической подготовки представлено в табл. 2.5. Таблица 2.5 Соотношение видов психологической подготовки
Военнослужащие в процессе психологической подготовки должны быть адаптированы к природно-географическим (горы, пустыня, северные районы, тайга и т. д.), погодно-климатическим (высокие и низкие температуры воздуха, водно-солевой режим и т. д.), технико-технологическим, режимным и иным условиям деятельности. Для этого условия предстоящей деятельности должны быть описаны с использованием психологических терминов, т. е. оценены с точки зрения их возможного влияния на психику человека. При этом детальному анализу подвергаются социально-психологические, боевые и эргономические факторы. При изучении социально-психологических факторов внимание командиров, офицеров воспитательных органов, психологов обращается на то, как отражены в сознании военнослужащих такие общественные явления, как: отношение к войне значимых для них социальные групп, степень популярности войны в сознании масс; понятность и приемлемость для ее участников официально сформулированных целей войны, достигаемых в ней социально-политических, экономических, национальных, религиозных и других интересов; степень психологической и реальной включенности различных социальных групп в войну; характер отношения общества к воюющей армии, наличие антиармейских настроений и акций; сформироваиность в общественном сознании «образа врага»; успешность развития боевых событий; авторитетность лиц, осуществляющих руководство боевыми действиями войск; групповая совместимость и сплоченность воинских подразделений и др. Анализ специфики боевых факторов предполагает выяснение: конкретных источников и видов опасности для жизни военнослужащих; степени интенсивности предстоящих боевых действий; достаточности информации и времени для решения боевой задачи; наличия в составе сил противника иррегулярных формирований; возможных физических и психологических потерь своих войск; возможностей противника по осуществлению информационно-психологических акций и др. Эргономические факторы связаны с характеристиками среды и технологических условий осуществления боевой деятельности. К ним относятся: природно-геогра-фические и погодно-климатические условия боевой обстановки; физико-химические условия среды обитания: температура воздуха, наличие в нем вредных примесей и процентное содержание кислорода, уровень шума, вибраций, атмосферного 232 ______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий жащих и естественных биоритмов жизнедеятельности человека; возможность целесообразного чередования деятельности, отдыха, сна, своевременного питания; степень отрыва военнослужащих от основных сил, их изоляция, закрытость пространства и др. Из сказанного видно, что не может быть психологической подготовки «вообще», своеобразие перечисленных факторов требует соответствующей коррекции программ подготовки личного состава. Результатом целевой подготовки должна явиться максимальная мобилизованность психических и психофизиологических возможностей человека и их сосредоточение на достижении цели боевой деятельности, включение регуляторов поведения из подсознательного слоя психики человека и синергетических эффектов группы. Таким образом, психологически подготовить боевые действия, значит: а) заблаговременно (до вступления в бой) сформировать у военнослужащих б) непосредственно перед выполнением конкретной боевой задачи сформи в) распределить людей таким образом, чтобы воинский коллектив сам высту г) сформировать общественное мнение, благоприятствующее выполнению кон д) подавить волю противника к сопротивлению и т. д. Анализ литературных источников и повседневной практики войск позволяет выделить следующие формы психологической подготовки военнослужащих к боевым действиям: 1) психологическое просвещение; 2) занятия по предметам боевой подготовки, ориентированные на развитие необходимых психологических качеств и состояний; 3) специальные формы: психотренинги, приемы психической саморегуляции, настрои и др. Психологическое просвещение как форма психологической работы представляет собой систематическое и организованное распространение среди военнослужащих психологической информации с целью формирования у них понимания закономерностей функционирования человеческой психики и поведения людей в экстремальных условиях боевой обстановки, знания путей и способов управления возможностями собственной психики и оказания психологической помощи сослуживцам. Глава 5, Характеристика деятельности по психологическому обеспечению.,. _______________ 233 Практика показывает, что, зачастую, простое знание тех психологических явлений, с которыми может столкнуться военнослужащий в сложных условиях, позволяет психологически подготовиться к встрече с неблагоприятными событиями. Ознакомление людей с типами возможных реакций на боевые стресс-факторы выполняет функцию своеобразной «прививки», действующей но принципу «предупрежден — защищен». На этот факт еще в начале нашего века указывал известный военный психолог Г. Е. Шумков. Он считал, что «...предварительное ознакомление воинов с реальными событиями в бою — в смысле боевой деятельности и в смысле психических переживаний — есть предварительное накопление боевого опыта, а, следовательно, vi рациональная работа с вредным влиянием сильных переживаний на психику воинов при чувствах тревоги и страха» [197, с. 100]. Учитывая действие психологической закономерности, выраженной в формуле «чего не знаю, того боюсь», необходимо в полной мере обеспечить военнослужащих необходимой информацией о психологических особенностях боевой деятельности. Определенный опыт такой работы приобретен командирами и воспитательными органами нашей армии в ходе боевых действий в Чечне. В войска были направлены разработанные учеными Военного университета рекомендации о методах экспресс-оценки психических состояний военнослужащих и оказания им экстренной психологической помощи, приемах психической саморегуляции, путях социально-психологической реадаптации участников боевых событий и др. Во многих частях и подразделениях сложилась стройная и действенная система информирования военнослужащих. Заслуживает внимания опыт работы командования вооруженных сил США. Большая разъяснительная работа была проведена им с личным составом американского контингента в зоне Персидского залива при подготовке операции «Буря в пустыне». Военнослужащим были выданы памятки о способах эффективного выживания в пустыне, другие информационные материалы, отражающие специфику проявления человеческой психики в боевой обстановке. Практика показывает, что психологическая информация может доводиться в устной (лекции, доклады, беседы, выступления участников и очевидцев событий), в печатной (памятки, листовки, боевые листки, военная печать) формах, путем просмотра и обсуждения кинофильмов и др. Эффективность психологического просвещения повышается в том случае, если распространяемая информация конкретизирована в связи со спецификой предстоящей деятельности, отвечает уровню подготовки военнослужащих и их настроениям, не запугивает людей, а дает ключ к пониманию происходящего. Занятия по предметам боевой подготовки ориентированы на развитие необходимых психических качеств и состояний. В основе способов психологической подготовки лежит принцип внесения в процесс боевой учебы элементов напряженности и внезапности, опасности и риска, свойственных реальной боевой обстановке и многократная тренировка личного состава в выполнении изучаемых приемов и действий в этих условиях. 234 ______________________ Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий Другими словами, в процессе занятий по огневой, тактической, технической и другим видам боевой подготовки должны моделироваться усложненные условия, соответствующие по психологическому содержанию факторам, воздействующим на психику воинов в боевой обстановке. Такое моделирование не должно являться самоцелью. Главное состоит в том, чтобы приучить воинов к активным и инициативным действиям в условиях повышенных психических нагрузок, обеспечить приобретение ими необходимого опыта преодоления трудностей и отрицательных психических состояний, формировать у них комплекс таких волевых качеств, как решительность, стойкость, самообладание, мужество. Важным условием психологической подготовки является то, что она должна осуществляться в природно-географических, по-годно-климатических, социально-политических и эргономических условиях, сходных с условиями предстоящей деятельности. Моделирование угнетающих психику факторов современного боя, как показывает отечественный и зарубежный опыт, может также осуществляться с помощью комплексных систем имитации обстановки боя: • компьютерных тренажеров управления боевыми действиями подразделений; • лазерных имитаторов стрельбы; • компьютерных тренажеров для подготовки боевых специалистов с использованием эффектов виртуальной реальности; • средств имитации применения современного оружия и боеприпасов (взрывчатые вещества, имитаторы ядерных взрывов, учебные рецептуры ОВ, имитаторы радиоактивного заражения, учебная радиоактивная пыль, имитационные мины, фугасы, гранаты, взрывпакеты, дымовые шашки, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые выстрелы и патроны, источники сильного света, средства звуковещания с фонотеками звуковой картины боя, имитационные минные поля); • средств имитации результатов применения оружия и боеприпасов (разрушенные объекты, участки дорог и мосты, макеты поврежденной техники, муляжи трупов, завалы, аудиозаписи с криками раненых, контуженых, паникеров и др.); • средств, применяемых в реальном бою (проволочные заграждения и малозаметные препятствия, противотанковые рвы и ловушки, баррикады, колейные мосты) и др. К числу специальных форм психологической подготовки, как правило, относят идеомоторную тренировку и созданные на ее основе ситуативно-образную психорегулирующую тренировку, гетеротренинг, а также аутогенную тренировку, настрои. В эту же группу, по всей видимости, следует отнести и такие хорошо известные формы эмоционального заражения и энергетической мобилизации военнослужащих, как митинги-клятвы, ритуалы прощания с погибшими боевыми товарищами, встречи с очевидцами зверств противника на оккупированной территории и др. Таким образом, в процессе психологической подготовки военнослужащий должен познать и по возможности ощутить весь спектр характерных для боевой об- Глава 5. Характеристика деятельности по психологическому обеспечению... _________ 235 становки воздействий на его организм и психику (зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных, осязательных, вкусовых, вестибулярных), научиться правильно реагировать на них и активно действовать в условиях их эскалации. Социальная и боевая и эргономическая среды предстоящей боевой деятельности должны стать привычными, комфортными, способствующими эффективному решению конкретных боевых задач. 5.2. Психологическое сопровождение боевых действий войск. Психологическая помощь в боевой обстановке 1 Психологическое сопровождение боевых действий состоит в непрерывном отслежива- нии динамики психологической обстановки (морально-психологического состояния своих войск и противодействующих им сил, влияния на состояние морального духа сторон склады- вающейся социальной обстановки, боевых и эргономических условий) в зоне боевых дей- ствий, прогнозировании и оценке усталости и психологических потерь среди личного соста- ва, оказании психологической помощи военнослужащим в преодолении психотравмирующих ситуаций, целенаправленном управлении мотивацией, психическими состояниями людей и социально-психологическими процессами в воинских подразделениях, их защите от психо- логических акций противника. Психологическое сопровождение осуществляется на этапе ведения полком боевых действий. Усилия командиров, штабов, воспитательных органов и военных психологов в этот период направляются также на коррекцию внешней социальной среды в целях создания благоприятных психологических условий для осуществления воинской деятельности. Особое внимание уделяется организации эффективного психологического противоборства с противником, направленного на прогнозирование, профилактику, срыв организованного отрицательного воздействия на психику военнослужащих, локализацию и ликвидацию дезорганизационных явлений в подразделениях и частях, а также на деморализацию войск противника, осуществление пропагандистских и психологических акций среди лояльно, нейтрально и враждебно настроенного населения в районе выполнения задач.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |