Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая психологическая характеристика этапа подготовки к бою




В общем течении боя принято выделять этапы подготовки, ведения боя и этап пос­ле боя. Обстоятельная психологическая характеристика этих этапов была дана в конце XIX — начале XX в. выдающимися энтузиастами военно-психологического знания С. К. Гершельманом, Н. Н. Головиным, К. В. Дружининым, В. В. Заглухин-ским, Н. А. Корфом, А. А. Мокржецким, А. В. Полторацким, В. Н. Полянским, Г. Е. Шумковым и др.

Так, до сих пор классическим считается описание психических переживаний воинов перед боем, данное Г. Е. Шумковым. Опираясь на систематизирован­ные личные наблюдения, опросы участников боевых действий и опросы вра­чей, он установил, что подавляющее большинство участников сражения пере­носит дни, часы и минуты перед боем как тревожное ожидание. В этот период доминирующими являются следующие явления, характерные для поведения бойца: суетливость, излишняя говорливость, глубокая озабоченность, частое курение, стремление скорее идти в бой, повышенная чувствительность к вся­кого рода известиям [193; 196; 197; 198; 199].

Настроение воинов чрезвычайно лабильно, непостоянно и может, в зависимо­сти от обстоятельств и известий, легко переходить из неприятно-томительного в повышенно-веселое состояние.

Г. Е. Шумков тщательно анализирует специфику проявления каждого психи­ческого процесса, индивидуального и личностного качества военнослужащего. В интеллектуальном плане отмечаются: непрерывный поток различных мыс-


Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих,.. _________ 197

лей, ослабленность внимания, неспособность сосредоточиться на чем-либо. В эмоциональном отношении отмечаются напряженность, ожидание чего-либо тяжелого, трудного. Характерными объективными показателями являются: уча­щение частоты пульса до 125 ударов в минуту, дыхания — до 30 тактов дыхания в минуту; повышение температуры тела до 39 градусов и т. д. Все это, по мнению Г. Е. Шумкова, отражает процесс мысленной психологической подготовки, на­страивания себя военнослужащими на те опасности и трудности, с которыми придется столкнуться в предстоящем бою. С психологической точки зрения «ду­шевное состояние воинов в ожидании боя есть состояние тревожного ожидания. Это состояние испытывают все воины, хотя степень выраженности его у различ­ных лиц не одинакова в зависимости от многих условий» [197, с. 95].

Психологические особенности этапа ведения боевых действий определяются видом боевых действий (наступление, оборона) и применяемого оружия (обыч­ное, ОМП) и будут рассмотрены ниже.

2.2. Психологическая характеристика наступательных боевых действий

Психологические особенности наступательных боевых действий обусловливают­ся спецификой их целей, применяемых способов и средств вооруженной борьбы. Наступление имеет целью разгром (уничтожение) противника и овладение важ­ными районами (рубежами, объектами) местности. Оно заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, решительной атаке, стремительном продвижении войск в глубину его боевого порядка, захвате вооружения, техники и намеченных районов (рубежей) местности.

Отечественная военная наука определяет, что наступление может вестись на обо­роняющего, на наступающего (контрнаступление) и отходящего (преследование) противника, из положения непосредственного соприкосновения с ним и с ходу. Опыт показывает, чтобы достичь поставленных целей, наступление должно осуще­ствляться в высоком темпе, безостановочно днем и ночью, в любую погоду с пол­ным напряжением сил, при тесном взаимодействии частей и подразделений родов войск и специальных войск. Это во многом определяет особенности мотивации, психических состояний, боевой активности и взаимодействия военнослужащих.

Наступление, как свидетельствуют многие известные военачальники, это, как правило, предпочитаемый военнослужащим вид боевых действий. Психологичес­ки это объясняется тем, что оно ассоциируется с боевым и духовным преимуще­ством, преобладающей волей предпринявшей его стороны.

Это убеждение существует с давних времен. Солдатская мудрость сформули­ровала великий закон войны: «Лучшая оборона — это наступление», обозначив тем самым наиболее психологически приемлемый вид боевых действий: на­ступление оказывает особенно благотворное мобилизующее и активизирующее влияние на военнослужащих, когда оно предпринимается после ряда затеян­ных, не имевших успеха боев. В этом случае, как показывает опыт Великой Отечественной войны, оно связывается с надеждами на перелом в боевых со-



Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий


бытиях, с возможностью захватить инициативу, значительно приблизить по­беду над врагом.

На когнитивном уровне переход к наступлению ассоциируется у воинов с тем, что военные руководители «наверху» тщательно просчитали, оценили, взвесили, выявили слабые места в боевом состоянии противника, сделали выводы из про­шлых неудач, создали превосходящие силы, правильно выбрали время и место наступления, что, безусловно, обеспечит успех боя.

В наступлении проявляется следующая психологическая закономерность эмо­циональных проявлений, отражающая динамику психических состояний воинов, вызывая боевое возбуждение, азарт, душевный подъем. Это подавляет в человеке страх, колебания, обостренные реакции на угнетающие факторы боевой обста­новки, мобилизует все возможности воинов, их волю, усиливает чувства ненави­сти к врагу [163, с. 321].

Большое число стоящих перед воинами задач по подготовке боевой техники, оружия, снаряжения к бою на какое-то время отвлекают их от психотравмиру-ющих переживаний.

Наступательные боевые действия накладывают свой отпечаток на поведенче­скую активность воинов. Энергия, динамика наступательного движения способ­ствуют развитию массового героизма, творческой боевой инициативы воинов. Этому в значительной мере способствуют процессы психического заражения и подражания. Они лежат в основе известной психологической закономерности: па фоне общих боевых успехов, массового боевого энтузиазма даже нерешительные люди проявляют активность и самостоятельность. По некоторым данным, даже раны, полученные в наступлении, заживают быстрее, чем в обороне.

Участники боевых действий всегда указывали на то, что переход к наступлению сопровождается заметным усилением и активизацией социально-психологических связей между военнослужащими, сплочением воинских подразделений, повышени­ем их «управляемости», дисциплины. Отношения коллективизма, взаимопомо­щи, взаимовыручки психологически как бы «втягивает» воинов в решение слож­ных и опасных задач, с меньшими психологическими издержками, создавая для этого дополнительную мотивацию.

Опыт войн и других вооруженных конфликтов говорит о том, что воины от­дают предпочтение наступлению еще и потому, что здесь в большей степени можно использовать психологический эффект внезапности, являющийся, по некоторым данным, причиной победы в 65% боев и операций. Одновременно с этим, в наступлении существенно снижается психологический «вес» бое­вых потерь. Результаты исследований военных специалистов показывают, что в среднем атакующие войска прекращают наступление лишь тогда, когда их потери вдвое превышают потери обороняющихся, тогда как обороняющи­еся испытывают поражение, если их потери составляют лишь 25% от потерь наступающих [40].

Перечисленные особенности наступательных боевых действий позволяют сде­лать вывод о том, что здесь имеются благоприятные предпосылки для формиро­вания у воинов боевых установок, высокого наступательного порыва.


Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих



Вместе с тем, с психологической точки зрения наступательные действия ха­рактеризуются рядом психологических сложностей.

Во-первых, в силу того, что наступление ведется на территории, занимае­мой противником, немалое значение имеет фактор неизвестности. Наступающим трудно предполагать, с каким огневым сопротивлением, системой инженерных заграждений, различного рода «ловушками» они столкнутся в глубине обороны врага. Поэтому каждый куст, холмик, разрушенный объект воспринимаются вои­нами как источник опасности. Особенно сложными в этом плане являются бое­вые действия в городе.

Во-вторых, участвуя в наступательных боевых действиях, каждый военно­служащий должен однозначно сделать выбор идти навстречу риску, опасности. Практика показывает, что это крайне сложно.

В исследованиях российских, американских, немецких и французских военных специалистов указывается на то, что в бою лишь 20-25% воинов проявляют необходимую активность (ведут прицельный огонь, целесообразно перемеща­ются на поле боя и т. п.), остальные проявляют активность, лишь находясь на виду у командира. В его отсутствие они прячутся в безопасное место, имитиру­ют выход из боя техники, оружия, психическую или физическую травму, «со­провождают» в тыл раненых сослуживцев. В этих условиях большая психоло­гическая нагрузка ложится на командиров подразделений: они призваны не только принять решение о том, чтобы послать людей навстречу опасности и всеми способами побуждать их к активным боевым действиям, но и сами де­монстрировать пример бесстрашия [69; 163].

Опыт боевых действий в Афганистане показал, что делу вовлечения воинов в решение боевой задачи способствует разделение подразделений на «тройки», «пятерки» во главе с опытным, волевым военнослужащим, способным психи­чески поддержать и мобилизовать сослуживцев. В таком случае каждый воин находится на виду у товарищей и жестко связан с ними отношениями функци­ональной зависимости.

В - т р е т ь и х, еще Г. Е. Шумковым научно установлено, что практически все военнослужащие испытывают во время атаки сильный стресс.

Стрессовое состояние достигает пика в тот момент, когда воин принимает реше­ние подняться в атаку, покинуть укрытие. В этот период он нуждается в дополни­тельных побуждениях. И здесь большое значение имеют не только эмоционально и нравственно окрашенный призыв, боевой клич, пример сослуживцев, но и уме­ние воина выполнить приемы экстренной волевой мобилизации, психической саморегуляции.

Как свидетельствуют участники боевых действий, момент выхода из укрытия и вступления в бой многократно проигрывается в сознании, что обусловливает его существенное сужение и сосредоточение на одном-двух объектах боевой обстановки. Изучая состояние воина в момент атаки, русские военные психо­логи Вольф К. М., Полянский Н. В., Шумков Г. Е. установили, что она совер­шается в особом нервном состоянии, которое можно назвать «шоком». Вместе с тем, шок — это не полная выключенность сознания, потеря чувствительности и


200______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

заторможенность нервной системы, которые наблюдаются при тяжелых ране­ниях и психических травмах, а некоторое чувство, похожее на опьянение, все­цело поглощающее существо человека. Это чувство мимолетно [36, с. 100]. Военнослужащие участвуют в совместной боевой деятельности без четкого контроля сознания, автоматически, и практически неуправляемы. Их ориенти­ровка в обстановке боя может быть неадекватна, что вызовет усиление внут­ренних трудностей, рост числа ошибок в действиях.

По мере приближения к противнику кажущаяся опасность растет, влияние боя с течением времени увеличивается, воин все более превращается в субъекта групповых, массовых действий, постепенно снижается его сознательная деятель­ность, повышается внушаемость, человек «превращается в автомат» [125, с. 15]. По оценкам Г. Е. Шумкова, когда на расстоянии примерно 200 шагов до про­тивника бойцы бросаются бегом, у них развивается сила, которая движет впе­ред, преодолевая любые препятствия, они уже не отступят. Нравственная сила наступающих настолько велика, что противостоять наступающей лаве невоз­можно. После атаки, как правило, наступает сильная амнезия. Он отмечает, что «не встречал ни одного лица, который бы откровенно признаваясь, мог связно и последовательно рассказать, о чем он думал и что чувствовал во время сраже­ния» [193, с. 5].

В этот период особое значение имеют авторитет, личный пример и психическая поддержка командира, боевого актива, опытных психически устойчивых воинов.

Особое внимание военным руководителям следует уделить тому, чтобы в слу­чае успешного наступления, преследования, окружения противника у воинов не возникло состояние эйфории, недооценки возможностей противника, снижения бдительности и боевой настороженности. Важная психологическая закономер­ность наступления состоит в том, что «порыв не терпит перерыва».

В ходе боя особенности деятельности военнослужащих определяются их инди­видуальными характеристиками, уровнем подготовленности, сплоченности отде­лений (групп), экипажей, расчетов, авторитетом командиров, развитием боевых событий, объемом и соотношением потерь, характером действий противника и т. д.

2.3. Психологические особенности оборонительных боевых действий

Оборонительные боевые действия, как известно, преследуют цель отразить на­ступление превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать важные районы (объекты) местности и тем самым создать благоприят­ные условия для перехода в наступление. Отечественная военная наука определя­ет, что оборона в современной войне может носить позиционный и маневренный характер, осуществляться преднамеренно и вынужденно, готовиться заблаговре­менно и в ходе боя, в условиях соприкосновения с противником и в условиях от­сутствия соприкосновения. Несмотря набольшие различия в тактике ведения той или иной разновидности оборонительного боя, имеются общие закономерности проявления психики и поведения воинов.


Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих... _________ 2(Л

В многочисленных исследованиях показано, что на когнитивном уровне оборо­нительные боевые действия оцениваются личным составом как момент потери боевой инициативы, достижения противником боевого превосходства «...ибо обороняющийся знает, что противник сильнее его, что он диктует ему свою волю» [48, с. 25-26].

При этом возможности противника (его оружия, боевой техники, тактических приемов, действий) нередко преувеличиваются. При умелом и активном пси­хологическом воздействии противника на обороняющиеся войска у последних может формироваться миф о его неуязвимости, непобедимости.

В эмоциональном отношении оборонительные боевые действия отличаются тем, что пропорционально их продолжительности возрастает неуверенность обо­роняющихся войск в своих боевых возможностях, развивается ощущение соб­ственного бессилия, безысходности. Работа механизмов каузальной атрибуции ведет к тому, что ответственность за неудачу чаще всего возлагается на коман­диров и начальников («не могут, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»). Это сопровождается снижением авторитета военных руко­водителей, что еще более усугубляет неуверенность в возможности благоприят­ного изменения боевой ситуации, способствует развитию общей подавленно­сти, раздражения, пессимизма.

В обороне создаются условия для повышения эффективности психологических диверсий противника (распространение листовок, звуко- и радиовещания и др.), циркуляции панических слухов и настроений. Это особенно характерно для тех случаев, когда оборона организуется вынужденно, поспешно, в условиях сильно­го огневого воздействия и психологического давления противника, при ведении боя в изоляции от своих войск, зараженной местности.

Вместе с тем, один из психологов, наиболее глубоко изучавший психологиче­ские особенности оборонительного боя, В. Н. Полянский, отмечал, что в обороне у воинов может возникать такая положительная реакция, как «иллюзия закрытия».

Он пишет: «Все местные предметы, т. е. деревни, леса, строения, бугры и т. п., притягивают к себе воина, как магнит железо... Смертельная опасность порож­дает "иллюзию закрытия", т. е. стремления к тем закрытым местам, которые скрывают от взоров противника, но не укрывают от поражения огнем». Такая «иллюзия способствует в бою сохранению духовных сил воина». Будучи укры­тым от взоров противника, он чувствует себя в достаточной степени укрытым от выстрелов» [125, с. 16].

Все это, по мнению Полянского, способствует предупреждению развития нега­тивных переживаний у воинов и повышению их боеспособности.

В поведенческом отношении оборонительные боевые действия характеризуют­ся некоторым снижением управляемости, воинской дисциплины военнослужа­щих, сплоченности воинских подразделений.

Вклинение противника, расчленение обороняющихся на части ведет к потере связи с подразделениями, росту изолированности отдельных групп воинов, к по­явлению лиц с «синдромом окруженца»[ 163, с. 322].



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий


Как подчеркивал еще К. И. Дружинин, «психика бойцов, при современных ус­ловиях продолжительности и упорства боя, может вынести какое угодно тре­буемое от нее напряжение, но только до тех пор, пока есть надежда на победу и армия стоит лицом к противнику» [48, с. 25-26].

При отступлении может развиваться чувство вины перед гражданским населе­нием. А. В. Полторацкий, один из первых и немногих психологов, исследовавших психологические особенности отступления, отмечал: «Отступление всегда жес­токо подрывает дух частей, слишком поспешно отходящих, тем более "отбегаю­щих" с ничтожными потерями». Отступление, даже совершающееся по приказу, крайне угнетающе сказывается на соседях. «Соседи не будут догадываться, по приказанию это делается или нет, и такое отступление (отступление перебежка­ми) всегда будет иметь вид бегства...» [124, с. 29].

Анализируя психологические последствия отступления, К. И. Дружинин отме­чал, что сам факт отдачи «внезапного приказа об отступлении, т. е. объявление еще не побежденным войскам об их поражении, в высшей степени неправилен и показывает полное непонимание психологии бойца», и что «последствием будет их немедленная деморализация» [48, с. 25-26].

Опыт боевых действий свидетельствует о том, что психические состояния и поведение воинов в обороне в полной степени определяются качеством инженер­ного оборудования позиций снабжения воинов боеприпасами, средствами инди­видуальной защиты, питанием, своевременным предоставлением отдыха, недо­пущением безделья, пьянства, расхлябанности, распространения упаднических настроений.

Важное значение для формирования стойкости, упорства, выносливости в обо­роне играет глубокое разъяснение ее целей, задач подразделений и каждого вои­на, групповой анализ предыдущих боевых действий, организация боевой и пси­хологической подготовки воинов с учетом опыта предыдущих боев.

Особое внимание командирами обращается на преодоление таких негативных явлений, как «танкобоязнь», «самолетобоязнь», «атомобоязнь» и др.

2.4. Психологические особенности ведения боевых действий ночью

Еще Геродотом описан факт стремления использовать ночные действия в целях расширения психологических возможностей воинов. Великолепно подготовлен­ные в боевом отношении македонские воины испытывали страх перед внешне страшными (крупными, лохматыми, бородатыми, экзотически одетыми) таджик­скими воинами. Стремясь исключить фактор страха в бою, многие военачальни­ки предлагали Александру Македонскому вести сражения с неприятелем в ноч­ное время. И это не случайно, ведь как писал в свое время Н. А. Корф: «Успех ночного боя основан почти целиком на духовных данных» [82, с. 41].

Существенные психологические особенности имеют боевые действия ночью. К важнейшим отрицательным особенностям относятся:

• нарушение ориентировки в пространстве;


Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих,,, _______________ 203

• действие эффекта новизны, неопределенности;

• снижение воинского мастерства воинов;

• затрудненность слаженных совместных действий;

• ухудшение управления подразделениями;

• возрастание тревоги и чувства изолированности от своих войск;

• усиление подверженности панике и др.

К положительным особенностям можно отнести:

• возможность достижения внезапности и вести боевые действия с дезоргани­зованным и деморализованным противником;

• возможность снизить страх перед противником, вызывающим страх визу­ально;

• снижается действие некоторых фобий (например, снайперобоязни, агорафо­бии (боязни открытых пространств) и др.).

Русский военный психолог С. К. Гершельман считал, что «...искусно прове­денные внезапные нападения ночью имеют огромное значение, т. к. беззабот­ный солдат, пробужденный вдруг ото сна, редко оказывает сопротивление; чем неожиданнее опасность, тем большей кажется она ему, и первой мыслью внезапно атакованного неприятеля есть не сопротивление, а спасение себя бегством» [40, с. 181].

Для предупреждения «срабатывания» негативных особенностей ночного боя необходимо в мирное время готовить личный состав к ночным действиям.

2.5. Психологические состояния воинов после выполнения боевой задачи

Ход и исход боевых действий во многом определяет поведение и психические со­стояния военнослужащих после боя. В этот период обычно наблюдается постепен­ное возвращение способности воинов критически мыслить, стремление отвлечься от переживаний боя путем выполнения какой-либо работы (уход за боевой тех­никой и оружием, приведение в порядок снаряжения и обмундирования, написа­ние писем и др.).

В случае неудачного завершения боевых действий у военнослужащих могут развиваться состояния неуверенности в своих силах и победе над противником, в компетентности командиров и др. Эти переживания приобретают большую ост­роту в случае больших потерь в людях и боевой технике.

С. К. Гершельман более двух столетий назад писал, что «ничего не может быть пагубнее для войск, как сознание полной бесцельности проведенного боя».... «Такое убеждение заставляет войска терять веру в начальника, а, следователь­но, и во все последующие распоряжения» [40, с. 181].

Во всяком случае, в этот период идет медленное восстановление интеллекту­альных способностей, самообладания. Общее состояние отличается усталостью, сонливостью, желанием лечь, отдохнуть; некоторой отрешенностью; малоподвиж-


204 ______________________ Раздел II, Психологическая работа входе ведения боевых действий

ностыо; избеганием контакта глазами; ночными кошмарами, способными спрово­цировать массовую панику; желанием занять себя чем-либо, чтобы отвлечься от размышлений о бое.

Преодолению негативных психических состояний способствуют разъяснение военнослужащим причин неудач, путей и способов восстановления боеспособно­сти; активная подготовка личного состава к дальнейшим действиям; усиление ненависти к врагу; актуализация широких социальных мотивов поведения вои­нов и др.

В этот период рекомендуется: дать возможность воинам отдохнуть, чтобы вос­становить физические и психические силы; после отдыха вовлечь их в активную несложную деятельность, подбодрить добрым словом, избегая укоров за ошибки во время боя; организовать оказание быстрой помощи раненым, психотравмиро-ванным, их эвакуации, торжественного захоронения погибших сослуживцев.

Таким образом, различные виды боя и его этапы имеют явно выраженные пси­хологические особенности. Их учет позволит целенаправленно и предметно стро­ить психологическую работу по подготовке личного состава полка к выполнению конкретных боевых задач.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды эмоциональных проявлений отражают динамику психических состояний воинов в наступательном бою?

2. Что выступает в роли предпосылок для формирования у воинов высокого наступательного порыва?

3. Что отличает в эмоциональном отношении оборонительные боевые действия?

4. Что характеризует в поведенческом отношении оборонительные боевые дей­ствия?

5. Какие существенные психологические особенности имеют боевые действия ночью?

Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме

1. Вольф К. М. Из дневника командира полка // Военный сборник. 1908. № 6.

2. Гершелъма С. К. Нравственный элемент под Севастополем. — М., 1897.

3. Дружинин К. И. Исследование душевного состояния воинов в различных слу­чаях боевой обстановки по опыту русско-японской войны 1904-1905 гг. — СПб., 1910.

4. Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских во­инов. - М., 1872.

5. КараяниА. Г. Психологические особенности боевых действий военнослужа­щих в различных видах боя и в условиях применения ОМП // Военная пси­хология: методология, теория, практика. — М., 1998.

6. Корф Я. А. О воспитании воли военачальников // Общество ревнителей во­енных знаний. Кн. 1. — СПб., 1906.

7. Полторацкий А. В. По поводу статьи — отступление перебежками // Русский инвалид. 1907. № 114.


Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих



8. Полянский В. Н. Иллюзия закрытия // Русский инвалид. Приложение. 1909. № 272.

9. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.

 

10. Шумков Г. Е. Рассказы и наблюдения из настоящей русско-турецкой вой­ны. — Киев, 1905.

11. Шумков Г. Е. Душевное состояние воинов в ожидании боя (по наблюдениям офицеров) // Военный сборник. 1913. № 5.

12. Шумков Г. Е. Чувство тревоги как доминирующая иллюзия в период ожида­ния боя // Военный сборник. 1913. № 11.

13. Шумков Г. Е. Эмоции страха, печали, радости и гнева в период ожидания боя // Военный сборник. 1914. № 2.

14. Шумков Г. Е. Душевное состояние воинов после боя // Военный сборник. 1914. №11.


Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ОМП И ВЫСОКОТОЧНОГО ОРУЖИЯ

В соответствии с современными военно-научными взглядами и положениями боевых документов общевойсковой бой может вестись с использованием как обычного оружия, так и оружия массового поражения (ОМП). Хотя производ­ство и хранение химического и бактериологического оружия в большинстве стран запрещено, наличие бинарных составов, не уничтоженных запасов, ведущиеся секретные разработки новых аналогичных средств, существование возможности разрушения предприятий химической промышленности, специальных НИИ зас­тавляют прогнозировать их влияние на психику и боевую деятельность личного состава. По масштабности воздействия на боевую технику и военнослужащих вплотную приближается к категории ОМП оружие несмертельного действия1.

Усиленными темпами развивается высокоточное оружие (разведывательно-ог­невые и разведывательно-ударные комплексы, ракеты и снаряды точного наведе­ния и др.).

Все перечисленные средства отличаются выраженными особенностями влия­ния на человеческую психику. Знание этой специфики позволяет подготовить людей, предупредить действие фактора новизны, неожиданности, внезапности, быстро преодолеть психологические последствия их применения.

3.1. Психологическая характеристика боевых действий войск в условиях применения ОМП и высокоточного оружия

К числу наиболее мощных боевых средств по праву относится ядерное оружие.

О характере его влияния на психику и боевую деятельность воинов сегодня
нельзя говорить с достаточной научной точностью, т. к. таких исследований не

К обычному оружию относятся все огневые и ударные средства, применяющие артилле­
рийские, зенитные, авиационные, стрелковые, инженерные боеприпасы, ракеты в обыч­
ном снаряжении, зажигательные боеприпасы и огнесмеси и др. К ОМП традиционно от­
носят ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) оружие. Под оружием
несмертельного действия понимаются средства создания электромагнитных импульсов,
генераторы инфразвука, лазеры, химические и биологические рецептуры, способные из­
менять структуру материалов основных элементов боевой техники, вещества, выводя­
щие из строя топливо, смазку, резинотехнические изделия, дезорганизующие психиче­
скую деятельность, поведение, нарушающие здоровье людей, не приводя к их гибели.


Глава 3. Психологические особенности действий личного состава...



проводилось. Вместе с тем изучение поведения людей в чрезвычайных ситуациях по описаниям последствий атомной бомбардировки Хиросимы, Нагасаки, испы­таний ядерного оружия с участием людей в нашей стране, Китае и США, при­родных бедствий (землетрясения, ураганы, наводнения, горные обвалы и др.). крупных техногенных катастроф позволяет прогнозировать основные реакции и состояния воинов в условиях применения ОМП.

Каковы же психические явления, порождаемые применением ядерного оружия?

Прежде всего, это специфическое психотравматическое действие поражающих факторов ядерного оружия (световое излучение, проникающая радиация, удар­ная волна, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс) па нервную систему и психику военнослужащих.

Психологическое воздействие светового излучения. Исследования показывают, что мужчины из всех возможных бед больше всего боятся потерять зрение и стать импотентами [33; 80; 169]. Страх перед данными нарушениями — один из самых сильных психологических факторов, воздействующих на войска. В результате спе­цифического действия светового излучения возможны временная потеря зрения и полная слепота отдельных военнослужащих и целых воинских подразделений.

Психологические реакции, вызываемые ослеплением, известны с древних вре­мен. На поле боя нередко случалось так, что частично или полностью ослеплен­ные солдаты поддавались панике, психологическому шоку, переставали отличать своих сослуживцев от солдат противника, проявляли импульсивные, неконтро­лируемые защитные реакции и поражали своим огнем сослуживцев. Однако с созданием ядерного оружия возникала перспектива одновременного ослепления сотен или тысяч людей в результате одного взрыва.

Световое излучение вызывает многочисленные возгорания. Человек легко под­дается панике, если ему угрожает огонь. Многие считают смерть в огне самой му­чительной. Из-за врожденного страха перед огнем можно ожидать развития у воен­нослужащих так называемых «термических неврозов» [169, с. 217].

Повышение температуры воздуха до чрезвычайных значений усилит хаос, ца­рящий на поле боя после применения ядерного оружия.

Психологический эффект ударной волны. Изменение картины поля боя, де­зориентация, ошеломление, ужас. Другим фактором, вызывающим ядерный нев­роз, является страх перед эскалацией применения ядерного оружия, влекущей за собой разрушение родных городов, гибель родных и близких.

Ударная волна и световое излучение в считанные секунды до неузнаваемости изменяют боевой пейзаж. Перед взором воина может возникнуть картина невидан­ных разрушений, завалов, очагов пожаров, большого количества выведенной из строя боевой техники, пораженных военнослужащих, сопровождающаяся мощ­ными звуковыми раздражителями. Воины увидят жуткую картину горящих ле­сов, строений, боевой техники, людей.

Изучение показывает, что пребывание в таких условия, как правило, сопровож­даются нарушением восприятия, внимания, ориентировки в пространстве, времени, боевой ситуации. На основе физических травм (особенно головного мозга), ожогов, ранений возможно развитие психических расстройств различной тяжести.

Психологическое воздействие проникающей радиации и радиоактивного за­ражения. Проникающая радиация может оказывать воздействие на психические


208 ______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

состояния воинов как непосредственно (через поражение жизненных процессов в нервных клетках и расстройство условно-рефлекторных связей в коре головно­го мозга), так и своим устрашающим эффектом.

Психологический эффект проникающей радиации и радиоактивного зараже­ния местности обусловлен определенными факторами.

Во-первых, воздействие радиации ни с чем не сравнимо. Большинство вои­нов не имеет опыта действий на зараженной местности. В результате срабатывает известная психическая закономерность: «Чего не знаю, того боюсь», т. е. действу­ет эффект новизны.

Во-вторых, радиация не имеет цвета, запаха, звука, вкуса и обнаруживается только с помощью специальных приборов. При их отсутствии или выходе из строя наличие радиоактивного заражения может предполагаться всегда, преувеличи­ваться или, напротив, игнорироваться. Это ведет к формированию у военнослу­жащих неверия в собственные силы, недоверия к людям, ответственным за конт­роль над радиоактивным заражением местности и людей.

Перечисленные факторы могут породить такое особое психологическое явле­ние, как атомобоязнь или индивидуальный ядерный невроз [169, с. 218]. («не­вроз радиации»).

Оно характеризуется тем, что даже опытные воины, страдающие ядерным не­врозом, будут повсеместно «обнаруживать» признаки выпадения радиоактивных осадков (роса, туман, лужи, бурые пятна на почве и деревьях, пыль и др.), тракто­вать обычные нервно-психические реакции (головокружение, головная боль, тошнота, слабость в мышцах, жажда и др.) как симптомы лучевой болезни. Они отказываются от воды и пищи, сторониться товарищей, жалуются на симптомы радиоактивного поражения, становятся особенно подверженными слухам и па­нике, испытывают парализующее чувство тревоги, смертельной опасности, по­вышенную чувствительность к слухам о радиации, о полной невозможности за­щититься от нее. Особенно травмирующе действуют на людей страхи, связанные со способностью радиации вызывать импотенцию и раковые заболевания.

Американский специалист полковник Ригг описывает события, связанные с испытанием ядерного оружия. При проведении операции «Сэндстоунн» в 1948 г. солдаты, находившиеся на атолле Энивиток, где происходили эти испытания, начали нарасхват закупать сигареты в военных магазинах. На атолле не остава­лось коренных жителей, продавать сигареты по спекулятивным ценам было некому, и тем не менее спрос на них был больше нормального. Когда провели расследование, оказалось, что некоторые солдаты обшивали шорты фольгой от сигарет. И это несмотря на то, что им говорилось следующее:

а) фольга не обеспечивает защиту;

б) удаление от эпицентра взрыва безопасно [174, с. 216].

Как это ни странно, развитию атомобоязни будет способствовать применение защитных противохимичесиких комплектов. Как правило, через несколько ча­сов работы в таких костюмах воины начинают страдать от психических рас­стройств. Причиной является существенное изменение режима теплообмена. Температура воздуха иод прорезиненным костюмом может достигать 65 граду-


Глава 3. Психологические особенности действий личного состава... ________________ 209

сов. Нахождение в нем военнослужащего в течение трех часов снижает его бое­способность на 50-80%. Маска противогаза существенно затрудняет обзор, так как очки запотевают от дыхания. Почти вдвое снижается способность военно­служащих слышать и разговаривать друг с другом.

Усугубляющее действие оказывают возникающие у воина, действующего в за­щитном костюме, ощущения его физической изолированности от товарищей [169, с. 218].

Кроме этого многие реакции организма на действия в таком костюме (учащен­ное сердцебиение, усиленное потоотделение, затрудненность дыхания и т. д.) совпадают с первичными признаками радиационного поражения. Находясь один на один с собой, военнослужащий не всегда правильно может объяснить данные симптомы.

Развитие ядерного невроза ускоряется, если военнослужащий, заподозривший радиоактивное заражение, сделает себе инъекцию атропина. Лекарство вызы­вает обезвоживание организма, расстройство двигательного аппарата, наруше­ния мышления. Все это многократно усугубляет психическое состояние психо­логически неподготовленного военнослужащего.

Сильное психологическое воздействие на воинов оказывает применение про­тивником отравляющих веществ1.

Впервые химическое оружие было широкомасштабно применено Германией 22 апреля 1915 г. при битве у г. Ипр в Бельгии, когда было использовано 5000 емко­стей с хлором. В качестве целей были выбраны две лучшие французские дивизии. Часть личного состава погибла, часть получила поражения различной степени, дру­гие были обращены в бегство. В линии союзников была образована брешь шириной 8 км. Впоследствии имело место неоднократное применение химического оружия. По приблизительным данным в период Первой мировой войны жертвами хими­ческого оружия стали 1 млн 300 тыс. чел. Из них 92 тыс. погибли. Более одной тре­ти всех потерь, прежде всего смертельных, понесли русские войска.

Американский план вторжения в Японию в годы Второй мировой войны пре­дусматривал широкомасштабное применение химического оружия против граж­данского населения с целью сведения к минимуму потерь среди союзных войск.

Японские войска неоднократно применяли химическое оружие против китай­ских войск и гражданского населения. Химическое оружие использовалось во Вьетнаме, Камбодже, Йемене, Иране, Ираке.

Так, в ходе изучения влияния на людей (вследствие утечки и в районах аварий) несмертельных доз нервно-паралитических ОВ установлено: поведенческие и психические симптомы, некоторые психические расстройства у пострадавших сохраняются еще около двух месяцев после поражения, что значительно превы­шает период восстановления биологических показателей крови до нормы. Пси­хологическая симптоматика отравления характеризуется сужением сознания, возникновением и усилением беспокойства, безотчетного страха, стремлением

Химическое оружие является одним из тех видов оружия, которое может стать самым смертоносным в будущей войне..


210 ____________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий

убежать, депрессией, манией преследования, подозрительностью, быстрой утом­ляемостью. На специальном учении американских войск с применением ОВ у 20% военнослужащих были выявлены психические расстройства, обусловившие прекращение выполнения ими стоящих задач [33].

Применение химического оружия сопровождается психическими расстройства­ми широкого спектра. Так, по подсчетам британской армии, проведенным в 1921 г., из 600 000 личного состава союзных войск, пораженных в результате применения ХО в первой мировой войне, не менее 400 000 имели психические расстройства. Многие военнослужащие, испуганные предстоящим участием в боевых действиях, с помощью небольших палочек наносили себе на открытые участки тела иприт, который оставался на местности в капельножидком состо­янии после его применения. После появления нарывов на коже эти военнослу­жащие обращались за помощью в батальонные медицинские пункты и выбы­вали из строя на определенный промежуток времени.

В другом исследовании, проведенном в 1927 г. специалистами американской армии, отмечалось, что две трети лиц, обратившихся за помощью с симптома­ми поражения от химического оружия, не подвергались воздействию боевых отравляющих веществ. Большинство из них страдали от химического пораже­ния, но симптомы его были вызваны психосоматическими причинами [80].

Многие виды ОВ представляют собой химические соединения без цвета, вкуса и запаха и обнаруживаются только с помощью специальных приборов. Порой единственным способом определения наличия ОВ является снятие противогаза.

Возможность возникновения и распространения массовых инфекционных психических явлений (психозов). Информация о применении ядерного оружия, умышленно инсценируемая противником или распространяемая посредством слухов, способна вызвать панические настроения больших групп людей. Проник­новение психотравмированиых военнослужащих в расположение и боевые поряд­ки войск, не пострадавших от ядерного взрыва, будет способствовать их демора­лизации.

Опыт показывает, что при угрозе применения ядерного, химического и бакте­риологического оружия возможно возникновение ложных групповых и массовых поражений («психические инфекции»), развивающихся по механизму психиче­ского заражения и подражания.

Так, в годы Первой мировой войны в английской и французской армиях было ошибочно эвакуировано с поля боя 25 тыс. солдат, у которых отмечались симп­томы поражения ОВ, хотя они не находились в зоне применения газов. Другой пример. Батальон французского иностранного легиона в 1985 г. под­вергся ложной химической атаке на своей базе на Корсике. Эта часть до этого уже не раз проходила подобные испытания. Обычно самолет, пролетая над войс­ками на низкой высоте, сбрасывал на них воду в парообразном состоянии, ими­тируя применение ОВ.

Однако в тот раз инструкторы применили вместо воды безвредный порошок красного цвета, который был незнаком войскам. Когда личный состав батальона обнаружил, что засыпан порошком, он был потрясен. Все подумали, что произош-


Глава 3. Психологические особенности действий личного состава... _______________ 21_1_

ла страшная ошибка и применено настоящее ОВ. Это привело всех в состояние шока. Десятки солдат корчилось на земле, проявляя все признаки отравления ОВ. Некоторые еле дышали от ужаса, наблюдая.что творится вокруг. Осталь­ных охватила паника и они либо бежали, либо застыли на месте в ожидании смерти.

Большие объемы одновременной психотравматизации личного состава. На

Западе разработана статистическая модель возможных реакций военнослужащих на ядерный взрыв. Предполагается, что 12-25% личного состава сохранят способность выполнять боевую задачу, 75% временно и 10-25% на длительный срок утратят ее. Считается, что многие солдаты, не получившие физические повреждения, окажут­ся в состоянии психического шока: одни из них будут бесцельно бродить по полю боя, другие будут находиться в состоянии ступора, третьи откроют беспорядочный огонь по всему, что покажется им подозрительным, четвертые потянутся в тыл [4].

Резкое возрастание ответственности за управленческие решения. Примене­ние ядерного оружия многократно усилит психическую нагрузку на командиров всех уровней. Кроме прочих задач, перед ними встанет нравственная проблема о возможности и характере использования военнослужащих, получивших смер­тельную дозу радиации. Предполагается, что в течение некоторого времени (от нескольких часов до нескольких суток) они будут небоеспособны, но затем их состояние несколько улучшится и появится способность участвовать в боевых действиях еще 5-6 суток до своей неизбежной смерти (живые трупы).

Однако в современной войне ОМП не будет иметь абсолютного преобладания. Можно сказать, что война с применением обычных средств поражения имеет нео­бычные поражающие факторы.

Истребитель F-4 несет большую разрушительную силу, чем крылатая ракета с ядерной боеголовкой. Три боеприпаса объемного взрыва по эффекту примене­ния равны ядерной бомбе малой мощности. Такие высокоточные средства, как РСЗО MLRS, могут за 30 с доставить до целей 12 реактивных снарядов (или 8 тыс. противопехотных поражающих элементов; 28 ПТМ; 10 убойных элемен­тов типа SADARM — самонаводящихся боеголовок против бронецелей).

Главной психологической особенностью применения высокоточного оружия является ощущение постоянного нахождения «под колпаком» у противника. Про­тивник наносит удары по нашим войскам с филигранной точностью, а ответного удара нанести невозможно из-за того, что он находится на предельно далеком рас­стоянии и может не обнаруживаться.

В результате использования оружия несмертельного действия отрицательный эффект на деятельность воинов окажут мгновенная остановка и выход из строя бое­вой техники, систем оружия, нарушение связи, не поддающееся объяснению резкое ухудшение настроения, возникновение безотчетного страха, потеря зрения и др.

Таким образом, современный бой окажет мощное психотравмирующее воздей­ствие на воинов, часть из них не сможет продолжить участие в боевых действиях вследствие психических расстройств. Все это требует их тщательной психологиче­ской подготовки, учитывающей психологические особенности разных видов боевых действий и специфику проявления психики воинов в условиях применения ОМП.



Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.