КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая психологическая характеристика этапа подготовки к бою
В общем течении боя принято выделять этапы подготовки, ведения боя и этап после боя. Обстоятельная психологическая характеристика этих этапов была дана в конце XIX — начале XX в. выдающимися энтузиастами военно-психологического знания С. К. Гершельманом, Н. Н. Головиным, К. В. Дружининым, В. В. Заглухин-ским, Н. А. Корфом, А. А. Мокржецким, А. В. Полторацким, В. Н. Полянским, Г. Е. Шумковым и др. Так, до сих пор классическим считается описание психических переживаний воинов перед боем, данное Г. Е. Шумковым. Опираясь на систематизированные личные наблюдения, опросы участников боевых действий и опросы врачей, он установил, что подавляющее большинство участников сражения переносит дни, часы и минуты перед боем как тревожное ожидание. В этот период доминирующими являются следующие явления, характерные для поведения бойца: суетливость, излишняя говорливость, глубокая озабоченность, частое курение, стремление скорее идти в бой, повышенная чувствительность к всякого рода известиям [193; 196; 197; 198; 199]. Настроение воинов чрезвычайно лабильно, непостоянно и может, в зависимости от обстоятельств и известий, легко переходить из неприятно-томительного в повышенно-веселое состояние. Г. Е. Шумков тщательно анализирует специфику проявления каждого психического процесса, индивидуального и личностного качества военнослужащего. В интеллектуальном плане отмечаются: непрерывный поток различных мыс- Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих,.. _________ 197 лей, ослабленность внимания, неспособность сосредоточиться на чем-либо. В эмоциональном отношении отмечаются напряженность, ожидание чего-либо тяжелого, трудного. Характерными объективными показателями являются: учащение частоты пульса до 125 ударов в минуту, дыхания — до 30 тактов дыхания в минуту; повышение температуры тела до 39 градусов и т. д. Все это, по мнению Г. Е. Шумкова, отражает процесс мысленной психологической подготовки, настраивания себя военнослужащими на те опасности и трудности, с которыми придется столкнуться в предстоящем бою. С психологической точки зрения «душевное состояние воинов в ожидании боя есть состояние тревожного ожидания. Это состояние испытывают все воины, хотя степень выраженности его у различных лиц не одинакова в зависимости от многих условий» [197, с. 95]. Психологические особенности этапа ведения боевых действий определяются видом боевых действий (наступление, оборона) и применяемого оружия (обычное, ОМП) и будут рассмотрены ниже. 2.2. Психологическая характеристика наступательных боевых действий Психологические особенности наступательных боевых действий обусловливаются спецификой их целей, применяемых способов и средств вооруженной борьбы. Наступление имеет целью разгром (уничтожение) противника и овладение важными районами (рубежами, объектами) местности. Оно заключается в поражении противника всеми имеющимися средствами, решительной атаке, стремительном продвижении войск в глубину его боевого порядка, захвате вооружения, техники и намеченных районов (рубежей) местности. Отечественная военная наука определяет, что наступление может вестись на обороняющего, на наступающего (контрнаступление) и отходящего (преследование) противника, из положения непосредственного соприкосновения с ним и с ходу. Опыт показывает, чтобы достичь поставленных целей, наступление должно осуществляться в высоком темпе, безостановочно днем и ночью, в любую погоду с полным напряжением сил, при тесном взаимодействии частей и подразделений родов войск и специальных войск. Это во многом определяет особенности мотивации, психических состояний, боевой активности и взаимодействия военнослужащих. Наступление, как свидетельствуют многие известные военачальники, это, как правило, предпочитаемый военнослужащим вид боевых действий. Психологически это объясняется тем, что оно ассоциируется с боевым и духовным преимуществом, преобладающей волей предпринявшей его стороны. Это убеждение существует с давних времен. Солдатская мудрость сформулировала великий закон войны: «Лучшая оборона — это наступление», обозначив тем самым наиболее психологически приемлемый вид боевых действий: наступление оказывает особенно благотворное мобилизующее и активизирующее влияние на военнослужащих, когда оно предпринимается после ряда затеянных, не имевших успеха боев. В этом случае, как показывает опыт Великой Отечественной войны, оно связывается с надеждами на перелом в боевых со- Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий бытиях, с возможностью захватить инициативу, значительно приблизить победу над врагом. На когнитивном уровне переход к наступлению ассоциируется у воинов с тем, что военные руководители «наверху» тщательно просчитали, оценили, взвесили, выявили слабые места в боевом состоянии противника, сделали выводы из прошлых неудач, создали превосходящие силы, правильно выбрали время и место наступления, что, безусловно, обеспечит успех боя. В наступлении проявляется следующая психологическая закономерность эмоциональных проявлений, отражающая динамику психических состояний воинов, вызывая боевое возбуждение, азарт, душевный подъем. Это подавляет в человеке страх, колебания, обостренные реакции на угнетающие факторы боевой обстановки, мобилизует все возможности воинов, их волю, усиливает чувства ненависти к врагу [163, с. 321]. Большое число стоящих перед воинами задач по подготовке боевой техники, оружия, снаряжения к бою на какое-то время отвлекают их от психотравмиру-ющих переживаний. Наступательные боевые действия накладывают свой отпечаток на поведенческую активность воинов. Энергия, динамика наступательного движения способствуют развитию массового героизма, творческой боевой инициативы воинов. Этому в значительной мере способствуют процессы психического заражения и подражания. Они лежат в основе известной психологической закономерности: па фоне общих боевых успехов, массового боевого энтузиазма даже нерешительные люди проявляют активность и самостоятельность. По некоторым данным, даже раны, полученные в наступлении, заживают быстрее, чем в обороне. Участники боевых действий всегда указывали на то, что переход к наступлению сопровождается заметным усилением и активизацией социально-психологических связей между военнослужащими, сплочением воинских подразделений, повышением их «управляемости», дисциплины. Отношения коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки психологически как бы «втягивает» воинов в решение сложных и опасных задач, с меньшими психологическими издержками, создавая для этого дополнительную мотивацию. Опыт войн и других вооруженных конфликтов говорит о том, что воины отдают предпочтение наступлению еще и потому, что здесь в большей степени можно использовать психологический эффект внезапности, являющийся, по некоторым данным, причиной победы в 65% боев и операций. Одновременно с этим, в наступлении существенно снижается психологический «вес» боевых потерь. Результаты исследований военных специалистов показывают, что в среднем атакующие войска прекращают наступление лишь тогда, когда их потери вдвое превышают потери обороняющихся, тогда как обороняющиеся испытывают поражение, если их потери составляют лишь 25% от потерь наступающих [40]. Перечисленные особенности наступательных боевых действий позволяют сделать вывод о том, что здесь имеются благоприятные предпосылки для формирования у воинов боевых установок, высокого наступательного порыва. Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих Вместе с тем, с психологической точки зрения наступательные действия характеризуются рядом психологических сложностей. Во-первых, в силу того, что наступление ведется на территории, занимаемой противником, немалое значение имеет фактор неизвестности. Наступающим трудно предполагать, с каким огневым сопротивлением, системой инженерных заграждений, различного рода «ловушками» они столкнутся в глубине обороны врага. Поэтому каждый куст, холмик, разрушенный объект воспринимаются воинами как источник опасности. Особенно сложными в этом плане являются боевые действия в городе. Во-вторых, участвуя в наступательных боевых действиях, каждый военнослужащий должен однозначно сделать выбор идти навстречу риску, опасности. Практика показывает, что это крайне сложно. В исследованиях российских, американских, немецких и французских военных специалистов указывается на то, что в бою лишь 20-25% воинов проявляют необходимую активность (ведут прицельный огонь, целесообразно перемещаются на поле боя и т. п.), остальные проявляют активность, лишь находясь на виду у командира. В его отсутствие они прячутся в безопасное место, имитируют выход из боя техники, оружия, психическую или физическую травму, «сопровождают» в тыл раненых сослуживцев. В этих условиях большая психологическая нагрузка ложится на командиров подразделений: они призваны не только принять решение о том, чтобы послать людей навстречу опасности и всеми способами побуждать их к активным боевым действиям, но и сами демонстрировать пример бесстрашия [69; 163]. Опыт боевых действий в Афганистане показал, что делу вовлечения воинов в решение боевой задачи способствует разделение подразделений на «тройки», «пятерки» во главе с опытным, волевым военнослужащим, способным психически поддержать и мобилизовать сослуживцев. В таком случае каждый воин находится на виду у товарищей и жестко связан с ними отношениями функциональной зависимости. В - т р е т ь и х, еще Г. Е. Шумковым научно установлено, что практически все военнослужащие испытывают во время атаки сильный стресс. Стрессовое состояние достигает пика в тот момент, когда воин принимает решение подняться в атаку, покинуть укрытие. В этот период он нуждается в дополнительных побуждениях. И здесь большое значение имеют не только эмоционально и нравственно окрашенный призыв, боевой клич, пример сослуживцев, но и умение воина выполнить приемы экстренной волевой мобилизации, психической саморегуляции. Как свидетельствуют участники боевых действий, момент выхода из укрытия и вступления в бой многократно проигрывается в сознании, что обусловливает его существенное сужение и сосредоточение на одном-двух объектах боевой обстановки. Изучая состояние воина в момент атаки, русские военные психологи Вольф К. М., Полянский Н. В., Шумков Г. Е. установили, что она совершается в особом нервном состоянии, которое можно назвать «шоком». Вместе с тем, шок — это не полная выключенность сознания, потеря чувствительности и 200______________________ Раздел II. Психологическая работа в ходе ведения боевых действий заторможенность нервной системы, которые наблюдаются при тяжелых ранениях и психических травмах, а некоторое чувство, похожее на опьянение, всецело поглощающее существо человека. Это чувство мимолетно [36, с. 100]. Военнослужащие участвуют в совместной боевой деятельности без четкого контроля сознания, автоматически, и практически неуправляемы. Их ориентировка в обстановке боя может быть неадекватна, что вызовет усиление внутренних трудностей, рост числа ошибок в действиях. По мере приближения к противнику кажущаяся опасность растет, влияние боя с течением времени увеличивается, воин все более превращается в субъекта групповых, массовых действий, постепенно снижается его сознательная деятельность, повышается внушаемость, человек «превращается в автомат» [125, с. 15]. По оценкам Г. Е. Шумкова, когда на расстоянии примерно 200 шагов до противника бойцы бросаются бегом, у них развивается сила, которая движет вперед, преодолевая любые препятствия, они уже не отступят. Нравственная сила наступающих настолько велика, что противостоять наступающей лаве невозможно. После атаки, как правило, наступает сильная амнезия. Он отмечает, что «не встречал ни одного лица, который бы откровенно признаваясь, мог связно и последовательно рассказать, о чем он думал и что чувствовал во время сражения» [193, с. 5]. В этот период особое значение имеют авторитет, личный пример и психическая поддержка командира, боевого актива, опытных психически устойчивых воинов. Особое внимание военным руководителям следует уделить тому, чтобы в случае успешного наступления, преследования, окружения противника у воинов не возникло состояние эйфории, недооценки возможностей противника, снижения бдительности и боевой настороженности. Важная психологическая закономерность наступления состоит в том, что «порыв не терпит перерыва». В ходе боя особенности деятельности военнослужащих определяются их индивидуальными характеристиками, уровнем подготовленности, сплоченности отделений (групп), экипажей, расчетов, авторитетом командиров, развитием боевых событий, объемом и соотношением потерь, характером действий противника и т. д. 2.3. Психологические особенности оборонительных боевых действий Оборонительные боевые действия, как известно, преследуют цель отразить наступление превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать важные районы (объекты) местности и тем самым создать благоприятные условия для перехода в наступление. Отечественная военная наука определяет, что оборона в современной войне может носить позиционный и маневренный характер, осуществляться преднамеренно и вынужденно, готовиться заблаговременно и в ходе боя, в условиях соприкосновения с противником и в условиях отсутствия соприкосновения. Несмотря набольшие различия в тактике ведения той или иной разновидности оборонительного боя, имеются общие закономерности проявления психики и поведения воинов. Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих... _________ 2(Л В многочисленных исследованиях показано, что на когнитивном уровне оборонительные боевые действия оцениваются личным составом как момент потери боевой инициативы, достижения противником боевого превосходства «...ибо обороняющийся знает, что противник сильнее его, что он диктует ему свою волю» [48, с. 25-26]. При этом возможности противника (его оружия, боевой техники, тактических приемов, действий) нередко преувеличиваются. При умелом и активном психологическом воздействии противника на обороняющиеся войска у последних может формироваться миф о его неуязвимости, непобедимости. В эмоциональном отношении оборонительные боевые действия отличаются тем, что пропорционально их продолжительности возрастает неуверенность обороняющихся войск в своих боевых возможностях, развивается ощущение собственного бессилия, безысходности. Работа механизмов каузальной атрибуции ведет к тому, что ответственность за неудачу чаще всего возлагается на командиров и начальников («не могут, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»). Это сопровождается снижением авторитета военных руководителей, что еще более усугубляет неуверенность в возможности благоприятного изменения боевой ситуации, способствует развитию общей подавленности, раздражения, пессимизма. В обороне создаются условия для повышения эффективности психологических диверсий противника (распространение листовок, звуко- и радиовещания и др.), циркуляции панических слухов и настроений. Это особенно характерно для тех случаев, когда оборона организуется вынужденно, поспешно, в условиях сильного огневого воздействия и психологического давления противника, при ведении боя в изоляции от своих войск, зараженной местности. Вместе с тем, один из психологов, наиболее глубоко изучавший психологические особенности оборонительного боя, В. Н. Полянский, отмечал, что в обороне у воинов может возникать такая положительная реакция, как «иллюзия закрытия». Он пишет: «Все местные предметы, т. е. деревни, леса, строения, бугры и т. п., притягивают к себе воина, как магнит железо... Смертельная опасность порождает "иллюзию закрытия", т. е. стремления к тем закрытым местам, которые скрывают от взоров противника, но не укрывают от поражения огнем». Такая «иллюзия способствует в бою сохранению духовных сил воина». Будучи укрытым от взоров противника, он чувствует себя в достаточной степени укрытым от выстрелов» [125, с. 16]. Все это, по мнению Полянского, способствует предупреждению развития негативных переживаний у воинов и повышению их боеспособности. В поведенческом отношении оборонительные боевые действия характеризуются некоторым снижением управляемости, воинской дисциплины военнослужащих, сплоченности воинских подразделений. Вклинение противника, расчленение обороняющихся на части ведет к потере связи с подразделениями, росту изолированности отдельных групп воинов, к появлению лиц с «синдромом окруженца»[ 163, с. 322]. Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий Как подчеркивал еще К. И. Дружинин, «психика бойцов, при современных условиях продолжительности и упорства боя, может вынести какое угодно требуемое от нее напряжение, но только до тех пор, пока есть надежда на победу и армия стоит лицом к противнику» [48, с. 25-26]. При отступлении может развиваться чувство вины перед гражданским населением. А. В. Полторацкий, один из первых и немногих психологов, исследовавших психологические особенности отступления, отмечал: «Отступление всегда жестоко подрывает дух частей, слишком поспешно отходящих, тем более "отбегающих" с ничтожными потерями». Отступление, даже совершающееся по приказу, крайне угнетающе сказывается на соседях. «Соседи не будут догадываться, по приказанию это делается или нет, и такое отступление (отступление перебежками) всегда будет иметь вид бегства...» [124, с. 29]. Анализируя психологические последствия отступления, К. И. Дружинин отмечал, что сам факт отдачи «внезапного приказа об отступлении, т. е. объявление еще не побежденным войскам об их поражении, в высшей степени неправилен и показывает полное непонимание психологии бойца», и что «последствием будет их немедленная деморализация» [48, с. 25-26]. Опыт боевых действий свидетельствует о том, что психические состояния и поведение воинов в обороне в полной степени определяются качеством инженерного оборудования позиций снабжения воинов боеприпасами, средствами индивидуальной защиты, питанием, своевременным предоставлением отдыха, недопущением безделья, пьянства, расхлябанности, распространения упаднических настроений. Важное значение для формирования стойкости, упорства, выносливости в обороне играет глубокое разъяснение ее целей, задач подразделений и каждого воина, групповой анализ предыдущих боевых действий, организация боевой и психологической подготовки воинов с учетом опыта предыдущих боев. Особое внимание командирами обращается на преодоление таких негативных явлений, как «танкобоязнь», «самолетобоязнь», «атомобоязнь» и др. 2.4. Психологические особенности ведения боевых действий ночью Еще Геродотом описан факт стремления использовать ночные действия в целях расширения психологических возможностей воинов. Великолепно подготовленные в боевом отношении македонские воины испытывали страх перед внешне страшными (крупными, лохматыми, бородатыми, экзотически одетыми) таджикскими воинами. Стремясь исключить фактор страха в бою, многие военачальники предлагали Александру Македонскому вести сражения с неприятелем в ночное время. И это не случайно, ведь как писал в свое время Н. А. Корф: «Успех ночного боя основан почти целиком на духовных данных» [82, с. 41]. Существенные психологические особенности имеют боевые действия ночью. К важнейшим отрицательным особенностям относятся: • нарушение ориентировки в пространстве; Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих,,, _______________ 203 • действие эффекта новизны, неопределенности; • снижение воинского мастерства воинов; • затрудненность слаженных совместных действий; • ухудшение управления подразделениями; • возрастание тревоги и чувства изолированности от своих войск; • усиление подверженности панике и др. К положительным особенностям можно отнести: • возможность достижения внезапности и вести боевые действия с дезорганизованным и деморализованным противником; • возможность снизить страх перед противником, вызывающим страх визуально; • снижается действие некоторых фобий (например, снайперобоязни, агорафобии (боязни открытых пространств) и др.). Русский военный психолог С. К. Гершельман считал, что «...искусно проведенные внезапные нападения ночью имеют огромное значение, т. к. беззаботный солдат, пробужденный вдруг ото сна, редко оказывает сопротивление; чем неожиданнее опасность, тем большей кажется она ему, и первой мыслью внезапно атакованного неприятеля есть не сопротивление, а спасение себя бегством» [40, с. 181]. Для предупреждения «срабатывания» негативных особенностей ночного боя необходимо в мирное время готовить личный состав к ночным действиям. 2.5. Психологические состояния воинов после выполнения боевой задачи Ход и исход боевых действий во многом определяет поведение и психические состояния военнослужащих после боя. В этот период обычно наблюдается постепенное возвращение способности воинов критически мыслить, стремление отвлечься от переживаний боя путем выполнения какой-либо работы (уход за боевой техникой и оружием, приведение в порядок снаряжения и обмундирования, написание писем и др.). В случае неудачного завершения боевых действий у военнослужащих могут развиваться состояния неуверенности в своих силах и победе над противником, в компетентности командиров и др. Эти переживания приобретают большую остроту в случае больших потерь в людях и боевой технике. С. К. Гершельман более двух столетий назад писал, что «ничего не может быть пагубнее для войск, как сознание полной бесцельности проведенного боя».... «Такое убеждение заставляет войска терять веру в начальника, а, следовательно, и во все последующие распоряжения» [40, с. 181]. Во всяком случае, в этот период идет медленное восстановление интеллектуальных способностей, самообладания. Общее состояние отличается усталостью, сонливостью, желанием лечь, отдохнуть; некоторой отрешенностью; малоподвиж- 204 ______________________ Раздел II, Психологическая работа входе ведения боевых действий ностыо; избеганием контакта глазами; ночными кошмарами, способными спровоцировать массовую панику; желанием занять себя чем-либо, чтобы отвлечься от размышлений о бое. Преодолению негативных психических состояний способствуют разъяснение военнослужащим причин неудач, путей и способов восстановления боеспособности; активная подготовка личного состава к дальнейшим действиям; усиление ненависти к врагу; актуализация широких социальных мотивов поведения воинов и др. В этот период рекомендуется: дать возможность воинам отдохнуть, чтобы восстановить физические и психические силы; после отдыха вовлечь их в активную несложную деятельность, подбодрить добрым словом, избегая укоров за ошибки во время боя; организовать оказание быстрой помощи раненым, психотравмиро-ванным, их эвакуации, торжественного захоронения погибших сослуживцев. Таким образом, различные виды боя и его этапы имеют явно выраженные психологические особенности. Их учет позволит целенаправленно и предметно строить психологическую работу по подготовке личного состава полка к выполнению конкретных боевых задач. Вопросы для самоконтроля 1. Какие виды эмоциональных проявлений отражают динамику психических состояний воинов в наступательном бою? 2. Что выступает в роли предпосылок для формирования у воинов высокого наступательного порыва? 3. Что отличает в эмоциональном отношении оборонительные боевые действия? 4. Что характеризует в поведенческом отношении оборонительные боевые действия? 5. Какие существенные психологические особенности имеют боевые действия ночью? Дополнительная литература для самостоятельной работы по теме 1. Вольф К. М. Из дневника командира полка // Военный сборник. 1908. № 6. 2. Гершелъма С. К. Нравственный элемент под Севастополем. — М., 1897. 3. Дружинин К. И. Исследование душевного состояния воинов в различных случаях боевой обстановки по опыту русско-японской войны 1904-1905 гг. — СПб., 1910. 4. Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. - М., 1872. 5. КараяниА. Г. Психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах боя и в условиях применения ОМП // Военная психология: методология, теория, практика. — М., 1998. 6. Корф Я. А. О воспитании воли военачальников // Общество ревнителей военных знаний. Кн. 1. — СПб., 1906. 7. Полторацкий А. В. По поводу статьи — отступление перебежками // Русский инвалид. 1907. № 114. Глава 2. Психологические особенности боевых действий военнослужащих 8. Полянский В. Н. Иллюзия закрытия // Русский инвалид. Приложение. 1909. № 272. 9. Социальная и военная психология / Под ред. Н. Ф. Феденко. — М., 1990.
10. Шумков Г. Е. Рассказы и наблюдения из настоящей русско-турецкой войны. — Киев, 1905. 11. Шумков Г. Е. Душевное состояние воинов в ожидании боя (по наблюдениям офицеров) // Военный сборник. 1913. № 5. 12. Шумков Г. Е. Чувство тревоги как доминирующая иллюзия в период ожидания боя // Военный сборник. 1913. № 11. 13. Шумков Г. Е. Эмоции страха, печали, радости и гнева в период ожидания боя // Военный сборник. 1914. № 2. 14. Шумков Г. Е. Душевное состояние воинов после боя // Военный сборник. 1914. №11. Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ЛИЧНОГО СОСТАВА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ОМП И ВЫСОКОТОЧНОГО ОРУЖИЯ В соответствии с современными военно-научными взглядами и положениями боевых документов общевойсковой бой может вестись с использованием как обычного оружия, так и оружия массового поражения (ОМП). Хотя производство и хранение химического и бактериологического оружия в большинстве стран запрещено, наличие бинарных составов, не уничтоженных запасов, ведущиеся секретные разработки новых аналогичных средств, существование возможности разрушения предприятий химической промышленности, специальных НИИ заставляют прогнозировать их влияние на психику и боевую деятельность личного состава. По масштабности воздействия на боевую технику и военнослужащих вплотную приближается к категории ОМП оружие несмертельного действия1. Усиленными темпами развивается высокоточное оружие (разведывательно-огневые и разведывательно-ударные комплексы, ракеты и снаряды точного наведения и др.). Все перечисленные средства отличаются выраженными особенностями влияния на человеческую психику. Знание этой специфики позволяет подготовить людей, предупредить действие фактора новизны, неожиданности, внезапности, быстро преодолеть психологические последствия их применения. 3.1. Психологическая характеристика боевых действий войск в условиях применения ОМП и высокоточного оружия К числу наиболее мощных боевых средств по праву относится ядерное оружие. О характере его влияния на психику и боевую деятельность воинов сегодня К обычному оружию относятся все огневые и ударные средства, применяющие артилле Глава 3. Психологические особенности действий личного состава... проводилось. Вместе с тем изучение поведения людей в чрезвычайных ситуациях по описаниям последствий атомной бомбардировки Хиросимы, Нагасаки, испытаний ядерного оружия с участием людей в нашей стране, Китае и США, природных бедствий (землетрясения, ураганы, наводнения, горные обвалы и др.). крупных техногенных катастроф позволяет прогнозировать основные реакции и состояния воинов в условиях применения ОМП. Каковы же психические явления, порождаемые применением ядерного оружия? Прежде всего, это специфическое психотравматическое действие поражающих факторов ядерного оружия (световое излучение, проникающая радиация, ударная волна, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс) па нервную систему и психику военнослужащих. Психологическое воздействие светового излучения. Исследования показывают, что мужчины из всех возможных бед больше всего боятся потерять зрение и стать импотентами [33; 80; 169]. Страх перед данными нарушениями — один из самых сильных психологических факторов, воздействующих на войска. В результате специфического действия светового излучения возможны временная потеря зрения и полная слепота отдельных военнослужащих и целых воинских подразделений. Психологические реакции, вызываемые ослеплением, известны с древних времен. На поле боя нередко случалось так, что частично или полностью ослепленные солдаты поддавались панике, психологическому шоку, переставали отличать своих сослуживцев от солдат противника, проявляли импульсивные, неконтролируемые защитные реакции и поражали своим огнем сослуживцев. Однако с созданием ядерного оружия возникала перспектива одновременного ослепления сотен или тысяч людей в результате одного взрыва. Световое излучение вызывает многочисленные возгорания. Человек легко поддается панике, если ему угрожает огонь. Многие считают смерть в огне самой мучительной. Из-за врожденного страха перед огнем можно ожидать развития у военнослужащих так называемых «термических неврозов» [169, с. 217]. Повышение температуры воздуха до чрезвычайных значений усилит хаос, царящий на поле боя после применения ядерного оружия. Психологический эффект ударной волны. Изменение картины поля боя, дезориентация, ошеломление, ужас. Другим фактором, вызывающим ядерный невроз, является страх перед эскалацией применения ядерного оружия, влекущей за собой разрушение родных городов, гибель родных и близких. Ударная волна и световое излучение в считанные секунды до неузнаваемости изменяют боевой пейзаж. Перед взором воина может возникнуть картина невиданных разрушений, завалов, очагов пожаров, большого количества выведенной из строя боевой техники, пораженных военнослужащих, сопровождающаяся мощными звуковыми раздражителями. Воины увидят жуткую картину горящих лесов, строений, боевой техники, людей. Изучение показывает, что пребывание в таких условия, как правило, сопровождаются нарушением восприятия, внимания, ориентировки в пространстве, времени, боевой ситуации. На основе физических травм (особенно головного мозга), ожогов, ранений возможно развитие психических расстройств различной тяжести. Психологическое воздействие проникающей радиации и радиоактивного заражения. Проникающая радиация может оказывать воздействие на психические 208 ______________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий состояния воинов как непосредственно (через поражение жизненных процессов в нервных клетках и расстройство условно-рефлекторных связей в коре головного мозга), так и своим устрашающим эффектом. Психологический эффект проникающей радиации и радиоактивного заражения местности обусловлен определенными факторами. Во-первых, воздействие радиации ни с чем не сравнимо. Большинство воинов не имеет опыта действий на зараженной местности. В результате срабатывает известная психическая закономерность: «Чего не знаю, того боюсь», т. е. действует эффект новизны. Во-вторых, радиация не имеет цвета, запаха, звука, вкуса и обнаруживается только с помощью специальных приборов. При их отсутствии или выходе из строя наличие радиоактивного заражения может предполагаться всегда, преувеличиваться или, напротив, игнорироваться. Это ведет к формированию у военнослужащих неверия в собственные силы, недоверия к людям, ответственным за контроль над радиоактивным заражением местности и людей. Перечисленные факторы могут породить такое особое психологическое явление, как атомобоязнь или индивидуальный ядерный невроз [169, с. 218]. («невроз радиации»). Оно характеризуется тем, что даже опытные воины, страдающие ядерным неврозом, будут повсеместно «обнаруживать» признаки выпадения радиоактивных осадков (роса, туман, лужи, бурые пятна на почве и деревьях, пыль и др.), трактовать обычные нервно-психические реакции (головокружение, головная боль, тошнота, слабость в мышцах, жажда и др.) как симптомы лучевой болезни. Они отказываются от воды и пищи, сторониться товарищей, жалуются на симптомы радиоактивного поражения, становятся особенно подверженными слухам и панике, испытывают парализующее чувство тревоги, смертельной опасности, повышенную чувствительность к слухам о радиации, о полной невозможности защититься от нее. Особенно травмирующе действуют на людей страхи, связанные со способностью радиации вызывать импотенцию и раковые заболевания. Американский специалист полковник Ригг описывает события, связанные с испытанием ядерного оружия. При проведении операции «Сэндстоунн» в 1948 г. солдаты, находившиеся на атолле Энивиток, где происходили эти испытания, начали нарасхват закупать сигареты в военных магазинах. На атолле не оставалось коренных жителей, продавать сигареты по спекулятивным ценам было некому, и тем не менее спрос на них был больше нормального. Когда провели расследование, оказалось, что некоторые солдаты обшивали шорты фольгой от сигарет. И это несмотря на то, что им говорилось следующее: а) фольга не обеспечивает защиту; б) удаление от эпицентра взрыва безопасно [174, с. 216]. Как это ни странно, развитию атомобоязни будет способствовать применение защитных противохимичесиких комплектов. Как правило, через несколько часов работы в таких костюмах воины начинают страдать от психических расстройств. Причиной является существенное изменение режима теплообмена. Температура воздуха иод прорезиненным костюмом может достигать 65 граду- Глава 3. Психологические особенности действий личного состава... ________________ 209 сов. Нахождение в нем военнослужащего в течение трех часов снижает его боеспособность на 50-80%. Маска противогаза существенно затрудняет обзор, так как очки запотевают от дыхания. Почти вдвое снижается способность военнослужащих слышать и разговаривать друг с другом. Усугубляющее действие оказывают возникающие у воина, действующего в защитном костюме, ощущения его физической изолированности от товарищей [169, с. 218]. Кроме этого многие реакции организма на действия в таком костюме (учащенное сердцебиение, усиленное потоотделение, затрудненность дыхания и т. д.) совпадают с первичными признаками радиационного поражения. Находясь один на один с собой, военнослужащий не всегда правильно может объяснить данные симптомы. Развитие ядерного невроза ускоряется, если военнослужащий, заподозривший радиоактивное заражение, сделает себе инъекцию атропина. Лекарство вызывает обезвоживание организма, расстройство двигательного аппарата, нарушения мышления. Все это многократно усугубляет психическое состояние психологически неподготовленного военнослужащего. Сильное психологическое воздействие на воинов оказывает применение противником отравляющих веществ1. Впервые химическое оружие было широкомасштабно применено Германией 22 апреля 1915 г. при битве у г. Ипр в Бельгии, когда было использовано 5000 емкостей с хлором. В качестве целей были выбраны две лучшие французские дивизии. Часть личного состава погибла, часть получила поражения различной степени, другие были обращены в бегство. В линии союзников была образована брешь шириной 8 км. Впоследствии имело место неоднократное применение химического оружия. По приблизительным данным в период Первой мировой войны жертвами химического оружия стали 1 млн 300 тыс. чел. Из них 92 тыс. погибли. Более одной трети всех потерь, прежде всего смертельных, понесли русские войска. Американский план вторжения в Японию в годы Второй мировой войны предусматривал широкомасштабное применение химического оружия против гражданского населения с целью сведения к минимуму потерь среди союзных войск. Японские войска неоднократно применяли химическое оружие против китайских войск и гражданского населения. Химическое оружие использовалось во Вьетнаме, Камбодже, Йемене, Иране, Ираке. Так, в ходе изучения влияния на людей (вследствие утечки и в районах аварий) несмертельных доз нервно-паралитических ОВ установлено: поведенческие и психические симптомы, некоторые психические расстройства у пострадавших сохраняются еще около двух месяцев после поражения, что значительно превышает период восстановления биологических показателей крови до нормы. Психологическая симптоматика отравления характеризуется сужением сознания, возникновением и усилением беспокойства, безотчетного страха, стремлением Химическое оружие является одним из тех видов оружия, которое может стать самым смертоносным в будущей войне.. 210 ____________________ Раздел II, Психологическая работа в ходе ведения боевых действий убежать, депрессией, манией преследования, подозрительностью, быстрой утомляемостью. На специальном учении американских войск с применением ОВ у 20% военнослужащих были выявлены психические расстройства, обусловившие прекращение выполнения ими стоящих задач [33]. Применение химического оружия сопровождается психическими расстройствами широкого спектра. Так, по подсчетам британской армии, проведенным в 1921 г., из 600 000 личного состава союзных войск, пораженных в результате применения ХО в первой мировой войне, не менее 400 000 имели психические расстройства. Многие военнослужащие, испуганные предстоящим участием в боевых действиях, с помощью небольших палочек наносили себе на открытые участки тела иприт, который оставался на местности в капельножидком состоянии после его применения. После появления нарывов на коже эти военнослужащие обращались за помощью в батальонные медицинские пункты и выбывали из строя на определенный промежуток времени. В другом исследовании, проведенном в 1927 г. специалистами американской армии, отмечалось, что две трети лиц, обратившихся за помощью с симптомами поражения от химического оружия, не подвергались воздействию боевых отравляющих веществ. Большинство из них страдали от химического поражения, но симптомы его были вызваны психосоматическими причинами [80]. Многие виды ОВ представляют собой химические соединения без цвета, вкуса и запаха и обнаруживаются только с помощью специальных приборов. Порой единственным способом определения наличия ОВ является снятие противогаза. Возможность возникновения и распространения массовых инфекционных психических явлений (психозов). Информация о применении ядерного оружия, умышленно инсценируемая противником или распространяемая посредством слухов, способна вызвать панические настроения больших групп людей. Проникновение психотравмированиых военнослужащих в расположение и боевые порядки войск, не пострадавших от ядерного взрыва, будет способствовать их деморализации. Опыт показывает, что при угрозе применения ядерного, химического и бактериологического оружия возможно возникновение ложных групповых и массовых поражений («психические инфекции»), развивающихся по механизму психического заражения и подражания. Так, в годы Первой мировой войны в английской и французской армиях было ошибочно эвакуировано с поля боя 25 тыс. солдат, у которых отмечались симптомы поражения ОВ, хотя они не находились в зоне применения газов. Другой пример. Батальон французского иностранного легиона в 1985 г. подвергся ложной химической атаке на своей базе на Корсике. Эта часть до этого уже не раз проходила подобные испытания. Обычно самолет, пролетая над войсками на низкой высоте, сбрасывал на них воду в парообразном состоянии, имитируя применение ОВ. Однако в тот раз инструкторы применили вместо воды безвредный порошок красного цвета, который был незнаком войскам. Когда личный состав батальона обнаружил, что засыпан порошком, он был потрясен. Все подумали, что произош- Глава 3. Психологические особенности действий личного состава... _______________ 21_1_ ла страшная ошибка и применено настоящее ОВ. Это привело всех в состояние шока. Десятки солдат корчилось на земле, проявляя все признаки отравления ОВ. Некоторые еле дышали от ужаса, наблюдая.что творится вокруг. Остальных охватила паника и они либо бежали, либо застыли на месте в ожидании смерти. Большие объемы одновременной психотравматизации личного состава. На Западе разработана статистическая модель возможных реакций военнослужащих на ядерный взрыв. Предполагается, что 12-25% личного состава сохранят способность выполнять боевую задачу, 75% временно и 10-25% на длительный срок утратят ее. Считается, что многие солдаты, не получившие физические повреждения, окажутся в состоянии психического шока: одни из них будут бесцельно бродить по полю боя, другие будут находиться в состоянии ступора, третьи откроют беспорядочный огонь по всему, что покажется им подозрительным, четвертые потянутся в тыл [4]. Резкое возрастание ответственности за управленческие решения. Применение ядерного оружия многократно усилит психическую нагрузку на командиров всех уровней. Кроме прочих задач, перед ними встанет нравственная проблема о возможности и характере использования военнослужащих, получивших смертельную дозу радиации. Предполагается, что в течение некоторого времени (от нескольких часов до нескольких суток) они будут небоеспособны, но затем их состояние несколько улучшится и появится способность участвовать в боевых действиях еще 5-6 суток до своей неизбежной смерти (живые трупы). Однако в современной войне ОМП не будет иметь абсолютного преобладания. Можно сказать, что война с применением обычных средств поражения имеет необычные поражающие факторы. Истребитель F-4 несет большую разрушительную силу, чем крылатая ракета с ядерной боеголовкой. Три боеприпаса объемного взрыва по эффекту применения равны ядерной бомбе малой мощности. Такие высокоточные средства, как РСЗО MLRS, могут за 30 с доставить до целей 12 реактивных снарядов (или 8 тыс. противопехотных поражающих элементов; 28 ПТМ; 10 убойных элементов типа SADARM — самонаводящихся боеголовок против бронецелей). Главной психологической особенностью применения высокоточного оружия является ощущение постоянного нахождения «под колпаком» у противника. Противник наносит удары по нашим войскам с филигранной точностью, а ответного удара нанести невозможно из-за того, что он находится на предельно далеком расстоянии и может не обнаруживаться. В результате использования оружия несмертельного действия отрицательный эффект на деятельность воинов окажут мгновенная остановка и выход из строя боевой техники, систем оружия, нарушение связи, не поддающееся объяснению резкое ухудшение настроения, возникновение безотчетного страха, потеря зрения и др. Таким образом, современный бой окажет мощное психотравмирующее воздействие на воинов, часть из них не сможет продолжить участие в боевых действиях вследствие психических расстройств. Все это требует их тщательной психологической подготовки, учитывающей психологические особенности разных видов боевых действий и специфику проявления психики воинов в условиях применения ОМП. Раздел II. Психологическая работа входе ведения боевых действий
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |